Гендерные классы: Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения? | Материнство – Мальчики — отдельно, девочки — отдельно. Полезно ли гендерное обучение | Психология жизни | Здоровье

Гендерный класс: в чем преимущества раздельного обучения? | Материнство

Родители и ученые знают, что мальчики и девочки развиваются по-разному. Особенно это касается младшеклассников. Поэтому в России стали создавать «гендерные классы», где дети учатся раздельно, но вместе участвуют в школьных мероприятиях. В столичной школе №2120 дети уже три года получают образование таким образом. Учитель начальных классов школы №2120 Наталья Глазкова рассказала об особенностях гендерного обучения.

Раздельное обучение мальчиков и девочек

Система гендерного обучения не нова: разделять мальчиков и девочек в процессе обучения раньше было нормой. В царской России были кадетские классы и закрытые школы для мальчиков. Девочки обучались дома или в пансионах и институтах благородных девиц. Так же дело обстояло и в Европе. Собственно говоря, до середины прошлого века в нашей стране и советские дети так учились.

К раздельному обучению школьников решили вернуться буквально несколько лет назад. Сегодня раздельное обучение ведется в 64 регионах России, и такая форма образования существует в почти 500 школах страны. Можно сказать, что система обучения по гендерному признаку расширяет выбор для родителей и дает возможность раскрыть способности ребенка.

Присвоение классам статуса «гендерного» связано с понятием ГЭПа – городской экспериментальной площадки. Таким образом, Департамент образования расширяет возможности школ и у родителей появляется выбор между разными формами обучения. В школе №2120 уже три года в начальных классах существует параллельно-раздельное обучение. Мальчики и девочки обучаются в разных классах, но вместе участвуют в школьных праздниках, спортивных соревнованиях, концертах. Такой процесс образования учитывает возрастные особенности детей, а также их физиологические и психологические особенности.

Обучение детей в гендерных классах

У разнополых детей одного возраста есть несколько отличий в восприятии мира. У мальчиков левое полушарие созревает медленнее, а у девочек – правое. Девочки в раннем возрасте лучше «дружат» с цифрами, но категории пространства и времени вызывают у них трудности, которых нет у ребят.

По-разному дети воспринимают и информацию. Мальчики частенько схватывают все на лету, зато с закреплением материала у них возникают трудности: как только заканчивается эффект новизны (wow-эффект), внимание рассеивается. Девочки же методично повторяют и проверяют уже проделанную работу.

Мальчикам ближе эвристический путь познания: им нравится быть первооткрывателями. Им лучше предложить сначала самим выполнить задание, а потом обобщить, рассказать, как и почему надо было действовать. Ребят нужно «натолкнуть», чтобы они сами открыли закономерность, тогда они будут в тонусе в течение урока и легко запомнят и усвоят материал. Девочки же более эмоциональны: они лучше запоминают то, что произвело на них сильное впечатление.

Организация процесса обучения у девочек и мальчиков отличаются. Девочки, проиграв, обычно сильно расстраиваются. А мальчиков, наоборот, подстегивает дух соперничества, им нравится момент соревнования: это их заставляет думать быстрее, искать верные решения, чтобы ответить раньше всех.

Поэтому педагоги используют разные приёмы и формы преподавания, что в рамках смешанного класса реализовать довольно сложно. Управлять детьми в гендерном классе педагогу легче: он, как камертон, подстраивает себя под тип поведения (мальчиков или девочек) и может дать больше материала, не отвлекаясь на дисциплину.

Гендерные классы в школах

Из-за таких причин и создают «гендерные классы», в которых дети осваивают одну учебную программу. Однако, как показывает практика, обучаясь раздельно, дети усваивают ее эффективнее. Так, по объективным оценкам в школе №2120 показатель качества обучения у девочек составляет 74%, у мальчиков 67%.  

Стоит отметить, что в современной Англии раздельное обучение практикуют преимущественно частные пансионы. В рейтинге лучших школ острова 70% составляют заведения с гендерной дифференциацией. Аналогичные результаты наблюдаются и в Австралии. В течение нескольких лет ученые следили за успеваемостью 270 тысяч школьников, и пришли к выводу – мальчики, которые учились в раздельных классах, получали оценки на 15-20% выше, чем мальчики из классов со смешанной формой обучения.

В гендерных классах многим детям значительно комфортнее. Большинство учеников в таких классах чувствуют себя легко и непринужденно, практически все считают свои коллективы дружными. Психолог Джон Ф. Корсо (John F. Corso) в своих исследованиях отметил, что мальчики и девочки по-разному воспринимают информацию на слух.

Повышенный тон учителя девочки распознают, как крик. Мальчики, наоборот, могут не обратить внимание на тихую речь и перевести внимание на посторонние вещи.

Впрочем, улучшается не только психологический климат. По статистике Института гигиены детей и подростков, 40 лет наблюдавших за состоянием здоровья учащихся некоторых московских школ, смешанное обучение отрицательно влияет на здоровье 94% девочек: у них страдают кровеносная, пищеварительная и нервная системы, они чаще простужаются и как следствие – у них больше пропусков уроков. Так что многие специалисты называют гендерное обучение в числе «здоровьесберегающих технологий».

А в школе №2120 вообще улучшили эту форму образования. В одном из гендерных классов (мальчиков), где учится много ребят из материнских семей, с ребятами теперь занимается тьютор-мужчина, который учит мальчишек нивелировать споры и конфликты. Благодаря такому общению компенсируется мужское воспитание в этих семьях. В другом классе, где обучаются дети с диагнозами ОВЗ и СДВГ, со школьниками занимается тьютор-дефектолог.

Руководитель Научно-внедренческой лаборатории физиолого-здравоохранительных проблем образования администрации Московской области Владимир Базарный считает, что при совместном обучении мальчики подражают девочкам и перенимают присущие им качества: прилежность, стремление услужить и понравиться. У них пропадают заложенные природой протестные установки и черты мужского характера, мальчики начинают развиваться по женскому типу, усваивая женский эталон социального поведения. В раздельных же классах они учатся налаживать отношения в своем коллективе, не прячась за спины девочек, у них воспитываются типичные мужские черты: воля, смелость, решительность.

Раздельное обучение мальчиков и девочек

Раздельное обучение позволяет ребенку осмыслить свою личность, пройти процесс самоидентификации по половому признаку. Мальчикам – ощутить себя будущими мужчинами, защитниками, отцами – примерить на себя маскулинные роли. А девочкам – осознать себя будущими женщинами, мамами, хранительницами домашнего очага, мудрыми и нежными.

В будущем тенденция разделения классов может сохраниться и увеличиться. Переходить на всеобщую гендерную дифференциацию классов в школах в масштабах всей страны нет никакой необходимости, так как раздельная форма обучения предлагает родителям, в первую очередь, возможность выбора наиболее комфортных условий развития именно для их ребенка.

Дата публикации 18.12.2017
Автор статьи: Маргарита Тимофеева

Мальчики — отдельно, девочки — отдельно. Полезно ли гендерное обучение | Психология жизни | Здоровье

Сегодня гендерное обучение — скорее исключение из правил, чем тенденция. И все же в некоторых школах оно до сих пор сохранилось. Полезно ли разделять школьников? В этом вопросе попробовала разобраться

психолог Мария Меркулова.

Отсутствуют образцы чисто мужского и женского поведения

Начнем с того, что раздельное обучение было традиционным для дореволюционной России. Совместные классы создали для того, чтобы устранить неравенство между мужчинами и женщинами. В наше время ситуация такова, что девушки посещают психологов и различные тренинги на тему «Как развить в себе женскую энергию» или «Как найти настоящего мужчину». Сильному полу на консультации приходится объяснять, что такое мужское поведение в отношениях и какие они, эти непонятные мужские обязанности. В общем, неравенство устранили с избытком! Хотя, следует признать, поняли это уже в 40-е, когда попытались опять перейти на раздельное обучение. Но через некоторое время снова вернулись к совместному. Мне кажется, это произошло в большей степени из-за нехватки средств, в тяжелое военное и послевоенное время. 

Нет конкуренции с одноклассниками другого пола

Как большой плюс отмечу, что в раздельных классах между мальчиками и девочками нет конкуренции. Они соревнуются только между собой. К сожалению, в нашем обществе часто приходится видеть, как женщины конкурируют с мужчинами в отношениях. У них это получается спонтанно, потому что с детства девочка делала это в школе и ее мама поступает так дома с папой. Хорошо, если в семье партнерские здоровые отношения, тогда еще есть шанс избежать подобного поведения. 

Уходит тревога из-за оценки противоположного пола 

В средней школе особую важность приобретает оценка противоположного пола. В гендерных классах нет тревоги по поводу того, «как меня сегодня оценят девочки или мальчики». Соответственно, и на самооценку это не влияет. Нет тревоги — лучше успеваемость.

Меньше шансов развить комплекс неудачника у мальчиков 

Следует также отметить, что психологически и физиологически мальчики-ровесники отстают от девочек. При совместном обучении и равном подходе это может развивать у мальчиков комплекс неудачника.

Легче учитывать особенности мальчиков и девочек

Подход в обучении должен быть разным, поскольку для мальчиков часто важны цели, а для девочек — сам процесс тоже имеет значение. Иногда даже большее, чем результат.

Для мужчины цель — зарабатывать деньги, он ищет возможности, как это делать, особо не размышляя, как он себя при этом чувствует. Для женщины чаще важно получать удовольствие от самого процесса зарабатывания. Ей важно, чем она занимается, что она при этом испытывает, комфортно ли ей. 

Проще дать нужный образец поведения в лице учителя

В школе, особенно в начальных классах, учитель — это авторитет для ребенка, даже больший, чем родители. Часто можно услышать от детей, когда родители вставляют свои замечания при выполнении домашнего задания: «А вот Мария Ивановна так сказала делать!». От личности учителя во многом зависит отношение ребенка к учебе, а значит, к труду, да и вообще к жизни. Учитель — образец поведения, эмоциональных реакций на какие-то события. И в этом случае желательно, чтобы перед мальчиками был образец мужского поведения. Учителю-мужчине в классе мальчиков просто будет легче завоевать авторитет, заинтересовать ребят, вызвать уважение к себе. А учителю-женщине, соответственно, в классе девочек легче создать доверительную атмосферу. 

Дети усваивают правильные сценарии поведения

В смешанных классах по статистике мальчики чаще являются нарушителями дисциплины: опаздывают, не делают уроки, списывают, перебивают учителя. Часто случается, что половина урока уходит на то, чтобы восстановить рабочий процесс, наказать виновных. Учитывая, что большинство учителей в школе — женщины, то получается, что регулярно мальчики испытывают на себе отрицательные эмоциональные реакции, а иногда и вербальную агрессию от учителя-женщины, которая уже изначально стоит в позиции «сверху». А девочки с той же частотой наблюдают, как будущие мужчины подвергаются таким воспитательным мерам. И, конечно же, запоминают такой сценарий поведения, при гендарном обучении подобные ситуации просто исключены.

Дети не получают знаний о том, как строятся отношения с противоположным полом 

Как минус можно отметить, что в раздельных школах дети не видят, а соответственно, не могут получить знания, навыки того, как строятся в коллективе отношения между мальчиками и девочками, а в будущем, соответственно, между мужчиной и женщиной. Эти знания могли бы помогать им потом в развитии своей профессиональной деятельности, при взаимодействии в коллективе. Такой опыт можно было бы еще получать в семье, где много детей, во дворе. Но сейчас дети очень заняты учебой. После школы почти все занимаются с репетиторами или посещают курсы для успешной сдачи экзаменов. Наши дети перестали общаться, дружить, гулять во дворе, ходить друг к другу в гости. Получается, что кроме школы они больше нигде и не общаются в смешанных коллективах.

Смотрите также:

российский эксперимент и английская традиция

В последние годы в Британии появляется всё больше приверженцев идеи о раздельном образовании — не только в частном, но и в государственном секторе. Вот что заявил глава Ассоциации школ для девочек Алон Джонс — организации, объединяющей частные школы для девочек:

«Мальчики должны получать среднее образование отдельно от девочек, дабы избежать страха оконфузиться. Это поможет им справляться с экзаменационными испытаниями в возрасте от 11 до 16 лет». В своем интервью газете «Sunday Times» он добавил: «Если в классе много ярких, увлечённых учёбой, сосредоточенных и уверенных в себе девочек, это может подорвать самооценку у мальчиков, особенно у тех, кто не блещет способностями. В результате мальчишки не поднимают руку, дабы ответить на вопрос учителя, или демонстрируют незрелое поведение, лишь бы избежать насмешек.

Мальчики будут тянуть руку, если будут чувствовать себя в безопасности. Если они не будут опасаться насмешек и унижений. Как и девочки, мальчики подвержены страху».

Согласно статистике Департамента образования, обнародованной в октябре 2014 г., более 60% девочек получили, по меньшей мере, пять оценок C (удовлетворительно) и выше на экзаменах в госшколах, включая английский и математику. А вот среди мальчиков тот же показатель составил лишь 50,8%.

Джонс полагает, что во время важнейшего периода своего развития — полового созревания — мальчики и девочки должны обучаться раздельно. Кстати говоря, именно этой идее следуют школы так называемой «бриллиантовой системы» («diamond» model): девочки и мальчики обучаются в них совместно до 11 лет, затем разделяются до 16 лет, соединяясь вновь в последних классах школы.

По мнению Джонса, введение однополых классов в государственных школах поможет избежать снижения успеваемости среди мальчиков. «Я верю, что каждая госшкола должна рассмотреть возможность раздельного обучения мальчиков и девочек, особенно таким предметам, как английский, математика и научные дисциплины».

Однако далеко не все представители образовательной системы Британии разделяют подобное мнение. К примеру, глава Ofsted — надзорного органа, оценивающего качество образования в английских школах — сэр Майкл Уилшоу заявил: «Мальчики и девочки преуспевают в учёбе больше в условиях смешанной школы… если это хорошо управляемая школа».

Убеждённых сторонников и той, и другой точек зрения немало. Но, если бы у гендерного образования не было неоспоримых плюсов, оно бы, без сомнений, перестало существовать. Однако однополые школы в Англии по сию пору процветают и пользуются огромной популярностью. Большинство подобных школ демонстрируют высокие академические результаты и относятся к школам селективного типа — то есть отбирают учеников на базе многоступенчатых испытаний.

А, стало быть, раз спрос по-прежнему высок, вряд ли гендерные школы исчезнут с лица земли.

ИСТОЧНИК RU-UK.NET

Гендерное обучение в школе. Польза и вред раздельного обучения…

Гендерное обучение в школе. Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

Периодически в интернете с новой силой вспыхивают дискуссии о раздельном школьном обучении. Противники совместного приводят немало вполне разумных аргументов, сторонники тоже не лезут за словом в карман. В этом вопросе «намешано» много всего — начиная с религиозных догм, заканчивая чересчур прогрессивными подходами к «трансгендерной» тематике. Мы попробуем разобраться с тем, насколько целесообразно продолжать обучать девочек и мальчиков в одном классе, и есть ли будущее за раздельным подходом. Постараемся подойти к проблеме непредвзято и заранее не отметать ни одну из перспективных педагогических идей.

Гендерное обучение в школе: история вопроса

В настоящее время обучение на совместных принципах является общепризнанным атрибутом цивилизованного и гуманного к своим гражданам государства. Равноправие полов постулируется в качестве абсолютной догмы, и посягание на эти основы в идеологическом смысле не приветствуется даже со стороны авторитетных религиозных организаций. Естественно, так было не всегда — в России массовая традиция совместной учебы устоялась только в бурное послереволюционное время, в 20-е годы. Равные права для всех без исключения россиян гарантированы и современной Конституцией, касается это и обязательного среднего образования. Подобная ситуация и в большинстве цивилизованных стран, во всяком случае в государственном секторе, а вот в частных школах возможны варианты.

Надо отметить, что в советский период истории была попытка вернуться к раздельному подходу. В 40-е годы правительственным указом были образованы гимназии для девочек и мальчиков отдельно. Но просуществовал этот педагогический эксперимент сравнительно недолго — спустя десять лет школы вновь объединили. Сейчас немало видных общественных деятелей ратуют за раздельное преподавание школьных предметов, даже появился специальный термин — гендерное обучение. Само слово «гендер» в данном контексте означает половую принадлежность в социальном смысле. То есть, в современной западной педагогике понятием гендер почти целиком и полностью заменено привычное нам половое разделение, основанное на анатомии.

Это звучит несколько запутанно, но понять это различие необходимо, чтобы не возникало путаницы с принципами. Под гендером в актуальной психологической и педагогической литературе скрывается именно совокупность представлений о роли мужчины и женщины. То есть половая принадлежность не более чем данность, а гендер может быть скорректирован, выбран, переосмыслен и т.д.

Гендер в воспитании

Чтобы не путаться в современных американских и европейских работах по этой животрепещущей теме, обратимся к отечественным наработкам. Итак, половая принадлежность — как она формируется, и какие существуют риски? Для некоторых читателей покажется странным утверждение, что девочке половую идентификацию сформировать гораздо легче. Тем не менее, это так, во всяком случае, в российском обществе. Мальчик же по умолчанию должен доказывать свою мужскую сущность через поступки, реакции и прочие регулярные социальные взаимодействия.

Отсюда можно выделить проблему неполных семей, где воспитанием будущего мужчины зачастую занимаются мать и бабушка. Да и в полных «ячейках общества» нередко отец объективно много работает и практически отстранен от планомерного воздействия. Все это формирует некую систему ценностей, где во главе угла стоят послушание и конформизм. Специфические качества мужчины, такие как, например, целенаправленная активность, естественная агрессия, упрямство, в данной ситуации систематически «глушатся» неодобрением и наказанием.

Польза и вред раздельного обучения мальчиков и девочек

Современная школа не ставит перед собой задачу как-либо скомпенсировать такую распространенную ситуацию. Здесь просто дают определенный багаж знаний, кроме того девочки зачастую успешней в учебе, активней во внеклассных занятиях. В таких условиях «сам собой» формируется некий ролевой стереотип пассивного троечника, который не хочет ни за что отвечать, брать обязательства или даже просто пойти на конфликт когда это нужно.

Сторонники раздельного обучения справедливо отмечают, что формирование маскулинного начала в чисто мужском школьном коллективе происходит более активно и целостно. Большинство ситуаций в учебе и вне ее провоцируют мальчика раскрывать свои качества — конкурировать, спорить, двигаться вверх в иерархии и т.п. Без такой среды специфические мужские качества не получают выхода, и нужные в дальнейшей жизни упорство, выносливость, смелость, агрессия просто не формируются как черты характера.

Есть плюсы в таком подходе и для девочек. Их пики активности и способ усвоения материала несколько отличаются от «мальчикового», кроме того отсутствие раздражителей и мелких конфликтов освобождает интеллект для усвоения большего количества учебного материала. Конечно, все это может иметь индивидуальные формы, но, в общем, такие различия отрицать глупо. Чтобы гендерное обучение было действительно эффективным, необходимо проводить предварительное тестирование, возможно, и отдельно готовить будущих школьников к совместной учебе в чисто женском или мужском коллективе. Многие отечественные педагоги являются противниками раздельного школьного образования именно по причине его не универсальности, если так можно выразиться. Оно потенциально подходит далеко не всем, хотя и большинству — резюмируем этот принцип так.

Гендерное и раздельное образование в России

В постсоветский период нашей истории, когда образовательная система претерпевала коренные изменения, появились некоторые любопытные эксперименты по данной теме. Общий принцип, одобренный Министерством образования, заключается в раздельной форме учебного процесса. При этом перемены и внеклассные мероприятия вроде экскурсий и походов мальчики и девочки проводят зачастую совместно. Такой формой организации процесса как бы снимаются неизбежные негативные проявления в закрытом классе, где все ученики одного пола. В утрированной форме мы можем это наблюдать в фильмах про тюремную субкультуру, где культивируется агрессия, крайние формы нигилизма и асоциального поведения. Конечно, в школьных заведениях таких «ужасов» удается избежать, но риск своеобразной моды на насилие существует, с этим нужно считаться и не закрывать глаза на проблему.

В 2016 году прошли общественные слушания по результатам этого образовательного эксперимента, к которым были привлечены профильные и смежные специалисты. Расширение такого опыта по их результатам не предвидится. И дело не столько в косности и традиционализме системы, сколько в недостаточной доказательной базе сторонников. Единственный плюс состоит в том, что педагогическое сообщество услышало о методе, ознакомилось с его нюансами и достижениями. Достаточная информация способна развеять профессиональные и родительские страхи, которые иногда попросту «демонизируют» гендерное обучение в школе.

К слову, даже в московской школе, где данный эксперимент продолжается без малого десятилетие, так и не смогли набрать преподавательский состав, который полностью состоял бы из мужчин. Женщины по-прежнему играют определяющую роль и в семье, и в школе — вынести их за рамки даже самого смелого эксперимента пока не удается. Родительские оценки раздельного образования по большей части крайне позитивны, это нельзя не отметить. Дети с большей охотой посещают школу, ответственней готовятся к учебе. Их специфические гендерные качества развиваются более гармонично, и это отмечают даже сторонние наблюдатели за процессом. Если резюмировать вышеизложенное, можно констатировать, что на данном этапе российская образовательная система не готова к раздельной форме преподавания. У данного положения вещей есть масса причин, начиная с организационных и заканчивая идеологическими. Но сам гендерный подход однозначно интересен и перспективен, а значит, при накоплении опыта и позитивных результатов отношение к нему может быть пересмотрено.

см. Гимназии

см. Школы иностранных языков для детей

см. Подготовка детей к школе


Гендерное обучение в России: за и против

*Техническая расшифровка эфира

Александра Хворостова: Здравствуйте, уважаемые радиослушатели. У микрофона Александра Хворостова. Это программа «Угол зрения» на радио «Соль». Поговорим мы с вами о раздельном обучении в школе. Тема нашей программы звучит так: «Гендерное обучение в России: за и против».

Все больше и больше школ России переходит на гендерное обучение, то есть когда создают классы только для мальчиков и только для девочек или даже целые школы. По этому поводу психологи считают, что гендерное обучение особо полезно детям, у которых проблемы со здоровьем, воспитанием, успеваемостью, мол, мальчики и девочки должны воспитываться в абсолютно разной среде. Сегодня мы узнаем у экспертов их мнение. Кто-то за, кто-то против. Так вот, нужно ли гендерное обучение в России?

Если касаться немного истории вопроса, то в России такое раздельное обучение и воспитание существовало на протяжении достаточно многих лет, а может быть даже и веков. В Российской Империи раздельное обучение практиковалось почти во всех средних учебных заведениях. Исключение составляли только коммерческие училища и некоторые частные учебные заведения, где допускалось совместное обучение. Советская власть с первых же лет своего существования демонстрировала совершенно иной подход к школьной политике. В партийной программе РКП(б) говорилось о необходимости совместного обучения детей обоего пола. Мотивировалось это стремлением устранить так называемое существовавшее до революции неравноправие мужчин и женщин. И в 1918 году в школах страны обязательное совместное обучение ввели. Просуществовало оно без малого 25 лет. В 1943 году в условиях Великой Отечественной войны было введено раздельное обучение мальчиков и девочек в семилетних и средних школах во многих союзных республиках, в Москве, в Ленинграде. А в 1954 году по постановлению совета министров СССР совместное обучение мальчиков и девочек восстановили.

В современной России, как я уже сказала, достаточно часто появляются школы с раздельным обучением. О возвращении старых традиций стали говорить достаточно часто. Мы сейчас попытаемся поговорить с директором одной из таких школ, которая уже практикует гендерное обучение. Поговорим мы с директором образовательной организации Муниципальное автономное образовательное учреждение «Лицей № 6 города Благовещенска». Это Амурский край. Лицей №6 специализируется на гендерном обучении. Это школа еще духовно-нравственно-патриотического воспитания учащихся. Основана она была в 1912 году в честь празднования 100-летия со дня победы России в Отечественной войне 1812 года.

Пока мы связываемся с директором Еленой Игоревной Евглевской, могу сказать, как дела с гендерным обучением обстоят, например, за рубежом. В Америке сейчас, как и в России, растет повальное увлечение гендерным обучением. В Великобритании такое обучение было всегда. Правда, в последнее время некоторые школы перешли на совместное обучение, но англичане считают, что девочкам можно дать образование намного лучше, если воспитывать и обучать девочек и мальчиков отдельно. В Австралии в принципе мальчики и девочки учатся раздельно, власти считают, что это приносит детям даже какую-то пользу.

Мы связались с Еленой Игоревной Евглевской. Здравствуйте!

Елена Евглевская: Добрый вечер! У нас вечер, у вас, наверное, день.

А.Х.: У нас еще день, да. Скажите, пожалуйста, что стало причиной перехода вашей школы к раздельному, гендерному обучению?

Е.Е.: Мы являемся инновационной площадкой с прошлого года. В нашем лицее 35 кадетских классов. Вы знаете, наверное, что кадетские корпуса ведут гендерное обучение. Мы изучили опыт многих корпусов и решили, что нам это тоже подходит.

А.Х.: А опыт каких школ вы изучали?

Е.Е.: Мы изучили пансион московский для девушек Министерства обороны. Уссурийский наш кадетский корпус. И наш амурский кадетский корпус.

А.Х.: А у вас все классы с гендерным обучением? Или есть все-таки с совместным?

Е.Е.: У нас на каждой параллели два класса смешанных и три – гендерное обучение.

А.Х.: Это с младшей школы и буквально до выпуска, да?

Е.Е.: В этом году мы открыли первые классы на первой ступени обучения, пятые классы на второй ступени обучения и десятые классы на третьей ступни обучения.

А.Х.: Я знаю, что у вас в разных классах разные учителя. Это у вас такой большой штат сотрудников или вам приходилось искать учителей специально?

Е.Е.: Штат сотрудников у нас довольно-таки большой. Дело в том, что, изучив все материалы, мы в пятые классы, у нас 4 гендерных класса, 2 класса мальчиков и 2 класса девочек. В классах мальчиков классные руководители мужчины, в классах девочек – женщины. В десятых классах то же самое. В первых классах мы определили учителя, который воспитывал мальчиков. Это педагог, у которого муж и два сына. Старались подбирать так, потому что психологически она уже готова к обучению мальчиков. А у девочек в начальной школе педагог, который воспитывает двух девочек, то же самое.

А.Х.: А программа обучения таких классов одна и та же?

Е.Е.: Программа во всех классах одна и та же. Но подходы, психологические подходы разные, конечно же.

А.Х.: Например? Увеличивается количество часов на одном предмете или как? В чем разность?

Е.Е.: Подходы разные. Если мальчику у нас необходим результат, а затем он исследовательски подходит к этому результату, то для девочки наоборот. Конечно, мы увеличили математику, физику. В начальной школе, конечно, нет. Робототехнику ввели для мальчиков. У нас есть еще ресурсный центр, где ребята после уроков, если это первая смена, или до уроков, если это вторая смена, занимаются судовождением, авиастроением. Эти предметы у нас уже очень хорошо развиты, где работают у нас мужчины. Тем более, у нас есть в наличии корабли. Полевая практика у нас на кораблях. Это подготовка мальчиков к судовождению. Мы работаем очень тесно с МЧС и ГИМС, с нашим знаменитым Дальневосточным военным училищем им. Рокоссовского. Офицеры приходят, у нас строевую проводят. Сегодня очень много семей, где женщины растят детей без отцов. Мы эту проблему очень хорошо решаем за счет того, что к нам приходят курсанты и офицеры, которые занимаются мальчишками.

Для девочек немножко попроще. Хореография у нас и для мальчиков, и для девочек вместе проводится. Для девочек это больше то, что понадобится им в хозяйстве. Это декупаж, вязание, изготовление каких-то сувениров, которые понадобятся не только по дому, но и для того, чтобы кого-то поздравить, какого-то привлечь. К тому же, и в тех, и в других классах ведется этика – как себя вести, как себя преподнести, как общаться с мальчиками. У них же только уроки раздельно. Все мероприятия проводятся совместно.

Конечно, мы сразу увидели, дисциплина и у мальчишек, и у девчонок. Мы же знаем, что девочки иногда очень остро реагируют на неудачу, если они проигрывают. А у мальчишек наоборот, соперничество, оно подстегивает, заставляет быстрее думать, искать ответ. Поэтому одну и ту же дисциплину дети изучают разными темпами. Часто по-другому строится и сам урок. Допустим, у нас биологию ведет Галина Ивановна Дьяченко. Она говорит: «Я рассказываю о растениях, девочки сразу приводят примеры из дома, а мальчишки только в космос у меня не летят, они совершенно по-другому думают, говорят». Посмотрим. Мы первый год начали работать. Я думаю, что у нас все получится. С удовольствием учителя идут на уроки и перерабатывают даже уже подготовленные уроки.

А.Х.: То есть вы только в этом году перешли на гендерное обучение, да?

Е.Е.: Да. В прошлом году мы готовились к гендерному обучению, мы защищали свои программы, изучали психологию. С нами работали психологи, мы изучали материал в интернете и по книгам. А с 1 сентября мы начали работать.

А.Х.: А как сами ученики? Они с радостью перешли на такое обучение? Или были какие-то волнения, неприязнь к этому решению?

Е.Е.: Если бы у них была неприязнь, у нас есть еще классы, в которых они могут совместно обучаться. Это во-первых. Во-вторых, у нас на этой же параллели есть классы, где они могут обучаться совместно.

А.Х.: А где больше учеников – в совместных классах или в раздельных?

Е.Е.: А раздельных класса на сегодняшний день пока больше учеников. Может быть, потому что это новое. Может быть, потому что родители дают нам возможность или поверили в нас, что мы сможем дать знания лучше. Потому что ведь материал дается для мальчиков одинаковый и для девочек по-другому совершенно. Младшие классы спокойно отреагировали. Мальчишки, которые пришли из детского сада, это первый класс, они говорят: «Нам без девчонок лучше». Это малыши. Пятые классы сегодня лидеры. Пока еще у них идет даже между классами соревнование, какой класс будет лучше. Вот это мы в первую неделю увидели. Для старшеклассниц – кто-то говорит, что лучше бы совместно было, потому что у них общие взгляды. Кому-то все равно. Кто-то не желает. Но чтобы переходы из одного класса в другой – пока этого не наблюдается. Из десятых у нас один класс мальчиков, один класс девочек и один класс смешанный. Возможность перейти – что из совместного в класс гендерного обучения, что наоборот – есть, это не возбраняется.

А.Х.: О каких-то результатах обучения пока рано говорить. А как насчет дисциплины? Лучше она стала, хуже или на том же уровне? Или у вас в принципе дети не опаздывают, ведут себя, как кадеты, правильно на уроках?

Е.Е.: Вообще-то да, у нас замечается, хоть мы и строем ходим, но у нас дисциплина, конечно, есть. Малыши уже присели, первоклашки. Их, во-первых, к дисциплине привела форма. Когда ребенок надевает форму, это его дисциплинирует. Малыши, конечно, у нас еще ходят без погон, потому что посвящение в кадеты у нас будет в октябре. Мы им пока только рассказываем кодексы кадетской чести, как нужно себя вести, помогать девочке, где-то ручку ей подать, как нужно на уроках себя вести. Мы сейчас объясняем им. В столовую они идут – строятся. На уроке они также сдают рапорт. Должны быть дисциплина. Но их уже посадили, ребятишек. То есть если в обычном классе, у нас три класса первых обычных и три класса гендерного обучения. В смешанных классах еще видим шевеление на уроках, хоть у них уроки адаптационные, по полчаса, то в этих классах уже ребятишки сидят. Дисциплина у них уже организовалась, они уже слушают учителя. Здесь как-то побыстрее мы присели.

В пятых у нас не было вообще проблем. Они сразу сели, сразу дисциплина у них. Они в форме уже ходят давно. И с десятыми тоже у нас проблем нет с дисциплиной. На уроки они не опаздывают

А.Х.: А родители смело ли отдали детей-первоклашек в такие раздельные образования? Как вы с ними разговаривали на эту тему? Как работали именно с родителями? Есть же и те, и те классы, да?

Е.Е.: Да, у нас три класса смешанных и три класса кадетских.

А.Х.: И как, смело отдавали или были те, кто сомневались и отдали ребенка все-таки в гендерный класс?

Е.Е.: Были такие, конечно. И те, кто сомневаются. Они сразу спросили: «Если нам не понравится, если что-то нас не устроит, мы можем перейти в другой класс?». Да, конечно, без проблем. Родитель уже успокоился тем, что если он будет недоволен обучением в этом классе и воспитанием в этом классе, то у них есть возможность перейти в любой класс совместного обучения.

А.Х.: Пока прецедентов таких не было, да?

Е.Е.: Пока нет.

А.Х.: Правда, обучение-то всего ничего длится.

Е.Е.: Конечно. Еще рано об этом говорить.

А.Х.: Планируете ли вы в дальнейшем всю школу перевести на гендерное обучение?

Е.Е.: Мы посмотрим этот год. Но я думаю, что в любое время и в любой год есть родители, которые за гендерное обучение. Если таких будет большинство, то мы перейдем на гендерное обучение. Если будут среди родителей, которые не пожелают, тогда мы не сможем все перейти. Я думаю, что если у нас половина в первых классах – гендерное обучение, это уже много. Если бы был 1 класс и 5 совместных, то можно было бы еще колебаться. А раз 3 класса гендерных и 3 совместных, это уже половина. В пятых классах 2 класса совместных и 4 гендерных, это больше половины. В десятых 1 совместный и 2 гендерных, это тоже больше половины. Я думаю, что мы сможем родителей убедить. Если мы детям дадим крепкие хорошие знания, и они смогут с ними поступать, то тогда, я думаю, нам пойдут навстречу родители. Тем более мы родителями всегда советуемся. Мы всегда спрашиваем, может, кто-то где-то нашел негатив, плюсы, минусы. Мы обязательно все обсуждаем с родителями. Авторитарно решения не принимаем. Я надеюсь, что все получится.

А.Х.: Мы желаем процветания вашей школе, побольше хороших умных выпускников, учеников. Мы благодарим вас за интервью.

Вообще, в России по статистике на сегодняшний день уже достаточно распространено такое обучение. В школах практически уже 64 регионов ведется раздельное обучение. По этой системе работают более 500 школ. Кстати, не только школ, но и дошкольных учреждений. Сады в разных регионах России также перешли на гендерное обучение и воспитание.

Очень бы хотелось узнать мнение именно с психологической точки зрения. С этим вопросом, какие есть плюсы и минусы гендерного обучения с точки зрения психологии, мы обратимся к Анфисе Сергеевне Калистратовой, детскому и подростковому психологу. Здравствуйте!

Анфиса Калистратова: Здравствуйте.

А.Х.: Какие есть плюсы и минусы у гендерного обучения с точки зрения психологии?

А.К.: Давайте начнем с того, что школа – это социализация. Отработка некоторых навыков, умения учиться, умения коммуницировать с другими людьми, решать какие-то групповые вопросы, личностные, отношенческие. И обучение гендерное снимает вообще ряд вопросов с повестки дня. Например, отношения между мальчиками и девочками тут же снимаются. У ребенка нет возможности эти вопросы и отношения решать. Узнать, в чем разница между мной, если я девочка, и мальчиками, какие мы бываем, в чем особенности. Здесь эти вопросы вообще перед ребенком не встают. Я считаю, это минус. Но с другой стороны, если смотреть сейчас на количество информации, которая в школе дается, на многие задачи, которые ребенок вынужден решать в школе, я вижу это и как плюс, потому что это разгружает психику ребенка. Здесь палка о двух концах. Но вопрос встает остро только тогда, когда это дается в рамках традиции. У нас гендерное обучение было исторически заложено именно в отношении традиции. У нас даже дома были – женская половина и мужская. Посмотрите, как они обустроены – специфика, особенности. Того, что было на женской половине, не было на мужской. Учитывая даже нашу разницу в физиологии. А здесь у нас современный мир, очень много нюансов. Как это в семье дается уже.

А.Х.: А в более старшем возрасте? Подростки, пубертатный период, обостренное чувство реальности. В это время подросткам лучше учиться в гендерном классе или в классе совместного обучения?

А.К.: Принципиальной разницы для подростков здесь нет. Если брать дуалистический подход к обучению ребенка, то, о чем сейчас все школы говорят, то с точки зрения развития личности, роста, самостановления не имеет никакого значения, где ребенок учится. Вопрос только в том, нравится ему там учиться или нет. Бывает так, что ребенок в какой-то момент понимает, что ему хочется быть в разношерстной обстановке, и с мальчиками, и с девочками. А есть девочки или мальчики, которых устраивает вот такой способ. Тут же вопрос именно желания. А у нас очень часто детям не дают этой возможности – сказать «я хочу» или «не хочу». Считается, почему-то, что дети не могут хотеть, не понимают. Вот в этом грусть. В психологии, если смотреть именно с этого ракурса, то это не добро и не зло. Вопрос именно в том, что получает от этого ребенок. Все формы образования, которые есть, кому-то подходят, а кому-то нет. Здесь то же самое. Разные же формы есть обучения – заочное, дистанционное, дневное. Очень много споров на эту тему. А нужно смотреть просто на саму личность, как ей нравится. Я знаю детей, которые замечательно ходят в школы, им там безумно нравится, какие-то есть и проблемы, и задачи, но они прекрасно себя чувствуют.

А.Х.: А могут ли быть какие-то явные предпосылки, чтобы школа перешла на раздельное обучение?

А.К.: Как общественное явление распространенное?

А.Х.: Да.

А.К.: Нет, я не вижу никаких предпосылок. У нас, к сожалению, сейчас идет смесь такая в обществе разнообразных культур, традиций, взглядов. И если начинать надевать что-то одно, то, боюсь, можно столкнуться, во-первых, с противостоянием в отношении тех же родителей. Не принято, может быть, это даже, потому что у нас вопросы идеологии не решены. А уж как обучать девочек-мальчиков… Если будет конкретная идеология, под которую будет дана такая форма обучения, тогда, возможно, люди это воспримут. Но опять же, чтобы дать какую-то идеологию обществу, нужно время. Возвращаясь к вашему вопросу, есть ли предпосылки в обществе, я скажу, что нет. Этих предпосылок нет. Это в рамках только каких-то узких кругов, одной семьи или ряда семей, которые объединены определенными интересами, целями и задачами.

А.Х.: Есть же еще дошкольные образования гендерные. В данном случае, может быть, даже понятны опасения мам, которые отдают своих мальчиков или девочек в детские сады: мальчики там будут девочек задирать, они будут драться. Я понимаю, ребенка дошкольного возраста можно спросить, хочет он в гендерный садик или нет. Но ребенок в таком возрасте еще, может быть, не ответит. Родителям какой бы вы дали совет? Отправлять детей в такие детские сады или лучше не надо? Или надо посмотреть по поведению ребенка?

А.К.: Такие решения имеют основу. Либо это страхи, либо низкая информированность о детях, либо это какие-то традиции. Если это в отношении традиций, то все хорошо, все вкладывается, ребенок не выходит за пределы этих традиций, он в них воспитывается. Это своего рода семейная идеология, может быть, родовая идеология. А вот когда это продиктовано определенными страхами, эти страхи часто связаны с отсутствием информации. Приблизительно в период до 7-8 лет между девочками и мальчиками физиологически вообще никакой разницы нет. Что имеют в виду: обмен веществ, степень агрессии, степень подвижности, интеллект, рост интеллекта, возможность двигаться в развитии, умение читать, учить языки. Между девочками и мальчиками разницы здесь нет никакой. И девочки могут так же задираться. Я видела, девочки играют в машинки. Могут и бить мальчиков на площадке. Вопрос именно в том, что семья дает изначально. Если у вас есть какие-то страхи, вы попробуйте с ними поработать, снять их. А потом уже еще раз посмотрите на эти гендерные сады, нужен ли вам действительно этот садик или нет. Если страхи уже прошли, и вы все равно считаете, что садик хороший, вы видите в нем плюсы, тогда действуйте. По сути, это ваш ребенок, вы можете делать с ним все, что захотите.

А.Х.: Образно, фигурально выражаясь.

А.К.: Естественно. Ваша воля. Вы отвечаете за его рост и благополучие. Но если какие-то решения продиктованы страхом, вы не ждите, что из этого хорошее что-то получится, потому что там дальше будут выплывать нюансы. Будете все больше стараться контролировать ребенка, будут какие-то проблемы вылезать. Это же природа, это стихия. Ребенок – это вообще атомно-ядерная энергия, там очень трудно включать менеджмент и управлять. Там только договариваться.

А.Х.: А как же вот эти показатели? С переходом на гендерное образование школы говорят: «У нас увеличилась на 40% успеваемость мальчиков, потому что они лидеры». Мы связывались с директором такой школы, которая уже перешла на гендерное образование. И нам Елена Игоревна сказала, что девочкам преподают предметы, на которых надо делать руками что-то, вышивать, декупаж, основы этикета. Мальчики же у них занимаются судостроением, есть уроки роботостроения и т.д. Это все-таки случайность или психологическая закономерность?

А.К.: Я вижу в этом плюс для самих учителей. Разнополый класс предполагает более гибкую систему реагирования у самого преподавателя. Он здоровая зрелая личность с устойчивой психикой. У него проработаны все вопросы отношений со своим полом и с противоположным. Причем я говорю просто про преподавателя, без пола. Если у учителя есть какие-то вопросы в отношении другого пола, то гендерные классы ему позволяют лучше определить, где ему легче работать. И если руководство школы идет навстречу, то оно говорит, что да, пожалуйста, если тебе так удобнее, можешь работать с этими классами. Понятно, что они стремятся повышать уровень образования в таких школах. Потому что это необычно. А в простых школах, в разнополых такой возможности нет, и учителям приходится самим как-то решать эти вопросы. А если не решают, то там разные тоже нюансы, не буду озвучивать, какие бывают. Но сами гендерные классы облегчают работу учителям. Поэтому и результаты хорошие – потому что человек приходит в класс в комфортную обстановку, и только в комфортной обстановке можно что-то понимать, что-то изучать. Когда решаются эмоциональные вопросы, конфликты, «этот мальчик мне нравится, а этого вообще терпеть не могу». Так учитель приходит, настраивается на определенный лад, ему проще. Уже давно доказан факт, что образование и воспитание ребенка не приходит через какие-то программы или формы. Это все транслируется через личность учителя. Только так. Больше никак не происходит. Поспрашивайте у учеников, какой предмет нравится. Очень часто это связано с личностью учителя. Если учитель достоит уважения, может заинтересовать, слушает своих учеников – все, предмет самый лучший. Там и у детей высокие баллы, высокие показатели, успеваемость, самое главное, интерес высокий в этом предмете. Здесь, конечно, гендерные классы да, помогают.

А.Х.: Из-за самой легкой, хорошей атмосферы на уроках, да?

А.К.: Да. Потому что эту атмосферу создает преподаватель, взрослый человек. Я работала в школе и всегда удивляюсь преподавателям, которые говорят: у нас ужасный класс. Как – ужасный? Детей просто на это настраивают. И преподаватель уже сам, перед тем, как зайти в класс, думает: «О боже, опять этот ужасный класс». Он настроил себя и зашел. А если не настраивать себя и подумать, а что же эти ужасные дети хотят, и зайти туда с другой установкой, там очень много интересных сюрпризов сразу. Поэтому комфортную обстановку создает именно преподаватель.

А.Х.: То есть гендерное обучение – это неплохо, в общем и целом. Но повсеместно в России этого обучения не нужно.

Связь с Анфисой Сергеевной Калистратовой прервалась, к сожалению. Но у нас есть еще один эксперт, тоже психолог, и мы у нее спросим, нужно или нет повсеместное гендерное образование в России. Вообще, поискав материал к этой передаче, я наткнулась на разные комментарии по поводу раздельного обучения. Некоторые говорят, что мужчины и женщины – это совершенно два разных мира, у них по природе разные задачи, разные предназначения. Мужчины – это воины, охотники. А предназначение женщины – быть матерью. Поэтому обучение должно вестись по-разному для мальчиков и девочек. А некоторые, и таких большинство, к сожалению это или нет, я не знаю, высказывались резко отрицательно по поводу раздельного обучения мальчиков и девочек, назвав такое обучение очень однобоким. Весь в основном специалисты делают акцент на обучении точным наукам мальчиков и гуманитарным наукам девочек, тем самым отвергая в принципе идею, что девочка может быть, грубо говоря, технарем.

Сейчас мы поговорим с Любовью Александровной Ярко, психологом, консультантом центра «Целый мир». Здравствуйте!

Любовь Ярко: Да, здравствуйте.

А.Х.: Все мы знаем, что мальчики и девочки – это разные по своей натуре люди, существа, с психологической точки зрения и по другим аспектам. Откуда эти различия?

Л.Я.: Я думаю, что не то, что разные. На самом деле, в каждом человеке есть и женская составляющая, и мужская. Мне кажется, не стоит так разделять на мужское и женское, потому что любой человек разносторонний. Личность не может иметь только женские качества или только мужские. Любой человек может выполнять и мужскую функцию, и женскую функцию. Таких примеров огромное количество. Есть женщины-технари. Обычно говорят, что мужское – импульсивность, энергичность, какое-то целеполагание, движение. А женская функция – это пассивность, умение быть гибкой, находчивой. Мне кажется, нельзя говорить так, что только женщины могут быть пассивными или что только мужчины могут быть энергичными. Любой человек может быть таким. С этой точки зрения, я считаю, разделение по гендерному признаку школы и классов – это не совсем правильно. Например, я. Я – технарь по образованию. Первое мое образование – техническое, я инженер-системотехние. А второе образование психологическое. Прошло какое-то время, я перешла на другой тип образования. Я всегда разбиралась в технике. Я достаточно энергичная. Можно сказать, что у меня много мужских каких-то качеств. И вот я сейчас слышу о том, что разделение на классы по гендерному признаку. Это означает, что мы можем ограничить девочек и ограничить мальчиков и обучать их не исходя из того, что они могут от природы, не исходя из их предназначения или их способностей, а исходя из полового признака. Я считаю, что это заблуждение какое-то. Это мое сугубо личное мнение. Возможно, что в этом есть зерно какое-то рациональное.

А.Х.: То есть вы резко против раздельного обучения массово в российских школах, да?

Л.Я.: Массово да, массово, я считаю, не стоит этого делать. Очень хорошо, когда девочка склонна к рукоделию, то, что раньше было, до революции. Обучали, как быть женщиной, как женственно себя вести, этикету. А мужчин обучали военному дело. Я думаю, что это можно делать. Но не массово. Все равно всегда нужно исходить из самого человека, из того, к какому делу склонен ребенок. То есть смотреть, какие у него способности, таланты, как он проявляет себя. Я считаю, что нужно именно таким образом поступать.

А.Х.: А дошкольное образование нужно гендерное или тоже не нужно?

Л.Я.: Тоже не стоит отдельно обучать. Дети, когда обучаются, все равно интересуются. Ведь с 6 лет же ребенок начинает интересоваться другим полом. Это заложено природой. И если девочки будут отдельно, мальчики отдельно, у них будет повышенный интерес к другому полу. Если они вместе, то все нормально, нет никаких серьезных отклонений. Мое мнение, что нужно очень осторожно вводить это гендерное образование.

А.Х.: А, например, учреждения дополнительного образования? Можно переводить на гендерное обучение?

Л.Я.: Дополнительное образование – это какие-то отдельные факультативы, кружки. Дополнительное в принципе можно. Вы что конкретно имеете в виду?

А.Х.: Музыкальные школы, школы искусств, художественные школы, театральные кружки.

Л.Я.: Нет, мне кажется, здесь тоже не стоит разделять. Если, допустим, кружок по вязанию – это больше девочки хотят. Или какие-то уроки женственности или уроки мужественности, то это да, здесь точно есть какое-то разделение. А музыкальные, театральные – я считаю, не должно быть разделения, потому что у любого человека могут быть какие-то артистические таланты, независимо от пола, и музыкальные способности, и художественные, независимо от этого.

А.Х.: А вот, например, ребенок все-таки учится в такой гендерной школе. Педагоги отмечают огромный рост по показателям в сфере обучения, 15 выпускниц с золотыми медалями и т.д. И вот такой ребенок поступает в ВУЗ. Каково ему будет после этого в ВУЗе? Будут ли какие-то препятствия? Или психика молодого человека достаточно гибкая, чтобы нормально принять вот эти реалии жизни?

Л.Я.: Статистические данные есть какие-нибудь? Потому что мне вот сложно говорить гипотетически, обсуждать этот вопрос. Если будут какие-то сложности, то есть работа психолога. Если ребенок достаточно гибкий, если его не просто обучали в таком классе, и все-таки он имел доступ к общению с представителями противоположного пола, я думаю, что здесь нет никаких серьезных вещей. Мне сложно сейчас отвечать теоретически на этот вопрос. Я не сталкивалась с такими детьми, ко мне такие не обращались.

А.Х.: Такой еще вопрос вам как практикующему психологу. Я – мама, стою перед выбором, отдать ребенка в гендерную школу или в школу с общим обучением. По каким признакам я могу понять, ребенок больше подходит для гендерного или для общего обучения? Может, ведет ребенок как-то себя, что его надо только в класс для мальчиков отдавать?

Л.Я.: Честно вам скажу, что для меня это очень сложный вопрос. Я не знаю, по каким признакам можно распределять. Потому что своих детей я все равно оцениваю по их способностям, по тому, что они хотят, по тому, какими я их вижу в будущем. То есть исходя из желаний ребенка, из его проявлений. Какой бы ни был маленький ребенок, он все равно проявляет свои способности, свой интерес – то ли ему рисование ближе, то ли музыка, или спортивные достижения у него. Всегда исходить нужно из интереса ребенка. Для родителей это очень большая ответственность будет, если родитель примет решение в гендерный класс отдать ребенка.

А.Х.: Получается, мне как маме нужно самой решать? В принципе, детям все равно, где учиться?

Л.Я.: Они же не знают, что для них лучше. Они хотят проявляться, обучаться, у них есть какие-то интересы. Это всегда видно. Если есть какой-то хороший отзыв о гендерном воспитании, можно попробовать, если мамы хотят этого, если они знают об этом все.

А.Х.: Для спокойствия самих же мам.

Л.Я.: Ну, беспокойство всегда есть. Даже если в обычную школу отдать ребенка, все равно беспокойство есть – какой уровень обучения, что там дают. Все равно это сразу видно.

А.Х.: Резюмируя, я так понимаю, что вы лично против гендерного обучения, и у нас в России массово не нужно вводить это обучение, как было до 1954 года?

Л.Я.: Я бы не сказала, что я прямо сильно против, потому что все, что предлагается, все, что существует, имеет место быть. И кому-то, наверное, это нужно будет. Может быть, для кого-то это будет даже очень хорошо. Ведь разные категории детей есть. Есть дети, плохо социально адаптированные, из не очень благополучных семей. Может быть, для них это будет лучший вариант. Для обычных детей – я считаю, не нужно их отдавать на гендерное обучение, потому что ребенок все равно учится у окружающей среды. Все равно он находится в этой среде, как бы мы ни разделяли, все равно он будет видеть и обучаться, исходя из того, что присутствует вокруг него.

А.Х.: Спасибо вам огромное за интервью.

Гендерная педагогика, конечно, набирает обороты. И здесь эксперты в педагогическом сообществе обращают внимание на то, что большинство разделенных школ, гимназий, лицеев, образовательных учреждений именно с углубленным изучением ряда предметов, там, где есть математические и гуманитарные классы. Ну, так чего бы и не быть там мальчуковым и девчачьим классам? Кроме того, учиться не в такой школе, как все, у нас в стране всегда было, конечно же, престижно. Единого мнения на этот счет нет. Я думаю, и не будет – сколько людей, столько и мнений. Тот, кто учится вместе, найдет много плюсов совместного обучения. А тот, кто учится раздельно, будет говорить о положительных тенденциях гендерного обучения. Кому-то в принципе не нравится учиться, и он испытывает трудности в любом классе. Каждый пусть сам выбирает то, что ему по душе.

Это была программа «Угол зрения». У микрофона Александра Хворостова. До свидания и до новых встреч в эфире!

Учителя объявили результаты эксперимента, в котором девочки и мальчики 3 года учились раздельно

Ребята, мы вкладываем душу в AdMe.ru. Cпасибо за то,
что открываете эту красоту. Спасибо за вдохновение и мурашки.
Присоединяйтесь к нам в Facebook и ВКонтакте

Уже в садике мальчики и девочки играют в разные игры, мыслят по-разному. А в школе требования для них будут одинаковыми. В некоторых школах России учителя решились на необычный эксперимент.

AdMe.ru расскажет, в чем он состоял и что из этого получилось.

Школа № 34 города Каменска-Уральского поделилась первыми результатами эксперимента, который начали в 2014 году. Педагоги в экспериментальных классах уверены — детям так лучше.

У детей раздельное обучение, но смешанное воспитание — только во время уроков порознь. Все остальное время: на переменах, на физкультуре, в столовой, на экскурсиях и внеклассных мероприятиях ребята общаются вместе. После начальной школы классы планируют объединить, чтобы общение между полами было живым, а не в соцсетях. 5–7 классы — это возраст, когда важны друзья, выбор, становление личности в социуме.

Во многих школах с раздельными классами мужские классы стараются ориентировать на спорт, например хоккей, и привлекать к обучению больше мужчин: ОБЖ, физкультура, тренеры спортивных школ — чтобы ребята брали правильный пример с мужчин. Правда, найти мужчину на роль классного руководителя пока проблематично.

Девочкам стараются организовать уроки по хореографии и рукоделию или проводить занятия в местном Доме творчества.

Мальчики и девочки отвлекаются друг на друга

Психологи хорошо знают, что если среди учащихся есть представители противоположного пола, то любой мальчик или девочка, пусть даже неосознанно, будут пытаться произвести впечатление и отвлекаться от урока, падает концентрация внимания.

В смешанных классах у мальчиков ломается мужское начало

И родители, и ученые знают — в раннем возрасте мальчики умственно и физически на 2–3 года отстают от своих сверстниц: у них левое полушарие созревает медленнее. Поэтому система обучения в школах ориентирована на девочек. Позорно и унизительно, что над тобой смеются, когда отвечаешь у доски. Так развивается комплекс неудачника и появляется агрессия по отношению к сверстникам и к старшим.

Статья (1,2,3,4 класс) по теме: Гендерная педагогика. Вопросы раздельного обучения мальчиков и девочек

ГЕНДЕРНЫЙ ПОДХОД В  ОБУЧЕНИИ И ВОСПИТАНИИ ШКОЛЬНИКОВ.

Всё многообразие живого мира построено на единстве мужского и женского начал. Но, чтобы достигнуть этого единства, надо сформировать каждое из них, обеспечить его развитие, полноту, зрелость и природную самобытность. Биологическая предназначенность пути мужчины и женщины, их полоролевая и социальная значимость в условиях общественного развития особо самоценны. Обществу нужны здоровые мужчины и женщины со зрелыми полоролевыми качествами. Множество фактов свидетельствуют, что данный от природы пол ещё не является абсолютным фактором формирования этих качеств. Для их полноценного развития необходимы соответствующие условия и воспитательные воздействия, которые эффективнее всего осуществимы при раздельном обучении и воспитании мальчиков и девочек.

Сегодня у девочек всё чаще появляются мужские черты, у мальчиков – женские.Это становится глобальной проблемой, так как теряя полоролевые признаки, личность юноши или девушкиможет стать неопределённой и неполноценной с трудностями осуществления своего природно- биологического и социально – нравственного предназначения.

Идея раздельного обучения не нова. Раздельное обучение мальчиков и девочек осуществлялось в древности: спартанские школы мальчиков, женские школы XIвека  в Киевской Руси, школы для девочек при монастырях, школы закрытого типа для сыновей и дочерей потомственных дворян XVIII века, петербургские институты  XIX века для благородных девиц и юнкерские училища для мальчиков, мужские и женские гимназии. Совместное обучение детей пришло в Европу, а затем в Россию от американских переселенцев, и в основе совместного обучения лежал экономический вопрос: слишком дорого строить два здания для раздельного обучения, когда можно построить одно.

Современные учёные, особенно медики, считают противоестественным, не имеющим научной основы, механическое объединение мальчиков и девочек в одном классе. Психофизические особенности девочек и мальчиков очень разные, и именно они  — основа раздельного обучения в школе. Доктор биологических наук Т.П.Хризман считает, что у девочек и мальчиков, образно говоря, «разный мозг» : на одну и ту же информацию, одни и те же проблемы они реагируют по – разному, часто полярно противоположно. В результате мальчики склонны к немедленному действию, девочки – к анализу, переживанию, терпению… Темпы физического созревания мальчиков и девочек разные. Разные интересы, эмоциональные, социальные доминанты, разные духовно – нравственные ценности. По — разному они реагируют на оценку деятельности. Девочки более коммуникативные, их интересует социум. У них лучше развита перцепция – уровень регуляции психических процессов, связанных с простыми сигналами информации (зрительной, слуховой, тактильной). Мальчики уязвимы, поэтому им нужно больше радости, тепла, добрых отношений, иначе их эмоциональная глухота может стать очень реальной проблемой.

Психологи центра охраны здоровья детей и подростков РАМН выявили, что при поступлении в школу у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее  у девочек и мальчиков 11 психолого – половых различий в признаках характера, а к 9 классу сохраняются различия только по двум признакам. Школа, таким образом, нивелирует характерные для пола личностные особенности детей, превращая их во что – то среднее (Н.Н.Куинджи)

Наибольший комплекс разных психологических и возрастных черт, характерных для данного пола,имеют школьники 1 – 3 классов. Мальчикам свойственно стремление к лидерству, склонность к риску, энергия, активное поведение, независимое от группы мнение. Девочкам – чувствительность, общительность, добросовестность и старательность, уверенность в себе без склонности к лидерству и риску, доверие к авторитетам, терпение.

К 9 классу «маскулинные» (мужские) качества мальчиков снижаются под влиянием девочек в смешанных классах, нарастает чувствительность (женская черта), зависимость своего мнения от группового мнения (женские отношения), они чаще лгут, осторожничают, ограничивают общение. Не свойственные полу черты вызывают дисгармонию, нервные срывы, астенические расстройства, повышенную возбудимость уже в начальной школе. В средних классах мальчики гиперактивны, а девочки инфантильны, так как начинают формироваться репродуктивные функции женского организма. У девочек снижается интерес к учёбе, успеваемость. Они чаще болеют, у них происходят функциональные расстройства, срывы, повышается утомляемость к концу учебного дня, часто повышается давление. Если это происходит на глазах у мальчиков, то у мальчиков возникает неприятие девочек, а у девочек возникает заниженная самооценка собственных достоинств, недостаточное самоуважение, комплекс неполноценности из – за принадлежности к женскому полу. Другой путь в этом возрасте – постепенная потеря женских начал и усиление мужских (маскулинных): большая, чем у мальчиков, склонность к риску, небрежность в одежде, меньшая групповая зависимость. К 16 годам показатель маскулинности у девочек 4,5 ( у мальчиков – 5), ярко выраженный индивидуализм (эгоизм) – 7,7 баллов против 10 у мальчиков (по данным Центра охраны здоровья детей и подростков). Позже это приводит к неблагоприятным последствиям адаптации в обществе и собственной семье: бескомпромиссное поведение дома и на работе, асоциальное поведение (курит, пьёт, употребляет наркотики, участвует в правонарушениях), отмирание материнских чувств, сокращение рождаемости, разводы по инициативе женщины. Задача гендерного обучения заключается в учёте в процессе обучения основных психофизиологических особенностей мальчиков и девочек, создании тем самым условий для оптимального познавательного развития учащихся и создания комфортной, природосообразной, здоровьесберегающей учебной среды. Среды, которая позволит учащимся успешно обучаться и развиваться в системе социальных отношений, будет способствовать формированию личности мальчика и девочки с развитым чувством осознания своей половой принадлежности, пониманием своих специфических особенностей. При этом воспитательная работа в классах с раздельным обучением должна быть направлениа на поощрение всевозможных форм сотрудничества и общения мальчиков и девочек как на некоторых совместных уроках, так и во внеурочное время.

Цель гендерного подхода в образовании – это деконструкция традиционных культурных ограничений развития потенциала личностив зависимости от пола, осмысление и создание условий для максимальной самореализации и раскрытия способностей девочек и мальчиков (Штылева). Раздельное обучение создаёт условия для максимально индивидуального подхода к учащимся, учёта их психофизиологических и личностных особенностей.

Анализ работ В.Д.Еремеевой, Т.П.Хризман и других авторов показал основные особенности мальчиков и девочек, которые необходимо учитывать в процессе обучения и воспитания:

Мальчики

Девочки

  1. В биологическом смысле мальчики, поступающие в первый класс, моложе девочек.Мальчики оказываются менее зрелыми, чем девочки.К началу периода полового созревания расхождение в «зрелости» — около двух лет. Маленьких мальчиков в раннем детстве реже, чем девочек, берут на руки, чаще делают замечания и ругают.

1. К моменту поступления в школу вполне соответствуют образцу положительного ученика.Значительно лучше мальчиков адаптируются к новой обстановке, грамотнее и красивее пишут и говорят.

  1. В первом классе мальчики хуже адаптируются, чем девочки. У них хуже развита тонкая моторика руки. Почерк неровный, некрасивый, оригинальный. В речевых навыках мальчики поначалу также уступают девочкам, но оказываются сильнее в ситуациях, когда требуется выполнить нестандартные задания, найти словесные ассоциации. Мальчика нельзя сравнивать с девочкой, сравнить его можно только с собой предыдущим.

2.  При эмоционально окрашенной информации у девочек усиливается внимание и осмысление.Девочки схватывают информацию легко, но затрудняются в соотнесении её с ранее имеющейся. У девочек объём кратковременной памяти выше, чем у мальчиков.

  1. Мальчики при получении информации мало реагируют на эмоциональную окраску голоса, зато быстрее воспринимают любую информацию о действиях. Задают вопрос, как правило, для того, чтобы получить конкретный ответ. Полученную информацию мальчики лучше, чем девочки, соотносят с имеющейся и воспринимают её аналитически.

3. Предпочитают словесное, а не знаковое обозначение даже при решении пространственных задач. Решать зрительно – пространственные задания для них – тяжёлая работа

  1. Мальчики превосходят девочек в визуально – пространственных способностях.Им легче даётся геометрия.Уровень ориентации в пространстве у них выше, поэтому при переходе от словесно – цифровых к зрительно – пространственным заданиям мальчики как бы отдыхают, при этом они имеют большую, чем девочки, скорость зрительно – моторных реакций.

4. Для девочек важно, кто и как их оценивает, а не сама оценка по существу. Девочка не обидится, если ей ласково укажут на недоработку и может огорчиться, если сухо назовут оценку. Если девочку похвалить  за сделанную работу, то она может перстать стараться, успокаивается, удовлетворяясь хорошим отношением, поэтому хваля, надо побуждать девочку к дальнейшим действиям.

  1. Мозг мальчиков активно реагирует избирательно в первую минуту эмоциональноговоздействия.Включаются отделы мозга, которые отвечают за организацию конкретной деятельности, эмоционально значимой для мальчиков.затем происходит «блокировка», и мальчик перестаёт слышать замечания и поощрения, т.е. происходит защитная реакция.

5. В классах раздельного обучения может наблюдаться такое явление, как соперничествосреди девочек в борьбе за любовь учителя и лидерское положение в классе.

  1. К 7 – 10 годам утомляемость мальчиков в конце учебного года выше, чем у девочек, однако, при раздельном обучении, пик усталости приходится на февраль — март, затем открывается «второе дыхание», и к концу учебного года успеваемость мальчиков растёт.

6.Уже с первого класса девочки начинают относиться к мальчикам, как к людям «второго сорта». Обычно девочки в совместных классах, как более успешные, исполнительные и более ответственные занимают «руководящие» посты в школе и классе.

  1. Мальчики адекватно реагируют на положительную и отрицательную оценку их деятельности и поведения, готовы перестроиться, только тогда. Когда взрослые доброжелательны и спокойны.

7. Девочки ждут внимания мальчиков и подают им соответствующие сигналы: смех, подтрунивания, иногда могут сами толкнуть, ударить, но за этим стоит потребность быть замеченными.

  1. Если взрослые подавляют, пытаются подчинить мальчиков, то реакция на замечания всегда отрицательная. Чрезмерное возбуждение отрицательных эмоций разрушает их мозг и психику.

8.К особенностям, важнейшим для эффективного обучения девочек, относят: чувство взаимосвязанности, общности. Предпочтение сотрудничества, а не соревнования, как стиля учебной деятельности, быстрая адаптация к требованиям окружения, большая направленность на практические аспекты знаний, их применение в жизни.

  1. Для мальчика принципиально важно, что оценивают в его деятельности, а не как. При этом лучше хвалить мальчика не в присутствии всего класса, а в присутствии значимых лиц.Это особенно важно учитывать в период половой идентификации. Одобрение поведения мальчика учителем – женщиной снижает его рейтинг в группе сверстников, т.к. собственное поведение оценивается сквозь призму установок однополой группы.

9.При раздельном обучении девочки становятся объектом внимания преподавателей и не чувствуют себя на вторых ролях: получают большие возможности для развития умений интеллектуального лидерства. Сравнения Я – концепции девочек из смешанных классов и девочек, обучающихся в женских классах, даёт более высокий общий показатель. Самый низкий общий показатель – удевочек смешанного класса.

  1. Мальчики более возбудимы, несдержаны, раздражительны. Демонстративны, но более откровенны и искренны, чем девочки. Они, в основном, активны, настойчивы, но всегда менее исполнительны и хуже себя контролируют.

11.Сопоставление с показателями мальчиков говорит о том, что совместное обучение ставит девочек в несколько менее благоприятные условия формирования положительной Я – концепции.

  1. Охотно берутся за общественные поручения, особенно в начальной школе. Но теряют интерес к ним, как только удовлетворяют потребность в познании нового.
  1. Когда мальчикам становится скучно, учителю надо иметь в запасе некоторые способы повышения интереса, например, вводить элементы поиска и приключения в каждое дело, чередовать поручения.
  1. Мальчики испытывают коллоссальную потребность в активном движении, которое стимулирует развитие всех высших психических функций.
  1. В период половой идентификации мальчики задевают девочек физически, и никогда наедине.Жалобы девочек отражают не обиду, а желание поведать о проявленном внимании. Взрослые часто не понимают причин жалоб девочек, наказывают мальчиков, теряя при этом авторитет в глазах и тех, и других.

Исходя из вышеизложенного, можно сделать вывод о том, что обучать и воспитывать одинаково мальчиков и девочек без учёта их природных и психофизиологических потребностей и роазличий – ошибочно. Равноправие в орбразовании предполагает не отрицание этих различий, а возможность для более полной реализации личности (Л.В.Попова)

Существующие различия в формировании познавательных способностей и протекании познавательных процессов у мальчиков и девочек; в восприятии окружающего мира; в темпах и стратегиях переработки информации; в преимущественном формировании различных операций мышления; уровнях адаптивных возможностей организма и психики; особенностях активации эмоций в процессе обучения; в отношении к положительной и отрицательной оценке своей работы влияют на эмоционально – волевую сферу личности и на процесс обучения и воспитания, что позволяет выработать и применять в практической деятельности учителя различные методы и приёмы, соответствующие принципу природосообразности в обучении мальчиков и девочек.

Ценностными ориентирами в женском образовании должны стать терминальные ( отражающие долговременную перспективу осуществления стремлений) и инструментальные (инструменты реализации будущих устремлений) ценности. Содержание женского образования не должно отвечать только традиционной схеме женского образования, быть «чисто женским». В нём должны быть черты образования, несущие в себе потенциально заложенные идеи стремления к независимости через постижение наук, соответствующие интересам, потребностям, возвышенным порывам души, делающие женщину высокоинтеллектуальной. Высокопрофессиональной, имеющей собственный независимый путь в жизни, высоконравственной.

Мужское образование предполагает развитие физических и психологических качеств, высокий профессионализм, рыцарство, готовность вести за собой, лидерство, компетентность в научных, общественных и бытовых проблемах, высокий уровень восприятия общечеловеческих качеств.

Направления деятельности.

1. Создание эффективных условий для учебно – воспитательного процесса с учётом психофизических особенностей контингента классов раздельного обучения.

В классах девочек создаются условия для УВП с учётом их стремления к уюту и комфорту, привязанности к привычной для них обстановке:

— размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах для создания возможностей приложения эстетических и художественных способностей девочек в обустройстве учебной среды;

— формирование взаимоотношений для создания доброжелательной атмосферы;

— поиск общего стиля преподавания для всего педагогического коллектива с целью разработки образцов взаимодействия;

— проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы женских качеств, которые отсутствуют в молодёжной субкультуре;

— разработка рекомендаций родителям об организации среды для формирования личности девочки.

В классах мальчиков создаются условия для УВП с учётом их стремления к освоению окружающего пространства и исследованию объектов, потребности в физических нагрузках и движению:

— предоставление в школе безопасных и больших по площади помещений (спортивные залы и площадки) для реализации потребности мальчиков в движении;

— размещение классов в постоянно закреплённых кабинетах с целью снятия организационных конфликтов;

— оснащение кабинетов наборами «ЛЕГО», конструкторами, настольными играми, спортивным инвентарём;

— проведение выставок личных достижений мальчиков;

— поиск общего стиля преподавания, использование форм и методов для снижения статического напряжения;

— проведение воспитательных мероприятий, культивирующих образцы мужских качеств, отсутствующих в молодёжной субкультуре;

— разъяснение родителям особенности влияния окружающей среды на формирование личности мальчика.

2. Подбор педагогических технологий, методов и приёмов.

В школе используются личностно – ориентированные природосообразные педагогические технологии на основе методического и дидактического реконструирования материала, эффективности организации и управления, активизации и интенсификации деятельности детей. Преподавание в классах раздельного обучения ведётся с учётом полоролевых, психофизических особенностей мальчиков и девочек. Упор осуществляется на свойственные полу качества, вместе с тем должное внимание уделяется компенсаторному развитию.

Преподавание в классах мальчиков идёт с преобладанием продуктивных методов и форм, направленных на снижение статического утомления, энергетическую разрядку, закрепление знаний в различных видах деятельности (в форме соревнований, КВН, диспута). Используется природное стремление мальчиков к лидерству и состязательности.

В классах девочек, учитывая их вербальность, консерватизм, нерешительность, робость в восприятии новых знаний, превалирует объяснительно – иллюстративный метод, который позволяет эффективно заложить фундамент знаний, для развития которых далее используются продуктивные методы, способствующие развитию сообразительности, быстроты мышления, подходы к использованию в учебно – воспитательном процессе поисковых ситуаций. Для девочек естественным является использование форм групповой работы в связи с их склонностью к опеке, поучению, поддержке.

Раздельное обучение даёт следующие преимущества каждому полу:

  1. создаются условия для максимального сохранения здоровья каждым полом путём подбора соответствующего темпа обучения, правильным отбором методов и форм обучения;
  2. ученик или ученица становятся объектом внимания преподавателя и не чувствует себя на вторых ролях в классе, что формирует их позитивную «Я – концепцию» ;
  3. обеспечивается психологический комфорт;
  4. обеспечиваются лучшие возможности для развития умений и навыков, способностей и целей, в том числе интеллектуального лидерства и преодоления дискомфорта.

Приёмы и методы обучения мальчиков и девочек с учётом гендерных особенностей социализации и формирования личности могут выглядеть следующим образом:

В классах мальчиков рекомендуется

В классе девочек рекомендуется

  1. высокий темп подачи материала
  2. широкий спектр разнообразной нестандартно поданной информации
  3. разнообразие и постоянное обновление предлагаемых для решения задач и логических заданий
  4. минимальное количество повторений пройденного материала
  5. работа на уроке в режиме поисковой активности, акцент на самостоятельность принимаемых решений;
  6. вводить в практику работы учителя формы занятий, снимающие статическое напряжение;
  7. использование групповых форм работы является исключительным с обязательным включением элементов соревновательности и сменой лидера;
  8. подход к формулированию правил через практические действия, выявление закономерности, осмысление теории после практической работы с материалом;
  9. дозированная эмоциональность подачи материала, выход на эмоции и чувства через логику;
  10. необходимость положительной конструктивной оценки выполнения работы
  1. неспешный размеренный темп урока подачи нового материала
  2. достаточное количество повторений для лучшего усвоения
  3. дозирование объёма и разнообразия новой информации
  4. большое количество типовых заданий, облегчающих манипулирование полученными знаниями
  5. подход к формулированию правил через речевые навыки: изучение правил и обучение применению их на практике
  6. эмоциональная окрашенность нового материала: движение от эмоций к логическому осмыслению
  7. использование групповых форм работы с акцентом на взаимопомощь
  8. использование наглядного материала на уроке, обучение с опорой на зрительную память
  9. эмоционально окрашенная оценка любой выполненной работы с обозначением перспективы

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *