Формы взаимодействия с детьми в доу по фгос: Статья по теме: «Формы и методы работы с детьми дошкольного возраста в соответствии ФГОС ДО» – «Организация сотрудничества детей и взрослых в ДОУ в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

«Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста»

Современные формы взаимодействия воспитателя ДОУ и семьи детей дошкольного возраста

Основным направлением системы работы в ДОУ является принятие семьи в качестве первого и самого главного лица, которое принимает участие в воспитании и образовании ребенка. В результате участие семьи в воспитательно-образовательном процессе даёт возможность осуществить повышение качества образования детей, потому что родители лучше других знают о возможностях своего ребенка и имеют заинтересованность в том, чтобы их развивать и продвигать дальше.

К основным направлениям взаимодействия воспитателя ДОУ с семьёй относятся: рассмотрение потребностей родителей в оказании образовательных услуг; обучение родителей для того, чтобы повысить их правовую и педагогическую культуру.

На основе этих направлений проводится работа по осуществлению взаимодействия с семьями дошкольников через разнообразные формы.

В результате анализа практики работы ДОУ были выявлены следующие виды форм совместной работы:

— совместные мероприятия педагогов и родителей: родительские собрания, консультации, конференции, вечера для родителей, беседы, кружки для родителей, педагогические советы, тематические выставки, попечительский совет, диспуты, школа для родителей, встречи с администрацией, посещение семей на дому, родительский комитет.

— совместные мероприятия педагогов, родителей и детей: дни открытых дверей, кружки, турниры знатоков, викторины, КВН, семейные конкурсы, праздники, соревнования, просмотры фильмов, выпуск газеты, оформление групп, концерты, благоустройство ДОУ и территории.

Есть традиционные и нетрадиционные формы общения педагога с родителями дошкольников, смысл которых заключается в том, чтобы обогатить их знаниями по педагогике.

Традиционные формы делятся на коллективные, индивидуальные и наглядно-информационные. К коллективным относятся родительские собрания, конференции, «Круглые столы» и др.

Родительские собрания — это дающая хороший результат форма взаимодействия воспитателей с родителями, форма, позволяющая организованно ознакомить родителей с задачами, содержанием и методами воспитания детей определенного возраста в условиях детского сада и семьи. На повестку дня собраний могут выноситься вопросы, которые желают рассмотреть родителей. Тема формулируется с включением в неё проблемы, например: «Как играть с ребенком?», «Послушен ли ваш ребенок?», «Нужно ли наказывать детей?» и др.

Сейчас появляются новые формы общения с родителями, которые вытесняют родительские собрания, такие как «Устный журнал», «Круглый стол», «Педагогическая гостиная», семинары-практикумы, родительские конференции, целью которых является осуществление обмена опытом семейного воспитания и др. Необходимо осуществлять сочетание разных форм работы, к примеру, организовывать беседы и собрания после проведения развлекательных мероприятий с родителями.

К индивидуальным формам можно отнести педагогические беседы с родителями, которые являются одной из форм, которые наиболее доступны для установления связи с семьей. Беседа может осуществляться как в самостоятельной форме, так и применяться в сочетании с другими, к примеру, её можно включить в собрание, посещение семьи. Целью педагогической беседы является организация обмена мнениями по различным вопросам; ее особенностью является активное участие и воспитателя и родителей.

Тематические консультации проводятся для того, чтобы ответить на все вопросы, которые интересуют родителей. Их главное назначение — убедить родителей в том, что они могут в детском саду получить поддержку и совет. Есть также «заочные» консультации. Создаётся ящик (конверт) для того, чтобы родители задавали вопросы. В процессе чтения почты, педагог может осуществить подготовку полного ответа, изучить различную литературу, провести совет с коллегами или переадресовать вопрос другому педагогу. Эта форма имеет отклик у родителей. Опыт показывает, что родители в процессе такой работы, чаще задают разные вопросы, даже те, которые они не хотели озвучивать в слух.

К отдельной группе относятся наглядно-информационные методы. Они проводят ознакомление родителей с условиями, задачами, содержанием и методами воспитания детей, помогают тому, чтобы было преодолено поверхностное суждение о роли детского сада, осуществляют практическую помощь семье. К ним можно отнести записи на магнитофон бесед с детьми, видеофрагменты организации различных видов деятельности, режимных моментов, занятий; выставки детских работ, фотографии, ширмы, стенды, папки-передвижки.

Традиционные формы взаимодействия педагогического коллектива дошкольного учреждения с семьей сочетаются сегодня в новых социальных условиях с вариативными инновационными технологиями организации взаимодействия педагогов ДОУ с родителями воспитанников. Во многих ДОУ складывается уникальный опыт работы в этом направлении.

Большую популярностью наше время у родителей и у педагогов ДОУ имеют нетрадиционные формы общения, такие как досуговые, информационно-аналитические, наглядно-информационные, познавательные. Они строятся по типу телевизионных программ, игр и имеют своей целью установление неформальных контактов с родителями, привлечение их внимания к детскому саду. Выделяется ряд преимуществ таких форм общения. В первую очередь, в новых формах взаимодействия с родителями реализуется принцип партнерства, диалога. Также новые формы взаимодействия дают возможность продумать различные противоречащие друг другу точки зрения по вопросам воспитания детей. Кроме того, родители имеют возможность узнать своего ребенка лучше, потому что увидят его в новой обстановке, более того смогут сблизиться с педагогами. Главным плюсом таких форм является то, что участников заставляют думать, искать выход из ситуации, которая сложилась, и им не навязывается готовая точка зрения. Так, родители имеют возможность принять участие в подготовке утренников, могут написать сценарии, поучаствовать в конкурсах.

В ДОУ проводятся игры с педагогическим содержанием, например, «Педагогическое поле чудес», «Педагогический случай», «КВН», «Ток-шоу», на которых обсуждаются различные точки зрения на проблему и многое другое. В некоторых детских садах организуют педагогическую библиотеку для родителей, где они могут брать книги на дом. Некоторые ДОУ организуют выставку совместных работ родителей и детей «Руки папы, ручки мамы и мои ручонки», досуги «Неразлучные друзья: взрослые и дети», «Семейные карнавалы».

Большая роль при любой форме организации взаимодействия с родителями отводится проведению социологических опросов, анкетирования, тестирования родителей и педагогов. Главной задачей таких форм общения с родителями является сбор, обработка, использование данных о семье каждого воспитанника, наличии у его родителей необходимых педагогических знаний, уровне их культуры, наличии у них нужных знаний, которые касаются отношения к ребенку в семье, интересах, запросах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации.

Досуговые формы организации общения устанавливают теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, кроме того создают более доверительные отношения между родителями и детьми (совместные праздники и досуги). Они могут быть эффективными лишь в случае того, когда воспитатели придают большое внимание педагогическому содержанию мероприятия.

Статья: Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

«Взаимодействие с семьями воспитанников в ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО»

Автор: Сосновская Наталья Владимировна, 2019

_______________________________________________________________________________________________________________________________________________________

Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

детский сад № 115 комбинированного вида

Выборгского района Санкт-Петербурга

(ГБДОУ детский сад № 115 Выборгского района СПб)

—————————————————————————————-

194017, Санкт-Петербург, ул. Гаврская, дом 9, лит. А.

СТАТЬЯ

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ В ДОУ

В УСЛОВИЯХ РЕАЛИЗАЦИИ ФГОС ДО

Составила:

Сосновская Наталья Владимировна

воспитатель

ГБДОУ детский сад № 115

Выборгского района СПб

Санкт-Петербург

2019

«Вопрос о работе с родителями — это большой и важный вопрос. Тут надо заботиться об уровне знаний самих родителей, о помощи им в деле самообразования, … привлечении их к работе детского сада»

(Н.К. Крупская)

Семья – это первый социум ребенка. Семья является образцом, по которому будут строиться отношения ребенка с окружающим миром. Взгляды взрослых на мир, их стереотипы поведения, жизненные позиции находят прямое отражение в поведении детей, определяют особенности детских взаимоотношений. Родители часто не имеют достаточных знаний возрастных особенностей своего ребенка, не обладают достаточной компетенцией в вопросах воспитания. Зачастую процесс воспитания в конкретной семье основан на стереотипах и традициях, которые не всегда являются педагогически верными. Такое воспитание может явиться причиной поведенческих проблем ребенка.

Детский сад, так же как и семья, является важным институтом социализации ребенка. Конечно же, функции семьи и детского сада в части вопросов воспитания несколько различны. И тем более важным представляется взаимодействие детского сада и семьи, которое является залогом всестороннего и гармоничного развития личности ребенка.

Целью этого взаимодействия является создание единого пространства для развития детей в семье и детском саду, интеграция родителей в детсадовскую жизнь ребенка, становление родителей полноценными участниками воспитательного процесса и полное удовлетворение интересов детей и родителей.

Для реализации этой цели детскому саду необходимо «повернуться» лицом к семье, привлекать семью на свою сторону для реализации единого подхода в воспитании детей, оказывать семье необходимую педагогическую помощь, повышать педагогическую культуру родителей.

Чтобы полностью раскрывались способности и возможности детей, нужно, чтобы семья и детский сад стали открытыми другу. Однако при взаимодействии этих двух структур необходимо реализовывать дифференцированный подход к каждой конкретной семье, учитывая социальный статус и микроклимат семьи. Важную роль играет также выяснение степени заинтересованности родителей в воспитательном процессе.

ФГОС предъявляет ряд требований к условиям реализации основной образовательной программы дошкольного образования,  в том числе требования к условиям создания социальной ситуации развития детей. Эти условия предполагают, в числе прочего, «взаимодействие с родителями … по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС ДО,  пункт 3.2.5.)

ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ МОЖНО РАЗДЕЛИТЬ НА СЛЕДУЮЩИЕ НАПРАВЛЕНИЯ:

  • изучение семьи, запросов и ценностей, уровня педагогической компетенции;
  • информирование родителей;
  • консультирование родителей;
  • просвещение и обучение родителей;
  • совместная деятельность детского сада и семьи;

Как уже говорилось выше, важную роль в планировании и построении работы с родителями играет выяснение степени их заинтересованности и педагогической компетенции. То есть, на первый план выходит аналитика. В книге «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования» (*) предлагаются следующие аналитические формы работы с родителями: анкетирование, опрос, интервью, беседа, наблюдение за общением ребенка и родителей. Применение вышеупомянутых форм позволяет получить информацию об общекультурном уровне семьи, о наличии педагогических знаний у родителей, о желании семьи получать психолого-педагогическую помощь от детского сада. Только при наличии информации подобного рода возможно построить грамотное общение с родителями.

Второе направление взаимодействия ДОУ с семьей – это информирование родителей посредством рекламных буклетов, информационных стендов, информации на сайте учреждения, личного общения и бесед по телефону. Сюда же относятся родительские собрания, фотогазеты и памятки.

Следующее направление работы с семьей – консультирование родителей. Здесь используются следующие формы: индивидуальное, семейное, очное и дистанционное.

Четвертое направление взаимодействия с семьей – просвещение и обучение родителей – позволяет повысить психолого-педагогическую культуру родителей, скорректировать взгляды родителей на воспитание ребенка в условиях семьи. Кроме этого родители получают возможность ознакомиться с особенностями возрастного и психологического развития детей, овладеть практическими навыками и приемами воспитания. К этому направлению относятся семинары-практикумы, мастер-классы, приглашение специалистов, тренинги, творческие задания, лекции.

*

Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под ред.  Верховкиной М.Е., Атаровой А.Н. СПб. изд. КАРО, 2014.

Ещё одно направление взаимодействия – совместная деятельность детского сада и семьи. Здесь речь идет, в основном, о досуговых формах организации общения. Работа в данном направлении не только позволяет установить позитивные неформальные отношения между родителями и педагогами, но и способствует гармонизации отношений между родителями и детьми.

Необходимо учитывать, что процесс взаимодействия семьи и детского сада будет эффективным лишь в том случае, если это взаимодействие будет носить систематический характер.

Под системой в данном случае понимается не только регулярность взаимодействия с семьей, но и интеграция такого взаимодействия во все образовательные области.

В книге «Путеводитель по ФГОС дошкольного образования» подробно рассматриваются всевозможные формы взаимодействия ДОУ и семьи. По мнению авторов книги формы работы с родителями целесообразно разделить на пять групп: информационно-аналитические, познавательные, досуговые, письменные, наглядно-информационные.

Наряду с традиционными формами взаимодействия детского сада и семьи авторы предлагают много новых и интересных способов взаимодействия педагогов и родителей. Рассмотрим некоторые их них.

ПОЗНАВАТЕЛЬНЫЕ ФОРМЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ:

ПРАКТИКУМ. Применяется с целью выработки у родителей педагогических умений и навыков, позволяет решать возникающие педагогические ситуации.

ДИСКУССИЯ. Представляет собой обмен мнениями по вопросам воспитания. Позволяет включить родителей в обсуждение актуальных проблем. Способствует формированию умения анализировать факты и явления с опорой на накопленный опыт.

ВЕЧЕРА ВОПРОСОВ И ОТВЕТОВ. Дают возможность родителям уточнить и расширить свои педагогические знания.

РОДИТЕЛЬСКИЙ ТРЕНИНГ. Является формой работы с родителями, желающими изменить свое отношение к поведению и взаимодействию со своим ребенком. Способствует тому, что общение с ребенком становится более открытым и доверительным.

СЕМЕЙНАЯ ГОСТИНАЯ. Помогает раскрывать внутренний мир детей, улучшает эмоциональный контакт между родителями и детьми.

ДНИ ДОБРЫХ ДЕЛ. Дни добровольной помощи родителей детскому саду (ремонт игрушек, мебели в группе, оказание помощи в создании ПРС группы). Такая форма взаимодействия помогает налаживанию теплых доброжелательных отношений между родителями и воспитателями.

КАК БЫ НИ БЫЛИ РАЗНООБРАЗНЫ СПОСОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ С СЕМЬЕЙ, ВСЕ ОНИ ПРИЗВАНЫ РЕШАТЬ СЛЕДУЮЩИЕ ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ:

  1. Установление отношений партнерства с семьей каждого из воспитанников.
  2. Объединение усилий для всестороннего развития и воспитания детей.
  3. Повышение педагогической компетенции родителей.
  4. Создание атмосферы взаимопонимания, установление теплых и дружеских взаимоотношений между родителями и воспитателями, налаживание эмоционального контакта.

ВЗАИМООТНОШЕНИЯ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ ЦЕЛЕСООБРАЗНО ВЫСТРАИВАТЬ В ТРИ ЭТАПА

Первый этап – «Давайте познакомимся!». На этом этапе происходит знакомство родителей с детским садом, с коллективом педагогов, с образовательными программами. Кроме этого, раскрываются возможности совместной работы.

На втором этапе, который называется «Давайте подружимся», в работе с родителями используются такие активные формы взаимодействия как тренинги, круглые столы, игровые семинары. Результатом этого этапа становится создание родительско-педагогического сообщества.

Третий этап — «Давайте узнавать вместе». Родительско-педагогическое сообщество направляет свою деятельность на развитие ребенка. Здесь речь идет о проектной деятельности, совместных экскурсиях, посещениях выставок и музеев.

ЧТОБЫ ВЗАИМОДЕЙСТВИЕ ДОУ С СЕМЬЕЙ БЫЛО НАИБОЛЕЕ ЭФФЕКТИВНЫМ, НЕОБХОДИМО ПРИДЕРЖИВАТЬСЯ СЛЕДУЮЩИХ ПРИНЦИПОВ:

  • Доброжелательный, позитивный стиль общения с родителями, при котором не уместны категоричность суждений и требовательный тон.  Именно на позитивном общении должна строиться вся работа воспитателей с родителями.
  • Индивидуальный подход не только в работе с детьми, но и при общении с родителями. Здесь очень пригодится способность чувствовать ситуацию, понимать настроение другого человека. Важно уметь успокоить родителя, посочувствовать, если это необходимо, убедить в необходимости объединения усилий по воспитанию ребенка.
  • Взаимодействие должно происходить в форме сотрудничества, а не наставничества. Современные родители, в основном, полагают, что прекрасно умеют воспитывать собственных детей. Поэтому позиция наставления не только не принесет положительный результат, но и будет мешать установлению теплых, дружеских отношений между родителями и педагогами. Гораздо более эффективным будет создание атмосферы взаимопонимания, сопричастности, поддержки семьи. Коллективу детского сада необходимо демонстрировать заинтересованность и искреннее желание помочь.
  • К любому мероприятию по взаимодействию с семьей  необходимо тщательно и серьезно готовиться. На первое место здесь выступает качество, а не количество отдельных, не связанных между собой мероприятий. Плохо подготовленное родительское собрание или не до конца продуманный семинар могут оказать негативное влияние на имидж детского сала в целом.
  • Динамичность. Является важнейшим принципом. В современных условиях детский сад просто обязан находиться в режиме постоянного развития, моментально реагировать на изменение социального состава родителей, их воспитательных запросов и образовательных потребностей. В соответствии с этим будут меняться и формы работы с семьей.

В заключении хочется сказать о самом главном. Чтобы взаимодействие ДОУ и семьи было максимально эффективным, нужно, чтобы педагог не просто использовал какие-то способы и формы взаимодействия, а внутренне их принимал, стремился выработать у себя позитивный настрой, был открытым для инноваций и экспериментов.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Евдокимова Н.В., Додокина Н.В., Кудрявцева Е.А. Детский сад и семья: методика работы с родителями. Пособие для педагогов и родителей. — М.: Мозаика-Синтез, 2007.
  1. Путеводитель по ФГОС дошкольного образования в таблицах и схемах / Под ред. Верховкиной М.Е., Атаровой А.Н. — СПб.: КАРО, 2014.
  1. Свирская Л. Работа с семьей: необязательные инструкции. – М.: ЛИНКА-ПРЕСС, 2007.
  1. Богомолова З. А. Формирование партнерских отношений педагогов и родителей в условиях сотрудничества в ДОУ // Дошкольная педагогика. — 2010. — №2.
  1. Организация взаимодействия дошкольного учреждения с родителями в соответствии с требованиями ФГОС // Международный образовательный портал MAAM.RU URL: http://www.maam.ru/detskijsad/obobschenie-opyta-182611.html (дата обращения: 30.01.2015).

Лекция «Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО» | Дошкольное образование

Лекция «Основные направления, принципы, формы организации совместной работы с родителями по освоению требований ФГОС ДО»

Автор: ООО «Издательская Группа «Основа»

Организация: ООО «Издательская Группа «Основа»

Населенный пункт: г. Москва

План

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

2. Направления и формы взаимодействия с родителями.

3. Принципы сотрудничества ДОУ с родителями.

 

1. Задачи и функции работы ДОУ с семьей.

 

Федеральный закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 года (далее – Закон) обязывает педагогов и родителей стать не только равноправными, но и равноответственными участниками образовательного процесса. В Законе предусмотрено, что в решении сложных многоплановых задач, связанных с реализацией нового федерального государственного образовательного стандарта дошкольного образования (далее – ФГОС ДО), эксклюзивная роль принадлежит семье.

Статья 44 Закона гласит: «Родители (законные представители) несовершеннолетних обучающихся имеют преимущественное право на обучение и воспитание детей перед всеми другими лицами. Они обязаны заложить основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка». В статье впервые определены права, обязанности и ответственность родителей за образование ребенка. В связи с этим необходимо по-новому взглянуть на взаимодействие дошкольного образовательного учреждения (далее – ДОУ) с родителями, с целью создания единого образовательного пространства «семья – детский сад» для их равноправного и заинтересованного партнерства».

В ФГОС ДО говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи.

Также сформулированы и требования по взаимодействию ДОУ с родителями. Подчеркнуто, что одним из принципов дошкольного образования является сотрудничество с семьей, а ФГОС ДО является основой для оказания помощи родителям (законным представителям) в воспитании детей, охране и укреплении их физического и психического здоровья, в развитии индивидуальных способностей и необходимой коррекции нарушений их развития. Одним из требований к психолого-педагогическим условиям является требование обеспечения психолого-педагогической поддержки семьи и повышения компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей. Родители (законные представители) должны принимать участие в разработке части образовательной программы организации, формируемой участниками образовательных отношений с учётом образовательных потребностей, интересов и мотивов детей, членов их семей и педагогов.

Эффективные формы работы с родителями в ДОУ в условиях ФГОС ДО

ЭФФЕКТИВНЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ С РОДИТЕЛЯМИ В ДОУ

В УСЛОВИЯХ ФГОС ДО

Воспитатель МБДОУ №70 г.Читы

Манакова Татьяна Валерьевна

  • «Родители являются первыми педагогами. Они обязаны заложить первые основы физического, нравственного и интеллектуального развития личности ребенка в раннем возрасте». (Закон «Об образовании в РФ»)

  • «Обеспечение психолого-педагогической поддержки семьи и повышение компетентности родителей (законных представителей) в вопросах развития и образования, охраны и укрепления здоровья детей»

  • «Взаимодействие с родителями (законными представителями) по вопросам образования ребенка, непосредственное вовлечение их в образовательную деятельность, в том числе посредством создания образовательных проектов совместно с семьей на основе выявления потребностей и поддержки образовательных инициатив семьи» (ФГОС).

ОСНОВНЫЕ ЗАДАЧИ В РАБОТЕ С РОДИТЕЛЯМИ :

  • Обеспечить психолого -педагогическую поддержку семьи и повысить компетентность родителей.

  • Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника.

  • Создать атмосферу взаимопонимания , общности интересов . целей , эмоциональной взаимоподдержки между педагогами и семьей.

  • Оказание помощи родителям в воспитании детей.

  • Активизировать родительские воспитательные умения .

  • Поддерживать уверенность в собственных педагогических умениях.

Принципы партнерства:

  • Позитивный настрой на общение.

  • Индивидуальный подход.

  • Сотрудничество, а не наставничество.

  • Динамичность.

  • Открытость.

Традиционные формы работы ДОУ с семьей:

hello_html_m6308ddc2.png

Нетрадиционные формы работы с родителями в ДОУ:

  • Информация о группе, детском саде на сайте ДОУ, воспитателей.

  • Вовлечение в спортивные и творческие конкурсы

  • Устные педагогические журналы , педагогическая библиотека

  • Тематические досуги, концерты

  • Оформление стенгазет и буклетов, фотомонтажей

  • Семинары– практикумы, мастер – классы, круглые столы, дискуссии

  • Клубы для родителей

  • Театрализованные представления для детей с участием родителей

  • Дни открытых дверей, открытые показы занятий

  • Участие родителей в подготовке к праздникам

  • Совместное создание развивающей предметно — пространственной среды

  • Тематические выставки, акции ,творческие задания

  • Интервью с родителями и детьми на определенные темы

  • Конкурс семейных талантов

  • Книга пожеланий в группе.

  • Интерактивные игры.

План работы родительского клуба «Дошколенок». Старшая группа на 2015-2016г.

1.Организационная

встреча.

Призентация книги

« Книга семейных

Кулинарных рецептов».

2. Выставка

« Готовим сами».

3.Утверждение плана работы.

1.Мастер –класс по изготовлению атрибутов к играм-забавам.

2.Семейный опыт. «Спорт в семье».

3.Презентация книги «Книга пожеланий».

1.Мастер-класс по изготовлению театральных кукол.

2.Разыгрывание сценок родителями и детьми.

1.Мастер-класс

« Умею сам – научу другого ».

Изготовление игрушек и украшений для группы и участка.

1.Мастер- класс

« Игры на кухне».

Семейный опыт

« Мы играем в такие словесные игры…»

Февраль

Март

Апрель

Май

1.Подарки для пап»- изготовление подарков совместно с детьми.

2.Семейный опыт:

« Наша семья празднует этот праздник так ..».

« Подарки для мам»-

изготовление подарков совместно с детьми.

2.Семейный опыт

« Традиции нашей семьи ».

1.Мастер –класс

« Волшебная бумага».

2.Семейный опыт

« Я готовлю своего ребенка к школе так…»

Общение :

« Заседание клуба

« Дошколенок » лично для меня это … »

Как активизировать участие родителей?

  • Проявляйте взаимное уважение друг к другу.

  • Поощряйте инициативу, творчество и фантазию родителей.

  • Привлекайте родителей к участию в мероприятиях, утренниках, конкурсах, выставках.

  • Позвольте родителям самим выбирать, какую помощь они могут оказать детскому саду.

  • Доводите до сведения родителей, что их участие в жизни ДОУ и группы ценится, а любая помощь с их стороны приветствуется, высказывайте свою признательность им.

  • Делайте ударения на сильные стороны семьи и давайте положительные оценки.

  • Напоминайте родителям, что вы рады любому их участию.

  • Поощряйте посещаемость родительских собраний.

  • Сохраняйте конфиденциальность любой информации.

Результаты использования эффективных форм работы с родителями

  • Изменение характера вопросов родителей к воспитателям.

  • Рост посещаемости родительских мероприятий.

  • Инициатива со стороны родителей по проведению новых форм общения семей группы.

  • Изменение взаимоотношений воспитателя с родителями.

  • Осознание родителями значимости их помощи ДОУ в педагогической деятельности.

  • Положительное отношение родителей к ДОУ.

  • Положительная оценка его деятельности.

Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

hello_html_3bb7917a.gifhello_html_3bb7917a.gifhello_html_3bb7917a.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_4ee6bd77.gifhello_html_4ee6bd77.gifhello_html_4ee6bd77.gifhello_html_4ee6bd77.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifhello_html_1dbfc302.gifТеоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО.

Успех взаимодействия между субъектами определяется их готовностью принять общую цель, задачи, найти согласованные пути решения, добиться установления благоприятного психологического климата коммуникации и осуществить общие планы. В ФГОС говорится, что работа с родителями должна иметь дифференцированный подход, учитывать социальный статус, и микроклимат семьи, родительские запросы и степень заинтересованности родителей деятельностью ДОУ, повышение культуры педагогической грамотности семьи. Одним из главных направлений по взаимодействию с семьей дошкольного образования является сотрудничество.

И.О.Пастухова высказывается о том, что формировании сотруднических отношений между педагогами и семьей – это длительный процесс, успешность которого зависит от того, как будут реализованы следующие принципы:

1.Преемственность согласованных действий. Взаимопонимание семьи и детского сада — состоится при согласованности воспитательных целей и задач, позиций обеих сторон, выстроенных по принципу единства.

2. Гуманный подход к выстраиванию взаимоотношений семьи и ДОУ. Доброе, внимательное отношение всех участников взаимодействия.

3.Открытость. Новые социальные изменения в обществе требуют от воспитателя открытости по отношению к семье воспитанника.

4.Индивидуальный подход к каждой семье. Все семьи отличаются друг от друга. Эти развития зависят от многих факторов: культуры, традиций семьи, социального положения, особенностей здоровья членов семьи, её состава, жилищных условий и т.д.

5.Эффективность форм взаимодействия ДОУ и семьи. Эффективность выбора форм зависит от умения выделить наиболее важные проблемы сторон, привлечь внимание к ним, искать приемлемый путь решения. Формы выбираются в соответствии с региональными, культурно-историческими, социально-экономическими, социально-психологическими условиями, интересами семьи, возможностями ДОУ.

6.Обратная связь. Партнёрство родителей и педагогов предполагает хорошо налаженную обратную связь. Она необходима для того, чтобы изучить мнение родителей по разным вопросам воспитания, деятельности детского сада.

7.Поэтапность реализации. Содержание взаимодействия детского сада и семьи основывается на поэтапности, которая вычленяет социальные аспекты и интегрирует их со сферами индивидуальности.

Все эти принципы можно реализовать через модель включенности дошкольного учреждения и родительского сообщества.

Современная модель взаимодействия воспитателя ДОУ и семей воспитанников понимается как процесс межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Моделирование — один из универсальных способов, позволяющих воспроизводить наиболее важные компоненты, свойства, связи исследуемых процессов, адекватно оценивать их, прогнозировать тенденции их развития, а также эффективно управлять этим развитием. Модель позволяет выстроить систему взаимодействия «Родитель – Ребенок — Педагог», где ребенок станет ведущим субъектом внимания, а взаимоотношения взрослых — эмоционально ровными, взаимно приемлемыми, свободными независимыми, но содружественно- конструктивными.

По — мнению Т.Н. Дороновой, построение модели взаимодействия родителей и педагогов в образовательном процессе дошкольного учреждения предполагает решение следующих задач:

— активизировать воспитательные возможности родителей;

-привлечь родителей к участию в образовательном процессе дошкольного учреждения;

— использовать опыт семейного воспитания для реализации образовательных программ;

— способствовать личностному обогащению всех участников взаимодействия посредством деятельности, ее преобразования и изменения.

Модель организации взаимодействия ДОУ и семьи, может являться для педагогов отправной точкой организации и планирования работы. Она условно может состоять из трёх блоков: информационно — аналитический, практический и контрольно-оценочного. Рассмотрим содержание каждого из них:

Информационно–аналитический блок предусматривает сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семей, их трудностей и запросов, а также выявление готовности семьи ответить на запросы дошкольного учреждения. Задачи, решаемые в этом блоке, определяют формы и методы дальнейшей работы педагогов. К этим методам относятся:

— опрос,

— анкетирование,

— интервьюирование,

-наблюдение,

-изучение медицинских карт

-специальные диагностические методики, используемые психологами.

Второй блок — практический. Он содержит информацию, которая направляется на решение конкретных задач, связанных с всесторонним развитием детей.

Формы и методы работы, которые будут использоваться специалистами, педагогами и психологами, зависят от информации, какую они получили при анализе ситуации в рамках информационно–аналитического блока. Работа с родителями строится по двум взаимосвязанным направлениям — просвещение родителей и организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства.

Первое направление – просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или ному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы:

• выпуск газет,

• листы-памятки,

• мини-библиотека,

• информационные стенды,

• дни открытых дверей,

• библиотека игр и упражнений и т.д.

• практикумы,

• индивидуальное и подгрупповое консультирование,

• нетрадиционные родительские собрания,

• экскурсии;

• видеотека,

• аудиотека и т.д.

Второе направление – организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. обмен мнениями, идеями, чувствами. С этой целью необходимо планировать такие мероприятия, которые вовлекли бы родителей и детей в общее интересное дело, предполагающее непосредственное общение взрослых с детьми.

Основной задачей педагогического коллектива является создание условий для ситуативно-делового, личностно-ориентированного общения на основе общего дела. Соответственно решению данной задачи выбираются и формы взаимодействия:

• игротеки,

• выставки выходного дня,

• театральная пятница,

• встречи с интересными людьми,

• праздники,

• издание семейных газет,

• журналов,

• защита семейных проектов,

• ведение домашних читательских дневников,

• походы и многое другое.

К сожалению, формы и методы работы сами по себе не являются столь значимыми. За последние годы учеными и практиками разработано много ярких и интересных форм работы с родителями. Но в большинстве случаев эти формы существуют сами по себе, потому что работа с семьей оценивается по количеству мероприятий и совсем не анализируется их качество, востребованность у родителей и то, насколько усилия педагогического коллектива помогли родителям и детям

С целью решения задачи эффективного взаимодействия детского сада с семьёй вводится третий блок – контрольно-оценочный.

Контрольно-оценочный блок – это анализ эффективности (количественный и качественный) мероприятий, которые проводятся специалистами детского сада. Для определения эффективности усилий, затраченных на взаимодействие с родителями, можно использовать:

— опрос,

-книги отзывов,

-оценочные листы,

-экспресс-диагностику,

-родительскую почту,

— самоанализ со стороны педагогов и т.д.

В работе с родителями повторная диагностика, собеседование с детьми, наблюдения, учет активности родителей и т.п. могут быть использованы для отслеживания и оценки отсроченного результата.

Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Практический блок

Контрольно-оценочный блок

Информационно–аналитический блок

Анализ эффективности проделанной работы

Комплексный подход в решении конкретных задач, связанных с развитием детей, с привлечением специалистов ДОУ и социальных партнёров.

Сбор и анализ сведений о родителях и детях, изучение семьи, выявление трудностей и запросов.

Формы и методы:

-опрос,

-книга отзывов,

-оценочные листы,

-самоанализ педагогов и т.д.

Формы и методы:

— традиционные и нетрадиционные (просвещение родителей, организация продуктивного общения)

Формы и методы:

— опрос,

-анкетирование,

-интервьюирование,

-наблюдение.

Взаимодействие со специалистами ДОУ и социальными партнёрами.

Рисунок 1- Теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО

Реализация модели должна быть направлена на получение следующих результатов:

-создание эмоционально-психологического комфорта содержания ребенка в детском саду в условиях максимально приближенных к семейным;

— достижение единых ценностных ориентаций у педагогов и родителей;

-снижение количества неблагополучных семей и педагогической запущенности в воспитании детей;

-признание значимости социальной и педагогической роли семьи в жизни ребенка;

– повышение педагогической, психологической и правовой грамотности родителей в воспитании и обучении детей дошкольного возраста;

– гармонизация детско-родительских отношений;

– повышение уровня включенности родителей в деятельность дошкольного учреждения;

– эмоциональная взаимоподдержка, комфорт, атмосфера взаимопонимания, общность интересов;

– участие родителей в планировании и организации деятельности дошкольного учреждения;

– участие родителей в контроле за деятельностью дошкольного учреждения;

Итак, в результате проведенного теоретического анализа разработана модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО. Она может явиться отправной точкой организации современного взаимодействия «родители-дети-педагоги».

Таким образом, можно сделать следующие выводы:

Во-первых, с появлением ФГОС ДО педагогический процесс дошкольного учреждения становится более свободным, гибким, дифференцированным, гуманным, педагоги ориентируются на сотрудничество и взаимодействие с родителями и ближайшими социальными институтами.

Во-вторых, помимо традиционных форм работы ДОУ и семьи в ДОУ начали активно использовать инновационные формы и методы работы с семьей, основные на сотрудничестве в режиме диалога, реализуется принцип доверительного партнерства. Разнообразие форм взаимодействия с родителями позволяет воспитателям значительно улучшить отношения с семьями.

В-третьих, теоретическая модель взаимодействия воспитателя детского сада с родителями дошкольников в условиях реализации ФГОС ДО это отправная точка межличностного общения, результатом которого является формирование у родителей осознанного отношения к собственным взглядам и установкам в воспитании ребенка.

Литература:

2.Доронова, Т.Н. Взаимодействие дошкольного учреждения с родителями. [Текст]: пособие для работников дошкольных образовательных учреждений / Т.Н.Доронова. – М.: Просвещение, 2002.

3. Козлова, А.В. Работа ДОУ с семьёй [Текст]: методические рекомендации/ А.В. Козлова, Р.П. Дешеулина. — М.: ТЦ Сфера,2010.

4. Пастухова, И.О. Создание единого пространства развития ребёнка: взаимодействие ДОУ и семьи [Текст]: библиотека руководителя ДОУ/ И.О. Пастухова. — М.: ТЦ Сфера,2007.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *