Формирование зож у детей дошкольного возраста: Консультация на тему: ФОРМИРОВАНИЕ ЗОЖ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА – Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста

Консультация для педагогов.

Тема: «Формирование ЗОЖ у детей дошкольного возраста»

В последние годы заставляет обратить на себя внимание здоровье будущего поколения.

В связи с кризисным состоянием современного общества увеличилось число заболеваемости и инвалидности детей в ранние годы.

Дошкольное детство – это короткий отрезок в жизни человека. Но он имеет огромное значение, так как развитие ребенка идет бурно и стремительно: формируются основы личности, расширяется сфера деятельности.

Отношение детей к своему здоровью – это фундамент, на котором может быть выстроено здание потребности в ЗОЖ. Необходимо, чтобы дети поняли: что своё здоровье, и свою жизнь надо уметь защищать с самого раннего возраста.

Можно выделить следующие компоненты здорового образа жизни:

  • Правильное питание
  • Рациональная двигательная активность
  • Закаливание организма
  • Развитие дыхательного аппарата
  • Сохранение стабильного психо – эмоционального состояния
Рекламное сообщение

Начальное знание и навыки по этим составляющим мы должны заложить в основу фундамента здорового образа жизни ребенка.

С чего начать?

Начинаем с себя, самосовершенствуемся, пополняем собственный багаж теоретическими знаниями (анатомия, физиология, теория и методика физического воспитания и гигиена). Приобретаем и закрепляем практические навыки здорового образа жизни (зарядка, водные закаливающие процедуры, пешие прогулки, выполнение дыхательных упражнений, психогимнастики).

Работа с родителями: проведение консультаций по вопросам оздоровления (закаливание, двигательная активность, питание, дыхательной системы). Проводим практические семинары, семейные соревнования, дни открытых дверей и др. мероприятия.

Организация здоровья сберегающего пространства:

  • Создание экологической и психологической комфортности образовательной сферы
  • Создание игровой и предметно – развивающей сферы
  • Обеспечение безопасности жизни детей
  • Обеспечение условий для укрепления здоровья и закаливания каждого организма.
  • Выставки специальной и детской литературы, плакаты, детские работы по изобразительной деятельности на тему ЗОЖ, информационные стенды для родителей.

Система работы с детьми предполагает различные формы средства и методы формирования основ здорового образа жизни.

Основные формы: занятия, досуги, режимные моменты, спортивные соревнования и праздники.

Использование:

На занятиях по ознакомлению с окружающим миром – формируются представления детей о человеке как живом существе; его организме и здоровье; об образе жизни человека и зависимости здоровья от образа жизни;

В воспитание культурно–гигиенических навыков – предусматривает формирование привычки правильно умываться, вытираться, ухаживать за полостью рта, пользоваться носовым платком, правильно вести себя при чихании и кашле.

Занятие по изобразительной деятельности можно направить на реализацию продуктивной деятельности дошкольников. Способствующих выражению их представлений о ЗОЖ в рисунках, аппликации, лепки.

На музыкальных занятиях у детей формируется представления о значимости для ЗОЖ развитие творческих возможностей человека.

Использование театрализованной деятельности детей и взрослых в учебных проблемных ситуаций позволяет активизировать выбор детьми решений, соответствующих ЗОЖ.

Досуги способствуют созданию условий эмоционального восприятия детьми сведений о ЗОЖ, закреплению полученных представлений и их систематизации.

Средствами формирования представлений о здоровом образе жизни у дошкольников является: дидактические и сюжетно–ролевые игры, худож. литература, продуктивная и предметно–практическая деятельность. В сюжетно–ролевых играх «больница», «семья» следует формировать у дошкольников поведение, способствующее ЗОЖ, на основе представлений знаний для здоровья: проветривание помещений, его влажные уборки, стирка белья, ограничение времени просмотра телевизора. Использование закаливающих мероприятий, санитарно–гигиенических процедур, не лекарственных средств.

В процессе занятий и между ними используют физкультминутки, способствующие активному отдыху и повышения тонуса (упражнения обновляются не реже 1-2 раза в месяц). В работу также включается массаж рук. Пальчиковый массаж также используется на занятиях, как и физкультминутки.

Наиболее эффективным в воспитании детей является физ. упражнения и физкультурные занятия. Особую ценность они приобретают для растущего организма, если проводятся на свежем воздухе. Игры и занятия на свежем воздухе во все времена года способствуют закаливания организма ребенка, повышению его работоспособности и снижению заболевания.

Для формирования привычки к ЗОЖ важно, чтобы ребенок понял необходимость физических упражнений, к которым относится и утренняя гимнастика.

Вывод:

Каждому ребенку хочется быть сильным, бодрым, энергичным- бегать не уставая, кататься на велосипеде, плавать, играть вместе со сверстниками во дворе, не мучаясь головными болями и бесконечным насморком.

Наша задача – учить их думать о своем здоровье, заботиться о нем, радоваться жизни.

Захарова Евгения Олеговна

“Детский сад” № 28

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

Формирование здорового образа жизни у детей дошкольного возраста

«Я не боюсь еще и еще раз повторить: забота о здоровье – это важнейший труд воспитателя».

В. А. Сухомлинский.

Формирование здорового образа жизни должно начинаться уже в детском саду и необходимо помнить, что образ жизни человека не складывается сам по себе в зависимости от обстоятельств, а формируется в течение жизни целенаправленно и постоянно.

 

«Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов» (Е. И. Торохова, 1999).

Здоровый образ жизни — это формы и способы повседневной жизнедеятельности человека, которые укрепляют и совершенствуют все возможности организма.

В последние годы наблюдается огромный интерес к проблеме индивидуального здоровья человека. Особую обеспокоенность вызывает здоровье наших детей, т. к. данные физического состояния свидетельствуют, что здоровье нашего подрастающего поколения далеко не соответствует ни потребностям, ни потенциальным возможностям современного общества.

Дошкольное детство – самый благоприятный период для выработки правильных привычек, которые в сочетании с обучением дошкольников методами совершенствования и сохранения здоровья приведут к положительным результатам. Проблема оздоровления детей – это целенаправленная работа всего коллектива педагогов и родителей

Забота о воспитании здорового ребенка является приоритетной в работе нашего дошкольного учреждения. Здоровый и развитый ребенок обладает хорошей сопротивляемостью организма к вредным факторам среды и устойчивостью к утомлению, социально и физиологически адаптирован.

Поэтому главными задачами по сохранению и укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни, научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.

Основным из средств реализации этой задачи является формирование культуры здорового образа жизни (ЗОЖ).

В подобной системе должны взаимодействовать три субъекта: семья, ребенок, педагог. Формировать основы здорового образа жизни, мотивы, понятия, убеждения в необходимости сохранения своего здоровья и его укрепления нужно не только у детей, начинать нужно с семьи. Лишь при условии совместной целенаправленной деятельности родителей и педагогов может быть обеспечена положительная динамика показателей, характеризующих здоровье детей и их ориентацию на здоровый образ жизни.

Взаимодействие с педагогами осуществляется через совместное проведение для детей праздников и досугов, получение необходимых консультаций, организацию музыкального сопровождения и методических рекомендаций. Организацию педсоветов и подбором литературы в методическом кабинете.

Взаимосвязь с родителями осуществляется в их вовлечение в досуговые и спортивно — оздоровительные мероприятия детского сада – подготовку и проведение праздников, выставок, театрализованных представлений. Важным условием эффективной воспитательно-образовательной работы с целью повышения знаний родителей о ЗОЖ является организация для них консультаций, практических занятий и наглядной агитации. Привлечение родителей к пополнению развивающей среды.

В понятие здоровьесберегающего пространства входят:

  • улучшенное качество воздушной среды на территории и в помещениях детского сада (воздушный бассейн защищают насаждением комбинированных древесно-кустарниковых полос, которые, в свою очередь, не затрудняют проветриваемость игровых площадок; в помещениях проводят регулярные односторонние и сквозные проветривания, обрабатывают помещения аппаратом «Кварц»)
  • закаливающие процедуры водой и воздухом (воздушные процедуры после сна, световоздушные ванны во время прогулок в теплое время года, умывание прохладной водой, солевые ванны для ног, контрастное закаливание кистей рук, полоскание рта после приема пищи, босохождение по массажным коврикам и мокрым полотенцам, точечный массаж стоп)
  • по медицинским показаниям проводят занятия ЛФК
    (лечебный и оздоровительный массаж, аромо- и фитотерапию)

- создание развивающей среды в группе (оборудуют уголки здоровья, книжные уголки оформляют раскрасками и дидактическими играми по теме, альбомами с фоторгафиями детей прогулок, закаливающих процедур и др.).

Составляющей частью здоровье сберегающего пространства являются выставки литературы по теме, а так же плакатов, выполненных совместно с детьми, информационные стенды для родителей.

Занятия с детьми должны быть систематичными и комплексными, вызывать у ребенка положительные эмоциональные реакции, и проводится в игровой форме. Кроме того, материалы подобных занятий должны находить отражение во всех режимных моментах (учебных занятиях, режиме дня, занятиях физической культурой, воспитательных занятиях, в мероприятиях общего масштаба для всего детского сада). Поэтому– детский сад должно быть «школой здорового образа жизни” детей, где любая их деятельность носит оздоровительно-педагогическую направленность, способствует воспитанию у них привычек, а затем и потребностей к здоровому образу жизни, формированию навыков принятия самостоятельных решений в отношении поддержания и укрепления своего здоровья.

Работа с детьми опирается на следующие общедидактические принципы:

  • принцип научности и достоверности – содержание сведений предлагаемых школьникам, должно быть основано на научных фактах, личном опыте и чувственных ощущениях детей.
  • принцип доступности – предъявляемая информация адаптирована к восприятию дошкольников.
  • -принцип наглядности и занимательности – образовательный материал должен вызывать у детей интерес и эмоциональный отклик.
  • принцип природосообразности – формы и методы формирования представлений о ЗОЖ у дошкольников определены на основе целостного психолого-педагогического знания о ребёнке, особенностях развития его познавательной деятельности.
  • принцип индивидуально-дифференцированного подхода – педагогический процесс ориентирован на индивидуальные и типологические особенности личностного и познавательного развития каждого ребёнка и группы в целом.
  • принцип комплексного и интегративного подхода – формирование представлений о ЗОЖ осуществляется через различные виды деятельности детей в системе воспитательного и образовательного процессов, предполагается использование различных видов и форм работы с детьми, педагогами и родителями, завершенность каждого вида работы и мониторинг результатов.
  • принцип активности и сознательности – формирование субъективной активности ребенка в плане осознания воздействия различных факторов на здоровье и необходимости поведения, направленного на укрепление здоровья.

В работе с детьми используют следующие группы методов:

Наглядные методы включают наблюдения, демонстрацию, просмотр видео материалов, иллюстраций, выставки работ по изобразительной деятельности, выставки плакатов.

Непосредственное восприятие объектов, явлений во время наблюдений способствует развитию у дошкольников восприятия и мыслительной деятельности. Демонстрация предполагает показ способов действия в ситуациях, направленных на укрепление здоровья и формирования практических навыков ЗОЖ. Просмотр видеоматериалов способствует формированию правильной самооценки дошкольников и закреплению правильных представлений о ЗОЖ. Расширяет арсенал средств воздействия и наглядная агитация в виде плакатов по тематике ЗОЖ.

Словесные методы включают рассказы педагога, беседы, объяснения, методы проблемного обучения.

Рассказы и беседы следует направить на сообщение дошкольникам необходимых сведений о здоровье и ЗОЖ, уточнение и систематизацию имеющихся представлений. Беседы можно сопровождать опытами и наблюдениями детей. Объяснение проводят с целью разъяснения влияния различных факторов окружающей среды на здоровье, для установления взаимосвязи между различными проявлениями ЗОЖ и здоровьем. Моделированию поведения детей в условиях окружающей социальной среды города способствуют предъявление проблемных ситуаций, постановка ситуационных задач, проблемные вопросы, что способствует самостоятельному выбору дошкольниками альтернативных решений и планированию деятельности.

Практические методы включают опыты, упражнения, предметно-практическую деятельность, продуктивную деятельность детей.

Созданию позитивного отношения дошкольников способствуют различные способы организации деятельности детей, установление эмоционально-личностных контактов педагогов с дошкольниками, использование разнообразных приемов привлечения внимания детей (создание непривычного окружения, появление сказочного персонажа, использование средств педагогического мастерства- мимики, пантомимики, силы и тембра голоса и т. д.)

Для закрепления представлений детей о здоровье и ЗОЖ используют приемы, предусматривающие постановку ребенка в позицию субъекта деятельности, например в таких ситуациях, как «Маленький учитель» или «Совет по телефону».

Из принципов и методов работы с детьми вытекают необходимые условия

Для эффективной работы по формированию элементарных представлений о ЗОЖ:

  • доступность сообщаемых сведений о биологических, социальных, экологических и поведенческих составляющих ЗОЖ
  • соблюдение принципов наглядности, последовательности, систематичности, постепенного усложнения материала
  • реализация воспитательно-образовательной работы с опорой на предметно-практическую и продуктивную деятельность дошкольников, обогащение их чувственного опыта, развитие умений наблюдать, анализировать, обобщать, устанавливать причинно-следственные связи между событиями

Следует так же отметить, что каждый участник процесса должен быть личным примером для детей, поддерживать единую линию поведения и выполнять основные требования, которые предъявляются к детям и остальным участникам педагогического процесса.

Особое место должно уделяться работе с родителями. Семья играет важную роль, она совместно с детским садом является основной социальной структурой, обеспечивающей сохранение и укрепление здоровья детей. Приобщение их к ценностям ЗОЖ.

< Предыдущая   Следующая >

Проект по теме: Проект «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

ЧАСТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

"ПРАВОСЛАВНЫЙ ДЕТСКИЙ САД №1"

ПРОЕКТ

 «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

Выполнила воспитатель:

Сотникова И.В.

г. Смоленск

Содержание проекта

1. Паспорт проекта;

2. Пояснительная записка

3. Цель, задачи, сущность проекта, актуальность, практическая значимость проекта, принципы реализации проекта, объект, предмет, гипотеза, ожидаемый результат, модель реализации проекта.

4. Этапы реализации проекта: подготовительный, прогностический, практический, заключительный, презентационный.

5. Список использованной литературы.

6. Приложения

 

Паспорт проекта

Тема: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста через физическое развитие»

База исследования: ЧДОУ "Православный детский сад№1"

Участники проекта:  

Дети, воспитатели ЧДОУ, заведующий ЧДОУ, родители.

Условия реализации проекта

- Реализация здоровьесберегающих технологий по всем разделам образовательной программы;

- Соблюдение рационального режима дня, обеспечивающего смену разнообразной деятельности и отдыха;

- Использование современных прогрессивных методов и приемов обучения;

- Индивидуальный подход к ребенку сообразно его уровню развития, биологическому и психологическому возрасту;

- Реализация различных форм систематической работы с родителями;

- Развивающая среда ДОУ:

Физкультурный зал  в котором есть:

- стандартное и нестандартное оборудование;

- стена осанки;

  • Музыкальный зал
  • Физкультурные зал
  • Спортивная площадка (на участке детского сада)

Пояснительная записка

Формирование здорового подрастающего поколения – одна из главных стратегических задач развития страны. Сегодня стратегическое направление государственной политики в области поддержки и сохранения здоровья детей регламентируется и обеспечивается рядом нормативно-правовых документов. Это Закон Российской Федерации «Об образовании», где определены принципы государственной политики в области образования, первым из которых является «гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей жизни и здоровье человека, свободного развития личности», а также Закон РФ «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»; Указы Президента России «О неотложных мерах по обеспечению здоровья населения в Российской Федерации», «Об утверждении основных направлений государственной социальной политики по улучшению положения детей в Российской Федерации», Закон РФ «О физической культуре и спорте», «Конвенция о правах ребенка».

Проблема воспитания личной заинтересованности каждого человека в здоровом образе жизни (ЗОЖ) в последние годы является особенно актуальной в связи с негативной тенденцией к ухудшению состояния здоровья всех социально – демографических групп населения России и особенно детей дошкольного и школьного возраста. Его решение требует активного осмысленного отношения к своему здоровью и укреплению его с детских лет.

Именно в дошкольном возрасте в результате целенаправленного воздействия формируется здоровье, привычка к здоровому образу жизни, общая выносливость, работоспособность организма и другие качества, необходимые для полноценного развития личности.

Успешное формирование основ ЗОЖ у дошкольников во многом зависит от целенаправленной систематической воспитательно–образовательной работы в дошкольном образовательном учреждении и семье, создания условий для осуществления педагогического процесса, согласованного взаимодействия в триаде ребенок – педагог – родитель, инициатором и координатором которого должен выступать педагогический коллектив дошкольного учреждения.

Любая система не прослужит достаточно эффективно и долго, если она не будет совершенствоваться, обновляться, модернизироваться. Поэтому актуальнейшей задачей на современном этапе развития дошкольного образования является осмысление накопленного опыта сохранения и укрепления здоровья детей, оценка его эффективности и модернизация содержания физкультурно – оздоровительной деятельности.

Оснований модернизации содержания физкультурно – оздоровительной работы в дошкольном учреждении достаточно много. Но главным мы считаем следующее:

  1. 1.Необходимость становления у человека уже с детских лет позиции созидателя в отношении своего здоровья и здоровья окружающих;
  2. 2.Необходимость преодоления узкоспециализированных подходов в организации оздоровительной деятельности и физического воспитания.

В укреплении и сохранении собственного здоровья определяющая роль принадлежит самому человеку. С этим неразрывно связано и его умение оценивать свое здоровье и свои физические возможности. Эффективность самооценки здоровья прямым образом зависит от знания себя. Оно для ребенка дошкольного возраста предусматривает:

  • Знание правил гигиены и ухода за своим телом;
  • Знание наиболее опасных факторов риска для здоровья и жизни;
  • Знание о том, как устроен человек, какие органы нуждаются в особой защите;
  • Знание о своем физическом развитии, уровне физической подготовленности.

Предлагаемая педагогическая технология формирования у детей представлений о ЗОЖ основана на системном подходе и предлагает работу в следующих направлениях: специальная подготовка педагогов, взаимодействие педагогов с родителями, совместная деятельность педагогов, совместная деятельность педагогов с детьми, родителей и детей.

 

Обоснование проекта

Каждый из нас хочет видеть своих детей здоровыми, счастливыми, но не все задумываются о том, как сделать так, чтобы дети, вырастая, жили в ладу с собой, окружающим миром, другими людьми. А ведь за всем этим стоит здоровый образ жизни. Именно он дает физические и духовные силы, здоровую нервную систему, способность противостоять вредным влияниям, чувствовать радость от того, что живешь.

Здоровье и здоровый образ жизни

мы пришли к выводу, что именно в дошкольном возрасте необходимо формировать здоровый образ жизни (ЗОЖ), прививать детям интерес к занятиям физической культурой, следить за их физическим развитием, закаливать организм ребенка, создавая, тем самым, крепкую базу здоровья.

Цель проекта: организовать физическое воспитание в ДОУ таким образом, чтобы оно обеспечивало каждому ребенку разностороннее и гармоничное развитие, помогало ему использовать резервы своего организма для сохранения, укрепления здоровья и повышения его уровня; приобщение детей и родителей к физической культуре и здоровому образу жизни.

Задачи.

Формировать у детей потребность в здоровом образе жизни, стремление к  сохранению и укреплению своего здоровья средствами физической культуры.

Способствовать повышению резервных сил организма за счет функциональных возможностей.

Повышать педагогическую компетентность родителей в воспитании здорового ребенка через вовлечение их в совместную деятельность.

Сущность проекта: Успешное решение поставленных задач и выполнение требований Госстандарта возможно лишь при условии комплексного использования всех средств физического воспитания (физических упражнений, рационального режима, закаливания, составляющих триаду здоровья).

Актуальность: Перед детским садом в настоящее время остро стоит вопрос о путях совершенствования работы по укреплению здоровья, развитию движений и физическому развитию детей. Известно, что здоровье только на 7-8% зависит от здравоохранения и более чем на половину – от образа жизни человека. Забота о ЗОЖ – это основа физического и нравственного здоровья, а обеспечить укрепление здоровья можно только путем комплексного решения педагогических, медицинских и социальных вопросов.

Практическая значимость: Валеологические знания и умения, массаж, закаливание приучают ребенка сознательно относиться к своему здоровью; утренняя ритмическая гимнастика, бег, ООД по физической культуре, дыхательные упражнения, и т.д. – к ежедневным занятиям по физической культуре; подвижные игры способствуют развитию речи, внимания, памяти, логики, смекалки, физических и нравственных качеств.

Принципы реализации проекта

1. Доступность – учет возрастных особенностей детей

- адаптированность материала к возрасту;

2. Систематичность и последовательность

- постепенная подача материала от простого к сложному

- частое повторение усвоенных правил и норм;

3. Дифференциация – создание благоприятной среды для усвоения норм и правил здорового образа жизни каждым ребенком.

4. Динамичность – интеграция образовательных областей 

Объект: Физическое воспитание детей дошкольного возраста.

Предмет: Уровень физической подготовленности детей и показатели       здоровья детей дошкольного возраста.

Гипотеза: Здоровье детей будет сохраняться, укрепляться и развиваться, а физические качества будут эффективно совершенствоваться при условии, если будет разработана система работы с детьми и их родителями по физическому воспитанию и оздоровлению с использованием инновационных здоровьесберегающих технологий, новых активных форм работы с родителями по формированию привычки к здоровому образу жизни.

Ожидаемый результат:

  • Снижение уровня заболеваемости.
  • Повышение уровня физической подготовленности.
  • Сформированность осознанной потребности в ведении здорового образа жизни.
  • Благотворное влияние на развитие речи, расширение кругозора, физических и нравственных качеств, сохранение и укрепление здоровья.

Модель реализации проекта 

Этапы реализации проекта:

 

I этап - подготовительный:

Цель: Изучение возможностей и потребностей педагогического коллектива и родителей по оздоровлению детей.

Задачи:

1. Проведение мониторинга состояния работы по здоровьесбережению детей:

- исследование состояния здоровья детей;

- диагностика физической подготовленности дошкольников

2. Изучение уровня осведомленности и мотивации родителей в вопросах формирования, укрепления и поддержания здоровья дошкольников:

анкетирование родителей

3. Изучение научно-методической литературы по проблеме:

- новых методик и технологий физического развития и оздоровления детей;

- анализ существующих   инновационных форм работы методической службы;

- подбор новых более эффективных форм работы с родителями.

Содержание I этапа:

- Анализ научно – методической литературы;

- Разработка опытно-экспериментального проекта программы «Пути оптимизации здоровья детей»

- Создание материально-технических, кадровых, организационных, научно методических условий;

- Оценка степени развития заболеваний и имеющихся морфофункциональных нарушений в развитии детей;

- Анкетирование родителей.

Ожидаемый результат:

Педагоги теоретически подготовлены к проведению экспериментальной работы (изучена литература, проанализированы ресурсы, спланирована работа, проведен мониторинг, разработан опытно-экспериментальный проект «Пути оптимизации здоровья детей»).

 

II этап - прогностический:

Цель: Введение здоровьесберегающих технологий в воспитательно-образовательный процесс ДОУ  

Задачи:

- Подобрать формы и методы оздоровления детей

- Подобрать комплекс оздоровительных мероприятий для возможной реализации в разных возрастных группах.

Содержание II этапа:

- Повышение компетентности педагогов в сфере здоровья (педагогические советы, семинары – практикумы, консультации, мастер-классы, круглые столы)-  

- Разработка закаливающих мероприятий для всех возрастных групп

- Разработать и внедрить перспективный план физкультурно–оздоровительной работы и комплексы упражнений для детей с нарушением осанки и коррекцией стопы, с использованием стены осанки, тренажеров, корригирующих дорожек.

- Разработать и внедрить комплексы гимнастики пробуждения под музыку

Ожидаемый результат:

Внедрение здоровьесберегающих технологий во все виды деятельности. У детей появился достаточный уровень знаний о пользе и закаливании организма, правилах ухода за телом. Повысился интерес к научно-поисковой работе у педагогов и родителей. Дети владеют культурно-гигиеническими навыками, знают о значении витаминов для здоровья человека. Дети получили представления о том, чему учат в школе, о многообразии пространственных отношений в окружающем мире, о роли времени в природе и в жизни людей, о важности мышления для учебы.

 

III этап – практический

Цель: Создание условий для психологического комфорта и сохранения здоровья детей.

Задачи:

- Создать и поддержать условия для творческой работы педагогов;

- Информирование сотрудников и родителей о реализации проекта

- Внедрение современных форм работы с семьей по формированию потребности воспитанников в здоровом образе жизни:  

- Ввести в систему физкультурно-оздоровительной работы и воспитательно-образовательного процесса здоровьесберегающие компоненты –  (утренняя ритмическая гимнастика (танцевально-игровая гимнастика для детей),  дыхательные упражнения, физкультминутки, пальчиковая гимнастика, релаксация, подвижные игры, игры–эстафеты,  опытно-экспериментальная работа, дидактические игры.

- Постоянно анализировать результаты работы по здоровьесбережению;

Содержание III этапа

- Освоение педагогами здоровьесберегающих технологий;

- Организация работы с родителями и социумом.

Ожидаемый результат.

Расширение кругозора детей в вопросах сохранения здоровья и организации ЗОЖ, повышения общего развития, обеспечение программного уровня развития движений и двигательных способностей детей,

снижение заболеваемости и заинтересованности родителей данной проблемой.

IV этап- заключительный

Цель: Совершенствование результатов проекта.

Задачи:

- Содействовать развитию физических, познавательных, музыкальных возможностей детей;

- Развивать познавательную активность детей;

- Активно вовлекать в работу родителей по воспитанию и формированию основ ЗОЖ.

Содержание IV этапа:

Исследование эффективности проводимой работы деятельности на основе анализа мониторинга

- исследование состояния здоровья детей за 2 года  

-мониторинг физической подготовленности дошкольников за 3 года 

- Обобщение опыта на конференциях, творческих отчетов в конце учебного года и т.д.

Результативность

Таким образом, целостная система образования, оздоровления, психолого-педагогического сопровождения, основанная на педагогических инновациях способствует гармоничному физическому развитию детей. В целом, эффективность здоровьеориентированной деятельности в детском саду прослеживается в возросшем уровне компетентности педагогов в вопросах здоровьесбережения, а также в целом в активизации оздоровительной деятельности в детском саду. Это в конечном итоге положительно повлияло на развитие двигательной активности ребенка, развитие физических качеств и, в целом благоприятно сказалось на состоянии здоровья детей, что выразилось в снижении простудных заболеваний. Опрос родителей показал, что главным для них является физическое и психическое здоровье ребёнка. Большинство семей настроено на активное сотрудничество с детским садом в вопросах сохранения и укрепления здоровья детей.

Полученные ребенком знания, представления о себе, своем здоровье и физической культуре позволили найти способы укрепления и сохранения здоровья.          

 

Методическая разработка (подготовительная группа): Опыт работы по теме: «Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

МУНИЦИПАЛЬНОЕ КАЗЕННОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ

 « ЦЕНТР РАЗВИТИЯ РЕБЕНКА – ДЕТСКИЙ САД № 22»

ЛЕВОКУМСКОГО МУНИЦИПАЛЬНОГО РАЙОНА СТАВРОПОЛЬСКОГО КРАЯ

        

Опыт работы по теме:

«Формирование основ здорового образа жизни у детей дошкольного возраста»

                                                                                                                                   

                                                                             

                                                                                                                   Составила:

                                                                                                                 воспитатель

                                                                                                                                                               

                                                                                                                                                                          Толстова Е.В.

с. Левокумское

2016г

Я не боюсь еще и еще раз сказать: 

забота о здоровье - важнейшая работа воспитателя. 

 От жизнерадостности, бодрости детей 

зависит их духовная жизнь,  мировоззрение 

умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы" 

В. Сухомлинский 

        Формирование основ здорового образа жизни с самого раннего возраста является основной задачей в последние годы не только в семье, но и в образовательных учреждениях страны, а также эти вопросы решаются на уровне правительства и Государственной Думы. Формирование отношения к здоровью как главной жизненной ценности, укрепление здоровья, обеспечение полноценного образования, гармоничного формирования и развития детей дошкольного возраста являются важнейшими социальными задачами нашего общества.

Подписанное президентом России В.В. Путиным постановление «О повышении роли физической культуры и спорта в формировании здорового образа жизни населения», разработанная Минздравом России и Российской Академией наук с участием федеральных органов исполнительной власти субъектов Российской Федерации и одобренная Правительством Российской Федерации Концепция охраны здоровья населения Российской Федерации, показывают обеспокоенность государства за будущее страны.

Задача раннего формирования культуры здоровья актуальна, своевременна и достаточна сложна. Как укрепить и сохранить здоровье наших детей? Каким образом способствовать формированию физической культуры ребенка? Как привить навыки здорового образа жизни? Когда это надо начинать? Дошкольный возраст является решающим в формировании фундамента физического и психического здоровья. Ведь именно до семи лет идет интенсивное развитие органов и становление функциональных систем организма, закладываются основные черты личности, формируется характер. Важно на этом этапе сформировать у детей базу знаний и практических навыков здорового образа жизни, осознанную потребность в систематических занятиях физической культурой и спортом.

      У детей старшего дошкольного возраста есть все предпосылки для стойкого формирования представлений о здоровом образе жизни:

- активно развиваются психические процессы, растет самооценка, чувство ответственности;

- заметны положительные изменения в физическом и функциональном развитии; дети умеют сохранять и демонстрировать правильную осанку;

- дети способны самостоятельно выполнять бытовые поручения, владеют навыками самообслуживания, прилагают волевые усилия для достижения поставленной цели в игре, в проявлении физической активности».

Здоровье человека закладывается в детстве и, согласно данных науки, оно обусловливается на 50% - образом жизни, на 20% - наследственностью, на 20% - состоянием окружающей среды и примерно на 10% - возможностями медицины и здравоохранения. Важное место в сохранении здоровья занимает физическая культура и спорт.

Осознание значимости проблемы здоровья детей дошкольного возраста, побудило меня  к проведению углубленной работе по формированию представлений у детей ЗОЖ. Работа проходила в старшей и подготовительной группе компенсирующей направленности и состояла из трех этапов:

  • Информационно - поисковый – мониторинговые исследования, изучение научно-методической литературы.
  • Практический  – создание развивающей предметно пространственной среды,  создание и апробация системы  здоровьесбережения.
  • Системно-образующий – обработка и оформление результатов работы, систематизация и распространение опыта работы.

        Цель моей работы – формирование у дошкольников представлений о здоровом образе жизни, приобщение осознанного выполнения правил здоровьесбережения и ответственного отношения, как к собственному здоровью, так и здоровью окружающих.

        Для реализации поставленной цели я определила следующие задачи:

1.Проанализировать состояние здоровья детей.

2.Культивировать и воспитывать у детей осмысленное отношение к физическому здоровью.

 3.Воспитывать самостоятельность в выполнении культурно-гигиенических навыков, обогащать представления детей о гигиенической культуре.

4.Обогащать и углублять представления детей о том, как поддержать, укрепить и сохранить здоровье.
5. Создать условия для реализации полученных знаний, умений и навыков в режиме дня.

Руководствуюсь в работе принципами и методами обучения:

-доступности и индивидуальности, предусматривающий учет возрастных особенностей и возможностей ребенка;

-постепенного повышения требований, чередование нагрузки с отдыхом;

-системности, регулярные занятия дисциплинируют детей;

-наглядности: показ, словесное сопровождение, игровые приемы.

Информационно – поисковый этап: Дошкольный возраст - самый  поддающийся воздействиям  период. В этом возрасте ребенок быстро обучается и усваивает. По опыту работы я убедилась  в необходимости поддержания и укрепления здоровья детей.  В начале своей работы я проанализировала здоровье детей, и  сделала  следующие выводы: дети имели отклонения в физическом развитии; заболевания  органов дыхания. Картина  печальная и подтверждала, что заниматься здоровьем, учить быть здоровым нужно как можно раньше.

 Далее я вместе с инструктором по физической культуре провели мониторинг по образовательным областям: «Физическое развитие» и  

« Социально-коммуникативное развитие»; все эти области тесно связаны между собой и направлены на соблюдение норм здорового образа жизни, правил безопасного поведения и физическим и психическим здоровьем человека, его самочувствием, успешностью в деятельности.

Данный мониторинг показал уровни развития детей. Большинство детей находились на низком уровне развития. Эти дети слабо контролировали выполнение своих движений, допускали нарушение правил в подвижных и спортивных играх, затруднялись в объяснении игровых правил другим, выполняли доступные возрасту гигиенические процедуры, элементарных правил здорового образа жизни только при напоминании взрослого, вели себя неосторожно по отношению к сверстникам, не соблюдали правила безопасного поведения в быту и на улице.

Также для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни я разработала опросник   «Расти здоровым», в который  были включены следующие вопросы:

          1. Имеешь ли ты представление о понятии «здоровье»?

2. Как ты понимаешь словосочетание «здоровый образ жизни»?

3. Что ты делаешь для того, чтобы быть здоровым?

4. Ты знаешь, что такое спорт? А ты занимаешься каким – нибудь видом спорта?  

   5. Что такое труд? Как ты трудишься?

6. Знаешь ли ты, что такое «вредные привычки»?

7.Знаешь ли ты о последствиях вредных привычек?

8. Почему нужно соблюдать здоровый образ жизни?

9. Как ты думаешь, правильно ли, что труд есть основа здорового образа жизни?

Данный  опрос  показал, что 60% детей имеют смутное представление о понятии «здоровый образ жизни»; имеют небольшое представление о вредных привычках; не всегда стремятся «настроить себя» на здоровый образ жизни, и всего 40 % детей дети имеют четкое представление о понятии «здоровый образ жизни»; отрицательно относится к вредным привычкам; настроены на здоровый образ жизни.

 Практический этап: На основании вышесказанного я разработала и включила в образовательный процесс систему работы с детьми.  В работе были подобраны игры, беседы, упражнения, ситуации в НОД которые соответствовали программе и возрасту детей.

    Обучала детей  использовать функциональные возможности организма и естественные средства оздоровления для поддержания своего здоровья (точечный массаж; ручной массаж лица, ладоней, ушной раковины; бесконтактный массаж; пальчиковые игротренинги, тренинги на расслабление мышечного напряжения, психогимнастики, гимнастики для глаз, дыхательные и двигательные упражнения).

       В группе я создала  условия для самостоятельной здоровьесберегающей деятельности детей, инициируя разнообразными игровыми проблемными и поисковыми ситуациями. Для развития физических качеств, формирования двигательных умений и навыков, воспитанию потребности в двигательной активности физическими упражнениями в группе был оборудован физкультурный уголок: в нем  необходимое физкультурное оборудование для самостоятельной двигательной деятельности детей, атрибуты для подвижных игр, физкультурное оборудование для гимнастики после сна, оборудования для индивидуальной профилактической работы с детьми.

        Для того чтобы дети самостоятельно и под руководством воспитателя получали элементарные знания и навыки по формированию своего здоровья  был накоплен  материал: дидактические игры, литература по культуре поведения, ведению здорового образа жизни, рациональному питанию, соблюдению правил безопасного поведения и правил личной гигиены.

 С детьми ежедневно проводилась утренняя гимнастика, цель которой – создавать бодрое, жизнерадостное настроение у детей, укреплять здоровье, развивать сноровку, физическую силу. Утренняя гимнастика проходила в спортивном зале, и сопровождалась музыкой, что благоприятно влияло на эмоциональную сферу старшего дошкольника, способствовала  хорошему настроению детей.

Организовывала вместе с детьми простейшие практические ситуации, как поступить, если заложен нос, заболело ухо, промокли ноги, как провести гимнастику для глаз, как заботиться о коже. Вовлекали детей в проектную деятельность, предлагали им самостоятельно решать задачи, связанные со здоровым образом жизни и здоровьесберегающим поведением, искали ответ на вопрос «Кто помогает нам быть здоровым?», придумывали рекламу полезных для здоровья продуктов, придумывали рецепт «Салата здоровья».  Обсуждали вместе с детьми такие темы: «Полезные для здоровья предметы и вещи», «Обереги здоровья», «Наши добрые помощники» (об органах чувств). 

Инновацией в своей работе стала разработка системы дидактических игр здоровьесберегающего содержания  для детей старшего дошкольного возраста, которые мы организовывали вместе с детьми. В нее вошли такие игры как: «В гостях у Айболита», «Уроки Мойдодыра», «Полезные и вредные привычки», «Что полезное и вредное для зубов» и т.д.

 В систему работы с детьми входит и активное использование технологии обучения здоровому образу жизни. Обучение идет через все виды деятельности ребенка во время пребывания его в дошкольном учреждении и поддерживается родителями дома. Формы организации обучения: НОД  , игры, игровые ситуации, беседы, акции, театрализованные представления, чтение художественной литературы, рисование.

Знакомила детей со стихами, пословицами, поговорками о здоровье, закаливании, гигиене, культуре еды. Читала детям литературные произведения соответствующей тематики. Активизировала творческую деятельность, предлагая детям рисовать или придумать загадки на тему здоровья. 

Большое внимание на НОД уделялось формированию у детей навыков эффективной социальной адаптации (умение общаться со сверстниками и старшими, преодолевать негативные эмоциональные состояния и т.д.), осознания важности заботливого отношения к своему организму, представлений о собственном теле, понимания его красоты и совершенства, воспитанию мотивации на здоровый образ жизни.

       Развитие движений, воспитание двигательной активности старших дошкольников осуществлялись во время прогулок.   Так,  для прогулки я подбирала  народные подвижные игры, эстафеты, соревнования. Собирали  природный  материал для дальнейшей работы с ним в группе.

       Большое значение уделялось организации полноценного дневного сна. Для засыпания детей использовались различные методические приемы: колыбельные песенки, слушание классической музыки и сказок.  После дневного отдыха проводилась гимнастика после сна в сочетании с профилактическими процедурами и массажем.

 Вечернее время было предназначено для снятия утомления. Поэтому больше включалось мероприятий на расслабление: минутки шалости, радости, минутки музыки, смеха, сказки.

Эффективное формирование представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе жизни может осуществляться только при точном соблюдении режимных моментов детского сада.

Режим дня – это не просто регламентированное время препровождения, а специально организованная жизнь детей, имеющая оздоровительное и воспитательное значение. Режимные моменты способствуют воспитанию у детей, прежде всего, культурно-гигиенических привычек. Навыков общения со сверстниками и взрослыми, дисциплинируют воспитанников, помогают им быть активными, самостоятельными. Поэтому я старалась соблюдать режимные моменты, следила за тем, чтобы дети не перевозбуждались, дозировала  нагрузку, избегала однообразия и монотонности детской деятельности.

 Особое внимание в системе ЗОЖ я уделяла проведению закаливающих процедур, способствующих укреплению здоровья и снижению заболеваемости.

Для этого я использовала нетрадиционные методики оздоровления детей.

Профилактика плоскостопия: использовала ходьбу по «дорожкам здоровья», специальные комплексы упражнений по профилактике плоскостопия, самомассаж стоп. Для развития мелкой моторики рук, способности координации движений, активизации речевого развития использовала пальчиковую гимнастику. Для повышения общего жизненного тонуса, устойчивости организма к заболеваниям дыхательной системы, использовала в работе с детьми различные виды дыхательных гимнастик.

         В нашей работе важен индивидуальный подход к личности каждого ребенка, учет ее возрастных особенностей. Так как старшие дошкольники, как дети одной и той же возрастной категории,  имели разные представления о здоровом образе жизни, работа проводилась дифференцированно, с учетом интересов, потребностей и уровня знаний детей. Для повышения результативности образовательной программы, в целях сформированности основ здорового образа жизни у дошкольников,  мною использовались такие здоровьесберегающие технологии:

  • Игровой точечный массаж . А.А.Уманская, К. Динейки;
  • «Гимнастика маленьких волшебников» Т.Нестерюк, А.Шкода;
  • Пальчиковые гимнастики. С.Е. Большакова, А. Бейлина, О.И. Крупенчук, Е. Синицина, Л. Савина
  • А.А. Сметанкин Дыхательная гимнастика
  • Артикуляционные гимнастики. Е. Колесникова.

        С целью теоретической и практической подготовки родителей к пониманию важности проблемы формирования психологического здоровья у детей необходима организация специальной работы с ними. В нашей группе подобную работу я проводили в форме  бесед, консультаций, разъяснений, индивидуальных бесед. Вместе с инструктором по физическому воспитанию мы проводили спортивные вечера развлечений.  

      Организовывала тематические родительские собрания, в заседании которых включались элементы тренинга. Устраивала конкурс на лучшее сочинение «Здоровый образ жизни моей семьи». Предлагала родителям ответить на вопросы анкеты «Здоровье всему голова».

 В родительском уголке размещала консультации, рекомендации. С целью оптимизации процесса формирования представлений детей старшего дошкольного возраста о здоровом образе в трудовой деятельности я применяла и рекомендовала родителям  широко применять такие виды деятельности  в семье как:

          - чтение литературы о труде;

- совместное создание атрибутов к подвижным играм;

          - встречи с  людьми различных профессий;

- беседы о пользе труда;

- показывать детям характер труда и его значение в жизни, и здоровье людей.  

В процессе формирования представлений старшего дошкольника о здоровом образе жизни большой силой воздействия обладает личный пример воспитателя. Воспитательное действие его, основано, на склонности и способности детей к подражанию. В процессе общения с взрослыми и путем подражания ему дети старшего дошкольного возраста легче усваивают полезность труда и образцы здорового образа жизни.

Таким образом, воспитатель имеет широкие возможности для формирования представлений старших дошкольников о здоровом образе жизни.

 Системно-образующий этап: В конце своей работы я провела повторный мониторинг, который показал, что большинство детей достигли высокого уровня развития. Они результативно и точно выполняли физические упражнения. В двигательной деятельности успешно проявляли быстроту, ловкость, выносливость, силу и гибкость. Умели обслуживать себя и пользоваться полезными привычками, элементарными навыками личной гигиены (мыть руки, умываться, чистить зубы, полоскать рот после еды, мыть уши, причесывать волосы и т. п.).

 Соблюдали правила безопасного поведения в подвижных играх, в спортивном зале. Имели представление о том, что такое безопасное поведение, понимали, как вести себя в отдельных потенциально опасных ситуациях в быту, на улице. Имели представления о том, что такое здоровье, понимали, как поддержать, укрепить и сохранить его.

 Для выявления уровня знаний у детей о здоровом образе жизни я провела повторный опрос, из которого мы узнала, что 90 % детей  хорошо усвоили правила здорового образа жизни (режим дня, питание, сон, прогулка, правила гигиены, занятия физкультурой и спортом, закаливание), обладают представлениями о полезных и вредных привычках; о поведении во время болезни (необходимость приема лекарств, выполнения рекомендаций врача и пр.)  и 10 % детей на среднем уровне развития - с этими детьми проводится индивидуальная работа и даны рекомендации родителям.

 На протяжении всей работы взрослые являлись активными участниками образовательного процесса, что помогло повысить результативность работы. Заинтересованность родителей в этой работе позволила закреплять полученные детьми в группе  знания и умения в повседневной жизни. Начатую совместную работу с семьей в данном направлении считаю необходимым, продолжить в форме семейного клуба «Будь здоров!».

         Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки. 

Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья.
Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни.

Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.

Новшеством и условием повышения качества дошкольного образования сегодня является введение Федерального государственного образовательного стандарта (ФГОС).

Сегодня все педагоги ДОУ озадачены новой ситуацией в системе дошкольного образования – организацией образовательного процесса в дошкольном учреждении в соответствии с ФГОС ДО.

Назрела необходимость собственных изменений.

«Актуальной задачей физического воспитания, - говориться в Концепции дошкольного воспитания, - является поиск эффективных средств совершенствования и развития двигательной сферы детей дошкольного возраста на основе формирования у них потребности в движениях». С каждым годом возрастает процент детей, имеющих отклонения в здоровье дошкольников. Поэтому потребность в формировании у детей представлений о здоровом образе жизни возрастает и требует поиска новых путей.

 Создание здоровьесберегающей среды, воспитание навыков здорового образа жизни, снижение заболеваемости - это направления, по которым работа будет продолжаться и дальше.

Статья по физкультуре: Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Формирование навыков здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Здоровьесберегающая технология: система мер, включающая взаимосвязь и взаимодействие всех факторов образовательной среды, направленных на сохранение здоровья ребенка на всех этапах его обучения и развития.

Цель здоровьесберегающих технологий:

  • обеспечение высокого уровня реального здоровья воспитанника детского сада и воспитание валеологической культуры как совокупности осознанного отношения ребенка к здоровью и жизни человека, знаний о здоровье и умений оберегать, поддерживать и сохранять его, валелогической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи.
  • эффективность позитивного воздействия на здоровье детей различных оздоровительных мероприятий, составляющих здоровьесберегающую технологию, определяется не столько качеством каждого из этих приемов и методов, сколько их грамотной “встроенностью” в общую систему, направленную на благо здоровья детей и педагогов и отвечающую единству целей и задач. При этом семья является активным участником воспитательно-образовательного процесса в ДОУ.

Виды здоровьесберегающих технологий в дошкольном образовании:

  • медико-профилактические
  • физкультурно-оздоровительные
  • технологии обеспечения социально-психологического благополучия ребенка
  • здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов дошкольного образования
  • валеологического просвещения родителей
  • здоровьесберегающие  образовательные технологии в детском саду

Актуальность применения здоровьесберегающих технологий:

  • гиподинамия (нарушение функций опорно-двигательного аппарата, кровообращения, дыхания, пищеварения)
  • детские стрессы (нервные расстройства вследствие отрицательной психологической обстановки в семье, излишнего шума и нервности в детском коллективе)
  • тревожность (недостаток эмоциональной поддержки в детском саду и семье, недостаток информации).
  •  физическое и психологическое здоровье взрослых участников педагогического процесса в ДОУ также значительно ухудшилось в последнее время. В связи с этим в ДОУ необходимо уделить особое внимание воспитанию физически здорового и социально адаптированного ребенка, обеспечению его психического благополучия, а также формированию у дошкольника ответственности за свое здоровье.
  • кроме того, важно способствовать развитию культуры здоровья педагогов ДОУ, в том числе культуры профессионального здоровья, развитию потребности к  здоровому образу жизни.

« Здоровье – это состояние полного физического, душевного и социального  благополучия, а не только отсутствие физических дефектов».
     ВОЗ (Всемирная организация здравоохранения)

Здоровьесберегающий педагогический процесс ДОУ - в широком смысле слова - процесс воспитания и развития детей дошкольного возраста в режиме здоровьесбережения и здоровьеобогащения; процесс, направленный на обеспечение физического, психического и социального благополучия ребенка.

В более узком смысле слова - это специально организованное, развивающееся во времени и в рамках определенное образовательной системы взаимодействие детей и педагогов, направленное на достижение целей здоровьесбережения и здоровьеобогащения в ходе образования, развития и воспитания.

Здоровьесберегающие технологии, используемые в воспитательно-образовательном процессе:

Технологии обучения здоровому образу жизни:

  • Утренняя гимнастика проводится ежедневно 6-8 мин. с музыкальным сопровождением(это либо с муз. руководителем, либо проигрывателем(колоночка). Музыка сопровождает каждое упражнение. У детей при этом формируются ритмические умения и навыки.
  • Физкультурные занятия проводятся 3 раза в неделю по 20-25 мин. в соответствии программой, по которой работает ДОУ (традиционные, сюжетно- игровые, интегрированные оздоровительные). Они направлены на обучение двигательным умениям и навыкам. Регулярные занятия физкультурой укрепляют организм и способствуют повышению иммунитета.
  • Активный отдых (физкультурный досуг, физкультурный праздник, музыкальный досуг, «День здоровья»). При проведении досугов, праздников все дети приобщаются к непосредственному участию в различных состязаниях, соревнованиях, с увлечением выполняют двигательные задания, при этом дети ведут себя более непосредственно чем на физкультурном занятии, и эта раскованность позволяет им двигаться без особого напряжения. При этом используются те двигательные навыки и умения, которыми они уже прочно овладели, поэтому у детей проявляется своеобразный артистизм, эстетичность в движениях. Физкультурные праздники и досуги обязательно сопровождаются музыкой: это благотворно влияет на развитие у детей чувства прекрасного, закрепляет умения двигаться под музыку, понимать характер музыкального произведения, развивает музыкальный слух, память. Такие мероприятия как «День здоровья», «Веселые старты» позволяют задействовать родителей-они являются активными участниками.

 Коррекционные технологии:

  • Артикуляционная гимнастика - упражнения для тренировки органов артикуляции (губ, языка, нижней челюсти), необходимые для правильного звукопроизношения, помогают быстрее «поставить» правильное звукопроизношение, преодолеть уже сложившиеся нарушения звукопроизношения.
  • Технология музыкального воздействия. Музыка обладает сильным психологическим воздействием на детей. Она влияет на состояние нервной системы (успокаивает, расслабляет или, наоборот, будоражит, возбуждает), вызывает различные эмоциональные состояния (от умиротворенности), покоя и гармонии до беспокойства, подавленности или агрессии). В связи с этим важно обратить внимание на то, какую музыку слушаем мы и наши дети.

При использовании музыки нужно помнить об особенностях воздействия характера мелодии, ритма и громкости на психическое состояние детей. Использую в качестве вспомогательного средства как часть других технологий, для снятия напряжения, повышения эмоционального настроя. Широко использую музыку для сопровождения учебной деятельности дошкольников (на занятиях по изодеятельности, конструированию, ознакомлению с окружающим миром и т.д.)Спокойная музыка, вызывающая ощущения радости, покоя, любви, способна гармонизировать эмоциональное состояние маленького слушателя, а также развивать концентрацию внимания

Сказкотерапия – используется для психотерапевтической и развивающей работы. Сказку может рассказывать взрослый, либо это может быть групповое рассказывание. В своей работе чаще использую авторские сказки, т.к. в них есть много поучительного. Сказки не только читаю, но и обсуждаем с детьми. Дети очень любят «олицетворять» их, обыгрывать. Для этого используем кукольный театр, ролевые игры, в которых дети перевоплощаются в разных сказочных героев.Через сказку можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами толком не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Таким образом, каждая из рассмотренных технологий имеет

оздоровительную направленность, а используемая в комплексе здоровьесберегающая деятельность в итоге формирует у ребёнка привычку к здоровому образу жизни.

При соблюдении определенных условий, таких как: правильно организованная развивающая среда, учёт возрастных особенностей детей, привлечение к работе по ЗОЖ родителей систематическая работа по формированию здорового образа жизни детей дошкольного возраста будет способствовать укреплению здоровья детей, формировать представление о здоровье как о ценности, воспитывать полезные привычки и навыки здорового образа жизни.

Взаимодействие  с семьей по вопросам охраны и укрепления здоровья детей:

  • Информационные стенд для родителей рубрики, освещающие вопросы оздоровления без лекарств (комплексы упражнений для профилактики нарушений опорно- двигательного аппарата, органов зрения, для развития общей и мелкой моторики, пальчиковые игры.
  • Информационный стенд медицинских работников о медицинской профилактической работе с детьми в ДОУ
  • Приобщение родителей к участию в физкультурно-массовых мероприятиях ДОУ (соревнования, спортивные праздники, дни открытых дверей, Дни и Недели здоровья и др.).
  • Консультации, беседы с родителями по вопросам здоровьесбережения.

Существует десять золотых правил здоровьесбережения:

  • ‪Соблюдайте режим дня!
  • Обращайте больше внимания на питание!
  • Больше двигайтесь!
  • Спите в прохладной комнате!
  • Не гасите в себе гнев, дайте вырваться ему наружу!
  • Постоянно занимайтесь интеллектуальной деятельностью!
  • Гоните прочь уныние и хандру!
  • Адекватно реагируйте на все проявления своего организма!
  • Старайтесь получать как можно больше положительных эмоций!
  • Желайте себе и окружающим только добра!

Используемая литература:

«Укрепление здоровья ребенка» под редакцией М.Е.Верховкиной, 2014;

Л.И. Пензулаева «Физкультурные занятия в детском саду. Вторая младшая группа» М. Мозаика-Синтез, 2009 год.

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в средней группе» М. Мозаика-Синтез, 2009 год.

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в старшей группе» – М. Мозаика-Синтез 2009 год.

Л.И. Пензулаева «Физическая культура в детском саду. Система работы в подготовительной группе» М. Мозаика - Синтез, 2011 год.

«Занятия по физической культуре с детьми 2 – 4 лет», Г.В. Хухлаева

«СА-ФИ-ДАНСЕ», Е.Г.Сайкина и Ж.Е.Фирилева ,2000    

«Олимпийское образование дошкольников», Под редакцией С.О.Филипповой, Т.В.Волосниковой

«Беседы о здоровье»,Т.А. Шорыгина

«Физкультурный калейдоскоп для дошкольников», Н.С.Голицына, Е.Е.Бухарова

«Физкультурно-оздоровительная работа с детьми», Бондаренко Т.М.

Л.И. Пензулаева «Подвижные игры и игровые упражнения для детей 3-5 лет»  

Под редакцией С.О. Филиповой «Спутник руководителя физического воспитания дошкольного учреждения» Санкт – Петербург 2005 год.

Доклад "Формирование привычки к ЗОЖ у детей дошкольного возраста"

Доклад

по теме

hello_html_m651bd75.jpg

       Сегодня сохранение и укрепление здоровья детей одна из главных стратегических задач развития нашей страны.


Искусство долго жить состоит, прежде всего, в том, чтобы научиться с детства следить за своим здоровьем. То, что упущено в детстве, трудно наверстать. Поэтому приоритетным направлением в дошкольном воспитании, сегодня является повышение уровня здоровья детей, формирование у них навыков здорового образа жизни (ЗОЖ), а также устойчивой потребности в регулярных занятиях физическими упражнениями.
Данные разных исследований показывают, что за последнее время число здоровых дошкольников уменьшилось в 5 раз и составляет лишь 10% от контингента детей, поступающих в школу. Вместе с тем по прежнему наблюдается «перекос» образовательных программ дошкольных учреждений в сторону предметной подготовки к школе, что не обеспечивает формирования тех качеств личности, которые помогают ребенку учиться: в школу приходят дети читающие, считающие, но имеющие скудный сенсорный опыт. Особо следует отметить отсутствие у детей физических качеств (усидчивости, умения напрягаться без ущерба для здоровья, элементарно корректировать свое эмоциональное состояние, переключаться с одной деятельности на другую), то есть тех показателей, которые тесно связаны с самовоспитанием. Надо помнить, что положительные результаты в оздоровлении дошкольников возможны только при совместной работе всего коллектива сотрудников ДОУ, в понимании важности, значимости всех форм оздоровительной работы с детьми.


Современный человек не имеет права считать себя образованным, не освоив культуры здоровья. Культура здоровья определяет, прежде всего, умение жить, не вредя своему организму, а принося ему пользу.

Здоровье — это не только отсутствие болезней, это состояние оптимальной работоспособности, творческой отдачи, эмоционального тонуса, того, что создает фундамент будущего благополучия личности.


Поэтому главными задачами по укреплению здоровья детей в детском саду являются формирование у них представлений о здоровье как одной из главных ценностей жизни, формирование здорового образа жизни.
Для этого в детском саду проводится много мероприятий – это работа инструктора по физкультуре Л.Н.Битной с часто болеющими детьми, с детьми с ОВЗ, физкультурные праздники и развлечения, утренняя гимнастика, закаливающие процедуры после сна, физминутки во время НОД.

Педагоги должны научить ребенка правильному выбору в любой ситуации только полезного для здоровья и отказа от всего вредного. Привить ребенку с малых лет правильное отношение к своему здоровью, чувство ответственности за него. Эти задачи должны решаться путем создания целостной системы по сохранению физического, психического и социального благополучия ребенка.


Одним из главных условий успешности работы в этом направлении  является грамотная организация здоровьесберегающего процесса в детском саду. Формирование здоровья ребенка в дошкольном учреждении, уровень — его физической подготовленности, объем приобретаемых двигательных умений в значительной степени зависят от того, чем и как он занимается, т. е. оттого, какими программами пользуются педагоги.    Микросреда дошкольного учреждения должна отвечать не только санитарно-гигиеническим требованиям. Она должна отвечать требованиям гигиены нервной системы, психологической безопасности, гигиены социальных отношений. Важно, например, не только то, что детей в соответствующее по режиму время укладывают спать, а то, как это делают, каким образом обеспечивают глубокий, здоровый сон.

Кроме того, крайне важно обеспечить детям комфортность при их пробуждении. Мы должны понимать, что воспитание у детей этой потребности—задача государственной важности, а оздоровительная деятельность дошкольного образовательного учреждения - это долгосрочная инвестиция государства в семью, которая вернется ему в виде здоровых и полноценных граждан.


Привычка к здоровому образу жизни — это главная, основная, жизненно важная привычка; она аккумулирует в себе результат использования имеющихся средств физического воспитания детей дошкольного возраста в целях решения оздоровительных, образовательных и воспитательных задач. Поэтому дошкольное учреждение и семья призваны в дошкольном детстве, заложить основы здорового образа жизни, используя различные формы работы. И именно в семье, в детском образовательном учреждении на ранней стадии развития ребенку должны помочь, как можно раньше понять непреходящую ценность здоровья, осознать цель его жизни, побудить малыша самостоятельно и активно формировать, сохранять и приумножать свое здоровье.


Чтобы активно влиять на позицию ребенка по отношению к собственному здоровью, нам, педагогам, необходимо знать, прежде всего, что сам термин «здоровье» определяется неоднозначно. Само состояние здоровья формируется в результате взаимодействия внешних (природных и социальных) и внутренних (наследственность, пол, возраст) факторов. Выделяется несколько компонентов здоровья:


1. Соматическое здоровье — текущее состояние органов и систем организма человека, основу которого составляет биологическая программа индивидуального развития.


2. Физическое здоровье — уровень роста и развития органов и систем организма.
3. Психическое здоровье — состояние психической сферы, основу которой составляет состояние общего душевного комфорта.

4.Психологическое здоровье, основу которого определяет система ценностей, установок и мотивов поведения человека в обществе. От чего же зависит здоровье ребенка?


Статистика утверждает, что на 20% от наследственных факторов, на 20% — от условий внешней среды, т.е. экологии, на 10% — от деятельности системы здравоохранения, а на 50% — от самого человека, от того образа жизни, который он ведет.


Если на первые 50% здоровья мы, педагоги, повлиять не можем, то другие 50% мы можем и должны дать нашим воспитанникам.
Дошкольный период является наиболее благоприятным для формирования здорового образа жизни. Осознание ребенком своего «Я», правильное отношение к миру, окружающим людям — все это зависит от того насколько добросовестно, с любовью, грамотно воспитатель строит свою работу. Педагогическая задача состоит в том, чтобы не задавить ребенка потоком пока еще неосознанной информации, а дать возможность поразмышлять, подумать, прислушаться к своему организму.
Здоровый образ жизни — это не просто сумма усвоенных знаний, а стиль жизни, адекватное поведение в различных ситуациях, дети могут оказаться в неожиданных ситуациях на улице и дома, поэтому главной задачей является развитие у них самостоятельности и ответственности. Все, чему мы учим детей, они должны применять в реальной жизни. Особое внимание следует уделять следующим компонентам ЗОЖ:

  • Занятия физкультурой, прогулки.

  • Рациональное питание, соблюдение правил личной гигиены: закаливание, создание условий для полноценного сна.

  • Дружелюбное отношение друг к другу, развитие умения слушать и говорить, умения отличать ложь от правды.

  • Бережное отношение к окружающей среде, к природе.

  • Медицинское воспитание, своевременное посещение врача, выполнение различных рекомендации, прохождение медосмотра детей ежегодно – узкими специалистами (стоматолога, хирурга, лор, окулист).

  • Формирование понятия «не вреди себе сам».

Формирование здоровой личности дошкольника возможно при обеспечении действенной взаимосвязи физического воспитания с целенаправленным развитием его личности в специально созданной и гигиенически организованной социальной среде, способствующей развитию самоуправления, автономности, адекватности самооценки.

         Важнейшей предпосылкой формирования у ребенка позиции созидателя по отношению к своему здоровью является наличие у него потребности в здоровом образе жизни, которая формируется при соблюдении ряда специфических условий, одним из которых является рефлексия ребенком своих физических возможностей и их взаимосвязи с состоянием здоровья.
Полученные ребенком знания и представления о себе, своем здоровье, физической культуре безопасности жизнедеятельности позволят найти способы укрепления и сохранения здоровья. Приобретенные навыки помогут осознанно выбрать здоровый образ жизни. Полученный опыт позволит избежать несчастных случаев.  В.А. Сухомлинский писал: «Я не боюсь еще и еще повторить: забота о здоровье — это важнейший труд воспитателей. От жизнерадостности, бодрости детей зависит их духовная жизнь, мировоззрение, умственное развитие, прочность знаний, вера в свои силы».

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *