Физкультминутки на уроках во 2 классе
Физкультминутки
Кинезиологические упражнения
1. Упражнения с элементами психогимнастики.
«Дерево». Исходное положение – сидя на корточках. Спрятать голову в колени, обхватить их руками.
– Представьте, что вы – семечко, которое постепенно прорастает и превращается в дерево. Медленно поднимитесь на ноги, затем распрямите туловище, вытяните руки вверх. Затем напрягите тело и вытянитесь. Подул ветер – вы раскачиваетесь, как дерево.
«Сорви яблоки». Исходное положение – стоя.
– Представьте себе, что перед каждым из вас растет яблоня с чудесными большими яблоками. Яблоки висят прямо над головой, но без труда достать их не удается. Посмотрите на яблоню, видите, вверху справа висит большое яблоко. Потянитесь правой рукой как можно выше, поднимитесь на цыпочки и сделайте резкий вдох. Теперь срывайте яблоко. Нагнитесь и положите яблоко в небольшую корзину, стоящую на земле. Теперь медленно выдохните.
– Выпрямитесь и посмотрите налево вверх. Там висят два чудесных яблока. Сначала дотянитесь туда правой рукой, поднимитесь на цыпочки, вдохните и сорвите одно яблоко. Затем поднимите как можно выше левую руку и сорвите другое яблоко, которое там висит. Теперь наклонитесь вперед, положите оба яблока в стоящую перед вами корзину и выдохните. Теперь вы знаете, что вам нужно делать. Используйте обе руки попеременно, чтобы собирать висящие слева и справа от вас прекрасные большие яблоки и складывать их в корзину.
2. Дыхательные упражнения.
«Свеча». Исходное положение – сидя за партой.
– Представьте, что перед вами стоит большая свеча. Сделайте глубокий вдох и постарайтесь одним выдохом задуть свечу. А теперь представьте перед собой 5 маленьких свечек. Сделайте глубокий вдох и задуйте эти свечи маленькими порциями выдоха.
«Дышим носом». Исходное положение – лежа на спине или стоя. Дыхание только через левую, а потом только через правую ноздрю (при этом правую ноздрю закрывают большим пальцем правой руки, остальные пальцы смотрят вверх, левую ноздрю закрывают мизинцем правой руки). Дыхание медленное, глубокое.
«Ныряльщик». Исходное положение – стоя.
– Сделайте глубокий вдох, задержите дыхание, при этом закройте нос пальцами. Присядьте, «нырните» в воду. Досчитайте до 5 и вынырните – откройте нос и сделайте выдох.
3. Упражнения на координацию.
«Перекрестное марширование». Маршируйте, высоко поднимая колени, попеременно касаясь правой и левой рукой противоположной ноги. Сделайте 6 пар движений. Маршируйте, касаясь рукой одноименного колена. Сделайте 6 пар движений. Маршируйте, касаясь рукой противоположной ноги.
«Паровозик». Правую руку положите под левую ключицу, одновременно выполняя 10 кругов согнутой в локтевом суставе левой рукой и плечом вперед, затем столько же назад. Поменяйте положение рук и повторите упражнение.
«Робот». Встаньте лицом к стене, ноги на ширине плеч, ладони лежат на стене на уровне глаз. Передвигаться вдоль стены вправо, а затем влево приставными шагами.
«Маршировка» (под ритмичную музыку). Шагайте на месте. При этом шаг левой ногой сопровождается взмахом левой руки. Шаг правой ногой сопровождается взмахом правой руки.
4. Упражнения на релаксацию.
«Дирижер». Встаньте, потянитесь и приготовьтесь слушать музыку, которую я сейчас включу. Мы будем не просто слушать музыку – каждый из вас представит себя дирижером, который руководит большим оркестром (включает музыку).
Представьте себе энергию, которая течет сквозь тело дирижера, когда он слышит все инструменты и ведет их к чудесной общей гармонии. Если хотите, можете слушать с закрытыми глазами. Обратите внимание на то, как вы сами при этом наполняетесь жизненной силой. Вслушивайтесь в музыку и начинайте в такт ей двигать руками, как будто вы управляете оркестром. Двигайте теперь еще и локтями, и всей рукой целиком… Пусть в то время как вы дирижируете, музыка течет через все твое тело. Дирижируйте всем своим телом и реагируйте на слышимые вами звуки каждый раз по-новому. Вы можете гордиться тем, что у вас такой хороший оркестр! Сейчас музыка кончится. Откройте глаза и устройте себе самому и своему оркестру бурные аплодисменты за столь превосходный концерт.
«Путешествие на облаке». Сядьте удобнее и закройте глаза. Два-три раза глубоко вдохните и выдохните… Я хочу пригласить вас в путешествие на облаке. Прыгните на белое пушистое облако, похожее на мягкую гору из пухлых подушек. Почувствуйте, как ваши руки, ноги, спина удобно расположились на этой большой облачной подушке. Теперь начинается путешествие. Облако медленно поднимается в синее небо. Чувствуете, как ветер овевает ваши лица? Здесь, высоко в небе, все спокойно и тихо. Пусть облако перенесет вас сейчас в такое место, где вы будете счастливы. Постарайтесь мысленно увидеть это место как можно более точно. Здесь вы чувствуете себя совершенно спокойно и счастливо. Здесь может произойти что-нибудь чудесное и волшебное… Теперь вы снова на своем облаке, и оно везет вас назад, на ваше место в классе. Сойдите с облака и поблагодарите его за то, что оно так хорошо вас покатало. Теперь понаблюдайте, как оно медленно растает в воздухе. Потянитесь, выпрямитесь, теперь вы бодры, свежи и внимательны.
5. Упражнения для развития мелкой моторики.
«Колечко». Поочередно перебирать пальцы рук, соединяя в кольцо большой палец и последовательно указательный, средний, безымянный и мизинец. Упражнения выполнять начиная с указательного пальца и в обратном порядке от мизинца к указательному. Выполнять нужно каждой рукой отдельно, затем обеими руками вместе.
«Кулак – ребро – ладонь». На столе, последовательно сменяясь, выполняются следующие положения рук: ладонь на плоскости, ладонь, сжатая в кулак, и ладонь ребром на столе. Выполнить 8–10 повторений. Упражнения выполняются каждой рукой отдельно, затем двумя руками вместе.
«Лезгинка». Левая рука сложена в кулак, большой палец отставлен в сторону, кулак развернут пальцами к себе. Правая рука прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно происходит смена правой и левой рук в течение 6–8 раз.
6. Глазодвигательные упражнения.
«Глаз-путешественник». Развесить в разных углах и по стенам класса различные рисунки игрушек, животных и т. д. Исходное положение – стоя. Не поворачивая головы, найти глазами тот или иной предмет, названный учителем.
7. Массаж.
1. Двумя пальцами правой руки массировать круговыми движениями лоб, а двумя пальцами левой руки – подбородок. Считать до 30.
2. Сжимают пальцы в кулак с загнутым внутрь большим пальцем. Делая выдох спокойно, не торопясь, сжимают кулак с усилием. Затем, ослабляя сжатие кулака, делают вдох. Повторить 5 раз. Выполнение с закрытыми глазами удваивает эффект.
Комплексы упражнений для учащихся 2 класса
Комплекс 1.
Исходное положение – стойка ноги врозь, руки к плечам. 1–2 – подняться на носки, руки вверх, слегка прогнуться; 3–4 – и. п. Исходное положение – основная стойка руки на пояс. 1–2 – левую ногу на носок влево, наклон влево, правую руку вверх; 3–4 – и. п. То же в другую сторону.
Исходное положение – основная стойка руки на пояс. 1–2 – присед, руки вперед; 3–4 – и. п.
Комплекс 2.
Исходное положение – основная стойка. 1–2 – поднимаясь на носки, медленно поднять руки вверх, ритмично сжимая и разжимая пальцы; 3–4 – так же опуская руки вниз, вернуться в исходное положение.
Исходное положение – основная стойка руки за голову. 1–2 – левую ногу назад на носок, руки вверх в стороны; 3–4 – и. п. То же с правой ноги.
Исходное положение – основная стойка руки на пояс. 1–2 – поднять левую ногу, согнутую в колене вверх, обхватить ее руками, подтянуть к груди; 3–4 – и. п. То же с правой ноги.
Комплекс 3.
Исходное положение– стойка ноги врозь, руки перед грудью. 1–2 – подняться на носки, локти отвести назад; 3–4 – исходное положение.
Исходное положение – основная стойка руки на пояс. 1–2 – наклониться вперед, коснуться пола; 3–4 – исходное положение. Исходное положение – основная стойка. 1–2 – присед на полной стопе (спина прямая), руки вперед; 3–4 – исходное положение.
Комплекс 4.
Исходное положение – ноги врозь, руки к плечам. 1–2 – подняться на носки, руки вверх, потянуться; 3–4 – исходное положение.
Исходное положение – основная стойка руки на пояс. 1 – правая рука вверх, наклон влево; 2 – и. п.; 3–4 – то же с левой руки. Исходное положение – основная стойка руки за спиной, согнутые в локтях. 1 – присед на полной стопе; 2 – и. п.; 3 – присед на носках, руки вперед; 4 – исходное положение – основная стойка.
Комплекс 5.
Исходное положение – ноги врозь, руки перед грудью. 1 – подняться на носки, локти отвести назад – вдох; 2 – и. п. – выдох; 3 – подняться на носки, локти вверх – вдох; 4 – и. п. – выдох.
Исходное положение – основная стойка. 1–3 – пружинистые наклоны к левой ноге, вперед, к правой ноге; 4 – и. п.
Исходное положение – основная стойка руки за спиной, локти согнуты. 1 – присед на полной стопе; 2 – и. п.; 3–4 – то же.
Физкультминутки для начальных классов
МБОУ «Средняя общеобразовательная школа №9»
г. Таштагола
Из опыта работы
Таштагол, 2015
Минутки радости.
Длительная неподвижность ребёнка, пребывание в школе в течение долгого времени в сидячем положении вызывают застой крови в области нижних конечностей , таза , живота , ухудшается кровоснабжение головного мозга , что отрицательно сказывается на жизнедеятельности нервных клеток , а следовательно , на внимании детей.
Учёные утверждают , что первоклассник , например , может активно работать в течение 15-20 минут . Далее он начинает утомляться , отвлекаться , снижается его работоспособность . Умелое сочетание умственной и физической нагрузки , предупреждение возможности утомления и переутомления являются одним из важных моментов работы учителя , особенно в начальных классах .
Во время уроков значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха ; мышцы туловища , особенно спины , находящиеся в статическом напряжении ; мышцы кисти работающей руки .
Правильный подбор физических упражнений и проведение их в виде физкультурной минуты во время урока значительно снимают утомление и улучшают внимание учащихся . Проведение физкультурной минуты в процессе урока имеет и оздоровительную направленность , являясь корригирующей гимнастикой , предупреждающей появление сколиоза .
Проведение физкультурной минуты в форме ритмической гимнастики доставляет детям в течение 2-3 минут большую радость , даёт возможность переключить внимание и удовлетворяет их потребность в движениях .
На каждом уроке следует проводить по две физкультминутки продолжительностью 2-3 минуты , примерно на 10-й и 20-й минутах .
Физкультминутки.
Повороты.
Руки в стороны поставим ,
Правой левую достанем .
А потом наоборот,
Будет вправо поворот ,
Раз-хлопок , два –хлопок,
Повернись ещё разок !
Раз-два-три-четыре ,
Плечи выше , руки шире !
Опускаем руки вниз
И за парты вновь садись !
Заинька.
Один,два,три,четыре,пять!
Начал заинька скакать.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул …(10) раз.
Пальцы.
Можешь пальцы сосчитать:
Один,два,три,четыре,пять.
Один,два,три,четыре,пять-
Десять пальцев,пара рук-
Вот твоё богатство, друг.
Раз-согнуться,разогнуться.
Два-нагнуться,потянуться,
Три-в ладоши три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре-руки шире,
Пять,шесть-тихо сесть.
Семь,восемь-лень отбросим.
Ёлочки.
Сколько ёлочек зелёных?
Столько выполним наклонов.
Сколько здесь у нас кружков?
Столько сделаем прыжков.
Класс.
Поднимает руки класс-это раз.
Повернулась голова-это два.
Руки вниз,вперёд смотри-это три.
Руки в стороны-пошире,развернули на четыре.
С силой их к плечам прижать-это пять,
Всем ребятам тихо сесть-это шесть.
Пироги.
Быстро вертится крыло,
Мелет мельница зерно.
А из молотой муки
Испекут нам пироги.
Зайцы.
Зайцы бегали в лесу,
Повстречали там лису.
Прыг-скок!Прыг-скок!
Спрятались под кусток.
Зарядка.
Каждый день зарядку делай-
Будешь сильным, будешь смелым,
На зарядку становись!
Руки вверх, руки вниз !
Выше руки, шире плечи !
Раз,два,три!Дыши ровней!
От зарядки станешь крепче,
Станешь крепче и сильней!
Физкультура.
Физкультура,физкультура.
Ты любимый наш урок.
Тренируем,тренируем
Силу рук и силу ног.
Отдых.
Мы дужно трудились,немного устали.
Быстро все за партами встали.
Руки поднимем, потом разведём
И глубоко всей грудью вздохнём.
Левую ногу поднимем вперёд.
И дальше пойдём продолжать наш урок .
Доброе утро!
Придумано кем-то просто и мудро
При встрече здороваться:
-Доброе утро!
-Доброе утро!-солнцу и птицам,
-Доброе утро!-приветливым лицам.
И каждый становится добрым, доверчивым.
Доброе утро длится до вечера.
Дом оленя.
У оленя дом большой,
Он глядит в своё окошко,
Зайка по полю бежит,
В дверь к нему стучит:
— Стук-стук, дверь открой,
Там в лесу охотник злой.
— Зайка,зайка,забегай,
Лапу мне давай.
Тучка.
Все старались,вы писали
И немножечко устали.
Вверх поднимем наши ручки
И дотянемся до тучки.
Уходи от нас скорей,
Не пугай ты нас , детей.
Вот к нам солнышко пришло,
Стало весело, светло.
Тишина.
Поработали мы дружно,
А теперь поспать нам нужно…
Тише,тише. Тишина
В нашу комнату пришла.
Сон.
Мы писали,мы писали,
На вопросы отвечали,
А теперь мы отдохнём,
Сладко,сладко все заснём.
Снится детям сон смешной,
Сон весёлый , озорной:
Как волчище глупым был-
В лапы зайцу угодил,
А проказник Колобок
Напугать лисицу смог,
Чуть её не проглотил,
Но подумал и простил.
Семь козлят на волка сели,
Громко песенку запели
Мы козляткам подпоём
И скорей плясать пойдём.
Утята.
Вы- мои ребятки-жёлтые утятки,
Хвостики прижмите,головки наклоните
И чуточку поспите.
Ну,утята,хватит спать,
Надо пляску начинать!
Лошадки.
Эй,лошадки, все за мной!
Поспешим на водопой.
Вот широкая река,
В ней холодная вода.Пейте!
Хорошая водица!
Постучим копытцем!
Эй,лошадки, все за мной!
Поскакали все домой.
Шар.
Летит по небу шар,
По небу шар летит.
Но знаю я, до неба шар
Никак не долетит.
Колпак.
Колпак мой треугольный,
Треугольный мой колпак.
А если не треугольный,
То это не мой колпак.
Прозвенел звонок.
Громко прозвенел звонок-
Начинается урок.
Наши ушки на макушке,
Глазки широко открыты.
Слушаем, запоминаем,
Ни минуты не теряем.
Считалочка.
Раз- подняться на носки и улыбнуться.
Два-руки вверх и потянуться.
Три-согнуться, разогнуться.
Четыре- снова всё начать.
Пять- поглубже всем вздохнуть.
Шесть- на пояс руки ставим.
Семь- повороты туловища начинаем.
Восемь- столько раз приседаем.
Девять- потягиваемся и отдыхаем.
Десять- и урок наш продолжаем.
Прогулка.
По дорожке, по дорожке
Скачем мы на правой ножке.
И по этой же дорожке
Скачем мы на левой ножке.
По тропинке побежим
До лужайки добежим.
На лужайке, на лужайке
Мы попрыгаем, как зайки,
Стоп.Немного отдохнём.
И домой пешком пойдём.
Муравей.
Рано утром муравей
Вёл разминку у друзей:
Встаньте-ка, друзья,скорей,
Потянитесь веселей,
Встрепенитесь, улыбнитесь-
И вы будете бодрей!
Руки вверх вы поднимите,
Вправо,влево,повторите.
Наклонитесь вниз до пола,
Встаньте,повторите снова.
И гимнастика для глаз,
Чтоб не подводили вас:
Плавно опишите круг,
Осмотрите всё вокруг.
Глаза закройте, поморгайте-
Всё, спасибо, отдыхайте.
Ёжики.
Два притопа, два прихлопа.
Ёжики, ёжики.
Наковали, наковали
Ножницы, ножницы.
Бег на месте, бег на месте.
Зайчики, зайчики.
Ну-ка вместе, ну-ка дружно,
Девочки и мальчики.
Дождик.
(игра на внимание)
Дети держат перед собой ладошку левой руки,все движения выполняют пальцами правой руки.
Пошёл мелкий дождик (дети потихоньку постукивают указательным пальцем правой руки по ле-
вой ладони ).
Дождь усиливается (стучат двумя пальчиками ).
Ещё усиливается (стучат тремя пальчиками с большей скоростью ).
Вот уже и ливень (стучат всеми пальчиками правой руки по ладони левой, скорость движений
увеличивается ) .
Мы охотимся за львом.
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
У нас охотничье ружьё
И точёный меч,
Ух !
Ой, что это ?
Это река !
Её не обойдёшь,
Над ней не пролетишь,
Под ней не проползёшь,
Дорога напрямик.
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
У нас охотничье ружьё
И точёный меч,
Ух !
Ой, что это ?
Это болото !
Его не обойдёшь ,
Над ним не пролетишь,
Под ним не проползёшь,
Дорога напрямик.
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
У нас охотничье ружьё
И точёный меч,
Ух !
Ой, что это ?
Это луг !
Его не обойдёшь,
Над ним не пролетишь,
Под ним не проползёшь,
Дорога напрямик.
Мы охотимся за львом,
Не боимся мы его.
У нас охотничье ружьё
И точёный меч,
Ух !
Ой, кто это ?
Это … лев !!!
Побежали назад ( через луг, через болото, через реку …)
Убежали.
Футбол.
На мачте вздымается алый флаг.
Играют команды : «Динамо» , «Спартак».
— Гол!…
(По сигналу ведущего дети должны остановиться.
Из чьей команды раздаётся голос-тому гол ).
Гимнастика для рук.
(Руки-на столе перед грудью согнуты в локтях.)
Наши пальчики проснулись.
(Руки вверх, локти на столе, пальцы широко развести в стороны, напряжены.)
С добрым утром!
(Пальцы рук переплести-рукопожатие.)
Потянулись,потянулись,потянулись.
(Не разжимая пальцев,руки вверх,потянуться.)
Стали дружно умываться.
(Ладошки трут друг друга,имитируя намыливание.)
Полотенцем вытираться.
(Поочерёдные скользящие движения руками.)
Каждый пальчик вытираем,
Ни один не забываем.
(Каждый пальчик массируется.)
Дружно делаем зарядку!
(Пальцы рук переплетены, вращательные движения кистями рук вперёд и назад.
Пальцы расслаблены, взмахи кистями.)
Пришли в школу.
(Руки на парте согнуты в локтях.)
И уселись за тетрадку.
(Дети показывают готовую к работе ручку.)
Аист.
— Аист, аист длинноногий, Снова – правою ногой,
Покажи домой дорогу. Снова – левою ногой,
Аист отвечает: После – правою ногой,
— Топай правою ногой, После – левою ногой,
Топай левою ногой. Вот тогда придёшь домой.
Буратино.
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два — нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в стороны развёл.
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Бабочка.
Спал цветок и вдруг проснулся,
Больше спать не захотел.
Шевельнулся, потянулся,
Взвился вверх и полетел.
Солнце утром лишь проснётся,
Бабочка кружит и вьётся.
Хомка.
Хомка, хомка, хомячок,
Полосатенький бочок.
Хомка рано встаёт,
Шейку моет, щёчки трёт.
Подметает хомка хатку
И выходит на зарядку.
1, 2, 3, 4, 5 –хомка хочет
Сильным стать.
Ветер.
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо всё выше, выше.
Если нравится тебе.
Если нравится тебе, то делай так ( 2 щелчка пальцами над головой ).
Если нравится тебе, то делай так ( 2 хлопка в ладоши )
Если нравится тебе, то делай так ( 2 раза цокают )
Если нравится тебе, то делай так ( 2 притопа ногами )
Если нравится тебе, то ты скажи : « Хорошо!»
Если нравится тебе, то и другим ты покажи.
Если нравится тебе, то делай всё.
Делаем зарядку.
Каждый день по утрам
Делаем зарядку.
Очень нравиться нам
Делать по порядку :
Весело шагать,
Руки поднимать,
Приседать и вставать,
Прыгать и скакать.
Кузнечики.
Поднимайте плечики,
Прыгайте, кузнечики,
Прыг – скок, прыг – скок.
Сели, травушку покушаем.
Тише, тише, высоко,
Прыгай на носках легко.
Лебеди.
Лебеди летят, крыльями машут,
Прогнулись над водой,
Качают головой.
Прямо и гордо умеют держаться,
Очень бесшумно на воду садятся.
Белые лебеди,
Лебеди летели
И на воду сели.
Сели, посидели,
Снова полетели.
Матрёшки.
Мы весёлые матрёшки,
Ладушки, ладушки.
На ногах у нас сапожки,
Ладушки, ладушки.
В сарафанах наших пёстрых,
Ладушки, ладушки,
Мы похожи, словно сёстры,
Ладушки, ладушки.
День и ночь.
— День наступает, всё оживает! (Дети свободно двигаются ).
— Ночь ! (Замирают на месте в разных фигурах ).
Лягушки.
На болоте две подружки,
Две зелёные лягушки
Утром рано умывались,
Полотенцем растирались.
Ножками топали,
Ручками хлопали,
Вправо,влево наклонялись
И обратно возвращались.
Вот здоровья в чём секрет.
Всем друзьям физкультпривет !
Хлопай-топай.
Мы танцуем « Хлопай-топай»
Утром, днём и вечером !
Лучший танец –
« Хлопай-топай» ,
Когда делать нечего…
Кем бы ни был ты – отличник,
Иль совсем наоборот,
Разучите танец этот
И танцуйте целый год !
Мобильник.
Раз-мобильник, два-мобильник,
Пейджеры, пейджеры.
Навороченные тачки,
Стрелочки, стрелочки.
Тут разборка, там разборка,
Пальчики, пальчики.
Ну-ка, дружно, ну-ка, вместе
Девочки и мальчики !
Цапля.
Очень трудно так стоять,
Ножку на пол не спускать
И не падать, не качаться,
За соседа не держаться.
Цветы.
Мы цветы в саду сажаем,
Их из лейки поливаем.
Астры, лилии, тюльпаны
Пусть растут для нашей мамы !
Лавота.
Мои ручки хороши.
А у соседа лучше.
Мои ножки хороши.
А у соседа лучше.
Мои ушки хороши.
А у соседа лучше.
Мои глазки хороши.
А у соседа лучше.
Мои щёчки хороши.
А у соседа лучше.
Мои ручки.
Мои ножки.
Мои ушки.
Мои глазки.
Мои щёчки
Хороши,
А у соседа лучше !
Учащиеся начальных классов с радостью откликаются на такие физкультурные минутки. В подобных случаях важно, чтобы содержание текстов увлекало детей своей образностью, переносило их в мир добра, красоты, спокойного юмора и, конечно, не способствовало перевозбуждению нервной системы, давало возможность выполнить всю физическую нагрузку за 2-3 минуты. Главное, чтобы физкультурная минутка выполняла свою оздоровительную функцию, укладывалась в нормативы, разработанные специалистами.
Для заметок.
Содержание.
Введение
Минутки радости 3
Физкультминутки 4
Для заметок 15
Физкультминутки для начальных классов
Физминутки для уроков в начальной школе
Физминутки на пальцы
1.Физминутка «Капуста»
Мы капусту рубим-рубим,
(размашистые движения руками, как топором)
Мы капусту мнём-мнём,
(«мнут капусту»)
Мы капусту солим-солим,
(«берут» щепотку соли и «солят»)
Мы капусту жмём-жмём.
(сгибание и разгибание кистей рук)
2.Физминутка «Теремок»
Стоит в поле теремок.
(Ладони обеих рук соединены под углом)
На двери висит замок.
(пальцы сжаты в замок)
Открывает его волк-
Дёрг-дёрг, дёрг-дёрг.
Руки, сжатые в замок, движутся вперёд — назад, влево — вправо)
Пришёл Петя-петушок
И ключом открыл замок.
(пальцы разжимаются и соединяются друг с другом, образуя «теремок»)
Физминутки на движения глазами
1.Физминутка. «Ах, как долго мы писали»
Ах, как долго мы писали,
Глазки у ребят устали.
{Поморгать глазами.)
Посмотрите все в окно,
(Посмотреть влево — вправо.)
Ах, как солнце высоко.
{Посмотреть вверх.)
Мы глаза сейчас закроем,
(Закрыть глаза ладошками.)
В классе радугу построим,
Вверх по радуге пойдем,
{Посмотреть по дуге вверх вправо и вверх — влево.)
Вправо, влево повернем,
А потом скатимся вниз,
(Посмотреть вниз.)
Жмурься сильно, но держись.
(Зажмурить глаза, открыть и поморгать им.)
2.Физминутка «Бабочка»
Спал цветок
(Закрыть глаза, расслабиться, помассировать веки, слегка надавливая на них по часовой стрелке и против нее.)
И вдруг проснулся,
(Поморгат ь глазами.)
Больше спать не захотел,
(Руки поднять вверх (вдох). Посмотреть на руки.)
Встрепенулся, потянулся,
(Руки согнуты в стороны (выдох))
Взвился вверх и полетел.
{Потрясти кистями, посмотреть вправо-влево.)
3.Физминутка «Руки за спину, головки назад»
Руки за спину, головки назад.
{Закрыть глаза, расслабиться.)
Глазки пускай в потолок поглядят.
(Открыть глаза, посмотреть вверх.)
Головки опустим — на парту гляди.
{Вниз.)
И снова наверх — где там муха летит?
{Вверх.)
Глазами повертим, поищем ее.
{По сторонам.)
И снова читаем. Немного еще.
4.Физминутка «Буратино»
Буратино своим длинным любопытным носом рисует.
Все упражнения сопровождаются движениями глаз.
5.Физминутка «Видят глазки всё вокруг»
Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
6.Физминутка «Это я»
Это глазки. Вот, вот.
Это ушки. Вот, вот.
Это нос. Это рот.
Там спинка, тут живот.
Это ручки. Хлоп, хлоп.
Это ножки. Топ, топ.
Ой, устали! Вытрем лоб.
Движения
Показывают сначала левый глаз, потом -правый. Берутся сначала за мочку левого уха, потом правого.
Левой рукой показывают рот, правой — нос. Левую ладошку кладут на спину, правую — на живот.
Протягивают обе руки, потом два раза хлопают. Кладут ладони на бедра, потом два раза топают. Правой ладонью проводят по лбу.
7.Физминутки «Мы ладонь к глазам приставим»
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка.
8.Физминутка «СТРЕКОЗА»
Вот какая стрекоза,
Как горошины глаза.
Влево — вправо, назад — вперед.
Ну, совсем как вертолет.
(Встать. Показать на уровне глаз большим и указательным пальцами глаза стрекозы. Повернуть голову вправо, влево. Руки на пояс, повороты туловищем вправо, влево. Исходное положение. Руки в стороны, голову опустить вниз, поднять вверх. Выполнить 3—4 раза).
9.Физминутка «СОВА»
В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка — сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
Физминутки на движения корпусом
Физминутка «Зарядка»
.Наклонилась сперва
Книзу наша голова
(наклон вперёд)
Вправо-влево мы с тобой
Покачаем головой.
(наклоны в стороны)
Ручки за голову, вместе
Начинаем бег на месте.
(имитация бега)
Уберём и я, и вы
Руки из-за головы.
2.Физминутка «Маша растеряша»
Ищет вещи Маша,
(поворот в одну сторону)
Маша растеряша
(поворот в другую сторону, в исходное положение)
И на стуле нет,
(руки вперёд, в стороны)
И под стулом нет,
(присесть, развести руки в стороны)
На кровати нет,
(руки опустили)
Под кроватью нет.
Вот какая Маша,
(наклоны головы влево-вправо, «погрозить» указательным пальцем)
Маша растеряша!
3.Физминутка «Прыжки»
Поднимайтесь, девочки,
Поднимайтесь, мальчики!
Прыгайте, как зайчики!
Прыгайте, как мячики!
Прыг-скок, прыг-скок,
На травку присядем:
Тишину послушаем,
Морковочку покушаем,
Немного отдохнём и
Дальше пойдём.
Выше-выше,
Прыгай высоко!
Не ленись, прыгай
На носочках легко!
Прыгай высоко!
(Движения выполняются по ходу стихотворения)
4.Физминутка «Зарядка»
Каждый день по утрам
Делаем зарядку,
Очень нравится нам
Всё делать по порядку:
Весело шагать, весело играть,
Руки поднимать, руки опускать,
Прыгать и скакать.
(Движения выполняются по ходу стихотворения).
5.Физминутка «Зайка»
Зайке холодно сидеть,
Нужно лапочки погреть.
Лапки вверх, лапки вниз.
На носочках подтянись,
Лапки ставим на бочок,
На носочках скок-скок-скок.
А затем вприсядку,
Чтоб не мёрзли лапки.
Прыгать заинька горазд,
Он подпрыгнул десять раз.
(Движения выполняются по ходу текста стихотворения)
6.Физминутка «Буратино»
Буратино — потянулся,
Раз — нагнулся,
Два – нагнулся,
Руки в стороны развёл,
Ключик, видно, не нашёл.
Чтобы ключик нам достать,
Надо на носочки встать.
7.Физминутка «Часы»
Тик-так, тик-так,
Все часы идут вот так.
Тик- так, тик-так.
(наклоны головы к плечам)
Смотри скорей, который час.
Тик-так, тик-так.
(раскачивания туловища)
Налево – раз, направо – раз,
Тик-так, тик-так.
(наклоны туловища влево – вправо)
Мы тоже можем так.
8.Физминутка «Три медведя»
Три медведя шли домой:
(дети идут как медведь)
Папа был большой-большой.
(поднимают руки вверх)
Мама с ним – поменьше ростом,
(руки на уровне груди, вытянуты вперёд)
А сыночек просто крошка,
(садятся на корточки)
Очень маленький он был,
С погремушками ходил.
(встают и имитируют игру на погремушках, поднимают руки вверх и произносят слова: динь-динь-динь)
9.Физминутка «Лебеди»
Лебеди летят,
Крыльями машут.
(плавные движения руками с большой амплитудой)
Прогнулись над водой,
Качают головой.
(наклоны вперед, прогнувшись)
Прямо и гордо умеют держаться,
Тихо-тихо на воду садятся
(приседания)
10.Физминутка «Кузнечики»
Поднимайте плечики,
(энергичные движения плечами)
Прыгайте, кузнечики,
Прыг-скок, прыг- скок.
Стоп! Сели,
Травушку покушали,
Тишину послушали.
(приседания)
Выше, выше, высоко
Прыгай на носках легко.
(прыжки на месте)
Физминутки.
1. Я спортсменом стать хочу,
На скакалке я скачу,
Подойду к велосипеду.
И быстрее всех поеду.
Я нагнусь-нагнусь-нагнусь,
Я до пола дотянусь,
Пола я легко коснусь
Осторожно распрямлюсь.
Ручки вверх я подниму.
Где там небо – не пойму!
Я зажмурюсь и руками
Поиграю с облаками.
Я присяду, спинка прямо.
Пусть меня похвалит мама!
Ведь зарядку каждый день.
Делать мне совсем не лень.
2. Руки в стороны, в кулачок,
Разжимаем и на бочок.
Левую вверх!
Правую вверх!
В стороны, накрест,
В стороны, вниз.
Тук-тук, тук-тук-тук! (стучим кулаком об кулак)
Сделаем большой круг. («нарисовали» руками круг)
3. Мы топаем ногами, Топ-топ-топ!
Мы хлопаем руками, Хлоп-хлоп-хлоп!
Качаем головой,
И вертим головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем,
Мы руки подаем.
И бегаем кругом.
4. Эй! Попрыгали на месте. (прыжки)
Эх! Руками машем вместе. (движение «ножницы» руками)
Эхе-хе! Прогнули спинки, (наклон вперёд, руки на поясе, спину прогнуть)
Посмотрели на картинки. (нагнувшись, поднять голову как можно выше)
Эге-ге! Нагнулись ниже. (глубокий наклон вперёд, руки на поясе)
Наклонились к полу ближе. (дотронуться руками до пола)
Э-э-э! Какой же ты лентяй! (выпрямиться, погрозить друг другу пальцем)
Потянись, но не зевай! (руками тянуться вверх, поднявшись на носки)
Повертись на месте ловко. (покружиться)
В этом нам нужна сноровка.
Что, понравилось, дружок? (остановились, руки в стороны, приподняли плечи)
Завтра будет вновь урок! (руки на пояс, повернули туловище вправо, правую
руку в сторону, затем влево и левую руку в сторону)
5. Покажите все ладошки (подняв руки над головой, вращаем кистями, «фонарики»)
И похлопайте немножко
Хлоп- хлоп- хлоп, Хлоп- хлоп- хлоп.
На меня теперь смотрите (делаем любое движение)
Точновсё вы повторите.
Раз-два-три, раз-два-три.
А теперь покажем ножки
И потопаем немножко.
Топ-топ-топ, Топ-топ-топ.
Покажи мне ручки, ножки,
Ими поиграй немножко (произвольные движения руками и ногами)
Раз-два-три, раз-два-три.
6. Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазком видеть всё дано —
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
7. На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока»
плечи поднять
8. В лесу темно,
Все спят давно.
(Дети изображают спящих.)
Все птицы спят…
Одна сова не спит,
Летит, кричит.
(Дети делают взмахи руками.)
Совушка — сова,
Большая голова.
На суку сидит,
Головой вертит.
(Изобразить большой круг руками. Присесть, сделать повороты головой вправо, влево.)
Во все стороны глядит,
Да вдруг как полетит.
(Встать, сделать взмахи руками, бег на месте.)
9. Вновь у нас физкультминутка
Вновь у нас физкультминутка,
Наклонились, ну-ка, ну-ка!
Распрямились, потянулись,
А теперь назад прогнулись.
Разминаем руки, плечи,
Чтоб сидеть нам было легче,
Чтоб писать, читать, считать
И совсем не уставать.
Голова устала тоже.
Так давайте ей поможем!
Вправо-влево, раз и два.
Думай, думай, голова.
Хоть зарядка коротка,
Отдохнули мы слегка.
Физкультминутки для обучающихся 2 класса.
Физкультминутки для обучающихся 2 класса.
Благотворное влияние активного отдыха в виде физкультминуток между занятиями отмечали в своих исследованиях многие ученые. В соответствии с особенностями детей младшего школьного возраста время, в течение которого ученик способен удерживать статическую позу, очень невелико. Отсюда — важное педагогическое условие организации процесса обучения младших школьников: избегать длительного, непрерывающегося сидения. Характер физических упражнений, выполняющих роль активного отдыха, должен обеспечить отдых тем уставшим мышцам, которые на занятиях подвержены значительной нагрузке. Очень важно, чтобы физкультминутки, помогающие снять усталость и напряжение у детей на уроке, были простыми, интересными, хорошо знакомыми. Физкультминутки могут быть тематическими, т. е. представлять собой набор физических упражнений, объединенных единым сюжетом, а также могут представлять собой последовательность 4-5 несложных общеразвивающих упражнений. Тематические физкультминутки, включающие в себя игровой компонент, способствуют не только двигательному, но и эмоциональному отдыху ребенка.
Комплекс №1
ФИЗКУЛЬТМИНУТКИ
Упражнение 1.
И.п. – о.с.
1-2 – руки поднять вверх, левую ногу назад на носок, голову отвести назад потянуться, вдох;
3-4 – и.п., выдох
5-8 – то же с отведением правой ноги
Повторить 2 раза
Упражнение 2.
И.п. – о.с.
1 – поднять левую ногу, сгибая ее в колене, обхватить руками колено, выдох
2 – с помощью рук прижать колено к груди, наклонить голову, глубокий выдох;
3-4 — и.п., вдох
5-8 – То же с подниманием правой ноги
Повторить еще раз с каждой ногой.
Упражнение 3.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе
1 – поворот туловища с отведением правой руки и поворотом головы вправо, вдох
2 – и.п., выдох
3-4 – то же с поворотом влево
Повторить 2 раза в каждую сторону.
Упражнение 4.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
1 – короткий и быстрый «пружинящий» наклон туловища, пальцами коснуться колен;
2 – повторить такой же короткий и быстрый наклон, несколько углубляя его и касаясь пальцами середины голеней;
3 – то же, доставая пальцами стопы; Дыхание произвольное
4 – и.п.
Повторить 2 раза.
Комплекс №2
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Упражнение 1.
И.п. – о.с.
1-2 — поднять левую руку вверх, правую отвести до отказа назад, вдох;
3-4 – поменять положение рук, выдох.
Повторить 4-6 раз.
Упражнение 2.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
1-2 – наклон влево, правая рука вверх, пальцы сжаты в кулак, вдох;
3-4 – и.п., выдох;
5-8 – то же в другую сторону.
Повторить 4-6 раз.
Упражнение 3.
И.п. – о.с.
1 – поднять свободную левую ногу, согнутую в колене, руки на передней части бедра, вдох;
2 – с толчком руками маховое движение левой ноги назад, выдох;
3-4 – то же правой ногой.
Повторить 5-6 раз.
Упражнение 4.
И.п. – ноги вместе, руки на поясе.
1 – присесть на носках, выдох;
2 – и.п. вдох. Повторить 4-6 раз.
Упражнение 5.
И.п. – о.с.
1 – маховое движение правой ногой в сторону, правую руку в сторону, вдох;
2 – и.п., выдох;
3-4 – то же в другую сторону.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 6.
И.п. – сидя на стуле.
1-2 – вытянуть прямые ноги вперед, руки свободно опустить вдоль туловища, наклониться вперед, выдох;
3-4 – и.п., вдох.
Повторить 5-6 раз.
Упражнение 7.
И.п. – руки к плечам.
1 – поднять правую руку вверх, правую ногу отставить в сторону на носок, вдох;
2 – и.п., выдох;
3-4 – то же – влево.
Повторить 4-5 раз.
Комплекс №3
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Упражнение 1.
И.п. – о.с.
1-2 — руки медленно поднять вверх, пальцы в замке, ладони вверх, потянуться, вдох;
3-4 — опустить руки через стороны вниз, полунаклон вперед, выдох.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 2.
И.п. – о.с.
1-2 – руки в стороны, вверх, ладони вперед, потянуться, вдох;
3-4 – опустить расслабленные руки через стороны вниз, выдох.
Повторить 3-4 раза.
Упражнение 3.
Отдых сидя на столе, мышцы расслаблены.
Упражнение 4.
И.п. – о.с.
1-2 – отвести прямые руки максимально назад, пальцы в замке, прогнуться, вдох;
3-4 – возвратиться в и.п.
Повторить 5-6 раз.
Упражнение 5.
Ходьба на месте с высоким подниманием бедра в течение 20 сек. Дыхание равномерное.
Комплекс №4
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Упражнение 1.
И.п. – ноги врозь.
1-2 – поднять руки в стороны, вверх, ладони вверх, подтянуться, вдох;
3-4 – и.п. выдох.
Повторить 7-8 раз.
Упражнение 2.
И.п. – ноги врозь.
1 – согнуть левую ногу в колене, левую руку в сторону, правую на пояс, вдох;
2 – и.п., выдох;
3-4 – то же в другую сторону.
Повторить 5-6 раз.
Упражнение 3.
И.п. – ноги врозь, руки перед грудью.
На каждый счет делать рывки руками назад. Выполнять движения, сочетая их с ритмичным дыханием (10-15 сек).
Упражнение 4.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
1-2 – присесть на носках, руки вперед, выдох;
3-4 – и.п. вдох.
Повторить 4-8 раз.
Упражнение 5.
И.п. – ноги врозь.
1-2 – наклон туловища влево, левая рука скользит по ноге, выдох;
3-4 – и.п., вдох;
5-8 – то же вправо.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 6.
И.п. – ноги врозь.
1-2 – поднять руки до уровня плеч, вдох;
3-4 – расслабить руки, свободно опустить и встряхнуть ими, выдох.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 7.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
1 – левую ногу отвести назад, левую руку поднять к плечу, вдох;
2 – и.п. выдох;
3 – правую ногу отвести назад, правую руку поднять к плечу, вдох;
4 – и.п., выдох.
Комплекс №5
ФИЗКУЛЬТУРНЫЕ ПАУЗЫ
Упражнение 1.
И.п. – ноги врозь, руки опущены.
1-2 — поднять руки в стороны, вверх, потянуться, вдох;
3-4 – и.п., выдох.
Повторить 6-7 раз.
Упражнение 2.
И.п. – о.с.
1-2 – выпад правой ногой вперед, руки в упоре на колене, выдох;
3-4 – и.п., вдох;
5-8– то же другой ногой.
Повторить 4-5 раз.
Упражнение 3.
И.п. – ноги врозь, руки на поясе.
1 – поворот туловища вправо с отведением правой руки в сторону, вдох;
2 – и.п., выдох;
3-4 – то же влево.
Повторить 5-6 раз.
Упражнение 4.
Медленный бег на месте в течение 30 сек.
Упражнение 5.
И.п. – о.с., руки в сторону.
1 – мах правой ногой вперед, руки вперед, выдох;
2 – мах правой ногой и руками назад, выдох;
3-4 – то же левой ногой. Повторить 4-5 раз.
Упражнение 6.
И.п. – ноги врозь, полунаклон туловища вперед. Расслабленно встряхнуть несколько раз руками.
Физкультминутки для младших школьников (1-4 класс)
Физкультминутки для младших школьников
Составила: Касьянова Т.Ю.
учитель начальных классов
МАОУ СОШ № 8
г.Красноуральск
Свердловской области
Что такое физминутки в начальной школе?
Физминутки в начальной школе – представляют собой комплекс физических упражнений, направленных на снижение усталости и составлены таким образом, чтобы выполняя их, были охвачены всевозможные группы мышц.
Для того чтобы дети в начальной школе имели хорошее самочувствие и высокую активность задача учебного процесса правильно использовать и подобрать игры оздоровительного характера.
Несколько минут на уроке допустимо уделять комплексным занятиям. Физминутки в начальной школе способны стать неотъемлемой составляющей частью занятий. Следует обращать особое внимание на их продолжительность и содержание, а также следить за эмоциональностью во время их выполнения и наличием у детей желания к их повторению.
Работая в начальной школе, учителя часто задумываются, как сделать так, чтобы уроки были более яркими и интересными. Физминутки в начальной школе смогут положительно влиять на умственную работу мозга, улучшают кровообращение и повышают работу на уроке. Они также помогают переключать работу детей и впоследствии снимают усталость.
МАРТЫШКИ
(групповая физкультминутка, дети повторяют все то, о чем говорится в стихотворении)
Мы — веселые мартышки,
Мы играем громко слишком.
Все ногами топаем,
Все руками хлопаем,
Надуваем щечки,
Скачем на носочках.
Дружно прыгнем к потолку,
Пальчик поднесем к виску
И друг другу даже
Язычки покажем!
Шире рот откроем ,
Гримасы все состроим.
Как скажу я слово три,
Все с гримасами замри.
Раз, два, три!
Зайка
Зайка серенький сидит
И ушами шевелит. (поднять ладони над головой и махать, изображая ушки)
Вот так, вот так
Он ушами шевелит!
Зайке холодно сидеть,
Надо лапочки погреть. (потереть себя за предплечья)
Вот так, вот так
Надо лапочки погреть!
Зайке холодно стоять,
Надо зайке поскакать. (прыжки на месте)
Вот так, вот так
Надо зайке поскакать.
Зайку волк испугал!
Зайка тут же убежал. (сесть на место за парту)
***
Вот мы руки развели,
Словно удивились.
И друг другу до земли
В пояс поклонились!
Наклонились, выпрямились,
Наклонились, выпрямились.
Ниже, ниже, не ленись,
Поклонись и улыбнусь.
Зарядку делать вместе с ребенком (или с детьми в классе). Исходное положение – ноги на ширине плеч. Декламировать стихотворение, выполняя движения.
***
Физминутка для урока математики (можно выбирать предметы для счета):
Давай присядем столько раз,
Сколько подснежников у нас.
Сколько подснежников у нас,
Столько мы подпрыгнем раз.
***
Повторяем движения за словами:
Руки кверху поднимаем,
А потом их отпускаем.
А потом их развернем
И к себе скорей прижмем.
А потом быстрей, быстрей
Хлопай, хлопай веселей.
***
Мы топаем ногами,
Мы хлопаем руками,
Киваем головой.
Мы руки поднимаем,
Мы руки опускаем
И вновь писать начнем.
***
Раз — подняться, потянуться,
Два — нагнуться, разогнуться,
Три — в ладоши, три хлопка,
Головою три кивка.
На четыре — руки шире,
Пять — руками помахать,
Шесть — на место тихо сесть.
***
Мы ладонь к глазам приставим,
Ноги крепкие расставим.
Поворачиваясь вправо,
Оглядимся величаво.
И налево надо тоже
Поглядеть из под ладошек.
И – направо! И еще
Через левое плечо!
Текст стихотворения сопровождается движениями взрослого и ребенка (детей).
***
Ветер дует нам в лицо,
Закачалось деревцо.
Ветер тише, тише, тише.
Деревцо все выше, выше.
Вместе с ребенком (или детьми в классе) имитировать дуновение ветра, качая туловище и помогая руками. На словах «тише, тише» — присесть. На словах «выше, выше» — встать и вытянуть руки вверх.
***
Мы поставили пластинку
И выходим на разминку.
Начинаем бег на месте,
Финиш – метров через двести!
Раз-два, раз-два,
Хватит, прибежали,
Потянулись, подышали.
Бег на месте, на предпоследней строчке остановится, на последней потянуться, руки вверх и опустить их через стороны.
***
Буратино потянулся,
Раз – нагнулся,
Два – нагнулся,
Три – нагнулся.
Руки в сторону развел,
Ключик, видно, не нашел.
Чтобы ключик нам достать,
Нужно на носочки встать.
Вместе с ребенком (детьми в классе) декламировать стихотворение, выполняя все движения по тексту.
***
Зарядка для кистей рук (встряхивать руками и сжимать и разжимать пальцы)
Мы писали, мы писали,
Наши пальчики устали,
Мы немножко отдохнем
И опять писать начнем.
***
Вот помощники мои,
Их как хочешь поверни.
Раз, два, три, четыре, пять.
Постучали, повернули
И работать захотели.
Тихо все на место сели.
Физминутки для глаз
1. Верх-вниз, влево-вправо
Двигать глазами вверх-вниз, влево-вправо. Зажмурившись, снять напряжение, считая до десяти.
2. Круг
Представить себе большой круг. Обводить его глазами сначала по часовой стрелке, потом против часовой стрелки.
3. Квадрат
Предложить детям представить себе квадрат. Переводить взгляд из правого верхнего угла в левый нижний — в левый верхний, в правый нижний. Еще раз одновременно посмотреть в углы воображаемого квадрата.
4. Покорчим рожи
Учитель предлагает изобразить мордочки различных животных или сказочных персонажей.
Гримасочка ежика — губки вытянуты вперед — влево — вправо — вверх — вниз, потом по кругу в левую сторону, в правую сторону. (Затем изобразить кикимору, Бабу-ягу, бульдога, волка, мартышку и т. д.)
5. Рисование носом
Детям нужно посмотреть на табличку и запомнить слово или букву. Затем закрыть глаза. Представить себе, что нос стал таким длинным, что достает до таблички. Нужно написать своим носом выбранный элемент. Открыть глаза, посмотреть на табличку. (Учитель может конкретизировать задание в соответствии с темой урока.)
6. Раскрашивание
Учитель предлагает детям закрыть глаза и представить перед собой большой белый экран. Необходимо мысленно раскрасить этот экран поочередно любым цветом: например, сначала желтым, потом оранжевым, зеленым, синим, но закончить раскрашивание нужно обязательно самым любимым цветом. Раскрашивать необходимо не торопясь, не допуская пробелов.
7. Расширение поля зрения
Указательные пальцы обеих рук поставить перед собою, причем за каждым пальчиком следит свой глаз: за правым пальцем — правый глаз, за левым — левый. Развести пальчики в стороны и свести вместе. Свести их… и направить в противоположные стороны на чужие места: правый пальчик (и с ним правый глаз) в левую сторону, а левый пальчик (и с ним левый глаз) в правую сторону. Вернуться на свои места.
8. Буратино
Предложить детям закрыть глаза и посмотреть на кончик своего носа. Учитель медленно начинает считать от 1 до 8. Дети должны представить, что их носик начинает расти, они продолжают с закрытыми глазами следить за кончиком носа. Затем, не открывая глаз, с обратным счетом от 8 до 1, ребята следят за уменьшением носика.
9.Глазки видят всё вокруг,
Обведу я ими круг.
Глазкам видеть всё дано-
Где окно, а где кино.
Обведу я ими круг,
Погляжу на мир вокруг.
***
Физминутки для рук и пальцев:
1. Этот пальчик маленький- мизинчик удаленький.
Безымянный кольцо носит, никогда его не бросит.
Этот пальчик самый длинный, он стоит посередине.
Этот – указательный, пальчик замечательный.
Этот пальчик – вот какой, называется большой.
2. Мы ладошкой потрясём,
Каждый пальчик разомнём.
Раз, два, три, четыре, пять
Мы начнём опять писать.
3. Чтоб красиво написать
Надо пальчики размять
Раз, два, три, четыре, пять
За письмо получим пять!
Алфавитные физминутки
Аа
Антилопе каждый день
Поразмяться уж не лень.
Встанет рано поутру,
Скачет быстро по двору.
Головой своей качает,
Повороты выполняет.
Бб
Бабочка порхает
Нежно над цветком.
Кружится, летает.
Я бегу с сачком.
Вот она присела
Тихо на листок.
Я поймать хотела,
Дунул ветерок.
И несёт по ветру
Бабочку мою.
Я с сачком за нею
По тропе бегу.
Вв
Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул он правым глазом.
Лапки в стороны развёл.
И по жёрдочке пошёл.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик…
Гг
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух
И с разбега в воду плюх!
Дд
Дятел долбит старый сук:
Тук-тук-тук и тук-тук-тук.
Он стучать не устаёт,
Клювом мошек достаёт.
Замолчит на миг. И вдруг
Снова слышим тук – тук – тук.
Ее
На реке живёт енот.
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
К верху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет,
Под корнём запасы прячет.
Он среди воды живёт
Добродушный наш енот.
Ёё
Ёж спешил к себе домой,
Нёс запасы он с собой.
Через кочки он скакал,
Быстро по лесу бежал.
Вдруг он сел и изменился,
В шарик круглый превратился.
А потом опять вскочил
И к детишкам поспешил.
Жж
На болоте жабы жили.
И друг с другом так дружили.
Прыгали они по кочкам,
Спали вместе тёмной ночкой.
А проснувшись поутру,
Начинали вновь игру.
Сесть и встать
И два прыжка.
Вместе весело всегда.
Зз
Был один малыш – зайчишка.
Он всего боялся слишком.
Мчался по лесу бегом,
Иль садился под кустом.
Он от всех зверей таился,
Раньше всех он спать ложился.
А, уснув, он видел сон,
Что он храбр и силён.
Ии
Ходит по двору индюк.
Словно перьевой сундук.
Он шагает не спеша
С боку на бок, чуть дыша.
Важно крыльями трясёт,
Индюшат к себе зовёт.
А они гуськом бегут
От отца не отстают.
Кк
Кустик гнётся на ветру
И роняет он листву.
Ветерок его качает,
Ветки до земли сгибает.
Лишь затихнет ветерок
Кустик ветками взмахнёт.
Лл
Лист сорвался и летит,
Тихо в воздухе кружит.
Он всё ниже, ниже, ниже.
Всё к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете.
Мм
Мишка толстый, косолапый.
В зоопарке машет лапой.
То он сядет, то привстанет,
Головой всем покивает.
Целый день гостей смешит.
Ну, а ночью сладко спит
Нн
Ходит важный носорог.
Слышен всюду топот ног.
Вертит он огромным рогом
И глядит на всех он строго.
Топнул раз одной ногой,
А теперь удар другой.
Тяжело шагает он.
Очень толст он и силён.
Оо
Вы сегодня обезьянки.
По — английски просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнём друг другу
И пожмём соседу руку.
Сядем – встанем и прыжок.
Ты же манки, мой дружок.
Пп
Неуклюжий шёл пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой
И присел, согнув колени.
Встал, присел
И пять прыжков.
Очень климат уж суров.
Рр
Так проворны наши руки
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперёд, назад.
С ними можно полетать.
Мы на пояс их поставим
И наклоны делать станем.
Ими можно помахать.
А, прижав, тихонько спать.
Руки вверх поднимем выше
И легко-легко подышим.
Сс
Самолёт летит по небу,
Крылья, подставляя ветру.
Он легонечко парит
И по воздуху кружит.
А теперь пора спускаться,
На посадку приземляться.
Опустились мы легонько
И садимся потихоньку.
Тт
Мы, покинув этот класс,
Станем тиграми сейчас.
Ну-ка выпрямись, дружок.
Тигр делает прыжок.
А теперь ещё один.
Ну, а, прыгнув, посидим.
Поглядим по сторонам
И присядем по местам.
Уу
Ползёт улитка по тропе
Свой домик носит на спине.
Ползёт тихонько, не спешит
По сторонам всегда глядит.
Ну, а когда устанет очень
И отдохнуть она захочет,
То может быстренько свернуться
И шаром круглым обернуться.
Фф
Филин спал в дупле глухом.
Вдруг услышал где-то звон.
Вылез он и посмотрел
Всю округу оглядел.
Повернулся, посидел.
Вдруг вспорхнул и улетел.
В каждый глянул уголок,
Прилетел, и спать залёг.
Хх
В норке спал хорёк зимой,
Но проснулся он с весной.
Вверх он лапки потянул,
Головой своей кивнул.
Два прыжка он сделал смело,
Хвостиком вильнул умело.
И помчался он вприпрыжку
Словно озорной мальчишка.
Цц
Шёл цыплёнок по дорожке,
Прыгал он на правой ножке.
А ещё кружился смело,
Лапками махал умело.
Он спешил к себе домой
К милой мамочке родной.
Чч
Тик да тик часы стучат.
Целый день вперёд спешат.
Три часа на них сейчас,
А теперь вот 6 как раз.
Снова тикают часы
Девять нам пробьют они.
У часов тяжёлый труд
Всё они идут, идут.
Ш
Я с утра сегодня встал.
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я всё дую – шар всё толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок.
Лопнул шарик, мой дружок.
Щ
Во дворе щенок играл
Прыгал, бегал и считал:
Раз – прыжок и три кивка,
Два – направо голова.
Три – налево поворот
И помчался до ворот.
Вдруг он встал, вздохнул и сел
И на всех вокруг глядел.
Юю
Стану я сейчас юлой.
На ноге крутнусь одной.
А теперь сменю я ножку
И на ней крутнусь немножко.
Покрутились. А сейчас
Я прошу садиться вас.
Яя
Яблоня в моём саду
Гнётся низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево.
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперёд их протянула.
А как стихнет ветерок
Моя яблонька заснёт.