Здоровый образ жизни для детей, детям о здоровье
Содержание
1. Свежий воздух
2. Движение
3. Гигиена
4. Одежда
5. Правильное питание
6. Закаливание
7. Внутрисемейный климат
8. Душевное равновесие
Каждый человек, только-только вступивший в жизнь, видит пример в своих родителях, а потому его воспитание зависит от их поведения в первую очередь.
К сожалению, все еще встречаются родители, которые не считают процесс воспитания чем-то важным, заслуживающим особого внимания. Детей часто оставляют наедине с компьютером, планшетом или телевизором. Однако любой уважающий себя родитель, желающий успеха своему ребенку во взрослой жизни, понимает, что психологическое и физическое здоровье малыша – сфера его ответственности.
Заботливые родители, в первую очередь, должны печься не о собственном комфорте, но о здоровье ребенка, поэтому основы здорового образа жизни нужно прививать с самого раннего возраста. Здоровый образ жизни для детей с пеленок – не модный стиль жизни, а необходимость. Чем раньше дети научатся заботиться о своем здоровье, тем легче им будет в дальнейшем, ведь они уже обретут не только цели, но также и руководство к действию. Подобная забота со стороны родителей приведет к тому, что в более зрелом возрасте их ребенок с большой долей вероятности не поддастся влиянию сверстников и не захочет пробовать психоактивные вещества за компанию.
Родители, которые осознают, что процесс воспитания трудоемок и длителен, и что зерна, посеянные, когда ребенок еще мал, в дальнейшем дадут соответствующие плоды, должны руководствоваться всего восемью правилами, способными сделать жизнь ребенка гармоничной.
1. Свежий воздух
Здоровый образ жизни детей немыслим без прогулок в любое время года и при любой погоде. Поэтому нужно чаще выходить с малышом на улицу, совершать прогулки на свежем воздухе.
Если у ребенка крепкий иммунитет, то прогулка в любую погоду не должна быть короче 2 – 2,5 часов, потому как свежий воздух способствует обогащению крови кислородом, улучшению работы сердца, стимуляции клеток головного мозга, а также насыщению витамином D, нехватка которого может привести к разрушению костной ткани, зубов, рахиту. По этой же причине следует часто проветривать дома комнаты.
2. Движение
Маленький ребенок – человек, еще только постигающий мир. Во многом он познает его именно через движение. Вот он только-только встал на ножки, научился держать в руках столовые приборы, застегивать пуговки… Именно для развития физического здоровья ребенка следует обеспечить ему как можно большую двигательную активность, ведь от этого зависит его координация и ловкость.
Физические упражнения помогают тренировать мышцы, поэтому важно находить время для активных игр даже с малышом, например, поиграть в мяч. Ребенку постарше, непременно, нужно купить велосипед, отдать в любительскую спортивную секцию, например, на плавание, легкую атлетику, секцию футбола. При этом важно помнить, что на первых порах цель – не воспитать олимпийского чемпиона, а помочь ребенку стать более здоровым, сильным, выносливым, привить основы ведения ЗОЖ. Поэтому не стоит пихать дошкольника сразу в профессиональный спорт, когда он подрастет, сам сможет решить, в каком направлении ему двигаться.
3. Гигиена
Жизненный тонус организма во многом зависит от комнатной температуры. Чрезмерно теплый и сухой воздух способен спровоцировать проблемы со здоровьем. Естественно, не следует создавать в квартире и Северный полюс, оптимальный вариант – 18-20 градусов выше нуля.
Второе правило, которое должно быть соблюдено – чистота жилья. Можно сколько угодно рассказывать детям о здоровье, но если в доме не поддерживается порядок, это не будет иметь никакого смысла. В грязном жилище правила здорового образа жизни для детей потеряют всякую ценность, а их здоровье будет постоянно подвергаться опасности. В первую очередь, засилье грязи и пыли может привести к развитию аллергии, поэтому нужно как можно чаще проводить уборку и проветривать комнаты.
В детской же особое внимание следует уделить вещам, традиционно считающимися накопителями пыли: мягким игрушкам, книгам, пушистым коврам. За их состоянием необходимо тщательно следить, ведь в противном случает ребенок не только дышит пылью, но часто берет грязные игрушки в рот.
4. Одежда
При выборе одежды для ребенка нужно учитывать правило: нельзя одевать детей чересчур тепло, ведь кожа должна дышать, насыщаться полезными компонентами. Естественно, одежда должна быть выбрана по погоде, но при этом не следует забывать, что тело должно закаляться, приобретать иммунитет. А если малыш всегда одет тепло, то его организм не научится бороться с перепадами температуры, что в дальнейшем приведет к частым простудам. Родители должны следить, чтобы ребенок во время прогулки и не замерз, и не перегрелся.
Также одежду следует выбирать из натуральных тканей, позволяющих коже дышать и предотвращающих появление аллергии на искусственные материалы.
5. Правильное питание
В первый год жизни малыш, в общем-то, как правило, питается тем же, чем и его мать, ведь рацион его составляет грудное молоко. Так что мать обязана следить за своим рационом, делать его сбалансированным. Немаловажную роль играют и эмоции, которые испытывает женщина при кормлении, ее состояние также влияет на здоровье младенца.
Как только малыш становится в состоянии питаться чем-то помимо грудного молока, его стоит приучить к кашам и пюре из овощей. Овощи и фрукты должны составлять основу ежедневного рациона.
Необходимо регулярно рассказывать взрослеющим детям о здоровом образе жизни и необходимости правильно питаться, это поможет оградить их от пищевого мусора: газированных напитков, шоколадных батончиков, чипсов и т.п. Естественно, свои рассказы необходимо подкреплять личным примером.
Помните, рассказ о здоровом образе жизни родителей, которые постоянно проводят свое свободное время на диване перед телевизором или за компьютером, будет воспринят как некая сказка, а не руководство к действию.
6. Закаливание
Закалка повышает сопротивляемость организма инфекциям. Закаливание водой, солнцем, воздухом влияет на функционирование внутренних органов, исправную работу нервной и сердечно-сосудистой систем.
Начинать закалять ребенка нужно с самого раннего возраста, например, можно постепенно снижать температуру воды во время купания. Другой не менее полезный вариант – вместе ходить в бассейн. В последнем случае это еще и положительный пример ЗОЖ для детей со стороны родителя.
7. Внутрисемейный климат
Как уже отмечалось, детство – это период формирования не только физического, но и психологического здоровья маленького человека. И большое влияние на последнее оказывает атмосфера в семье. Постоянные крики, упреки, ссоры разрушают психику ребенка, ведут к развитию заниженной самооценки, закомплексованности, закрытости. И это, разумеется, скажется на успехах ребенка, когда он будет познавать мир без родителей: ходить в детский сад, учиться в школе, общаться со сверстниками, посещать секции и т.п.
Ребенок должен быть окружен атмосферой любви и внимания. Он не должен видеть разногласия между родителями, особенно если они выражены в грубой форме. Финансовое благополучие семьи не сможет заменить ее эмоциональный микроклимат.
8. Душевное равновесие
Чем старше ребенок становится, тем меньше он нуждается в опеке родителей, поэтому раннее детство – период, когда необходимо проводить как можно больше времени со своими детьми, ведь они именно в это время наиболее беспомощны, не могут справляться самостоятельно со многими вещами, нуждаются в поддержке и помощи. В дальнейшем этот опыт не наверстать.
Важно вовлекать ребенка в свои занятия, как можно меньше подвергать его критике, чаще играть с ним, заниматься чтением книг, ходить в музеи и на выставки, больше веселиться и смеяться вместе.
Не стоит также забывать о том, что иногда резкое слово может обидой отпечататься в сердце ребенка на всю жизнь. Слово порой бьет сильнее любых затрещин, а потому необходимо следить за своей речью, не ругать без причины, основываясь только лишь на собственной усталости, и уж тем более не выражаться при ребенке матом. Малыш должен чувствовать, что ему есть, на кого опереться, что он в безопасности и под защитой.
Правил, способных сформировать здоровый образ жизни ребенка, не так уж много, и все они элементарны для исполнения, а следование им приведет к успеху тех родителей, которые понимают, насколько важен ЗОЖ для детей. Конечно, ребенок может адаптироваться к жизни сам, но стоит задуматься, где и какие методы он использует для этого, будет ли в этом случае его жизнь комфортной и счастливой?
Надеемся, что эта статья в полной мере объясняет, насколько более высокий уровень жизни в физическом и эмоциональном плане способен предоставить здоровый образ жизни для детей. Начните формировать его в своей семье уже сейчас, не откладывая более ни минуты, и уже вскоре вы заметите первые результаты.
Здоровье начинается дома
ЗДОРОВЬЕ детей — это… Что такое ЗДОРОВЬЕ детей?
состояние организма, характеризующееся его уравновешенностью с окружающей средой и отсутствием к.-л. болезненных изменений. Согласно определению, принятому Всемирной оргцией здравоохранения, 3. представляет собой не только биологическую, но и социальную категорию, т. е. 3. — состояние телесного, душевного и социального благополучия.
3. характеризуется не только качественно, но и количественно; существует понятие о степени 3., определяемой широтой адаптивных возможностей организма. Хотя 3. противопоставляется болезни, оно может быть связано с ней разл. переходными состояниями.
Помимо индивидуального 3. различают 3. населения как понятие статистическое. Последнее применительно к детям и подросткам определяется по след, показателям: общая заболеваемость, инфекционная заболеваемость, индекс 3., процент часто и длительно болеющих детей, распространённость и структура заболеваемости, процент детей с нормальным физич. развитием, распределение по группам 3.
Данные, отражающие общую заболеваемость (распространённость всех заболеваний — острых и хронических), получают на основании анализа обращаемости за мед. помощью (по записям в мед. картах) или обработки результатов массовых мед. осмотров, к-рые проводятся в дошк. и уч. учреждениях. Показатель общей заболеваемости изменяется в зависимости от возраста детей и условий воспитания. Он наиб. высок среди детей 2—3 лет, затем постепенно снижается и снова возрастает в связи с поступлением в школу и в период полового созревания. Первые два «пика» общей заболеваемости объясняются снижением общей и иммунной реактивности дет. организма, связанным с процессами адаптации с момента исступления в дошк. учреждения и в школу. Рост заболеваемости в подростковом возрасте связан с бурной ней-роэндокринной перестройкой организма. Нек-рые специалисты также объясняют это явление неравномерным созреванием морфофизиол. структур организма в результате акселерации. Напр., у мн. подростков наблюдается отставание в развитии сердечно-сосудистой системы по сравнению с общим ростом скелета и мускулатуры, что вызывает разл. сердечнососудистые нарушения.
Индекс 3. — кол-во детей и подростков, не обращавшихся ни разу в течение года в поликлинику. Он возрастает в 2 раза от 1-го (примерно 12%) к 8-му (примерно 25%) кл.; за это же время более чем в 2,5 раза снижается кол-во уч-ся, часто (более 4 раз за уч. год) и длительно болеющих.
Анализ общей заболеваемости включает установление её структуры — выявления места, к-рое количественно занимает та или иная группа заболеваний в разные возрастные периоды. В грудном возрасте преобладают заболевания желудочно-кишечного тракта и дыхательной системы. В период от 1 года до 17 лет первое место удерживают болезни органов дыхания. Второе место в возрасте от 1 года до 10 лет занимают инфекционные заболевания, а в возрасте 11—17 лет — травмы и отравления. Болезни органов пищеварения с третьего места в возрасте 7—10 лет перемещаются на пятое к 11—14 годам.
Среди детей и подростков от начала к концу обучения в школе увеличиваются распространённость близорукости, нарушений осанки, частота хронич. заболеваний уха, горла и носа.
В зависимости от состояния 3. детей относят к одной из пяти т. н. групп 3.: 1-я группа — здоровые дети, 2-я — практически здоровые, 3-я и 4 я — больные дети в разной степени проявления и компенсации болезни, 5-я — дети с тяжёлыми хронич. заболеваниями. К концу шк. обучения возрастает кол-во детей 3-й и 4-й групп 3. за счёт сокращения 1-й и 2-й групп. Дети и подростки 1—4-й групп 3. обучаются в массовых уч.-воспитат. учреждениях; дети, относящиеся к 5-й группе 3., — в учреждениях санаторного типа.
Хронич. заболевания, ослабленность организма, отклонения в физич. развитии, нарушения остроты зрения, слуха, осанки, психоневрологич. отклонения отрицательно сказываются не только на работоспособности детей и подростков, но часто становятся препятствием к освоению выбранной ими профессии, лишают возможности плодотворного высоко-производит. умственного и физич. труда.
Состояние 3. и его динамика в течение уч. года и ряда лет — надёжный критерий оценки влияния организации обучения, соответствия величины уч. нагрузки, режима дня и условий семейного воспитания морфофункциональным возможностям учащихся разл. возрастных групп.
Лит.: Сердюковская Г. Н., Жилов Ю. Д., Окружающая среда и здоровье подростков, М., 1977; Сердюковская Г. Н., Социальные условия и состояние здоровья школьников. Забота о здоровье детей, под ред. А. Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1980; Адаптация организма учащихся к уч. и физич. нагрузкам, под ред. А, Г. Хрипковой, М. В. Антроповой, М., 1982; Гигиена детей и подростков, под ред. Г. Н. Сердюковской, А. Г. Сухарева, М., 1986; Баранов А. АМатвеева H. A. f Здоровье школьников, Красноярск, 1989.
М. В. Антропова,
Российская педагогическая энциклопедия. — М: «Большая Российская Энциклопедия». Под ред. В. Г. Панова. 1993.
Статья на тему: ЗДОРОВЫЙ ОБРАЗ ЖИЗНИ ДЛЯ ДЕТЕЙ
Как детям вести здоровый и правильный образ жизни.
В настоящее время ведение здорового образа жизни (ЗОЖ) стало не только полезным, но и модным увлечением. Все больше людей выбирают для себя активное занятие спортом и правильное питание, которые являются залогом здоровья, хорошего самочувствия, отличного настроения и красивой фигуры. К правильному образу жизни они стараются привлечь семью, детей.
Здоровье – это наш дар. Поэтому необходимо беречь и сохранять его с раннего детства любыми методами. Здоровый образ жизни для детей – основополагающий фактор физического и нравственного развития ребенка, его гармоничного существования в обществе.
Главными составляющими здорового образа жизни являются:
-распорядок дня;
-свежий воздух;
-двигательная активность;
-здоровое питание;
-психическое и эмоциональное состояние.
Как организовать активный образ жизни для ребенка?
Для каждого ребенка самым главным примером и мотиватором в жизни являются родители, на которых они стремятся во всем быть похожими, поэтому здоровый образ жизни должен начинаться именно с них.
Дети легко прислушиваются к советам мамы и папы, интересуются их увлечениями, а совместные занятия спортом и правильное питание всей семьей помогут вам ненавязчиво приучать к этому ребенка с ранних лет.
Например, летом устраивайте регулярные семейные прогулки с велосипедом, самокатом, роликами, играйте в мяч, ходите вместе в бассейн, на утреннюю пробежку, в походы, а зимой – катайтесь на санках, коньках, лыжах и прочее. Если у вас есть хобби, то приобщайте к нему также детей. Это не только хороший метод воспитания и развития ребенка, но и отличный способ для сплочения семьи.
По данным МОЗ дети и подростки должны уделять физической активности не менее 60 мин/день. Конечно, это не значит, что ребенок должен ходить в спортивную секцию каждый день, достаточно пойти с ребенком на пешую прогулку или прокатится на велосипедах, поиграть в любые подвижные игры. Тем более совместные игры с ребенком, позволяют вам проводить с ребенком больше времени вместе.
Распорядок дня
Режим дня ребенка строится с учетом его возраста и индивидуальных качеств. Немаловажное значение имеет и воспитательный потенциал.
Правильно организованный распорядок дня должен удовлетворять ключевые физиологические потребности организма (отдых, сон, питание). Выполнение этих условий приведет к тому, что ребенок получит все необходимые знания и навыки в сфере культуры здоровья.
Люди подразделяются на сов и жаворонков, что нужно учитывать при определении распорядка дня ребенка.
Сколько часов в день должен спать ребенок?
Полноценный сон, такая же неотъемлемая часть здорового образа жизни как питание и физическая культура. Ребенок, который достаточно отдыхает, как правило, счастливее и здоровее своих не выспавшихся сверстников.
Дети в дошкольном возрасте должны спасть по 9-10 часов в сутки
Дети школьного возраста и подростки должны спать не менее 8-9 часов в сутки.
Свежий воздух
Свежий воздух и ежедневные прогулки благотворно влияют на организм. Гулять нужно в любую погоду. Полезно быть в местах, где много зелени, деревьев и цветов. Шумных улиц, загазованных вредными выхлопами машин лучше избегать.
Очень полезен для здоровья ребенка сон на свежем воздухе. Например, на балконе, у открытого окна или в коляске.
Движение и спорт – как залог здоровья
Спортивный образ жизни ведет к укреплению и здоровому развитию ребенка. Занятия физкультурой делают ребенка более выносливым и здоровым. Физические упражнения хорошо укрепляют кости, мышцы и суставы. Это полезно также для контроля за весом и сжигания лишних калорий. Ведь современный образ жизни и неправильное питание не очень благотворно влияют на организм детей.
Правильное питание:
Как обеспечить ребенка правильным питанием?
Самый простой и наглядный способ, это так называемый метод «умной тарелки» или «тарелки здоровья».
Половина рациона ребенка должна состоять из не крахмалистых овощей (помидоры, огурцы, морковь, капуста, брокколи, шпинат, бобовые культуры и т.д.)
Четверть рациона ребенка должна содержать крахмало-содержащие продукты (цельно-зерновой хлеб, картофель, кукуруза, горох, каши, рис и т.д.)
Оставшаяся часть рациона должна содержать нежирное мясо (курица, индейка, рыба или постная говядина).
К этому всему добавьте фруктов и не жирного молока.
Многие дети имеют избыточный вес, связанный именно с неправильным питанием, от которого избавиться также сложно, как и взрослым. Родители, у которых дети имеют склонность к полноте, должны особенно внимательно следить за правильностью их питания. Иначе безответственное отношение к этому вопросу в детстве приведет к большим проблемам со здоровьем ребенка в более старшем возрасте.
Правильное детское питание также неразрывно связано с семейным ЗОЖ и к нему необходимо приучать ребенка с ранних лет. Это второй очень важный компонент здорового образа жизни детей.
Здоровое питание
В рационе питания ребенка должны быть только натуральные продукты, без химических добавок. Рекомендуется регулярно употреблять в пищу нежирное мясо, свежие фрукты и овощи, рыбные блюда и кисломолочные продукты. Сбалансированная и полезная еда положительно влияет на здоровье детей, позволяя им нормально расти и развиваться.
Для новорожденных малышей лучшее питание – это молоко матери. В нем есть все полезные витамины и микроэлементы, нужные для организма маленького члена семьи. Диета мамы также должна включать натуральные, без консервантов и вредных веществ продукты. До достижения 6-ти месячного возраста ребенку не рекомендуется давать дополнительные прикормы. Когда придет время, малыш сам начнет проявлять интерес к новым блюдам. Первым прикормом обычно становятся специальные кашки, овощные и фруктовые пюре, нежирные куриные бульоны.
Продукты, приготовленные на пару, обладают более полезными свойствами, чем баночные. Через них малыш получит максимальное количество витаминов и микроэлементов.
Психическое и эмоциональное состояние.
Эмоциональное состояние детей во многом определяется психологической атмосферой в семье. В будущем оно отразится и на его здоровье. Основными причинами многих детских болезней являются отрицательные эмоции, переживания и стрессы, переутомление и семейные неурядицы.
Если ребенку дома эмоционально комфортно, то он будет счастлив, спокоен и уверен в себе. Положительные мысли улучшают гормональный фон, укрепляют иммунитет. Ребенку нужна любовь, понимание и забота. Очень важно всегда поддерживать своих детей, укреплять их моральный и физический дух. Добрые слова, тепло и одобрение – вот основополагающие факторы здорового образа жизни каждого ребенка.
Все родители хотят, чтобы их малыш рос крепким, здоровым и умным. Но для этого необходимо приложить немного усилий. Только при соблюдении всех правил по ведению здорового образа жизни можно получить хороший результат. Они помогут в будущем вам и вашим детям избежать многих проблем.
Советы как приучать ребенка к здоровому образу жизни:
Привлекайте ребенка в совместным походам за продуктами и приготовлению пищи. Поход в продуктовый магазин это прекрасная возможность познакомить детей с разными продуктами, которые вы употребляете в пищу. Попросите ребенка изучить прилавки в магазине, а потом помочь вам найти и выбрать необходимые продукты по вашему списку. В некоторых супермаркетах постоянно происходят дегустации, это способ дать ребенку попробовать новый продукт и расширить свои гастрономические пристрастия.
Когда вы готовите семейный ужин, зовите своих детей на помощь. Во взрослой жизни ребенка навыки приготовления пищи очень пригодятся. Когда человек умеет готовить, он меньше потребляет полуфабрикатов и фаст-фуда. Вдобавок ко всему, во время совместного приготовления ужина у ребенка появится желание пробовать новые блюда, в процессе приготовления которых он участвовал.
Здоровый образ жизни для детей. Почему это важно
Существует распространённое заблуждение о том, что ребёнок — как чистый лист. Что на нём напишут, с такими данными он и пойдёт во взрослую жизнь. Но это верно лишь отчасти. Да, воспитание родителей во многом определяет судьбу человека, но важно понимать, что каждый из нас в этот мир приходит уже с каким-то багажом — какими-то наклонностями, особенностями, талантами и недостатками. Речь не идёт о том, что человек не может ничего изменить и его судьба предначертана уже до его рождения. Дело в том, что любые склонности и особенности могут проявиться лишь при соответствующих условиях. Представьте себе зерно: оно может упасть во влажную рыхлую почву и уже через сутки дать росток, а может упасть на голый асфальт и тогда вряд ли сможет прорасти.
Тоже самое происходит и с ребёнком, который приходит в этот мир. У него есть как положительные особенности, так и отрицательные. Это, разумеется, тоже условное разделение, так как в этом мире нет ничего абсолютно плохого и абсолютно хорошего и всё, так или иначе, может быть инструментом. Так, если у ребёнка есть какой-либо талант, но родители ничего не сделают для того, чтобы это талант проявился, то есть не создадут почву для того, чтобы зерно проросло, ребёнок, скорее всего, так и не найдёт своё предназначение. Или же это случится уже во взрослом возрасте, и много времени будет потеряно, к примеру, на нужное образование или нелюбимую работу. Тоже самое и с какими-то негативными качествами характера. К примеру, ребёнок растёт очень агрессивным и вспыльчивым — у него такая особенность характера. И, если родители не найдут способ научить ребёнка контролировать себя или не смогут перенаправить эту агрессию в конструктивное русло, такой ребёнок тоже будет расти несчастным человеком.
На самом деле, все родители желают ребёнку счастья. Только проблема большинства родителей в том, что понятие счастья у большинства искажённое. Искренне желая своему ребёнку добра, родители порой начинают баловать его, покупать ему вредную еду, развлекать его и одаривать дорогими игрушками, думая, что вся эта внешняя мишура сделает их ребёнка счастливым. Родителей тоже можно понять: они целыми днями заняты повседневной суетой и единственный способ для них проявить свою любовь и заботу — вкусно накормить ребёнка и развлечь его. Но, сами того не понимая, они создают для своего ребёнка причины, по которым он будет страдать в будущем.
Как же определить, какая забота будет для ребёнка благом, а какая принесёт вред? Здесь сложно ответить однозначно, потому что в случае с каждым ребёнком всё будет индивидуально, и очень сложно сохранить баланс. К примеру, некоторые родители пытаются взращивать с детства в ребёнке самостоятельность и ответственность, порой даже намеренно помещая его в трудные жизненные ситуации. Но тут очень просто перегнуть палку: ребёнок может утвердиться во мнении, что родители его не любят и вообще их не волнуют его проблемы. С другой стороны, не стоит излишне «обкладывать ватой» ребёнка: воспитанный в тепличных условиях он не сможет адекватно взаимодействовать с этим миром в будущем.
Как найти эту сложную грань между заботой и гиперопекой? Прежде всего, следует развить собственную осознанность. Совершая действие в отношении ребёнка, каждый раз задавайте себе вопрос: «К какому результату это приведёт?». Если ваши действия направлены на то, чтобы развлекать, баловать и вкусно кормить ребёнка, и ничего, кроме этого, то лет через 10–15 не удивляйтесь, когда в своём ребёнке вы увидите эгоиста, потребителя и, вообще, носителя самых что ни на есть негативных качеств. Это — последствия такого воспитания, когда для ребёнка сбываются все его желания, причём чаще всего не ведущие ни к какому развитию вообще.
Стремясь проявить заботу, родители чаще всего пытаются вкусно накормить ребёнка. Но, к сожалению, в современном мире, вкусная еда — это чаще всего вредная еда, которая не только разрушает здоровье, но и формирует зависимость. Многие родители с целью управления ребёнком подсаживают его на сладкое. Так как сахар является наркотиком (сахар действует на мозг по тому же принципу, что и кокаин), то, приучив ребёнка к сладкому, можно буквально заставить его стать шёлковым. Обещание дать ребёнку конфету или, напротив, угроза её отобрать поистине творят с ребёнком чудеса — он становится просто послушной куклой в ваших руках. Но совершенно очевидно, что такое идеальное поведение не более чем иллюзия. И как только ребёнок чуть-чуть подрастёт и сможет сам себе покупать сладости, вся безграничная власть родителя над ребёнком на этом закончится, а вот у ребёнка останется тяжёлая наркотическая зависимость на всю оставшуюся жизнь. Стоит ли это того, чтобы почувствовать себя на определённый период в жизни круче легендарного Макаренко, — вопрос спорный.
Пищевые привычки закладываются ещё в раннем детстве. И то, какой тип питания родители привьют своему ребёнку, скорее всего, будет обуславливать его культуру питания на протяжении всей жизни. Единицам удаётся перебороть и сломать те тенденции в питании, которые заложены в детстве. Поэтому, покупая ребёнку очередную вредную «вкусняшку», следует понимать, что вы создаёте у ребёнка вредную привычку неправильно питаться на долгие годы.
Ещё одним важным аспектом в воспитании детей является контроль информации. Дети невероятно впечатлительны и восприимчивы к любой новой информации. И, учитывая то, что сегодня большая часть окружающей нас информации оставляет желать лучшего, чаще всего в ребёнка загружается далеко не то, что будет вести его к развитию. Поэтому, если вы замечаете, что ваш ребёнок начинает вести себя неадекватно или странно, обратите внимание на то, к каким источникам информации он имеет доступ.
К примеру, известны случаи, когда даже после просмотра, на первый взгляд, безобидного мультика «Маша и Медведь» дети начинали вести себя неадекватно и в долгосрочной перспективе регулярного просмотра этого мультфильма — даже портился их характер. И это неудивительно — посмотрите сами, какие концепции продвигает мультфильм «Маша и Медведь». Капризная, эгоистичная девочка постоянно откровенно издевается над Мишей, а также другими обитателями леса: есть эпизоды, где от неё бегают и прячутся даже волки. Чему может научить такой мультфильм? Потребительскому мировоззрению и эгоистичной жизненной позиции. Маша показывает своим примером, что свои интересы нужно ставить выше интересов окружающих и добиваться своих целей любыми способами.
В случае с Машей — истериками, слезами, подлыми хитростями и так далее. Стоит ли удивляться, когда, не получив заветную шоколадку или игрушку, ребёнок закатит истерику прямо в магазине? Ведь именно этому его научила весёлая беззаботная мультяшная Маша. И поэтому принципу сегодня написаны сценарии практически всех отечественных мультфильмов, а уж о зарубежных и говорить нечего. Те ценности, которые они продвигают — просто чудовищны. Однако сегодня даже маленькие дети не только смотрят мультфильмы, но и имеют доступ к боевикам, ужастикам, сериалам и жестоким компьютерным играм. Сегодня ребёнок за компьютер садится в среднем уже в 5–6 лет. И занимается он там далеко не образованием и развитием, а играет в жестокие игры, где во всех подробностях смакуются убийства. Стоит ли ожидать от такого ребёнка какого-то адекватного поведения? Вопрос риторический.
Вывод из всего вышесказанного простой: воспитание, действительно, во многом определяет судьбу ребёнка. Нужно следить за тем, что ребёнок потребляет, как в плане пищи, так и в плане информации, и тщательно отслеживать тенденции и изменения в поведении, а также анализировать, какие причины приводят к тем или иным переменам. Как правило, когда родители замечают, что с их ребёнком что-то не так, бывает уже слишком поздно. Перевоспитывать двадцатилетнего эгоиста и бездельника, который уже плотно «подсел» на разного рода интоксиканты, намного сложнее, чем корректировать поведение 3–4-летнего ребёнка.
Существует версия, что все черты характера и все привычки закладываются до пяти лет и дальше можно только незначительно корректировать то, что уже заложено глубоко в подсознании. Поэтому старайтесь загружать в ребёнка только позитивную информацию, которая будет вести его к развитию. Ну и самый главный секрет здорового образа жизни для вашего ребёнка — это ваш личный пример. Как показывает опыт, бесполезно, прихлёбывая пиво из бутылки, рассказывать сыну о вреде алкоголя: он будет, как зеркало, повторять всё, что делает его отец. А вот если отец встаёт в шесть утра и идёт на пробежку, а выходя из дома в выходной бежит не к ларьку с пивом, а к турнику, то у ребёнка это запишется на подкорку, и именно это определит его вектор движения по жизни.
Детский ЗОЖ: на что обратить внимание?
Здоровое питание очень много значит для ребенка. Для роста и взросления детям требуется много сил, поэтому с пищей они должны получать все необходимые витамины и минералы. Если рацион несбалансирован, это может повлечь за собой множество проблем со здоровьем.
Как должен питаться ребенок? В рационе должны быть разные виды мяса, морепродукты, молочные продукты, яйца, полезная выпечка, рыба, различные овощи и фрукты, ягоды, зелень, орехи, мед, крупы.
А из мяса лучше всего выбирать индейку, кролика, курицу, телятину, говядину. Из молочных продуктов стоит отдать предпочтение кефиру, натуральным йогуртам без добавок, молоку, творогу. Можно употреблять и сыры, но не слишком острые и соленые. Овощи можно есть любые. Часть их обязательно употреблять в сыром виде, но можно также готовить разные блюда с тепловой обработкой (супы, рагу). Фрукты и ягоды можно есть любые, если нет аллергии. В блюда стоит добавлять больше трав и меньше соли.
Крупы стоит давать разные. Чем больше выбор, тем лучше. Яйца можно варить или делать омлет. Орехи и мед следует употреблять в небольшом количестве и только, если нет аллергии. Выпечку следует готовить самостоятельно или приобретать в магазине, но выбирать ее надо тщательно. Желательно, чтобы она была не только из пшеничной муки, но и из овсяной, гречневой, цельнозерновой. А еще хорошо, если в ней будет не очень много сахара.
Составлять меню следует с учетом возраста ребенка. Ведь до пяти лет, например, не рекомендуется есть грибы, а до трех — морепродукты. Детский ЗОЖ предполагает максимально разнообразное меню, но без экспериментов, которые могут навредить здоровью.
Вот меню для малышей 3-6 лет:
- завтрак: каша с фруктами и чай с печеньем; или творожный пудинг и фрукт;
- перекус: банан или яблоко;
- обед: суп из овощей, рыбное блюдо и гарнир, кисель; или борщ, мясное блюдо, салат, морс;
- полдник: молоко с булочкой; или яблоки, запеченные с творогом;
- ужин: овощное пюре и омлет; или рыбное суфле и салат;
- перед сном: кефир или теплое молоко.
А вот меню ребятам старше шести лет:
- утром: оладьи со сметаной и бутерброд, чай; овсянка с орехами и ягодами, вареное яйцо и огурец;
- перекус: фрукты или творог;
- обед: рассольник, картофельные зразы с мясом, кабачковая икра, компот; или овощной суп, тефтели, салат, кисель;
- полдник: фруктовый салат; или ягодное желе;
- вечером: тушеные овощи, ломтик рыбы, чай; или ленивые вареники, отварное яйцо, какао.
Составлять меню детям школьного возраста надо, учитывая их большие умственные нагрузки. А значит, в рационе обязательно должна быть рыба, орехи, овощи. И в целом, питание у ребенка любого возраста должно быть максимально разнообразным.
Важность здорового образа жизни для детей
Здоровый образ жизни – это действия, нацеленные на укрепление здоровья. Здоровый образ жизни — это не модное веяние, а необходимость, которая поможет и взрослому и ребёнку организовать свою жизнь, сделать её интереснее, насыщеннее и здоровее.
Одного понимания важности здорового образа жизни недостаточно, самый действенный способ сохранить здоровье ребёнка и его активность, – самим соблюдать здоровый образ жизни, и вдохновлять своим примером детей. Нет смысла орать на ребёнка или отчитывать его, заставляя что-то делать насильно (читать, заниматься спортом, убираться и т.п.), если вы сами всего этого не делаете, то не стоит ожидать, что это будет делать ребёнок.
Если вы предпочитаете активному отдыху лежание на диване, то ребёнок не захочет пойти кататься на лыжах, читать или бегать в парке. Если у вас дома нет книг, а вы постоянно сидите в телефоне, и никогда сами не читаете книг ни ребёнку, ни для себя, то велика вероятность того, что у ребёнка совершенно не будет интереса к чтению, пока не появится тот, кто сможет развить в нём любопытство и любовь к книгам.
Именно вы изначально закладываете в ребёнка большую часть привычек, которые определят его образ жизни в будущем, влияя, как на психологическое, так и на физическое состояние ребёнка.
Конечно не факт, что, если в семье никто никогда не курил, то и у ребёнка не возникнет такого желания, но, если ребёнку с самого детства прививали семейные ценности и здоровые традиции, то это даст свои плоды. Главное делать всё постепенно, но систематично.
Важные составляющие здорового образа жизни:
Личная гигиена – это важная составляющая здорового образа жизни: привычка чистить зубы по утрам и на ночь, ежедневно принимать душ, ухаживать за своим телом и проводить гигиенические процедуры и т.п.
Пищевые привычки закладываются ещё в раннем детстве. И то, какой тип питания родители прививают своему ребёнку, скорее всего, будет обуславливать его культуру питания на протяжении всей жизни. Единицам удаётся перебороть и сломать возможно нездоровые тенденции в питании, заложенные в детстве.
Поэтому, наказывая ребёнка из-за его привычек питания, недостаточного (по-вашему) аппетита, или потворствуя его нездоровым пристрастиям в еде, покупая ребёнку очередную вредную «вкусняшку», следует понимать, что вы создаёте у ребёнка вредную привычку неправильно питаться на долгие годы, а также травмирующие психологические паттерны.
Любовь к физической культуре лучше прививать ребёнку с раннего детства. У грудничков можно начать с массажа, потом это может быть гимнастика, утренняя зарядка, можно постепенно закаливать детей с детства.
С самого рождения стоит уделять внимание подвижным играм ребёнка, в том числе коллективным. Это может быть велосипед, ролики, игры с мячом, скакалка, обруч, теннис, бег, баскетбол, и множество других активных игр.
Можно устраивать дома танцы, вместе с ребёнком заниматься утренней зарядкой. Любая физическая нагрузка будет полезна растущему организму. Дети учатся любить и чувствовать своё тело, и перенаправлять свою энергию.
Очень полезно выбираться вместе с детьми на природу, кататься на лыжах, роликовых коньках, скейтборде и сноуборде, ходить в походы, устраивать пикники всей семьёй по выходным. Это не просто полезно, это сближает семью и друзей.
Чтобы восполнить витамин D и недостаток кислорода, чаще выбирайтесь на солнце, гуляйте в парке, выезжайте на прогулки в лес за город. Хорошо хотя бы раз в год менять «картинку», выбираться куда-то, менять обстановку, отправиться в горы или к морю, чтобы подышать морским или горным воздухом, набраться сил. Всё это, особенно в комплексе, позволяет телу восстанавливаться, и сохранять в тонусе иммунную и нервную системы, как детей, так и взрослых.
Помните и о важности сна и отдыха, физическая активность должна чередоваться с отдыхом, не перегружайте детей, пытаясь полностью занять их день.
Режим и распорядок дня помогают оптимизировать время и распределить правильно отдых с активностью. Чтобы правильно выстраивать режим, могут помочь основы тайм менеджмента, если взрослый умеет распределять своё время, то он сможет грамотно выстроить и режим своего ребёнка.
Будьте здоровы!
В статье использована информация из открытых источников и научных публикаций. Информация, предоставляемая на сайте, носит исключительно ознакомительный характер. Публикация не может заменить личную консультацию специалиста.
Хотите дополнить информацию в статье или возразить? Мы приветствуем комментарии, предложения или возражения.
Важность здорового образа жизни для детей — ZDRAVBUD.NET ZDRAVBUD.NETЗанятие «Мое здоровье» (внеклассное мероприятие, направленное на формирование ЗОЖ у детей 8-10 лет)
Тема занятия: «Мое здоровье».
Продолжительность занятия: 40 минут (1 академический час).
Аудитория: дети 8 – 10 лет.
Оптимальное число участников занятия: 20 – 25 человек.
Формы проведения: беседа, игра, упражнение.
Цель: формирование у детей навыков здорового образа жизни.
Задачи:
— способствовать формированию ценностного отношения детей к своему здоровью.
— показать значимость полезных привычек для укрепления здоровья человека.
— развивать у детей потребность в соблюдении правил ЗОЖ.
Ожидаемый результат: занятие будет способствовать формированию у детей ценностного отношения к собственному здоровью.
План.
- Здоровье – человеческая ценность. Игра «Кроссворд» (Цель: раскрыть тему занятия). Игра «Ромашка» (Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «здоровье»). Игра «Плот» (Цель: продемонстрировать ценность здоровья для каждого человека).
- Здоровый образ жизни. Упражнение «Наши привычки» (Цель: раскрыть понятия вредных и полезных привычек для здоровья человека). Игра «Съедобное — несъедобное» (Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ).
- Как сохранить здоровье. Викторина «Правила ЗОЖ» (Цель: на примере художественных произведений и мультипликационных фильмов закрепить материал занятия).
Оборудование и материалы:магнитная доска, магниты, таблички для игры «Кроссворд», лепестки «Ромашки», ватман, 5 наборов картинок с привычками человека (10 шт.)
Ход занятия
Здравствуйте. Сегодня у нас пройдет необычное занятие.
Ребята, для того, чтобы определить тему нашего занятия, хочу предложить вам разгадать кроссворд. Вопросы в нем не простые. Это загадки.
Игра «Кроссворд» (5 мин.)
Цель: раскрыть тему занятия.
Описание упражнения: в кроссворде скрыто слово «здоровье». Специалист зачитывает детям загадки (о ЗОЖ, о теле человека), в ответах которых содержаться буквы ключевого слова. Постепенно детям открывается тема занятия.
Материалы: таблички со словами-отгадками, магниты.
Загадки [1]:
— Оля смотрит на кота,
На картинки, сказки.
А для этого нужны
Нашей Оле … (глазки)— Но не выпущу его я.
Белой пеной пенится,
руки мыть не ленится (мыло).— Что можно увидеть
с закрытыми глазами? (сон).— Ношу их много лет,
А счету им не знаю (волосы).— Дождик теплый и густой,
Этот дождик не простой:
Он без туч, без облаков
Целый день идти готов (душ).— Пять братьев –
Годами равные,
Ростом разные (пальцы).— У двух матерей
По пять сыновей –
Одно имя всем (руки).— Не часы,
А тикает (сердце).
Подведение итогов: Давайте внимательно посмотрим, какое же слово было спрятано. Правильно, это слово — «здоровье».
Вопрос к аудитории: А кто мне может сказать, что же это такое? (Мнения детей).
Давайте посмотрим, что же говорит народная мудрость о здоровье.
Игра «Ромашка» [4] (7 мин.)
Цель: с помощью народных пословиц сформулировать понятие «здоровье».
Описание упражнения: на доске размещается цветок «Ромашка» с отрывными лепестками. На каждом лепестке написана одна пословица. Детям предлагается объяснить смысл народных пословиц о здоровье.
Материалы: магниты, магнитная доска, лепестки цветка.
Ход: Посмотрите, у меня есть замечательный цветок – ромашка. На каждом его лепестке надпись. Давайте прочтем их (дети объясняют значение каждой пословицы).
- «Здоровье не купить». Здоровье дано нам природой, если человек теряет его, то вернуть его будет очень трудно, придется много лечиться.
- «Болезнь человека не красит». Больной человек всегда плохо выглядит, становится раздражительным, капризным.
- «Труд – здоровье, лень — болезнь». Каждый человек должен трудиться. Здоровый человек трудится с удовольствием, с желанием, у него все хорошо и быстро получается.
- «Здоровье дороже богатства». Бездумно растраченное здоровье, не вернут никакие врачи, сколько бы ты не заплатил.
- «Береги платье снову, а здоровье смолоду». Для того чтобы сохранить здоровье, его необходимо беречь каждый день, каждую минуту, соблюдать правила ЗОЖ (Данная пословица остается до конца занятия).
Подведение итогов: Теперь, когда мы знаем смысл народных мудростей, давайте подведем итог: что значит слово «Здоровье» и, какого человека можно назвать здоровым.
Здоровье – это состояние полного физического, психического и социального благополучия, а не просто отсутствие болезней или физических дефектов (определение ВОЗ).
Здоровый человек это человек не только со здоровым телом, но и человек, у которого замечательное настроение и хорошие отношения с окружающими людьми.
Чтобы представить, насколько значимо для нас наше здоровье давайте поиграем в одну игру. Прошу выйти добровольных участников (4 – 5 человек).
Игра «Плот» [5] (3 мин.)
Цель: продемонстрировать ценность здоровья для каждого человека.
Описание упражнения: Участникам предлагается большой лист ватмана, на который они все должны поместиться, не заступая на пол. Величина листа подбирается в зависимости от величины группы. На «плоту» нужно продержаться 30 секунд. Затем к «плоту» подплывает «акула» и небольшой кусочек ватмана вырезается. Задача повторяется. И так до тех пор, пока не останется четвертая часть ватмана.
Ход: специалист приглашает 5 добровольных участников. Легенда – команда отважных мореплавателей терпит кораблекрушение, но в последний момент успевает высадиться на спасательный плот. Все хорошо: море спокойное, светит солнышко. Отважные моряки смотрят вдаль с надеждой увидеть землю. Но вместо земли они замечают, что к ним стремительно приближается акула.
Задача для моряков: как можно дольше удержаться на плоту.
Задача для акулы: постепенно «отламывать» часть плота.
Материалы: лист ватмана.
Подведение итогов: большое спасибо всем участникам. У нас была отважно сражавшаяся команда моряков и злая акула. Но это была игра и в нашей жизни такого, конечно же, не произойдет.
А теперь на одну секунду давайте представим, что плот это организм человека. А голодная акула – это болезни и вредные привычки. Так очень легко увидеть, как они могут пошатнуть здоровье.
Вопрос: Давайте подумаем, а что же такое привычка человека. (Мнения детей).
Привычка – это какое-либо действие, которое человек выполняет постоянно. Но в состоянии его контролировать, при желании способен отказаться от него.
Привычки бывают разные. Вредные привычки, про которые мы с вами уже говорили, мешают человеку сохранять здоровье.
А есть полезные привычки, и их намного больше. Эти привычки помогают каждому из нас беречь здоровье.
Вопрос к аудитории: А какие это привычки? (Мнения детей).
Для того чтобы лучше разобраться в том какие из привычек полезны, а какие вредны для здоровья, хочу предложить задание.
Упражнение «Наши привычки» (15 мин.) Приложение 1
Цель: раскрыть понятия вредных и полезных привычек для здоровья человека.
Описание упражнения: специалист предлагает детям в подгруппах (4-5 человек) одинаковые комплекты картинок [2] с изображением «вредных» и «полезных» привычек человека. Дети должны разделить их, объяснить свое решение.
Материалы: наборы картинок (10 шт.), картинки А4, магниты.
Подведение итогов: каждая команда предлагает по одной из привычек. Дети комментируют свой выбор. Ведущий корректирует ответы детей.
Скажите, а каких привычек у вас больше? Наверное, полезных? Давайте проверим.
Игра «Съедобное — несъедобное» (3 мин.)
Цель: выяснить, какие действия человека относятся к ЗОЖ.
Описание упражнения: Специалист произносит какое-либо действие. В зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, дети выполняют условные знаки.
Инструкция: Ребята я буду произносить какое-либо действие. Ваша задача, в зависимости от того, как оно влияет на наше здоровье, хлопать в ладоши (если сохранять – хлопок, если мешать – сидеть спокойно), как в игре «Съедобное — несъедобное».
Примеры фраз:
Надо трудиться |
Лениться |
Подведение итогов: вы хорошо справились с заданием. Теперь я вижу, что вы здоровые ребята. А для того, чтобы сохранить свое здоровье необходимо вести здоровый образ жизни.
ЗОЖ – это все, что помогает нам сохранить и укрепить здоровье.
Существует немало правил ЗОЖ, которые соблюдают все люди.
Упражнение «Викторина» (7 мин.)
Цель: на примере художественных произведений и мультипликационных фильмов закрепить материал занятия.
Описание упражнения: специалист зачитывает вопросы о героях литературных произведений и мультиков, связанных с ЗОЖ. Выслушивает и обсуждает ответы детей.
Ход: я приготовила для вас вопросы о ваших любимых сказочных персонажах, в которых содержаться основные правила ЗОЖ.
Вопросы [3]
1. О каком правиле забыл Вини-Пух в гостях у Кролика?
Ответ: не переедать, не жадничать.
«… — Кажется, я застрял. Это все потому, что у кого-то слишком узкие двери.
— Нет, это все потому что, кто-то слишком много ест…»
2. Какой мультипликационный мальчик стремился к жизни в деревне Простоквашино?
Ответ: Дядя Федор.
Правило: находиться на свежем воздухе, трудиться.
3. В каком произведении Корнея Чуковского встречаются эти строки:
«… Надо, надо умываться
По утрам и вечерам,
А нечистым трубочистам –
Стыд и срам!
Стыд и срам!..»
Ответ: «Мойдодыр».
Правило: соблюдать правила гигиены.
4. Какой мультипликационный герой произносил фразу: «Давайте жить дружно»
Ответ: Кот Леопольд.
Правило: необходимо поддерживать дружеские и дружелюбные отношения с людьми.
5. Какой сказочный доктор самый добрый?
Ответ: доктор Айболит.
«Добрый доктор Айболит!
Он под деревом сидит.
Приходи к нему лечиться
И корова и волчица,
И жучок и червячок,
И медведица!
Всех излечи, исцелит
Добрый доктор Айболит!..»
Правило: Необходимо посещать врача, делать профилактические прививки.
6. Какое желание Жени, в сказке «Цветик-семицветик» оказалось самым правильным?
Ответ: пожелать Вите здоровья.
«… Вот так штука! Шесть лепестков, оказывается, потратила – и никакого удовольствия. Ну, ничего. Впредь буду умнее…
…Рассуждая таким образом, Женя вдруг увидела превосходного мальчика, который сидел на лавочке у ворот…
…- Давай играть в салки?
— Не могу. Я хромой… это на всю жизнь.
— Ах, какие пустяки ты говоришь, мальчик! – воскликнула Женя и вынула из кармана свой заветный цветик-семицветик. – Гляди!..» Женя произнесла заветные слова с дрожащим от счастья голосом и добавила: «…Вели, чтобы Витя был здоров…»
Правило: статься сохранить здоровье, желать здоровья другим.
Ребята, я не зря задала вам вопрос о необходимости сохранения человеком здоровья. Теперь пришло время сорвать последний лепесток на нашей волшебной ромашке.
«Береги платье снову, а здоровье смолоду». Для того чтобы сохранить здоровье, его необходимо беречь каждый день, каждую минуту, соблюдать правила ЗОЖ.
И я, ребята, уверена, что каждый из вас бережет свое здоровье. Давайте, скажем об этом всем остальным, чтобы таких ребят стало еще больше.
Список использованной литературы
- 1000 загадок. Популярное пособие для родителей и педагогов. Сост. Н.В. Елкина. – Ярославль: 1997.
- Твое здоровье. Укрепление организма. Зайцев Г.К., Зайцев А.Г. – С.-Пб.: 1998.
- Хрестоматия для детей старшего дошкольного возраста. Сост.: З.Я.Рез. – М.: 1990.
- Г. К. Зайцев. Уроки Знайки. Воспитай себя.– С –Пб.: 1999.
- Реабилитационная программа «Перекресток». Авторы-сост. А.В. Терентьева, О.И. Ивашин, В.В. Москвичев. – М.: 2000.