Стертая дизартрия и дислалия – в чем отличие?
Стертая дизартрия и дислалия – в чем отличие?
Как же отличить стертую дизартрию от дислалии, если внешние проявления этих расстройств во многом схожи? Специалисты выделяют ряд признаков, которые, прямо или косвенно, могут помочь такой диагностике.
• В раннем возрасте малыши-дизартрики плохо берут грудь, вяло сосут, их дыхание поверхностное и учащенное, аритмичное. В дальнейшем может наблюдаться незначительная задержка речевого и психомоторного развития. Невропатологи выявляют наличие неврологической микросимптоматики (стертые парезы, ММД, особенности общей и речевой моторики и др.).
• При дислалии нарушено только произнесение звуков, а при стертой дизартрии – вся фонетическая сторона речи (голосообразование, дыхание, просодика, звуки).
• При дислалии страдают, как правило, только сложные по артикуляции согласные звуки. При стертой дизартрии страдают как сложные, так и простые согласные, гласные звуки. Косноязычие в этом случае всегда затрагивает множество звуков и их групп.
• При стертой дизартрии более выражены нарушения речевой моторики.
Необходимо еще раз подчеркнуть, что хороший специалист-логопед в большинстве случаев обязательно рекомендует дополнительное неврологическое обследование. Не отмахивайтесь от этой рекомендации и проведите полную диагностику!
Сам логопед наверняка обратит внимание на определенные клинические признаки, помогающие подтвердить стертую дизартрию. Обычно в этом случае у малышей наблюдаются:
• нарушения мышечного тонуса в речевой мускула туре;
• ограниченная возможность произвольных артикуляционных движений из-за параличей и парезов мышц артикуляционного аппарата;
• нарушения голосообразования и дыхания.
Дизартрия нередко сочетается с недоразвитием других компонентов речевой системы (фонематического слуха, лексико-грамматической стороны речи).
«Домашняя» диагностика дизартрии
Помимо общего осмотра ребенка логопед наверняка проведет так называемые функциональные пробы, которые помогут в точной диагностике дизартрии. Кстати, эти пробы вы вполне можете провести и дома, а затем поделиться своими наблюдениями со специалистом. Но точно поставить диагноз по этим пробам может только специалист.
Проба 1
Попросите ребенка открыть рот, высунуть язык и удерживать его прямо и неподвижно. Одновременно возьмите какую-нибудь игрушку и перемещайте ее в боковых направлениях, побуждая ребенка следить за ней глазами. Если в момент движения глаз вы наблюдаете какие-либо отклонения языка в ту же сторону, это говорит о большой вероятности наличия дизартрии.
Проба 2
Положите руку на шею ребенка и в то же время попросите его выполнить некоторые движения языком (например, повторить за вами какое-то артикуляционное упражнение). О дизартрии будет свидетельствовать появившееся в момент таких движений ощутимое напряжение шейной мускулатуры. В некоторых случаях могут наблюдаться даже непроизвольные движения, такие как закидывание головы назад.
1. Как ребенок ест. Такие малыши плохо берут грудь, вяло сосут, обычно плохо прибавляют в весе, потому что ограничение подвижности лицевой мускулатуры не позволяет им в полной мере использовать «мощности» материнской груди, и они банально не наедаются. Дети с дизартрией сравнительно поздно начинают жевать, так как этот процесс требует от них значительных усилий. Очень часто подросший ребенок с дизартрией плохо ест и особенно горячо протестует против твердой пищи: моркови, яблок и пр. Опасность в том, что, ограничивая или вообще не давая ребенку такую пищу, можно еще больше затормозить развитие жевательной мускулатуры.
2. Такие малыши довольно неуклюжи в движениях, которые требуют точной и скоординированной работы различных групп мышц. Мелкая моторика в таком случае тоже развита недостаточно, и над проблемой застегивания пуговиц и завязывания шнурков родителям требуется изрядно потрудиться. Непросто дается малышам рисование, лепка, вырезание – в общем, те занятия, которые требуют определенной сосредоточенности и координации.
3. Страдает и общая моторика. У детей могут отмечаться некоторые нарушения координации и чувства равновесия, им сложно выполнять определенные двигательные упражнения и танцевать, потому что соотнесение движений с музыкой и быстрый переход с одного движения на другое для них – серьезная проблема.
Если вы заметили у малыша такие особенности, это существенный повод для консультации с невропатологом.
Эффективная коррекция дизартрии возможна только и исключительно при комплексном подходе, в условиях совместной работы целой команды профессионалов.
В первую очередь ребенку необходимо полное неврологическое обследование.
После него вам, скорее всего, предложат медикаментозную терапию.
При назначении медикаментозной терапии следуйте таким правилам:
– Не спешите отказываться от лекарств.
– Внимательно изучите аннотацию к предлагаемому препарату, узнайте отзывы о его эффективности и возможных побочных эффектах.
– Если у вас возникают какие-либо сомнения, не стесняйтесь обратиться за подробными разъяснениями.
– Внимательно наблюдайте за реакцией ребенка на тот или иной препарат и при возникновении любых нежелательных последствий приема требуйте его замены.
Помимо неврологического обследования, скорее всего, вам предложат занятия ЛФК, массажи, консультацию нейропсихолога и пр. Все эти мероприятия действительно необходимы для того, чтобы полностью устранить нарушение.
Отличие стертой дизартрии от сложной дислалии
Чтобы отграничить стертую дизартрию от сложной дислалии, необходимо комплексное медико-педагогическое исследование: анализ медико-педагогической документации, изучение анамнестических данных.
Сравнивая симптоматику речевых и неречевых признаков у детей с дислалией и дизартрией, можно определить диагностические значимые отличия.
Так, у детей со стертой дизартрией кроме нарушения звукопроизношения отмечаются нарушение голоса и его модуляций, слабость речевого дыхания, выраженные просодические нарушения.
Вместе с тем в разной степени нарушаются общая моторика и тонкие дифференцированные движения рук.
Выявленные моторная неловкость, недостаточная координированность движений служат причиной отставания формирования навыков самообслуживания, а несформированность тонких дифференцированных движений пальцев рук является причиной трудностей при формировании графомоторных навыков.
В исследованиях, посвященных проблеме речевых нарушений при стертой дизартрии, отмечается, что нарушение звукопроизношения и просодики являются стойкими и во многих случаях не поддаются коррекции.
Это отрицательным образом сказывается на развитии ребенка, на процессах его нервно-психического становления в дошкольном возрасте, а позднее может привести к школьной дезадаптации.
Данные нарушения оказывают отрицательное влияние на формирование и развитие других сторон речи, затрудняют процесс школьного обучения детей, снижают его эффективность.
Установлена взаимосвязь между самим нарушением произносительной стороны и формированием фонематических и грамматических обобщений, формированием лексики, связной речи.
Сопоставление дислалии и стертой дизартрии:
При сложной функциональной дислалии:
| При легкой степени псевдобульбарной дизартрии:
|
|
|
Как отличить дислалию от дизартрии
Как отличить дислалию от дизартрии? Этот материал поможет и начинающим логопедам, и родителям!
Дислалия — нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дизартрия — нарушение звукопроизношения при недостаточной иннервации речевого аппарата.
Дифференциальная диагностика функциональной дислалии и стертой дизартрии.
Функциональная дислалия
Причины:- Может быть неблагоприятное речевое окружение.
- Может быть неправильное речевое воспитание.
- Может быть соматическое ослабленность здоровья.
Неврологический статус детей:
- Неврологическая симптоматика отсутствует. Могут наблюдаться расстройства со стороны вегетативной н.с., к таким расстройствам относятся: плохой сон, чрезмерная потливость, бледность, синюшность кожных покровов или наоборот их гиперемия.
Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:
Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:
В органах артикуляционного аппарата:
Психический статус:
- У детей с дислалией расстройств интеллекта и эмоционально-волевой сферы нет.
Состояние бытовых навыков самообслуживания:
- Опрятны и аккуратны.
Общее соматическое состояние:
- Как правило, более здоровы.
Особенности речевых нарушений:
- Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи.
- Нет нарушений просодики.
- Звукопроизношение не ухудшается.
- Произвольность речевых движений сохранна.
- По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое нарушение речи.
- Нарушения лексико-грамматической стороны речи нет.
Стертая дизартрия
Причины:
- Органическое поражение ЦНС.
Неврологический статус детей:
- Неврологическая симптоматика обязательно присутствует, хотя может быть. выражена незначительно.
Проявление неврологической симптоматики:
- страдает общая моторика, нет ловкости, подвижности, уверенного выполнения движений.
- дети не умеют прыгать на одной ноге, через скакалку,
- испытывают затруднения в играх с мячом,
- движения носят скованный напряженный характер,
- отмечаются напряжения в руках,
- тремор пальцев рук,
- покачивание тела,
- отклонение языка в сторону,
- гиперкинезы языка,
- саливация.
Проявление неврологической симптоматики в мелкой моторике:
- Пальчиковые пробы полноценно не выполняются (неправильный выбор пальцев, невозможность создания и удержания позы, тремор, асинхрония движений).
Проявление неврологической симптоматики в мимической мускулатуре:
- Отмечается легкая амимия лица,
- снижения объема и качества движений мышц лба, круговых мышц глаз, щечных мышц.
В органах артикуляционного аппарата:
- Ребенок не может плотно сомкнуть губы, удержать губами трубочку, соломинку;
- со стороны языка могут наблюдаться гиперкинезы, отклонения языка в сторону, синюшность языка, удержание позиции под счет затруднено.
- Амплмитуда движений ограничена.
- Могут наблюдаться замены движений.
- Саливация.
- Дети не могут тщательно пережевывать пищу, проглатывать воду и еду маленькими порциями.
Для того, чтобы обнаружить эти нарушения, обследование должно выполняться с функциональной нагрузкой. Это значит, каждую пробу мы выполняем неоднократно (3-4-5 раз).
Психический статус:
- Наблюдается быстрая истощаемость нервных процессов,
- отмечаются снижение памяти и внимания.
- Возбудимы, неуравновешенны могут наблюдаться аффективные вспышки.
- Вследствие этих проявлений у детей часто наблюдаются трудности поведения.
Состояние бытовых навыков самообслуживания:
- Могут быть неопрятны, вследствие неловкого удержания зубной щетки, ложки для еды в руке.
- Дети плохо умеют шнуровать, завязывать ботинки, расстегивать и застегивать пуговицы.
- Саливация.
Общее соматическое состояние:
- Соматически ослаблены.
- Часто болеют ОРЗ, инфекционными заболеваниями.
- Имеют хронические заболевания внутренних органов.
Особенности речевых нарушений:
- Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук Р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты.
- Может быть нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная.
- Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена.
- По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР.
- Могут наблюдаться лексико-грамматические расстройства, в том числе и не резко выраженные.
Упражнения для диагностики функциональной дислалии и стертой дизартрии
Упражнения для бровей:
- «Дружные ребята»: Движение бровей вверх, вниз. Хмурить брови.
Функцианальная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Упражнения для глаз:
- «Моргалочки»: Спокойно закрывать и открывать глаза.
- «Мигалочки»: Умение попеременно открывать и закрывать глаза.
Упражнение для мимической моторики:
- «Повторяшки»: Одновременно улыбнуться и поднять брови. Моргать глазами и качать головой.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Упражнение для щек:
- «Надуваем шарик»: Надуть, сдуть щеки. Надуть попеременно то одну, то другую щеку.
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Упражнения для губ:
- «Заборчик»: Губы сомкнуты,губы в улыбке.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
- «Дудочка»: Губы вытянуть вперед.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
- «Заборчик-дудочка»: Переключение позиций губ.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Упражнения для языка:
- «Лопатка»: Умение удерживать язык в расслабленном положении на нижней губе.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
- «Часики»: Подвижность языка в стороны, не касаясь губ.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
- «Качели»: Умение быстро менять положение языка – вверх, вниз.
Анализ:
Функциональная дислалия | Стертая дизартрия |
|
|
Анализ вариативности выполнения упражнений при играх по развитию артикуляционной моторики позволяет дифференцированно подойти к диагностике функциональной дислалии и стертой дизартрии у детей.
Шипицына М.В.,
учитель-логопед
Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия). Дефекты речи. Логопед
Главная — О логопедии — Нарушение звукопроизношения (дислалия, дизартрия)
Читайте также:Мы часто встречаем не только детей, но и взрослых с неправильным звукопроизношением. Это картавость, шепелявость и другие дефекты речи. Многие взрослые не замечают своих дефектов, а некоторые видят в них «изюминку», видя некоторое сходство с «дедушкой Лениным»(да, в моей практике были и такие случаи).
Что же такое дефект речи и как с ним бороться
Дефектом речи не является иностранный акцент, диалектное произношение («Окание», «Гекание» и проч.) а также возрастные особенности детской речи при ее становлении (физиологическое косноязычие)
Нарушением (дефектом) речи считается стойкое отклонение от нормы, которое не преодолевается спонтанно без помощи специалиста.
Внешне нарушение звукопроизношения может выражаться:
- в пропуске «трудного» звука («Каова» вместо «корова»),
- Замене одного звука другим («лыба» вместо «рыба», «уампа» вместо лампа)
- Дефектном произношение звука (гортанное произношение звука Р)
В зависимости от причин которые вызывают дефект, нарушения звукопроизношения разделяют на две группы дислалия и дизартрия.
Дислалия
Дислалия (дис – нарушение, лалия — речь) – есть нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации речевого аппарата.
Дислалия подразделяется на механическую ( связанная с повреждением или аномальным развитием органов артикуляции в результате травм или привычки сосания пальца) и функциональную (не связанная с подобными повреждениями).
Нарушениям строения артикуляционного аппарата относится неправильное строение челюстей, (неправильный прикус), зубов, неба (слишком высокое, слишком низкое, расщелина), языка (массивный, слишком маленький, укороченность подъязычной связки).
При своевременно оказанной логопедической помощи, дислалия быстро и безвозвратно компенсируется у детей. У взрослых также, прогноз хороший.
ПРИМЕРы из ПРАКТИКИ
Николай, 26 лет. Обратился с нарушением звукопроизношения звука «Р, Рь» произносил правильно. Проведено 4 занятия. Мы не ожидали такого быстрого и стремительного результата, Контрольный сеанс через 3 месяца подтвердил полную автоматизацию звука. Занимался много самостоятельно.
Сергей, 22 года. Обратился по поводу нарушения звукопроизношения «Р,Рь». Причиной нарушения являлось: неправильный прикус, укороченная подъязычная связка. После операции по подрезанию уздечки и коррекции прикуса проведен курс логопедических занятий (10 занятий) в результате – полная автоматизация звуков в самостоятельной речи.
Дизартрия
Дизартрия – это нарушение звукопроизношения обусловленное недостаточностью иннервации речевого аппарата (органическим поражением центрального отдела речедвигательного анализатора).
Речь дизартрика невнятна, непонятна для окружающих , как «каша во рту». Нарушена артикуляция многих групп звуков: шипящих, свистящих, соноров, а иногда и гласных. Речевое дыхание поверхностное, аритмичное. Наблюдается гиперсаливация (повышенное слюновыделение) Страдает подвижность и чувствительность речевых мышц. Дизартрик испытывает трудности в поиске артикуляционной позы (облизать губы, поставить язык за верхние зубы и др.). Нарушенное звукопроизношение при дизартрии – один из симптомов более сложного речевого нарушения. Страдает и речевой слух, слуховая дифференциация звуков, наблюдается бедный словарный запас, несформированность грамматического строя речи. Наблюдаются и вторичные психические наслоения (поведенческие проблемы). Все эти трудности приводят к стойкой неуспеваемости в школе (дисграфия, дислексия, дизорфография).
Несмотря на сходство с дислалией, дизартрия более сложное и стойкое нарушение, помощи и психологической поддержки.
У взрослых коррекция дизартрии проходит еще медленнее чем у детей, однако, возможна.
Случай из практики
Коля, 5 лет. Нарушено звукопроизношение звуков Ш,Ж,Ч,Л,ЛЬ,Р,РЬ. Наблюдается гиперсаливация, сложность повторения артикуляционного уклада. Фонематические процессы нарушены, Лексико-грамматический строй нарушен. В результате 3 курсов коррекционных занятий дизартрия компенсирована, звуки автоматизированы, продолжается работа над связной речью, совершенствованием лексики и грамматики.
Поделиться:
Узнать подробнее об услугах Центра и записаться на консультацию или занятие можно по телефону (812) 640-90-77, а так же заполнив форму ниже.
Критерии сравнения | Алалия | Дизартрия | Дислалия |
Определения | Нарушение структурно-семантического оформления высказывания | Расстройства фонационного оформления высказывания | |
Отсутствие или недоразвитие речи вследствие органического поражения речевых зон коры головного мозга во внутриутробном или раннем периоде развития ребенка | Нарушение произносительной стороны речи вследствие недостаточной иннервации речевого аппарата | Нарушение звукопроизношения при сохранном слухе и иннервации речевого аппарата | |
Системное недоразвитие речи, при котором нарушаются все её компоненты: фонетико-фонематическая сторона, лексико-грамматический строй | Нарушение звукопроизношения и просодической стороны речи | Нарушение звукопроизносительной стороны речи | |
Патогенез | Органическое поражение речевых зон коры головного мозга:
| Определяется органическим поражением центральной или периферической нервной системы | Органические дефекты периферического речевого аппарата, его костного и мышечного строения – механическая дислалия |
Этиология | Воспалительные или алиментарно-трофические обменные патологии, энцефалиты, менингиты, ранние травмы мозга (в т.ч.родовые), асфиксия, соматические заболевания, вызывающие истощение ЦНС, частые заболевания верхних дыхательных путей | Асфиксия, родовая травма, поражения ЦНС при гемолитической болезни, заболевания нервной системы, ЧМТ, нарушение мозгового кровообращения, пороки развития нервной системы. | Снижение слуха, нарушение анатомического строения речевого аппарата, нарушения нормального функционирования органов артикуляции |
Особенности артикуляционного аппарата | Моторный уровень речеобразования полностью или относительно сохранен и потенциально позволяет осуществлять артикуляционный акт | Наблюдается спатичность, либо паретичность, гиперкенезы, тремор кончика языка, девиация языка, ассиметрия лица, гиперсаливация. | Иногда наблюдается замедленность в движении языка. |
Состояние общей моторики | Неврологические симптомы двигательных расстройств (спастичность, паретичность мышц и мышечных групп, возможны синкинезии и гиперкинезы, ручная / оральная апраксия, нарушения осанки и походки, координации движений, статического равновесия — у 50 % детей). Гиперактивность или заторможенность. | Симптомы двигательных расстройств выражены в различной степени в зависимости от места и степени локализации поражения (формы дизартрии): общая моторная неловкость, нарушение координации, истощаемость движений. Легкие стертые двигательные дефекты. Недостаточный объем, темп, плавность движений. | Практически без отклонений от нормы. |
Состояние мелкой моторики | Нарушения | Действия неточные, нарушена переключаемость. Тонус кисти рук, как правило, повышен. | Практически без отклонений от нормы. |
Темп овладения речью | Темп овладения речью замедленный, вероятность самокомпенсации низкая | Темп овладения смысловой стороной речи не нарушен | Не имеет выраженных нарушений |
Восприятие речи, коммуникативные навыки | Сохранно. Стремление к общению, однако используются неречевые средства: жесты, мимика. | Сохранно. Сформированность коммуникативных навыков зависит от степени выраженности дизартрии. | Сохранно |
Просодика | Без отклонений от нормы | Речь маловыразительна, отмечается монотонностью, слабой эмоциональной окрашенностью. Темп речи часто ускорен, иногда замедлен. Голос немодулированный по высоте и силе, назализован, тихий, сиплый, хриплый или высокий. Речевой выдох укорочен. | Не имеет выраженных нарушений |
Импрессивная речь | Нарушение понимания значений, выраженных морфологическими элементами слов, затруднено понимание слов, сходных по звуковому составу | Не имеет выраженных нарушений | Не имеет выраженных нарушений |
Звукопроизношение | Возможно спонтанное формирования большинства артикулем, трудности комбинирования отдельных элементов речи (даже простых в артикуляторном отношении) в единое целое. | Нарушение формирования артикулемы Как правило, нарушения однотипны, постоянны (правильные варианты искаженных звуков встречаются редко). Преимущественно встречается искажение звуков: межзубные, боковые, горловой звук р, произнесение ряда звуков из нижних позиций, т.е. преобладают антропофонические дефекты. М.б. нарушена просодика: речь тихая с изменениями темпа и плавности. Затухающая, мало выразительная. Звукопроизношение смазывается, ухудшается в потоке речи, произвольность речевых движений нарушена. По структуре речевого дефекта группы ФНР, ФФНР, ОНР. | Нарушение звуков идут преимущественно по типу отсутствия, замены , т.е. преобладает фонологические дефекты речи. Нет нарушений просодики. Звукопроизношение не ухудшается. Произвольность речевых движений сохранна. По структуре речевого дефекта может наблюдаться: ФНР (фонетическое), ФФНР, фонематическое, нарушение речи. Нарушение лексико-грамматической стороны речи нет. |
Слоговая структура слова | Выраженные нарушения в усвоении количества, последовательности слогов в слове. Искажение ритмического рисунка слова, скандированность, паузирование, изменение мелодики слова | При корковой форме — ограничены возможности к воспроизведению слоговой структуры слов | Не имеет выраженных нарушений |
Активный словарный запас | Затруднено формирование полноценных лексем, длительное использование аморфных слов-корней, звукоподражаний, звуковых комплексов. Затруднения в дифференцированном использовании лексических значений, овладении лексемами обобщенного, неконкретного значения. Диспропорция между активным и пассивным словарем, существительными и другими частями речи, нарушение операции извлечения нужного слова из семантического поля, вербальные парафазии. | Часто ниже нормы | Часто в пределах невысокой нормы |
Грамматический строй речи | Синтаксическая система языка формируется с трудом, нарушения выражены резко. Длительное использование стереотипных, однословных предложений, при усложнении синтаксической структуры нарушение порядка, пропуски слов в предложениях. Выраженные затруднения в усвоении морфологических явлений языка: овладении навыками словоизменения и словообразования (использование слов в нулевой форме, ограниченное количество прилагательных). | Недостаточная сформированность грамматических форм и категорий | Не имеет выраженных нарушений |
Навыки самостоятельного связного высказывания | Грубо нарушено. Ребенок не может установить элементарные причинно-следственные и временные отношения | Варьируется. Доступны развернутые высказывания в пределах обиходно-бытовой тематики | Не имеет выраженных нарушений |
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ И РИНОЛАЛИИ
Описание презентации по отдельным слайдам:
1 слайд
СРАВНИТЕЛЬНАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА РЕЧЕВЫХ И НЕРЕЧЕВЫХ ПРОЯВЛЕНИЙ ДИСЛАЛИИ, ДИЗАРТРИИ И РИНОЛАЛИИ Подготовила: Маковкина В.А.
2 слайд
ДИСЛАЛИЯ нарушение звукопроизношения при нормальном слухе и сохранной иннервации артикуляционного аппарата. Нарушения звукопроизношения определяется как уклонение в произношении звуков в речевом потоке от норм, общепринятых в данной языковой системе. Обычно страдает произношение согласных и звуков, наиболее сложных по артикуляции (тех, которые позже усваиваются в процессе развития). Гласные и простые согласные звуки нарушаются очень редко.
3 слайд
ДИСЛАЛИЯ Нарушения звукопроизношения выражаются в следующих формах (или сочетаниях): 1. Пропуск (элизия), при котором звук не опознается, выпадает. Наблюдается полное отсутствие звука (рыба — ыба). 2. Замена (субституция) звуков, при которой вместо правильного звука произносится звук, сходный по способу образования или по месту артикуляции, парный по глухости/звонкости, твердости/мягкости (рыба — лыба). 3. Смешение звуков, при котором ребенок, умея произносить те или иные звуки, путает их в речи. 4. Искажение звуков, при котором вместо правильного звука произносится звук, которого нет в фонетической системе родного языка.
4 слайд
ДИСЛАЛИЯ В современных логопедических исследованиях, опирающихся на положения лингвистики, звуковые нарушения подразделяются на две разноуровневые категории: 1. Замены и смешения звуков квалифицируются как фонологические (Ф. Ф. Pay), или как фонематические (Р. Е. Левина), или как сенсорные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена система языка. 2. Искажения звуков квалифицируются как антропофонические (Ф. Ф. Pay), или фонетические (Р. Е. Левина), или моторные (О. А Токарева) дефекты, при которых нарушена произносительная норма речи.
5 слайд
ДИСЛАЛИЯ О. В. Правдина выделяет три уровня нарушенного произношения: неумение правильно произносить звук или группу звуков; неправильное произношение их в речи при правильном произношении изолированно или в легких словах; недостаточное дифференцирование (смешение) двух близких по звучанию или по артикуляции звуков при умении правильно произносить оба звука
6 слайд
ДИЗАРТРИЯ нарушение произношения вследствие нарушения иннервации речевого аппарата, возникающее в результате поражения нервной системы. При дизартрии ограничена подвижность органов речи (мягкого нёба, языка, губ), из-за чего затруднена артикуляция. У взрослых дизартрия не сопровождается распадом речевой системы: нарушением восприятия речи на слух, чтения, письма. В детском же возрасте дизартрия нередко приводит к нарушению произнесения слов и, как следствие, к нарушению чтения и письма, а иногда к общему недоразвитию речи.
7 слайд
ДИЗАРТРИЯ Классификация дизартрии по принципу локализации поражения мозговых структур: Корковая (очаговые поражения двигательных зон коры мозга, ответсветнные за наиболее тонкую иннервацию речевой мускулатуры и за формирование речевого праксиса) Подкорковая (экстрапирамидная) (поражение подкоркового ядра, ответсветнные за регуляцию мышечного тонуса и эмоциональную выразительность речи) Мозжечковая (поражение ядра и проводящие пути мозжечка, ответственные за синхронность (координированность) в работе дыхательного, голосового и артикуляционного аппарата и за эмоциональную выразительность речи) Псевдобульбарная (поражены проводящие системы, обеспечивающие проведение нервных импульсов от коры головного мозга к ядрам продолговатого мозга) Бульбарная (поражены ядра периферических двигательных нервов, расположенные в стволе головного мозга)
8 слайд
ДИЗАРТРИЯ Классификация дизартрии по степени выраженности: Анартрия – отсутствие речи из-за полного паралича речедвигательных мышц. Дизартрия – нечленораздельная речь из-за частичных параличей (парезов) речедвигательных мышц. Стёртая дизартрия – Менее выраженная форма дизартрии, связанная с «точечным» поражением головного мозга и проявляющаяся в основном в специфических нарушениях произношения отдельных групп звуков.
9 слайд
ДИЗАРТРИЯ При дизартрии нарушается реализация двигательной программы за счет несформированности операций внешнего оформления высказывания.
10 слайд
РИНОЛАЛИЯ — нарушение тембра голоса (гнусавость) и звукопроизношения, образующееся в результате излишнего или недостаточного в процессе речи резонирования в носовой полости, такое нарушение резонанса происходит от неправильного направления голосовыдыхательной струи вследствие либо органических дефектов носоглотки, носовой полости, мягкого и твёрдого нёба, либо расстройств мягкого нёба.
11 слайд
РИНОЛАЛИЯ В зависимости от причины возникновения выделяют органическую (механическую) и функциональную; врожденную и приобретенную ринолалию. Выделяют три формы ринолалии: открытая – патологическое изменение тембра голоса и искаженное произношение звуков речи, возникающее, когда мягкое небо при произнесении звуков сильно отстает от задней стенки глотки, оставляя значительную щель (укорочение мягкого неба) или при механических дефектах твердого и мягкого неба, когда значительная часть воздуха попадает в носовую полость. закрытая – речевой выдох направлен только через рот при всех звуках, в результате чего страдает артикуляционная и акустическая характеристика носовых звуков м, н, м’, н’ и тембр голоса. смешанная – состояние, когда при носовой непроходимости имеется также недостаточный небно-глоточный затвор. На произношение это отражается понижением носового резонанса, главным образом для носовых фонем, при одновременном искажении остальных фонем, тембр которых становится как при открытой ринолалии.
12 слайд
Сравнительный анализ дислалии, ринолалии, дизартрии. ЭТИОЛОГИЯ ДИСЛАЛИЯ РИНАЛОЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Врожденное наследственность внутриутробная патология травмы рахит соматически ослаблен наследственность внутриутробная патология (4-8нед. беременности – краснуха, корь, токсоплазмоз) асфиксия родовая травма неблагоприятное протекание беременности кесарево сечение Приобретенное привычка долгого сосания пальца речевое окружение неправильное речевое воспитание педагогически запущен Причиныцентрального характера Причиныперифирическогохарактера гемолитическая болезнь инфекционные заболевания черепно-мозговые травмы нарушение мозгового кровообращения опухоли головного мозга
13 слайд
Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Структура речевого дефекта Речевые симптомы ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Первично: недоразвитие фонематической стороны речи, недоразвитие речевого дыхания (короткий выдох, слабая воздушная струя). Вторично: нарушения письменной речи. Первично: недоразвитие фонетической стороны речи (пропуски, искажение, замена, смешение звуков) нарушениезвукоголосовойструктуры слова нарушения тембра голоса, интонации недостатки лексико-грамматического строя Первично: недоразвитие фонетической стороны речи (чаще пропуски, искажения) недоразвитие физиологического и фонационного дыхания нарушение голоса (тембра, силы, высоты) нарушение просодической стороны речи Вторично недоразвитие фонематического слуха лексико-грамматическое недоразвитие нарушения письменной речи
14 слайд
Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Структура речевого дефекта Неречевые симптомы ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Особенностистроения и подвижности артикуляционного аппарата Анатомические изменения лицевого скелет Функциональные физиологические расстройства Двигательно-кинестетические. Слухо-зрительные Слухокинестетических
15 слайд
Сравнительная характеристика дислалии, ринолалии, дизартрии Особенности нарушений звукопроизношения ДИСЛАЛИЯ РИНОЛАЛИЯ ДИЗАРТРИЯ Мономорфное и полиморфное. Полное отсутствие звука. Замена другим правильно произносимым звуком Непродолжительное смешение вновь усвоенного звука с бывшим субститутом Устойчивое смешение звуков Искаженное звучание звука Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушения дифференциации по признаку ротовой – носовой, глухой – звонкий, переднеязычный — заднеязычный) Нарушаются гласные и согласные звуки (нарушение дифференциации по артикуляторным признакам: место, способ образования звука) Нарушение произношения не только согласных, но и гласных звуков. Неотчётливое произношение гласных звуков Преобладание межзубного и бокового произношения щелевых согласных. Смягчение твёрдых согласных Общая «смазанность» звукопроизношения в спонтанной речи Трудность автоматизации вновь воспитанных звуков в связной речи Нарастание общейсмазанностиречи при увеличении речевой нагрузки Нередко рецидивы дефектного звукопроизношения при недостаточном закреплении правильных речевых навыков
16 слайд
Спасибо за внимание!
Найдите материал к любому уроку,
указав свой предмет (категорию), класс, учебник и тему:
Выберите категорию: Все категорииАлгебраАнглийский языкАстрономияБиологияВсеобщая историяГеографияГеометрияДиректору, завучуДоп. образованиеДошкольное образованиеЕстествознаниеИЗО, МХКИностранные языкиИнформатикаИстория РоссииКлассному руководителюКоррекционное обучениеЛитератураЛитературное чтениеЛогопедия, ДефектологияМатематикаМузыкаНачальные классыНемецкий языкОБЖОбществознаниеОкружающий мирПриродоведениеРелигиоведениеРодная литератураРодной языкРусский языкСоциальному педагогуТехнологияУкраинский языкФизикаФизическая культураФилософияФранцузский языкХимияЧерчениеШкольному психологуЭкологияДругое
Выберите класс: Все классыДошкольники1 класс2 класс3 класс4 класс5 класс6 класс7 класс8 класс9 класс10 класс11 класс
Выберите учебник: Все учебники
Выберите тему: Все темы
также Вы можете выбрать тип материала:

Общая информация
Номер материала: ДБ-1224378
Похожие материалы
Вам будут интересны эти курсы:
Оставьте свой комментарийПрезентация к уроку по теме: Формы дизартрии. Причины возникновения дизартрии, отличие от дислалии.
Слайд 1
Советы логопеда. Формы дизартрии. Причины возникновения дизартрии, отличие от дислалии .Слайд 2
Речевые нарушения младших школьников. Часто встречаемыми речевыми нарушениями являются: Клинический диагноз: Дизартрия Дислалия Педагогическое заключение: Фонетическое недоразвитие речи. Фонетико-фонематическое недоразвитие речи. Общее недоразвитие речи (разного уровня ). Системное Недоразвитие Речи (для у. о.)
Слайд 3
Дизартрия- нарушение звукопроизносительной стороны речи, обусловленное органической недостаточностью иннервации речевого аппарата. Термин «дизартрия» образован от греческих слов arthson — сочленение и dys — частица , означающая расстройство. Это неврологический термин, т.к. возникает дизартрия при нарушении функции черепно-мозговых нервов нижнего отдела ствола, ответственных за артикуляцию.
Слайд 4
Формы дизартрии: — бульбарная , -псевдобульбарная, -подкорковая (экстрапирамидная, гиперкинетическая ), -корковая, -мозжечковая; -так называемая “ стертая ” форма дизартрии.
Слайд 5
Причины возникновения дизартрии: -токсикоз беременности; -хроническую гипоксию плода; -острые и хронические заболевания матери в период беременности; -минимальное поражение нервной системы при резус-конфликтных ситуациях матери и плода; -легкую асфиксию; -родовые травмы; -острые инфекционные заболевания детей в младенческом возрасте.
Слайд 6
Дислалия Дизартрия У соматически ослабленных детей. Органики нет. Связана с поражением ц.н.с . Неврологическая симптоматика отсутствует. Ярко выражена ассиметрия лица, языка, мягкого неба; рот в покое может быть приоткрыт из-за пареза губ, отличается сглаженность носогубных складок. Двигательная сфера без патологии, сухожильные рефлексы живые, равномерные. Страдает общая, мелкая и артикуляционная моторика.
Слайд 7
Страдает только звукопроизношение. Прогноз благоприятный. Страдает звукопроизношение и просодика. Поставленный звуки автоматизируется с трудом. При прекращении занятий речевые умения распадаются. Голос звонкий, громкий, богато модулированный. Голос глухой, слабый, сдавленный, затухающий, прерывистый. Речевая активность повышена. Речевая активность снижена. К своему дефекту критичен. Не критичен к дефекту. Вегетативные нарушения: потливость конечностей, покраснение кожи. Вегетативные нарушения грубо выражены: синюшные, холодные, влажные конечности.
Слайд 8
Гигиенические навыки вырабатываются быстро, удерживаются стойко. Внешне дети опрятны. Гигиенические навыки из-за моторных нарушений вырабатываются с трудом. Неопрятны. Сон спокойный, без ночных страхов и сновидений Наблюдаются расстройства сна, ночные страхи, сновидения Диафрагмально-речевое дыхание в норме. Дыхание поверхностное, ключичное, диафрагмально-речевое дыхание не сформировано. В контакт ребенок входит легко, поведение адекватное. Поведение неровное, частые смены настроения. Память, внимание, работоспособность, мыслительные процессы, интеллект – в норме, редко наблюдается задержка психического развития. Память снижена, кратковременна. Внимание неустойчивое, низкая работоспособность. Интеллект снижен, чаще задержка психического развития, возможна олигофрения в степени дебильности.
Слайд 9
Дети активны, подвижны, занимаются охотно, без особого труда переключаются с одного вида деятельности на другой. Медлительны или расторможены, уклоняются от занятий, жалуются на головную боль, с трудом переключаются с одного вида деятельности на другой.
Слайд 10
Комплексный подход в решении коррекции и развития речи. Предполагает консультирование специалистов: невролог, физиотерапевт, логопед. При необходимости нужны дополнительные исследования у следующих специалистов: сурдолог , ортодонт ; психолог, дефектолог). Важно помнить о своевременности процессов диагностики и коррекции речевого развития ребенка.
Слайд 11
Направления в работе логопеда по преодолению недоразвития звукопроизношения (дизартрия, дислалия ). Развитие моторики (общей, мелкой, артикуляционной, мимической). Развитие дыхания. Исправление недостатков звукопроизношения (постановка, автоматизация, дифференциация). Развитие фонематического слуха и восприятия.
Слайд 12
Направления в работе по преодолению лексико — грамматического недоразвития речи (общее недоразвитие разного уровня). Обогащение словарного запаса детей. Уточнение грамматического и лексического значения слов. Перевод слов из пассивного в активный словарь. Развитие навыков словоизменения и словообразования.
Слайд 13
Развитие связной речи. Связная речь — смысловое развернутое высказывание, обеспечивающее общение и взаимопонимание. Связная речь обеспечивает коммуникативную функцию речи, реализуется в двух формах — диалоге и монологе. Детей необходимо учить: задавать и отвечать на вопросы полным предложением; составлять предложения по предметной и серии артинок; составлять рассказ (о реальном событии, предмете, пересказ, устное сочинение по воображению.
Слайд 14
Спасибо за внимание.