Детские химические опыты: Занимательные химические опыты для детей дома – Занимательные опыты на кухне | Азбука воспитания

Содержание

Занимательные опыты на кухне | Азбука воспитания

Как из соленой воды добыть питьевую воду?

Налейте вместе с ребенком в глубокий таз воды, добавьте туда две столовых ложки соли, перемешайте, пока соль не растворится. На дно пустого пластикового стакана положите промытую гальку, чтобы он не всплывал, но его края должны быть выше уровня воды в тазу. Сверху натяните пленку, завязав ее вокруг таза. Продавите пленку в центре над стаканчиком и положите в углубление еще один камешек. Поставьте таз на солнце.

Через несколько часов в стакане накопится несоленая, чистая питьевая вода.

op09 - Занимательные опыты на кухнеop09 - Занимательные опыты на кухне

Объясняется это просто: вода на солнце начинает испаряться, конденсат оседает на пленке и стекает в пустой стакан. Соль же не испаряется и остается в тазу.

Теперь, когда вы знаете, как добыть пресную воду, можно спокойно ехать на море и не бояться жажды. Воды в море много, и из нее всегда можно получить чистейшую питьевую воду.

Живые дрожжи

Известная русская пословица гласит: «Изба красна не углами, а пирогами». Пироги мы, правда, печь не будем. Хотя, почему и нет? Тем более что дрожжи у нас на кухне есть всегда. Но прежде покажем опыт, а потом можно взяться и за пироги.

Расскажите детям, что дрожжи состоят из крохотных живых организмов, называемых микробами (а это значит, что микробы бывают не только вредные, но и полезные). Питаясь, они выделяют углекислый газ, который, смешиваясь с мукой, сахаром и водой, «поднимает» тесто, делает его пышным и вкусным.

Сухие дрожжи похожи на маленькие безжизненные шарики. Но это лишь до тех пор, пока не оживут миллионы крохотных микробов, которые дремлют в холодном и сухом виде.

Давайте их оживим. Налейте в кувшин две столовых ложки теплой воды, добавьте в нее две чайной ложки дрожжей, затем одну чайную ложку сахара и перемешайте.

Дрожжевую смесь вылейте в бутылку, натянув на ее горлышко воздушный шарик. Поставьте бутылку в миску с теплой водой.

Спросите у ребят, что произойдет?

Правильно, когда дрожжи оживут и начнут есть сахар, смесь наполнится пузырьками уже знакомого детям углекислого газа, который они начинают выделять. Пузырьки лопаются, и газ надувает шарик.

exs10 300x218 - Занимательные опыты на кухнеexs10 300x218 - Занимательные опыты на кухне

Подобный опыт с надуванием воздушного шарика можно проделать, заменив дрожжи раствором соды и уксуса.

Греет ли шуба?

Этот опыт должен очень понравиться детям.

Купите два стаканчика мороженого в бумажной обертке. Один из них разверните и положите на блюдечко. А второе прямо в обертке заверните в чистое полотенце и хорошенько укутайте шубой.

Минут через 30 разверните укутанное мороженое и выложите его без обертки на блюдце. Разверните и второе мороженое. Сравните обе порции. Удивлены? А ваши дети?

Оказывается, мороженое под шубой, в отличие от того, что на блюдечке, почти не растаяло. Так что же? Может, шуба — вовсе не шуба, а холодильник? Почему же тогда мы надеваем ее зимой, если она не греет, а охлаждает?

Объясняется все просто. Шуба перестала пропускать к мороженому комнатное тепло. И от этого пломбиру в шубе стало холодно, вот мороженое и не растаяло.

Теперь закономерен и вопрос: «Зачем же человек в мороз надевает шубу?» Ответ: «Чтобы не замерзнуть».

Когда человек дома надевает шубу, ему тепло, а шуба не выпускает тепло на улицу, вот человек и не мерзнет.

Спросите ребенка, знает ли он, что бывают «шубы» из стекла?

Это термос. У него двойные стенки, а между ними — пустота. Через пустоту же тепло плохо проходит. Поэтому когда мы в термос наливаем горячий чай, он долго остается горячим. А если налить в него холодную воду, что с ней произойдет? На этот вопрос ребенок теперь может ответить сам.

Если с ответом он все еще затрудняется, пусть проделает еще один опыт: нальет в термос холодной воды и проверит ее минут через 30.

Упорная воронка

Может ли воронка «отказаться» пропускать воду в бутылку? Давайте проверим!

Нам понадобятся:

— 2 воронки
— две одинаковые чистые сухие пластиковые бутылки по 1 литру
— пластилин
— кувшин с водой

op10 211x300 - Занимательные опыты на кухнеop10 211x300 - Занимательные опыты на кухне

Подготовка:

1. Вставьте в каждую бутылку по воронке.
2. Замажьте горлышко одной из бутылок вокруг воронки пластилином, чтобы не осталось щели.

Начинаем научное волшебство!

1. Объявите зрителям: «У меня есть волшебная воронка, которая не пускает воду в бутылку».
2. Возьмите бутылку без пластилина и налейте в нее через воронку немного воды. Объясните зрителям: «Вот так ведет себя большинство воронок».
3. Поставьте на стол бутылку с пластилином.
4. Налейте в воронку воды до верха. Посмотрите, что будет.

Результат:

Из воронки в бутылку протечет немного воды, а затем она прекратит течь совсем.

Объяснение:

В первую бутылку вода течет свободно. Вода, текущая через воронку в бутылку, замещает в ней воздух, который выходит через щели между горлышком и воронкой. В запечатанной пластилином бутылке тоже есть воздух, который обладает своим давлением. Вода в воронке тоже обладает давлением, которое возникает благодаря силе тяжести, тянущей воду вниз. Однако сила давления воздуха в бутылке превышает силу тяжести, действующую на воду. Поэтому вода не может попасть в бутылку.

Если в бутылке или в пластилине будет хотя бы маленькая ды

7 научных экспериментов для детей

1. Приручить Лизуна

Совсем скоро выходит ремейк «Охотников за привидениями», и это отличный повод пересмотреть старый фильм и изучить неньютоновские жидкости. Один из героев фильма, глуповатое привидение Лизун, — хороший образ для визуализации. Это персонаж, который очень любит кушать, а ещё он умеет проникать сквозь стены.

Нам понадобится:
  • картофель,
  • тоник.
Что делаем

Очень мелко (можно измельчить в комбайне) режем картофель и заливаем горячей водой. Через 10–15 минут слейте воду через сито в чистую миску и отставьте в сторону. На дне появится осадок — крахмал. Слейте воду, крахмал останется в миске. В принципе, вы уже получите неньютоновскую жидкость. С ней можно играть и наблюдать, как под руками она твердеет, а сама по себе становится жидкой. Ещё можно добавить пищевой краситель — для яркого цвета.

научные эксперименты для детейTrevor Cox/Flickr.com

А теперь добавим немного магии.

Крахмал нужно высушить (оставить на пару дней). А затем добавить к нему тоник и сделать эдакое тесто, которое легко взять в руку. В ладонях оно будет сохранять свою консистенцию, а если вы остановитесь и перестанете его месить, начнёт растекаться.

Если включить ультрафиолетовую лампу, то вы и ваш ребёнок увидите, как тесто начнёт светиться. Это происходит из-за хинина, который содержится в тонике. Выглядит волшебно: сияющая субстанция, которая ведёт себя так, словно нарушает все законы физики.

2. Получить суперспособности

Герои комиксов сейчас особенно популярны, поэтому вашему ребёнку понравится чувствовать себя могущественным Магнето, который умеет управлять металлами.

Нам понадобится:
  • тонер для принтера,
  • магнит,
  • растительное масло.
Что делаем

С самого начала приготовьтесь к тому, что после проведения этого опыта вам потребуется много салфеток или тряпочек — будет довольно грязно.

В небольшую ёмкость насыпьте около 50 мл тонера для лазерных принтеров. Добавьте две столовые ложки растительного масла и очень хорошо перемешайте. Готово — у вас в руках жидкость, которая будет реагировать на магнит.

научные эксперименты для ребенкаJerald San Hose/Flickr.com

Можно приложить магнит к ёмкости и смотреть, как жидкость буквально прилипает к стенке, формируя забавный «ёжик». Будет ещё интереснее, если вы найдёте доску, на которую не жаль вылить немного чёрной смеси, и предложите ребёнку с помощью магнита поуправлять каплей тонера.

3. Превратить молоко в корову

Предложите ребёнку сделать жидкое твёрдым, не прибегая к заморозке. Это очень простой и впечатляющий опыт, правда, чтобы получить результат, придётся пару дней подождать. Зато какой эффект!

Нам понадобится:
Что делаем

Нагреваем стакан молока в микроволновой печи или на плите. Не кипятим. Затем в него нужно добавить столовую ложку уксуса. А теперь начинаем мешать. Активно двигаем ложкой в стакане, чтобы увидеть, как появляются белые сгустки. Это казеин — белок, который содержится в молоке.

Когда сгустков будет много, слейте смесь через сито. Всё, что останется в дуршлаге, нужно встряхнуть, а затем выложить на бумажное полотенце и немного просушить. Затем начните разминать материал руками. Он будет похож на тесто или глину. На этом этапе можно добавить пищевые красители или блёстки, чтобы сделать белую массу ярче и интереснее для малыша.

Предложите ребёнку слепить что-то из этого материала — фигурку животного (например, коровы) или какой-нибудь другой предмет. Но можно и просто выложить массу в пластиковую форму. Оставьте сушиться на день-два.

Когда масса высохнет, у вас получится фигурка из очень твёрдого гипоаллергенного материала. Такую «самодельную пластмассу» использовали до 1930-х годов. Из казеина делали украшения, фурнитуру, пуговицы.

4. Управлять змеями

Получение реакции уксуса и соды — чуть ли не самый скучный опыт, который можно представить. «Вулканы» и «шипучки» не будут интересны современным детям. Зато можно предложить ребёнку стать «повелителем змей» и показать, как же всё-таки реагируют кислота и щёлочь.

Нам понадобится:
  • упаковка желейных червячков,
  • сода,
  • уксус.
Что делаем

Берём два больших прозрачных стакана. В один наливаем воды и насыпаем соды. Перемешиваем. Открываем упаковку желейных червячков. Лучше разрезать каждого из них вдоль, сделать тоньше. Тогда опыт будет более зрелищным.

Тонких червячков нужно положить в смесь воды и соды и перемешать. Отставить в сторону на 5 минут.

В другой стакан наливаем уксус. А теперь добавляем в этот сосуд червячков, которые побывали в стакане с содой. Из-за соды на их поверхности будут видны пузыри. Значит, реакция идёт. Чем больше червячков вы добавите в стакан, тем больше газа выделится. И спустя какое-то время пузыри будут поднимать червячков к поверхности. Добавите больше соды — реакция будет активнее и червячки сами начнут вылезать из стакана. Круто!

5. Сделать голограмму как в «Звёздных войнах»

Конечно, в домашних условиях настоящую голограмму создать сложно. Но её подобие — вполне реально и даже не очень трудно. Вы научитесь использовать свойства света и превращать 2D-картинки в объёмные изображения.

Нам понадобится:
  • смартфон,
  • коробка от компакт-диска,
  • канцелярский нож,
  • скотч,
  • бумага,
  • карандаш.
Что делаем

На бумаге нужно начертить трапецию. Чертёж можно увидеть на фото: длина нижней стороны трапеции — 6 см, верхней — 1 см.

научные эксперименты для детейBoredPanda.com

Аккуратно вырезайте трапецию из бумаги и доставайте коробку от CD. Нам нужна прозрачная её часть. Приложите выкройку к пластику и с помощью канцелярского ножа вырежьте из пластика трапецию. Повторите ещё три раза — нам понадобится четыре одинаковых прозрачных элемента.

Теперь их нужно склеить вместе с помощью скотча так, чтобы получилось подобие воронки или усечённой пирамиды.

Возьмите смартфон и запустите на нём одно из таких видео. Поставьте пластиковую пирамиду узкой частью вниз в центр экрана. Внутри вы увидите «голограмму».

научные эксперименты для детей, голограммаGiphy.com

Можно запустить видео с персонажами из «Звёздных войн» и, например, воссоздать известную запись принцессы Леи или же полюбоваться собственным миниатюрным BB-8.

6. Выйти сухим из воды

Построить замок из песка на берегу моря сможет каждый ребёнок. А как насчёт того, чтобы выстроить его под водой? Попутно вы сможете изучить понятие «гидрофобный».

Нам понадобится:
  • цветной песок для аквариумов (можно взять и обычный, но его нужно промыть и высушить),
  • гидрофобный спрей для обуви.
Что делаем

Аккуратно высыпаем песок на большую тарелку или противень. Наносим на него гидрофобный спрей. Делаем это очень тщательно: распыляем, перемешиваем, повторяем несколько раз. Задача простая — убедиться, что каждую песчинку обволакивает защитный слой.

научные эксперименты для детейUniversity of Exeter/Flickr.com

Когда песок высохнет, соберите его в бутылку или пакет. Возьмите большую ёмкость для воды (например, банку с широким горлышком или аквариум). Покажите ребёнку, как «работает» гидрофобный песок. Если насыпать его тонкой струйкой в воду, он опустится на дно, но останется сухим. Это легко проверить: пусть малыш возьмёт немного песка со дна ёмкости. Как только песок поднимется из воды, он рассыплется в ладони.

7. Засекречивать информацию лучше, чем Джеймс Бонд

Писать секретные послания лимонным соком — прошлый век. Есть другой способ получить невидимые чернила, который к тому же позволяет узнать немного больше о реакции йода и крахмала.

Нам понадобится:
  • рис,
  • йод,
  • бумага,
  • кисть.
Что делаем

Сначала варим рис. Кашу можно будет съесть потом, а нам нужен отвар — в нём много крахмала. Опустите в него кисть и напишите на бумаге секретное послание, например «Я знаю, кто вчера съел всё печенье». Подождите, пока бумага высохнет. Крахмальные буквы будут невидимы. Чтобы расшифровать послание, нужно смочить другую кисть или ватный тампон в растворе йода и воды и провести ей по написанному. Из-за химической реакции на бумаге начнут проступать синие буквы. Вуаля!

Интересные химические эксперименты, которые можно проводить дома

Кто любил в школе лабораторные работы по химии? Интересно, ведь, было смешивать что-то с чем-то и получать новую субстанцию. Правда, не всегда получалось так, как было описано в учебнике, но по этому поводу никто не страдал, не так ли? Главное, чтобы что-то происходило, и мы это видели прямо перед собой.

Если в реальной жизни вы — не химик и не сталкиваетесь с куда более сложными опытами каждый день на работе, тогда эти эксперименты, которые можно провести в домашних условиях, вас точно позабавят, как минимум.

Лава-лампа

Для опыта нужно:
— Прозрачная бутылка или ваза
— Вода
— Подсолнечное масло
— Пищевой краситель
— Несколько шипучих таблеток «Супрастина»

Смешиваем воду с пищевым красителем, заливаем подсолнечное масло. Перемешивать не нужно, да у вас и не получится. Когда будет видна чёткая линия между водой и маслом, бросаем в ёмкость пару таблеток «Супрастина». Смотрим на потоки лавы.

Так как плотность масла ниже плотности воды, оно остаётся на поверхности, с шипучая таблетка создаёт пузыри, которые выносят воду к поверхности.

Зубная паста для слона

Для опыта нужно:
— Бутылка
— Небольшая чашка
— Вода
— Моющее средство для посуды или жидкое мыло
— Перекись водорода
— Быстродействующие пищевые дрожжи
— Пищевой краситель

Смешиваем в бутылке жидкое мыло, перекись водорода и пищевой краситель. В отдельной чашке разбавляем дрожжи водой и заливаем получившуюся смесь в бутылку. Смотрим на извержение.

Дрожжи выделяют кислород, который вступает в реакцию с водородом и выталкивается наружу. Из-за мыльной пены получается плотная масса, извергающаяся из бутылки.

Горячий лёд

Для опыта нужно:
— Ёмкость для нагревания
— Прозрачный стеклянный стакан
— Плита
— 200 г пищевой соды
— 200 мл уксусной кислоты или 150 мл её концентрата
— Кристализированная соль

Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Смешиваем в кастрюле уксусную кислоту и соду, ждём когда смесь перестанет шипеть. Включаем плиту и выпариваем лишнюю влагу, пока на поверхности не появится маслянистая плёнка. Получившийся раствор переливаем в чистую ёмкость и остужаем до комнатной температуры. После чего добавляем кристалик соды и смотрим, как вода «замерзает», а ёмкость становится горячей.

Нагретые и смешанные уксус и сода образуют ацетат натрия, который при плавлении становится водным раствором ацетата натрия. При добавлении в него соли он начинает кристализироваться и выделять тепло.

Радуга в молоке

Для опыта нужно:
— Молоко
— Тарелка
— Жидкий пищевой краситель нескольких цветов
— Ватная палочка
— Моющее средство

Наливаем молоко в тарелку, капаем красителями в нескольких местах. Смачиваем ватную палочку в моющем средстве, опускаем в тарелку с молоком. Смотрим радугу.

В жидкой части находится взвесь капелек жира, которые соприкасаясь с моющим средством расщепляются и устремляются от введённой палочки во все стороны. А правильный круг образуется из-за поверхностного натяжения.

Дым без огня

Для опыта нужно:
— Гидроперит
— Анальгин
— Ступка и пестик (можно заменить керамической чашкой и ложкой)

Эксперимент лучше делать в хорошо проветриваемом помещении.
Измельчаем таблетки гидроперита до порошка, то же самое делаем с анальгином. Смешиваем получившиеся порошки, немного ждём, смотрим, что получится.

Во время реакции образуются сероводород, вода и кислород. Это приводит к частичному гидролизу с отщеплением метиламина, который взаимодействует с сероводородом, взвесь его мелких кристалликов которого и напоминает дым.

Фараонова змея

Для опыта нужно:
— Глюконат кальция
— Сухое горючее
— Спички или зажигалка

Кладём на сухое горючее несколько таблеток глюконата кальция, поджигаем. Смотрим на змей.

Глюконат кальция разлагается при нагревании, что приводит к увеличению объёма смеси.

Неньютоновская жидкость


Для опыта нужно:

— Миска для смешивания
— 200 г кукурузного крахмала
— 400 мл воды

Постепенно добавляем воду в крахмал и размешиваем. Постарайтесь сделать так, чтобы смесь стала однородной. Теперь попробуйте скатать шарик из получившейся массы и удержать его.

Так называемая неньютоновская жидкость при быстром взаимодействии ведёт себя как твердое тело, а при медленном — как жидкость.

Опыты и эксперименты на тему: Занимательные опыты для детей.

Занимательные опыты для детей.

Предлагаю вашему вниманию очень полезный вариант времяпрепровождения с детьми 4-6 лет, а именно провести несколько очень простых, но при этом увлекательных и познавательных опытов с участием ребенка.

1. На чистом белом листе бумаги сделать запись молоком с помощью кисточки. Высушить бумагу, прогладить горячим утюгом. Запись приобретет желтовато-коричневатый цвет и будет легко читаться. Настоящая игра в шпионов!

 2. Бутылку заполнить на треть водой, добавить ложку соды и три ложки уксуса (одновременно три ложки, не по очереди!), БЫСТРО надеть на горлышко бутылки воздушный шарик и затем либо крепко держать руками, либо замотать изолентой. Выделяющийся углекислый газ будет надувать шарик. Выражение глаз ребенка выразят его восторг!

 3. В стакан налить обычную воду из под крана, опустить сырое яйцо, оно будет тонуть. Добавить в эту же воду много соли, размешать и снова опустить яйцо, яйцо будет всплывать, т.к. плотность воды увеличилась. Ребенок поймет, почему в соленой воде легче плавать, чем в пресной.

 4. Напишите/нарисуйте что-нибудь на листке бумаги и вложите листок в конверт (но листок не должен быть сложенным), через конверт запись не будет видно. Теперь возьмите другой листок бумаги и скрутите в трубочку (она будет нашей подзорной трубой), попробуйте прочитать написанное, глядя на конверт через трубочку, плотно приложив ее к конверту. Комната должна быть хорошо освещена. Трубочка ограничивает окружающий свет и усиливает освещение конверта с обратной стороны.

 5. Налейте в стакан воду и опустите в нее кусочек льда, лёд будет плавать на поверхности. Сверху налейте растительное масло, лед не сможет подняться, он будет между водой и маслом, т.к. имеет меньшую плотность, чем вода, но большую чем масло.

6. Добавьте в первый стакан 1 ст. ложку сахара, во второй стакан 2 ложки сахара, в третий — 3, в четвертый — 4.

Поставьте их по порядку, и запомните сколько сахара в каком стакане. Теперь добавьте в каждый стакан по 3 ст. ложки воды. Перемешайте.  Добавьте несколько капель красной краски в первый стакан, несколько капель желтой — во второй, зеленую в третий, а синюю краску — в четвертый. Снова перемешайте.

В первых 2-х стаканах сахар растворится полностью, а во вторых двух не полностью.

Теперь возьмите шприц или просто ложку столовую, чтобы аккуратно вливать окрашенную воду в стакан.

Добавляем из шприца окрашенную воду в чистый стакан. Первый нижний слой будет синий, потом зеленый, желтый и красный.  Если вливать новую порцию окрашенной воды поверх предыдущей очень аккуратно, то вода не смешается, а разделится на слои из-за разного содержания сахара в воде, то есть из-за разной плотности воды.

В чем же секрет? Концентрация сахара в каждой раскрашенной жидкости была разной. Чем больше сахара, тем выше плотность воды и тем ниже этот слой будет в стакане. Жидкость красного цвета с наименьшим содержанием сахара, а соответственно, с наименьшей плотностью окажется на самом верху.

7.Волшебный стакан.

Налейте воду в стакан, обязательно до самого края. Накройте листом плотной бумаги и аккуратно придерживая его, очень быстро переверните стакан кверху дном. На всякий случай, проделывайте все это над тазом или в ванной. Теперь уберите ладонь… Фокус! Вода по-прежнему остается в стакане!

Как так?

Дело в давлении атмосферного воздуха. Давление воздуха на бумагу снаружи больше давления воды на нее изнутри стакана и, соответственно, не позволяет бумаге выпустить воду из емкости.

Опыт Рене Декарта или пипетка-водолаз

8.Этому занимательному опыту около трехсот лет. Его приписывают французскому ученому Рене Декарту.

Вам понадобится пластиковая бутылка с пробкой, пипетка и вода. Наполните бутылку водой, оставив два-три миллиметра до края горлышка. Возьмите пипетку, наберите в нее немного воды и опустите в горлышко бутылки. Она должна своим верхним резиновым концом быть на уровне или чуть выше уровня воды в бутылке. При этом нужно добиться, чтобы от легкого толчка пальцем пипетка погружалась, а потом сама медленно всплывала. Теперь закройте пробку и сдавите бока бутылки. Пипетка пойдет на дно бутылки. Ослабьте давление на бутылку, и она снова всплывет.

Дело в том, что мы немного сжали воздух в горлышке бутылки и это давление передалось воде. Вода проникла в пипетку — она стала тяжелее (так как вода тяжелее воздуха) и утонула. При прекращении давления сжатый воздух внутри пипетки удалил лишнюю воду, наш «водолаз» стал легче и всплыл. Если в начале опыта «водолаз» вас не слушается, значит, надо отрегулировать количество воды в пипетке. Когда пипетка находится на дне бутылки, легко проследить, как от усиления нажима на стенки бутылки вода входит в пипетку, а при ослаблении нажима выходит из нее.

9.Эффект моря.

Мы все знаем, что в морской воде держаться на поверхности проще, нежели в пресной. Попробуем создать дома этакое микро-море и разобраться, в чем тут секрет.

Приготовьте насыщенный раствор поваренной соли: необходимо растворять соль в стакане до тех пор, пока она не прекратит растворяться. Возьмите кусочек воска величиной, примерно, с лесной орех, сделайте из него шарик, вложив в него кусочек проволоки для утяжеления. Ваша задача заставить шарик плавно затонуть в стакане с простой водой. Если шарик тонет без нагрузки, то нагружать его, не следует. Получилось? А теперь постепенно подливайте в воду насыщенный раствор поваренной соли и слегка перемешивайте. Шарик сначала поднимется до середины стакана, а потом и вовсе всплывет. Вместо шарика, кстати, с тем же успехом можно взять небольшое куриное яйцо.

Вспоминаем Архимеда: «на тело, погруженное в жидкость действует выталкивающая сила, пропорциональная весу вытесненной им воды». Объем вытесненной шариком воды в обоих случаях одинаков, но плотность морской воды выше, значит выталкивающая сила больше. Поэтому шарик и всплывает.

10.Из стакана в стакан.

Совсем простой и незатейливый опыт, который можно предложить даже малышу.

Возьмите два стакана. Один из них наполните водой и поставьте повыше. Другой стакан, пустой, поставьте ниже. Опустите в стакан с водой конец полоски чистой материи, а ее второй конец — в нижний стакан и оставьте конструкцию. Через некоторое время вода «переберется» в пустой стакан.

В эксперименте на этой картинке действует тот же принцип. Такой опыт выглядит для детей еще более эффектно и наглядно, поскольку все жидкости в емкостях разного цвета.

Как это происходит? Вода, воспользовавшись узенькими промежутками между волокнами, начнет подниматься, впитываться в материю, а потом под действием силы тяжести будет стекать в нижний стакан. Так полоску материи можно использовать в качестве насоса, например, для автополива домашних растений.

11. Превращаем жидкость в шар.

Для этого опыта смешайте спирт с водой в соотношении примерно 1:1. Налейте эту смесь в стеклянный сосуд (стакан или банку) и введите в нее шприцем растительное масло. Масло в результате располагается в середине сосуда, образуя красивый, прозрачный, желтый шар. Для шара созданы такие условия, как будто он находится в невесомости. Если масляный шар быстро вращать при помощи воткнутого в него стерженька, от шара отделится кольцо.

Дело в том, что…естественная форма всякой жидкости — шар. Обычно сила тяжести мешает жидкости принимать эту форму, и жидкость либо растекается тонким слоем, если разлита без сосуда, либо же принимает форму сосуда, если налита в него. Находясь внутри другой жидкости такого же удельного веса, жидкость по закону Архимеда «теряет» свой вес: она словно ничего не весит, тяжесть на нее не действует — и тогда жидкость принимает свою естественную, шарообразную форму.

12. Самое простое — испытать некоторые растворы на кислотность, или домашние индикаторы!

В качестве индикаторов можно взять цветные растворы — сок красной свёклы и крепкую заварку чая. В оба раствора можно капнуть уксусной или лимонной кислоты, смотреть изменение цвета. Потом раствор питьевой соды (щелочной раствор) и тоже смотреть.

Капните каплей йодовой настойки на срез картошки и посмотрите, какой будет цвет.

13. Делаем облако

 Налейте в трехлитровую банку горячей воды (примерно 2,5 см). Положите на противень несколько кубиков льда и поставьте его на банку. Воздух внутри банки, поднимаясь вверх, станет охлаждаться. Содержащийся в нем водяной пар будет конденсироваться, образуя облако.

 А откуда же берется дождь? Оказывается, капли, нагревшись на земле, поднимаются вверх. Там им становится холодно, и они жмутся друг к другу, образуя облака. Встречаясь вместе, они увеличиваются, становятся тяжелыми и падают на землю в виде дождя.

13. Вулкан на столе.

 Волшебница мама может все, даже сделать настоящий вулкан! Возьмите «волшебную палочку», произнесите заклинание, и «извержение» начнется.

 Вот простой рецепт колдовства: добавьте в питьевую соду уксус так, как мы это делаем для теста. Только соды должно быть побольше, скажем, 2 столовые ложки. Выложите ее в блюдечко и лейте уксус прямо из бутылки. Пойдет бурная реакция нейтрализации, содержимое блюдца начнет пениться и вскипать большими пузырями (осторожно, не наклоняться!). Для большего эффекта можно вылепить из пластилина «вулкан» (конус с отверстием наверху), разместить его на блюдце с содой, а уксус лить сверху в отверстие. В какой-то момент пена начнет выплескиваться из «вулкана» – зрелище просто фантастическое!

 Этот опыт наглядно показывает взаимодействие щелочи с кислотой, реакцию нейтрализации. Подготавливая и осуществляя эксперимент, можно рассказать ребенку о существовании кислотной и щелочной среды. Этой же теме посвящен эксперимент «Домашняя газированная вода», который описан ниже.

14. Домашняя газированная вода.

 Напомните своему ребенку, что он дышит воздухом. Воздух состоит из разных газов, но многие из них невидимы и не имеют запаха, поэтому их трудно обнаружить. Углекислый газ – один из газов, входящих в состав воздуха и… газированной воды. Но его можно выделить в домашних условиях. Возьмите две соломинки для коктейля, но разного диаметра, так, чтобы узкая на несколько миллиметров плотно вошла в более широкую. Получилась длинная соломинка, составленная из двух. Проделайте в пробке пластиковой бутылки острым предметом сквозное вертикальное отверстие и вставьте туда любой конец соломинки. Если соломинок разного диаметра нет, то можно в одной сделать небольшой вертикальный надрез и воткнуть ее в другую соломинку. Главное, чтобы получилось плотное соединение. Налейте в стакан воды, разбавленной любым вареньем, а в бутылку через воронку насыпьте половину столовой ложки соды. Затем налейте в бутылку уксус – примерно сто миллилитров. Теперь нужно действовать очень быстро: воткните пробку с соломинкой в бутылку, а другой конец соломинки опустите в стакан со сладкой водой.

 Что происходит в стакане? Объясните ребенку, что уксус и питьевая сода активно начали взаимодействовать друг с другом, выделяя пузырьки углекислого газа. Он поднимается вверх и по соломинке проходит в стакан с напитком, где на поверхность воды выходит пузырьками. Вот газированная вода и готова.

15. Секретное письмо.

 Этот опыт можно совместить с популярной игрой «Найди клад», а можно просто написать кому-нибудь из домашних. Сделать такое письмо дома можно двумя способами: 1. Обмакнуть перо или кисточку в молоко и написать послание на белой бумаге. Обязательно дайте высохнуть. Прочесть такое письмо можно, подержав его над паром (не обожгитесь!) или прогладив утюгом. 2. Напишите письмо лимонным соком или раствором лимонной кислоты. Чтобы его прочесть, растворите в воде несколько капель аптечного йода и слегка смочите текст.

 Ваш ребенок уже подрос или вы сами вошли во вкус? Тогда следующие опыты для вас. Они несколько сложнее ранее описанных, но справиться с ними в домашних условиях вполне реально. По-прежнему будьте очень аккуратны с реактивами!

16. Соляные чудеса.

 Вы уже выращивали со своим малышом кристаллы? Это совсем не сложно, но займет несколько дней. Приготовьте перенасыщенный раствор соли (такой, в котором при добавлении новой порции соль не растворяется) и осторожно опустите в него затравку, скажем, проволочку с маленькой петелькой на конце. Через какое-то время на затравке появятся кристаллы. Можете поэкспериментировать и опустить в соляной раствор не проволочку, а шерстяную нить. Результат будет тот же, но кристаллы распределятся иначе. Особо увлеченным рекомендую сделать проволочные поделки, например, елочку или паука, и также поместить их в раствор соли.

17.Удивительная прозрачность.

Налейте в один прозрачный стакан воду, а в другой стакан — молоко. Предложите ребенку опустить в оба стакана по бусинке. В стакане с водой ее можно легко увидеть. Это возможно, потому что вода прозрачная.

18.Забавная лодочка.

А теперь удивите малыша. Налейте в большую миску воды и предложите опустить в нее комок пластилина. Он, конечно, утонет. Ребенок сделает вывод, что пластилин — не плавучий материал. Скажите крохе, что сейчас вы заставите пластилин плавать. Для этого слепите из пластилина лодочку и снова опустите его в воду. Удивительное дело — комок пластилина тонул, а лодочка отлично держится на воде! Это потому, что, чем больше воды вытесняется предметом во время погружения, тем с большей силой предмет выталкивается вверх. Такой пример поможет ребенку понять, что плавучесть предмета часто зависит от его формы.

19.Лей, дождик.

Воду можно налить из крана, зачерпнуть из реки. Но самая удивительная вода падает с неба. Теплый летний дождик поит землю, и все растет и зеленеет. А откуда же берется дождь? Ведь мы волшебники! Устроим свой собственный дождик. Для этого налейте воды в небольшую емкость и нагрейте ее. Можно воспользоваться плитой, а можно нагреть воду с помощью обычной свечки. Когда вода закипит, накройте емкость крышкой. Подержите крышку закрытой, а затем поднимите ее и покажите малышу, как на крышке образовались капли воды. Это потому что из кипящей воды выделяется водяной пар. На холодной крышке он остывает и снова превращается в жидкость. Это явление называется конденсацией.

20. Танцы изюма и кукурузы.

Понадобится: Изюм, зерна кукурузы, газировка, пластиковая бутылка. Ход опыта: В бутылку наливается газировка. Сначала опускается изюм, затем зерна кукурузы. Результат: Изюм двигается вверх и вниз вместе с пузырьками газированной воды. Но достигнув поверхности, пузырьки лопаются и зерна падают на дно.

21. Цвет в молоке

Понадобится: молоко, пищевые красители, ватная палочка, средство для мытья посуды. Ход опыта: в молоко насыпается немного пищевого красителя. После короткого ожидания молоко начинает двигаться. Получаются узоры, полоски, закрученные линии. Можно добавить другой цвет, подуть на молоко. Затем ватная палочка обмакивается в средство для мытья посуды и опускается в центр тарелки. Красители начинают интенсивнее двигаться, перемешиваться, образуя круги. Результат: в тарелке образуются различные узоры, спирали, круги, пятна.

22.Цветной водоворот в молоке.

Для эксперимента понадобится:

миска цельного молока

жидкое моющее средство

пищевые красители

ватная палочка

Как проделать эксперимент:

            В миску молока капните понемногу пищевых красителей разного цвета. Но не перемешивайте! Теперь окуните ватную палочку кончиком в моющее средство. Затем опустите этот же кончик в центр одного из цветных пятен от красителей. В миске образуется бурный разноцветный водоворот.

Суть эксперимента:

Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого химического эксперимента в домашних условиях не подходит обезжиренное молоко.

23. Цветной водоворот в молоке.

Для эксперимента понадобится:

миска цельного молока

жидкое моющее средство

пищевые красители

ватная палочка

             Как проделать эксперимент:

В миску молока капните понемногу пищевых красителей разного цвета. Но не перемешивайте! Теперь окуните ватную палочку кончиком в моющее средство. Затем опустите этот же кончик в центр одного из цветных пятен от красителей. В миске образуется бурный разноцветный водоворот.

Суть эксперимента:

Моющее средство вступает в реакцию с молекулами жира в молоке и приводит их в движение. Именно поэтому для этого химического эксперимента в домашних условиях не подходит обезжиренное молоко.

24.В пузырек с водой капните чернил или туши, чтобы раствор был бледно-голубым. Туда же положите таблетку растолченного активированного угля. Закройте горлышко пальцем и взболтайте смесь.

Она посветлеет на глазах. Дело в том, что уголь впитывает своей поверхностью молекулы красителя и его уже и не видно.

25. Два апельсина.

Погрузите в миску с водой апельсин и увидите, как хорошо он умеет плавать. Затем очистите тот же апельсин и положите его в воду: он тут же опустится на дно. Почему? Расскажите ребенку, что в кожуре апельсина много пузырьков воздуха, он держится за их счет, как на «надувной подушке».

Удачных экспериментов)))

Самые простые физические и химические опыты

– С чего начался ваш проект?

Я с детства люблю различные опыты. Сколько себя помню, собирал различные идеи для экспериментов, в книгах, телепередачах, чтобы потом самостоятельно их повторить. Когда я сам стал отцом (моему сыну Марку сейчас 10 лет), для меня всегда было важно сохранить любознательность в сыне и, конечно, суметь ответить на его вопросы. Ведь, как и любой ребёнок, он смотрит на мир совершенно иначе, чем взрослые. И и в определенный момент его самым любимым словом стало слово «почему?». Именно из этих «почему?» начались домашние опыты. Ведь рассказать – это одно, а показать – совсем другое. Можно сказать, что любопытство моего ребёнка послужило импульсом для создания проекта «Простая наука».

– Сколько лет было вашему сыну, когда вы начали практиковать домашние опыты?

Опытами дома мы занимаемся c того момента, как сын пошел в детский сад, где-то после двух лет. Сначала это были совершенно простые эксперименты с водой и равновесием. Например, реактивный пакет, бумажные цветы на воде, две вилки на спичечной головке. Сыну сразу понравились эти забавные «фокусы». Причем ему, как и мне, всегда интересно не столько наблюдать, сколько повторить их самостоятельно.

– Какие опыты вы бы порекомендовали для малышей, а какие для детей постарше?

С маленькими детьми можно провести интересные эксперименты в ванной: с лодочкой и жидким мылом, бумажным корабликом и воздушным шаром,
теннисным шариком и струей воды. Ребенок с самого рождения стремится познавать все новое, эти зрелищные и красочные опыты ему обязательно понравятся.

Когда же мы имеем дело со школьниками, пусть даже и первоклассниками, тут уже можно развернуться вовсю. В этом возрасте детям интересны взаимосвязи, они будут внимательнее наблюдать эксперимент, а потом искать объяснение, почему происходит так, а не иначе. Здесь как раз можно разъяснить суть явления, причины взаимодействий, пусть даже и не совсем научными терминами. И, когда на школьных уроках ребенок столкнется с подобными явлениями (в том числе в старших классах), объяснения учителя ему будут понятны, ведь он это уже знает с детства, у него есть личный опыт в этой области.

Интересные эксперименты для младших школьников

**Пакет, проткнутый карандашами**

занимательная наука в домашних условиях. Опыты для школьников

Эксперимент: почему утонул очищенный лимон, куда летит пакетик чая и как перевернуть стакан с водой, не пролив ни капли

Полезность: 2,8 из 5 Интересность: 2,7 из 5 (909 оценок)

10 ноября во многих странах отмечают Всемирный день науки. Популяризацией научных знаний занимались Михаил Ломоносов, Яков Перельман, Альфред Брем, Айзек Азимов, Стивен Хокинг. Каждый из них стремился показать, насколько важно изучать законы природы и окружающий мир. Родители могут объяснить явления природы ребенку на простых примерах: что роса на траве появляется из-за конденсации, а яблоко не подпрыгивает в воздух, а падает на землю из-за силы притяжения. А еще лучше вместе сделать физические опыты. Мы предлагаем 6 несложных и эффектных экспериментов, которые можно провести в домашних условиях.

← →

Интересность: 2,7 из 5

Почему лимон не тонет

Наберите в емкость воды и опустите в нее лимон. Лимон плавает — и вот почему: кожура у лимона менее плотная, чем его внутренность, и содержит много частичек воздуха, которые помогают лимону оставаться на поверхности. То же самое явление держит лед на поверхности воды: частички воздуха замораживаются, плотность уменьшается. Теперь очистите фрукт от кожуры и вновь опустите в воду: лимон утонул из-за того, что увеличилась его плотность.

Реклама
Реклама

Неньютоновская жидкость

Что это такое? Это одновременно твердое и мягкое вещество, свойства которого противоречат законам физики, открытым Исааком Ньютоном. Отсюда и название. Изготовить жидкость дома очень просто: для этого нужен крахмал (лучше кукурузный, но подойдет и картофельный) и обычная вода. В спокойном состоянии масса будет мягкой, тягучей, похожей на жевательную резинку. Но стоит резко ударить по такой жидкости, как она становится упругой. Водите ладонью медленно, и вещество останется однородным. Если опустить в жидкость пальцы и быстро сжать их — почувствуете твердые кусочки.

Реклама

Чудо-ракета из чайного пакета

Осторожно раскройте обычный чайный пакетик, поставьте его вертикально и подожгите. Пакетик догорит до конца, взлетит высоко в воздух и будет кружить над вами. Этот нехитрый эксперимент обычно вызывает бурю восторгов и у взрослых, и у детей. А причина у этого явления та же, которая заставляет взлетать искры от костра. Во время горения создается поток теплого воздуха, который выталкивает пепел вверх. Если поджигать и тушить пакетик постепенно, никакого полета не получится. Кстати, взлетать пакетик будет не всегда, если температура воздуха в помещении достаточно высока.

Реклама

Спица в шарике

Для того чтобы показать такой фокус, нужно наклеить с двух сторон шарика два кусочка прозрачного скотча. Он не позволит давлению разорвать шарик, а спица закроет дырочку так, что воздух не выйдет через отверстие.

Реклама

Вода в перевернутом стакане

С помощью этого эксперимента можно объяснить ребенку явление атмосферного давления. Расскажите, что воздух давит на нас с такой силой, как будто мы носим на плечах 15 тонн груза. Но давит он со всех сторон и даже изнутри — поэтому человек ничего не ощущает.
Возьмите стакан с водой, плотно прижмите к нему лист бумаги, переверните, и смело отпускайте руку. Внутри стакана давление столбика воды меньше, чем давление воздуха снизу. Так что вода остается на месте.

Реклама

Хрустальное яйцо

Разноцветные полусферы из яичной скорлупы можно «вырастить» вместе с ребенком меньше, чем за сутки. Возможно, вы видели подобное явление в природе. По-научному это называется «жеода» — красивые кристаллы, которые образуются в полых горных породах. Понадобятся: яйцо, квасцы (можно купить в аптеке), белый клей, краситель.
Убедитесь, что внутренняя часть скорлупы чистая и сухая. Небольшой кистью промажьте все поверхности скорлупы клеем и посыпьте порошком квасцов. Оставьте высыхать на ночь.
На следующий день растворите пакет красителя в двух стаканах горячей воды. Остудите раствор в течение 30 минут, и поместите в него яйцо на 12-15 часов. Чем дольше скорлупа находится в растворе, тем крупнее будут кристаллы. Вынимайте яйцо аккуратно — влажные кристаллы довольно хрупкие. Обязательно наденьте перчатки, чтобы защитить кожу рук.

← →

Обзор

x

Вам понравилась статья?

Оцените статью

Есть приложение на андройд , называется «эксперименты дома». Там и больше экспериментов и пошагово есть картинки.

30.01.2017 11:53:10, Федоров Игорь (2)

Мотивы статьи понятны и достойны одобрения, но безграмотность ее писавших, сводит на нет все благие намерения. В опыте с лимоном реплика о том, что лед имеет меньшую плотность по сравнению с водой благодаря включениям воздуха абсолютно неверна, причина в различной структурной организации этих двух фазовых состояний воды. В последнем красивом опыте с разноцветными кристаллами автор вообще может отбить охоту к экспериментам и уважение к науке, как таковой. Автор забыл такую «мелочь» как то, что кроме красителя в воде на стадии выращивания кристаллов надо растворить до насыщения и сами квасцы, а раствор перед погружением затравок профильтровать, затем охладить…

11.11.2013 12:21:10, Ахмед

Всего 2 сообщения Прочитать обсуждение полностью.

Отправить свой рассказ для публикации на сайте можно на [email protected]

Еще по теме «Опыты для школьников»:

Интересные опыты и эксперименты вместе с детьми

Детские опыты по химии. Для наших домашних опытов понадобятся еще шишки из леса и йод из аптечки — и опыты и эксперименты можно начинать! Опыты над животными. Домашние опыты для детей. Опыты и эксперименты в домашних условиях : занимательная физика.

Книги по биологии для начальной школы

Опыты для детей: занимательная наука в домашних условиях. Дистанционные школы — математика, информатика: нужет совет. У кого есть опыт, поделитесь, пожалуйста!

Посоветуйте «научное шоу для детей»

Опыты для детей в домашних условиях : эксперименты по химии, занимательная наука. У детей в школе — на основании того же самого И не думаю, что такие разговоры с родителями дали бы Опыты с детьми в домашних условиях. Занимательные эксперименты с детьми.

занимательная лексикология

Опыты для детей : занимательная наука в домашних условиях. Научные опыты с детьми : 5 домашних химических экспериментов. И школьники, и их родители, кажется, уже порядком выдохлись, а об интересе к школьной учебе и речи не идет.

Проект 2 класс

Опыты для детей : занимательная наука в домашних условиях. Проект «Умная Москва» — это научные шоу для детей от 7 до 14 лет. Группы делятся по возрасту — тех, кто только пошел в школу или для тех, кто постарше. За 2 часа дети проходят несколько зон, в каждой из которых…

был ли у вас набор юного химика?

у меня был, набор отличный, все опыты описаны, с формулами и пр. очень полезно для химия, НО! был безбожно переведён моей красоткой и её подругами на безссмысленную ерунду, когда…

Микробиология для школьника

Микробиология для школьника. Общее развитие. Образование детей. Про кружки можно еще по ссылке посмотреть, но, ИМХО, там для школьников постарше.

Кто отправлял детей в Англию на каникулы?

У меня отрицательный опыт поездки в английскую международную школу в Девоншире для А положительный опыт поездки в летний лагерь лондонской частной школы, где не было ни…

Опять я про «Юный химик». Решили все-так

Научные опыты с детьми : 5 домашних химических экспериментов. Ребенок хочет заниматься химией, как наукой. Химические опыты в домашних условиях. Открываем новый набор на научные курсы в «ИнноПарке»! для юных химиков ?

Химия для младших школьников

Химия для младших школьников. Образование, развитие. Ребенок от 7 до 10. Химия для младших школьников. Пчеле Майе, Марии Д. и интересующимся.

Идеи проектов для младших школьников

«Но для такого эксперимента нужно Домашние опыты от MEL Chemistry: химические опыты и Да и при вузах есть исследовательские разные проекты для школьников. а проект может…

Обжигает ли бордоская смесь листья?

Опыты для детей : занимательная наука в домашних условиях. Изготовить жидкость дома очень просто: для этого нужен крахмал (лучше кукурузный, но подойдет и картофельный) и обычная вода. Ребенок и комнатные растения. Готовить бордосскую жидкость следует…

химия, физика для 6-леток

Опыты для детей : занимательная наука в домашних условиях. У нас в школе такое было, только без выезда, приглашали ученого, он показывал интересные эффектные химические и физические опыты, даже Научные опыты с детьми : 5 домашних химических экспериментов.

Эксперименты 🙂

Занимательные опыты и эксперименты для дошкольников» О.Дыбина, Н.рахманова, В.Щетинина. Теперь, год проведя Заниматику — опыты и занимательные задачи — могу дать кучу советов. Попробуйте посмотреть — сколько воды в твердом теле — возьмите яблоко или…

эксперименты с апельсиновым соком

Опыты для детей : занимательная наука в домашних условиях. Занимательные эксперименты с детьми. Популярная наука. Ребенку о явлениях природы. Мой с 9 лет читает детские химические энциклопедии (Аванта, еще парочка каких-то, Л. Ю. Аликберова…

Маше Д и всем про опыты с зеркалами

Маша и все, кому интересны опыты хочу процитировать кусок из одной книги, где рассказывается об экспериментах взрослого и ребенка с зеркалами. Опыты для детей : занимательная наука в домашних условиях.

Занимательная логика- книга

Купила на днях книгу А.Д.Гетмановой Занимательная логика для школьников часть 1 изд.ВЛАДОС Написана просто, увлекательно, с хорошими иллюстрациями.

Химические опыты дома

Раздел: (змея из таблетки норсульфазола химический опыт ). Химические опыты дома. Прочитала внизу о химии дома и решила добавить несколько домашних опытов.

10.11.2013

Обновлено 04.03.2019

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *