Тема: Первоначальные химические понятия (Задачи к § 1; 2; 3) Условие задачи полностью выглядит так:
Задача из главы Первоначальные химические понятия по предмету Химия из задачника Химия 8, Рудзитис, Фельдман (8 класс) Если к данной задачи нет решения — не переживайте. Наши администраторы стараются дополнять сайт решениями для тех задач и упражнения где это требуется и которые не даны в решебниках и сборниках с ГДЗ. Попробуйте зайти позже. Вероятно, вы найдете то, что искали 🙂 |
учебник» / ГДЗ к § 04. Чистые вещества и смеси
Подумай, ответь, выполни…
- При чтении текста о разделении смесей в тетради составьте схему «Основные способы разделения неоднородных и однородных смесей». Для каждого способа приведите примеры.
- Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.
- Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль. Почему?
- Предложите способ выделения глины из ее смеси с водой.
- Как, не используя каких-либо приспособлений, можно отделить сливки от молока? Найдите в Интернете определение термина «центрифугирование».
1. При чтении текста о разделении смесей в тетради составьте схему «Основные способы разделения неоднородных и однородных смесей». Для каждого способа приведите примеры.
2. Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.
Смесь | Вид смеси | Способ разделения | На каких свойствах компонентов смеси основано их разделение |
---|---|---|---|
а) спирт и вода | однородная | дистилляция | на различии в температурах кипения воды и спирта |
б) речной песок и сахар | неоднородная | фильтрование с последующей кристаллизацией сахара из водного раствора | на различной растворимости в воде речного песка и сахара |
в) медные и железные опилки | неоднородная | действие магнитом | на различии в магнитных свойствах компонентов (железо обладает магнитными свойствами, а медь – нет) |
г) вода и бензин | неоднородная | отстаивание | на различии в плотностях бензина и воды |
3. Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль. Почему?
Поваренную соль нельзя выделить из раствора фильтрованием. Раствор соли представляет собой однородную смесь и проходит через фильтр. Поваренную соль можно выделить из раствора выпариванием.
4. Предложите способ выделения глины из ее смеси с водой.
Для выделения глины из ее смеси с водой можно применить способ отстаивания. При отстаивании частицы глины оседают на дно: чем меньше размер твердых частиц в жидкости, тем дольше будет отстаиваться смесь. В результате отстаивания получают два слоя: верхний слой — вода, нижний слой — глина. Вода отделяется от глины путем ее сливания.
5. Как, не используя каких-либо приспособлений, можно отделить сливки от молока? Найдите в Интернете определение термина «центрифугирование».
Сливки можно отделить от молока путем отстаивания и последующего сливания отстоявшегося молока с помощью делительной воронки.
Цетрифугирование — это процесс разделения неоднородной смеси, содержащей частицы очень малых размеров, которые невозможно отделить отстаиванием или фильтрованием. Смесь помещают в специальный сосуд, который с огромной скоростью вращают в специальном аппарате — центрифуге. В результате более тяжелые частицы оседают на дно сосуда, а легкие оказываются сверху. Центрифугирование основано на действии центробежной силы, которая во много раз превышает силу земного притяжения. Этот процесс применяется, например, при сепарировании молока.
Тестовые задания
1. Выберите схемы, изображающие состав чистых веществ.
1) 2) 3)
Ответ: 1) и 3).
2. Фильтрованием можно разделить смесь
1) воды и сахара
2) воды и поваренной соли
3) воды и угольной пыли
4) воды и столового уксуса
Ответ: 3).
3. Смесь порошков железа и серы является
1) гомогенной
2) гетерогенной
Ответ: 2).
4. Очистить воду от примеси подсолнечного масла можно
1) выпариванием
2) фильтрованием
3) перегонкой
4) отстаиванием
Ответ: 4).
5. Установите соответствие между смесью и способом ее разделения
1) раствор поваренной соли в воде А. действие магнитом 2) раствор мела в воде Б. с помощью делительной воронки 3) смесь железа и серы В. выпаривание 4) смесь воды и бензина Г. фильтрование
Ответ: 1) В; 2) Г; 3) А; 4) Б.
Чистые вещества и смеси — параграф 4 ГДЗ химия 8 Рудзитис
1. При чтении текста о разделении смесей в тетради составьте схему «Основные способы разделения однородных и неоднородных смесей». Для каждого способа приведите примеры.
Разделение однородных (гомогенных) смесей | ||
Выпаривание | Кристаллизация | Дистилляция |
Выпаривание соли из раствора. | Осаждние соли, кристаллизация сахара. | Перегонка воды, спирта. |
Разделение неоднородных (гетерогенных) смесей | ||
Отстаивание | Фильтрование | Действие магнитом |
Нефть, бензин, масло / вода. Песок и глина. | Песок и соль. | Порошки железа и серы.. |
2. Даны смеси: а) спирта и воды; б) речного песка и сахара; в) медных и железных опилок; г) воды и бензина. Как разделить эти смеси? Поясните, на каких свойствах компонентов смеси основано их разделение.
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно мысленно сравнить вещества друг с другом, и найти некое уникальное свойство одного из компонентов, которое позволит разделить смесь.
а) Спирт и вода разделяются перегонкой. Температура кипения спирта 78,4 градуса Цельсия, а воды 100 градусов.
б) Речной песок не растворим в воде, а сахар — хорошо растворим. Песок из раствора убираем фильтрованием.
в) Медь не обладает магнитными свойствами, поэтому используем магнит.
г) Бензин плохо растворим в воде поэтому применяют отстаивание.
3. Можно ли фильтрованием выделить из раствора поваренную соль? Почему?
Таким способом ее не выделить, именно потому, что это раствор — гомогенная (однородная) смесь.
НО! Если мы получили насыщенный раствор соли при нагревании, то дальнейшее его охлаждение приведет к кристаллизации соли, которую можно будет отфильтровать.
4. Предложите способ выделения глины из ее смеси с водой.
Смесь глины с водой гетерогенная. Глина в воде не растворима. Поэтому сначала применяем отстаивание до осаждения глины, а затем — фильтрование. Впрочем, фильтрование можно использовать и сразу.
5. Как, не используя каких-либо приспособлений, можно отделить сливки от молока? Найдите в Интернете определение термина «центрифугирование»
Отделить сливки можно отстаиванием.
Поясняю: сливки — это жиры из молока. Жиры в воде не растворимы, поэтому оказываются вне раствора (на поверхности).
Центрифугирование — разделение неоднородных систем (напр., жидкость — твердые частицы) на фракции по плотности при помощи центробежных сил. Центрифугирование осуществляется в аппаратах, называемых центрифугами.
Тестовые задания
1. Выберите схемы, изображающие состав чистых веществ:
На рисунке под номером 2 мы видим разнородные молекулы, поэтому ответ: 1 и 3.
2. Фильтрованием можно разделить смесь:
1. воды и сахара;
2. воды и поваренной соли
3. воды и угольной пыли
4. воды и столового уксуса.
Что такое фильтрование? Отделение твердых, нерастворимых частиц от раствора. Какое вещество, из списка выше, нерастворимо в воде?
Ответ: 3. воды и угольной выли.
3. Смесь порошков железа и серы является:
1) гомогенной;
2) гетерогенной.
Смесь чего? Смесь порошков. Казалось бы она должна быть гомогенной, ведь вещества находятся в одинаковом агрегатном состоянии. НО! По определению, гомогенной, называется смесь, в которой частицы вещества невозможно отличить даже под микроскопом. В данном случае, разницу между железом (темно-серое) и серой (светло-желтая) видно даже невооруженным глазом.
Ответ: 2) гетерогенной.
4. Очистить воду от подсолнечного масла можно:
1) выпариванием;
2) фильтрованием;
3) перегонкой;
4) отстаиванием.
Если хорошенько помучиться, то можно использовать любой из перечисленных. Но самый простой — 4) отстаивание.
5. Установите соответствие между смесью и способом ее разделения:
1) раствор поваренной соли в воде | А. действие магнитом |
2) раствор мела в воде | Б. с помощью делительной воронки |
3) смесь железа и серы | В. выпаривание |
4) смесь воды и бензина | Г. фильтрование |
Мел в воде нерастворим. Остальные указанные смеси, и способы их разделения, были описаны в параграфе, так что в подробности вдаваться не буду.
1) В
2) Г
3) А
4) Б
Практическое занятие 2. Разделение смесей веществ. Видеоурок. Химия 8 Класс
Тема: Первоначальные химические представления
Урок: Практическое занятие 2. Разделение смесей веществ
Разделение любой смеси веществ основано на знании различия свойств составляющих ее компонентов. Таким образом, чтобы разделить предложенную смесь на составляющие компоненты, нужно знать, чем они отличаются друг от друга.
ОПЫТ 1. Разделение смеси сахара и древесных опилок. Как вы знаете, сахар хорошо растворяется в воде, а древесные опилки – нет. Кроме того, древесные опилки не тонут в воде, поэтому для разделения данной смеси можно использовать метод отстаивание.
Для начала смесь нужно поместить в воду (сахар растворится), а затем аккуратно извлечь древесные опилки с поверхности воды. Для того чтобы выделить в чистом виде растворенный в воде сахар, нужно упарить раствор, оставив немного воды, а затем охладить его – в результате в осадок выпадут кристаллы сахара (здесь используются методы выпаривания и кристаллизации).
Рис. 1. Разделение смеси сахара и древесных опилок
ОПЫТ 2. Очистка поваренной соли от примеси речного песка. Легкорастворимые вещества нетрудно очистить от механических загрязнений фильтрованием раствора. Сначала необходимо загрязненную поваренную соль поместить в воду, соль растворится в воде, а примеси — нет. Чтобы отделить механические примеси можно использовать метод фильтрования. Заметим, что когда загрязняющее вещество растворимо, фильтр не сможет его отделить. Как получить из очищенного раствора сухую поваренную соль? Для этого нужно использовать метод выпаривания: вода испарится, а на стенках фарфоровой чашки останутся кристаллы очищенной соли.
Рис. 2. Очистка поваренной соли от примеси речного песка (стадия выпаривания фильтрата)
Очистку поваренной соли от речного песка проводят, основываясь на таких свойствах соли, как хорошая растворимость в воде и нелетучесть (при выпаривании воды из раствора).
ОПЫТ 3. Разделение смеси растительного масла и воды. Если жидкости не растворимы друг в друге и имеют различные плотности, то их можно разделить с помощью метода отстаивания.
В делительную воронку нальем воды и прибавим несколько капель растительного масла. Взболтаем воронку. Получается белая эмульсия: смесь масла и воды. Дадим смеси отстояться. Постепенно эмульсия разделяется на два слоя: тяжелый нижний слой — вода. Верхний, более легкий — растительное масло. Осторожно сольем воду через кран делительной воронки. В воронке остается растительное масло.
Рис. 3. Использование метода отстаивания для разделения смеси растительного масла и воды
Отстаиванием можно разделять смеси и других мало- или нерастворимых друг в друге жидкостей с различной плотностью. Например, смесь бензина и воды; смесь нефти и воды.
Список рекомендованной литературы
1. Сборник задач и упражнений по химии: 8-й класс: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия, 8 класс» / П.А. Оржековский, Н.А. Титов, Ф.Ф. Гегеле. – М.: АСТ: Астрель, 2006.
2. Ушакова О.В. Рабочая тетрадь по химии: 8-й кл.: к учебнику П.А. Оржековского и др. «Химия. 8 класс» / О.В. Ушакова, П.И. Беспалов, П.А. Оржековский; под. ред. проф. П.А. Оржековского — М.: АСТ: Астрель: Профиздат, 2006. (с.10-11)
3. Химия: 8-й класс: учеб. для общеобр. учреждений / П.А. Оржековский, Л.М. Мещерякова, Л.С. Понтак. М.: АСТ: Астрель, 2005.(§4)
4. Химия: неорг. химия: учеб. для 8 кл. общеобр. учреждений / Г.Е. Рудзитис, ФюГю Фельдман. – М.: Просвещение, ОАО «Московские учебники», 2009. (§2)
5. Энциклопедия для детей. Том 17. Химия / Глав. ред.В.А. Володин, вед. науч. ред. И. Леенсон. – М.: Аванта+, 2003.
Дополнительные веб-ресурсы
1. Единая коллекция цифровых образовательных ресурсов (Источник).
2. Электронная версия журнала «Химия и жизнь» (Источник).
Домашнее задание
Проведите домашний эксперимент. Подкрасьте 50 мл воды чернилами. Добавьте 2-3 таблетки активированного угля. Хорошо перемешайте. Дайте смеси отстояться или профильтруйте ее. Опишите свои наблюдения. Какой метод очистки воды вы использовали?