Консультация на тему: Зачем нужны «Пальчиковые игры»?
Консультация для родителей
Зачем нужны «Пальчиковые игры»?
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра, зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
- Взрослый сначала показывает игру малышу сам;
- Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка;
- Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст;
- Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст;
- Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
- Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
- Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
- Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
- Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
- Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
- Используйте максимально выразительную мимику.
- Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
- Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
- Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты. Он очень сложен, хотя сложность эта не всегда бросается в глаза. За этими словами признание права художника на творение своего мира и одновременно призыв к его познанию, пониманию, суждению о нём. Суть фольклорных текстов — действие. Действия персонажей, движение событий, рождение конфликтов и их разрешение создают единственную в своём роде, удивительную, движущуюся стихию жизни.
Консультация для родителей «Значение пальчиковых игр в развитии речи детей»
Значение пальчиковых игр в развитии речи детей дошкольного возраста.
Движения руки всегда тесно связаны с речью
и способствуют ее развитию.
В. М. Бехтерев
В настоящее время речь детей дошкольного возраста развита не достаточно хорошо. И здесь имеет место ряд причин: родовые травмы при рождении детей, отягощенная наследственность, постоянная занятость родителей на работе и многое другое.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки. Сотрудники Института физиологии детей и подростков АПН установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
На фоне обследования большого количества детей была выявлена следующая закономерность: если развитие движений пальцев соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы. Если же развитие движений пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы.
Поэтому перед педагогами в детских садах и перед родителями дома стоит задача: научить детей правильной, красивой речи.
Очень важно чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Большое значение для развития речи детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми- вкладышами, мелким конструктором, конструктором типа ЛЕГО, раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами.
Также большое значение для развития речи детей оказывают подвижные игры с мячами разных диаметров.
Речь детейстановится более развитой при ролевых играх, играх с куклами из кукольного театра, обыгрывании построек из строительного материала, играх — драматизациях.
Для детей старшего возраста – вышивка, рисование по точкам, обведение по контуру и т. д.
Рассматривание картин, сюжетных картинок, упражнения для развития артикуляционного аппарата, «звуковые дорожки» для развития речевого дыхания, заучивание стихотворений, потешек, песенок, пересказывание коротких рассказов, сказок – все это способствует развитию речи детей.
Проговаривание своих действий во время умывания, одевания, игр имеет огромное значение для активизации словарного запаса детей. Стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.
Активные упражнения для пальцев рук подбираются с учетом возрастных особенностей. Тренировку пальцев рук можно начинать в возрасте 6 – 7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится разминание и поглаживание ежедневно в течение 2– 3 минут.
Малышам можно давать катать пальчиками деревянные шарики различного диаметра. Нужно вовлекать в движение все пальчики. Для этого упражнения можно использовать шарики из пластилина, бусы. Можно заниматься конструированием из кубиков, собирать различные пирамидки, перекладывать из одной кучки в другую карандаши, пуговки, спички.
В более старшем возрасте детям даются более сложные задания: застегивание пуговиц, завязывание и развязывание узлов, шнуровка, пришивание пуговиц и вышивание по трафарету.
Наиболее приемлемыми для развития речи детей, как в детском саду и дома являются пальчиковые игры, так как не требуют больших затрат, много места для хранения.
Обнаружив у ребенка отставание в развитии двигательных навыков кистей и пальцев рук, займитесь с ним пальчиковыми играми и пальчиковой гимнастикой.
ПАЛЬЧИКИ
У тебя есть две руки, Сжимать в кулачки и
Есть и десять пальчиков.
Десять ловких и веселых. разжимать пальцы двух рук.
Быстрых чудо- мальчиков.
Будут – будут наши пальчики
Трудиться,
Не пристало чудо – мальчикам
Лениться!
КОТИК
Гладим котика рукой. Одной и другой рукой сделать
Выгнул спинку он дугой. расслабляющие упражнения для
Потянулся он, зевнул, пальцев.
Замурлыкал и заснул.
МАСЛЕНИЦА
Положи блинок в ладошку: Первая строчка – прочертить
Угостимурлыку – кошку, пальцем круг на ладошке.
Угости щенка Трезорку, На следующие пять строчек
Потом мальчика Егорку, загибать пальцы с
Дай блиночек мамочке. приговариванием
Дай блиночек папочке. соответствующих слов.
ВСТРЕЧА
На правой ручке – пальчики. Пальцами правой руки по
На левой ручке – пальчики. очереди «здороваться» с
Пришла пора им встретиться – пальцами левой руки, прикасаясь
Готовьте чемоданчики! друг к другу кончиками
ГНОМИКИ
Маленькие гномики
Ловко строят домики.
Чтоб гостей им пригласить,
Надо столик смастерить.
Чтоб гостей им посадить,
Надо стульчик смастерить.
Создать угол – «крышу» пальцами обеих рук, соединив их подушечками под углом. Большие пальцы соединить по прямой линии. Получится треугольная «крыша» с «окном». Раздвинуть шире запястья, а локти прижать к туловищу. Получится «высокий дом».
Правую руку в положении кулачка зафиксировать на столе, левую руку с прямыми пальцами, плотно прижатыми друг к другу, разместить на кулачке, получается стол.
Левую руку поднять вертикально вверх. Прямые пальцы плотно прижать друг к другу.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Если упражнения вызывают у детей трудности, то родители могут помочь ребенку удерживать остальные пальчики от непроизвольных движений.
Этот пальчик хочет спать
Этот пальчик прыг в кровать!
Этот пальчик прикорнул.
Этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
В детский сад идти пора!
В этих стихах можно — сгибать пальчики : начиная то с большого, то с мизинца; то на правой, то на левой руке.
Для тренировки пальцев могут быть использованы упражнения и без речевого сопровождения. Ребенку объясняют выполнение того или иного задания с предварительным показом.
«Пальчики здороваются» — кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного и мизинца.
«Человечек» — указательный и средний пальцы правой руки «бегают» по столу.
«Слоненок» — средний палец выставлен вперед (хобот, а указательный и безымянный – ноги. Слоненок «идет» по столу.
«Корни деревьев» — кисти рук сплетены, растопыренные пальцы опущены вниз.
Выполняя пальчиками различные упражнения, ребенок достигает хорошего развития мелкой моторики рук, которая оказывает благоприятное воздействие на развитие речи, а также подготавливает ребенка к рисованию и письму. Кисти рук приобретают хорошую подвижность, гибкость, исчезает скованность движений, это в дальнейшем облегчает приобретение навыков письма.
Хорошо зарекомендовала себя разнообразная предметная деятельность, которая способствует развитию мелкой моторики:
— застегивание и расстегивание пуговиц;
— шнурование ботинок;
— шнуровка на специальных рамках;
— нанизывание колец на тесьму;
— игры с мозаикой;
— сортировка мозаики по ячейкам;
— игры с конструкторами;
— перебирание круп, зёрен (фасоль отделить от гороха; поделки из риса).
При выполнении каждого упражнения нужно стараться вовлекать все пальчики, упражнения выполнять как правой, так и левой рукой. Когда ребенок освоит свободное выполнение фигурок, то упражнения можно усложнить: разыгрывание небольших сценок, пересказ коротких рассказов с сопровождением построения фигур из кисти и пальцев рук. Например:
Кот Васька увидел на дереве гнездо. В гнезде жили птенчики (изобразить фигурку кота, дерево, гнездо с птенчиками). Кот Васька захотел съесть птенцов и полез на дерево. Но тут прилетела птичка – мама, которая стала защищать своих птенцов (изобразить птичку). Кот испугался и убежал (изобразить кота).
Нужно добиваться, чтобы все упражнения выполнялись ребенком легко, без труда, чтобы занятия приносили ему радость.
Использование атрибутики повышает интерес к пальчиковым играм. При этом атрибуты никакой развивающей нагрузки не несут, они просто украшают упражнения, делая их для ребенка более привлекательными. В качестве атрибутов можно использовать ненужные перчатки, где на каждом пальце приклеиваются (вышиваются) глаза, нос, рот или характерные для животных детали (усы, длинные уши и др.)
Очень нравится детям использовать изображения небольших фигурок(5-8 см) из журналов, открыток, старых книг и т. д. Выбранный персонаж приклеиваем на картон, вырезаем по контуру, пришиваем круглую резинку по размеру пальчика ребенка (среднего и указательного или среднего и безымянного).
Можно использовать старые ненужные перчатки, верхушки от перчаток или специально связанные из остатков пряжи колпачки на пальчики.
Совместно с детьми можно придумать сказку на любую тему с продолжением. Главное, и самое важное, это заинтересованность самих родителей в правильно развитой речи своих детей!
Консультация для родителей
Пальчиковые игры.
«Ум ребенка находится на кончиках его пальцев»
В. Сухомлинский
Вы прекрасно знаете, что всем детям нравятся «пальчиковые игры».
Пальчиковые игры не только развлекают ребенка, а еще и помогают взрослым развивать у ребенка координацию движений, стимулировать развитие речевых навыков, активизировать память, мышление, развивать творческое мышление и внимание.
Прежде чем играть с ребенком в «пальчиковые игры», вы, уважаемые папы и мамы, бабушки и дедушки, должны сами хорошо знать каждую из игр. У ребенка во время игры должно быть ощущение эмоционального подъема от увиденного. Только тогда Ваш ребенок с удовольствием будет выполнять Ваши задания.
«Встретились двое»
действия с пальчиками
Встретились двое котят: «Мяу-мяу!»
соединяем мизинцы обеих рук
И двое щенят: «Гав-гав»,
соединяем безымянные пальцы обеих рук
и две лошадки: «Бру-бру»,
соединяем средние пальцы обеих рук
и две коровки: «Му-му»,
соединяем указательные и большие пальцы обеих рук
а рогатые ж, ну и ну!!!
показать рога, выпрямляя указательные пальцы и мизинцы
«Считалка для пальчиков» №1
действия с пальчиками
Давай-ка пальчики считать!
Один, два, три, четыре, пять.
поочередно загибаем пальчики на одной руке
Один, два, три, четыре, пять —
поочередно загибаем пальчики на другой руке
десять пальцев, две руки,
покрутить кистями рук, «как фонарики»
все твои помощники!
покрутить кистями рук, «как фонарики»
«Считалка для пальчиков» №2
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять!
Вышли пальчики гулять!
Этот пальчик — гриб нашел,
загибаем мизинец
этот пальчик — чистит стол,
загибаем безымянный палец
этот резал,
загибаем средний палец
этот ел,
загибаем указательный палец
ну а этот лишь глядел!
загибаем большой палец
«Считалка для пальчиков» №3
действия с пальчиками
Этот пальчик маленький,
загибаем мизинец
Этот пальчик слабенький,
загибаем безымянный палец
Этот пальчик длинный,
загибаем средний палец
Этот пальчик сильный,
загибаем указательный палец
Ну а это толстячок,
загибаем большой палец
А все вместе — кулачок!
покрутите кулачком
«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Сорока-сорока
кашку варила,
водим по ладошке ребенка пальчиком
деток кормила:
водим по ладошке ребенка пальчиком
этому дала,
загибаем мизинец
этому дала,
загибаем безымянный палец
этому дала,
загибаем средний палец
этому дала,
загибаем указательный палец
а этому не дала!
потрясите большой пальчик
Ты дров не колол? Не колол.
потрясите большой пальчик
Воды не носил? Не носил.
потрясите большой пальчик
Здесь водичка — холодненькая,
гладим малыша по запястью
здесь водичка — тепленькая,
гладим малыша по плечу
а здесь — кипяток, кипяток!
щекочим малыша и смеемся!
«Зайчики-пальчики»
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять,
Сначала кулачок сжат. Потом пальчики по одному разжимаются, а в конце снова по одному прячутся в кулак.
Вышли зайчики гулять
Раз, два, три, четыре, пять,
В домик спрятались опять.
«Сорока-белобока»
действия с пальчиками
Этот пальчик хочет спать,
загибаем поочередно пальчики
этот пальчик – прыг в кровать,
этот пальчик прикорнул,
этот пальчик уж заснул.
Встали пальчики. Ура!
раскрываем кулачок
В детский сад идти пора!
«Цыпленок»
действия с пальчиками
Бедный маленький цыпленок
прижать кулачки друг у другу
Кушать захотел спросонок,
Пальчиком, как клювом бьёт,
постучать указательными пальчиками по столу
Буд-то бы зерно клюёт.
«Замок»
действия с пальчиками
На двери висит замок,
Пальчики переплести в замок, раскачивать «замок» при чтении стиха
Кто его открыть бы мог?
Постучали,
постукивать основания ладоней обеих рук, не разрывая пальцы (не открывая замок)
Покрутили,
не расцепляя пальцы, сдвигать ладони в разных направлениях (одну — вперед, другую — назад, так чередовать)
Потянули
не расцепляя пальцы, развести основания ладоней в стороны, при этом пальчики выпрямляем
И открыли!
резко отпускаете руки, раскрыв замок, и руки надо развести широко в стороны.
«Рыбки»
действия с пальчиками
Рыбки плавали, ныряли
имитировать пальчиками плаванье рыбок
В чистой тепленькой воде,
То сожмутся,
сильно сжать пальчики друг к другу (получается плотная ладошка)
Разожмутся,
растопырить пальчики
То зароются в песке.
снова сложить пальчики и делать движения, как будто роете песок ладошкой
«Вышли пальчики гулять»
действия с пальчиками
Раз, два, три, четыре, пять —
поочередно разгибаем пальчики из кулачков
Вышли пальчики гулять.
Раз, два, три, четыре, пять —
поочередно загибаем пальчики вз кулачки
В домик спрятались опять.
«Строим дом»
действия с пальчиками
Молотком стучу, стучу,
постукиваем кулачком одной руки по расправленной ладошке другой руки
Сто гвоздей заколочу.
то же самое, только поменять руки
Буду строить дом, дом,
ставить поочередно кулачок на кулачок
Будем жить в нем, в нем.
соединить кончики всех пальцев обеих рук, изображая крышу
«Идет коза рогатая»
действия с пальчиками
Идет коза рогатая,
изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец
Идет коза бодатая,
Ножками топ-топ,
кончиками пальцев обеих рук постукивать по столу либо по коленкам
Глазками хлоп-хлоп.
хлопаем в ладоши
Кто каши не ест,
изобразить рога, вытянув вперед указательный палец и мизинец
Молока не пьет,
Того коза
Забодает, забодает!
«Дом и ворота»
действия с пальчиками
На полянке дом стоит,
соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома
Только к дому путь закрыт.
большие пальцы поднять вверх, повернуть ладони внутренней стороной к себе, но кончики пальцев обеих рук остаются соединенными, имитируем ограду
Мы ворота открываем,
ладони развести в стороны, параллельно друг другу
В гости всех вас приглашаем.
соединить кончики пальцев обеих рук под углом, имитируем крышу дома
«Мышка»
действия с пальчиками
Мышка в норку пробралась,
«шагать» двумя пальчиками по столу
На замочек заперлась.
зацепить друг за друга указательные пальцы обеих рук, как цепочку
В дырочку глядит —
сделать колечко из большого и указательного пальцев и посмотреть в колечко
Кошка не бежит?
ладонь руки поднести ко лбу, как козырек, и посмотреть из-под нее, как будто вглядываемся вдаль
«Что такое пальчиковые игры и чем они полезны для развития ребенка?»
Консультация для воспитателей
Что такое пальчиковые игры и чем они полезны для развития ребенка?
Цель: разнообразить техники и игровой материал в работе с детьми, использование здоровьесберегающих технологий в развивающем обучении детей, в частности для улучшения качества развития речи.
Консультация:
Известный педагог Сухомлинский сказал «Истоки способностей и дарований детей — на кончиках их пальцев». Хотя задолго до этого наши наблюдательные предки заметили, что разминание, поглаживание и движение пальчиков влияют на умственное и речевое развитие малыша. И играли с детьми в «Ладушки» и «Сороку-белобоку». И мы до сих пор играем. И, возможно, даже не осознаем, что занимаемся таким образом с ребенком пальчиковой гимнастикой.
-Пальчиковая гимнастика — это инсценировка стихов или каких-либо историй при помощи пальцев. Пальчиковые игры — это упражнения пальчиковой гимнастики. Какое действие оказывает пальчиковая гимнастика:
-Такая тренировка движений пальчиков и кистей рук является мощным средством развития мышления ребенка. В момент этой тренировки повышается работоспособность коры головного мозга. То есть при любом двигательном тренинге упражняются не руки, а мозг.
-Прежде всего мелкая пальцевая моторика связана с развитием речи. В мозгу двигательные и речевые центры — самые ближайшие соседи. И при движении пальчиков и кистей, возбуждение от двигательного центра перекидывается на речевые центры головного мозга и приводит к резкому усилению согласованной деятельности речевых зон. У всех детей с отставанием в речевом развитии пальчики малоподвижны и их движения неточны и несогласованны. Соответственно, тренировка движений пальцев рук стимулируют развитие речи малышей.
-Пальчиковая гимнастика развивает умение малыша подражать взрослым, учит вслушиваться в нашу речь и ее понимать, повышает речевую активность ребенка да и просто создает благоприятную эмоциональную атмосферу. Ведь играть в пальчиковые игры не только полезно, но интересно и весело.
-Пальчиковая гимнастика учит ребенка концентрировать внимание и правильно его распределять. Это очень и очень важное умение! И нам, родителям, нужно помогать малышу его формировать. Кстати, произвольно управлять своим вниманием ребенок сможет научиться только к возрасту 6-7 лет. И от этого умения во многом будут зависеть его школьные успехи.
-Когда малыш начнет говорить и сможет стихами сопровождать упражнения из пальчиковой гимнастики — это будет делать его речь более четкой, ритмичной, яркой. Кроме этого, таким образом он сможет усилить контроль за своими движениями.
-В пальчиковых играх нужно запоминать многое: и положение пальцев, и последовательность движений, да и просто стихи. Вот вам и отличное веселое упражнение для развития памяти малыша.
-А можно ли с помощью пальчиковых игр развивать фантазию и воображение? Конечно! Ведь руками можно «рассказывать» целые рассказы. Сначала пример покажет мама или папа, а уж потом и ребенок может сочинить свои «пальчиковые истории».
-После всех этих упражнений кисти и пальцы рук станут сильными, подвижными, гибкими. А это так поможет в дальнейшем в освоении навыка письма.
Пальчиковые игры — что такое, как играть, изготавливаем героя
Содержание статьи
Пальчиковые игры имеют очень большое значение для развития ребенка. В них могут играть все члены семьи и тем самым делать такой своеобразный и полезный массаж рук. Для этого не требуется больших затрат, а польза будет неоценимой.
Что такое пальчиковые игры
Все пальчиковые игры, по сути, являются самой обычной инсценировкой стишков и простых стихотворных сказок, в которых при обыгрывании используются пальчики на одной или двух руках. Иногда на пальцы надеваются небольшие куколки, чтобы было забавнее. В результате таких упражнений у ребенка вырабатывается ловкость и координация движений, лучше концентрируется внимание.
Двухлетние детки могут отлично воспринимать такие игры, проводимые одной рукой. Старшим детям будет несложно показать движения двух рук и применяя различные атрибуты, такие как специальные куколки, надеваемые на пальцы рук.
Для чего нужны пальчиковые игры
Очень забавные пальчиковые игры отлично развивают мелкую моторику, которая, как известно, влияет на развитие мозга и, соответственно, речи детей. Несложные движения помогают расслабить не только детские ручки, а и все тело. Они могут способствовать улучшению произношения различных звуков.
Иногда логопеды используют такой метод, чтобы определить, насколько хорошо развита речь у ребенка: просят малыша показать по очереди один пальчик, затем два и три. Если пальцы на руке разгибаются и сгибаются только все вместе и не двигаются по отдельности, то у такого ребенка есть проблемы с речью.
Совсем не замечая, можно принести организму большую пользу, ведь воздействуя на кожный покров, мы стимулируем различные точки, связанные с внутренними органами. Такие совместные забавы с родителями благоприятно сказывается на взаимоотношениях, а дети получают стимул к дальнейшим занятиям.
Как играть с малышами
Маленькие детки иногда бывают капризными и чтобы остановить их капризы, отвлечь и переключить внимание на более интересные занятия, на помощь тоже приходят стишки, в которых участвуют и пальчики.
Для деток до 2 лет можно предложить такую забаву – возьмите перчатку и помогите пальчикам найти свой домик, приговаривая какой-либо стишок. Главное, чтобы такое увлечение понравилась малышу.
Еще можно поиграть так:
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – мама;
Этот пальчик – папа,
Этот пальчик – я,
Это вся моя семья.
Ребенок или взрослый по очереди показывают пальчики и потом на последней строчке стихотворения нужно потрясти всей ручкой.
Малышам такого возраста можно также давать старую газету, чтобы мять ее, а также счеты или крупные бусы пуговицы на нитке, чтобы их перебирать. Это очень важное и полезное занятие.
Деткам 2 —3 лет можно предложить показать различных животных или предметы. Например:
«Привет, пальчики» — большим пальчиком касаться по очереди остальных пальчиков этой же руки.
«Моторчик» — сцепить руки в замок, а большими пальцами крутить вокруг, не задевая другие пальцы.
Проведение пальчиковых игр
Пальчиковые игры для малышей развивают внимательность, и ребенок учится сосредотачиваться. Детки с огромным удовольствием повторяют веселые стихотворные строчки и различные движения пальчиками.
Проговаривать тексты нужно не быстро и с выразительной интонацией, повышая и понижая тональность голоса. Обязательно делать паузы и выделять голосом некоторые фразы. Руки должны двигаться синхронно с произносимым текстом. Некоторые пальчиковые игры можно проводить, используя специальные атрибуты, которые надеваются на пальцы.
Чтобы пальчиковые игры приносили пользу, им необходимы такие движения: сжатие, растяжение и расслабление. Таким образом, действуя на мышцы, можно их расслабить или наоборот, стимулировать к дальнейшей работе.
Очень актуальны игры, которые сопровождаются пением. Это очень веселое времяпрепровождение, во время которого малыш развлекается и одновременно у него развивается слух, мелкая моторика, ощущение такта. Отлично, если ребенок сам придумывает пальчиковые игры и стишки, обязательно нужно хвалить его за это. Это способствует творческому началу.
При проведении игр с пальчиками нужно придерживаться следующих рекомендаций:
- Перед игрой можно обсудить с ребенком содержание и некоторые движения, тем самым настроиться на выполнения упражнения;
- В одну игру проигрывайте несколько раз, чтобы малыш запомнил текст и научился правильно делать движения, при этом текст должен соотноситься с движениями;
- Можете самостоятельно подбирать движения под слова и самые удачные использовать в упражнениях;
- Не требуйте от ребенка слишком много, внимание быстро рассеивается и может пропасть интерес к занятиям;
- Не принуждайте малыша к упражнениям, заинтересуйте его интересной игрой с песенкой и пальчиками, возможно, что он и проявит желание поиграть;
- Обязательно хвалите малыша, даже если не все получается.
Какие нужны атрибуты
Для самых маленьких участников можно изготовить пальчиковые куклы из фетра или картона, а также связать из разноцветной пряжи. Если проявить творчество, то пальчиковые куклы можно изготовить даже из перчатки, варежки или носка. Такие персонажи получаются уникальными и очень забавными. В магазинах также можно купить целые наборы различных атрибутов. Купить их не составит труда. Они бывают как фабричные, так и ручной работы и делаются из дерева, резины, пластика с применением различных декоративных элементов из пряжи, нейлона, текстиля и т. д.
Пальчиковые куклы делаются по мотивам сказок или просто как отдельные герои. Например, к сказке колобок лучше купить целый набор кукольных героев. Это дед и баба, колобок, заяц, волк и лисичка. Возможно, что вместе с набором будут продаваться и необходимые декорации. Можно также покупать игрушки по отдельности, например, котик, собачка, коза, лошадка. С этими героями можно придумывать свои сказки и обыгрывать их.
Выбирая атрибуты, обратите внимание на размер игрушки и подбирайте соответственно тому, кто будет этой игрушкой управлять, ребенок или взрослый. Благодаря своим маленьким размерам такие игрушки могут поместиться даже в маленькую сумочку, это будет отличным развлечением в дороге или путешествии.
Как сделать игрушки самому
Если вы хотите изготовить пальчиковые куклы самостоятельно, то сначала определитесь, из какого материала будете делать. Если из фетра, то можно сделать игрушку по такой схеме:
- Сделать схему выкройки героя на бумаге – заднюю и переднюю части. Обратите внимание на размер, чтобы игрушка держалась на пальце. Также подберите подходящий тон ткани.
- Перенести выкройку на ткань и вырезать по контуру. Сшить детали, оставив отверстие внизу для пальца.
- Оформить мордочку или лицо персонажа, в зависимости от того кого вы шьете. Можно вышивать, а можно нарисовать маркером.
- Можно оформить также и туловище – людям сшить одежду, зверям дорисовать некоторые элементы меха.
При изготовлении героев из бумаги вам понадобятся такие материалы: цветная бумага или картон, клей, ножницы, фломастеры или краски.
Изготовить героя можно по такому плану:
- Если у вас герои будут на основе, то сделайте колпачки-заготовки, которые потом будут надеваться на пальцы, на каждом колпачке будет приклеен сам герой.
- Из цветной бумаги сделайте героев и приклейте их к колпачкам.
- Дорисуйте недостающие элементы сказочным героям.
- Изготовьте необходимые декорации для сказок.
Если вы хотите порадовать ребенка необычной игрушкой, то изготовьте ее из перчатки. Такие атрибуты шьются очень быстро и не занимают много времени. Необходимо отрезать от перчатки все пальцы и на их основе сделать сказочных персонажей, формируя их образ ушками, носиками, глазками и т. д. Можно также украсить героев аксессуарами – шляпами, платочками, бусами и т. д. Очень удобно то, что изготовив персонажей для одной сказки, их также можно использовать и для другой.
В этом деле можно проявить фантазию и творчество, которое ваш ребенок оценит наверняка. Если малыш постарше, то можно его тоже привлечь к изготовлению персонажей.
Заключение
Развивайте со своим ребенком мелкую моторику и заметите, как он станет более внимательным и сосредоточенным, а его движения скоординированными и точными. Уделяйте таким забавным занятиям хотя бы по 15 минут в день, и результат не заставит себя долго ждать.
Зачем нужны пальчиковые игры для малышей?
Почему для детей важны пальчиковые игры? Ни за что не поверите, но учёные давно установили чёткую взаимосвязь: «Ловкие пальчики – гибкий ум». Как взрослому и ребёнку играть в эти игры? Расскажем в нашей статье.
В каком возрасте начинать пальчиковые игры?
В возрасте 6-7 месяцев можно и нужно начинать с малышом тренировку пальцев. Такая тренировка заключается в легком массаже – поглаживание, легкое разминание сначала каждого пальчика отдельно, затем кисти в целом. Проводится такая тренировка в течение всего 2-3 минут, но ежедневно.
До 1,5 лет не настаивайте на том, чтобы ребёнок самостоятельно совершал движения в пальчиковых играх, которые вы ему показали. До этого возраста достаточно, чтобы вы делали всё вместе, взяв ручки крохи в свои.
Простые и известные игры — «Ладушки», «Сорока — белобока», «Коза рогатая» – не просто развлечение для малышей (и немного для взрослых), а отличный способ развить гибкость пальцев и кистей рук малыша.
После 1,5–2 лет ребёнок уже осознанно и самостоятельно действует в пальчиковых играх – и текст произносит, и все движения делает. Дети в более взрослом возрасте (от 2 лет) уже могут сами придумывать пальчиковые игры для себя.
Экспертное мнение
Анастасия Шеметова, детский психолог, психотерапевт в клинике для детей и подростков «СМ-Доктор»: С 4 месяцев вместе с пальчиковыми играми можно делать массаж ладошек небольшим шариком. Держа ладошки малыша в своих руках, зажмите маленький мячик между его ладоней и покатайте его. Делать это упражнение нужно 1 раз в день, примерно по 3 минуты. С 6 месяцев активно играйте в пальчиковые игры, не меньше 3 минут ежедневно. С 10-12 месяцев пробуйте вместе с малышом разбирать и собирать пирамидки, рисовать каракули, держать карандаш, ложку. Занятия должны проводиться ежедневно, по 5-7 минут. С 1,5 лет ребёнок должен самостоятельно соединять предметы, пробовать застегивать пуговицы, откручивать крышки, переливать жидкости. С 2,5-3 лет увеличьте занятия до 10 мин. Ребёнок сам должен делать массаж рук. Добавьте игры со шнуровками, мозаику, паззлы, конструкторы. Чтобы от занятий был результат, они должны быть регулярными и желательно ежедневными.
Зачем нужны пальчиковые игры?
- Мелкая моторика напрямую связана с развитием речи ребёнка. Именно пальчиковые игры стимулируют мелкую моторику рук малыша.
- Пальчиковые игры сближают родителя и ребёнка, делая их общение интересным и полезным.
- Пальчиковые игры – отличный способ отвлечь малыша, особенно в общественном месте, когда «домашними» методами воспользоваться нет возможности.
- Пальчиковые игры развивают память и воображение ребёнка.
- С помощью пальчиковых игр улучшается концентрация внимания.
Пальчиковые игры помогают развитию речи — дети быстрее учатся произносить названия тех предметов, которые трогали руками.
Схема пальчиковых игр
Любая пальчиковая игра строится по простой схеме:
- Вы произносите текст игры, совершая все необходимые действия. Ребёнок просто наблюдает за процессом.
- Вы повторяете текст, но при этом движения игры совершаете, держа ручки малыша.
- Вы говорите текст и совершаете движения, но по отдельности с малышом.
- Вы произносите текст, малыш делает все движения.
- Ребенок всё делает самостоятельно — и текст произносит, и действия совершает.
Пальчиковые игры для детей до 6 месяцев
Примерно до 6 месяцев пальчиковые игры с малышом – это в основном простая гимнастика. Для того чтобы такая гимнастика проходила веселее, приговаривайте веселые стишки во время поглаживаний пальцев и кистей малыша.
На каждую строчку нужно массировать отдельный пальчик:
Этот пальчик в лес пошел,
Этот пальчик гриб нашел,
Этот пальчик чистить стал,
Этот пальчик резать стал,
Этот пальчик грибы съел,
Оттого и потолстел.
Этот пальчик – дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – … (имя ребенка).
Пальчиковые игры для детей от 1 года
Проговаривая слова, поочередно пальчики можно разгибать или сгибать, начиная с большого пальца. В самом конце покрутить кулачком.
Этот пальчик дедушка.
Этот пальчик бабушка.
Этот пальчик папочка.
Этот пальчик мамочка.
Этот пальчик я.
Вот и вся моя семья!
Оцените материал:
спасибо, ваш голос принят
Консультация для родителей: Зачем нужны «Пальчиковые игры»
Консультация для родителей
Ясельной группы №1 «Капелька» на тему:
«Для чего нужны пальчиковые игры»
Воспитатель: Неткачева И.В.
Ученые, которые изучают деятельность детского мозга, психику детей, отмечают большое стимулирующее значение функции руки, установили, что уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук.
Известно, что между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Известно и то, что в последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, потому что многие из них страшно заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Очень важно чтобы родители знали нормы двигательного и речевого развития ребенка. Вовремя принятые необходимые меры могут вернуть ребенку полноценное развитие.
Движение пальцев и кистей рук имеют особое развивающее значение, так как оказывают огромное влияние на развитие речевой и всей высшей нервной деятельности ребенка.
Большое значение для развития речи детей имеют игры для развития мелкой моторики пальцев рук, игры с мозаикой, игры с пуговицами и мелкими игрушками, играми- вкладышами, мелким конструктором, конструктором типа ЛЕГО, раскрашиванием рисунков, рисованием по точкам, самомассаж пальцев и кистей рук, занятия аппликацией, разными видами шнуровки, оригами.
Также большое значение для развития речи детей оказывают подвижные игры с мячами разных диаметров.
Речь детей становится более развитой при ролевых играх, играх с куклами из кукольного театра, обыгрывании построек из строительного материала, играх — драматизациях.
Для детей старшего возраста – вышивка, рисование по точкам, обведение по контуру и т. д.
Рассматривание картин, сюжетных картинок, упражнения для развития артикуляционного аппарата, «звуковые дорожки» для развития речевого дыхания, заучивание стихотворений, потешек, песенок, пересказывание коротких рассказов, сказок – все это способствует развитию речи детей.
Проговаривание своих действий во время умывания, одевания, игр имеет огромное значение для активизации словарного запаса детей. Стимулирование речевого развития происходит путем тренировки движений пальцев рук.
Очень хорошую тренировку движений для пальцев дают народные игры – потешки. Предлагается детям загибать и разгибать в кулачок пальчики как левой, так и правой руки. Можно использовать следующие стихи:
Этот пальчик — дедушка,
Этот пальчик – бабушка,
Этот пальчик – папочка,
Этот пальчик – мамочка,
Этот пальчик – я.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно, взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются незнакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
Консультация по логопедии по теме: ЗАЧЕМ НУЖНЫ «ПАЛЬЧИКОВЫЕ ИГРЫ»?
Зачем нужны «Пальчиковые игры»?
Уровень развития речи детей находится в прямой зависимости от степени движений пальцев рук.
Этот факт должен использоваться в работе с детьми и там, где развитие речи происходит своевременно, и особенно там, где имеется отставание, задержка развития моторной стороны речи. Рекомендуется стимулировать речевое развитие детей путем тренировки движений пальцев рук. Тренировку пальцев рук уже можно начинать в возрасте 6-7 месяцев: сюда входит массаж кисти рук и каждого пальчика, каждой его фаланги. Проводится поглаживание ежедневно в течение 2-3 минут.
Уже с десятимесячного возраста проводят активные упражнения для пальцев рук, вовлекая в движение больше пальцев с хорошей, достаточной амплитудой. Упражнения подбираются с учетом возрастных особенностей.
Пальчиковые игры
Между речевой функцией и общей двигательной системой человека существует тесная связь. Такая же тесная связь установлена между рукой и речевым центром мозга. Гармонизация движений тела, мелкой моторики рук и органов речи способствует формированию правильного произношения, помогает избавиться от монотонности речи, нормализовать её темп, учит соблюдению речевых пауз, снижает психическое напряжение. Последние 5-10 лет уровень речевого развития детей заметно снизился. Почему? Родители меньше говорят с детьми, многие из них заняты на работе. Дети и сами меньше говорят, потому что больше смотрят и слушают (теле-аудио-видео…). Они редко делают что-то своими руками, потому что современные игрушки и вещи устроены максимально удобно, но не эффективно для развития моторики (одежда и обувь с липучками вместо шнурков и пуговиц, книжки и пособия с наклейками вместо картинок для вырезания и т.д.)
Пальчиковые игры и упражнения — уникальное средство для развития мелкой моторики и речи ребенка в их единстве и взаимосвязи. Разучивание текстов с использованием «пальчиковой» гимнастики стимулирует развитие речи, пространственного мышления, внимания, воображения, воспитывает быстроту реакции и эмоциональную выразительность. Ребёнок лучше запоминает стихотворные тексты; его речь делается более выразительной.
Игры с пальчиками — это не только стимул для развития речи и мелкой моторики, но и один из вариантов радостного общения с близкими людьми. Когда мама для пальчиковой игры берёт малыша на руки, сажает на колени, обнимая, придерживает, когда она трогает его ладошку, поглаживает или щекочет, похлопывает или раскачивает, ребёнок получает массу необходимых для его эмоционального и интеллектуального развития впечатлений.
Очень важным фактором для развития речи является то, что в пальчиковых играх все подражательные действия сопровождаются стихами. Стихи привлекают внимание малышей и легко запоминаются. Ритм и неизменный порядок слов, рифма для малыша являются чем-то магическим, утешающим и успокаивающим.
Насколько ребёнку понравится игра зависит во многом от исполнения взрослого. Для самых маленьких важно спокойно-ласковое настроение и осторожное, бережное прикосновение. Для детей трех-пяти лет имеет большое значение выразительная мимика и речь взрослого. Конечно, для выразительного исполнения взрослому следует выучить стихи наизусть.
Движения правой и левой рук контролируются разными полушариями мозга. Когда ребёнок начнёт легко выполнять нужные движения одной рукой, научите его выполнять те же движения другой рукой, а затем сразу двумя руками.
Для малыша двух-трёх лет некоторые игры станут особенно интересны, если вы для его пальчиков свернёте бумажные колпачки-куколки. Фломастером можно нарисовать на колпачке глазки, ротик, рубашку, пуговки, вырезать из цветной бумаги и приклеить гребешок, клюв, крылышки, шапочку и др.
Этапы разучивания игр:
1. Взрослый сначала показывает игру малышу сам.
2. Взрослый показывает игру, манипулируя пальцами и ручкой ребёнка.
3. Взрослый и ребёнок выполняют движения одновременно,
взрослый проговаривает текст.
4. Ребёнок выполняет движения с необходимой помощью
взрослого, который произносит текст.
5. Ребёнок выполняет движения и проговаривает текст, а взрослый подсказывает и помогает.
Рекомендации:
• Не проводите игру холодными руками. Руки можно согреть в тёплой воде или растерев ладони.
• Если в новой игре имеются не знакомые малышам персонажи или понятия, сначала расскажите о них, используя картинки или игрушки.
• Пальчиковые игры с детьми до 1.5 лет проводите как показ или как пассивную гимнастику руки и пальцев ребёнка.
• Детям старше 1.5 лет можно время от времени предлагать выполнить движения вместе.
• Если сюжет игры позволяет, можно «бегать» пальчиками по руке или спине ребёнка, щекотать, гладить и др.
• Используйте максимально выразительную мимику.
• Делайте в подходящих местах паузы, говорите то тише, то громче, определите, где можно говорить очень медленно, повторяйте, где возможно, движения без текста.
• Выбрав две-три игры, постепенно заменяйте их новыми.
• Проводите занятия весело, «не замечайте», если малыш на первых порах делает что-то неправильно, поощряйте успехи.
Пальчиковые игры, разработанные на фольклорном материале, максимально полезны для развития ребёнка-дошкольника. Они содержательны, увлекательны, грамотны по своему дидактическому наполнению. Художественный мир народных песенок и потешек построен по законам красоты.
Пальчик-мальчик.
Сжимайте каждый пальчик малыша, как бы обращаясь к нему: от указательного до мизинца
— «Пальчик-мальчик, где ты был?
— С этим братцем в лес ходил.
— С этим братцем щи варил.
— С этим братцем песни пел.
— С этим — в дудочку дудел.
Пальчики.
В этих стишках можно сгибать пальцы, начиная то с большого, то с мизинца, то на правой, то на левой руке.
— Этот пальчик хочет спать.
— Этот пальчик — прыг в кровать!
— Этот пальчик прикорнул.
— Этот пальчик уж заснул.
— Встали пальчики. Ура!
— В детский сад идти пора.
Дом
— Молоточком я стучу,
постукивать кулачками друг о друга
— Дом построить я хочу.
соединить кончики пальцев обеих рук
— Строю я высокий дом,
поднять выпрямленные ладони вверх
— Буду жить я в доме том.
похлопать ладонями
Капуста
— Мы капусту рубим рубим
говорить ритмично,руками показывать как мы рубим капусту
— Мы морковку трем трем
ручками показывать как мы трем морковку
— Мы капусту солим солим
пальчики щепоткой-солим
— Мы капусту мнем мнем
ручками «мнем» капусту
Дружба
— Дружат в нашей группе девочки и мальчики
пальцы рук соединяются в «замок»
— Мы с тобой подружим маленькие пальчики
ритмичное касание одноименных пальцев обеих рук
— Раз, два, три, четыре, пять
поочередное касание одноименных пальцев, начиная с мизинцев
— Начинай считать опять.
— Раз, два, три, четыре, пять.
— Мы закончили считать
руки вниз, встряхнуть кистями
КУРОЧКА
Ладонь располагается горизонтально. Большой и указательный пальцы образуют глаз. Следующие пальцы накладываются друг на друга в полусогнутом положении .
Вышла курочка гулять,
Свежей травки пощипать,
А за ней ребятки –
Желтые цыплятки
Упражнения для развития мелкой моторики рук.
1. Ладони на столе (на счет «раз-два» пальцы врозь -вместе.)
2. Ладошка-кулачок-ребро (на счет «раз-два-три»).
3. Пальчики здороваются (на счет «раз –два –три -четыре -пять» соединяются пальцы обеих рук: большой с большим, указательный с указательным и т. д. )
4. Человечек (указательный и средний палец правой, а потом левой руки бегают по столу).
5.Коза (вытянуть указательный палец и мизинец правой руки, затем левой руки).
6. Козлята (то же упражнение, но выполняется одновременно пальцами обеих рук).
7. Очки (образовать два кружка из большого и указательного пальцев обеих рук, соединить их).
8. Зайцы (вытянуть вверх указательный и средний пальцы, мизинец, большой и безымянный удерживаем)
Приведенные упражнения на первый взгляд довольно примитивны, но, во-первых, они рассчитаны на детей до двух лет. А во-вторых, именно такие простенькие стишки легче запоминаются детишками и доставляют последним массу удовольствия.
Методическая разработка по теме: Что такое пальчиковые игры и для чего они нужны?
Консультация для родителей
«РАЗВИТИЕ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ
ИЛИ НЕСКОЛЬКО ИДЕЙ, ЧЕМ ЗАНЯТЬ РЕБЕНКА»
В дошкольном возрасте необходимо проводить работу по развитию мелкой моторики и координации движений рук.
Помните, что малышам от года до трех упражнения даются в упрощенном варианте, доступном их возрасту. Более старшим детям задания можно усложнить.
Работа по развитию движения рук должна проводиться регулярно, только тогда будет достигнут наибольший эффект от упражнений. Задания должны приносить ребенку радость, не допускайте скуки и переутомления.
Итак, чем занять ребёнка?
1. Крупа на тарелочке. Насыпьте на большую плоскую тарелку два-три вида круп. Ребенок перебирает, щупает ее, сравнивает, а вы рассказываете, откуда она берется и что с ней можно делать (кашу, например).
2. Покройте тонким слоем пластилина лист (картон, пластик). Насыпьте малышу в разные тарелки гречку, рис, горох и покажите, как можно выкладывать узоры, вдавливая продукты в пластилин. 10 – 15 минут тишины вам обеспечено.
3. Самые вкусные игры – ссыпать вместе два-три сорта изюма, орехов, разных по форме, цвету и вкусу. И пусть он их разбирает.
4. Берем разные баночки и крышечки к ним. Ребенок должен подобрать крышки к баночкам. Желательно, чтобы крышечки были разных размеров, тогда ребенку легче их подбирать. Крышки могут быть одевающиеся, закручивающиеся. Это могут быть небольшие пластиковые бутылочки, баночки от детского питания и другие, которые вы можете найти у себя на кухне. Закрывая крышечки, ребенок тренирует пальчики и совершенствуется развитие мелкой моторики рук.
5. На тарелочку налейте немного сока от ягод. Дайте ребенку несколько кусочков сахара-рафинада. Пусть малыш по очереди опускает кусочки в сок и наблюдает за тем, как сок постепенно поднимается вверх и окрашивает сахар в красивый цвет.
6. Поставьте перед ребенком две чашки. В одну насыпьте крупу, а другую оставьте пустой. Покажите ребенку, как набрать ложкой крупу в одной чашке и пересыпать ее в другую. Когда крупы в первой чашке останется мало, покажите, как нужно наклонить чашку, чтобы собрать всю крупу.
7. Дайте малышу формочки для льда, пипетку и воду. Чтобы было интересней, воду можно подкрасить соком. Пусть ребенок набирает жидкость в пипетку и переливает ее в формочки. Эта игра прекрасно способствует развитию мелкой моторики рук и концентрации внимания.
8. Насыпьте на плоское блюдо или поднос манку или другую крупу. Пусть ребенок рисует пальчиком по крупе, оставляя различные фигуры. Покажите малышу, как рисовать простейшие фигуры: квадратики, ромбики, кружочки.
Когда малыш будет хорошо справляться с этим заданием, усложните его. Например, можно засыпать белые дорожки от пальчиков крупой другого цвета. Для этого обучите малыша движению пальчиков, с помощью которого мы солим еду. Эта развивающая игра хорошо влияет на развитие мелкой моторики рук, фантазии и воображения.
9. Дайте малышу кусочек теста. Он с удовольствием будет лепить из него, улучшая при этом развитие мелкой моторики своих пальчиков.
10. Развивающая игра «Делаем бусы». Потребуются макароны с крупным просветом и длинный шнурок. Задача для ребенка: нанизать макаронины на шнурок.
Чем больше малыш работает своими пальчиками, тем лучше происходит развитие мелкой моторики рук и тем раньше и лучше развивается его речь. Дело в том, что в коре головного мозга двигательные и речевые области находятся рядом. Причем речевые активно формируются под влиянием импульсов, поступающих от пальцев рук.
Таким образом, уровень и темп развития речи малыша напрямую зависит от того, насколько развиты тонкие движения детских пальчиков.