как создать комфортные условия для их обучения и общения? – статья – Корпорация Российский учебник (издательство Дрофа – Вентана)
Статьи
Психология и педагогика
Устройство школьной среды имеет значение для каждого ученика, а для ребенка с ОВЗ – тем более. Элементы среды, их расположение, взаимодействие — все это влияет на успешность работы учителя. Кандидат социологических наук, психолог, член Тьюторской ассоциации Инна Карпенкова рассказала в одном из вебинаров корпорации «Российский учебник», как создаются в школе комфортные условия для ребенка с ОВЗ.19 ноября 2018
Составляющие инклюзивной среды
Необходимо отталкиваться от составляющих инклюзивной среды. Внимание к ним педагога также важно, как и внимание тьютора.
-
Объектная среда (освещение, мебель, организация пространства).
-
-
Информационная среда (методические материалы, пособия, адаптированная программа, индивидуальный учебный план).
-
Нормативная среда (Закон об образовании и др.).
Элементы объектной среды
Навигация по школе: разметка, указатели (карточки-пиктограммы — на стенах и индивидуальные), таблички-тексты. Экскурсия по новой школе нужна каждому ребенку. Ребенок с ОВЗ часто не понимает стандартные схемы, у него могут возникнуть сложности с запоминанием объектов, c перемещением по зданию. Задача тьютора понять, как ребенок воспринимает и запоминает информацию, сделать на этом акцент, проложить специальный маршрут, научить по нему двигаться. Главное потом — развить в ребенке самостоятельность и представить социум как ресурс.
Сенсорная среда: освещение, звуки (звонок, голос учителя), запахи, специальные сенсорные личные принадлежности. У детей с ОВЗ бывает нарушено развитие сенсорных систем — гиперразвито или наоборот. Такого ученика могут пугать совершенно неожиданные вещи, поэтому тьютору необходимо постоянно сканировать и анализировать среду, чтобы выявить источники раздражения.
Мебель, организация пространства (специальные помещения), место парты в классе. Некоторым детям с ОВЗ требуется взаимодействие с учителем — в этом случае лучше посадить ребенка за первую парту, успокаивать его и стимулировать, кладя руку на плечо. Других детей с ОВЗ, напротив, луче сажать рядом с выходом из класса, чтобы тьютор мог вывести при необходимости ребенка в коридор.
Учебные материалы — бумажные (в том числе карточки), электронные материалы. В работе с детьми с ОВЗ важна каждая мелочь, ученик может очень бурно реагировать на какой-то предмет (например, рвать бумагу). Всегда можно найти альтернативный вариант учебных материалов, которые помогут ребенку следовать образовательной программе.
Элементы субъектной среды и информационной среды
Что требует от специалиста как части субъектной среды:
-
Гуманистические ценности.
-
Ориентация на улучшение качества жизни.
-
Акцент не на результат, а на процесс.
-
Понимание целей инклюзии.
-
Исследовательская позиция.
-
Командная работа.
Самая важная книга для родителей
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
КупитьСогласно профстандарту «Специалист в области воспитания. Тьютор», в задачи тьютора входит организация образовательной среды для реализации обучающимися, включая обучающихся с ОВЗ, индивидуальных образовательных маршрутов. Закон об образовании, в свою очередь, дает специалистам большую свободу для регулирования соответствующих процессов.
Составляющие работы специалиста со здоровыми учениками как с частью субъектной среды:
-
Формирование правильного отношения к детям с ОВЗ («Уроки доброты» от РООИ «Перспектива», личный пример).
-
Привлечение к помощи сверстников с ОВЗ.
-
Привлечение родителей обычных детей как дополнительного ресурса.
-
Организация мероприятий, в которых ребенок с ОВЗ мог бы проявить себя (субботники, помощь в классе и пр.).
Читайте ещё:
Необходимо донести до детей, что если ты сильный и здоровый, то можешь проявить себя, помогая другим. С родителями здоровых детей тоже нужно провести работу — объяснить, что инклюзивное образование проводит учеников через гуманизацию. Тьютор должен быть постоянно включен в процессы общения и регулировать субъектную среду следующим образом:
-
Наблюдать, понимать, что происходит и кто первым должен среагировать.
-
Пробовать инициировать правильную активность того, кто должен среагировать.
-
Если что-то пошло не так — сделать самому.
-
Ненавязчиво объяснять всем участникам процесса — зачем и как это сделано, чтобы в следующий раз они сделали сами.
Информационная среда:
-
Методические материалы, пособия (в том числе карточки, аудио- и видеофайлы и другие электронные материалы, ресурс МЭШ и т.п).
-
Адаптированная программа (проекты ЦЛП Псков, учебно-методический комплекс).
-
Индивидуальный учебный план.
Ресурсы тьютора при создании комфортной образовательной среды для ребенка с ОВЗ
Тьютор в своей непростой работе по созданию комфортной среды для ребенка с ОВЗ может пользоваться ресурсами, которые сторонние люди часто не берут в расчет:
-
Ресурсы ребенка (его интересы, стремления, способности).
-
Ресурсы семьи (статусы членов семьи, полномочия, психологический климат в доме).
-
Ресурсы среды (местожительство, инфраструктура, транспорт).
-
Образование (дополнительное, индивидуальное).
-
Финансовое обеспечение семьи.
На основе этих ресурсов тьютор постоянно генерирует идеи. Системное мышление — один из важнейших ресурсов самого тьютора. Специалист понимает, что любая ситуация включает средовой фактор и поведение людей, в том числе их субъективные оценки. Разрешить ситуацию можно изменяя (удаляя, вводя) элементы или оценку. Учитывая все составляющие инклюзивной среды и максимально пользуясь ресурсами, тьютор помогает школе сформировать подходящие условия для обучения и общения детей с ОВЗ.
#ADVERTISING_INSERT#
особенности подходов при работе с детьми с ОВЗ для педагогов — Российский учебник
Статьи
Психология и педагогика
Социализация детей с ограниченными возможностями здоровья изначально заложена в стратегию развития инклюзивного образования. Ее цель — приобщить «особых» учеников к основам культуры и цивилизации, обесечить включение в общество, подготовить к активному участию в социальной жизни.Дети с ОВЗ могут успешно усвоить и реализовать навыки общения, нормы/правила поведения, ценности, установки, характерные обществу здоровых людей. Они способны стать решительными, жизнестойкими личностями, умеющими бороться с невзогдами, имеющими лидерские позиции, активно взаимодействующими с людьми. Но для этого нужна постоянная целенаправленная работа всех структур и участников системы образования, родителей, сверстников и позитивный настрой самих «особых» детей.
Важность социализации детей с ОВЗ
Согласно Л.С.Выготскому, недостаточная готовность детей с ОВЗ к успешнй интеграции в общество связана не с их биологическим неблагополучием, а с «социальным вывихом», нарушающим связь ребенка с социумом и культурой, как источниками развития. Исправление «вывиха» происходит через освоение «особыми» детьми многообразия социальных ролей, их сущности, функциональных характеристик, использования в реальных ситуациях.
Для этого необходимо выполнение главного условия социализации детей с ОВЗ — участия в жизни группы здоровых сверстников, воспитанных в духе толерантности. Поэтому только детские сады и общеобразовательные школы могут обеспечить им социальную реабилитацию, социальную адаптацию и личностное развитие.
Социализация детей с ограниченными возможностями происходит на следующих уровнях:
- Структурный. Умение правильно вести себя в социуме, используя навыки общения и выполняя правила школьной дисциплины.
- Ценностный и морально-нравственный. Умение оценивать происходящие в мире события.
- Учебный. Умение осознавать, планировать и реализовывать собственные образовательные задачи.
- Личностное развитие. Принятие ответственности за решение своих социальных проблем.
- Духовное развитие. Принятие культурно-исторических ценностей и соответствие им в желаниях и поведении.
- Учебная деятельность: базовое школьное и дополнительное образование.
- Предметно-практическая деятельность.
- Самообслуживающий труд.
- Использование бытовых устройств.
- Использование ассистивных (помогающих) устройств, например звуковое управление освещением, кроватью.
- Художественно-прикладной труд.
Если с ребенком трудно
Новая книга известного семейного психолога, лауреата премии президента РФ в области образования, автора бестселлеров «Что делать, если…» и «Что делать, если… 2» адресована родителям детей и подростков с особенностями поведения. Издание поможет найти с ребенком общий язык, сориентироваться в сложных ситуациях и конфликтах, достойно выйти из них, сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье. Дети не слушают своих родителей, сколько стоит этот мир. В попытках научить «нерадивое чадо», как «надо себя вести», ответственные родители вооружаются новейшими психологическими «приемчиками», разучивают современные техники сидения на гречке, а дети в ответ лишь становятся все более раздражительными и непослушными. Что же нам мешает в отношениях с ребенком, а ему мешает вести себя лучше? Новая книга Людмилы Петрановской будет полезна родителям, отчаявшимся найти общий язык с детьми. Вы сможете научиться ориентироваться в сложных ситуациях, решать конфликты и достойно выходить из них. Книга поможет сохранить терпение, восстановить понимание и мир в семье.
КупитьЗадачи образовательной системы в социальной адаптации детей с ОВЗ
Социальная адаптация детей с ОВЗ напрямую связана с их трудностями в самообслуживании, общении, обучении, овладении профессиональными навыками и жизненными критериями. Исследования, в том числе Л.Е Данилюк, показывают: таким детям и подросткам важнее «стать хорошим человеком», чем «хорошим специалистом». А «иметь хороших и верных друзей» привлекательнее, чем «быть успешным и иметь материальный достаток». Угрозами они считают болезни, вредные привычки и зависмость от других. Поэтому для включения «особых» детей в жизнь общества нужно решить следующие задачи:
- Разработать специальные программы социальной адаптации.
- Создать многочисленные центры социальной адаптации, ресурсной поддержки.
- Разработать и внедрить технологии обучения, развивающие интегративные качества личности, в том числе самостоятельность.
- Обеспечить гуманистический стиль общения в учебных заведениях.
- Реализовать программы непрерывного дополнительного образования.
- Расширить охват детей с особенностями развития необходимой им специальной педагогической помощью.
- Обеспечить педагогическое сопровождение
- Сформировать инклюзивную компетентность родителей, как агентов первичной социализации.
Задачи педагогов в адаптации детей с ОВЗ
Основная коррекционно-развивающая работа по социальной адаптации детей с особенностями здоровья ложиться на педагогов ДОУ и школы. Для успешного формирования навыка активного взаимодействия с окружающим миром у «особых» воспитанников педагогу следует поставить перед собой следующий перечень задач, последовательно и комплексно решая их вместе с родителями и тьюторами.
1. Естественно-культурные:
- Познакомить с представлениями об эталонном строении организма здорового человека.
- Обеспечить физическое развитие: двигательную активность, координацию движений, силовую активность.
- Обучить навыкам здорового образа жизни: своевременно использовать лекарственно-медицинские препараты, выполнять физические упражнения, соблюдать режим учебы, труда и отдыха, выполнять посильные виды деятельности.
2. Социально-культурные:
- Создать и стимулировать мотивы к познавательной и учебной деятельности.
- Развить познавательные процессы: память, внимание, речь, логическое мышление.
- Научить оценивать свои навыки и способности.
- Воспитать чувство уверенности в своих возможностях
- Помочь освоить базовый уровень теоретических знаний об окружающей действительности.
Ребенок от 3 до 7 лет: интенсивное воспитание. Новое дополненное издание
Второе дополненное издание бестселлера Лариса Сурковой! Новые главы, вопросы, которые вас всегда интересовали, тексты, добавленные по просьбе читателей, — и как всегда удобный формат «вопрос-ответ»! Ваш малыш в возрасте от 3 до 7 лет — самый непоседливый, самый любознательный, самый активный и коммуникабельный. Каждый день дарит ему новые впечатления, знания и важные уроки. Как раз в это время закладывается характер малыша, его будущее, поэтому именно жизнь ребенка до 7 лет — тот момент, когда от родителей требуется максимальная выдержка, внимание, мудрость и терпение! В новом дополненном издании книги Лариса Суркова поднимает важные вопросы, связанные с таким непростым периодом жизни малыша: — как реагировать на детские фантазии и истерики; — как хвалить и поощрять ребенка; — как выбрать детский сад и школу; — как развить усидчивость и научить ребенка проигрывать; — как решить проблему нарушения пищевого поведения; — как помочь ребенку адаптироваться в школе; — как не «перегрузить» ребенка кружками и пр. Научитесь прислушиваться к вашим детям, не считайте их взрослыми, все знающими и умеющими! В этот период жизни им так важны ваша любовь и поддержка!
КупитьВ решении социально-культурных задач хорошо зарекомендовала себя педагогическая технология «Портфолио». Ее цели — обеспечить детям с ОВЗ индивидуальный подход, обучить самостоятельности и навыкам самооценки, собрать информацию о динамике продвижений ребенка в урочной и внеурочной деятельности, установить степень соответствия планируемых результатов и фактически достигнутых. «Портфолио» представляет собой папку с собранными материалами и ведется на протяжении всего времени обучения Оно составляется в первом классе и передается классному руководителяю пятого класса. Структура «портфолио» обычно включает разделы «Личная информация», «Мои достижения», «Проекты и исследования», «Мое творчество» (или их модификаци) и оценочные листы. Дети оформляют и постоянно пополняют «портфолио» с помощью классного руководителя, давая собственную оценку выполненным работам.
3. Морально-нравственные и ценностно-смысловые.
- Заложить фундамент морально-нравственных качеств.
- Воспитать толерантное отношение к социуму.
- Создать и помогать реализовывать ценностно-смысловые ориентиры.
- Сформировать адекватную жизненую позицию.
- Разъяснить и помогать выполнять принципы нормального существования в современном обществе.
4. Социально-психологические.
- Организовать обучение как последовательное решение личностно-значимых задач.
- Помочь интеграции в коллектив сверстников через творческую активность, созидательность, конкурентноспособность.
- Сформировать самоосознание, самоопределение, самоактуализацию и самоутверждение личности.
- Повысить самоуважение, самооценку и уровень притязаний.
- Сформировать положительную реальную Я-концепцию.
Показателем успешной социализаци детей с ОВЗ является адаптация личности в новой социальной среде с повышением ее социального статуса, уверенность в себе и психологическая удовлетворенность жизнью.
Самая важная книга для родителей
В это издание вошли бестселлеры профессора Ю. Б. Гиппенрейтер «Общаться с ребенком. Как?», «Продолжаем общаться с ребенком. Так?» и хрестоматия «Родителям: как быть ребенком» — книги, совершившие революцию в области воспитания и продолжающие окрылять родителей. Автор подробно рассматривает воспитательные нормы, бытующие в нашей культуре много десятилетий, — и показывает, почему они утратили эффективность. Юлия Борисовна доказывает, что не только с малышами, но и с трудными подростками отношения можно исправить всегда, — научившись общаться по-другому. И дает пошаговые инструкции к тому, как это сделать.
КупитьРабота с детьми с ОВЗ в школе и ДОУ
]]>Закон «Об образовании в РФ» широко распахнул двери общеобразовательных школ для детей с ОВЗ. Для этой категории учащихся были разработаны специальные стандарты и четыре вида адаптированных программ, две из которых сопоставимы по результатам с обычными.
О том, как следует организовать инклюзивное образование, чтобы оно принесло пользу и здоровым детям, и детям с особенностями в развитии, рассказывает Любовь Олтаржевская, руководитель Городского психолого-педагогического центра Департамента образования г. Москвы.
Любовь Олтаржевская:
«Инклюзивное образование обеспечивает социальный лифт для детей с ОВЗ и делает добрее здоровых детей».
– Какие условия должны быть созданы в школах для инклюзивного образования и как определить их готовность к внедрению ФГОС ОВЗ?
– Для полноценного образования детей с ОВЗ необходимо создать специальные условия. Это не только пандусы для колясочников или тактильные приспособления для слепых и слабовидящих, но и адаптированные программы для разных категорий учащихся, но и специалисты, способные с ними работать. Это не только учителя, прошедшие подготовку по инклюзивному обучению, но и служба сопровождения: логопеды, дефектологи, социальные педагоги, тьюторы, воспитатели – все те, кто обеспечивает индивидуальный маршрут ребенка.
Конечно, мы понимаем, что далеко не каждая школа обладает таким набором средств и кадров, которые обеспечивают полноценную инклюзию.
Например, в Москве пошли по пути создания ресурсных центров в каждом районе столицы. Каждый из этих ресурсных центров специализируется на обучении детей с определенной нозологией (видом заболевания).
Но и в обычных образовательных комплексах есть все условия для обучения детей с ОВЗ.
Во-первых, такие образовательные организации обладают всеми необходимыми финансовыми средствами для закупки оборудования, кадрового обеспечения, обучения педагогов.
Во-вторых, в состав многих из них вошли коррекционные школы, которые являются важным ресурсом для организации инклюзивного образования.
В-третьих, в их состав входят дошкольные учреждения, следовательно, есть возможность обеспечить индивидуальный образовательный маршрут ребенка с ОВЗ, начиная с самого раннего возраста и продолжая его на школьных ступенях. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка.
Читайте также:
«Дети с ОВЗ, или Школа, открытая для всех»
– Дети с ОВЗ нуждаются в толерантном отношении к себе со стороны окружающих. Но как быть в тех случаях, когда родители и дети категорически не желают обучаться вместе с такими детьми? Как их надо готовить к встрече и ежедневному общению с такими учениками?
– Такие ситуации бывают, они становятся предметом бурного обсуждения в СМИ, в соцсетях. В данном случае основная ответственность ложится на педагога, поскольку формирование общественного мнения и правильного отношения к детям с ОВЗ – это одна из его важнейших задач.
Я восемь лет руководила одной из первых в стране инклюзивных школ, в которой обучалось 36 детей с самыми разными нарушениями в развитии. И у нас не было ни одного конфликта из-за того, что такие дети находятся в одном классе с обычными ребятами. Надо понимать, как выстраивать инклюзию. Иногда необходим тьютор, который находится рядом с ребенком, чтобы помочь ему в сложной ситуации, позаниматься с ним отдельно. И конечно, родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае учителю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями.
– А с детьми?
– С детьми все проще. Опять же сошлюсь на свой опыт: если начинать инклюзию на дошкольном этапе, обе стороны включаются в нее просто и естественно. Детская среда достаточно дружелюбная, дети хорошо находят общий язык в процессе игры. Они, скорее, начинают неадекватно реагировать на своих сверстников с ОВЗ в том случае, если взрослые – педагоги, родители – неправильно расставляют акценты в разговоре о таких детях.
Читайте также:
«Инклюзивное образование в России: разрушая барьеры и создавая условия»
– Что делать, если учителя школы не желают принять ребенка с проблемами?
– Если ребенок не укладывается в общепринятое понятие «здоровый», то от этого он не должен испытывать трудности и проблемы – трудности и проблемы возникают в тех образовательных организациях и у тех педагогов, которые не готовы обучать таких детей.
Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача учителя. Если учитель не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или подростка из неблагополучной семьи. По большому счету он также не сможет принять и ребенка с высокой мотивацией, поскольку к нему требуется особый подход и определенные программы обучения.
Профессия учителя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития.
Конечно, для решения этой задачи надо овладеть определенными компетенциями. Одним из ведущих направлений деятельности нашего центра является переподготовка и повышение квалификации: около 33 тысяч логопедов, дефектологов, психологов прошли обучение на нашей базе в этом году. Но особое внимание мы уделяем образовательным организациям и педагогам, которые начали работать в системе инклюзивного образования. По запросу организаций мы выезжаем в школы и проводим обучающие семинары на их территории.
– Какие вопросы вам чаще всего задают педагоги? Какие трудности возникают у них в процессе введения инклюзивного образования?
– Больше всего вопросов возникает в процессе работы с детьми, имеющими нарушения интеллекта. При этом мы понимаем, что не всегда снижение интеллекта связано с диагнозом «умственная отсталость», в некоторых случаях оно может быть вызвано социальными факторами или педагогической запущенностью. Надо так дифференцированно выстроить работу на уроке, чтобы сильные ученики не скучали, а слабые продвигались в своем развитии, но ни в коем случае не акцентировать свое внимание на одной какой-то группе.
– Но, наверное, совместное обучение возможно только для детей с сохранным интеллектом?
– Не всегда так. Для детей с нарушениями умственного развития внутри школы создаются ресурсные классы, и в настоящее время отрабатывается три модели обучения:
- Ребенок с ОВЗ находится в обычном классе, но в сопровождении тьюторов или других специалистов.
- Ребенок с ОВЗ учится в ресурсном классе, где для него созданы особые условия, но есть предметы, которые он изучает вместе с обычными детьми (музыка, ИЗО, физкультура, технология, «Окружающий мир»), а также участвует во внешкольных мероприятиях.
- Ребенок с ОВЗ учится в автономном ресурсном классе, но в стенах обычной школы, с выходом на общие мероприятия, с большими возможностями для социализации в среде сверстников.
Иными словами, образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Но просто так посадить ребенка в класс мы не можем, иначе мы получим обратный эффект. И это касается не только детей с нарушениями в развитии. Учет индивидуальных особенностей ребенка – это та база, на которой строится деятельность любого учителя.
Читайте также:
«Московская школа «Ковчег» №1321: экскурсия»
– Сколько детей с ОВЗ может обучаться в обычном классе?
– Есть СанПиНы, которые регулируют количественные нормы обучения детей с различными особенностями в обычном классе. Но по собственному опыту знаю: нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.
– Должен ли учитель знать диагноз ребенка?
– Мне известно немало случаев, когда родители скрывают диагноз ребенка, и это затрудняет работу с ребенком. А что касается умственно отсталых детей, то им нужна комплексная медицинская и психолого-педагогическая поддержка, и только в этом случае можно добиться результата. Но иногда учитель использует диагноз ребенка как индульгенцию: дескать, если он умственно отсталый, он не в состоянии хорошо учиться, тогда с педагога якобы взятки гладки. Что с такого ребенка взять? А взять можно очень многое. Прежде всего, определить, по Выготскому, зону его актуального развития, потом – зону ближайшего развития и двигаться по пути освоения новых навыков. К сожалению, непрофессиональный учитель фиксирует неудачи ребенка, и его образовательный маршрут ломается. Если же мы воспринимаем систему образования как камеру хранения для таких детей, то мы совершаем преступление по отношению к ним.
– Понятие «необучаемый» уходит в прошлое?
– С введением ФГОС для детей с ОВЗ и четырех типов адаптированных программ – да. Обучить можно любого ребенка, вопрос: чему? Адаптированные программы позволяют выстроить индивидуальный образовательный маршрут ребенка и достичь посильных для него результатов.
– У некоторых родителей детей с ОВЗ есть свои амбиции, и они убеждены в том, что их ребенок, несмотря на тяжелый диагноз, способен обучаться наравне со всеми и получить аттестат. Как сбалансировать интересы родителей с реальными возможностями их детей и школы?
– Такие случаи обусловлены тем, что родители хотят доказать окружающим: их ребенок такой же, как все. Наше общество провоцирует их на такое поведение. Иногда эти ребята бывают талантливы в какой-то одной сфере, например в изучении иностранных языков или рисовании, но при этом им не даются элементарные математические действия. И родителям надо это принять как данность и развивать ребенка в том направлении, которое ему лучше всего удается. Раннее предпрофессиональное самоопределение очень важно для таких детей, поскольку для них главное – не получить аттестат, а увидеть и понять свои жизненные перспективы. Задача педагога – сориентировать родителей на реальные, а не на вымышленные перспективы. Это можно сделать методами убеждения, но это должен быть разговор двух заинтересованных в ребенке сторон. И если родитель понимает, что школа – на стороне ребенка, тогда все получится.
Особо хочу отметить такое движение, как «Абилимпикс» – Национальный чемпионат конкурсов профессионального мастерства для людей с инвалидностью. Если раньше к таким соревнованиям готовили учреждения СПО, то теперь в этот процесс включились школы. В рамках дополнительного образования они открывают кружки, студии, на базе которых отрабатываются профессиональные навыки.
– Сохранятся ли наряду с инклюзивным такие формы обучения детей-инвалидов, как надомное и дистанционное обучение?
– Надомное обучение сохранилось, но оно возможно только по медицинским показаниям.
Дистанционное образование не только сохраняется, но и активно развивается.
Например, программа «Московская электронная школа» позволяет нам организовать дистанционное обучение детей с ОВЗ, находящихся на длительном лечении или на реабилитации. Современные технологии позволяют ребенку онлайн присутствовать в классе и слышать учителя в режиме реального времени.
– По вашим прогнозам, останется ли специальное (коррекционное) образование или его окончательно вытеснит инклюзивное?
– Коррекционное образование, несомненно, сохранится.
Вопрос – или инклюзивное, или коррекционное образование – некорректен. У родителей должен быть выбор. Но, на мой взгляд, коррекционные школы рассчитаны на тех детей, которые не могут быть включены в систему инклюзивного образования. Как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями. В Москве эти учреждения были переданы в ведение соцзащиты, поскольку основное внимание там уделяется реабилитационным, медицинским мероприятиям, уходу и присмотру. Образовательная составляющая тоже есть, но она минимальна.
Но если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации. Поэтому, выбирая образовательную организацию, родитель должен думать о будущем своего ребенка, о том, что ему предстоит жить в обществе.
Инклюзивное образование обеспечивает ребенку с ОВЗ социальный лифт и неограниченные возможности для общения.
– А в чем преимущества инклюзивного образования для обычных детей?
– Для обычных детей это прежде всего нравственное воспитание.
Я наблюдала, как менялся класс, в который пришла обучаться девочка на коляске. Ребята боролись за право возить эту коляску на перемене.
Желание ребят помочь таким детям, объяснить новый материал очень велико.
И еще инклюзивное образование очень полезно для учителя, потому что оно меняет его психологию: с фронтальных методик работы он переходит на индивидуальные и учится быть внимательным к каждому ребенку.
Беседовала Ольга Дашковская
Рекомендации:
- Инклюзивное образование следует начинать с дошкольного возраста. Благодаря ранней инклюзии проще и естественнее происходит включение ребенка в детский коллектив. Такая модель является более оптимальной для образования и социализации ребенка.
- Родители здоровых детей должны быть заранее предупреждены о введении совместного обучения. Как правило, конфликты возникают там, где родители не владеют информацией. И в данном случае учителю очень важно честно, откровенно разговаривать с родителями.
- Желание принять ребенка со всеми его проблемами – это главная задача учителя. Если учитель не может принять ребенка с ОВЗ, то он точно так же не сможет принять ребенка с особенностями поведения или подростка из неблагополучной семьи. Профессия учителя требует от него принятия любого ребенка и понимания того, какие условия следует создать для его развития.
- Образовательный маршрут может быть очень гибким, и там, где ребенка можно включить в совместное обучение, мы должны это делать. Нормальная инклюзия – это 2–3 ребенка на класс из 25 человек. Когда эти пропорции нарушаются в сторону увеличения детей с ОВЗ, процесс обучения затрудняется.
- Родителям детей с ОВЗ надо развивать их в том направлении, которое им лучше всего удается. Раннее предпрофессиональное самоопределение очень важно для таких детей, поскольку для них главное – не получить аттестат, а увидеть и понять свои жизненные перспективы. Задача педагога – сориентировать родителей на реальные, а не на вымышленные перспективы.
- Коррекционные школы в основном рассчитаны на тех детей, которые не могут быть включены в систему инклюзивного образования. Как правило, это дети с тяжелыми множественными нарушениями.
Но если есть хотя бы малейшая возможность включить ребенка в общеобразовательный процесс, это необходимо сделать, поскольку инклюзивное образование – это путь к социализации. Поэтому, выбирая образовательную организацию, родитель должен думать о будущем своего ребенка, о том, что ему предстоит жить в обществе.
ФГОС ОВЗ
Новые подходы к образованию.
Что означает аббревиатура ОВЗ? Расшифровка гласит: ограниченные возможности здоровья. К данной категории относятся лица, которые имеют особенности в развитии как в физическом, так и в психологическом. Фраза «дети с ОВЗ» означает, что данным детям необходимо создание специальных условий для жизни и обучения.
Категории детей с ограниченным здоровьем:
— с расстройством поведения и общения;
— с нарушениями слуха;
— с нарушениями зрения;
— с речевыми дисфункциями;
— с изменениями опорно-двигательного аппарата;
— с отсталостью умственного развития;
— с задержкой психического развития;
— комплексные нарушения.
Дети с ОВЗ, виды их, предусматривают коррекционные схемы обучения, с помощью которых ребенка можно избавить от дефекта или существенно уменьшить его влияние. Так, например, при работе с ребятами, имеющими нарушения зрения, используются специальные развивающие компьютерные игры, которые помогают улучшить восприятие данного анализатора.
Принципы обучения.
Работа с ребенком с ОВЗ невероятно кропотливая и требует большого терпения.
Каждый вариант нарушения требует своей программы развития, основными принципами которой являются:
Психологическая безопасность.Помощь в приспособлении к окружающим условиям.Единство совместной деятельности.Мотивирование ребенка к учебному процессу.
Начальный этап образования в ДОУ включает в себя сотрудничество с воспитателем, повышенный интерес к выполнению разных заданий. Средняя школа должна стремиться к формированию гражданской и нравственной позиции, а также к становлению творческих способностей. Нельзя забывать о влиянии на развитие детей с ОВЗ семейного воспитания, которое играет основную роль в становлении личности. Не секрет, что процесс становления индивида включает в себя единство систем социокультурных и биологических факторов. Атипичное развитие имеет первичный дефект, который был вызван биологическими обстоятельствами. Он, в свою очередь, образует вторичные изменения, возникшие на патологической среде. Например, первичным дефектом будет нарушение слуха, а вторичным – наступившая немота. Изучая связь первичных и последующих изменений, педагог Л. С. Выготский выдвинул положение, в котором говорится, что чем дальше первичный дефект отделен от вторичных симптомов, тем успешнее будет коррекция последних. Так, на развитие ребенка с ОВЗ влияют четыре фактора: тип нарушения, качество, степень и срок возникновения основного нарушения, а также условия окружающей среды.
Обучение ребят.
При правильном и вовремя начатом развитии ребенка многие отклонения в дальнейшем становлении можно значительно смягчить. Образование детей с ОВЗ должно быть качественным. В настоящее время наблюдается рост количества ребят с тяжелейшими нарушениями, но вместе с этим, благодаря использованию новейшего оборудования, современным коррекционным программам многие ученики достигают нужного уровня развития в своей возрастной категории. В настоящее время набирает силу тенденция устранения неравенства общеобразовательных и коррекционных школ, повышается роль инклюзивного обучения. В связи с этим наблюдается большая неоднородность состава учеников по их психическому, физическому, умственному развитию, что значительно затрудняет адаптацию детей как с отклонениями в здоровьи, так и без функциональных расстройств. Педагог часто просто теряется в приемах оказания помощи и поддержки учащихся с ограниченными возможностями. Также существуют недочеты в применении разнообразных информационных технологий во время уроков или факультативных занятий.
Такие пробелы обусловлены следующими причинами:
Отсутствие в образовательном учреждении необходимой технологической инфраструктуры, программно-аппаратного обеспечения.Отсутствие нужных условий, ориентированных на совместную учебную деятельность.
Таким образом, создание «безбарьерной» среды в обучении до сих пор является проблемой.
Образование для всех.
Дистанционное обучение уверенно завоевывает почетное место в учении наряду с традиционными формами. Этот способ организации учебного процесса значительно упрощает получение достойного образования для детей с ОВЗ. Расшифровка дистанционного обучения выглядит так: это форма обучения, достоинствами которой являются:
Высокая адаптация к условиям жизни и здоровья учеников.Быстрое обновление методического обеспечения.Возможность быстрого получения дополнительной информации.Развитие самоорганизации и самостоятельности.Возможность получить помощь в углубленном изучении предмета.
Данная форма способна решить вопрос о домашнем обучении для часто болеющих детей, тем самым сглаживая границы между ними и ребятами без отклонений в здоровье.
Роль родителей.
Как быть родителям, у которых ребенок с ОВЗ. Расшифровка аббревиатуры проста – ограниченные возможности здоровья. Получение такого вердикта приводит родителей в состояние беспомощности, растерянности. Многие пытаются опровергнуть поставленный диагноз, но в итоге приходит осознание и принятие дефекта. Родители адаптируются и принимают разные позиции – от «Я сделаю все, чтобы мой ребенок стал полноценной личностью» до «У меня не может быть нездорового дитя». Данные положения необходимо учитывать психологам при планировании коррекционной программы с детьми с отклонениями в здоровье. Родители должны знать правильные формы помощи своему ребенку, несмотря на виды ОВЗ, способы адаптации, особенности развития.
Новый подход к образованию.
Совместное обучение детей с ОВЗ и без отклонений в здоровье поддерживается и описывается рядом документов. Среди них можно выделить: Национальную доктрину образования РФ, Концепцию модернизации российского образования, Национальную образовательную инициативу «Наша новая школа». Работа с ОВЗ подразумевает выполнение следующих задач в инклюзивном обучении: бытовых, нормативных, трудовых, а также социально адаптировать учащихся с последующим слиянием их с обществом.
При долгой, терпеливой работе по разработанным психологами коррекционным программам рано или поздно обязательно будет результат.