Цель физминутки в детском саду: Методическая разработка на тему: Комплекс физкультминуток для детей дошкольного возраста. – Картотека на тему: Физминутки в детском саду.

Картотека на тему: Физминутки в детском саду.

Физминутки в детском саду.  

Физминутки  предназначены  для  детей в ДОУ     для того, чтобы сбросить напряжение   от  непосредственно  образовательной деятельности. На непосредственно  образовательной    деятельности  ребёнок часто  утомляется, внимание его рассеивается, по этому  врачи советуют небольшие физминутки в детском саду в середине непосредственно образовательной деятельности, продолжительность 2- 3 минуты , после чего, ребёнок, сняв напряжение, может с новыми силами приступить непосредственно  образовательной деятельности.

1. Мы хлопаем в ладоши, хлоп, хлоп
хлопки над головой
Мы топаем ногами, топ, топ
высоко поднимаем колени
Качаем головой
головой вперед назад подвигать
Мы руки поднимаем, мы руки опускаем
руки поднять, опустить
Мы низко приседаем и прямо мы встаем
присесть и подпрыгнуть
Руки вниз, на бочок.
Разжимаем- в кулачок
Руки вверх и в кулачок
Разжимаем на бочок
На носочки поднимайся
Приседай и выпрямляйся
Ноги вместе. ноги врозь

2. Раз, два — выше голова
Три, четыре — руки, ноги шире
Пять, шесть — тихо сесть.

3. Раз — руки вверх махнули
И при том вздохнули
Два — три нагнулись. пол достали
А четыре — прямо встали и сначала повторяем.
Воздух сильно мы вдыхаем
При наклонах выдох дружный
Но колени гнуть не нужно.
Чтобы руки не устали,
Мы на пояс их поставим.
Прыгаем как мячики
Девочки и мальчики

4. На горе стоит лесок
круговые движения руками
Он не низок не высок
сесть, встать, руки вверх
Удивительная птица подает нам голосок
глаза и руки вверх, потянуться
По тропинке два туриста
Шли домой из далека
ходьба на месте
Говорят:»Такого свиста, мы не слышали пока»
плечи поднять

5. Открывай скорее книжку!
В книжке мошка, мышка, мишка,
В книжке мячик круглый бок:
вверх-вниз, прыг=скок.
В книжке зонт, открой и пой,
Лупит дождь, а ты сухой!
Киска в книжке близко-близко.
На цветной картинке киску
Долго глажу я рукой-
Ведь у киски мех такой!

6. Руки вверх поднимем — раз
Выше носа, выше глаз.
Прямо руки вверх держать
Не качаться. не дрожать.
Три — опустили руки вниз,
Стой на месте не вертись.
Вверх раз, два, три, четыре, вниз!
Повторяем, не ленись!
Будем делать повороты
Выполняйте все с охотой.
Раз — налево поворот,
Два — теперь наоборот.
Так, ничуть, не торопясь,
Повторяем 8 раз.
Руки на поясе, ноги шире!

7. Раз — подняться, подтянуться
Два — согнуться, разогнуться
Три — в ладоши три хлопка, головою три кивка.
На четыре — ноги шире.
Пять — руками помахать
Шесть — за стол тихонько сесть.

8. Пять веселых домовых
Праздничною ночью
Разгулялись чересчур.
Вста на цыпочки
Один закружился в вальсе
А второй споткнулся и нос расквасил.
Третий прыгал до небес
С неба звезды цапал.
А четвертый топал как Мишка косолапый
Пятый пел до хрипоты
Песенку за песенкой.
Этой ночью домовым очень было весело.

9. Вечер зимний в небе синем
встать из-за стола
Звезды синие зажег
встать на носки, потянуться
Ветви сыплют синий иней
потряхивая руками, потихоньку сесть
На приснеженный снежок

10. От зеленого причала оттолкнулся пароход
встать
Он шагнул назад вперед
шаг назад
А потом шагнул вперед
шаг вперед
И поплыл, поплыл по речке
движения руками
Набирая полный ход
ходьба на месте

Ножки — ножки,
Куда бежите?
В лесок по мошок —
Избу мшить,
Чтоб не холодно жить.
Ножки — ножки,
Куда бежите?
В лесок, во борок,
Грибы — ягоды собирать,
Да (имя) угощать.

Потягушеньки — порастушеньки,
Поперек толстушеньки,
А в ножках — ходунешьки,
А в ручках — хватушечки,
А в роток — говорок,
А в голову — разумок.

Заинька, попляши,
Серенький попляши.
Кружком,  бочком повернись!
покружиться
Заинька,  топни ножкой,
Серенький, топни ножкой!
топнуть ногой
Кружком, бочком повернись!
покружиться
Заинька, бей в ладоши!
Серенький, бей в ладоши!
похлопать в ладоши
Кружком, бочком повернись.

Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
ходить по кругу
Мы на карусели сели,
Завертелись карусели.
Вверх летели
потянулись вверх
Вниз летели
присели на корточки
Вверх летели, вниз летели
А теперь с тобой вдвоем
Мы на лодочке плывем.
Ветер по морю гуляет,
Нашу лодочку качает.

Зайцы.

Скачут, скачут во лесочке

Зайцы – серые клубочки

Руки возле груди, как лапки у зайцев; прыжки.

Прыг – скок, прыг – скок –

Встал зайчонок на пенек

Прыжки вперед – назад

Всех построил по порядку, стал показывать зарядку.

Раз! Шагают все на месте.

Два! Руками машут вместе.

Три! Присели, дружно встали.

Все за ушком почесали.

На четыре потянулись.

Пять! Прогнулись и нагнулись.

Шесть! Все встали снова в ряд,

Зашагали как отряд.

Липы.

Вот полянка, а вокруг

Липы выстроились в круг

Широким жестом развести руки в стороны.

Липы кронами шумят,

Ветры в их листве гудят

Руки поднять вверх и покачать ими из стороны в сторону.

Вниз верхушки пригибают

И качают их, качают

Наклонившись вперед, покачать туловищем из стороны в сторону.

Чок – чок, каблучок!

Потопать ногами.

В танце кружится сверчок.

Покружиться.

А кузнечик без ошибки

Исполняет вальс на скрипке.

Движения руками, как при игре на скрипке.

Крылья бабочки мелькают –

Движения руками, как крыльями.

С муравьем она порхает.

Покружиться парами.

Под веселый гопачок

Лихо пляшет паучок.

Танцевальные движения, как в гопаке.

Звонко хлопают ладошки!

Похлопать в ладоши.

Всё! Устали ножки!

Разминка.

Все движения разминки повторяем без запинки!

Эй! Попрыгали на месте.

Эх! Руками машем вместе.

Эхе — хе! Прогнули спинки,

Посмотрели на ботинки.

Эге – ге! Нагнулись ниже

Наклонились к полу ближе.

Повертись на месте ловко.

В этом нам нужна сноровка.

Что, понравилось, дружок?

Завтра будет вновь урок!

Облако.

Беленькое облако

Округленные руки перед собой

Поднялось над крышей

Поднять руки над головой

Устремилось облако

Выше, выше, выше

Подтянуться руками вверх; плавные покачивания руками над головой из стороны в сторону

Ветер это облако

Зацепил за кручу.

Превратилось облако в грозовую тучу

Руками описать через стороны вниз большой круг и опустить их; присесть.

Индюк.

Ходит по двору индюк

Шаги на месте

Среди уток и подруг.

Вдруг увидел он грача

Остановиться, удивленно посмотреть вниз

Рассердился сгоряча.

Сгоряча затопал

Потопать ногами

Крыльями захлопал

Руками, словно крыльям, похлопать себя по бокам

Весь раздулся, словно шар

Руки на поясе

Или медный самовар

Сцепить округленные руки перед грудью

Затряс бородою

Помотать головой, приговаривая «бала – бала – бала», как индюк

Понесся стрелою.

Бег на месте

Звериная зарядка.
Раз — присядка,
Два — прыжок.
Это заячья зарядка.
А лисята как проснуться
кулачками потереть глаза
Любят долго потянуться
потянуться
Обязательно зевнуть
зевнуть, прикрывая рот ладошкой
Ну и хвостиком вильнуть
движение бедрами в стороны
А волчата спинку выгнуть
прогнуться в спине вперед
И легонечко подпрыгнуть
легкий прыжок вверх
Ну, а мишка косолапый
руки полусогнуты в локтях, ладошки соединены ниже пояса
Широко расставив лапы
ноги на ширине плеч
То одну, то обе вместе
переступание а ноги на ногу
Долго топчется на месте
раскачивание туловища в стороны
А кому зарядки мало —
Начинает все сначала!
развести руки в стороны на уровне пояса ладонями вверх

Методическая разработка по физкультуре (старшая группа) на тему: Картотека «Физминутки в детском саду»

                   Методическая разработка- « Физминутка в детском саду».

                                        Картотека физминуток.

Какоша Валентина Валерьевна- воспитатель ГБОУ СОШ п. Просвет структурное подразделение «Детский сад «Росинка»

Цель: Помочь детям отдохнуть, развлечься, снять напряжение от непосредственной образовательной области. Получить ощущение физической разрядки, создать хорошее настроение.

                                                       «Осень»                                                                                Березы косы расплели,                                      Наклон головы к плечам.                                            Руками клены хлопали,                                     Хлопки себе по коленям.                                         Ветра холодные пришли,                                  Махи руками над головой в стороны.                                              И тополи затопали.                                            Топают ногами .                                                            Поникли ивы у пруда ,                                       Наклон вперед.                                                                  Осины задрожали,                                              Трясут кистями рук.                                         Дубы, огромные всегда,                                     Потянуться вверх, встать на носочки.                                                                                                                          Как будто меньше стали.                                   Присесть .                                                                                 Все присмирело. Съежилось,                           Пригнуть голову к коленям.                                      Поникло, пожелтело.                                                                                                                                Лишь елочка пригожая к зиме похорошела.  Встать, повороты в стороны.

 * * * * *

Туча небо кроет,                                            Взмахи руками над головой.                                                                                                                      Солнце не блестит,                                                                                                                                   Ветер в поле воет,                                         Изображают рупор.                                                                       Дождик моросит.                                           Взмахи руками перед собой.                                                Воды зашумели быстрого ручья,                Топают ногами на месте.                                                Птички улетели в теплые края.                   Изображают улетающих птиц.

                                                    Листики

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.                                                 Мы листики осенние,                                         Ветер снова набежал                                                         На веточках сидим.                                             И листочки все поднял.                                          Дунул ветер- полетели.                                       Закружились, полетели                                                         Мы летели, мы летели                                         И на землю снова сели.                                                     И на землю тихо сели.

                                                  «Зима»

Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.                                                  А сегодня у зимы- новоселье,                          Высоки- превысоки, кружевные!                                                                                                         Мы с тобой приглашены на новоселье.           Мы по лестнице шагаем.                                                                                                 Дом построен из сугроба.                                  Выше ноги, топ- топ.                                                                                      Вот такой вышины.                                            Двери комнат отворяем,                                                                                 Белый коврик у порога.                                      Справа –хлоп, слева –хлоп.                                                                                            А какой ширины?                                               — Здравствуй, зима!                                                                                             Вот такой ширины.                                             Ты хозяйке поклонись- ка :                                                                                           А кокой вышины?                                               — Здравствуй, зима!                                                                                Погляди- ка, потолки ледяные    

                                                 * * * * * 

Вот летят, кружась, снежинки,                             Взмахи руками.                                                    Кружевной плетут узор,                                        Вращение рук перед собой.                                             На поляны, на тропинки.                                        Показывают влево, вправо.                                            Лежит сказочный ковер.                                        Широко разводят руки в стороны .                             Кто  теперь заметит зайку,                                    Поворачиваются друг к другу.                 В белой шубке на снегу?                                                                                                                         Ну- ка где он? Угадай- ка,                                     Приседают, прячут лицо.                                              В поле или на лугу?                                                Поворачиваются  влево. Вправо.

                                                          * * * * *

Выпал белый снежок.                                            Дети становятся в круг.                                    Соберемся мы в кружок.                                                                                                                        Снег, снег, белый снег.                                          Машут руками перед собой.                                 Засыпает он нас всех.                                                                                                                                 Не боимся мы пороши,                                                                                                                           Ловим снег- хлопаем в ладоши.                           «ловят» и хлопают.                                               Руки в стороны, по швам-                                      Разводят руки в стороны, опускают  Снега хватит нам и вам.                                         по швам.

                                                          * * * * *

Снег, снег, белый снег.                                         Дети машут руками перед собой.    Осыпает он нас всех.                                                                                                                                Дети все на лыжи стали                                       «встают» на лыжи,                                                       И по снегу побежали.                                           бегут.                                                                   Сегодня из снежного мокрого кома,                   Идут по кругу «катят» ком.                                            Мы снежную бабу слепили у дома.                    Рисуют руками  в воздухе 3 круга. Стоит наша баба у самых ворот.                                                                                                             Никто не проедет, ни кто не пройдет.                 Грозят пальцем.                                               Знакома она уже всей детворе.                             Идут по кругу.                                                              А Жучка все лает: «Чужой во дворе».

                                                     «Весна»

На лужайке поутру мы затеяли игру.                                       Дети встают в круг.                                                   Я- подснежник, ты – вьюнок. Становитесь в наш венок.                                                                      Раз, два, три, четыре- раздвигайте круг пошире.                    Расходятся.                                             А теперь мы ручейки, побежим вперегонки.                           Бегают.                                         Прямо к озеру спешим, станет озеро большим.                                                                       Становитесь в круг опять — будем с солнышко играть.          Встают в круг.                                                Мы —  веселые лучи, мы  резвы и горячи!

                                            Цветочная зарядка

Говорит цветку цветок: «Поднимай-ка свой листок.             Поднять и опустить руки. Выйди на дорожку да притопни ножкой.                                Шагают на месте.                                      Да головкой покачай- утром солнышко встречай.                 Вращают головой.                              Стебель наклони слегка- вот зарядка для цветка.                  Наклоны.                                                А теперь росой умойся, отряхни и успокойся.                       Встряхивание кистями рук. Наконец готовы все день встречать во всей красе.                Садятся.

                                                         * * * * *

Как на яблоне цветы небывалой красоты.                              Потягивание рук в стороны К солнцу тянуться цветы, с ними потянись и ты.                  Потягивание рук вверх. Ветер дует иногда, только это не беда.                                   Дети машут руками. Колыхаются цветочки, опускают лепесточки,                       Наклоны.                                                  А потом опять встают и по- прежнему цветут.                     Встают прямо, руки вверх. Пчелки дружно прилетели и, жужжа в них сели,                   Машут руками.                  Опустили свой носок, чтоб достать скорей медок,               Наклоны головы вперед.                            А потом, а потом улетели все домой.                                      «улетают» на места.

                                                  «Лето»

Плыли тучи  дождевые:                                   Вытянуть руки вперед, ладони  вниз.                                   – Лей , дождик, лей!                                         Встряхивают  кистями  рук.                                Дождинки пляшут, как живые:                       Ладони вверх, встряхивают.                                          – Пей , рожь, пей!                                                                                                                                           И рожь , склоняясь к земле зеленой,               Присели.                                                                             Пьет, пьет, пьет.                                                                                                                                               А теплый дождик неугомонный  ,                     Встают и изображают капельки.                                    Льет, льет, льет!

*****

       Дети сопровождают стихотворение соответствующими движениями.  

По солнышку, по солнышку                             Щебечут птички звонкие,                                                                                                  Дорожкой луговой.                                             Порхают мотыльки.                                                                                               Идем по мягкой травушке                                 Желтеют одуванчики,                                                                                                   Мы летнею порой.                                              Синеют васильки.

* * * * *

По дороге  мы идем. Пусть далек, далек наш дом.            Шагают.                                               Жаркий день, сядем в тень .                                                 Присели.                                                  Мы под дубом посидим , мы под дубом полежим.            Ложатся.                                     Полежим, отдохнем, потом дальше пойдем!                      Встают и шагают.

                                                      «Овощи»

Огород у нас в порядке-                                              Действия по тексту.                                                      Мы весной вскопали грядки.                                                                                                   Мы пололи огород, поливали огород.                                                                                                             В лунках маленьких не густо                                     «Сажают»                                                   Рассадили мы капусту.                                                                                                                              Лето все она толстела,    

* * * * *

  В огород пойдем , урожай соберем.                                            Идут по кругу.                                                       Мы морковки натаскаем,  и картошки накопаем                      «таскают», «капают». Срежем мы кочан капусты круглый, сочный, очень вкусный.     «срезают»                                Щавеля нарвем немножко                                                                «рвут»                                                 И вернемся по дорожке.                                                                 Идут с «корзинками»

* * * * *

Мы стоим на огороде, удивляемся природе.                           Потягиваются.                                       Вот салат, а здесь укроп.                                                            Показывают направо, лево Там морковь у нас растет, поработаем с тобой.                                                                           Сорнякам объявим бой- с корнем будем выдирать.               Приседают.                                              Да пониже приседать.                                                                                                                                    Все полили мы из лейке                                                             «поливают»                                           И садимся на скамейки.

                                                         «Фрукты»

                                                        Яблоко

Дети сопровождают текст  движениями.                                                                                                 Вот так яблоко!                                                   И трудно яблоко достать.                                                                                                           Оно соку сладкого полно.                                  Подпрыгу, руку протяну.                                                                                           Руку, протяните,                                                  И быстро яблоко сорву.                                                                                    Яблоко сорвите.                                                   Вот так яблоко!                                                        Стал ветер веточку качать,                                 Оно соку сладкого полно.

                                                  Сбор фруктов

Мы идем во фруктовый сад.                                    Ходьба на месте.                                                 Вдыхаем яблок аромат.                                            Дыхательная гимнастика.                                  Хотим сорвать яблоки с дерева.                              Тянуться вверх.                                                Может быть, допрыгнем до них?                             Прыгают.                                                        Нужно поставить лестницу.                                      Имитируют подъем по лестнице. Срываем яблоки и кладем в корзину.                      Имитируют сбор яблок.                                Яблоки собрали, теперь отдохнем.                           Садятся.

* * * * *

Будем мы варить компот                                        Дети маршируют, образуя круг. Фруктов нужно много. Вот:                                                                                                                     Будем яблоки крошить,                                           «крошат»                                                         Груши будем мы рубить.                                         «рубят»                                                          Отожмем лимонный сок,                                          «отжимают»                                                                  Слив положим и песок.                                             «кладут»                                                                Варим, варим мы компот.                                         Приседают.                                                 Угостим честной народ.                                             Хлопают.

                                                     Яблоня

Дети сопровождают текст-  движениями.                                                                                                    В саду фруктовом яблоня посажена была.                                                                                                Она цветами белыми весною расцвела.                                                                                           Следил наш старый дедушка, известный садовод,                                                                               Чтоб наливала яблоня румяный сладкий плод.

                                                     «Лес»                                                                                                     Дети сопровождают текст-  движениями.                                                                                                     Мы шли-  шли- шли, землянику нашли.                                                                                                Раз, два, три, четыре, пять, мы идем искать опять.                                                                               Мы шли- шли- шли, грибочки нашли,                                                                                                      Раз, два, три, четыре, пять, мы идем искать опять.  

* * * * * 

Мы вокруг березы   весело пойдем,                                                                                                        Руки вверх поднимем, покружимся слегка.                                                                                                     И подбросим листья вверх под облака.  

       * * * * * 

Мы к лесной полянке вышли,                         Очень долго мы шагали,                                                                                               Поднимаем ноги выше,                                    Наши ноженьки устали.                                                                                       Через кустики и кочки,                                     Сейчас сядем, отдохнем,                                                                                    Через ветви и пенечки.                                      А потом гулять пойдем.

                                                      «Птицы» 

                                                      Вороны 

Вот под елочкой зеленой                                            Как- кар –кар! (громко)                                                                       Скачут весело вороны: кар- кар- кар (громко)         Только к ночи умолкают                                                                             Целый день они кричали,                                             И все вместе засыпают:                                                                          Спать ребятам не давали:                                             Кар- кар- кар! (тихо).

                                                            Лебеди

Лебеди летят,                                                   Прямо и гордо умеют держаться,                                                                                  Крыльями машут,                                            Очень бесшумно на воду садятся.                                                                            Прогнулись над водой,                                    На воду сели, посидели,                                                                                        Качают головой.                                               И снова полетели.

* * * * *

Птички прыгают, летают.                   Клювики почистили.                                                                                            Крошки птички собирают.                  Птички летают , поют,                                                                                              Перышки почистили,                           Зернышки клюют.

      * * * * *

Опустел скворечник, улетели птицы,                                                                                              Листьям на деревьях тоже не сидится .                                                                                                        Целый день сегодня все летят, летят…                                                                                                   Видно, тоже в Африку улететь хотят.

                                                «Животные»

Мы пойдем на носках,                                                                                                                              Мы пойдем на пятках.                                                                                                                            Мы идем, как все ребятки.                                                                                                                      Раз- два, раз- два!                                                                                                                                                     И как мишка косолапый.

                                                       Чудесное превращение

Дилы – дилы — дилы- появились крокодилы.                 Изображают крокодила.                                       Моты- моты- моты- появились бегемоты.                      Шагают , как бегемоты.                                      Афы- афы- афы –жуют листики жирафы .                      Тянуться вверх.                                            Ны- ны- ны- водой брызгают слоны.                               Надувают щеки, выбрызгивают Яны- яны- яны- по веткам скачут обезьяны.                   Прыгают на месте.

                 * * * * *

У нас славная осанка,                                     И как заинька –трусишка,                                                                                           Мы свели лопатки.                                          И как серый волк-  волчишка.                                                                                         Мы походим на носках,                                  Вот свернулся еж в клубок,                                                                                          А потом на пятках.                                          Потому, что он продрог.                                                                                             Пойдем мягко, как лисята,                              Лучик ежика коснулся,                                                                                             И как мишка косолапый,                                Ежик сладко потянулся.

Белочка

Физзарядкой белочке не лень                         Вправо прыгнула потом,                                                                          Заниматься целый день,                                   Покружилась над дуплом.                                                                                              С одной ветки прыгнув влево,                        Влево- вправо целый день                                                                                           На сучке она присела.                                      Прыгать белочке не лень.

                                                         Зайка

Зайка серенький сидит                                           Надо лапочки погреть .                                                                                       И ушами шевелит .                                                  Зайке холодно стоять,                                                                                        Вот так, вот так                                                       Надо зайке поскакать.                                                                                        Он ушами шевелит.                                                Вот так, вот так                                                                           Зайке холодно сидеть,                                             Надо зайке поскакать.                                                                                 Надо лапочки погреть.                                            Кто- то зайку напугал —                                                                                    Вот так, вот  так                                                      Зайка –прыг- и ускакал.

                                                   Кролик

Скок- поскок, скок- поскок,                                 На носочки подтянись.                                                                              Кролик прыгнул на пенек.                                    Лапки ставим на бочок,                                                                          В барабан он громко бьет,                                    На носочках скок- скок- скок.                                                                                        На разминку всех зовет.                                        А затем вприсядку,                                                                              Лапки вверх, лапки вниз,                                       Чтоб не мерзли лапки.

                                                     «Насекомые»

                                                     Бабочка

Спал цветок и вдруг проснулся,           Взвился вверх и полетел.                                                                                           Больше спать не захотел.                       Солнце утром лишь проснется,                                                                                   Шевельнулся, потянулся,                       Бабочка кружит и вьется.

                                                           Жук

Я нашла себе жука на большой ромашке.                               Держат жука в руках.                                               Не хочу держать в руках- пусть лежит в кармашке.              «Кладут» в карман.                                      Ой, упал, упал мой жук, нос испачкал пылью.                        Приседают.                                    Посажу его на сук, пусть расправит крылья.                          Подтягиваются, машут.

                                                          Жук

На лужайке, по ромашкам                                    Дети бегают по группе.                                                                                   Жук летал в цветной рубашке.                                                                                                                  Жу-  жу-  жу , жу – жу — жу,                                 Останавливаются.                                                                                              Я ромашками дружу.                                                                                                                             Тихо на ветру качаюсь,                                         Наклоны вправо, влево.                                                                                Низко, низко наклоняюсь.                                     Наклоны вперед, назад.                                                                                     На цветке я посидел,                                               Приседают.                                                                           Отдохнул и полетел.                                              Садятся на места.

                                                  Лягушки

На болоте две подружки, две зеленые лягушки                                                                                  Утром рано просыпались, полотенцем растирались.                                                                  Ножками топали, ручками хлопали,                                                                                                 Вправо, влево наклонялись и обратно возвращались.                                                                          Вот здоровье в чем секрет.                                                                                                                            Всем друзьям физкульт- привет!

                                                     «Одежда»

Ох, испачкалась одежда,                               Всю одежду мы замочим,                                                                                            Мы ее не берегли,                                           Пятна тщательно потрем,                                                                           Обращались с ней небрежно,                        Постираем, прополощем,                                                                                       Мяли , пачкали в пыли.                                  Отожмем ее, встряхнем.                                                                                       Надо нам ее спасти                                          А потом легко и ловко                                                                                            И в порядок привести.                                    Все развесим на веревках.                                                                                            В тазик воду наливаем,                                  А пока одежда сушится,                                                                              Порошочку насыпаем.                                    Мы попрыгаем , покружимся.

                                                          * * * * *

Мы стираем, мы стираем,                            И не капли не устали,                                                                                Полоскаем, полоскаем.                                А теперь его отжали,                                                                                          Мы белье прополоскали                              Стряхнули и повесили.

                                               Шапка

Шапка шерстяная, наверху пампон,                В этой шапке можно бегать и зимой.                                                                            Круглый словно мячик, и пушистый он.         Бабушка вязала шапку не спеша.                                                                                 Есть еще у шапки отворот цветной,                 Шапка шерстяная  вышла хороша.

                                                     «Рыбы»

Как в аквариуме нашем                                 То сожмутся, разожмутся,                                                                                         Рыбки золотые пляшут.                                 То зароются в песке,                                                                                                          Они весело резвятся                                       То помашут плавниками,                                                                                                   В чистой тепленькой воде,                            То закружатся кругами.

* * * * *

Мы плывем по теплой речке, тихо плещется вода.                Плавательные движения                               В небе тучки, как овечки, разбежались кто куда.                   Потягивание                                        Мы из речки вылезаем, чтоб обсохнуть, погулять.                 Ходьба на месте.                                         А теперь глубокий вдох, и садимся на песок.                           Приседают.

                                                  Литература:

— О.С. Гомзяк «Говорим правильно в 5- 6 лет»

— Г.Н. Давыдова «Детский дизайн, пластилинография»

— Т.Р. Кислова «По дороге к азбуке»

 

 

                                                                                                                                                     

                                                                                 

                                                                             

                                                                                             

                                                                                                                                                                                         

       

                                       

Консультация: Значение и формы проведения физкультминуток в ДОУ

Значение и формы проведения физкультминуток в ДОУ


Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. 

Что же это такое — физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения -проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей,повысить или удержать умственную работоспособность, предупредить утомление, обеспечить кратковременный активный отдых для детей, когда значительную нагрузку испытывают органы зрения и слуха, мышцы туловища, мышцы кисти работающей руки. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.

Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему.

Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления;

• Упражнения для кистей рук;

• Гимнастика для глаз;

• Упражнения, корректирующие осанку;

• Дыхательная гимнастика;

• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

Значение физкультминутки: помогают отдохнуть, развлечься, снять напряжение, получить ощущение физической разрядки, улучшают кровообращение, снимают утомление мышц, нервной системы, активизируют мышление детей, создают положительные эмоции и повышают интерес к занятиям.

Продолжительность: 1 – 2 мин.

Форма проведения физкультминуток: выполнение движений под текст стихотворения.

1.Упражнения для снятия общего или локального утомления. 

Воробьишка потянулся, (Туловищем, руками тянутся вверх)

Распрямился, встрепенулся. (Распрямились, встрепенулись)

Головой кивнул три раза, (Головой кивнули три раза)

Подмигнул нам черным глазом, (Подмигнули глазом)

Лапки в стороны развел (Руки в стороны развели)

И по жердочке пошел. (Ходьба по одной полосе)

Прогулялся и присел, (Присели)

Свою песенку запел:

Чик-чирик-чирик-чирик


На реке живет енот, (Руками изображают речку)

Чешет лапкой он живот. (Ладошками гладят живот)

Своим хвостиком виляет, (Бедрами вправо, влево)

Кверху лапки поднимает. (Руки вверх)

Шустро он по кочкам скачет (Прыгают)

И запас под корень прячет. (Приседают)

Он среди воды живет, (Руками изображают речку)

Добродушный наш енот


Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). 

Неуклюжий шел пингвин (Ходьба на месте)
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке. (Прыгают на правой ножке)
А теперь подскок на левой – (Прыгают на левой ножке)
И присел, согнув колени. (Присели, согнув колени) 
Встал, присел – (Встали, присели)
И пять прыжков: (Прыгают) 
Очень климат уж суров!

2.Упражнения для кистей рук. 

Так проворны наши руки – (Крутят, танцуют кистями рук)

Нет им времени для скуки.

Руки вверх, вперед, назад – (Руки вверх, вперед, назад)

С ними можно полетать (Руками изображают самолет)

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонко координированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка — дошкольника еще недостаточно развиты. 

3.Гимнастика для глаз.


Тихо в воздухе кружит. (Водят глазами по кругу)

Он все ниже, ниже, ниже, (Опускают глаза вниз)

Все к земле он ближе, ближе.

Только дунет ветерок –

Лист поднимется с дорог. (Смотрят глаза вверх)

Будет дуть осенний ветер, (Водят глазами по кругу)

Будет лист кружить на свете


Офтальмологи рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».

Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.
Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх

Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.

Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.

4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки.
Нарушение осанки у школьников, влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:

• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений;

• несоответствие размеров мебели росту ребёнка;

• недостаточное освещение.

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров».

(Ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом).


2. «Обезьянки» — прыжки на двух ногах.


Мы сегодня обезьянки,

По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко

И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу

3. «Часы» — наклоны туловища вправо – лево и др.

Тик да тик – часы стучат,

Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,

А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:

Всё они идут, идут…


5.Дыхательная гимнастика. 

Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.

  1. Шарик

Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок

2. Чудо – ветер.

(Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т.д.).

Дует, дует ветерок,

Полетит сейчас пушок.

6. Использование музыки и танца для физкультминуток.


С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. 

Танцы полезны, потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе, 
• развивают дыхательную систему. 

Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.


Заключение: Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.

Список используемой литературы:

1. Аверина И. Е. Физминутки и динамические паузы в ДОУ.М: Айрис –Пресс, 2006

2. Ковалько В.И. Азбука физкультминуток для дошкольников: Практические разработки физкультминуток, игровых упражнений, гимнастических комплексов и подвижных игр (средняя, старшая, подготовительная группы). — М.: ВАКО, 2005. -176 с

3. Нестерюк Т. Е. «Гимнастика маленьких волшебников». – «ДТД», 1993.

4. Сайкина Е.Г. «Физкультпривет минуткам и паузам!». С – П : Детство-Пресс, 2006

Конспект : «Тематические физминутки»

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

Детский сад № 19

Разработка тематических физминуток

Выполнила: Васинова М.П.

Армавир,2017г.


Для ребёнка вся жизнь протекает в игре. В игре он учится, в процессе игры мы его воспитываем и развиваем. 
Что же это такое — физкультминутки для дошкольников? Это время для веселья, стихов и движения. Чтобы детишки хорошо росли и развивались, им просто необходимы такие чудесные подвижные физкультурные минутки.

Яблоня в моем саду
Гнется низко на ветру.
Наклонилась вправо, влево –
Покачаться захотела.
Ветки вниз и вверх качнула
И вперед их протянула.
А как стихнет ветерок,
Моя яблонька заснет

Физкультминутка — кратковременные физические упражнения — проводится в средней, старшей и подготовительной группах в перерыве между занятиями, а также в процессе занятий, требующих интеллектуального напряжения (развитие речи, рисование, математика и др.).

Цель проведения физкультминуток – способствовать оздоровлению детей.
Исследования свидетельствуют о необходимости смены деятельности через каждые 20 мин. Физические упражнения улучшают кровообращение, работу сердца, легких, способствуют восстановлению положительно-эмоционального состояния.


Веселой зарядкой можно заниматься с ребенком с самого раннего возраста. В процессе такой незатейливой подвижной игры малыш знакомится со своим телом, узнает ритм и красоту слова. Важно, учитывать индивидуальные особенности нервной системы каждого ребенка. Легко возбудимому ребёнку необходимо предлагать спокойные упражнения в среднем темпе, для заторможенного малыша пригодны упражнения, активизирующие его мышечную систему. 

Снять напряжение, активизировать внимание детей позволяют различного рода физкультминутки на каждом занятии. Можно выделить следующие виды физкультминуток:

• Упражнения для снятия общего и локального утомления; 
• Упражнения для кистей рук;
• Гимнастика для глаз;
• Упражнения, корректирующие осанку;
• Дыхательная гимнастика.
• Упражнения с использованием танцевальных движений и музыки.

1.Упражнения для снятия общего или локального утомления 

На реке живет енот,
Чешет лапкой он живот.
Своим хвостиком виляет,
Кверху лапки поднимает.
Шустро он по кочкам скачет
И запас под корень прячет.
Он среди воды живет,
Добродушный наш енот

Для того, чтобы снять излишнее статическое напряжение, во время физкультурных минутках проводятся динамические упражнения на расслабление различных групп мышц (шеи, плечевого пояса, конечностей). 


Неуклюжий шел пингвин
Посреди холодных льдин.
И по ледяной дорожке
Прыгал он на правой ножке.
А теперь подскок на левой –
И присел, согнув колени.

Встал, присел –
И пять прыжков:
Очень климат уж суров!

2.Упражнения для кистей рук 
Так проворны наши руки –
Нет им времени для скуки.
Руки вверх, вперед, назад –
С ними можно полетать

При работе с дошкольниками особое внимание следует уделять упражнениям для развития тонкокоординированных движений кистей рук. Процесс письма в основном осуществляется мелкими червеобразными мышцами правой руки, эти мышцы у ребенка — дошкольника еще недостаточно развиты. 

3.Гимнастика для глаз
Тихо в воздухе кружит.
Он все ниже, ниже, ниже,
Все к земле он ближе, ближе.
Только дунет ветерок –
Лист поднимется с дорог.
Будет дуть осенний ветер,
Будет лист кружить на свете

Офтальмолог В. Ф. Базарнов рекомендует специальный комплекс из пяти простейших упражнений: «Физкультминутка для глаз».
Исходное положение каждого упражнения — стоя или сидя.
Упражнение 1. 15 движений глазами справа-налево, затем слева-направо.

Воробьишка потянулся,
Распрямился, встрепенулся.
Головой кивнул три раза,
Подмигнул нам черным глазом,
Лапки в стороны развел
И по жердочке пошел.
Прогулялся и присел,
Свою песенку запел:
Чик-чирик-чирик-чирик

Упражнение 2. 15 движений глазами вверх-вниз и вниз-вверх

Упражнение 3. 15 круговых движений глазами слева-направо.


Упражнение 4. То же самое, но справа-налево.
Утром встал гусак на лапки,
Приготовился к зарядке.
Посмотрел он вправо, влево,
Повороты сделал смело.
Пощипал немного пух –
И с разбегу в воду плюх!

Упражнение 5. 15 круговых движений глазами, уложенную набок цифру 8.


4. Физкультминутки, направленные на формирование правильной осанки
Нарушение осанки у школьников влечет за собой нарушение здоровья.
Причинами нарушения осанки подразумевается образ жизни дошкольника:
• гиподинамия, то есть, недостаточное количество движений.
• несоответствие размеров мебели росту ребёнка, 

• недостаточное освещение.

Простые упражнения окажут благотворное воздействие на весь организм:
1. «Колка дров». И. п.: ноги на ширине плеч, руки в замок за голову. Резкий наклон туловища вперед сопровождается шумным выдохом.


2.«Обезьянки» — прыжки на двух ногах.
Мы сегодня обезьянки,
По-английски – просто манки.
Покривляемся немножко
И похлопаем в ладошки.
Головой кивнем друг другу
И опять бежим по кругу

3. «Часы» — наклоны туловища вправо – лево и др.

Тик да тик – часы стучат,
Целый день вперед спешат.
Три часа на них сейчас,
А потом и шесть как раз.
Снова тикают часы –
Девять раз пробьют они.
У часов тяжелый труд:
Всё они идут, идут…

5.Дыхательная гимнастика. 
Дыхательные упражнения помогают повысить возбудимость коры больших полушарий мозга, активизировать детей на занятии. Все упражнения проводятся в хорошо проветренном помещении.


Я с утра сегодня встал,
С полки шар воздушный взял.
Начал дуть я и смотреть –
Стал мой шарик вдруг толстеть.
Я все дую – шар все толще,
Дую – толще, дую – толще.
Вдруг услышал я хлопок –
Лопнул шарик, мой дружок

1.Чудо – ветер. Дети делают вдох и дуют на ленточку, пушок и т.д.. 
Дует, дует ветерок,
Полетит сейчас пушок.


2.Ныряние. задержка дыхания.


6. Использование музыки и танца для физкультминуток
С древних времен известно воздействие сочетания ритмического движения и музыки на состояние здоровья человека. 


Танцы полезны, потому что:
• укрепляют сердечно-сосудистую систему,
• поддерживают мышцы в тонусе, 
• развивают дыхательную систему. 
Танцевальные движения делают тело легким, подвижным, выносливым, значительно улучшится координация движений и равновесие.
Введение в структуру занятий физкультминуток является необходимым условием для поддержания высокой работоспособности и сохранения здоровья детей.


Значение физминуток для дошкольников.

Значение физминуток для дошкольников

      Любая непосредственная образовательная деятельность, не связанная с движением, является тяжелой нагрузкой на организм дошкольников, так как для них характерна неустойчивость нервных процессов. Они быстро утомляются, снижается устойчивость внимания, у детей теряется интерес к деятельности, что, конечно, отрицательно влияет на ее эффективность.

      Очевидно, что взрослые должны предупредить возникновение утомления у малышей, своевременно обнаружить признаки его появления и как можно быстрее, эффективнее снять их, так как утомление, накапливаясь, может перерасти в переутомление и стать причиной возникновения различных нервных расстройств. Каждый воспитатель должен знать, что признаки утомления у детей 3-4 лет появляются через 7-9 минут непосредственной образовательной деятельности, у детей 5-6 лет — через 10-12 минут, в 7-8 лет — через 12-15 минут! Утомление может проявляться по-разному: зевотой, рассеянным вниманием, отвлекаемостью, раздражительностью, появлением непроизвольных движений, нарушением осанки и координации движений. Одним из самых эффективных способов предупреждения утомления, улучшения общего состояния детей, смены их деятельности считаются кратковременные физические упражнения, так называемые физминутки. Они снимают напряжение мышц, вызванное неподвижным состоянием, переключают внимание с одной деятельности на другую, успокаивают нервную системуи восстанавливают работоспособность детей.

      Физминутки в ДОУ, как правило, проводятся примерно в середине образовательной деятельности в течение 1-2 минуты в виде игровых действий. Детям нравятся несложные упражнения, сопровождающиеся стихами и, по возможности, связанные с темой и содержанием деятельности. Главное, чтобы движения были просты, доступны и интересны каждому ребенку, они должны быть достаточно интенсивны, влиять  на многие группы мышц, но не быть чрезмерными.

      Веселые физминутки можно использовать в работе с дошкольниками с самого раннего возраста.Они положительно влияют на деятельность мозга, активизируют сердечно-сосудистую и дыхательную системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов и работоспособность нервной системы. Физминутка — это один из обязательных, продуманных элементов в образовательной деятельности. Она необходима и важна,  это —  “минутка” активного и здорового отдыха. Физминутка – это весело, интересно и полезно!

Классификация физминуток

      Физминутка– это веселые физические упражнения, направленные на снятие усталости.

 

1. Физминутки — разминки ( двигательно – речевые)

      Двигательно-речевые физминутки дают отдых различным группам мышц, активизируют деятельность мозга, сердечно-сосудистой и дыхательной системы, улучшают кровоснабжение внутренних органов. Кроме того, они помогают взрослым развивать у дошкольников координацию движений, стимулируют развитие речевых навыков, активизируют память, внимание, развивают творческое воображение.

      Детям очень нравится выполнять несложные движения под ритмичные, легко запоминающиеся стихи. В своей работе я разучиваю новые физминутки — разминки не более двух в месяц, стараюсь делать это во время утренней гимнастики, на прогулках и т.д., чтобы во время непосредственной образовательной деятельности все дети знали и выполняли движения, проговаривали слова.

      Планирование разучивания физминуток – разминок рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Физическое развитие».

Сентябрь.

1 – 2 неделя. №1.

          Аист, аист, длинноногий,

          Покажи домой дорогу.

          Топай правою ногой,

          Топай левою ногой.

          Снова — правою ногой,

          Снова — левою ногой,

          После — правою ногой,

          После — левою ногой.

          Вот тогда придешь домой.

            3 – 4 неделя. №2.

        Буратино потянулся,

        Раз — нагнулся,

        Два — нагнулся,

        Три — нагнулся.

        Руки в стороны развел,

        Ключик, видно, не нашел.

        Чтобы ключик нам достать,

        Нужно на носочки встать.

 

Октябрь.

           1 – 2 неделя. №3.

          Руки кверху поднимаем,

          А потом их опускаем,

          А потом к себе прижмем,

          А потом их разведем,

          А потом быстрей, быстрей,

          Хлопай, хлопай веселей.

 

 

            3 – 4 неделя. №4.

     Я иду, и ты идешь— раз, два, три.

                    (шаг на месте)

     Я пою, и ты поешь — раз, два, три.

                     (стоя, дирижируем 2-мя руками)

      Мы идем и мы поем — раз, два, три.

                      (шаг на месте)

      Очень дружно мы живем — раз, два, три.

                      ( хлопаем руками)

Ноябрь.

          1 – 2 неделя. №5.

          На балконе две подружки,

          Две зеленые лягушки,

          Утром рано умывались,

          Полотенцем растирались,

          Ножками топали,

          Ручками хлопали,

          Вправо, влево наклонялись

3 – 4 неделя. №6.

          Поднимите плечики.

          Прыгайте, кузнечики!

          Прыг-скок, прыг-скок.

          Сели, травушку покушаем,

          Тишину послушаем.

          Тише, тише, высоко,

          Прыгай на носках легко.

Декабрь

1 – 2 неделя. №7.

          Мы к лесной лужайке вышли,

          Поднимая ноги выше,

          Через кустики и кочки,

          Через ветви и пенечки.

          Кто высоко так шагал,

          Не споткнулся, не упал.

3 – 4 неделя. №8.

          Раз, два, три четыре – топаем ногами.

          Раз, два, три, четыре – хлопаем руками.

          Руки вытянуть пошире –

          Раз, два, три четыре!

          Наклониться – три, четыре,

          И на месте поскакать.

          На носок, потом на пятку

          Все мы делаем зарядку.

Январь.

1 – 2 неделя. №9.

          Зайцы скачут скок-скок-скок,

          Да на беленький снежок

          Приседают, слушают – не идет ли волк!

          Раз – согнуться, разогнуться,

          Два – нагнуться, потянуться,

          Три — в ладошки три хлопка,

          Головою три кивка.

    3– 4 неделя. №10.

          Отдых наш – физкультминутка,

          Занимай свои места.

          Раз – присели, два – привстали,

          Руки кверху все подняли.

          Сели, встали, сели, встали,

          Ванькой – Встанькой словно стали,

          А потом пустились вскачь

          Будто мой упругий мяч.

Февраль.

1 – 2 неделя. №11.

          Мы ногами топ-топ!

          Мы руками хлоп-хлоп!

          Мы глазами миг-миг,

          Мы плечами чик-чик.

          Раз — сюда, два — туда,

          Повернись вокруг себя.

          Раз — присели, два — привстали.

          Руки кверху все подняли.

          Раз-два, раз-два,

          Заниматься нам пора.

3 – 4 неделя. №12.

          Мы топаем ногами,

          Мы хлопаем руками,

          Киваем головой.

          Мы руки поднимаем,

          Мы руки опускаем и  кружимся потом

Март.

1 – 2 неделя. №13.

  Раз – подняться, потянуться,

  Два – согнуться, разогнуться,

 Три – в ладоши три хлопка,Головою три кивка.

 На четыре – руки шире,

 Пять – руками помахать

   И на место тихо встать.

3 – 4 неделя. №14.

  Лебеди летят, крыльями машут,

Летают над водой, качают головой.

Прямо и гордо умеют держаться, Очень бесшумно на воду садятся.

Сели, посидели,снова улетели.

 

Апрель.

1 – 2 неделя. №15.

          Загудел паровоз и вагончики повез,

          Чу – чу – чу, чу – чу – чу,

          Далеко я укачу.

          Вагончики цветные бегут, бегут, бегут,

          А круглые колесики тук – тук,

          Тук – тук, тук – тук.

 

3 – 4 неделя. №16.

        Я прошу подняться вас – это «раз»,

        Повернулась голова — это «два»,

        Руки вбок, вперед смотри это «три».

        На «четыре» – поскакать.

        Две руки к плечам прижать — это «пять».

        Всем ребятам тихо сесть — это «шесть».

Май.

1 – 2 неделя. №17

На зарядку солнышко поднимает нас.

 Поднимаем руки мы по команде — раз!

 А над нами весело шелестит листва.

Опускаем руки мы по команде — два!

3 – 4 неделя. №18.

        Руки кверху поднимаем, а потом их опускаем,

        А потом их разведем

        И к себе скорей прижмем.

        А потом быстрей, быстрей,

        Хлопай, хлопай веселей!

 

2. Упражнения для глаз.

       Нагрузка на глаза у современного ребёнка огромная. Это и телевидение с его круглосуточными детскими каналами, и компьютер, и сотовый телефон, и другие занимательные технические «штучки», без которых не мыслит свою жизнь современный маленький человек. А отдыхают глазки ребенка только во время сна. Поэтому гимнастика для глаз полезна детям любого возраста в целях профилактики нарушений зрения. Занимайтесь профилактикой и вы не допустите зрительного утомления!

      Очень интересны детям электронные физминутки для глаз (физминутки — офтальмотренажеры). Это —  гимнастика для глаз, подготовленная заранее с помощью компьютерных технологий. Например, вниманию дошкольников представляется на мониторе таблица с картинками. На краю таблицы сидит бабочка, которая перелетает при каждом щелчке мыши с одной картинки на другую. Дети следят за ней глазами и  называют картинки, на которые приземляется бабочка. Но, к сожалению, пока еще внедрение ЭОР в ДОУ оставляет желать лучшего, поэтому чаще всего воспитатели самостоятельно изготавливают различные зрительные таблицы или используют в работе разнообразные упражнения для глаз.

      Старшие дети могут, чтобы отдохнули глаза, не вставая с места, посмотреть вверх, вниз, направо, налево, нарисовать глазами круг или первую букву своего имени. Но младшим детям намного интереснее, если упражнения  будут сопровождаться стихотворным текстом.

      Планирование разучивания упражнений для глаз рекомендуется размещать в «Перспективном годовом планировании по образовательным областям» в разделе «Физическое развитие».

     

Примерное планирование разучивания упражнений для глаз с  детьми подготовительной к школе группы детского сада

 Сентябрь.

      1 – 2 неделя.      «Пчела — оса».

      По звуковому сигналу «Пчела!» воспитатель поднимает пчелу, дети переводят на нее взгляд. На сигнал «Оса!» дети смотрят на осу. Оса расположена дальше от детей, чем пчела. Голова должна находиться в фиксированном положении, двигаются только глаза.

      3 – 4 неделя.      «Маятник».

      В руках воспитателя – метроном. Дети следят за стрелкой глазами, переводят глаза слева направо и наоборот.

Октябрь.

     1 – 2 неделя.    Упражнение «Далеко-близко».

   Вытянуть правую руку вперед и смотреть 5 сек. на большой палец руки, затем переводим взгляд вдаль и смотрим 5 сек. на любой предмет (повторить 3 раза).

      3 – 4 неделя.      «Рисуем геометрические фигуры  глазами».

    Воспитатель показывает фигуры, дети «обводят» их глазами.

Ноябрь.

      1 – 2 неделя.      «Вправо-влево смотрит кошка».

      В руках воспитателя – игрушка, кошка. Ее голова поворачивается, дети следят слева направо и наоборот.     

      3 – 4 неделя.    «Рисуем цифры глазами».

      Воспитатель показывает цифры, дети «обводят» их глазами.

Декабрь.

       1 – 2 неделя.      «Вверх ты руку подними, на игрушку посмотри…».                             

      Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках мелкие игрушки из Киндер-сюрприза, следим глазами за ними.

       3– 4 неделя.  «Солнышко и тучки»  

                       Солнышко с тучками в прятки играло.

                             Солнышко тучки-летучки считало:

Серые тучки, черные тучки.                (смотреть глазами вправо — влево)                    

Легких — две штучки,

                       Тяжелых — три штучки.                         (смотреть глазами вверх — вниз)

                             Тучки попрятались, тучек не стало.    ( Закрыть глаза ладонями)

                       Солнце на небе вовсю засияло.          (Поморгать глазками)

Январь.

        1 – 2 неделя.   «Вверх снежинку подними».

      Поднимаем медленно поочередно правую и левую руки, держим в руках бумажные снежинки, следим глазами за ними. Аналогично передвигаем поочередно правой и левой вытянутыми руками слева направо.

        3– 4 неделя.   «Восьмерки».

      Рисуем глазами вертикальные и горизонтальные восьмерки (используется демонстрационная таблица).Плавные движения глаз вырисовывают восьмерку. Исходное положение – глаза закрыты. Далее их открываем. Как только восьмерка закончилась, то снова закрываем глаза на несколько секунд. Медленный счет до восьми.

         Рисуй восьмерку вертикально и головою не крути,
         А лишь глазами осторожно  ты вдоль по линиям води.
                                               (Закончилась первая восьмерка – вертикальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
         
Теперь следи горизонтально и в центре ты остановись,
         Зажмурься крепко моментально. Давай, дружочек, не ленись!
                                               (Закончилась вторая восьмерка – горизонтальная. Глаза закрыли на несколько секунд.)
         
Глаза открой-ка наконец.
         Закончилась восьмерка.  Молодец!         (Легко моргают).

 Февраль.

      1 – 2 неделя.    «Солнышко и тучка».

      Дети смотрят на иллюстрацию — тучку в руках воспитателя. За тучкой солнышко. Тучку убрали, видим солнышко – заморгали. Снова тучка – смотрим и т.д.     

       3 – 4 неделя.    «Рисуем буквы».

      Воспитатель показывает буквы (М, В, З, И, Л, О, П, Р). Дети «рисуют» буквы глазами.

Март.

       1 – 2 неделя.     «Маятник».

     Перемещаем взгляд с игрушки в руках (прямо перед глазами на расстоянии примерно 30 см) на игрушку на расстоянии приблизительно 3 метра.                                                                             

       3 – 4 неделя.   «Поморгаем глазками».

      Воспитатель показывает игрушку – дети смотрят, спрятала игрушку – моргают.

Апрель.

       1 – 2 неделя.    «Оса».  

        Са-са-са — Прилетела к нам оса. (Вытянуть перед собой указательный палец, зафиксировать взгляд на его кончике. Прослеживать взглядом движение пальца вправо-влево. Голова остается неподвижной).    

        Су-су-су —Мы видели осу. (Проследить движение пальца вверх-вниз).

         Сы – сы- сы —Испугались мы Осы.(Описать в воздухе круг и проследить движение взглядом).

       3 – 4 неделя.      «Далеко – близко».

       Дети держат игрушку в руках, медленно вытягивают руки вперед и подносят обратно игрушку близко к глазам. Следят взглядом за игрушкой.

Май.

      1 – 2 неделя.    «Самолет»

      Пролетает самолет,                (раскинули руки, летим, глазки вниз)

      С ним собрался я в полет!     (смотрим вниз, не опуская головы, словно оглядывая из кабины  землю)

      Правое крыло отвел–             (посмотрели как можно дальше вправо)

      Левое крыло отвел —               (посмотрели влево)

      Я мотор завожу                        ( рука описывает большой круг, глазки следят за движением руки)

      И внимательно гляжу!             (описываем круг в другую сторону)

      Поднимаюсь и лечу,                 (описываем рукой большие восьмёрки)

      Возвращаться не хочу!           (следим за движением руки глазами)

      3 – 4 неделя.      «Часики — ходики».

           Тик -так, ходики                   (Плавные движения глаз вправо – влеволавно)
           Работают исправно.          (Дети садятся прямо и настраиваются)
           
Влево – вправо – раз,
           Влево – вправо – два,
           Влево – вправо –три,
           Влево – вправо – четыре,
           Влево – вправо – пять,     (Движения глаз влево-вправо-вперед на воспитателя)
           
Полезно и забавно,
           И весело моргать               (Дети легко моргают)

 

Статья (младшая группа) на тему: Физкультминутки в детском саду

« Физкультминутки  в детском саду»

Физкультминутка не является обязательным режимным моментом как утренняя гимнастика, но опыт показал, что введение ее в режим дня детей разных возрастных групп дает положительные результаты. Физкультминутка это — кратковременное (в течение 1 – 2 минут) мероприятие, которое способствует укреплению организма ребёнка, повышает его работоспособность. Физкультминутка проводится, с целью активно изменить деятельность детей и этим ослабить утомление, а затем снова переключить их на продолжение занятие.

Физкультминутка дает возможность воспитателям , а также родителям играть с детьми, радовать их и, вместе с тем развивать речь, координацию движения и мелкую моторику. Благодаря упражнениям, входящим в физкультминутку, у детей улучшается осанка, усиливается обмен веществ в организме, развивается произвольное внимание и память, способность сосредотачиваться, дети получают разнообразные сенсорные впечатления. Забавные стихи и смешные потешки,  упражнения, имитирующие движения их содержания, позволяют проводить интересную,  и яркую физкультминутку в любой момент, как только педагог заметит, что внимание детей становится рассеянным и им надо взбодриться.

Движение каждого упражнения дети должны выучить вместе с воспитателем, с тем, чтобы потом они выполняли их самостоятельно, только услышав название физкультминутки или взглянув на картинку с иллюстрацией к той или иной потешки или стихотворению. Наиболее благоприятным временем для проведения физкультминутки следует считать переход между этапами работы на одном занятии, когда нужно переключить внимание детей с одной деятельности на другую или вторую половину занятия, когда воспитатель замечает утомление детей. Во втором случае уловить нужный момент бывает часто трудно, но при хорошем знании коллектива детей и умении наблюдать за ними это вполне доступно. Но нужно учитывать, что при большой заинтересованности детей к занятию, особенно когда используются наглядные пособия, физкультминутка

 может и помешать успешному его проведению. Следовательно, не все занятия требуют введения физкультминутки как обязательного элемента. Например, на занятиях по музыкальному воспитанию нет надобности, включать физкультминутку, такие занятия, как правило, насыщены движениями, песнями, которые не дают детям уставать, а, наоборот, бодрят их, повышают эмоциональный настрой детей на работу. Также не на каждом занятии по изобразительной деятельности обязательно нужна физкультминутка, Если детям дана интересная тема для творчества, то они, как правило, не отвлекаясь с увлеченностью, работают над ней до конца достижения результата. Если воспитатель видит, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует. Однако, если дети рисуют , то у них быстро устают пальцы из-за еще недостаточно развитой мелкой моторики и в этом случае делать отдых в виде физкультминутки для мышц кистей рук просто необходимо. Она также нужна на занятиях по обучению грамоте, развитию элементарных математических представлений, требующих большой усидчивости и внимания детей.

2. Виды физкультминуток.

Все физкультминутки условно можно разделить на три группы:

1. Физкультминутки, которые можно проводить на любых занятиях во второй их половине, когда заметно утомление детей, или между разными типами работ, когда нужно переключить внимание детей с одного вида деятельности на другой с целью повышения эффективности усвоения даваемого на занятии материала и с целью заботы о здоровье дошкольников, укрепления их организма. К таким физкультминуткам относятся стихи и потешки, включающие в себя упражнения, которые охватывают крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника; легкий бег, ходьба на месте, поскоки, приседания в быстром темпе, наклоны в стороны, махи руками и т. п., сопровождающиеся текстом, как правило, в стихотворной форме. Герои и персонажи такихфизкультминуток — мышки, черный кот, хомячок, кузнечик, зайка, медведи петух, аист, жук, ворона; плавцы; деревья и т. п.

2. Физкультминутки, включающие в себя упражнения для мышц кистей рук. Они проводятся с целью отдыха пальцев детей после продолжительного держания ими в руках кисти или карандаша на занятиях по изобразительной деятельности во всех группахдетского сада и на занятиях по обученuю грамоте в старших группах. Это упражнения на сгибание и разгибание кистей рук, их отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения и пальцами рук. Это такие физкультминутки как: «Цветки», «Свинки», «Братец, где ты был?», «Пальчики», «Две сестрицы» и другие. Они дают возможность отдохнуть детям, вместе с тем развивают их речь и мелкую моторику.

3. Физкультминутки, которые можно проводить на утренних зарядках с целью: сделать их более интересными, разнообразными, яркими, выразительными и содержательными. Замечено, что дети с большим желанием и увлеченностью делают те же самые знакомые им упражнения, если они проводятся в игровой, стихотворной форме, а не по обычному шаблону. К этой группе относятся, в основном, такие же упражнения как и к первой, которые охватывают крупные мышечные группы, но в содержании текста физкультминутки идет речь о зарядке, наклонах, потягиваниях и Т. д. Это такие физкультминутки как: «Зарядка»,«Буратино», «Солнышко», «Клен», «Ветер», «Паровоз», «Часы», «Мишка косолапый»,«Солдатик», «Бабочки», «Веселый мяч», «Прогулка» и другие.

3. Рекомендации по проведению физкультминуток.

В подборе упражнений и стихов для физкультминутки надо помнить, что это, своего рода, игра и нужно руководствоваться следующими рекомендациями:

1. Перед знакомством с физкультминуткой необходимо обсудить ее содержание, отрабатывая необходимые жесты, комбинации пальцев, движения. Это не только позволит подготовить детей к правильному выполнению упражнений, но и создаст необходимый эмоциональный настрой.

2. Упражнения должны быть знакомы детям и просты по выполнению; они должны охватывать в основном крупные мышечные группы. Это упражнения, связанные с потягиванием, выпрямлением позвоночника. Иногда целесообразно включать ходьбу на месте, поскоки, приседания в быстром темпе. В отдельных случаях, например, если дети долго держали в руках карандаш или кисть, целесообразно включить упражнение для мышц кисти pyки: сгибание и разгибание, отведение и приведение, круговые движения в лучезапястном суставе; такие же движения пальцами рук.

З. Выполнять упражнения следует вместе с детьми, при этом демонстрируя собственную увлеченность игрой в форме физкультминутки.

4. Произносить тексты физкультминуток Воспитатель должен максимально выразительно: то, повышая, то, понижая голос, делая паузы, подчеркивая отдельные слова, а движения выполнять синхронно с текстом или в паузах.

5. При повторных проведениях физкультминутки дети нередко начинают произносить текст частично (особенно начало или окончание фраз). Постепенно текст разучивается наизусть, дети произносят его целиком, соотнося слова с движениями.

6. Не ставьте перед детьми сразу несколько сложных задач (к примеру, показывать движения и произносить текст). Объем внимания у детей, особенно младших групп, ограничен, и невыполнимая задача может «отбить» интерес к физкультминутке.

7. Стимулируйте подпевание детей, проговаривание вместе с Вами, «не замечайте», если они по началу делают что-то неправильно, поощряйте успехи.

8. Физкультминутки, также как и другие стихи и игры, побуждают детей к творчеству и в том случае, когда ребенок придумывает к текстам свои, пусть даже не очень удачные движения, его следует хвалить и показывать его творческие достижения другим детям, родителям.

9. Выбрав две или три физкультминутки, постепенно заменяйте их новыми. Наиболее понравившиеся стихи и упражнения можно оставить в своем репертуаре и возвращаться к ним по желанию детей.

10. Никогда не принуждайте делать физкультминутку, если у ребенка нет на это желания. Попытайтесь понять, разобраться в причинах отказа, если возможно, ликвидировать их(например, изменив задание) или поменяйте физкультминутку, подобрав подобную.

11. Содержание физкультминутки надо варьировать в зависимости от характера и условий проведения конкретного занятия, а не давать ее заранее целиком составленную на всю неделю для любого занятия.

12. Если видите, что дети работают сосредоточенно, то проводить физкультминутку не следует, иначе можно рассеять их внимание, отвлечь от задания и потом вернуть детей к работе будет очень сложно.

Методическая разработка по физкультуре по теме: Физминутки (физкультминутки) в детском саду

Физминутки» (физкультминутки) находятся различные упражнения основанные на зрительно-поисковых стимулах, применяемые на конкретных занятиях для переключения внимания детей, развития общей координации и реализованные в виде физминуток, динамических пауз и подвижных игр.

В последнее время, в связи с ухудшением здоровья детей уже в дошкольный период, все более широкое применение в детском саду находят здоровьесберегающиее технологии. Одним из направлений этих технологий является использование в дошкольных учреждениях методов по активизации мышечного тонуса и моторно-координаторных систем, развитие общей координации с помощью сенсорных тренажей, а также упражнения базирующиеся на зрительно-поисковых стимулах.

Давно уже замечено: за грамотность мир взрослых почему-то расплачивается своим здоровьем. Болезненная бледность, сгорбленная спина, пенсне на носу, а нередко и чахотка – все чаще становилась атрибутами образованной интеллигенции в прошедшие два столетия.

Как только всеобщее обучение коснулось детей дошкольного и школьного возраста, сразу же: близорукость, искривления спины, сколиозы, неврастения и многое другое. Еще в 1805 году Песталоцци говорил о том, что при традиционном обучении происходит непонятное «удушение» развития детей, «убийство» их здоровья. И это происходило еще в экологически чистые времена, когда дети рождались нормальными родами от здоровых родителей и вскармливались грудным молоком. Когда были качественно иные семьи и информационные перегрузки в школе еще не были столь велики.

Между тем, практически во всех серьезных исследованиях, посвященных анализу причин возникновения болезней цивилизации (сердца, зрения, психики, опорно-двигательной системы и т. д.), фактор сидения отнесен к базовым факторам риска в возникновении самой тяжелой соматической патологии нашего времени. Поэтому большая часть предложенных в этом разделе упражнений связанных с развитием зрения и общей координации должна выполняться в позе свободного стояния, в режиме моторной свободы динамических поз.

 

Гимнастика для глаз по мотивам сказок Корнея Чуковского

В разных углах групповой комнаты под потолком размещены картинки с изображением героев сказок Чуковского (Мойдодыр, Федора, Муха-Цокотуха, Айболит). Дети подходят к ним в соответствии с текстом и по показу воспитателя выполняют движения (пружинка, ковырялочка, кружение, притопы).

В гости к Мойдодыру
Все скорей спешите,
Вместе с Мойдодыром
Весело пляшите.
Ля-ля-ля-ля-ля-ля-ля.

В гости к Федоре
Все скорей спешите,
Вместе с Федорой
Весело пляшите.
Та-та-та-та-та-та-та.

В гости к Цокотухе
Все скорей спешите,
Вместе с Мухой
Весело пляшите.
Па-па-па-па-па-па-па.

В гости к Айболиту
Все скорей спешите,
Вместе с Айболитом
Весело пляшите.
Ну-ну-ну-ну-ну-ну-ну.
Динамическая пауза «По лесу ежика везем»

Дети встают, вытягивают руки вперед и переступают с ноги на ногу (везут тележку). В углах групповой комнаты висят картинки с изображением яблони, орехового куста, земляничной поляны и доктора Айболита. Соответственно тексту, дети ищут глазами эти картинки и разворачиваются в их сторону и выполняют имитацию действий (сбор яблок, орехов, земляники).

На тележке ежика к доктору везем,
Мимо дикой яблони тропинкой мы пройдем.
Но прежде спелых яблочек с веточек сорвем.

Дальше мы поехали, вдруг видим – куст ореховый.
Очень нужно есть орехи тем, кто болен. Что ж, нарвем!
Но пора нам в путь, ребята, ведь больного мы везем.

Вот лесная земляника на поляночке видна.
Эта ягода полезна, ароматна и вкусна.
Наберем ее в лукошко – много витаминов ней.
Еж поест ее немного и поправится скорей.

А вот и доктор Айболит.
«Здравствуйте», – нам говорит.
И обрадовался ежик:
«Добрый доктор мне поможет».
Всех излечит, исцелит
Добрый доктор Айболит.

а) Все упражнения выполняются в позе свободного стояния;
б) каждое упражнение базируется на зрительно-поисковых стимулах;
в) в процессе такого поиска дети совершают сочетанные движения головой, глазами и туловищем;
г) продолжительность таких упражнений 1,5-2 минуты.

 

Комплекс упражнений для детей по дыхательной гимнастике

Автор Н. В. Рыжова
Покатай карандаш

Ребенку предлагается вдохнуть через нос и, выдыхая через рот, покатить по столу круглый карандаш.
Листья шелестят

Предлагаются полоски тонкой цветной бумаги, вырезанные в виде листочков и прикрепленные к «ветке». По сигналу «подул ветерок» ребенок плавно дует на листья так, чтобы они отклонились и зашелестели.
Снежинки летят

На ниточки прикрепляются легкие кусочки ваты или вырезанные из тонкой бумаги снежинки. Ребенку предлагается длительно подуть на них по сигналу «снежинки летят».
Загони мяч в ворота

1. Вытянуть губы вперед трубочкой и плавно дуть на ватный или поролоновый шарик (диаметром 2-3 см), лежащий на столе перед малышом, загоняя его между двумя кубиками или любыми другими подходящими предметами. (Это «футбольные ворота).

2. То же, но дуть следует резкой, отрывистой струей. Загонять шарик на одном выдохе, не прерывая воздушную струю. Обращайте внимание, чтобы не надувались щеки. При необходимости слегка придерживать пальцами.
Ветряная мельница

Для этой игры необходима игрушка0мельница из песочного набора или вертушка. Ребенок дует на лопасти игрушки.
Дыхательные упражнения

Автор Г. А. Кошелева
Весенние листочки

Текст произносит только воспитатель.

Дует легкий ветерок
И качает так листок.
(Выдох спокойный, ненапряженный.)

Дует сильный ветерок
И качает так листок.
(Сила выдоха постепенно увеличивается.)

Весенние листочки на веточке сидят,
Весенние листочки детям говорят:
Осиновый – А-А-А,
Рябиновый – И-И-И,
Березовый – О-О-О,
Дубовый – У-У-У.
(Пропевание гласных.)
Подуй на одуванчик

Дети 3-4 раза дуют на руки-«одуванчики», не раздувая щек.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *