Букву р учим говорить правильно: Как научить ребенка говорить букву Р – как поставить звук Р у детей и взрослых

Содержание

Как научить ребенка говорить букву Р в домашних условиях: видео, упражнения

Родители начинают всерьез переживать, если их ребенок не выговаривает букву Р – особенно когда время идет, а прогресса никакого нет. Тогда стараются найти хорошего логопеда, считая, что без его помощи не обойтись и только он может научить детей говорить без дефектов. Не стоит паниковать – с этой проблемой можно справиться и самостоятельно, на специальных игровых уроках по развитию речи дома. Существует разработанная методика артикуляционной гимнастики для звука Р. Если заниматься со своим ребенком, то вскоре можно будет услышать, как он станет выговаривать букву Р ничуть не хуже, чем другие звуки. Веселые уроки доставят массу удовольствия и детям, и взрослым, сблизят членов семьи еще больше.

Логопедические занятия домаЛогопедические занятия дома Некоторые дефекты речи можно устранить в домашних условиях при помощи несложных упражнений. Они будут гораздо удобнее для мамы и ребенка, чем постоянные визиты к логопеду

Общая информация для родителей

Перед тем, как начинать логопедический практикум, родителям нужно обратить внимание на то, что буква и звук – не одно и то же. Проговариваем мы звуки, а буквы пишем (см. также: как научить малыша писать буквы?). С самого начала до ребенка тоже нужно доносить эту разницу, объясняя и давая правильно сформированные задания (например, «Произнеси звук» или «Напиши букву»). От этого во многом зависит конечный успех, а еще такие знания пригодятся ребенку в школе.

Следует знать и то, что в русском языке буквой Р обозначаются два звука – Р и РЬ. У малышей бывают разные проблемы с их выговариванием. Одни умеют говорить твердое Р, но им не дается мягкая разновидность этого звука (например, «рак» и «рыба» они произносят четко, а вместо «речка» получится «лечка» или «йечка»). Может быть и наоборот. Бывает и так, что ни твердый, ни мягкий звук пока не дается. Перед началом уроков на артикуляцию родителям нужно проанализировать произношение ребенка, чтобы точно знать, над чем работать.

Звук Р довольно сложный. Артикуляционная гимнастика по работе с ним состоит из нескольких этапов – сначала он просто появляется в речи, а со временем ребенок начинает самостоятельно употреблять его в словах и предложениях. Ни один из этапов игнорировать нельзя. Особенно важен последний, закрепляющий, и если от него отказаться, произношение может остаться неустойчивым. Только прохождение полного курса от начала до конца гарантирует, что по окончании ребенок будет четко выговаривать букву Р и к школьной программе будет основательно подготовлен.

Логопедические занятия домаЛогопедические занятия дома

Немаловажно для успеха придать урокам игровую форму. Никакие уговоры и объяснения, что это надо, не будут стимулировать детей. Их можно лишь заинтересовать, а как? Конечно же, игрой.

Следует также проявить терпение и заниматься каждый день. Систематическая работа и постоянное повторение помогут научить малыша правильной артикуляции и сделать результат стабильным.

Игровой урок на артикуляцию №1

Каждый урок, на котором мы будем учиться выговаривать букву Р, состоит из нескольких упражнений. Первый включает в себя следующие:

  • «Цоканье»;
  • «Индюк»;
  • «Прыжки».

Упражнение – это веселые воображаемые скачки на лошадях. Дети очень хорошо понимают, как нужно цокать языком, чтобы имитировать цоканье лошадиных копыт. Если объяснять, каким образом получается такой звук, то язык нужно по очереди то присасывать, то резко отрывать от твердого неба. Обычно это забавное упражнение приводит детей в восторг, особенно если устраиваются состязания, у кого лошадка быстрее.

Действие упражнения «Индюк» происходит уже на птичьем дворе, куда все прискакали верхом. Перечислим вместе с ребенком всех местных обитателей – куры, гуси, утки; а главный среди них, конечно же, индюк! Он важно ходит по двору и говорит: «Бл-бл-бл!» (здесь нужно воспроизвести звук, который образуется при резком выбрасывании языка между зубами и губами наружу). После этого ребенку нужно повторить «индюшачий разговор».

С птичьего двора, от сердитого индюка, отправимся в дом (предварительно нужно подготовить зеркало и хорошо вымыть руки). Кто живет в домике? (Пусть малыш пофантазирует и выскажет свои версии). В домике живет Веселый Язычок! Домик его – рот, а любимое занятие Язычка – прыгать до потолка. Встанем перед зеркалом, откроем домик-рот и найдем в нем пол и потолок. Вверху, за зубами, есть бугорки, которые малыш может нащупать пальцем (это альвеолы на небе). Альвеолы можно назвать диванчиками для Язычка, которые стоят не на полу, а на потолке. Переходим к упражнению «Прыжки», когда Язычок прыгает с диванчиков на пол (здесь нужно щелкать языком по альвеолам). Необходимо объяснить малышу, что Язычок должен прыгать именно по «диванчикам», а не за зубами.

Занятия перед зеркаломЗанятия перед зеркалом Логопедические упражнения обязательно нужно выполнять перед зеркалом – это необходимо для самоконтроля малыша и для мамы, которая сможет лучше увидеть, правильно ли ребенок делает упражнение

Игровой урок на артикуляцию №2

Когда подключается урок-игра №2, перед началом нужно повторять упражнения из первого курса в течение 4-5 минут. Сюжеты можно менять, чтобы у ребенка не пропадал интерес. После повторения можно осваивать новые упражнения (на них отводится по 5-7 минут):

  • «Кучер»;
  • «Блинчик»;
  • «Любопытный язычок»;
  • «Барабанщик»;
  • «Сорока».

Наша лошадка так резво скачет, как же нам ее остановить? Если ребенок не знает про кучера, нужно объяснить ему, кто это такой, а затем вспомнить, как нужно останавливать лошадку. Здесь учим малыша выговаривать звуковое сочетание «тпр» (чтобы звук получился глухим, при губном Р губы должны вибрировать).

Теперь накормим нашего кучера блинчиками – покажем ребенку, как широкий язык «лежит», словно на блюде. Чтобы произнести звук Р, передний край языка должен быть широким, а детям это делать сложновато.

Упражнение "Блинчик"Упражнение "Блинчик"

После стольких дел веселый Язычок устал и отправился отдохнуть в свой домик-рот. Нужно показать малышу, как широкий язычок не спеша поднимается и отодвигается за зубы вглубь рта (на «диванчики»). После отдыха Язычок опять отправился погулять (широкий язык выводится на верхнюю губу). Пробегала рядом собачка, напугался Язычок и снова убежал в домик (опять убираем широкий язык за зубы). Собачка исчезла и Язычок опять вышел из дома (широкий язык – на верхнюю губу).

Еще одно любимое занятие Язычка – барабанить. Кончиком языка нужно постукивать по альвеолам за верхними зубами, как при произношении звука Д. Нижняя челюсть остается неподвижной, губы – в улыбке, а широкий передний край языка – за верхними зубами. Проверять правильность выполнения упражнения нужно, поднеся ко рту малыша полоску бумаги. Если она колеблется от ударов языка, значит, все делается верно.

Упражнение «Сорока». Сорока-белобока летала-летала, на плетень присела и застрекотала: «Тррррррр!». Начала тихонько, а затем громко. (Широкий язык блинчиком находится у альвеол, звук произносится с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка.)

Игровой урок на артикуляцию №3

Логопедические занятия домаЛогопедические занятия дома

Этот урок является уже непосредственно направленным на постановку звука Р. В первую очередь повторяются те упражнения, которые были для ребенка наиболее трудными. Вместе с малышом можно фантазировать и придумывать новые варианты сюжетов, чтобы занятия ему не наскучивали, а были интересными.

Неплохо бы почаще выполнять «Барабанщика», причем обязательно с проверкой. Ребенок сам должен видеть, насколько правильно оно получается и выговаривает ли он букву Р.

Затем можно добавить упражнение «Заведи мотор». Язык малыша уже привык к развитию артикуляции, теперь он более подвижен – это очень важно для «Заведения мотора», так как для упражнения нужно уметь совершать вибрацию языком. Чтобы она получилась, используется плоская ручка чайной ложки или указательный пальчик (поэтому перед занятием обязательно нужно хорошо вымыть руки).

«Заводить мотор» учимся многократным проговариванием звука Д (д-д-д-д-д-д). Перед этим ребенку нужно совершить уже знакомое действие – поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он делал это, когда Язычок прятялся в домике). Во время «заведения мотора» прямой указательный палец правой руки (или левой, если он левша) малышу необходимо подложить под кончик языка и быстро делать колебательные движения от одного уголка рта к другому и обратно. Такие манипуляции и помогут произносить тот самый рокочущий звук «Дддрррр!», который походит на звук заведенного мотора. Так мы и завели мотор, сели в машину и поехали: «Ддддрррррр!».

"Заведи мотор""Заведи мотор" Упражнение “Заведи мотор” особенно понравится мальчикам, которые в этом возрасте души не чают в машинах. Когда занятие сопровождается игрой, ребенок гораздо меньше устает

Скороговорки как закрепляющее упражнение

Различные скороговорки и потешки станут дополнительной практикой и помогут ребенку закрепить полученные навыки по выговариванию буквы Р. Они будут развивать и общую артикуляцию, к тому же такой забавный вид повторения всегда доставляет детям огромное удовольствие и заряжает позитивным настроем.

Упражнения со скороговорками можно проводить в виде соревнований между малышом и другими членами семьи независимо от того, сколько кому лет. Примеры скороговорок:

  • Трое трубачей трубят в трубы.
  • Тридцать три корабля лавировали, лавировали да не вылавировали.
  • У Кондрата куртка коротковата.
  • На горе Арарат растет крупный виноград.
  • На дворе трава, на траве – дрова. Не руби дрова на траве двора.
  • Ехал Грека через реку, видит Грека – в реке рак. Сунул в реку руку Грека, рак за руку Грека – цап.
"Заведи мотор""Заведи мотор"

Есть и другие скороговорки, помогающие научить ребенка правильно произносить звук Р. Веселые потешки и скороговорки можно повторять сколько угодно, в том числе вне запланированного расписания. Это будет способствовать постоянному закреплению пройденного и всегда создаст хорошее настроение.

На видео вы можете посмотреть, как проходят игровые занятия. На нем же представлены примеры более сложных скороговорок.

"Заведи мотор""Заведи мотор"Клинический и перинатальный психолог, окончила Московский Институт перинатальной психологии и психологии репродуктивной сферы и Волгоградский Государственный Медицинский Университет по специальности клинический психолог Подробнее »

Поделитесь с друьями!

Как научить ребенка говорить Р: советы логопеда

Как научить ребенка говорить Р? Этот вопрос терзает каждую маму, которая слышит от своего малыша картавое «лыба» вместо четкого «рыба». Именно звук Р занимает лидирующие позиции среди нарушений устной речи.

gorod-druzey.ru

По негласной статистике слово «логопед» у большинства родителей ассоциируется с неправильным произношением звука Р, и это правомерно. Если, несмотря на усилия родственников, к пяти годам долгожданное «рычание» не появилось, пора браться за дело серьезно.

Но прежде чем бить тревогу, разберемся, как научить детей говорить букву Р самостоятельно.

Чтобы не смущать ребенка терминологией, которой ему хватит с лихвой в школе, можно пока остановиться на более привычном для малышей слове «буква Р». Хотя вы же точно знаете, что букву мы видим и пишем, а звук — слышим и говорим.

Почему дети неправильно выговаривают Р? 

  • Обратите внимание на речь людей, с которыми контактирует ваш ребенок.

Возможно, малыш подражает неправильному произношению.

  • Укороченная уздечка или подъязычная связка.

Если вы не связаны с медициной, обратитесь за консультацией к специалистам, которые подскажут методы коррекции.


tonguetie.net

В несложных случаях уздечку можно растянуть при помощи артикуляционных упражнений. Процесс трудоемкий и длительный. Возможно, вам порекомендуют подрезать укороченную связку. Процедура неприятная, но безопасная.

  • Наличие аденоидов и другие физиологические проблемы.
  • Нарушения со стороны фонематического слуха.

Возможно, малыш просто не дифференцирует злосчастный звук среди других. Поиграйте в игру: «Я буду называть слова, а ты хлопни в ладоши, когда услышишь Р».

Как научить ребенка говорить Р: усердно тренируемся

Ваша первостепенная задача — помочь малышу укрепить мышцы языка. Для этого существует комплекс упражнений.

В основу занятия можно положить сказку о Веселом Язычке. Рот – это домик, твердое небо – потолок.

Если вопрос «Как научить ребенка говорить Р?» стоит в вашей семье остро, приступайте к тренировкам, запомнив несколько простых правил.

  • Ваш девиз – терпение.

Если родительская настойчивость сопровождается нервно дергающимся глазом и пунцовыми щеками, отложите занятия. Не стоит винить малыша в том, что он не с первого раза демонстрирует чудеса артикуляционной акробатики. 

vggu.ru

  • Не забывайте, что ведущая деятельность дошкольников – игра.

Занятия проводите перед большим зеркалом. Так малыш сможет контролировать свои движения. 

  • Только систематические тренировки гарантируют результат.

Поэтому рекомендуем вам придерживаться домашнего расписания.

 Как научить детей говорить букву Р: логопедические упражнения


simptomyinfo.ru

Упражнения для укрепления мышц языка

1. «Скачем на лошадке»
Попросите малыша «поскакать» как лошадка. Дети с удовольствием выполняют это веселое задание.
Важно: губы улыбаются, при этом двигается только язык, нижняя челюсть статична.

2. «Белим потолок»
Предложите ребенку «побелить потолок» кончиком языка (движения напоминают рисование кисточкой – «вперед – назад»). Губы при этом растянуты в улыбке.

3. «Грибок»
Чтобы выполнить это достаточно сложное упражнение, нужно прижать распластанный язык к твердому небу и открыть рот широко. Боковые края плотно прилегают к верхним зубам. При этом в зеркале можно увидеть, что вся мудреная конструкция напоминает грибок.

4. «Гармошка»
Если вы успешно справились с предыдущим заданием, это покажется вам сущим пустяком. Исходное положение – «Грибок». Ребенок открывает и закрывает рот, имитируя игру на гармошке.

5. «Фокус»
Рот приоткрыт в улыбке. Широкий распластанный язык положить на верхнюю губу, боковые края плотно прилегают к верхним коренным зубам. Посередине должен получиться желобок. Необходимо сдуть ватку, расположенную на носу. Следите, чтобы нижняя челюсть при этом не двигалась.

6. «Забиваем гвозди»
Рот приоткрыт в улыбке. Предложите малышу кончиком языка «постучать» по основанию передних зубов. Забили 10 гвоздей? Для начала достаточно.

7. «Автомат»
Упражнение предполагает многократное произношение звука Д. При этом язык должен упираться в альвеолы, расположенные за верхними резцами.

Упражнения на формирование силы выдоха

1. «Чемпион»
Необходимо с помощью воздушной струи загнать ватный шарик в импровизированные футбольные ворота. Важно: губы вытянуты трубочкой, щеки не надуваются.

2. «Задуй свечку», «Высуши белье»
Попросите малыша задуть свечку, подуть на «мокрое белье». Уверены, ваша фантазия подскажет вам еще парочку-другую подобных упражнений.

Как научить детей правильно говорить букву Р?

  • По подражанию.

Если ваше чадо, тщательно следуя вашим инструкциям в сочетании с показом, начнет активно «рычать», смело записывайте себя в разряд счастливчиков. Продемонстрируйте положение языка, обратите внимание на его вибрацию, поднесите руку ребенка к своему рту, чтобы он оценил силу воздушной струи. Удачно?

  • Выполняя упражнение «Автомат», малыш должен сделать активный выдох и при этом попытаться вызвать вибрацию «д-д-д-р-р».
  • Попробуйте научить ребенка правильно произносить Р лежа.

Почему в горизонтальном положении? Так язык естественным образом поднимается к небу.
Далее вам понадобится обычная соска, которую необходимо надеть на палец. Малыш протяжно произносит букву Д, а вы в это время водите пальцем под языком. Таким образом создается вибрация.
Не расстраивайтесь, если с первого раза вы не услышите долгожданное «рычание». Нужно приспособиться. Обратите внимание на правильно положение языка и силу воздушной струи.

  •  Рот широко открыт, язык находится в необходимом положении. Взрослый прижимает боковые края языка большими пальцами, а ребенок в это время делает мощный выдох.

Закрепляем букву Р в речи

Идем от простого к сложному.

  • Для начала предлагайте малышу повторять слоги.
  • Постепенно переходите к словам с буквой Р.
  • Закрепляйте правильное произношение Р в предложениях и стихах.

ВАЖНО! Если в связной речи малыш забывает правильно выговаривать долгожданную букву, обязательно его исправляйте. Не забывайте хвалить и поощрять маленького труженика за успехи. Уверены, что систематические и упорные занятия принесут свои плоды.

Теперь вы знаете, как научить детей правильно говорить букву Р! Ждем ваших рассказов в комментариях, делитесь опытом.

Как научить ребенка говорить Р?

«Как научить ребенка говорить Р? Даст ли эффект проведение дома артикуляционной гимнастики для звука Р? Что делать, если ребенок никак не может научиться  говорить этот звук, хотя другие звуки давно уже произносит правильно?», — эти вопросы волнуют многих мам и бабушек. Хорошо, если рядом есть логопед. А если логопеда нет, то что же – так и оставаться человеку картавым на всю жизнь??? Выход из ситуации есть! Помочь ребенку научиться выговаривать звук Р могут  родители. Главное – использовать правильные и эффективные способы помощи ребенку.

Многие мамы и бабушки, а также педагоги, не имеющие специального логопедического образования, успешно помогли своим детям научиться выговаривать Р, используя методику обучения, разработанную в отечественной методике развития речи. Эта методика многократно использовалась и мной, и  теми моими знакомыми и друзьями, которым я рассказывала о ней. И всегда давала хороший результат.

Вот как я это делаю.

Перед началом занятий — мамам на заметку:

  • Иногда мамы спрашивают: «Как научить ребенка  говорить букву Р? Как научить выговаривать все буквы?» Сразу же хочу  уточнить. Буквы мы пишем, а звук говорим. А это  значит, что мы учим ребенка произносить звук, а не букву. Поэтому сразу же лучше взрослым давать задания малышу грамотно: «Произнеси звук…», но «Напиши букву…».  Это поможет малышу научиться отличать понятия «звук» и «буква», что ему очень пригодится в первом классе.
  • Буква Р обозначает в русском языке два звука – Р (рак, роза) и РЬ (репа, река). Ребенок может правильно произносить слова со звуком р (рак), но неправильно произносить звук рь («лека» или «йека» вместо «река»). А может быть и такое, что ребенок не может произнести ни р, ни рь. Поэтому перед началом наших занятий обязательно понаблюдайте за ребенком и выявите, какой звук у него не получается.Звук Р  — один из самых сложных. Нам вместе с ребенком нужно пройти несколько этапов от его появления в речи до употребления в словах и предложениях. Этапы пропускать нельзя, т.к. каждый из них необходим для эффективного освоения звука. Артикуляционная гимнастика для звука Р подготовит ребенка к постановке звука. И если ее игнорировать, то трудно добиться успеха . Если пропустить последний этап, то  правильное произношение звука Р будет неустойчивым – ребенок будет то картавить, то говорить правильно. А наша задача – сделать так, чтобы  ребенок автоматически, не задумываясь, всегда правильно произносил звук Р в речи.
  • Главное – занятия с дошкольником по звуку Р ВСЕГДА ДОЛЖНЫ БЫТЬ  ЕМУ ИНТЕРЕСНЫ!!! А поэтому мы будем играть с ним!  Для ребенка – это увлекательная игра, а для нас – обучающее занятие.
  • Очень важно заниматься с малышом ежедневно, т.к. для появления и автоматизации звука нужно постоянное повторение.

Артикуляционная гимнастика нужна для подготовки речевого аппарата к произнесению звука Р.  Артикуляционная гимнастика поможет придать языку гибкость, подвижность, научит правильной подаче струи воздуха и заложит основы для дальнейшего правильного произнесения звука Р.

Первый этап состоит из 3 игр-занятий. Максимальная длительность каждого занятия 10 минут.

Первая игра-занятие по звуку Р.

1. «Цоканье». Предложите ребенку отправиться вместе с Вами в путешествие. Но необычное – на конях!!! Мы щелкаем языком, подражая цоканью копыт (т.е. происходит поочередное присасывание и отрыв языка от твердого нёба). Можно устроить соревнование – кто громче цокает или  чей конь быстрее скачет (пробуем освоить быстрый темп цоканья).

2. «Индюк».  На конях мы прискакали на птичий двор. Какие домашние птицы там живут? (Выслушайте предположения ребенка). На нашем птичьем дворе живут  курицы, утки, гуси а еще – индюки!!! Которые говорят вот так!!!  (даём образец выполнения артикуляционного упражнения – быстрое выбрасывание языка между зубами и губами наружу – получается звук похожий на «бл-бл-бл»). А ты так сможешь? (Ребенок пробует подражать индюку).

Если ребенку трудно выполнить упражнение, то предложите ему приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и делать движения широким передним краем языка по верхней губе – вверх – вниз (погладить верхнюю губу). Нужно стараться не отрывать язык от губы. Также следите, чтобы язык «облизывал» верхнюю губу, а не делал движения из стороны в сторону. Сначала выполняются медленные движения, потом темп постепенно убыстряется и добавляется голос, пока не послышится разговор индюка – блблбл.

3. «Прыжки». Для проведения этого упражнения руки ребенка должны быть чистыми. Вам понадобится зеркало. Какой сердитый  индюк!!! Лучше зайдем в дом! А в доме живёт. Догадался кто? (заинтриговать ребенка, выслушать его предположения). В нём живёт Весёлый Язычок! И его домик называется – рот!  Он очень любит… прыгать!!! И прыгает он до потолка!  Посмотри  в зеркало и открой ротик. Найди, где в доме Язычка пол, а где потолок (ребенок находит нёбо-потолок). А на потолке есть бугорки внутри рта за зубами. Попробуй пальчиком их найти (ребенок пальчиком находит альвеолы за зубами, термин «альвеолы» ребенку не говорится). Многим детям нравится, когда альвеолы-бугорки называют «диванчики на потолке», и они смеются тому, как необычно устроен дом Язычка – даже мебель у него не на полу, а на потолке!!! А теперь Веселый Язычок начинает прыгать от пола до «диванчиков на потолке» т.е. щелкать по альвеолам. Обратите внимание – язык должен быть именно на бугорках – «диванчиках», а не за зубами.

4. Дыхательное упражнение «Буря». Пока мы путешествовали, поднялась очень сильная буря. Поставь язычок вверх на бугорки – диванчики (т.е. на альвеолы) и сильно подуй как ветер. Вот так. Взрослый показывает упражнение —  резко дует на ватку или лепесток цветка или тонкую бумажку (заранее их приготовьте), губы в улыбке!!!  (получается дрожание языка и  глухой звук похожий на ТРРРР). Образец звука даёт взрослый, ребенку пока достаточно просто дуть на ватку и пробовать. При этом чем сильнее выдыхаемая струя, тем дальше улетит ватка или другой предмет. Попробуйте устроить соревнование на дальность полёта – это весело и всегда нравится детям!!! Главное в этом упражнении – попробовать добиться дрожания кончика языка у альвеол. Если у ребенка получается шипение – значит язык «убегает» с бугорков, надо его вернуть на место.

Советы по первому занятию:

  • Если упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р легко получаются у ребенка, можно переходить к следующей игре-занятию.
  • Если нет – то нужно повторять их раз в день  в течение нескольких дней (можно выделить одно и то же время, например, 5-10 минут перед ужином). Особое внимание уделяйте сложным для ребенка упражнениям.
  •  Хвалите ребенка за усердие и за каждую даже очень маленькую победу.
  • Никогда не сравнивайте его с другими детьми, а сравнивайте с ним же вчерашним (говорите, что конкретно у него сегодня получается лучше, быстрее и т.д.)
  • Однообразное повторение упражнений надоедает ребенку, поэтому меняйте сюжет. Например, можно придумать историю о индюке, который подружился с Веселым язычком. Или историю о лепестке цветочка, путешествующем к разным персонажам занятия.
Вторая игра-занятие по звуку Р.

В начале второго занятия мы повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р первого занятия в течение 4-5 минут ( в виде сказочной истории с новым сюжетом, чтобы это было интересно ребенку) и добавляем к ним новые упражнения (5-7 минут).

 Новые артикуляционные упражнения для постановки звука р:

1.Упражнение «Кучер». Быстро скачет наша лошадка. Как её остановить? Ты знаешь, кто такой кучер? Как он останавливает лошадь? Он говорит «тпр». Попробуешь остановить лошадку? При произношении губного р губы вибрируют, звук получается глухим.

2.Упражнение «Блинчик». Кучер проголодался. Давай его угостим блинчиком.

Маме на заметку: Произношение звука Р требует, чтобы передний край языка был широким. Но многие детям это трудно сделать, их язык всегда узкий. Для того, чтобы помочь ребенку научиться делать язык широким и служит это упражнение.

Взрослый показывает перед зеркалом, как широкий язычок лежит на нижней губе. «Сделай язычок блинчиком, пусть он лежит на тарелке».

Если всё равно ребенку трудно выполнить упражнение, то тогда взрослый предлагает положить язык на нижнюю губу и  пошлёпать язычок губами, чтобы он стал ровным. При этом получается звук «пя-пя-пя», и язык ребенка без всяких усилий становится широким. Во время всего упражнения язык спокойно лежит на нижней губе. Вот какой блинчик, теперь он готов. Давай его положим на тарелку. Ребенок кладет  широкий язык на нижнюю губу.

Мамам на заметку: иногда это упражнение называют «накажи язычок», но лично мне такое название не нравится, и я его никогда не использую – зачем же наказывать язычок, который так старается и так трудится. Лучше угостить его вкусным блинчиком J!

3.Упражнение «Любопытный язычок». Устал язычок и решил в свой домик – рот – спрятаться. Покажи еще раз, какой язычок стал широкий. И теперь широкий язычок медленно подними вверх и отодвинь за зубы в глубь рта (широкий язык поставить за зубы на альвеолы – «бугорки»). Отдохнул язычок в домике и снова  решил выглянуть из домика. Ребенок снова плавно выводит широкий язык на верхнюю губу. Мимо собака бежала, испугался язычок и спрятался снова в дом (медленно убираем широкий язык за зубы). Убежала собака, язычок вышел из домика – плавно выводим широкий язык на верхнюю губу.

При выполнении этого упражнения губы должны быть в улыбке. Просто попросите ребенка улыбаться Вам и веселому язычку!

4. Упражнение «Барабанщик». Любит наш язычок играть в прятки, а еще он любит барабанить. Предложите ребенку побарабанить кончиком языка за верхними зубами по альвеолам со звуком д (д-д-д…). При этом губы в улыбке, а широкий передний край языка находится за верхними зубами. Нижняя челюсть неподвижна.

Давай проверим, громко ли барабанит наш язычок. Поднесите полоску бумаги ко рту ребенка – при правильном выполнении упражнения она будет колебаться при каждом ударе языка.

5.Упражнение «Сорока». Прилетела сорока, села на забор и затрещала «тррррррр». (Язык у альвеол. Язычок широкий как блинчик. Звук произносится сначала шепотом с сильным задуванием воздуха на широкий кончик языка. Потом громче).

Если уже на втором занятии у ребенка получился звук похожий на Р (р проторный) – это здорово! Если нет – не расстраивайтесь,  это произойдет уже совсем скоро! Не забывайте хвалить ребенка. Но мой опыт показывает, что просто слов: «Молодец! Постарался!» недостаточно пятилетнему ребенку. Чтобы вызвать у него желание заниматься нужно каждый раз называть его конкретные достижения: «Уже язычок широкий получился. Скоро язычок научится и вверх подниматься»

Третья игра-занятие с ребенком по звуку Р.

Именно на этом занятии происходит постановка звука Р у детей.

 Упражнения для постановки звука Р:

1.Повторяем упражнения артикуляционной гимнастики для звука Р, которые первоначально вызывали сложность у ребенка. И конечно же придумываем с ними новый сказочный сюжет. К придумыванию сюжета про новые приключения язычка можно подключать детей – они это очень любят! После уже знакомых упражнений выполняем следующие упражнения:

2.Барабанщик (описание упражнения см. выше). Упражнение делать обязательно с проверкой, которая показывает ребенку, правильно ли у него получается. Как мы помним, при правильном выполнении этого артикуляционного упражнения для звука Р полоска бумаги, поднесенная ко рту ребенка, колеблется (при каждом ударе языка).

3. О! Вот оно – долгожданное упражнение, которое помогает выполнить постановку звука Р  у детей. Теперь, когда язычок ребенка стал более подвижным, оно нам поможет! Я его называю «Заведи мотор». Такое название очень любят мальчики. Можете придумать своё название артикуляционного упражнения. Для звука Р характерна вибрация языка, и чтобы ее получить мы будем использовать плоскую ручку чайной ложки или указательный пальчик ребенка. Поэтому руки у ребенка должны быть чисто вымыты!

Попросите малыша поднять широкий язык за верхние зубы на бугорки (он уже это умеет делать). При этом ребенок «заводит мотор машины» — многократно проговаривает звук д – ддддддддддд. В это время нужно подложить прямой правый указательный палец ребенка под кончик языка и начать производить частые колебательные движения справа налево от одного угла рта к другому (если ребенок левша – то левый). От  этого будет слышаться рокочущий звук дддррррррр. Мотор завелся, машина поехала и рычит дрррррррр!

Маме на заметку:

  • Прежде чем проводить это упражнение для постановки звука р с ребенком попробуйте его сделать сами перед зеркалом, чтобы понять механизм получения звука р.
  • Когда рука ребенка привыкнет (и пальчик не будет убегать, и язычок не будет с него соскальзывать) ребенок сможет сам вызывать колебания языка и заводить моторчик – дррррр. Это упражнение очень нравится детям!
  • Когда малыш освоится, можете попросить его  порычать как тигр – ррррр (предварительно заведя моторчик пальчиком) и устроить соревнование – как долго рычит тигр ,чей тигр рычит громче, радостнее, удивленнее, печальнее и т.д
  • Это упражнение желательно повторять два раза в день по несколько минут перед зеркалом, потом и без него. При этом нужно постепенно увеличивать продолжительность вибрации. Сначала дайте ребенку насладиться радостью победы – у него наконец получился звук Р!!! Пусть он продемонстрирует это папе и другим людям, кто его поддержит и вдохновит!
  • Но после этого нужно очень осторожно и постепенно приучать малыша отвыкать от помощи пальчика при произнесении звука Р:
  1. Сначала ребенок произносил дрррр с помощью пальца.
  2.  Затем он начинает помогать пальчиком, а после его убирает, продолжая рычать уже без механической помощи.
  3.  На следующем этапе надобность в пальчике почти отпадает: достаточно поднести пальчик, и уже получается звук р.
  4.   В конце концов чтобы ребенок выговорил звук р уже не требуется помощи пальчика.

Видео для родителей о постановке звука Р у ребенка или взрослого.

Автор видео — Ирина Денисова.

Как сделать так, чтобы повторения упражнения не надоели ребенку и были ему в радость? Для этого нужны игры со звуком Р. О них – в следующей статье.

А сейчас хочу предупредить частую ошибку. Бывает, что родители, желая помочь ребенку, находят в книгах комплексы артикуляционной гимнастики на разные звуки и начинают их смешивать в одном занятии с малышом («для разностороннего развития речевого аппарата и более быстрого эффекта»). Этого делать нельзя! Каждая группа звуков требует определенных конкретных движений и определенного положения органов артикуляционного аппарата! Артикуляционная гимнастика для звука Р включает упражнения, направленные на выработку движений, необходимых именно для звуков Р и РЬ.

О последующих этапах работы над звуком Р Вы можете прочитать в статьях:

Игры со звуком Р.

Автоматизация звука Р: песенки, чистоговорки, видео для детей, игры, игровые упражнения, скороговорки, стихи.

Еще о развитии речи детей Вы можете найти интересную и полезную информацию в статьях рубрик:

Как научить ребенка правильно произносить звук С и другие свистящие звуки

Игры и упражнения для автоматизации звуков С и СЬ в речи детей, скороговорки, чистоговорки — шутки, песенки для речевых  занятий.

Развитие речи ребенка 3-4 лет.

Мир вокруг нас: развивающие задания. речевые игры, задания в картинках, стихи и рассказы для детей.

Получите  НОВЫЙ БЕСПЛАТНЫЙ АУДИОКУРС  С ИГРОВЫМ ПРИЛОЖЕНИЕМ

«Развитие речи от 0 до 7 лет: что важно знать и что делать. Шпаргалка для родителей»

Кликните на ссылку или на обложку курса ниже для бесплатной подписки

Автор курса — Валасина Ася, кандидат педагогических наук, автор сайта «Родная тропинка»

Как научить ребёнка говорить букву Р: техники, советы родителям

В норме ребёнок овладевает техникой произношения различных звуков к пяти годам. Исключением часто становится сложный звук Р. Одни ребята просто пропускают его в словах, другие же произносят неправильно. Заботливые родители обращаются к логопеду, чтобы исправить проблему. Однако не все знают, что специальные корректирующие упражнения часто можно делать и в домашних условиях.

Почему ребёнок может не выговаривать звук Р

Звук Р — один из самых сложных в произношении в русском языке. Ведь чтобы он звучал правильно и чётко, ребёнок должен иметь хорошо тренированный речевой аппарат и развитую амплитуду и вибрацию языка. А малыш только учится управлять своим языком. Именно поэтому данный звук ещё не может освоить двухлетний ребёнок. Редкие дети овладевают им в три года.

Знаковым же возрастом считается пять лет. Если в это время кроха ещё не произносит Р, то родителям стоит побеспокоиться: обратиться к логопеду либо начать заниматься с ребёнком самостоятельно. Это очень важно сделать, поскольку до поступления в школу остаётся два года: период, чтобы речь ребёнка стала правильной.

Если малыш посещает в детский сад, то в средней группе (там находятся дети пятилетнего возраста) обычно проходит плановый осмотр логопеда. По крайней мере, так происходит в нашем городе. Если в данном дошкольном учреждении имеется специальная логопедическая группа, то ребёнка переводят туда (с согласия родителей), могут дать направление в другой логопедический садик или же просто рекомендуют ему занятия со специалистом.

Если же ребёнок не посещает детский сад, то родители самим в пятилетнем возрасте стоит показать его логопеду.

Логопед разговаривает с девочкойЛогопед разговаривает с девочкой

В пять лет речь ребёнка долен оценить логопед, чтобы выявить возможные нарушения

Произношение звука Р является неправильным в следующих случаях:

  1. Ребёнок просто пропускает звук в слове, «проглатывает» его (ко_ова, га_аж).
  2. Заменяет сложный Р на более простые звуки — Л, Ы, Й (лыба, дейево).
  3. Звук Р произносится гортанно (на французский манер) либо с вибрацией (как в английском языке).

Как объясняла мне логопед детского сада, последний вариант наиболее сложен для коррекции. Ведь переучивать чему-либо всегда сложнее, чем учить с нуля.

В целом ребёнок может не выговаривать звук Р по ряду причин:

  1. Короткая уздечка языка. Ребёнок просто не в состоянии дотянуться язычком до верхнего нёба. Эту патологию можно исправиться специальными упражнениями, в тяжёлых же случаях требуется хирургическое вмешательство (степень недоразвитости определяет логопед).
  2. Недостаточная подвижность речевого аппарата, особенно языка (его слабая амплитуда и вибрация). Часто это бывает у детей-молчунов. Дефект также корректируется специальными упражнениями.
  3. Физиологическое нарушение дыхания. Когда воздух выходит в неправильном направлении, звуки могут произноситься неправильно (носовое Р). Причиной патологии может стать хронический насморк, увеличение аденоидов, слабая наполняемость лёгких, проблемы с сердцем. Помочь в этом случае может специальная гимнастика.
  4. Расстройство фонематического слуха. Малыш искажённо интерпретирует услышанное слово, путает в нём звуки (например, не «пижама», а «бизяма», не «дудка», а «тутка»). При этом звук Р чаще всего пропускается. Некоторых взрослых это до поры до времени умиляет, однако частое повторение подобных слов лишь закрепляет их неправильное произношение.

Упражнения для домашних занятий

Если у ребёнка нет патологий, требующих лечения у специалиста или оперативного вмешательства (совсем короткая уздечка, необходимость решать проблемы с аденоидами, гайморитом и пр.), то родителям вполне реально научить малыша дома правильно произносить Р.

Конечно, предварительная консультация логопеда очень желательна. Он укажет на конкретную причину проблемы и даст общие указания по формированию звука.

Все упражнения достаточно просты, но тем не менее эффективны.

Речевая гимнастика

Первые несколько тренировок с сыном или дочерью следует просто заниматься речевой гимнастикой. В дальнейшем с неё будет начинаться каждое занятие по постановке звука Р.

В целом такая разминка включает в себя три группы упражнений. Каждое из них повторяется 5–7 раз.

Упражнения для дыхания:

  1. Задувание свечи. Ребёнок должен представить перед собой большой торт со свечами, которые нужно задуть своим дыханием. Для этого в лёгкие набирается побольше воздуха, а затем он выпускается резким интенсивным движением. Затем свечки задуваются уже по одной — резкими прерывистыми выдохами.
  2. Сдувание снежинки с ладошки. Малышу на ладонь кладётся кусочек ваты — импровизированная снежинка. Он должен сдуть её плавным длительным выдохом через рот. После успешных попыток задача усложняется — сдуть нужно две, а потом три снежинки. Кстати, в период цветения одуванчиков упражняться можно с ними — сдувать с них белую «шапку».
Мальчик сдувает ватку с ладошкиМальчик сдувает ватку с ладошки

Специальные упражнения помогут развить силу дыхания

Упражнения для губ:

  1. Заборчик. Нужно крепко сомкнуть зубы, а потом раскрыть губы и показать белый «заборчик» (зубы остаются сомкнутыми).
  2. Хобот слоника. Губы следует вытянуть вперёд трубочкой на максимальное расстояние.
  3. Лягушка. Малыш должен широко улыбнуться и подержать губы в таком состоянии примерно 10 секунд.
Мальчик широко улыбаетсяМальчик широко улыбается

Изображать улыбкой лягушку нужно не менее 10 секунд

Упражнения для языка (на растягивание уздечки, развитие вибрации и амплитуды):

  1. Оближи варенье. Ребёнок представляет, что у него на губах вкусное варенье: он должен облизать языком верхнюю, а затем нижнюю губу.
  2. Котёнок. Нужно предложить ребёнку представить себя котёнком, который лакает молочко. Для этого он также слизывает с тарелочки сгущённое молоко или варенье.
  3. Качели. Малыш последовательно дотягивается язычком сначала как можно выше к носу, а затем вниз к подбородку.
  4. Часики. Языком нужно поводить из стороны в сторону — поболтать им вправо-влево.
  5. Почистим зубки. Язычком, как будто зубной щёткой, следует провести по верхним и нижним зубкам.
  6. Малярная кисточка. Языком провести от передних зубов назад к горлу.
  7. Лошадка. Нужно показать, как цокает лошадка: открыть рот, поднять язычок к нёбу и щёлкнуть им (помогает ощутить вибрацию).
Мальчик слизывает что-то с тарелки языкомМальчик слизывает что-то с тарелки языком

Полезное упражнение, растягивающее уздечку языка, — «Котёнок», когда ребёнок слизывает с тарелочки что-то сладкое

Кроме указанных упражнений, взрослый может делать ребёнку массаж уздечки. Малыш открывает рот и поднимает язык вверх. Родитель большим и указательным пальцами (конечно же, чистыми) дотрагивается до уздечки и слегка подтягивает её вверх. Массаж выполняется дважды в день примерно по три минуты.

Видео: речевая гимнастика, помогающая постановке звуков Р и Л (мама рассказывает, как занималась с маленькой дочкой)

Непосредственно упражнения для становления звука Р

Следующие упражнения уже связаны с произнесением звуков и непосредственно направлены на становление правильного звука Р:

  1. Ребёнок должен прижать язык к верхнему нёбу на уровне альвеол (позади зубов) и быстро произнести несколько раз звук Д с сильным выдохом. Это похоже на автоматную очередь: «д-д-д-д-д».
  2. Под язычок кладётся ватная палочка (хорошо, если есть логопедический шпатель), взрослый водится её вправо-влево (малыш может положить туда свой пальчик и двигать его самостоятельно). При этом произносится продолжительный звук «ж-ж-ж-ж-ж».
  3. Ребёнок широко открывает ротик и произносит растянутый слог «з-з-з-а-а-а», а взрослый в это время водит под языком ватной палочкой. Аналогично ставится мягкий Р: только вместо «з-з-з-а-а-а» произносится «з-з-з-и-и-и».

Полученный результат (у ребёнка начало получаться правильное произношение звука Р) обязательно нужно закреплять на практике. Чтобы ребёнку было интересно заниматься, для этой цели используются чистоговорки (рифмовки), скороговорки, потешки. Использовать можно примерно такие варианты:

Чистоговорки
  • РА-РА-РА (2 раза) – был я у ребят вчера.
  • РО-РО-РО (2 раза) – потерял петух перо.
  • РУ-РУ-РУ (2 раза) – заяц спрятался в нору.
  • РЕ-РЕ-РЕ (2 раза) – мы играем во дворе.
  • В парке ровная гора — РА-РА-РА (2 раза).
  • Утром едем на метро — РО-РО-РО (2 раза).
  • Краской красим конуру — РУ-РУ-РУ (2 раза).
  • В парке кружат комары — РЫ-РЫ-РЫ (2 раза).
  • АР-АР-АР (2 раза) – Роме нравится загар.
  • УР-УР-УР (2 раза) – у розетки чёрный шнур.
  • ОР-ОР-ОР (2 раза) – зреет красный помидор.
  • ИР-ИР-ИР (2 раза) – в кружке с сахаром кефир.
Скороговорки
  • На горе Арарат зреет красный виноград.
  • У мыши в норке сыра корка.
  • Трое трубачей трубили в трубы.
  • После росы росли розы.
  • Во мраке раки шумят в драке.
Потешки
  • У реки росла рябина,
    А река текла — рябила.
    Посередине глубина,
    Там гуляла рыбина.
    Эта рыба — рыбий царь,
    Называется “пескарь”.
  • На дворе горка,
    Под горкой — норка.
  • В этой норке крот
    Норку стережёт.
    Шёл Егор через двор,
    Нёс топор чинить забор.
Мама с сыном проговаривают словаМама с сыном проговаривают слова

Полученный результат обязательно нужно отрабатывать на чистоговорках, скороговорках и прочем материале

Словоподражания

Взрослый предлагает ребёнку порычать как тигр (Р-р-р-р), покричать как ворона (кар-р-р), показать, как скрипят ставни (скр-р-р), продемонстрировать, как ему холодно (Бр-р-р).

Игровые задания
  1. Мама говорит своему «ученику», что они поедут на пароходе (показывает картинку), но взять на него можно только вещи, в которых есть звук Р. Задача ребёнка — назвать их как можно больше. Причём говорить нужно распространёнными предложениями: «Я буду грузить на пароход рыбу (помидоры, морковь, виноград, игрушки и пр.)».Картинка с изображением пароходаКартинка с изображением парохода

    В процессе обучения можно активно использовать логопедические игры

  2. В лесу в корзину можно подожить только те грибы, в названии которых есть звук Р (подберёзовик, боровик, рыжик и пр.).Корзина, рядом разные грибыКорзина, рядом разные грибы

    В корзину можно положить только грибы, в названии которых есть звук Р

Также можно давать картинки с изображением различных предметов, среди которых просто нужно назвать те, в которых есть звук Р.

Картинка с изображением предметовКартинка с изображением предметов

Можно распечатать множество аналогичных картинок, чтобы малыш находил и называл слова со звуком Р

Общие советы по организации домашних занятий

Чтобы занятия были эффективными, необходимо выполнять следующие рекомендации:

  1. Заниматься регулярно (по возможности ежедневно). Редкие тренировки не дадут эффекта.
  2. Важна последовательность заданий: от простых к более сложным (вначале для закрепления произношения дать ребёнку отдельные слова, а затем уже сложные скороговорки и рифмовки).
  3. Для отработки звука следует использовать разнообразный материал, всё время придумывать что-то новое, чтобы заинтересовать ребёнка.
  4. На занятии очень важен позитивный настрой самого ребёнка: если в данный момент у него плохое настроение или не очень хорошее самочувствие, тренировку лучше отложить, например, на вечер.
  5. Не показывать малышу, что неправильное произношение Р — это серьёзная проблема. Пусть он воспринимает логопедическое занятие как игру.
Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)Мама смотрит на сына и улыбается (оба лежат на кровати)

Для успешности занятия очень важен позитивный настрой ребёнка, а тренировку следует преподносить как увлекательную игру

Видео: секрет быстрой постановки звука Р (советы логопеда)

Поставить звук Р с помощью домашних занятий — вполне реальная задача для родителей, конечно, если у ребёнка нет серьёзных нарушений в строении речевого аппарата. У одних малышей на это уходит много времени, другие же начинают правильно произносить сложный звук довольно скоро. Главное — проводить тренировки регулярно и уметь заинтересовать ими малыша.

Как научить ребенка выговаривать букву [р]: в домашних условиях

Иногда некоторые дети, достигшие пятилетнего возраста, не могут правильно произносить звук «р». Этот звук является достаточно сложным для произношения, поэтому дети могут либо вообще его выпускать из слов («глотать»), либо произносить неправильно, либо заменять его в словах другими более простыми звуками. Но от этого проблема не исчезает, а только усугубляется.

Если помимо звука «Р» у ребенка еще есть «сложные» для произношения звуки, то вначале с помощью логопедических занятий и упражнений ему ставятся они, а уж звук «р» — в последнюю очередь. Иногда можно обойтись самостоятельными занятиями в решении проблемы, иногда может потребоваться помощь специалиста. Поэтому попробуем разобраться, каковы причины нарушения детской речи и как научить ребенка выговаривать букву «Р».

Почему ребенок не выговаривает звук «р»

Обычно, как только ребенок начинает разговаривать, коверкая слова и звуки, это вызывает умиление всех родственников. Поэтому, чаще всего на подобное неправильное коверкание языка родители не обращают никакого внимания. Напротив, все «смешные» слова запоминаются, записываются в специальную тетрадь «на память». Да и если ребенок только начал учиться разговаривать и некоторые звуки ему еще не совсем хорошо поддаются, в этом нет никакой проблемы.

Тревога у родителей начинает нарастать тогда, когда сын или дочь уже активно разговаривает несколько лет, но до сих пор не в состоянии правильно воспроизводить сложные звуки. Одним из таких сложным для воспроизведения звуком является звук «р». С чем же связаны причины нарушения речи?

Речь ребенка развивается в соответствии со своим индивидуальным графиком. Обычно до трехлетнего возраста дети практически не говорят звук «р» и научить их этому умению в это время достаточно сложно. Но, чтобы облегчить в будущем преодоление трудностей с речью, в этот период уже можно проводить с малышом занятия, которые помогут ему начать правильно произносить сложные звуки. Возраст пяти лет идеально подходит, чтобы научиться правильно говорить букву «р».

Если ребенку еще нет пяти лет, то ему не нужны специальное лечение или тренировки. Начиная с 5,5 — 6 лет, при наличии речевых проблем, ребенок нуждается в помощи профильных специалистов.

Неспособность правильно произносит звук «р» может быть связана с физиологическими недостатками. К примеру, из-за неправильной формы языка (к счастью, подобная патология встречается нечасто), короткой уздечки, маленького размера языка, слаборазвитых ротовых мышц, неправильно прикуса и прочих дефектов у ребенка могут возникнуть проблемы не только с произношением звука «Р», но и с многими другими (например, с шипящими, свистящими и жужжащими звуками).

Если у ребенка имеется хотя бы один из перечисленных дефектов, родители обязаны показать его стоматологу или логопеду. Часто родители не могут определить самостоятельно, есть ли у ребенка физиологические недостатки. Поэтому необходимо ежегодно проходить с ребенком медицинские осмотры, чтобы вовремя выявить проблему и исправить имеющиеся недостатки.

Практически все из перечисленных дефектов, кроме неправильного прикуса, исправляются путем хирургического вмешательства. Операции эти не сложные и уже после их проведения дети произносят сложные звуки практически сразу, поэтому не нужно посещать специальные курсы, чтобы развить речь. Если же эти физиологические недостатки вовремя не устранить, то они могут стать причиной картавости и других дефектов речи во взрослом возрасте.

Помощь логопеда в постановке звука «р»

При наличии серьезных речевых отклонений ребенку без помощи логопеда не обойтись. Специалист поможет обнаружить причину, по которой звук «Р» произносится неправильно, подберет более эффективные методики и упражнения для занятий по коррекции речи.

Существует два типа нарушенного произношения детьми звука «Р». Одни пытаются заменить ее отличным звуком, а другие опускают его в какой-либо части слова, иными словами «съедают» ее в начале и конце слова. Также некоторые дети могут произносить звук «р» гортанно или на французский манер. Это уже повод, чтобы начать беспокоиться, потому что подобное произношение может быть свидетельством того, что у ребенка есть какие-либо заболевания дыхания или артикуляционного аппарата.

Логопед не только определит настоящую причину, по которой ребенок не может правильно сказать этот звук, но и может дать хорошие советы, способные помочь малышу в правильном произношении.

Иногда родители не спешат на прием к логопеду, считая, что с взрослением малыш сам «выговорится». А между тем, посещение специалиста необходимо: он способен выявить тяжелые отклонения на самых ранних этапах и начать своевременное лечение. Например, если звук «р» постоянно произносится неправильно, то существует вероятность развития патологии, называемой дизартрией. В тяжелых случаях она затрагивает головной мозг и последующее лечение становится более продолжительным и менее эффективным. Своевременный визит к врачу позволит сразу выявить подобные отклонения и предупредить развитие осложнений.

Как научить ребенка выговаривать звук «р»

Если логопед не обнаружил каких-либо физиологических дефектов, но ребенок все также не может выговорить сложный звук «р», нужно прибегнуть к помощи простых упражнений. Также родителям нужно следить за своей речью и стараться выговаривать слова четко. Следует чаще произносить слова, в которых находится сложная для малыша буква. Дети могут неплохо запомнить «на слух» то, как правильно произносить «р».

Чтобы занятия с ребенком были легкими, интересными и давали хороший результат, нужно выполнять простые правила.

  1. Во время занятий ребенок должен находиться на одном уровне с тем, кто это занятие проводит и должен видеть его глаза и следить за правильностью произношения звука «р».
  2. Хорошо способствует началу правильного произношения массаж лица. Малышу его может делать один из родственников. Дети чуть постарше, могут массажировать себе лицо самостоятельно.
  3. Время массажа не должно превышать 5-7 минут. Игровые занятия не больше 15 минут. Если делать занятия более продолжительными, артикуляционные мышцы будут переутомляться и эффективность занятий снизится. Лучше проводить игровые занятия несколько раз в день по 15 минут, чем одно занятие в течение часа.
  4. Массаж и упражнения для артикуляции лучше делать в разные дни.

Правильное выполнение массажа

Чтобы занятия имели положительный результат, необходимо соблюдать правильность выполнения не только логопедических упражнений, но уметь правильно делать артикуляционный массаж.

Сначала нужно аккуратно, без особого нажима помассировать пальцами область возле бровей, потом перейти к массажу носа, далее начать поглаживать кожу возле губ и скул. Кончиками пальцев сначала необходимо легко постукивать, а потом поглаживать эти зоны. Движения рук должны быть сначала навстречу друг к другу, а потом наоборот.

Если ребенок мал и не усидчив, склонен к гиперактивности, то во время массажа необходимо проговаривать свои действия, чтобы ему не было скучно. Продолжительность артикуляционного массажа не должна превышать 5-7 минут.

Упражнения для развития правильной артикуляции

Чтобы поставить ребенку звук «р», необходимо проводить ежедневные тренировки. Они включают в себя упражнения, которые «разогревают» артикуляционный аппарат.

Наиболее эффективными из них являются следующие.

  • «Малярная кисть». Упражнение заключается в том, что ребенок, растянув губы в улыбке, прикрывает рот и языком начинает «поглаживать» поверхность верхнего неба. Движения должны быть направлены от зубов до горла.
  • «Маятник». Выполнять упражнение лучше перед зеркалом. Губы растянуть в улыбке, слегка высунутым языком ребенок совершает движения вправо и влево.
  • «Гармошка». Упражнение заключается в том, что ребенок, растянув губы в улыбке, открывает рот. Далее он должен прижать язык к верхнему небу, будто пытаясь сказать долгое «нь». Не убирая никуда язык, необходимо стараться открывать и закрывать рот.
  • «Чистим зубы». Выполняя это упражнение, язык совершает движение по внутренней поверхности зубов. Движения похожи на те, которые совершает зубная щетка. Далее языком можно потрогать каждый зуб, будто проверяя, на месте ли он. Это упражнение делается 15 раз.
  • «Комарик». Выполняя это упражнение, ребенок высовывает язык недалеко за пределы зубов и начинает воспроизводить звук «з». Потом он прячет язык, упирает его в верхнее неба и уже так произносит звук «з». Это упражнение дети обычно делают с удовольствием.

Эта гимнастика хорошо помогает развить артикуляционный аппарат. Выполняя ее можно добиться укрепления ротовых мышц и понемногу растянуть «уздечку». Однако чтобы начать правильно произносить букву «р», нужно еще делать особые упражнения.

Логопедические упражнения, помогающие поставить звук «р»

Эти упражнения для постановки звука «р» необходимо выполнять каждый день, чтобы скорее получить положительный результат.

  • Малыш должен открыть рот и кончик языка прижать к основанию верхних зубов. Далее ему надо сказать, чтобы он начал произносить звук «д-д». Через несколько секунд ребенок должен начать дуть на кончик языка. Это не приведет к сиюминутному началу правильного произношения буквы «р», но поможет малышу запомнить необходимую вибрацию языка.
  • Чтобы выполнить следующее упражнение необходимо взять логопедический шпатель. Ребенок должен открыть рот и начать произносить звук «ж-ж», постепенно сдвигая язык в сторону зубов. После того как малыш немного освоится в таком положении, ему под язычок нужно с осторожностью ввести шпатель. Далее начать его колебать в стороны для создания вибрации. Малыш же должен дуть на выговариваемый звук «ж» и запоминать вибрацию, которая получается.
  • Для выполнения следующего упражнения ребенок широко открывает рот и произносит «з-за». Язык в это время отодвинут назад. Шпатель опять нужно подвести под язык и начать ритмично двигать его в стороны. При правильном выполнении этого упражнения послышится четкий звук «р».

Чтобы поставить более мягкий звук «р» необходимо выполнять предыдущее упражнение с другим звуком «з-зи».

Логопедические игры

Логопедическая работа основывается на проведении с ребенком особых игр. Таким занятия приносят намного больше пользы и результатов. Благодаря играм увеличивается интерес к занятиям. Они способствуют развитию и закреплению новых навыков произношения и могут быть разными, чтобы не вызывать у детей преедание.

Когда малыш освоит неподдающуюся букву «р», то можно разучить с ним скороговорки, направленные на закрепления результата.

Главное запомнить, что если ребенок будет скучать, выполняя упражнения, то ему скоро надоест это занятие. Следовательно, будет намного меньше эффективности от обучения. Также ребенок может начать наоборот делать все неправильно, чтобы быстрее закончить надоевший процесс.

Малышам достаточно интересны занятия, которые подходят для ежедневного выполнения:

  • Можно совместно с ребенком смотреть на изображение какого-нибудь хищника и рычать, имитируя его «разговор».
  • В форме соревнования дотягиваться языком до кончика носа, а потом до подбородка.
  • Лакать воду или молоко из миски, как бы подражая кошке.

Выполняя все эти рекомендации можно достаточно быстро научить ребенка произносить столь непростую для него букву.

Запись на обучение по программе Основы психологического консультирования

Вместо заключения

Запись на обучение по программе Основы психологического консультированияПодводя итог, следует сказать, что произношение звука «р» не является слишком сложной задачей, которую ребенок не способен решить. В большинстве случаев постановка сложного звука у детей происходит сама собой. Если же этого не произошло до 5 лет, не стоит отчаиваться, просто, возможно вашему ребенку понадобится немного больше времени и усилий.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *