Артикуляционная гимнастика в картинках «Поиграем с язычком»
«Поиграем с язычком»
Артикуляционная гимнастика является основой формирования речевых звуков — фонем — и коррекции нарушений звукопроизношения любой этиологии и патогенеза; она включает упражнения для тренировки подвижности органов артикуляционного аппарата, отработки определенных положений губ, языка, мягкого неба, необходимых для правильного произнесения, как всех звуков, так и каждого звука той или иной группы.
Цель артикуляционной гимнастики — выработка полноценных движений и определенных положений органов артикуляционного аппарата, необходимых для правильного произношения звуков.
Разработала:
Педагог дополнительного образования Бекешева М. С.
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
30 лучших упражнений для развития дикции по мнению логопеда
Человек не рождается с умением говорить, тем более делать это правильно и четко. Если ребенок испытывает проблемы с произношением отдельных звуков, ему может помочь артикуляционная гимнастика. Это комплекс упражнений, направленный на коррекцию этих трудностей. В каких случаях ее достаточно, а когда требуется более серьезный подход? Какие упражения артикуляционной гимнастики вы можете проводить дома сами? Рассказывает логопед Олеся Югова.
Олеся Югова, логопед, доцент кафедры логопедии Московского городского педагогического университета, кандидат педагогических наук
Что такое артикуляционная гимнастика
Дети первых лет жизни очень часто искажают сложные в произношении звуки, потому что их органы речи еще продолжают свое формирование. Практически нет малышей, которые сразу говорят идеально четко.
Для чистого произношения звуков необходима правильная артикуляционная моторика, то есть скоординированная деятельность органов речевого аппарата. Если есть какие-то проблемы в артикуляционной моторике, они всегда будут отражаться на звукопроизношении.
При разговоре мы задействуем около ста мышц, включая мышцы шеи, груди, лица, языка, мягкого неба. Для управления всеми этими мышцами используется гораздо больше нейронов, чем при ходьбе и беге. Артикуляционная гимнастика направлена на те органы, в которых есть мускулатура: язык, губы (круговая мышца рта), мимические мышцы. Но в первую очередь она предназначена для языка. Язык — это главный орган речи, а развитие и укрепление его мышц поможет более точно и четко выговаривать все звуки.
Виды артикуляционной гимнастики
Такая гимнастика бывает активной и пассивной. Чаще всего, говоря об артикуляционной гимнастике, подразумевают ее активную форму: ту, которую ребенок выполняет сам. Она подойдет в тех случаях, когда артикуляционная моторика не нарушена, а просто нуждается в совершенствовании и отработке отдельных движений.
Но бывают и более серьезные ситуации, такие как дизартрия, когда произносительная сторона речи нарушается в результате поражения нервной системы, а подвижность органов речи ограничена. В таком случае детям крайне сложно или невозможно выполнять такую гимнастику самостоятельно. Ведь их органы речи к этому не готовы.
Здесь используется пассивная гимнастика: взрослый своими руками или при помощи приспособлений — зондов, шпателей, щеток — выполняет те движения и позы, которые мы бы хотели получить. Например, очень часто дети при моторных нарушениях не могут поднять язык наверх. Естественно, что в этом случае они не могут четко произносить звуки, при которых требуется это движение. И сама собой эта проблема вряд ли исчезнет, нужна серьезная работа над этим.
Хотелось бы еще остановиться на такой проблеме, как короткая подъязычная уздечка. Это также может быть причиной ограниченной подвижности языка. Ее можно немного растянуть посредством упражнений, но если она слишком короткая, то для нормализации звукопроизношения остается ее только подрезать.
Какая гимнастика нужна вашему ребенку
Проведите такой тест: попросите ребенка показать язык. Обратите внимание на следующие признаки:
ребенок не может высунуть и зафиксировать язык по просьбе,
может высунуть его лишь частично и быстро втягивает обратно,
не может поднять его наверх или покачать им из стороны в сторону,
при подъеме языка наверх вместе с ним поднимается нижняя челюсть,
высунутый язык начинает дрожать или отклоняться в сторону,
наблюдается обильное слюнотечение,
ребенок нечетко произносит сразу несколько групп звуков (шипящие, свистящие, сонорные),
нарушено произношение не только согласных, но и гласных звуков (произношение усреднено, нет четкой разницы между звуками).
Если наблюдается несколько из перечисленных признаков, то, скорее всего, ребенку, помимо консультации специалиста, нужна именно пассивная гимнастика и логопедический массаж. В комплексе они подготовят речевой аппарат малыша к активной артикуляционной гимнастике, сделают возможной постановку звуков.
О приемах пассивной гимнастики лучше узнать у логопеда во время консультации. Дело в том, что нарушения могут быть разными, нет универсальных упражнений, которые бы подошли всем. Только специалист может пояснить, какие приемы будут наиболее эффективными в каждом случае.
Общие принципы артикуляционной гимнастики
Регулярность. Это значит, что от ежедневных пятиминутных занятий будет больше пользы, чем от часовой гимнастики раз в неделю.
Игровая форма. Артикуляционная гимнастика может быть не только полезным, но и веселым занятием для малыша.
Наглядность. Чем больше анализаторов (зрение, слух, осязание) подключается при выполнении упражнений, тем гимнастика эффективнее. Как достичь наглядности? Можно использовать зеркало, в котором ребенок будет видеть свое отражение. Сам взрослый, сидя напротив малыша, может выступать как образец выполнения движений. Используйте картинки, видеоролики с другими детьми, делающими эту гимнастику. Узнайте опытным путем, что больше подходит вашему ребенку, что сильнее его мотивирует.
Удобство. Гимнастикой нужно заниматься в удобной позе: спина расслаблена, руки лежат спокойно, у головы есть опора. Ребенку должно быть комфортно.
Постепенное усложнение. Сначала пробуйте самые легкие упражения, постепенно повышая трудность. Каждый раз вводите не больше одного нового упражнения, и только в том случае, если все предыдущие уже хорошо отработаны.
Целесообразность. Если ребенок очень легко справляется со всеми упражнениями, стоит подумать, нужна ли ему вообще эта гимнастика. Ведь основная задача этих упражнений — научиться делать то, что пока не очень хорошо получается.
Правильное отношение. Не следует рассматривать ее как панацею, это лишь один из методов.
Приемы гимнастики
Эти упражнения активной гимнастики, направленные на статику или динамику, вы легко освоите сами. Каждая поза удерживается 5−7 секунд, повторяется несколько раз.
«Дудочка». Губы нужно сложить в трубочку и максимально вытянуть вперед.
«Заборчик». Объясняем, что нужно улыбнуться так, чтобы показать зубки.
Чередование упражнений «Дудочка» и «Заборчик».
«Кролик». Нужно приподнять верхнюю губу, чтобы приоткрыть резцы.
«Злая лошадка». Нужно изображать фырканье лошади. С силой выдыхать воздух ртом, не раскрывая его. При этом губы начнут вибрировать.
«Пятачок». Нужно вытянуть губы трубочкой, а затем сомкнутыми губами вращать по кругу в разные стороны.
«Лошадка». Ребенок должен пощелкать языком, озвучивая цокот копыт.
«Грибок». Язык плотно прикладывается (присасывается к небу) и удерживается в таком положении.
«Гармошка». Держа язык в положении «грибок» нужно несколько раз открыть/закрыть рот.
«Лопни шарик». Щеки надуваются, затем ребенок должен легонько ударить по ним, чтобы воздух вышел.
«Хомяк». Сначала надуваются обе щеки, затем поочередно правая и левая.
«Рыбка». Щеки втягиваются и в таком положении удерживаются.
«Лопатка». Расслабленный язык нужно положить на нижнюю губу (не высовывая).
«Иголка». Узкий язычок высовывается как можно дальше.
«Часики». Приоткрыть рот и кончиком языка поочередно касаться левого и правого угла рта.
«Чашечка». С широко открытым ртом нужно удерживать язычок вверху.
«Фокус». Поднять язык в положение «чашечка» и плавно подуть на кончик носа. Можно на кончик носа положить кусочек ваты.
«Вкусное варенье». Широким языком облизывается верхняя губа (можно слизывать настоящее варенье).
«Маляр». Языком проводим по небу в направлении спереди назад (от зубов к горлу). Ребенку можно рассказать, что язык — малярная кисточка, которой раскрашивается небо.
«Чистим зубки». Кончиком языка нужно провести по верхним, а затем по нижним зубам от одного до другого края.
«Обезьянка». Чуть приоткрыть рот и поместить язык между нижней губой и нижними зубами. Губы при этом сближены.
«Бульдог». Из положения «обезьянка» перевести язык в положение между верхней губой и верхними зубами. Губы сближены.
«Кружок». Рот закрыт. Язык движется с внутренней стороны, плавно очерчивая кончиком языка круг.
«Парус». Конец языка опирается о верхние зубы и удерживается в этом положении.
«Качели». Рот открывается, а язык поочередно поднимается вверх и опускается вниз.
«Барабанщик». Улыбнуться, открыть рот, поставить язычок за верхние зубы, звонко, отчетливо, многократно повторять: «Д-Д-Д-». Темп постепенно убыстрять, зубы не сближать.
«Месим тесто». Язык ложится на нижнюю губу (как при «лопатке»), а рот при этом открывается и закрывается, губы шлепают по языку.
«Покусаем язычок». Улыбнуться, приоткрыть рот, покусать кончик и центр языка.
«Где конфета?». Нужно плотно закрыть ротик, кончиком языка надавливая то на одну, то на другую щеку изнутри.
«Индюк» («Болтушка»). Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык на верхнюю губу и производить быстрые движения кончиком языка по верхней губе вперед-назад, стараясь не отрывать язык от верхней губы.
«Пароход гудит». Улыбаясь, необходимо прикусить язычок и долго произносить «ы».
Выполняйте эти упражнения регулярно, но при этом не превращая их в повинность для ребенка, и вы обязательно увидите прогресс! И не забывайте о других приемах развития речи.
Читайте также:
Почему так важно читать ребенку вслух
Как научить ребенка выговаривать сложные звуки без помощи логопеда
13 классических игр для развития речи
Фото: Dean Drobot/Africa Studio/Oksana Kuzmina/Shutterstock.com
Картотека по логопедии по теме: Артикуляционная гимнастика в картинках
АРТИКУЛЯЦИОННАЯ ГИМНАСТИКА
- Заборчик
Улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы.
- Дудочка
1. С напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты).
2. Выполнить динамические упражнения заборчик-дудочка
10-15 раз.
- Блинчик
1. Улыбнуться.
2. Приоткрыть рот.
3.Положить широкий язык на нижнюю губу.
4. Удерживать под счет от 5 до 10.
- Маляр
1. Губы в улыбке.
2. Приоткрыть рот.
3. Кончиком языка погладить («покрасить») небо, делая
движения языком вперед-назад.
- Иголочка
Вытянуть вперёд острый напряжённый язык.
- Часики
1. Улыбнуться, открыть рот.
2. Кончик языка (как часовую стрелку)
переводить из одного уголка рта в другой.
- Качели
1. Улыбнуться.
2. Приоткрыть рот, показать зубы.
3. Кончик языка упереть за верхние зубы
(удерживать под счет).
4. Кончик языка упереть за нижние зубы
(удерживать под счет).
Поочередно менять положение.
- Орешки
1. Рот закрыт.
2. Кончик языка с напряжением поочередно
упирается в щёки .
3. На щеках образуются твердые шарики — «орешки».
- Котик лакает молоко
1. Улыбнуться.
2. Широко открыть рот.
3. Высунуть язык «чашечкой».
4. Совершать зачерпывающие движения языком.
- Лошадка
1. Вытянуть губы.
2. Приоткрыть рот.
3. Поцокатъ «узким» языком
(как цокают копытами лошадки).
4. Лошадка спотыкается:
губы-«заборчик» — губы-«Дудочка» продолжаем цокать.
- Киска сердится
1. Губы в улыбке, рот открыт.
2. Кончик языка упирается в нижние зубы.
3. Выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в
нижние зубы.
4. Покатили верхние зубки с горки «гладим киску»
со звуком «ссс», зубки закрыли в красивый забор «ссс…».
- Шарик
1. Надуть щёки.
2. Сдуть щёки.
- Окошко
1. Открыть рот.
2. Закрыть рот.
- Чистим зубки
1. Улыбнуться.
2. Показать зубы, приоткрыть рот.
3. Кончиком языка поочередно «почистить»
нижние и верхние зубы.
Консультация по теме: Артикуляционная гимнастика в картинках
Правила выполнения артикуляционной гимнастики
Артикуляционная гимнастика представляет собой комплекс
упражнений для тренировки силы, подвижности, переключаемости мышц
речевого аппарата, так же служит подготовкой для выработки укладов для
формирования нужных звуков. Комплекс упражнений и инструкцию по
выполнению логопед даёт каждому домой.
1. Ежедневное проведение гимнастики, особенно в начале
логопедических занятий. Не ранее чем, через час после еды.
2. Показ упражнений родителями. Для этого им необходимо самим
усвоить предлагаемые упражнения. Если у Вас не получается,
обратитесь к логопеду. Он предложит поприсутствовать на
занятии, где наглядно разъяснит все недоразумения.
3. Обязательно наличие зеркала для зрительного контроля
положения губ, рта, языка
4. Спокойствие и удобная поза
5. Предварительно выучить название органов артикуляции (губы,
верхние и нижние зубы, кончик, спинка, корень языка, твёрдое
нёбо)
6. К каждому новому упражнению переходить только после
правильного выполнения предыдущего
7. Каждое упражнение выполняется 4-6 раз. Упражнения на
удержания позы проводить под счёт 3-5-7-10, постепенно
увеличивая количество времени.
8. На первых порах (1-3 месяца) темп выполнения медленный, по
мере усвоения увеличивается.
9. Терпение- ваш союзник. Не ругайте ребёнка, если сразу не
получается. Подбадривайте его
10.Если какое- то движение упорно не получается, помогите
своими чистыми руками, пальцами.
11. Вовлеките всю семью в выполнение гимнастики. Устройте
конкурс
12.Обязательное поощрение за старательность
«Окошко» | |
«Чистим, зубки» | |
«Месим тесто» | |
«Чашечка» | |
«Дудочка» | |
«Заборчик» | |
«Маляр» | |
«Грибочек» | |
«Киска» | |
«Поймаем мышку» | |
«Лошадка» | |
«Пароход гудит» | |
«Слоник пьёт» | |
«Индюки болтают» | |
«Орешки» | |
«Качели» | |
«Часики» | |
«Блинчик» | |
«Вкусное варенье» | |
«Шарик» | |
«Гармошка» | |
«Барабанщик» | |
«Парашютик» | |
«Загнать мяч в ворота» |
Учебно-методическое пособие по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика в картинках
Окошко
- широко открыть рот -«жарко»
- закрыть рот -«холодно»
Чистим зубки
- улыбнуться, открыть рот
- кончиком языка с внутренней стороны «почистить» поочередно нижние и верхние зубы
Месим тесто
- улыбнуться
- пошлепать языком между губами — «пя-пя-пя-пя-пя»
- покусать кончик языка зубками (чередовать эти два движения)
Чашечка
- улыбнуться
- широко открыть рот
- высунуть широкий язык и придать ему форму «чашечки» (т. е. слегка приподнять кончик языка)
Дудочка
• с напряжением вытянуть вперед губы (зубы сомкнуты)
Заборчик
• улыбнуться, с напряжением обнажив сомкнутые зубы
Маляр
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- кончиком языка погладить («покрасить») нёбо
Грибочек
- улыбнуться
- поцокать языком, будто едешь на лошадке
- присосать широкий язык к нёбу
Киска
- губы в улыбке, рот открыт
- кончик языка упирается в пиление зубы
- выгнуть язык горкой, упираясь кончиком языка в нижние зубы
Поймаем мышку
- губы в улыбке
- приоткрыть рот
- произнести «а-а» и прикусить широкий кончик языка (поймали мышку за хвостик)
Лошадка
- вытянуть губы
- приоткрыть рот
- поцокать «узким» языком (как цокают копытами лошадки)
Пароход гудит
- губы в улыбке
- открыть рот
- с напряжением произнести долгое «ы-ы-ы…»
Слоник пьёт
- вытянув вперёд губы трубочкой, образовать «хобот слоника»
- «набирать водичку», слегка при этом причмокивая
Индюки болтают
• языком быстро двигать по верхней губе — «бл-бл-бл-бл…»
Орешки
- рот закрыт
- кончик языка с напряжением поочередно упирается в щёки
- на щеках образуются твердые шарики -«орешки»
Качели
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхние зубы
- кончик языка за пиление зубы
Часики
- улыбнуться, открыть рот
- кончик языка (как часовую стрелку) переводить из одного уголка рта в другой
Блинчик
- улыбнуться
- приоткрыть рот
- положить широкий язык на нижнюю губу
Вкусное варенье
- улыбнуться
- открыть рот
- широким языком в форме «чашечки» облизать верхнюю губу
Шарик
- надуть щеки
- сдуть щеки
Гармошка
- улыбнуться
- сделать «грибочек»
(т. е. присосать широкий язык к нёбу)
• не отрывая языка,
открывать и закрывать
рот (зубы не смыкать)
Барабанщик
- улыбнуться
- открыть рот
- кончик языка за верхними зубами: «дэ-дэ-дэ…»
Парашютик
- на кончик носа положить ватку
- широким языком в форме «чашечки», прижатым к верхней губе, сдуть ватку с носа вверх
Загнать мяч в ворота
- «вытолкнуть» широкий язык между губами (словно загоняешь мяч в ворота)
- дуть с зажатым между губами языком (щеки не надувать)
Методическая разработка по логопедии на тему: Артикуляционная гимнастика в стихах и картинках
Артикуляционная гимнастика
в стихах и картинках
Лягушки улыбаются
— Чтобы научиться красиво, говорить, надо заставить свои губы хорошо работать. И знаешь, что здесь главное? Научиться улыбаться открытой улыбкой. Отгадай загадку и узнаешь, кто тебе поможет широко улыбаться:
Скачет зверушка,
Не рот, а ловушка.
Попадут в ловушку
И комар, и мушка.
— Кто это? Правильно. Это лягушка. Поучимся широко улыбаться, как лягушка.
Улыбнуться без напряжения так, чтобы были видны передние верхние и нижние зубы.
— Тянуть губы прямо к ушкам
Очень нравится лягушкам.
Улыбаются … Смеются …
А глаза у них, как блюдца.
Хоботок
— У какого крупного животного нос похож на длинную трубу? Конечно у слона. Как этот нос называется? Хобот.
Сделай из своих губ хобот – вытяни их вперед и сомкни.
(Вытянуть сомкнутые губы вперед трубочкой).
— Подражаю я слону:
Губы хоботом тяну.
Даже если я устану,
Их тянуть не перестану.
Буду долго так держать,
Свои губы укреплять.
Дудочка
— А сейчас подуди через трубочку:
Мои губы – трубочка –
Превратились в дудочку.
Громко я могу дудеть
Ду-ду, ду-ду-ду.
Чередование улыбка – хоботок
— Ну, вот ты научился открыто улыбаться, складывать губы хоботом, дудочкой. А теперь будем чередовать эти движения:
— Свои губы прямо к ушкам,
Растяну я как лягушка.
— А теперь слоненок я,
Хоботок есть у меня.
— А сейчас я дудочка,
Дудочка — погудочка.
— Мне понравилось играть,
Повтори-ка все опять.
Загнать мяч в ворота
Вытянуть губы вперед трубочкой и длительно дуть на ватный шарик, загоняя его между двумя кубиками.
— Михаил играл в футбол
И забил в ворота гол.
Наказать непослушный язык
— Когда язычок не слушается, не хочет говорить красиво и правильно его наказывают, вот так:
Немного приоткрыть рот, спокойно положить язык на нижнюю губу и, пошлепывая его губами, произносить звуки: «пя-пя-пя…».
— На губу язык клади,
«Пя-пя-пя…» произноси.
Лопатка
— Отгадай загадку:
Я землю копала,
Ничуть не устала.
А кто мне помогал,
Тот и устал.
— Что это? Конечно лопатка. Попробуй сделать свой язык лопаточкой.
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на нижнюю губу.
— Язык лопаткой положи,
И под счет его держи.
Раз, два, три, четыре, пять.
Язык можно убирать.
Иголочка
— Следующая загадка:
Маленького роста я,
Тонкая и острая.
Носом путь себе ищу,
За собою хвост тащу.
— Это иголочка. Правильно.
Ты умеешь делать язык широким – лопаточкой, а теперь научимся делать язык узким – иголочкой.
Рот открыть. Язык высунуть далеко вперед и сделать его узким. Удерживать в таком положении 15 секунд.
— Язык в иголку превращаю,
Напрягаю и сужаю.
Острый кончик потяну,
До пяти считать начну.
Раз, два, три, четыре, пять!
Иголку я могу держать.
Чередование лопатка – иголочка
— Полезно чередовать движения языка, сначала из него сделать лопаточку, а потом – иголочку. Попробуй!
— Язык лопаткой уложи
И спокойно подержи…
А потом – раз, два, три –
Как иголку заостри.
Кто дальше загонит мяч?
Улыбнуться, положить широкий передний край языка на нижнюю губу и, как бы произнося длительно звук «ф», сдуть ватку на противоположный край стола.
Почистим зубы
— Отгадай загадку:
Красные двери в пещере моей,
Белые звери сидят у дверей.
Мясо, и хлеб – всю добычу мою –
Я с радостью белым зверям отдаю.
— Что это? Правильно! Это губы и зубы. Зубы, ты знаешь, надо беречь. А для этого их надо чистить каждый день зубной щеткой. Похожее движение, как будто чистишь зубы, можно делать и своим языком. Это движение нужно повторять старательно, каждый день, тогда язычок станет послушным, и ты будешь правильно произносить звуки.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и кончиком языка «почистить» нижние и верхние зубы, делая сначала движения языком из стороны в сторону, потом снизу вверх.
— Чисти зубы, чисти зубы,
И снаружи и внутри.
Не болели, чтоб они.
Приклей конфетку
Положить широкий кончик языка на нижнюю губу. На самый край языка положить кусочек конфетки и приклеить к небу, за верхними зубами.
Грибок
— Прежде чем приступить к следующему упражнению, отгадай загадку:
Под сосною у дорожки
Кто стоит среди травы?
Ножка есть, но нет сапожка,
Шляпка есть – нет головы.
— Правильно, гриб. А маленький назовем как? Грибок. Попробуй сделать грибок из язычка.
-Итак, делаем грибок.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и, прижав широкий язык всей плоскостью к небу, широко открыть рот.
— На лесной опушке,
Где жила кукушка.
Вырос гриб-волнушка,
Шляпка на макушке.
Вкусное варенье
— Представь, что ты ел очень вкусное варенье, и оно намазалось у тебя на верхнюю губу. Давай его оближем.
Слегка приоткрыть рот и широким передним краем языка облизать верхнюю губу, делая движений языком сверху вниз.
— Ох, и вкусное варенье!
Жаль осталось на губе.
Язычок я подниму
И остатки оближу.
Гармошка
— Еще одна загадка:
В руки ты её возьмёшь,
То растянешь, то сожмёшь.
Звонкая, нарядная,
Русская, двухрядная,
Заиграет, только тронь.
Как зовут её? … (Гармонь)
— Ты тоже можешь поиграть на гармошке. Но для этого надо научить язычок выполнять упражнение «Гармошка».
Улыбнуться, приоткрыть рот, приклеить язык к небу и, не отрывая языка, закрывать и открывать рот.
К небу язычок прижми,
Челюсть ниже опусти.
Рот открой, потом прикрой,
Гармонист ты неплохой.
Фокус
Улыбнуться, приоткрыть рот, положить широкий передний край языка на верхнюю губ и сдуть ватку, положенную на кончик носа. Воздух при этом должен идти посередине языка, тогда ватка полетит вверх.
Чашечка
-Посмотри, какая красивая чашечка. Давай, сделаем из нашего язычка такую:
Рот широко раскрыть. Широкий язык поднять кверху. Потянуться к верхним зубам, но не касаться их.
— Язык широкий положи,
А края приподними.
Получилась чашечка,
Округленная она.
В рот ее мы занесем,
И бока к зубам прижмем.
Пароход гудит
— Прежде, чем отплыть, пароход дает сигнал: «ы-ы-ы…».
— Как гудит пароход?
Приоткрыть рот и длительно произнести звук «ы-ы-ы» (как гудит пароход).
Индюк
— Индюшата, разговаривая между собой, «болбочут»: бл-бл-бл. Давай научимся болботать, как индюшата.
Приоткрыть рот, положить язык на верхнюю губу и производить движения широким передним краем языка по верхней губе вперед и назад, стараясь не отрывать язык от губы, как бы поглаживать её. Сначала производить медленные движения, потом убыстрить темп и добавить голос, пока не послышится: «бл-бл-бл».
— Индюшата-малышата,
Ножками топочут,
Весело болбочут:
«Бл-бл-бл!».
Качели
— Детям нравиться качаться на качелях. Язычку тоже понравиться качаться, давай научим его.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот, положить широкий язык за нижние зубы и удерживать в таком положении под счет от одного до десяти. Потом поднять широкий язык за верхние зубы и удерживать под счет от одного до десяти.
— На качелях я качаюсь,
Вверх-вниз, вверх-вниз.
И все выше поднимаюсь,
А потом вниз…
Лошадка
— Эту лошадку зовут Серый Бок! Когда она бежит её копыта цокают. Научи свой язык красиво цокать, если хочешь поиграть с лошадкой.
Улыбнуться, показать зубы, приоткрыть рот и пощелкать кончиком языка, после каждой строчки стихотворения.
— Я лошадка – Серый Бок!
Я копытцем постучу,
Если хочешь – прокачу.
Посмотри, как я красива:
Хороши и хвост, и грива.
Я лошадка – Серый Бок!
Маляр
— Что делает маляр? Красит стены, потолок. Ты тоже можешь научить свой язык «красить» небо во рту.
Улыбнуться, открыть рот и «погладить» кончиком языка твердое небо, делая движения языком вперед-назад.
— Красить комнаты пора,
Приглашаем маляра.
Челюсть ниже опускаем,
Маляру мы помогаем.
Дятел
— Прежде чем приступить к следующему упражнению, отгадай загадку:
Все время стучит,
Деревья долбит,
Но их не калечит,
А только лечит!…(Дятел)
— Правильно, это дятел. Посмотри на картинку, и ты увидишь, какой у него длинный и сильный клюв. Он стучит им, издавая четкие звуки: д-д-д. ты тоже можешь научиться кончиком своего языка по бугоркам.
Улыбнуться, открыть рот и постучать кончиком языка за верхними зубами, многократно и отчетливо произнося звук «д».
— Я по дереву стучу:
Д-д-д, д-д-д.
Червяка добыть хочу:
Д-д-д, д-д-д.
Хоть и скрылся под корой:
Д-д-д, д-д-д.
Все равно он будет мой:
Д-д-д, д-д-д.
Удачи Вам, уважаемые взрослые!