Анна нуждина монтессори: Необходима проверка безопасности – VI Монтессори конференция в Москве — Монтессори Press

VI Монтессори конференция в Москве — Монтессори Press

В Москве под эгидой Фонда Монтессори в Академии повышения квалификации и переподготовки работников образования прошла IV  Международная конференция «Интеграция педагогики Марии Монтессори с отечественным образовательным пространством».

В этом году  тема конференции была посвящена Монтессори методу и языкам мира. Более 100 участников из России, Казахстана, Чехии, США и Белоруссии в течение 2 дней обсуждали вопросы развития речи от рождения и до отрочества.  Первый день был посвящен особенностям освоения родного языка, второй - обучению второму языку и билингвизму.

Исполнительный директор Фонда Монтессори Анна Пугачёва рассказала об итогах Ретрита Nienhuis, который прошел в начале ноября в Нидерландах. Его тема также была посвящена проблемам развития языка.

Директор центра Монтессори Константин Сумнительный   отметил тенденции  развития и исследования проблем языка в классе Монтессори. В своем выступлении  «Чтение для детей, самими детьми, вместе с детьми»  отметил важность чтения и этапы освоения ребенком этого навыка в классе Монтессори.

Ирина Поперёкова, Монтессори педагог из Чехии,  представила  участникам серию своих книжечек  для первого чтения.

Перинатальный психолог Татьяна  Палкина   (г. Каменск-Уральский, АМИ-диплом 0-3) остановилась на важности  внутриутробного речевого развития. Ведь слух у эмбриона начинает развиваться  уже на 5 неделе,  а  на  32 неделе беременности ребенок  уже начинает различать музыку.  Поэтому так важно заниматься  речевым развитием  будущего малыша еще во внутриутробный   период.

Руководитель Международного  института Монтессори педагогики Надежда Смирнова   в своем выступлении отметила   этапы и предпосылки   письменной речи. 

Заместитель диктора Центра Монтессори София Сумнительная поделилась, как происходит исследование языка ребенком, и как этому может помочь дидактический материал. Умение читать и писать не дано человеку от природы, как умение ходить. Обучение письму и речи по Монтессори  предполагает создание языковой среды, в которой ребенок легко будет впитывать все,  что в ней находится. Этому могут способствовать специальные материалы. Например, помогающие выявить оттенки звуков речи  фонетические таблицы. Их  уже  производят  на фабрике Монтессори-Питер.

А также специальные карточки,  стимулирующие у детей исследование языка. Они создают целые словари со словами, которые пишутся не так,  как слышатся.

Анна Нуждина, Монтессори педагог 0-3 (АМI),   напомнила участникам интересный исторический факт: первая тоддлер группа была  создана в 1937   Анной Фрейд с помощью Монтессори сообщества.  Она предложила участникам психоаналитический взгляд на развитие речи.

Руководитель Монтессори  сообщества « The Montessori Way» Наталья Ушарова (  АМI, г.Долгопрудный) рассказала о многоплановой пользе занятий каллиграфией.

Мастер-класс Олега и Виктории Ефимовых был посвящен процессам освоения языка. Создатели и руководители медико-педагогического реабилитационного центра «Логопрогноз» (Санкт-Петербург) отметили,  что для того, чтобы ребенок заговорил, должен созреть  мозг, и  должны запуститься механизмы, которые обеспечивают языковое развитие. У психологически здорового ребенка с 9 до 12 месяцев появляются первые слова, к двум годам словарный запас достигает 200-400 слов. Лекторы отметили, что развитие речи связано с развитием движения. У нарушений освоения языка и речи всегда сочетание биологических и социальных факторов,  с которыми должны работать специалисты.

Анна Гурарий, учредитель Монтессори школы «Гураня»  (АМIд 0-3 и 12-18, г. Химки)  рассказала о  потребностях и характеристике подростков. В своей Монтессори школе   они запустили проект Монтессори  12+. Анна и пригласила участников посмотреть, как организовано пространство для подростков на их площадке в Химках.           

Интересными наблюдениями поделилась с участниками

руководитель английской школы Seymour house school Дина Карпова. В частности, она предположила, что через 15-20 лет большинство знаний будет аккумулировано на английском языке, и знать его образованному и успешному человеку просто необходимо. Однако, Дина также высказала опасение по поводу чрезмерного увлечения английским с раннего возраста, так как в этом случае может пострадать качество освоения своего родного языка.
Руководитель Ассоциации Монтессори педагогов Казахстана Людмила Новикова рассказала об опыте  своего Монтессори сада, где идет обучение на казахском и русском языках.

Во время конференции работала выставка Монтессори материалов. Свою  продукцию представили НПО «Монтессори» (г.Омск), «Монтессори Питер», а также другие производители. Впервые в выставке приняли участие ученики подростковой резиденции Монтессори-школы «Гураня» со своей продукцией для Монтессори-классов.

Анна Пугачёва  пригласила участников на 28 Международный Конгресс AMI ,   который пройдет  27-30  2017 года июля в Праге.  Кроме стандартного предложения для российских участников – присоединиться к группе с авиаперелётом для участия в Конгрессе, Фондом Монтессори будет организован автопробег из Москвы и Санкт-Петербурга для желающих отправиться в Прагу на своих автомобилях. Его участники  посетят Монтессори площадки в  России, Белоруссии, Прибалтике, Польше по пути следования и примут участие в интересных событиях. Для желающих принять участие в Монтессори-караване, но не имеющих автомобилей, будут организованы туристические автобусы. Все российские участники встретятся в Праге на Конгрессе, где будет организован перевод на русский язык!

Регистрация на  28 Конгресс АMI  уже началась. Кому интересна информация по подготовке и участию в конгрессе в Праге, могут следить за новостями на сайте Фонда Монтессори www.montessori-org.ru и на русскоязычной странице Конгресса на Фейсбуке https://www.facebook.com/events/1802785233278021/

«Мы не успеваем удовлетворить спрос в Монтессори-педагогах и тренерах»

Открытие своего Монтессори-сада

Анна, как вы пришли в Монтессори?
До рождения сына я мало что знала про метод Монтессори. Закончила психологический факультет СПбГУ по специализации «Социальная адаптация и психологическая коррекция личности», но проработала совсем недолго.

Вскоре, в 1995 году, родился мой сын. Тогда я и начала изучать различные методики развития. Информации про Монтессори в то время было мало, но даже её хватило, чтобы понять — это единственный метод, который подходит детям с точки зрения психологии.

Первые пару лет, пока ребёнок был маленький, я занималась тем, что на тот момент называлось Монтессори. В книгах уже можно было найти какие-то упражнения для дома и информацию про самостоятельность. Разумеется, моя домашняя среда была не идеальной, но тем не менее в два года сын сам мыл посуду.

Как получилось, что вы открыли свой Монтессори-сад?
Увидев результаты сына, я решила, что нам нужен Монтессори-сад. Нашла в Петербурге единственную на тот момент школу — American Montessori International. Её создала американка Карен Янг для детей дипломатов и топ-менеджеров; школа была англоязычная, и в основном в неё брали детей экспатов.

Я сходила на наблюдения и поняла, что мне всё нравится. Но эта школа мне была не по карману. И по большому счастью, как сейчас понимаю, так как не являюсь приверженцем англоязычного образования для российских детей.

Тогда же я подумала, что можно открыть свой детский сад, ведь частные садики открывали все кому не лень. Начала искать, где пройти обучение, и мне повезло, в России уже было много курсов. Первым я нашла московский ассоциативный курс AMI. Его создали София Ивановна и Константин Евгеньевич Сумнительные, а курировала AMI-тренер Мария Рот.

Позже, в 2010 году, AMI отказалась от этих курсов, но на тот момент это были самые достойные курсы Монтессори. Мало кто мог поехать учиться за границу, это было очень дорого. А в Россию никто бы AMI-курс тогда не привёз, все это понимали. Мария Рот проявила достаточную смелость, приехав в Москву в 90-х и поддержав ассоциативный курс.

В 2000 году я окончила ассоциативный курс AMI и открыла свой сад — «Золотую бусину», всего с тремя детьми. Но к середине года воспитанников стало уже двенадцать.

Ассоциативный AMI-курс 3–6 в Москве

Как развивалась «Золотая бусина»?
Сначала был один класс для возраста от 3 до 6 лет, в котором я и проработала десять лет. Теперь я понимаю, что среда была далека от идеала. Всё-таки ассоциативный курс не давал той полноты информации, которая нужна для построения класса. Для этого нужен полноценный профессиональный AMI-курс.

Мой сын занимался в «Золотой бусине» до семи лет. К тому времени я многое узнала про метод Монтессори, и, конечно, мне хотелось свою школу для детей 6–12 лет, но это было нереально задачей на тот момент. Поэтому мой ребёнок пошёл в обычную школу, а я продолжала заниматься с классом 3–6.

Потом родители стали всё чаще просить взять в сад детей младшего возраста: «Ребёнку два года уже, возьмите, он такой умный», «Дочери полтора, возьмите, пожалуйста». Но мне было непонятно, что делать с такими малышами.

Тогда мы начали искать курс для Монтессори-педагога 0–3 и снова нашли его в Москве. Это был курс «Вместе с мамой» — чисто российская иллюзия Монтессори; в нём практически не было ничего от метода, только слово «монтессори», к сожалению. Но на тот момент мы ничего этого не знали, поэтому я предложила своей ассистентке пройти этот курс и открыть группу для малышей.

Она поехала в Москву, окончила курс и мы открыли группу для детей до 3 лет. В неё начали ходить дети вместе с мамой, все были довольны: привёл ребёнка, выпустил, он там возится со всей этой ерундой.

Периодически я ходила в эту группу наблюдать, и замечала несоответствия — всё не могла понять, где там логика. Вот в классе 3–6 всё логично: выстроена среда, каждый материал имеет цель, видно, как ребёнок развивается, а в группе до трёх лет творился какой-то бардак. И я продолжила искать информацию об аутентичном образовании Монтессори для детей до 3 лет.

Мой класс 3–6 в 2003 году

Получение AMI-образования

А кто был носителем достоверной информации о Монтессори-педагогике для детей до 3 лет?
В России ходили мифы (и до сих пор ходят), что Мария Монтессори работала только с детьми от 3 до 6 лет, а для детей до 3 лет мы должны придумывать всё сами. Ещё было мнение, что с детьми до 3 лет нужно работать как с детьми с отставанием, ведь они же ещё глупенькие, недоросшие… Поэтому и ставили им в группы укороченные цилиндры, розовые башни из пяти или даже из трёх кубов. Всё это было очень странно.

Я продолжала искать информацию и нашла AMI-курс 0–3 за границей. Но поехать учиться получилось не сразу, на подготовку ушло два года.

Курс стоил 8 тыс. долларов, плюс дорога и проживание, и в двухтясячных это было слишком дорого. Я написала во все учебные центры AMI вопрос, как можно учиться по другим условиям, и некоторые предложили рассрочку. А из Денверского института, штат Колорадо в США, написали, что готовы предоставить стипендию на обучение. Мой будущий тренер нашла спонсора — мецената Джона Белла.

Джон приехал в Петербург, убедиться, что у меня действительно есть Монтессори-сад. Он сделал фотографии, показал их Денверскому институту, и они написали: «Приезжайте!» Так я поехала учиться в Денвер на курс AMI, это был 2007 год.

На курсе в Денвере, 2007 год

Как проходил курс и что изменилось после обучения?


Курс проходил два лета подряд по два месяца. Когда я приехала на первый блок курса, то через три дня лекций мне стало всё понятно — вот оно, вот эта информация, которая нужна. Я смотрела на то, как всё устроено в институте и думала: «Какой же кошмар происходит в России! То, что мы делаем с детьми — это не то что не полезно, это вредно! Так нельзя делать ни в коем случае!»

Вернувшись после первого блока, я закрыла группу 0–3. Она на тот момент работала уже несколько лет, было много клиентов, но я понимала, что так нельзя. А как надо — не знала, ведь обучение ещё не закончилось. Целый год эта группа у нас не работала.

Экзамены в Денвере, 2008 год

А через год возобновили набор тоддлеров?
Да, на следующее лето я полетела сдавать экзамен и параллельно мы вели набор в первый в России тоддлер-класс по AMI-стандарту. В августе я вернулась с дипломом, за месяц сделала среду и в середине сентября открыла группу для детей до 3 лет. К нам сразу записались около тридцати детей. Не все дети ходили пятидневку: кто-то два раза в неделю, кто-то два часа в день. Но оттока не было, наоборот, появилась очередь.

Я работала шесть дней в неделю до обеда и два дня по вечерам, так как быстро сформировались субботняя и вечерние группы. Через какое-то время я поняла, что нужны грамотные помощники. И дело даже не в том, что я уставала — мне элементарно не с кем было поговорить о моих знаниях.

Когда я начинала кому-то рассказывать про маленьких детей, как с ними нужно работать по Монтессори-методу, никто меня не понимал. Тогда для России было вообще очень странно, что можно детей до 3 лет взять в какие-то группы без мам. Это считалось зверством советского времени, аналогом яслей. У нас же до трёх лет отпуск по уходу за ребёнком, и все привыкли, что это время ему нужно быть с мамой.

Поэтому я решила провести курс AMI в России, именно для возраста 0–3.

Мой тоддлер-класс в 2011 году

Организация обучения Монтессори-педагогов AMI в России

Что нужно было сделать, чтобы привезти этот курс?
Нужно было открыть филиал AMI в России и договориться с тренером. В то время у тридцати стран были свои филиалы, а наши педагоги вынуждены были ездить на обучение в Европу или США. В 2009 году я съездила на собрание AMI в Амстердам, посмотрела, как построено сообщество. Там же я начала искать возможности организовать филиал в России.

Была ещё одна сложность — в мире всего четыре тренера AMI 0–3, и они очень заняты. Я подошла к Джуди Орайон, своему тренеру, и сказала, что нам нужен курс в России. Она посоветовала обратиться к Патрисии Уоллнер и поделилась её контактами. Патрисия ответила, что ей было бы интересно. Позже я узнала, что у неё русские корни — бабушка с дедушкой выходцы из России, уехали в США после революции.

Мне пришлось ездить ещё два раза на собрания в Амстердам и общаться с Патрисией лично. И понадобилось ещё два года, чтобы запланировать даты и приступить к организации курса.

В то время я проводила много однодневных или двухдневных семинаров в Петербурге, Москве, Тюмени, Харькове и других городах. Людям было интересно, что такое Монтессори для детей до 3 лет по AMI-стандарту, и на семинарах я про это рассказывала. А заодно приглашала на планируемый курс — настоящий, как везде в мире, с дипломом AMI.

С Патрисией Уоллнер в 2014 году

Когда курс AMI начал преподаваться в России и все ли его заканчивают?
Первый курс начинался в январе 2012 года. Пришлось закрывать нашу школу в январе, мае и сентябре, чтобы проводить обучение. Родителям мы объяснили, что школа закрывается потому, что мы продвигаем AMI-стандарт и наши учителя идут учиться на этот курс. От «Золотой бусины» на первом потоке было пять человек.

У нас есть люди, которые курс не заканчивают по состоянию здоровья, по семейным или финансовым обстоятельствам. Но за все потоки не было ни одного человека, который бы встал, вышел и сказал: «Мне не понравилось. Какая-то ерунда». Зато много людей, которые говорят: «Наконец-то я нашёл то, что искал всегда».

Первый выпуск курса AMI 0–3 в России, 2013 год

Сколько уже прошло в России курсов AMI?
Шесть курсов AMI 0–3 уже прошло, и мы выпустили 150 Монтессори-педагогов для этого возраста. Ещё выпустилось 30 педагогов с курса 3–6, и 40 учатся сейчас. Кроме того, у нас прошло по одному ассистентскому курсу для всех групп: 6–12, 3–6 и 0–3 (последний уже я провела как тренер).

В ближайшие годы в России пройдут практически все существующие AMI-курсы: профессиональные и ассистентские для возрастов 0–3, 3–6, 6–12, инклюзивный и административный.

Нужно ли проходить все ступени поочерёдно: сначала 0–3, потом 3–6 и только после этого 6–12?
Нет, не нужно, можно сразу выбрать 6–12. Единственное, что для курса 6–12 есть обязательное требование: AMI-диплом 3–6. Если этого диплома нет, нужно пройти Foundation-курс, который длится пять недель и даёт базовые знания по 3–6.

Бывают курсы 6–12, например в Бергамо в Италии, которые идут десять месяцев, и в них уже встроен курс Foundation 3–6. У нас в России будет предварительный пятинедельный Foundation с тренером Мадленой Ульрих, а дальше пойдёт уже курс 6–12.

Обучение на AMI-тренера

Сколько нужно времени, чтобы стать тренером AMI, и как происходит обучение?
Тренерская программа обучения — индивидуальная. С этого года тренеры будут идти по другому формату подготовки, стало больше ступеней и статусов. Это политика AMI, позволяющая расширить возможности AMI-образования: сейчас уже лежат шестьдесят заявок на AMI-курсы от разных стран, а тренеров не хватает. И это большая проблема.

Ускорить подготовку тренеров практически невозможно, это очень сложная индивидуальная работа. Человек не может стать тренером за три месяца — нужны глубокие знания, трансформации, опыт. Когда я организовывала первый курс AMI в России, то думала, что всё знаю. Потом послушала Патрисию и поняла, что сама я ничего не проведу. И только после обучения на тренерской программе, уже на последней части в Париже, я начала понимать, как провести полный курс, и чувствую себя достаточно уверенно.

Но без всей этой подготовки, которая была у меня, это было бы абсолютно невозможно. У AMI есть миссия — сохранение аутентичности метода и высокого качества. И это сохранение невозможно без строгих правил и условий. Например, есть требование учиться у нескольких тренеров. В конце тренерской программы нет экзаменов, и если несколько наставников сказали, что этот человек готов, то, значит, он готов и получает статус тренера. Если они говорят «нет», значит, не дадут статус тренера, учись дальше. Такое нельзя ускорить.

Несмотря на очередь на курсы, несмотря на то, что мы хотим распространять качественное образование, его нельзя одномоментно увеличить в десять раз. Поэтому придумали такую схему поэтапного прохождения тренерской программы. Люди, которые будут получать первые тренерские статусы, уже смогут вести ассистентские курсы, смогут быть помощниками тренеров на больших курсах. Это освободит ведущего тренера, и он сможет вести параллельно два курса. Может быть, эти меры поменяют ситуацию, ведь хвост из шестидесяти заявок из разных стран растёт.

С Патрисией Спинелли и дипломом Auxiliary-тренера, Париж, 2019 год

Получается, что спрос на качественное Монтессори-образование превышает возможности AMI?
Да, мы не успеваем удовлетворить спрос в тренерах и педагогах. И это хорошо — это как раз тот двигатель, который может сработать. Родительская заинтересованность, признание в обществе и профессиональной среде — вот реальные движущие силы. А когда сверху кто-то спускает распоряжение или же несколько человек пытаются всем рассказывать и внедрять — такое не работает. Гораздо лучше, когда есть массовая заинтересованность, когда много людей выражают своё свободное мнение. Это как раз правильная тенденция.

Как Монтессори-сад или школа могут приблизиться к стандарту AMI?
Если вы хотите работать по Монтессори, то можете обратиться в Фонд Монтессори и подключиться к программе «10 шагов к AMI-стандарту».

Раньше мы стояли на более жёсткой позиции: что нужно сначала получить образование, а потом открывать сад. Но это идеальная ситуация. А реальность такова, что открылось много садов; они поработали и сейчас хотят двигаться к AMI-стандарту. Для них мы предлагаем программу «10 шагов». Она была создана, чтобы помочь площадке, где пока нет AMI-учителей, продвигаться к международному уровню Монтессори в своём темпе и без больших стартовых затрат.

По программе мы отправляем на площадку AMI-дипломированного опытного педагога. Он проводит тренинг со всеми педагогами сада, выстраивает среду, полностью корректирует материалы. Проводит теоретические занятия с людьми, чтобы они понимали, что такое конкретный возраст, и практические — о том, как работать с материалами. Потом эксперт приезжает на площадку раз в полгода, курирует её, отвечает на вопросы, проводит наблюдения, корректирует что-то. Кроме того, учреждение попадает в наш реестр как площадка, которая работает по «10 шагам», и её педагоги имеют право проводить наблюдения в AMI-школах. Они приезжают и в «Золотую бусину», и к нашим партнёрам.

Это не учебный курс, программа не может дать все знания за такой короткий срок. Но этот подход позволяет сначала попробовать AMI-стандарт, увидеть уровень качества, а уже потом принять взвешенное решение о дальнейшем обучении.

Договор на участие в программе заключается на пять лет максимум. Мы считаем, что за это время люди могут найти деньги и возможности, чтобы отправить человека на курс AMI. Если нет — значит, не хотели.

Нашу программу уже прошли двадцать садов и школ Монтессори. И все отправили своих учителей на AMI-курс, так как после «10 шагов» у них снимаются барьеры вроде «А нужно ли мне?».

Каким вы видите будущее метода Монтессори в России?
У меня нет сомнений, что всё будет расширяться и развиваться — это совершенно естественная природа этого метода. Мне бы просто хотелось, чтобы это происходило немножко быстрее. Со своей стороны мы делаем, что можем, и призываем всех присоединяться к нашему движению.

Родителям про Монтессори-образование

Родители спрашивают, как выбрать хороший сад Монтессори. Мы рекомендуем обратить внимание на наличие педагога с образованием AMI или чтобы сад хотя бы был в программе «10 шагов». Но как быть, если сад не соответствует ни одному из этих требований?
Честно говоря, я склоняюсь к жёсткой позиции, особенно что касается возраста до 3 лет. Это очень нежный возраст, ребёнок в нём — психический эмбрион, которому очень легко навредить. Не нужно посещать тоддлер-класс, если вы не уверены в качестве учебного заведения.

Можно организовать домашнюю среду таким образом, что дети до 3 лет будут оптимально развиваться, но понадобятся консультации AMI-специалиста. Такие консультации мы проводим в «Золотой бусине» не только для клиентов, а для всех желающих. Легко найти и другого эксперта — сейчас уже 150 педагогов AMI в стране; и у вас есть онлайн-курсы для родителей, которые ведут педагоги AMI.

Для возраста 3–6 — другая ситуация. Всё-таки там уже дидактические материалы, научиться работать с которыми дома без специального образования невозможно. А кроме того, вредно.

Есть такая тенденция в некоторых семьях: покупать Монтессори-материалы и давать их ребёнку дома. Я не рекомендую так делать. Дом должен быть домом, а класс — классом. Дома люди живут: общаются в семейном кругу, отдыхают, во что-то играют, вместе едят и проводят досуг. Это семейная жизнь, и она не должна превращаться в учебный класс, не нужно давать маленькому ребёнку неправильную психологическую информацию.

Более того, если родители покупают Монтессори-материалы домой, а потом ещё и водят ребёнка в Монтессори-класс, то у него уже совсем другое отношение к этим материалам. Он уже с ними наигрался и не будет их воспринимать как дидактические.

Какой результат даёт метод Монтессори?
По результатам будет здоровая личность. У человека есть два потока энергии: физическая и психическая. У младенца эти потоки совпадают, это называют психосоматическим единством. Если это психосоматическое единство не нарушается, то человек растёт здоровой личностью. Он прекрасно ощущает свои потребности, может их выражать, реализовывать, адекватно и социально-приемлемо в том обществе, в той культурно-социальной среде, в которой он живёт.

У младенца до полугода мозговые волны соответствуют мозговым волнам человека, находящегося в медитации. Это такое состояние, которое называют самоисцеляющим — весь организм работает в гармонии. Но когда младенец начинает проявлять себя в мир, совершать свои первые попытки, хочет что-то поделать, куда-то поползти, что-то взять, его усаживают в манеж. Как кажется, что для его же безопасности. Так происходит первое разъединение физической энергии и психической. Малыш видит, говорит «хочу», его психическая энергия направлена туда, а физическая заблокирована, он не может ничего сделать, чтобы получить желаемое.

Когда детей усаживают за парты, их желания тоже никто не учитывает, их физически ограничивают. Психическая энергия должна быть направлена на то, что считают нужным учителя, а не куда хотят дети. Подобные вещи в итоге приводят к взрослому состоянию полного разделения, психосоматическим заболеваниям, невротическим расстройствам, вытесненным потребностям.

А Монтессори-образование даёт возможность всё это сохранить в целостности. Ребёнок не испытывает фрустрации, ведь у него потоки этих энергий не разделяют, а учат постепенно самому ими управлять.

Эта внутренняя дисциплина, про которую мы говорим, появляется постепенно. Но появиться она может только в Монтессори-среде, сама по себе она не возникнет, для неё нужны условия. Адаптация, адекватная к социуму: когда правила соблюдаются не потому, что тут за мной следят, и поэтому я буду себя вести правильно, а как только никого нет, я делаю что хочу. А соблюдаются они потому, что человек внутренне убеждён, что эти правила полезны. Он просто их соблюдает, потому что они стали его внутренними правилами. И поэтому они ему не вредят, они не влияют негативно на его потоки энергии. Человек существует как гармоничная, здоровая, самостоятельная, адаптированная личность, способная решать свои проблемы самостоятельно.

Иногда родители ошибочно думают, что Монтессори-метод ускоряет развитие и даёт больше возможностей, способностей, талантов, выращивает гениев. Это не так. Монтессори-метод вообще не направлен на культивирование каких-то талантов. Он просто позволяет раскрыться всему потенциалу, который есть у ребёнка. А потенциал у каждого свой.

Какова роль родителей в воспитании Монтессори?
Любой взрослый для ребёнка является учителем, и родитель — не исключение. То, что учитель в школе называется учителем, а родитель называется родителем, для ребёнка не имеет значения. Для него любой взрослый — модель. Модель поведения, речи, движений, отношения к миру, отношения к себе и другим людям. Это модель того, как нужно жить в этом мире.

Для маленького ребёнка родитель важнее учителя, это более важная модель. У нас есть термин «подготовленный взрослый»: любой взрослый рядом с ребёнком в идеале должен быть подготовлен, чтобы поддерживать развитие. Ведь ребёнок развивается всегда, а не только в классе; в развитии нет перерывов, выходных и отпусков. И в идеале Монтессори-родитель тоже должен пройти внутреннюю трансформацию, чтобы быть помощником в реализации потенциала, который заложен в ребёнке.

Это другая позиция — это позиция, когда мы признаём за ребёнком субъективное право роста и развития. Потому что вырасти и развиться может только ребёнок, никто за него это сделать не может.

Фото из личного архива Анны Пугачёвой

Беседовала Анна Страшинская, редактор сообщества «Монтессори.Дети»

Коллектив

ЛЮДКОВСКАЯ ЕКАТЕРИНА, руководитель клуба

Врач-педиатр ДГКБ № 13 им. Н.Ф. Филатова, кандидат медицинских наук, закончила установочный курс по Монтессори-педагогике (сертификат центра Монтессори-педагогики), многодетная мама, организатор и руководитель клуба.

 

ДЫМЧЕНКО НИНА, руководитель клуба

Высшее экономическое образование (красный диплом), установочный курс по Монтессори-педагогике, мама двух прекрасных малышей, организатор и идейный вдохновитель нашего клуба.

 

ЛУШЕНКОВА МАРИЯ, администратор

Высшее педагогическое образование (с отличием), сертифицированный педагог по Вальдорфской педагогике, музыкальное образование, сертификат по оказанию первой медицинской помощи.

“Работа с детьми мне доставляет огромное удовольствие…”

 

 

 

 

Юлия Буланова, педагог группы «СМЕШАРИКИ», сертифицированный монтессори-педагог, высшее педагогическое образование, мама двоих детей

"Время, проведённое в наблюдении за становлением этого удивительного создания и чуда природы - ребёнка - бесценно! Счастлива протянуть этому маленькому человечку руку в качестве опоры на пути открытия и познания этого удивительного мира".

 

Амелина  Елена, педагог группы « НЕПОСЕДЫ», среднее специальное образование по дошкольной педагогике, высшее  педагогическое образование, установочный курс по Монтессори-педагогике

"Моя работа- это состояние души: любовь, возможность дарить частичку своего сердца детям, постоянное саморазвитие.  Я считаю, что важно понимать внутренний мир ребенка, умение войти в мир каждого воспитанника, быть другом.Дети должны жить в мире красоты, игры, сказки, музыки, рисунка, фантазии,творчества".

 

 

 

Коваленко Екатерина, педагог группы Непоседы, среднее-специальное образование по дошкольной педагогике, высшее педагогическое образование, сертифицированный Монтессори-педагог

"Именно в мире детства все без исключения - и дети, и взрослые - помогают друг другу расти. Детство - это честный мир, в котором каждый ребёнок, как камертон искренности, помогает настроить вашу душу".

 

 

 

 

Климова Екатерина, педагог группы Смешарики, среднее-специальное образование по дошкольной педагогике, высшее образование по дошкольной педагогике, сертифицированный Монтессори- педагог

"Если ребенок живет в атмосфере дружбы и чувствует себя необходимым — он учится находить в этом мире любовь». Мария Монтессори. Люблю свою работу, люблю трудиться и выкладываться на все 100%. Стараюсь быть для детей другом, защитником, партнером для игр, наставником".

 

 

Зарецкая Татьяна, психолог (групповые занятия и индивидуальные консультации)

Высшее образование (красный диплом) по специальности, психолог, преподаватель психологии; сертификаты по сказкотерапии, песочной терапии, по преодолению нарушений письма и чтения у дошкольников, психотерапии психотравмы, семейной психотерапии и индивидуальному консультированию. Автор многочисленных печатных работ по психологии. Сертифицированный педагог по Вальдорфской педагогике и Монтессори-педагогике.

"Общение с ребенком - это встреча двух людей, давайте сделаем ее значимой для наших душ".

 

Фестиваль «Монтессори весна 2018»

Блок 1
11:40 - 12:50
Кто сможет построить Розовую башню в 0-3? Нормализация современного ребенка... Ресурсы современной средовой педагогики От плаката из трёх слов до научного исследования Мамы поколения Y. Как с ними работать?

Аттестация монтессори-педагогов: зачем и как?

Инклюзивное образование. «Просто о сложном» Без права на ошибку. Выбор СВОЕГО сотрудника Активный и ГИПЕРактивный ребенок в саду и школе
Блок 2
14:20 – 15:30
Переход ребенка из 0-3 в 3-6 Классификация животного мира Развитие творчества в системе Монтессори Лаборатория в классе 6-10 Путь к успеху

Тренинг «Путешествие и Открытие»

Инклюзия в школе Понимание ребенка. Феноменологический метод "яжемать" – в чем дело?!
Блок 3
15:45 – 16:55
Ассистент в тоддлер-классе Индивидуальная и групповая работа Уроки тишины - путь к нормализации и концентрации От монтессори-школы к бирюзовой организации

Обучение администратора детского клуба​

Развитие самостоятельности у детей с ОВЗ Зависимость Сексуальное развитие и воспитание
Блок 4
17:25 – 18:35
Чем живёт тоддлер? Автодидактические материалы по русскому языку Мало по малу - план по плану Монтессори-метод в правовом поле России Монтессори в Урюпинске

PR монтессори-площадки

Инклюзивная группа 3-6 Психолог в детском саду Монтессори 6-18 в школах Европы и США
Блок 5
18:50 – 20:00
Стандарт по работе с детьми раннего возраста Основные этапы, ведущие к свободному чтению в 3-6 Проектное обучение основам исследовательской деятельности Дружба – язык международный Гуманитарная экспертиза как инструмент развития команд

Путь и ресурс монтессори-педагога

Опыт сенсорной интеграции в монтессори-школе Монтессори педагог – Быть ,а не казаться!
Блок 6
9:00 – 10:20
Развитие речи 0-3 Писать и читать - легко, как говорить и слушать! Линейный и нелинейный подход к обучению Математические чудеса в монтессори-классе Корпоративная антропология в историях

Что я поняла, работая с родителями

SMM для школ и детских садов

Неговорящий ребенок "что делать?"   Злость, которая нам нужна
Блок 7
10:50 – 12:10
Планирование презентаций в тоддлер классе Разработка блоков в зоне практической жизни​ Формирование билингвальной Монтессори среды   Финансовый план

Как навести порядок в монтессори-центре

Учитель и Ассистент: одна команда?

Сенсорное пространство в монтессори-центре Травмы развития Решение детских конфликтов​
Блок 8
12:25 – 13:45
Подготовка ребёнка к переходу в группу тоддлер   Инструменты фокусировки педагогического действия От самопознания к развитию внутреннего потенциала Создание внутренней культуры школы​

Секреты управления методической работой педагогов

Масштабирование или Антифранчайзинг

Логопедические игры О чем не знала Монтессори
Блок 9
15:15 – 16:35
Шпаргалка для родителей Планирование обучения школе Монтессори 6-12 Английский язык в Монтессори-классе Кафе «ВЫПРОСИЛИ» – проект детей 9-12 лет Работа с родителями в практике индивидуализации

Подготовка дошкольных монтессори-педагогов

Сетевые лаборатории. Инклюзия Здоровьеформирующие технологии в Монтессори О роли пространств в становлении личности ребенка

«Детский центр Монтессори или кладбище?» — KVnews.ru

Педагоги и родители требуют не допустить сноса сооружения, в котором действует Монтессори-класс для детей, и закрыть незаконное кладбище. 

В 2017 г. в Омской области в непосредственной близости от Усть-Заостровского сельского поселения был открыт Монтессори-класс для детей от 3 до 6 лет. Это мини-проект, предполагающий в случае успешной реализации дальнейшее развитие и расширение (первая очередь реализации инвестпроекта развития территории, одобренного в 2015 году администрацией района). Это попытка восстановить справедливость в отношении метода Монтессори и сделать его доступным для детей из разных семей, восстановить формат настоящего Дома детей, предполагаемый методом Монтессори.

Монтессори-центр создавался с большим трудом и, по многочисленным отзывам, признан уникальным. Центр находится в окружении природы, что очень важно для гармоничного развития маленьких детей, их здоровья. Это прецедент и для Омской области, и для России, единственный в своем роде за Уралом. 

Это и важный социальный проект для жителей Усть-Заостровки, близлежащих поселений и г. Омска, которые благодаря центру могут создать уникальные условия для развития своих детей, в том числе и для детей с особенностями в развитии.

Вот мнения родителей:

– Никогда ни в одном садике я не видела материалов такого высокого качества и с таким вкусом и стройностью подобранных для нужд ребенка. Дети здесь по-настоящему счастливы! Да, здесь дети и пишут в четыре, умножают в пять, играют на музыкальных инструментах классику в шесть, но это второстепенно. Первостепенно то, что они понимают, что такое уважение, сотрудничество, доброта. Вы просто не поверите, каково – это общаться с такими детьми!
И еще более удивительно, что такой садик находится не в Москве или Петербурге, а под Омском! Здесь дети не только из обеспеченных семей, а самые разные дети, из самых разных семей, в т.ч. и из малообеспеченных. В течение почти 10 лет я посещаю разные садики в разных городах России, но такого и даже приблизительно похожего не встречала нигде. Это эталон, сохранить который необходимо безоговорочно! Сюда должны приезжать и учиться педагоги со всей страны!
(Ольга, мама Афины 3 г.)

– В нашем поселке Усть-Заостровка открылся класс по методу Монтессори. Дочь стала с большим удовольствием посещать занятия. Каждый раз, посещая занятия, я наблюдала, как детям прививают уважение друг к другу, к семье, к труду, к природе и к самому себе. Дети учатся математике, письму, знакомятся с искусством. Становятся самостоятельными и ответственными. Спасибо Вам за ваш труд, доброе сердце и любовь к нашим детям! В Усть-Заостровке этого не хватает! (Ольга, мама Арины и Паши 3 г.)

– В 5 лет наш сын пошел в группу Монтессори. В наш сельский садик его не приняли. Он плохо разговаривал, цвета не различал… Сейчас сыну 6 лет, за этот год посещения Монтессори ребенок получил много знаний и многому научился: читать, писать прописью, решать примеры, научился петь, играть на музыкальных инструментах. Стал активным, общительным приучен к порядку и самостоятельности (Родители Степана 6 л., с. Усть-Заостровка, Омский р-н).

Казалось бы, власть должна всячески поддержать этот проект для ребятишек.

Однако в настоящий момент инициирован судебный процесс, целью которого является доказать незаконность возведенного сооружения, что может привести к сносу и, соответственно, закрытию Монтессори-класса.

Почему?

Потому что в непосредственной близости от села администрацией открыто поселковое кладбище площадью 15 га (вместо 0,6 га по нормативам). Открыто с нарушениями и несет в себе опасность для экологии местности, здоровья жителей, в первую очередь, детей. При текущем размере населения Усть-Заостровки и естественной скорости смертности кладбища такой площади хватит более чем на 1000 лет. Кладбище – это проект, который явно рассчитан не на поселок, а на город.

Представители детского Центра вместе с другими местными жителями выступили против кладбища, 151 человек подписал жалобу в прокуратуру с требованием его закрыть. Со стороны администрации Усть-Заостровки начались жалобы, проверки. По словам родителей, их, местных жителей, настраивают против Монтессори-центра. На предложение родителей, дети которых посещают Монтессори-класс, приехать и посмотреть работу администрация Усть-Заостровки и Омского района не ответила – наверное, считает, что для детей более чем достаточно здания единственного детского садика в сельском поселении, которое находится, по словам родителей, в аварийном состоянии.  

Но ведь если говорить о развитии поселка, то в нем должны рождаться дети. Их должно становиться больше! Не мы ли, взрослые, должны создавать для них самые лучшие условия?

Неужели с таким трудом созданный Монтессори-класс для детей, который приносит ощутимую пользу, снесут, а Монтессори-проект закроют? 

Представители общественных организаций, педагогического Монтессори-сообщества, родители уже присылают в защиту письма поддержки.

Мы требуем не допустить сноса сооружения, в котором действует Монтессори-класс для детей, оказать поддержку развитию этого уникального образовательного проекта и закрыть незаконное кладбище.

Призываем всех небезразличных людей помочь, подписав эту петицию на сайте Change.org. Название петиции: «Требуем защитить уникальный детский садик Монтессори и закрыть угрожающее ему кладбище».

Анна БОРИСОВА
® На правах рекламы

Loading...

Детский Монтессори-центр в современном стиле

В подмосковном Отрадном стараниями Анны Рытовой появился первый в нашей стране Детский международный центр образования по системе Монтессори. Продуманный масштаб, натуральные материалы, лаконичный дизайн – все здесь ориентировано на маленьких гостей центра.

Анна Рытова взялась за очень сложный проект, аналогов которому в России просто нет, – ей предстояло создать Детский международный центр образования, работающий по системе Монтессори. Это одно из актуальнейших течений педагогики, суть которого можно коротко определить так: взрослый лишь помогает самостоятельному воспитанию, обучению и развитию ребенка.

 

Поэтому все в центре Монтессори строится с учетом возрастных и психологических особенностей ребенка, все соразмерно его росту и взгляду на мир.

 

Даже в расположении здания Анна Рытова учитывала ориентацию по сторонам света, чтобы по максимуму использовать естественное освещение. Той же цели служат и панорамные окна.

 

Во внешнем облике дома архитектор гармонично сочетала натуральные материалы: гранит, медь, дерево лиственницы.

 

Внутри также царят спокойные сдержанные цвета, благородные фактуры, лаконичные линии, обилие свободного пространства. Это связано с тем, что один из основных принципов системы Монтессори связан с использованием только натуральных материалов: дерева, камня, металла, стекла. В помещении нет ни пластика, ни ламината, ни линолеума.

 

Второй важный принцип педагогики Монтессори, который также учитывала автор проекта, – в пространстве нет детских систем безопасности: дополнительных изоляционных материалов, мягких полов и т.д. Если стеклянная чашка падает на пол, она разбивается, – и согласно системе Монтессори, чем раньше ребенок узнает об этом, тем лучше. Этот же принцип реализован в ванных комнатах, где краники у раковин – двухвентильные. Это сделано для того, чтобы дети учились смешивать горячую и холодную воду до комфортной температуры.

 

Третий момент, реализованный в проекте, – опен-спейс. Пространства в детском садике сделаны максимально открытыми. Таким образом, ребята учатся находится в одном помещении и взаимодействовать между собой так, чтобы друг другу не мешать.

 

Например, один может рисовать, другой заниматься математикой, а третий спать. Кстати, спален в Монтессори нет, более того, нет даже кроватей. Каждый малыш может в любое время достать свой матрасик, разложить его где-нибудь в стороне и лечь отдыхать. При этом остальные стараются не шуметь. То же самое касается раздевалок. Они довольно просторные и эргономичные, чтобы дети не стесняли друг друга во время переодевания. Делают они это самостоятельно: сами застегивают пуговицы, завязывают шнурки.

 

Четвертое – все предметы мебели сделаны небольшого размера специально для детей, под две возрастные группы: до трех лет и от трех до шести. Например, в Монтессори установлены изготовленные на заказ кухни. В них удобная для детей высота, и, таким образом, они могут свободно пользоваться любой бытовой техникой, открывать и закрывать шкафчики и чувствовать себя здесь полными хозяевами.

 

В целом интерьер рассчитан на то, чтобы каждый ребенок занимался тем, что ему хочется. У детей нет никаких обязательных построений и линеек. Воспитатели не выступают в роли надзирателей, они скорее проводники, которые могут подсказать и рассказать детям что-то полезное и интересное. А Анне Рытовой удалось воплотить в жизнь стильное и лаконичное пространство, ориентированное именно на детей, где они ощущают себя не малышами во взрослом мире, а полноправными участниками и инициаторами происходящего.

Иванова Анна | Санкт-Петербургская Монтессори-школа Михайловой

ФИО: Иванова Анна

Должность: Методист

Образование — высшее

ЛГПИ им. Герцена — учитель начальных классов, 1988 год

 

Дополнительное образование

НО «Санкт-Петербургский Институт раннего вмешательства» —  Курс по раннему вмешательству, 1994 г.

 

Монтессори-образование

Метод М.Монтессори в обучении детей дошкольного возраста, тренер М.Э.Монц  (США), 2007 г.

Монтессори-метод в начальной школе, курс М.Э. Монц (США), 2009 г.

 

Опыт работы с детьми с 1985 г.

Учитель начальных классов

Воспитатель детского сада.

Педагог-психолог, специалист по раннему вмешательству, руководитель лекотеки ЦПМСС Калининского района

 

О себе и о работе:

 

В период с 1993 по 2007 гг. я работала в ЦПМСС с семьями, имеющими детей с особыми потребностями. Свой опыт в сопровождении детей, имеющих проблемы развития речи, моторики и интеллекта использовала при разработке экспертно-диагностического комплекса «Лонгитюд» (http://www.psy.spbu.ru/scientific/sci-develop).

 

Приход в Монтессори педагогику связан с младшим сыном. В процессе наших с ним занятий в группе раннего возраста я поняла, как близок мне Монтессорийский подход к детям: ненавязчивый, уважительный, открывающий огромное поле для выбора ребёнком рода деятельности и при этом оставляющий ребёнку право самостоятельного выбора. Далее, читая книги Марии Монтессори, её последователей и соратников я ближе познакомилась с принципами метода, на курсах Мэри Элен и Елены Александровны Хилтунен познакомилась с материалами и практическими приёмами их презентации и, что ещё более важно, с философией метода Марии Монтессори.
Этот метод очень многогранен, он охватывает не только обучение ребёнка чтению или письму, и не ограничивается лишь ранним развитием ребёнка, как многие модные методики. Метод Марии Монтессори касается и ума, и души, и тела ребёнка. И ещё он строится, исходя из наблюдений за потребностями ребёнка.
В ближайшие 3-5 лет я продолжу пополнять и систематизировать методическую базу школы, разрабатывать новые автодидактические материалы и искать формы работы, которые могли бы повысить мотивацию детей к учёбе.

 

Я очень люблю работать с детьми и так или иначе соприкасаюсь с ними в процессе своей работы. Но сейчас считаю очень важно укреплять методическую базу школы.
Монтессори-педагогика – средовая педагогика, и создание среды, обеспечивающей ФГОС и одновременно отвечающей интересам ребёнка, среды обобщающей мировой опыт Монтессори-педагогики и отражающей культуру нашей страны – задача интересная и сложная.

 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *