Вред телевизора для детей: Хорошая статья о вреде телевизора для детей — запись пользователя Алекс (Lu0001) в дневнике – ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ │ ИССЛЕДОВАНИЯ │ ЗДОРОВЬЕ

Содержание

ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ │ ИССЛЕДОВАНИЯ │ ЗДОРОВЬЕ

Вред телевизора для детей заключается в его не­га­тив­ном вли­я­нии на раз­ви­тие мозга [1]. Хотя это может быть и не не­пос­ред­с­т­вен­ный эф­фект. Пос­коль­ку дети, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед эк­ра­ном те­ле­ви­зо­ра с ран­не­го дет­с­т­ва, менее под­виж­ны и не так об­щи­тель­ны [2]. А фи­зи­чес­кая ак­тив­ность [3] и со­ци­а­ли­за­ция [4] по­ло­жи­тель­но ска­зы­ва­ют­ся на про­цес­се раз­ви­тия ре­бён­ка. Вот по­че­му ре­ко­мен­ду­ет­ся ис­поль­зо­вать тре­ни­ров­ки для де­тей. Ведь они по­мо­га­ют, как нор­ма­ли­зо­вать дви­га­тель­ную ак­тив­ность ре­бён­ка, так и помочь ему со­ци­а­ли­зи­ро­вать­ся. Но вред те­ле­ви­зо­ра для детей может про­яв­лять­ся и в на­ру­ше­нии сна‒бодр­с­т­во­ва­ния. Пос­коль­ку си­ний свет мешает за­сы­пать. По­э­то­му перед сном те­ле­ви­зор не стоит смот­реть со­вер­шен­но точ­но!

ВРЕД ТЕЛЕВИЗОРА ДЛЯ ДЕТЕЙ

На самом деле, вред телевизора про­яв­ля­ет­ся не толь­ко в случае с деть­ми, но и в случае с по­жи­лы­ми людьми. Таким об­ра­зом, 28 фев­ра­ля 2019 года было опуб­ли­ко­ва­но ис­сле­до­ва­ние вли­я­ния те­ле­ви­зо­ра на по­жи­лых людей [5]. И ока­за­лось, что прос­мотр те­ле­ви­зо­ра более 3,5 часов в сутки не­га­тив­но ска­зы­ва­ет­ся и на их ког­ни­тив­ных спо­соб­нос­тях. Прав­да, ис­сле­до­ва­те­ли под­чёр­ки­ва­ют, что этот эф­фект может быть обус­лов­лен си­дя­чим и более уеди­нён­ным об­ра­зом жизни. При этом чрез­мер­ное вре­мя­пре­про­вож­де­ние перед те­ле­ви­зо­ром может быть не при­чи­ной, а след­с­т­ви­ем. То есть у людей ухуд­ша­ют­ся ког­ни­тив­ные фун­к­ции, и, как след­с­т­вие, они на­чи­на­ют боль­ше смот­реть те­ле­ви­зор.

Из всего сказанного выше следует сделать вы­вод, что про­во­дить перед те­ле­ви­зо­ром более 3-х часов в день не сле­ду­ет. Как не сле­ду­ет вести и уеди­нён­ный или си­дя­чий образ жизни. При этом стоит за­ме­тить, что ком­пью­тер­ные иг­ры, в от­но­ше­нии вли­я­ния на ког­ни­тив­ные фун­к­ции, по­ка­зы­ва­ют менее од­но­знач­ные ре­зуль­та­ты. Пос­коль­ку в по­жи­лом воз­рас­те они могут быть даже по­лез­ны. А в дет­с­т­ве и юно­шест­ве в уме­рен­ном ко­ли­чест­ве спо­соб­с­т­во­вать раз­ви­тию не­ко­то­рых ког­ни­тив­ных фун­к­ций. При этом боль­шое зна­че­ние ещё имеет диета [6], [7]. По­э­то­му ре­ко­мен­ду­ет­ся об­ра­тить вни­ма­ние на дет­с­кую ди­е­ту, ди­е­ту для муж­чин и ди­е­ту для жен­щин. Ведь они мо­гут быть по­лез­ны!

Вред телевизора

Вред телевизора для детей и под­рост­ков может также про­яв­лять­ся и в плохом пи­ще­вом по­ве­де­нии [8]. Пос­коль­ку люди, про­во­дя­щие много вре­ме­ни перед те­ле­ви­зо­ром, не­ред­ко за­е­да­ют его прос­мотр чип­са­ми, бул­ка­ми и про­чи­ми фаст­фу­да­ми. И это, не го­во­ря о том, что такое по­ве­де­ние ещё и соп­ро­вож­да­ет­ся си­дя­чим об­ра­зом жизни. След­с­т­ви­ем ко­то­ро­го яв­ля­ет­ся ат­ро­фия ми­то­хонд­рий. А зна­че­ние ми­то­хонд­рий пе­ре­о­це­нить край­не сложно! Пос­коль­ку эти кле­точ­ные ор­га­нел­лы яв­ля­ют­ся ос­нов­ным анти­ок­си­дан­том. В то время как ок­си­да­тив­ный стресс не­га­тив­но вли­я­ет на сос­то­я­ние нер­в­ной сис­те­мы [9]. Таким об­ра­зом, спо­соб­с­т­вуя раз­ви­тию пси­хо­ло­ги­чес­ких за­бо­ле­ва­ний [10].

Не удивительно, что в таких условиях XXI век стал веком эпи­де­мии тре­вож­ных рас­стройств [11]. И ис­сле­до­ва­ния по­ка­зы­ва­ют прямую кор­ре­ля­цию между время­пре­про­вож­де­ни­ем перед те­ле­ви­зо­ром и раз­ви­ти­ем за­бо­ле­ва­ний тре­вож­но­го спект­ра [12]. На что может ока­зы­вать вли­я­ние так же срав­не­ние себя с более ус­пеш­ны­ми людьми, ко­то­рых по­ка­зы­ва­ют сред­с­т­ва мас­со­вой ин­фор­ма­ции [13]. По­э­то­му не­об­хо­ди­мо конт­ро­ли­ро­вать, как то, сколь­ко вре­ме­ни ре­бё­нок про­во­дит перед те­ле­ви­зо­ром, так и то, какие пе­ре­да­чи он смот­рит. А луч­шим спо­со­бом вос­пи­та­ния яв­ля­ет­ся соб­с­т­вен­ный при­мер! По­э­то­му пред­ла­гать ре­бён­ку пойти за­нять­ся чем-то по­лез­ным, сидя на ди­ва­не перед те­ле­ви­зо­ром ‒ не луч­шая идея.

Мозг человека

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА

Заключение

  1. Вред телевизора для детей, преж­де все­го, про­яв­ля­ет­ся в его спо­соб­нос­ти не­га­тив­но вли­ять на по­ве­де­ние. Пос­коль­ку вмес­то то­го, что­бы об­щать­ся с людь­ми или за­ни­мать­ся спор­том, ре­бё­нок прос­то си­дит пе­ред те­ле­ви­зо­ром.
  2. Просмотр телевизора может быть при­чи­ной раз­ви­тия тре­вож­ных рас­стройств. Пос­коль­ку по те­ле­ви­зо­ру лю­ди смот­рят на лю­дей, го­раз­до бо­лее ус­пеш­ных, чем они са­ми. Что мо­жет не­га­тив­но ска­зы­вать­ся на их пси­хи­чес­ком сос­то­я­нии.
  3. Если вы хотите, чтобы ваш ре­бё­нок вёл здо­ро­вый и пра­виль­ный об­раз жиз­ни, преж­де все­го, его нуж­но вес­ти са­мо­му. Пос­коль­ку соб­с­т­вен­ный при­мер ‒ это луч­ший спо­соб вос­пи­та­ния.
  4. Компьютерные игры полезнее те­ле­ви­зо­ра. Осо­бен­но в по­жи­лом воз­рас­те. Хо­тя зло­упот­реб­лять ими не сто­ит. Что, в пер­вую оче­редь, ка­са­ет­ся де­тей. Ко­то­рые дол­ж­ны об­щать­ся со сверст­ни­ка­ми и мно­го дви­гать­ся!

P.S. Бла­го­да­рим за вни­ма­ние! На­де­ем­ся, что ста­тья бы­ла ин­те­рес­на и поз­на­ва­тель­на. Ес­ли у вас ос­та­лись ка­кие-ли­бо воп­ро­сы, есть за­ме­ча­ния или вы хо­ти­те выс­ка­зать сло­ва бла­го­дар­нос­ти, то для все­го это­го мож­но вос­поль­зо­вать­ся фор­мой ком­мен­та­ри­ев ни­же. Оце­ни­вай­те ста­тью, де­ли­тесь ею с друзь­я­ми в со­ци­аль­ных се­тях, до­бав­ляй­те сайт в из­бран­ное и бо­ри­тесь с мра­ко­бе­си­ем во всех его про­яв­ле­ни­ях, аминь!

Источники

[1] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4755299/

[2] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3920399/

[3] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5923842/

[4] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4426688/

[5] nature.com/articles/s41598-019-39354-4

[6] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5946249/

[7] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5646273/

[8] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC2829711/

[9] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5193071/

[10] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC3964745/

[11] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4610617/

[12] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC4114517/

[13] ncbi.nlm.nih.gov/pmc/articles/PMC5143470/

[свернуть]

МОЗГ ЧЕЛОВЕКА Загрузка...

Специалисты объяснили, чем телевизор может навредить ребенку

Роспотребнадзор объяснил, чем вреден просмотр телевизора для детей, сообщает otvprim.ru.

“Телевизор есть в каждом доме. Взрослые смотрят различные телепередачи на кухне, в спальне. Вместе со взрослыми дети проводят время перед телевизором, смотря самые различные по содержанию передачи: новости, сериалы, шоу, а также имеют право на просмотр мультфильмов. Чаще всего взрослые не контролируют расстояние, с которого ребенок смотрит телевизор, освещение, время в течение которого ребенок сидит возле экрана. В основном, ребенок передвигается по комнате в процессе просмотра. Играя, он может расположиться непосредственно перед экраном. Сейчас дети даже развиваются при помощи специальных телевизионных программ. Но, по мнению ученых, телевизор сказывается неблагоприятно на здоровье ребенка и оказывает негативное влияние на его развитие”, – предостерегает ведомство на своем официальном сайте. Вот список неблагоприятных последствий:

  • Отрицательное влияние на органы зрения.
  • Просмотр телевизора способствует снижению зрения, цветоощущения.
  • Отрицательное воздействие на нервную систему.
  • Это и недоразвитие корковых отделов головного мозга, и развитие гиперактивности, нервного возбуждения. В отличие от взрослого организма, детский организм не отдыхает перед телевизором, а наоборот переутомляется.
  • Дети младшего возраста испытывают трудности с произношением звука. Задержка становления речи!
  • Нарушение общения, агрессивное поведение.
  • Телевидение может провоцировать развитие страхов, ночных кошмаров.
  • Ребенок может испытывать проблемы с моторикой.
  • Просмотр телевизора в неправильной позе может провести к нарушению осанки. Также у детей, часто просматривающих телевизор, отмечается недоразвитие мышечной массы.
  • Ребенок быстро привыкает к телевизору, постепенно начинает постоянно требовать включать его любимые программы. Это может перерасти в истерику.
  • Часто за просмотром телепередач дети перекусывают вредными продуктами, вследствие чего формируются неправильные пищевые привычки ведущие к повышению массы тела, заболеваниям желудочно-кишечного тракта.
  • Вокруг работающего телевизора создаются электромагнитные поля, которые также оказывают негативное влияние на психическое и физиологическое развитие организма

В ходе исследований, проведенных в Европе,было доказано, что ненормированный просмотр телевизора, создает риск повышения уровня артериального давления у детей. Если сидеть у телевизора больше 2 часов в день, риск развития повышения артериального давления увеличивается на 30 %. Известно, что увеличение физической активности способно предотвратить эту патологию.

Роспотребнадзор объясняет, кому противопоказан просмотр телепередач:

  • Детям до 2 лет
  • Детям с нарушениями нервной системы в следствие стресса
  • Детям с нарушениями нервно-психического развития
  • Впечатлительным детям
  • Детям, недавно перенесшим операцию на глазах
  • Детям, имеющим серьезные заболевания глаз

Самое главное правило – это то, что просмотр телевизора ребенком должен происходить под контролем родителей. Ребенок должен просматривать любые телепередачи в присутствии родителей для того, чтобы просматриваемые программы были под контролем. Прежде чем включать телевизор ребенку, родители должны ознакомиться с сюжетом. Фильмы ужасов и мультфильмы с хаотичным сюжетом должны быть исключены.

В комнате должно быть нормальное освещение: не слишком светло, но и не слишком темно.

Родители должны следить за тем, чтобы ребенок не смотрел телевизор сбоку. Расстояние от глаз ребенка до экрана телевизора не должно быть меньше 3 метров. Посадка должна быть удобная. Лежа, согнувшись в неудобных позах смотреть телевизор не рекомендуется.

Во время просмотра телевизора ребенку не стоит употреблять пищу. Если ребенок смотрит долгий фильм – делайте с ним физкультминутки, гимнастику для глаз.

Всемирная Организация здравоохранения (ВОЗ) установила свои требования к организации телепросмотра для детей:

Младенцы и ранний возраст – ЗАПРЕЩЕНО.

Дошкольный возраст (3-7 лет) – до 30 минут в день суммарно.

Младший школьный возраст (7-10 лет) – 30-50 минут в день.

Старшие школьные возраста (11-18 лет) – 1-3 часа в день.

Отучить своего ребенка от бесконечного просмотра телевизора можно соблюдая таким правилам:

  • Родители должны стараться не включать телевизор в присутствии ребенка.
  • Не включать телевизор в фоновом режиме.
  • Не включать телевизор пока занимаетесь с ребенком творчеством или он играет.
  • Если вы позволяете ребенку посмотреть мультфильм, договоритесь с ним заранее о том, что после окончания положенного времени, телевизор будет выключен.
  • Как можно больше времени проводите с ребенком на прогулке, занимайтесь спортом, посещайте различные творческие кружки и секции.

Воспитание «ящиком». Вреден ли ребёнку телевизор? | Здоровье ребенка | Здоровье

Наши эксперты:

детский и семейный психолог, психотерапевт Марина Богомолова;

руководитель программы исследований «Дети. Подростки. Медиа» Института современных медиа (MOMRI) Алёна Короткова. 

Советским детям была незнакома зависимость от телевизора. Да и откуда ей было взяться, если мультфильмы показывали не чаще пары раз в день, а детские передачи – и того реже! Другое дело – современные малыши, для развлечения которых с утра до ночи работают не один, а сразу несколько телеканалов!

О раннем развитии

Многие родители, завидя в углу телевизора пометку 0+ или гипнотизирующие слова «развивающий мультфильм», сажают детей к экранам буквально с рождения. Однако специалисты не рекомендуют этого делать раньше достижения малышом 2–2,5 года. Мало того, что это бесполезно – мелькающие на экране картинки мозг ребёнка пока просто не воспринимает (поскольку процесс формирования зрительного анализатора заканчивается лишь к 3–5 годам). Но это ещё и вредно.

Доказано, что ведущая роль в этом возрасте у двигательно-осязательного, сенсорного восприятия. Поэтому чем больше кроха будет контактировать с предметами, которые можно потрогать – игрушками, безопасной кухонной утварью, продуктами, – тем лучше. Кроме того, лишь к двум годам окончательно дозревают структуры головного мозга, и воздействие таких сильных раздражителей, как телевизор, может только тормозить процесс созревания. Поэтому хотя бы до двух лет лучше не включать крохе телевизор, а больше с ним гулять, играть, слушать музыку, развивать крупную моторику – танцами и движением, а мелкую – рисованием и лепкой. А самое главное – постоянно разговаривать.

Без отрыва от экрана

Исследования доказали, что у детей-телеманов чаще встречаются задержки речевого развития, ожирение и проблемы с общением, чем у сверстников, живущих более активной социальной жизнью. Кстати, по мнению специалистов, в 3–4 года допустимо смотреть телевизор не дольше 20–30 минут в день, а ближе к школе – не больше часа-полутора (и то лучше не подряд, а с перерывами).

Кстати, сам телевизор желательно вообще удалить из детской. Когда «ящик» включён с утра до ночи, психика ребёнка не отдыхает, а подвергается повышенным нагрузкам (ведь информация в мозгу записывается даже тогда, когда малыш вроде бы и не смотрит в сторону экрана). А если родители ещё и не контролируют содержание телепрограмм, куда могут входить сцены насилия, агрессии или просто что-то страшное, то вред психике может быть нанесён существенный.

Особенно строгих ограничений на просмотр телевизора требуют дети с неврологическими проблемами (например, синдромом дефицита внимания и гиперактивности – СДВГ). Да и всем остальным детям не стоит смотреть мультики без меры, а также на сон грядущий. Это не поможет им быстрее заснуть. А наоборот, будет мешать процессам торможения. Поэтому хотя бы за час до сна телевизор нужно выключать. Это время лучше провести за спокойным занятием, в идеале – за чтением.

Луч света в тёмной комнате

Не позволяйте детям смотреть передачи в темноте – это вредно для зрения. И следите за их осанкой – длительное нахождение в неправильной позе вредит позвоночнику. Поэтому пусть чадо сидит на стуле со спинкой или диване (а не на табуретке). И не ближе двух метров от телевизора. Также установите строгий запрет на телепросмотры во время еды. Это прямой путь к нарушению пищевого поведения. Со временем эта вредная привычка приведёт к привычному перееданию и лишнему весу, поскольку теряется контроль над объёмом съеденного и чувством насыщения. 

Телевизор им природу заменил

Дети 2005–2017‑х годов рождения – самое медийное поколение, значительно опережающее по медиапотреблению не только взрослых, но и подростков и молодёжь. В 2017 году Институтом современных медиа было проведено масштабное исследование на эту тему. Выяснилось, что в России ежедневно три четверти детей от 2 до 12 лет (72%) регулярно смотрят телевизор. Дошколята и младшие школьники сидят перед экраном более двух часов в день. Лидерами в этом плане оказались мальчики 4–5 лет – они ежедневно проводят перед «ящиком» около 2,5 часа.

И если среди подростков и молодёжи время просмотра телевизора с каждым годом сокращается (правда, увы, за счёт роста использования планшетов и смартфонов), то дошколята и первоклассники, наоборот, с каждым годом смотрят телевизор всё активнее – почти 2,5 часа в день (+10% к 2015 году, +2% к 2016 году). Ведь сегодня у каждого пятого ребёнка в России есть свой собственный телевизор, по которому он может смотреть детский пакет телеканалов. Кстати, исследование показало, что единственный ребёнок в семье проводит на 17% больше времени у экрана телевизора, чем дети, растущие с братьями и сёстрами.

Есть и польза

И всё-таки телевизор нельзя назвать злом. Ведь мультики – это удовольствие. К тому же их просмотр можно использовать в качестве поощрения. Также фильмы для детей создают некий общий культурный слой. И если малыш не знает популярных мультяшных телегероев, он рискует стать изгоем в коллективе. И именно по сюжетам мультиков дети в возрасте 3–6 лет строят сюжетно-ролевые игры, полезные для развития социального и эмоционального интеллекта. Но многое зависит от контента. Поэтому следите за тем, что ребёнок смотрит. А чтобы информация, имеющая познавательное и воспитательное значение, не ускользнула от детского восприятия и понимания, смотрите телевизор вместе с ребёнком: поясняйте, где надо, наблюдайте за его реакциями, спрашивайте, что понял, учите делать выводы.

Факты:

Первый телевизор в СССР был выпущен в 1932 году. Это была механическая модель Б‑2. Первый же электронный телевизор – легендарный КВН 49 – был создан в 1949 году.

В конце XIX века инженер Стюарт Блэктон создал первый мультипликационный фильм в виде рисунков в движении, отснятых на плёнку.

Папа Римский Франциск со словами «Это не для меня» отказался от просмотра телепередач, в чём в 1990 году дал обет Деве Марии.

Вреден ли телевизор для детей. Как оценить масштаб бедствия и избавиться от зависимости?

Наверняка знакомая многим родителям ситуация: любимое чадо отвлекает от важных дел или просто мешает немного отдохнуть, или скандалит, или… Но стоит включить ему мультики – ситуация резко меняется: ребенка как будто и нет, тишь да благодать.

И несмотря на то, что о вредном воздействии телевизора и компьютера на детское развитие знает каждый, мы продолжаем прибегать к этим годами проверенным методам. Особенно ими злоупотребляют мамы, которые работают на дому, а малыш при этом не посещает детсад, также мультиками балуют любимых внуков бабушки-дедушки. Чем же опасно для ребенка такое времяпрепровождение и можно ли справиться с детской телеманией?

Психологи уверяют: до четырех лет малыш познает мир всеми чувствами, а не разумом. Он ползает, бегает, прыгает, все хватает, пробует и изучает, то есть накапливает именно осязаемый жизненный опыт. Телевизор же лишает его этой возможности, и довольно быстро мир вокруг ребенка замещается мнимой (телевизионной) реальностью.

Симптомы телемании

Сегодня мультики включают детям практически в каждом доме. Кушать перед телевизором и засыпать под его бормотание давно уже стало нормой. Это и неудивительно: малыши копируют поведение взрослых, и если папа, приходя домой, вместо того, чтобы поиграть с ребенком, плюхается на диван у телевизора со словами: устал, полежу-отдохну, то и ребенок довольно быстро начинает воспринимать времяпрепровождение у голубого экрана как единственно возможный способ провести время и отдохнуть.

Кроме того, во многих семьях телевизор работает практически круглосуточно, фоном. Но это для ребенка не менее вредно, чем просмотр мультиков и телепередач. Ведь шум, даже, казалось бы, незаметный, мешает сосредоточиться на чем-то одном, например, на выполнении уроков. Да и все мы наблюдали, как действует на детей реклама – она настолько приковывает внимание и взгляд, что малыш постоянно и надолго на нее отвлекается. Детское восприятие, поясняют психологи, отлично от взрослого. Ребенок до 5-7 лет воспринимает все, в том числе, и рекламные ролики, буквально. Способность понимать и оценивать их замысел появляется лишь к 8-12 годам. 

Как поясняет практикующий психолог Мария Катаева, для ребенка до 10 лет важно проявление фантазии в свободной игре. Для раскрытия душевных, умственных способностей, формирования тонкой моторики, осязания, чувства равновесия нужны условия. Неслучайно дети бегают по коридорам в начальной школе и по улицам,  восполняя дефицит движения.

А взрослый усаживает ребенка перед телевизором, чтобы избавиться от хлопотного и шумного детского роста! Естественно, что постепенно у малыша пропадает потребность играть, изучать что-то новое, ставить цели и стремиться к их достижению. А зачем? Телевизор дает ему готовые сюжеты и сценарии. У ребенка, в итоге, падает школьная успеваемость, скорость чтения. Если с малых лет он часами просиживает у экрана, то позже своих сверстников начинает говорить, у него не развиваются мышление, логика, воображение.

Кроме того, дети-телеманы зачастую тревожны, мнительны, неспособны играть в командные игры, многие из них проявляют немотивированную агрессию, перенося в жизнь увиденные по телевизору сцены насилия. «Дети неспособны к критическому анализу получаемой информации, - говорит Мария Катаева, - они просто ухватывают один телеобраз за другим, не понимая сюжет и ход  действий. Насилие и убийства, ужасы, которые мы видим в новостях и различных боевиках,  угнетают детскую психику и могут перейти в их сны».

Что делать, если ребенок-телеман?

Если вы заметили, что ребенок тревожен, агрессивен, апатичен, если он отстает от сверстников в развитии, замкнут, пора бить тревогу. Не исключено, что главная причина всего этого – ТВ. Как же бороться с телеманией?

Если решили принять кардинальные меры – то единственно возможный выход: избавиться от телевизора раз и навсегда. Но в этом случае будьте готовы к тому, что придется чем-то заменить привычный «ящик», то есть вы должны будете пожертвовать всем своим свободным временем и личной жизнью. Ведь нельзя что-то так просто насильственно отнять, не дав ничего взамен. Телевизор, кстати, вполне можно заменить походами в кино всей семьей. Ведь кинокартины построены несколько иначе, чем изображение на телеэкране или компьютере, и урона детскому здоровью не несут. Конечно, если выбирать адекватный возрасту вашего ребенка сюжет.

Если вы не готовы к кардинальным мерам, но твердо решили отучить ребенка от телевизора – начните с себя. Перестаньте эксплуатировать ТВ круглосуточно, не ешьте перед телевизором и не используйте его как снотворное. Помните, не стоит акцентировать внимание ребенка на том, что он слишком много смотрит мультиков, гораздо эффективнее проводить «терапию» ненавязчиво и постепенно, предлагая что-то взамен телепередач.

Любая деятельность, которой вы способны заниматься с увлечением, может стать противовесом экрану: совместное посещение театров, выставок, развлекательных мероприятий, занятия спортом, прогулки, путешествия, чтение книг и веселые игры…Старайтесь, чтобы ребенок как можно больше времени проводил со сверстниками: отдайте его в какой-нибудь спортивную секцию, гуляйте в окрестных дворах, общайтесь с родителями и их детьми.

По мнению психолога Марии Катаевой, любое занятие, требующее воображения и ловкости, постепенно отучит ребенка от просмотра мультиков. Он научится получать удовольствие от игры и от общения, он научится стремиться к поставленной цели и развивать свои способности. Главное, поощрять интересы своего чада, например, записав его в ту или иную секцию, которая будет ему интересна. К слову, программу «реабилитации» конкретно вашего ребенка может помочь составить и специалист. Так что, если не решаетесь самостоятельно начать борьбу, то, возможно, пора обратиться к психологу.

Отучая ребенка от мультиков, не переусердствуйте. И помните, вы – живой человек и имеете право на отдых и личную жизнь. Главное ведь не наложить табу на просмотр телевизора, а просто забрать у него в семье главенствующую роль.

Для этого стоит запомнить несколько простых правил:

- Четко ограничивайте время просмотра! Когда начинаете вводить это новое правило, ни в коем случае не уступайте и не ведитесь на капризы-уговоры ребенка! Психологи рекомендуют смотреть ТВ дошкольникам не более 15 минут в день.

- Нельзя, чтобы ребенок бесконтрольно смотрел телевизор.  Просмотр должен быть осознанным. Либо вместе с малышом сидите и поясняйте все, что происходит на экране, отвечайте на его вопросы и обсуждайте увиденное. Либо заранее выбирайте в программе телепередач известные вам мультики, чтобы быть уверенными в их безопасности для детского восприятия и чтобы иметь возможность обсудить их позже с ребенком.

- Отдавайте предпочтение добрым мультикам, где учат нравственности, помощи близким, заботе о братьях меньших и так далее. Либо развивающим, обучающим мультикам и программам (таким как «Даша-следопыт», «Фиксики»)

Начав хоть немного времени проводить вместе с ребёнком, вы очень скоро увидите, что не так уж и нужен ему телевизор. Читайте малышу книги вслух, сочиняйте вместе с ним собственные сказки и рассказы, разыгрывайте их, играйте в настольные и сюжетные игры, занимайтесь творчеством (лепка, рисование, аппликации и прочее), гуляйте, вместе ходите в походы, кино, на выставки, делайте домашнюю работу, придумайте совместное хобби (например, волонтерская работа). Очень скоро ваш ребенок увидит, как интересен и разнообразен мир вокруг него и, спустя время, он сам себя сможет занять, не прибегая к помощи «голубого экрана».

Читайте также наши статьи по данной тематике:

Долой телевизор? Или так ли страшен черт, как его малюют

Мультфильмы: так ли они хороши?

Смотрите видео

Просмотр телевизора для ребенка: польза или вред? | Дети и родители

Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?

Наверняка вам доводилось слышать, что некоторые мамы и папы категорически не поощряют такой досуг своих детей, но есть и те, кто не видит в нем ничего предосудительного. Тема влияния телевизора на развитие и здоровье ребенка достаточно спорная и, прежде чем делать выводы, стоит узнать об этом больше.

Сколько ребенку можно смотреть телевизор?

Можно ли смотреть телевизор детям и если да, то сколько? Ответ напрямую связан с возрастом вашего чада.

Дети от рождения до 1,5 лет

Конечно, мало кто включает телевизор грудным детям специально, но он может работать для фона или малыш в первые месяцы жизни смотрит его вместе с мамой. Иногда мультики используют как отвлекающий маневр, помогающий накормить капризного карапуза.

Если речь идет о ребенке до года, это абсолютно недопустимо. В таком возрасте детская психика слишком возбудима. От быстрой смены картинок и безадресных звуков со временем может развиться синдром дефицита внимания, также страдает зрение.

С 18-го месяца жизни допускается включение малышу детских передач или мультфильмов. Но продолжительность просмотра должна ограничиваться 15 минутами в день.

Дети в 2 года

Сколько можно смотреть телевизор ребенку в 2 года? В этом случае действует правило – чем меньше, тем лучше. Разрешать просмотр телепередач нужно строго дозировано.

Для двухлетнего малыша достаточно 20 минут за один сеанс. Таких просмотров можно делать несколько, но не более 3 в день.

Дети в 3-4 года

Нормальным считается, если ребенок в 3-4 года смотрит телевизор по 30 минут. После таких киносеансов обязательно должен следовать перерыв. Более 2 сеансов просмотра в день делать нежелательно.

Очень важно отслеживать не только продолжительность, но и смысл того, что смотрит ребенок. В этом возрасте он формирует для себя приемлемые модели поведения и взаимодействия с окружающими, поэтому мультфильмы не должны содержать сцены жестокости.

Дети в 5-6 лет

В 5-6 лет ребенок может смотреть телевизор по 40 минут подряд, 2 раза в день. Между сеансами обязателен перерыв.

Если ребенок уже пользуется компьютером, игры на нем должны входить в разрешенные часы общения с подобной техникой. Иными словами, общее время, уделяемое видеоиграм и просмотру телевизора, не должно превышать дневной лимит, установленный для данного возраста.

Дети в 7-10 лет

После 7 лет дети могут начинать смотреть ленты, продолжительностью около 1,5 часов. В день допускается один такой просмотр или несколько более коротких с перерывами между ними. Желательно, чтобы время, проводимое за компьютером и просмотром телевизора, не превышало 2 часов в день.

Дети в 11 лет и старше

Если ребенку 11 лет или больше, разрешенное время на просмотр телепередач – до 3-х часов. Также нужно лимитировать общение с компьютером – 1,5-2 часа в день.

Влияние телевизора на ребенка

Отрицать влияние телевизора на ребенка нельзя. Как надеются родители, он может узнать оттуда что-то новое и полезное. Но в большинстве случаев детей интересуют не познавательные телепередачи, а современные мультфильмы и развлекательные шоу, ценность которых весьма сомнительна.

К тому же, чрезмерное увлечение просмотром телевизора ведет к ряду неприятных последствий, таких как:

  • задержка речевого развитияу детей младшего возраста;
  • отсутствие заинтересованности занятиями, предполагающими приложение усилий;
  • гиперактивность и дефицит внимания;
  • сложности с восприятием информации на слух;
  • плохая память;
  • неразвитое абстрактное мышление;
  • нежелание читать.

На первый взгляд безобидное занятие может в будущем спровоцировать у вашего чада серьезные сложности с учебой. При частом просмотре телевизора в общении также возникают проблемы – дети не испытывают желания строить диалоги и взаимодействовать со сверстниками.

Вредно ли это?

Негативное влияние телевизора на развитие детей понятно, но на этом нежелательные последствия не заканчиваются. Систематическое отсутствие ограничений на его просмотр может нанести ощутимый вред здоровью ребенка.

Приведем несколько фактов в поддержку того, почему детям нельзя смотреть телевизор часто:

  • Если малыш привык кушать под телевизор, создается повышенная нагрузка на пищеварительный тракт, так как достаточное количество желудочного сока при таком приеме пищи не успевает вырабатываться. Кроме того, увлекшись, ребенок съедает больше чем нужно, что в сочетании с малоактивным досугом, ведет к набору лишнего веса.
  • Продолжительный просмотр телевизора, особенно в плохо освещенной комнате, перенапрягает глаза. Со временем у ребенка развивается близорукость и другие расстройства зрения.
  • Телевизор оказывает чрезмерную нагрузку на детскую нервную систему. Результатом становятся частые головные боли, быстрая утомляемость, нервозность.
  • Негативное влияние на мозг. Этот орган находится в развитии до 14 лет, и частый просмотр телевизора способен привести к угнетению работы некоторых его участков. Дети младшего возраста могут отставать в психическом и умственном развитии, а старшего – страдать от соматических расстройств (депрессия, бессонница, беспричинные боли).

Как отучить ребенка от часто просмотра телевизора?

Если вы заметили, что чадо слишком много времени уделяет просмотру телепередач, и вас это не устраивает, возникает вопрос – как отучить ребенка от телевизора? Одними запретами здесь не обойтись, нужно предложить альтернативу нежелательному досугу.

Подходящим занятием станет прослушивание аудиокниг, лепка из пластилина, рисование, настольные игры, прогулки на свежем воздухе, походы на реку летом. Многие дети любят проводить время с родителями, поэтому стоит чаще составлять им компанию в играх.

Важно проявить твердость в своем решении – следить за исполнением договоренности о допустимом времени просмотра ежедневно, не делая исключений. Будет полезен и личный пример. Если вы постоянно смотрите телепередачи, следует сократить время, проводимое за этим занятием.

Чтобы ребенку было проще справиться с соблазном, не ставьте телевизор в детской. Также нельзя включать его на кухне во время еды и оставлять работать для звукового фона.

Могут ли быть последствия?

Нередко в молодых семьях ребенок начинает смотреть телевизор уже в первый месяц жизни. Со временем у него формируется стойкая зависимость от такого досуга, ведущая к отставанию в развитии, проблемам со здоровьем и поведением.

Если это уже произошло, то задавшись вопросом о том, как отучить ребенка от телевизора, родители могут столкнуться с серьезными сложностями. При вводе ограничений у детей появляются истерики, поведение значительно ухудшается. Иногда справиться с такой ситуацией невозможно без помощи детского психолога.

Основные заблуждения

Возникновению запущенных случаев зависимости от телевизора у детей способствуют укоренившиеся в народе мифы. Наиболее известные из них:

  • Телевизор помогает малышам развиваться. Это не так. Научные исследования доказали, что дети до 2 лет не могут извлекать из увиденного на экране полезную информацию и применять ее на практике.
  • Просмотр телевизора в первые месяцы жизни улучшает сон. В действительности, привычка засыпать под него приводит к нарушению нормального цикла сна у детей.
  • Новорожденный не обращает внимания на телевизор. Хотя вы можете этого не замечать, но даже в месяц младенцы наблюдают за вспышками света и сменой картинок. Это вредно для нервной системы ребенка, которая еще не готова к таким нагрузкам.

Ребенок и телевизор – не лучшее сочетание. Малыши, особенно в возрасте до 2 лет, не должны бесконтрольно проводить время перед экраном. Но, даже разрешая посмотреть телевизор детям старшего возраста, не забывайте об ограничении времени. Поощрение полезного досуга ребенка, взамен телевидению и компьютерным играм, – вклад в его здоровье и будущее.

Автор: Яна Семич

Источник — http://mama66.ru

Похожие публикации

Общая информация о статье

Название

Просмотр телевизора для ребенка: польза или вред?

Описание

Телевидение помогает нам быть в курсе событий, узнавать что-то новое и просто приятно проводить время дома. Просмотр детьми передач и мультфильмов нередко выручает родителей, занимая малышей на долгое время. Но так ли это полезно? Совместимы ли ребенок и телевизор?

Вред от телевизора. Насколько опасен телевизор для ребенка. - вред от телевизора - запись пользователя Валечка (Vualyashka) в сообществе Воспитание, психология - от года до трех в категории Телевизор и гаджеты

Эпоха средств массовой информации существенно преображает психологию человека. СМИ активно вторгаются не только в нашу жизнь, но и в жизнь наших детей. Компьютер, телевизор, видики прочно входят в жизнь многих малышей, начиная с первых лет жизни. В некоторых семьях, как только ребенок научается сидеть, его усаживают перед экраном. Экран становится главным "воспитателем" ребенка.

По данным ЮНЕСКО, 93% современных детей 3-5 лет смотрят на экран 28 часов в неделю, т. е. около 4 часов в день, что намного превосходит время общения со взрослыми. Это "безобидное" занятие вполне устраивает не только детей, но и родителей. В самом деле, ребенок не пристает, ничего не просит, не хулиганит, не подвергается риску и в то же время получает впечатления, узнает что-то новое, приобщается к современной цивилизации. Покупая малышу новые видеокассеты, компьютерные игры или приставки, родители как бы заботятся о его развитии и стремятся занять его чем-то интересным. Однако это "безобидное" и "безопасное" занятие таит в себе серьезные опасности и может повлечь весьма печальные последствия не только для здоровья ребенка (о нарушениях зрения, дефиците движений, испорченной осанке уже сказано довольно много), но и для его психического развития. Телевизор все больше заменяет семейное общение, чтение книг, домашнее музицирование, мамины колыбельные песенки, бабушкины сказки, беседы и разговоры с отцом. Перед
вторжением телевизора в нашу жизнь наиболее беззащитной и зависимой категорией оказываются совсем маленькие дети.

Если взрослые или подростки вполне способны критично оценивать то, что им предлагается посмотреть, и могут переключить канал, а то и вовсе выключить телевизор, то малыши смотрят все подряд. Причем они не просто смотрят телевизионную продукцию, а впитывают и усваивают ее. Телевоздействия (как и всякие другие воздействия, адресованные малышу) формируют душу и ум ребенка, воспитывают его вкусы и взгляды на мир. Внутренний мир детей еще только складывается, и существенную роль в его формировании играет все то, что они получают от взрослых, - игры, сказки, совместные занятия, в том числе и телевизионные программы.

Телевизионные передачи, которые смотрят наши дети, - это не только способ времяпрепровождения, но и средство воспитания. Применительно к маленьким детям принципы свободы выбора, как и свободы слова, не могут быть главными ориентирами. Все, что смотрят и что воспринимают маленькие дети, закладывает фундамент их личности и мировоззрения. А поскольку хороших, специально созданных для малышей телепередач крайне мало, дети вместе со взрослыми смотрят все подряд - рекламу, боевики, ужастики, мыльные оперы и т. п. В настоящее время, когда подрастает первое поколение "экранных детей", эти последствия становятся все более очевидными.

Первое из них - отставание в развитии речи. В последние годы и родители, и педагоги все больше жалуются на задержки речевого развития: дети позже начинают говорить, мало и плохо разговаривают, их речь бедна и примитивна. Специальная логопедическая помощь нужна практически каждой группе детского сада. Такая картина наблюдается не только в нашей стране, но и во всем мире. Специальные исследования показали, что в наше время 25% четырехлетних детей страдают нарушением речевого развития. В середине 70-х годов XX века дефицит речи наблюдался только у 4% детей того же возраста. Таким образом, за последние двадцать лет число речевых нарушений возросло более чем в 6 раз!

Однако при чем здесь телевидение? Ведь ребенок, сидящий у экрана, постоянно слышит речь. Разве насыщение слышимой речью не способствует речевому развитию? Какая разница, кто говорит с ребенком - взрослый или герой мультфильма?

Разница огромная. Речь - это не подражание чужим словам и не запоминание речевых штампов. Овладение речью в раннем возрасте происходит только в живом, непосредственном общении, когда малыш не только слушает чужие слова, но и отвечает другому человеку, когда он сам включен в диалог. Причем включен не только слухом и артикуляцией, но всеми своими действиями, мыслями и чувствами. Для того чтобы ребенок заговорил, необходимо, чтобы речь была включена в его конкретные практические действия, в его реальные впечатления и, главное, в его общение со взрослыми. Речевые звуки, не обращенные к ребенку лично и не предполагающие ответа, не затрагивают малыша, не побуждают его к действию и не вызывают у него каких-либо образов. Они остаются всего лишь "пустым звуком". Современные дети в большинстве своем слишком мало используют речь в общении с близкими взрослыми. Гораздо чаще они поглощают телепрограммы, которые не требуют от них ответа, не реагируют на их отношение и на которые они сами никак не могут
воздействовать. Усталых и молчаливых родителей заменяет говорливое телевидение. Но речь, исходящая с экрана, остается малоосмысленным набором чужих звуков, она не становится своей. Поэтому дети предпочитают молчать, а изъясняются криками или жестами.

Однако внешняя разговорная речь - лишь вершина айсберга, за которой скрывается огромная глыба внутренней речи. Ведь речь - это не только средство общения, но и средство мышления, воображения, овладения своим поведением; это средство осознания своих переживаний, своего поведения и осознания себя в целом. Во внутренней речи совершается не только мышление, но и воображение, и переживание, и любое представление - словом, все, что составляет внутренний мир человека, его душевную жизнь.

Вспоминая или мечтая о будущем, переживая потери или яркие впечатления, сопереживая или давая себе отчет в своих действиях, мы всегда ведем внутренний диалог с собой. Именно диалог с собой дает ту внутреннюю форму, которая может удерживать любое содержание и обеспечивает человеку устойчивость и независимость. Если же эта форма не сложилась, если внутренней речи (а значит, и внутренней жизни) нет, человек остается крайне неустойчивым и зависимым от внешних воздействий. Он просто не в состоянии удерживать какое-либо содержание или стремиться к какой-то цели. В результате - внутренняя пустота, которую нужно постоянно пополнять извне. Явные признаки отсутствия этой внутренней речи мы можем наблюдать у многих современных детей.

В последнее время педагоги и психологи все чаще отмечают у детей неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом. Данные симптомы были обобщены в картину новой болезни - "дефицит концентрации". Этот вид заболевания особенно ярко проявляется в обучении детей и характеризуется гиперактивностью, ситуативностью поведения, повышенной рассеянностью. Такие дети не задерживаются на каких-либо занятиях, быстро переключаются на что-то другое, лихорадочно стремятся к смене впечатлений, однако многообразные впечатления они воспринимают поверхностно и отрывочно, не анализируя и не связывая между собой. Им необходима постоянная внешняя стимуляция, которую они привыкли получать с экрана.

Многим детям стало трудно воспринимать информацию на слух - они не могут удерживать предыдущую фразу и связывать отдельные предложения. Слышимая речь не вызывает у них каких-либо образов и устойчивых впечатлений. По этой же причине детям с дефицитом внимания трудно читать: понимая отдельные слова и короткие предложения, они не могут удерживать и связывать их, а в результате не понимают текста в целом, им просто неинтересно, скучно читать даже самые хорошие детские книжки.

Еще один факт, который отмечают многие педагоги, - это резкое снижение фантазии и творческой активности детей. Дети теряют способность и желание чем-то занять себя. Они не прилагают усилий для изобретения новых игр, для сочинения сказок, для создания собственного воображаемого мира. Им скучно рисовать, конструировать, придумывать новые сюжеты. Их ничего не интересует и не увлекает. Отсутствие собственного содержания отражается и на отношениях детей. Им неинтересно общаться друг с другом. Замечено, что общение со сверстниками стало более поверхностным и формальным: детям не о чем разговаривать или спорить, нечего обсуждать. Они предпочитают нажать кнопку телевизора и ждать новых готовых развлечений.

Но, пожалуй, самое явное свидетельство нарастания этой внутренней пустоты - повышение детской жестокости и агрессивности. Число преступлений, совершенных детьми и подростками, сегодня резко возросло. Поражает не только жестокость, но и бессмысленность, немотивированность этих детских "шалостей". Конечно, мальчишки дрались всегда, однако в последнее время изменилось качество детской агрессивности. Раньше, при выяснении отношений, драка заканчивалась, как только противник оказывался лежащим на земле, т. е. побежденным. Этого было достаточно, чтобы чувствовать себя победителем. В наше время победитель с удовольствием бьет лежащего ногами, потеряв всякое чувство меры. Сопереживание, жалость, помощь слабому встречаются все реже. Жестокость и насилие становятся чем-то обыденным и привычным, стирается ощущение порога дозволенности. При этом дети не отдают себе отчета в собственных действиях и не предвидят их последствий. Подростки бьют (а иногда и убивают) друг друга не потому, что они злые или коварные и не ради
достижения какой-то цели, а "просто так", потому что на душе пусто и хочется острых ощущений.

И конечно же бич нашего времени - наркотики. Все больше российских детей и подростков уже имеют опыт наркомании, причем это число катастрофически нарастает. Уход в наркотики - яркое свидетельство внутренней пустоты, невозможности обрести смыслы и ценности в реальном мире или в себе. Отсутствие жизненных ориентиров, внутренняя неустойчивость и пустота требуют своего наполнения - новой искусственной стимуляции, новых "таблеток счастья".

Разумеется, далеко не у всех детей перечисленные "симптомы" наблюдаются в полном наборе. Но тенденции в изменении психологии современных детей достаточно очевидны и вызывают естественную тревогу. Наша задача - не напугать в очередной раз читателя ужасающей картиной падения нравов современного подрастающего поколения, а понять истоки этих тревожных явлений.

Так неужели всему виной телевизор? Да, если речь идет о маленьком ребенке, не готовом адекватно воспринимать льющуюся с экрана информацию. Когда домашний экран поглощает все силы и внимание малыша, когда телевизор подменяет для маленького ребенка игру, активные действия и общение с близкими взрослыми, он, безусловно, оказывает мощное формирующее, вернее деформирующее, влияние на становление психики и личности растущего человека. Последствия и масштабы этого влияния могут сказаться значительно позже в самых неожиданных областях.

Детский возраст - период наиболее интенсивного становления внутреннего мира, построения личности. Изменить или наверстать упущенное в этот период в дальнейшем практически невозможно. На возраст раннего и дошкольного детства (до 6-7 лет) приходится зарождение и формирование наиболее общих фундаментальных способностей человека. Термин "фундаментальных" здесь употреблен в самом прямом смысле - это то, на чем будет строиться и держаться все здание личности человека. Поменять фундамент, когда здание уже построено, нельзя. Если фундамент непрочный или искривленный, здание будет неустойчивым и в любой момент может обрушиться. Соответственно, чем более ранний возрастной период у детей, тем более ответственным он является и тем больше определяет дальнейшее развитие человека.

Сказанное выше отнюдь не означает призыва исключить телевизор и компьютер из жизни и воспитания детей. Вовсе нет. Это невозможно и бессмысленно. Но в раннем и дошкольном детстве, когда внутренняя жизнь ребенка только складывается, экран несет серьезную опасность для него. Компьютерные игры можно вводить только после того, как ребенок освоил традиционные виды детской деятельности - рисование, конструирование, восприятие и сочинение сказок. И главное - когда он научится самостоятельно играть в обычные детские игры (принимать роли взрослых, придумывать воображаемые ситуации, строить сюжет игры и т. п.), также отличать игру от реальности. Просмотр мультиков для маленьких детей нужно строго дозировать. При этом родители должны помогать малышам осмыслять происходящие на экране события и сопереживать героям фильмов. Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6-7 лет), когда дети уже готовы к ее использованию по назначению, когда экран будет для них
именно средством получения нужной информации, а не властным хозяином над их душами и не их главным воспитателем.

По материалам "психологический центр Адалин"

http://www.prodetey.ru/razdel_do_7.html

Вред телевизора для ребенка

Разговоры о вреде, который способен нанести телевизор неокрепшей психике ребенка, постоянно ведутся в прессе и Интернете. Утверждение, что телевизор отрицательно влияет на детей, не совсем правильно. Необходимо иметь чёткое представление о том, какие программы и передачи, в каком возрасте и сколько может смотреть ваш малыш.

В большинстве случаев, вред телевизора для ребенка кроется именно в длительности просмотра. К сожалению, многие родители настолько заняты, что используют время, пока ребёнок занят просмотром телепрограмм, для работы по дому или отдыха. И в этом нет ничего предосудительного — все мы люди. Самое главное, по возможности, контролировать передачи , которые смотрит ребенок. Наилучшим выходом в данной ситуации является приобретение компакт дисков, как обучающих, так и развлекательных.

Говоря непосредственно о телевещании, стоит избегать передач, равно как и мультфильмов, насыщенных сценами насилия или разлук, потерь и одиночества, поскольку детская психика гипервосприимчива к трагичным моментам. С фильмами и передачами, в которых демонстрируются любовные (взрослые)  сюжеты стоит подождать до того времени, когда ребёнок будет в состоянии адекватно их воспринимать. Если на экране герой умирает, необходимо объяснить, что это «понарошку», в противном случае,  вы получите слёзы, а то и ночные кошмары. Это даёт лишний повод напомнить, какой вред может нанести телевизор вашему ребенку.

Какое время просмотра можно считать оптимальным?

Категорически не рекомендуется смотреть телевизор в процессе кормления грудного младенца. Тут, по-моему, без комментариев! В момент великого таинства ничто не должно мешать матери передавать, вместе с молоком, частичку своего тепла и нежности.

До двух месяцев малыш воспринимает звук телевизора как колыбельную, в этот период вред телевизора для ребенка можно считать минимальным. В два, три и четыре месяца он внимательно следит за движением на экране, способен узнавать отдельные сюжеты. К пяти - шести месяцам он может увлечься движением на экране весьма основательно. И вот здесь уже стоит начать следить за тем, не слишком ли много ваш ребенок смотрит телевизор. Заменяйте просмотр телевизора всевозможными развивающими играми. Ребенку важно и ценно живое общение с родителями, обмен информацией, а не бесконтрольное ее  поглощение. Например, возраст от шести до восемнадцати месяцев — период подражания, и вы можете  насладиться игрой в «угадайку». Какое это животное или ветер, а может просто скрипит дверь? Ребёнок как губка впитывает информацию, снова и снова проверяя правильно ли он понял увиденное (услышанное).

Разговор о вреде телевизора для ребенка будет неполным, если не упомянуть о том, что его зрение, еще не сформировавшееся окончательно, можно легко испортить, если разрешать смотреть телевизор подолгу и близко.

В возрасте до года лучше не оставлять ребенка перед экраном дольше чем на 15 минут в день. Детям до 5 лет желательно  смотреть телевизор не дольше 25 минут. Для ребенка от 5 до 8 лет время просмотра должно быть ограничено до 1 часа. После того, как малыш посмотрел телевизор, его глаза должны либо отдохнуть (имеется в виду сон), либо наоборот, активно поработать на свежем воздухе. Ребенок должен смотреть вдаль, чтобы тренировать хрусталики глаз на «дальнее зрение». Ни в коем случае после просмотра мультиков или других передач нельзя немедленно приступать к учебе или чтению занимательных книжек, а также к настольным играм!

Что касается оптимального расстояния до экрана, то обычно руководствуются правилом 3-5 диагоналей. Минимум 3, лучше 5. Чем больше диагональ телевизора, тем дальше его нужно смотреть, поэтому нужно учитывать этот момент при покупке огромных кинотеатров в маленькую комнату. Для большинства обычных телевизоров нормальное расстояние — 2 метра.

Телевизор может навредить, а может и помочь в развитии ребенка. Главное — подходить к этому вопросу с умом и пониманием всех опасностей. Что самое интересное, степень вреда телевизора для ребенка меняется с возрастом. Если в более раннем возрасте важно не испортить неокрепшее зрение, то позже уже на первое место выходит его мозг и психика, куда могут выгружаться горы мусора с экрана.

Ученые выяснили, что вред телевизора для детей сказывается не только на их здоровье, но и на успехах в обучении. Ранее было известно, что вред телевизора приводит к потере или значительному ухудшению зрения детей, набору лишнего веса и детскому и подростковому ожирению, и ряду других проблем со здоровьем.

Новые исследования ученых показывают, что дети, которые постоянно смотрят телевизор, в несколько раз хуже своих сверстников справляются со школьной программой. Они медленнее соображают, не занимаются творчеством, не играют в подвижные игры.

Проблема ещё в том, что большинство родителей сами сидят на «ТВ-игле» и  большинство детей, испытывающих вред телевизора на себе, просто вынуждены его смотреть в маленьких квартирах вместе со взрослыми. Но если для взрослых это привычка, то детская психика не выдерживает такой атаки.

Врачи настоятельно рекомендуют полностью исключить телевизор из быта ребенка или существенно ограничить пребывание возле него..

Признаки неблагоприятного воздействия телевизора:

1.  Переутомление.

2.  Отставание в развитии речи.

3.  Неспособность к самоуглублению, к концентрации на каком-либо занятии, отсутствие заинтересованности делом – «дефицит концентрации».

4.  Трудности в восприятии информации на слух.

5.  Пассивность восприятия информации.

6.  Резкое снижение фантазии и творческой активности ребёнка.

7.  Риск возникновения телевизионной зависимости.

8.  Повышение детской жестокости и агрессивности.

Рекомендации родителям

1.  Предоставлять свободный доступ к информационной технике можно только за пределами дошкольного возраста (после 6 – 7 лет).

2.  Ограничить время, в течение которого ребёнок сидит у телевизора. Допустимый максимум для ребёнка 7 – 9 лет – 2 часа в сутки.

3.  Компьютерные игры можно вводить только после того, когда ребёнок освоит традиционные виды детской деятельности.

4.  Чтобы уменьшить негативное влияние телевизора на здоровье и психическое развитие, следует соблюдать несколько простых правил:

  • желательно каждые 40 – 60 минут делать перерыв минут на 10;
  • нельзя смотреть телевизор, сидя близко к экрану, расстояние до экрана должно быть не менее 2,5 – 3 метров;
  • нельзя смотреть телевизор в темной комнате;
  • если у ребёнка уже снижено зрение, и он носит очки, не позволяйте ему смотреть телевизор без очков, это приведет к дальнейшему прогрессированию нарушения;
  • никогда не предлагайте ребёнку телевизор вместо себя;
  • не приучайте ребёнка прибегать к телевизору как к способу утешения в случае неудач;
  • не превращайте телевизор в участника семейных ритуалов, совершенно необязательно завтракать, обедать и ужинать перед телевизором, лучше посвятите это время общению;
  • не разрешайте ребёнку смотреть всё подряд, лучше заранее, посмотрев программу, определиться, какие передачи ребёнок может посмотреть один, какие вы посмотрите вместе, а от каких лучше воздержаться;
  • если ребёнку захочется посмотреть те самые ужастики, которые вы не разрешаете, посмотрите их вместе с ребёнком и обязательно обсудите увиденное;
  • приучайте ребёнка относиться к увиденному критично, анализируйте происходящее на экране телевизора, комментируйте, ребёнок должен понять, что далеко не всё стоит принимать за «чистую монету».

5.  Высказывайте свою точку зрения: что из увиденного «хорошо», а что «плохо». Давайте оценку с точки зрения норм нравственности и морали, чтобы у ребёнка не сложилось впечатление, что именно так и должны поступать в реальной жизни люди.

6. Следите за безопасным расстоянием просмотра телевизора.

7. Следите за длительностью просмотра телепередач.

8. Следите за содержанием информации, записываемой в мозг вашего ребенка.

9. Используйте телевизор как обучающий тренажер, а не способ «выключить» ребенка.

Соблюдение этих правил поможет вам  обезопасить  ребенка  при просмотре телевизора. 

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *