Возраст сензитивный: Сензитивные периоды — Центр детской нейропсихологии «Альтера Вита»

Содержание

Сензитивные периоды | school-montessori

Мария Монтессори утверждала, что никогда более ребенку не удаётся так быстро, полноценно и радостно научиться чему-либо, кроме как в соответствующий сензитивный период.


Сензитивный период — это такой период в жизни каждого ребенка, когда он учится чему-либо очень легко, овладевает навыками без особых усилий. Делает всё с удовольствием и интересом. Сензитивные периоды длятся определенное, довольно короткое, время и проходят безвозвратно. Поэтому эти периоды пропустить ни в коем случае нельзя. Ведь наверстать упущенное будет практически невозможно.

 

Если детям приходится учиться под принуждением, не во время сензитивных периодов, то обучение оказывается бесполезным, страдает психика и здоровье ребенка.

 

Взрослые не могут повлиять на время возникновения и длительность сензитивных периодов, но они могут создать благоприятные условия для реализации внутренних «жизненных импульсов» детей. Среда Монтессори создана таким образом, что, занимаясь в ней, ребенок не сможет пропустить ни один сензитивный период, потому что всё необходимое для их удовлетворения существует в среде.

 

Ребёнок до 6 лет обладает так называемым «впитывающим разумом». Он впитывает всю информацию из окружающей среды, в которой находится, хочет он этого, или нет.

В период от 0 до 6 лет ребёнок проходит множество сензитивных периодов, таких как сензитивный период развития речи, развития чувства порядка, развития самостоятельности, развития движений и восприятия мелких предметов, сенсорного развития, социальных навыков.

 

К 6 годам у ребёнка уже в полной мере действуют, а у кого-то уже завершаются сензитивные периоды развития письма и чтения.

 

Развитие сензитивных периодов в возрасте 6-12

 

По сравнению с предыдущей (0-6) и последующей (12-18) стадиями развития ребёнка, вторая стадия (6-12) является периодом продолжительной стабильности. Это период роста без значительных изменений в мышлении и наборе психологических характеристик.Это период относительного спокойствия и душевного равновесия.

 

В социальном отношении дети характеризуются наличием группового инстинкта. Они с непреодолимой силой сбиваются в группы и хотят быть в коллективе.

 

В нравственном отношении данный возраст выражается в стремлении проверить правильность или неправильность чьих-то действий. Постоянно слышится один и тот же вопрос: «Это справедливо?»

 

В эти годы дети выполняют огромную умственную работу.

 

В период от 6 до 9 лет ребёнок становится «Исследователем мира». Он старается испытать этот мир и набрать как можно больше информации. Он проверяет мир на прочность и поэтому именно в этом возрасте дети так любят что-то с чем-то смешать, чтобы получить «взрывчик» (несомненна важность Лаборатории именно в возрасте 6-12).

 

После 9 лет ту информацию, которую ребёнок успел накопить, юный исследователь начинает систематизировать, постепенно превращаясь в маленького «Учёного».

 

Поэтому чрезвычайно важно именно в возрасте от 6 до 9 лет давать ребёнку как можно больше пищи для ума, как можно больше вопросов, которые будут ставить его в тупик. И несомненно важно, чтобы рядом с ребёнком в такой момент оказался неравнодушный взрослый, который может разжечь интерес в его уме.

 

Поэтому роль Монтессори-педагога в возрасте 6-12 из роли наблюдателя переходит в роль сотоварища в желании познать мир.

15. Подростковый возраст

15. Подростковый возраст

1. Социальная ситуация развития и ведущая деятельность
Возрастные рамки – от 11-12 до 14-15 лет.
Внешне социальная ситуация остается той же, что и в предыдущий возрастной период. Однако меняется внутренняя позиция подростка:

— совершается поворот от направленности на мир к направленности на себя (связано с изменениями в результате физического развития),
— формируются новые ценностные ориентации,
— меняется отношение к себе и, следовательно, к семье, школе, сверстникам.
Влияние физического развития на поведение подростков:
— перепады активности / утомляемости (изменения сосудистой системы),
— нарушения в моторике (почерк, речь, неловкость) – сензитивный возраст для овладения сложными движениями (спорт, хореография, труд).
Интерес к своей внешности, сравнения с другими и с идеалом. Рано созревающие мальчики имеют больше шансов на лидерство, у девочек – двоякая ситуация.
Развитие сексуальных установок и сексуального поведения. Колебания самооценки.
Дисморфофобия – бред мнимого уродства.
Нервная анорексия.
Главное, что обусловливает внутреннюю позицию подростка, — чувство собственной взрослости: желание быть и казаться взрослым. при этом физически, психологически и социально он не может быть полностью самостоятельным, по-настоящему взрослым, и сам это ощущает. Формируется подростковый внутренний конфликт между желаниями и возможностями. Это противоречие и определяет социальную ситуацию развития подростков.

Дискуссии о ведущей деятельности подростков
— учение (Божович),
— интимно-личностное развитие (Эльконин),
— общественно-полезная деятельность (Фельдштейн),
— задается конкретной ситуацией (Асмолов): выбор совершается самостоятельно либо под влиянием группы сверстников.

Подростковые реакции:
— эмансипации,
— группирования,
— хобби,
— имитация (характерна и для более раннего возраста).

2. Когнитивное развитие
Оперирование абстрактными понятиями.
Выдвижение и проверка гипотез, построение прогнозов.
Анализ и оценка своих умственных действий.
Способность применять вторую систему символов – символы для символов, что делает мышление более гибким.
Способность размышлять о возможностях, которые не даны непосредственно, отрешиться от конкретной реальности. Следствие – подростки начинают больше мечтать.
Совершенствование и развитие когнитивных способностей приводят подростков к самоанализу и самокритике, в результате развивается новая форма эгоцентризма, которая имеет два проявления:
— феномен воображаемой аудитории (предположение, что люди постоянно наблюдают и оценивают тебя), результат – поведение «как на сцене»,
— персональный миф (убежденность в собственной исключительности, уникальности личных переживаний, неуязвимости), результат – рискованное поведение.


Дальнейшая интеллектуализация познавательных процессов. Сближение теоретического мышления с воображением дает импульс к творчеству. Воображение становится на службу бурной эмоциональной жизни и служит для фантазий – как защитного плана, так и с представлениями о будущей жизни.
Мотивация учения — парадоксальная:
— с одной стороны, происходит ее снижение,
— с другой, 12-13 лет – сензитивный период для формирования новых, зрелых форм учебной мотивации, связанных с осознанием стремления к самосовершенствованию.
Любознательность младших подростков (внеучебная). Интересы формируются под влиянием сверстников.
Хобби-реакция.

3. Личностное развитие
Парадоксальность характера подростка: активность и вялость, уверенность в себе и застенчивость, высокие нравственные стремления и низкие побуждения и т.п.
Чувство взрослости формируется под влиянием:
— значительных сдвигов в физическом развитии и половом созревании,

— растущей самостоятельности,
— сравнения себя со взрослыми (с опорой на те качества, которые оцениваются у себя высоко).
Уровни взрослости по Драгуновой:
— подражание взрослому поведению (курение и т.п.),
— равнение на качества «настоящего мужчины» и стремление их продемонстрировать порой рискованными способами,
— овладение «взрослыми» умениями,
— интеллектуальная взрослость: переход учения в самообразование.

Формирование Я-концепции в результате сравнения Я-реального с Я-идеальным, Я-желаемым и т.п.
Важность для подростка воспитания воли, склонность ее проверять в особых ситуациях в сочетании со «слабостью цели» (Выготский) в обычной жизни: волевые усилия проявляются только ради эмоционально значимой цели.
С развитием воли и саморегуляции становится возможным самовоспитание и даже целые программы самосовершенствования.

4. Друзья и взрослые
В 11-12 лет начинается борьба подростка за автономию, прежде всего от тех, с кем раньше был связан наиболее тесно: потребительское отношение к родителям и учителям как проверка равенства прав, ревность к заботам взрослых о самих себе, активное отстаивание собственного понимания справедливости, отстаивание права на внешний вид.
Уклонение от открытого выражения любви родителей, особенно в присутствии сверстников (воспринимается как выражение покровительства).

Реакция эмансипации.
При этом велика роль педагога: если его отношения с подростком основаны на личном взаимопонимании, открытости и уважении, он становится образцом для подражания, способен существенно воздействовать на формирование целей, устремлений, самосознания.
Отрочество сензитивно для развития средств общения. На первом месте – общение со сверстниками. Известно, что те подростки, которые в 12-14 лет были ориентированы преимущественно на семью и взрослых, в более позднем возрасте испытывают трудности во взаимоотношениях с людьми, причем не только личных, но и служебных.

Реакция группирования.
Чувство «МЫ».
Группа дает подростку чувство безопасности. Подросток платит ей конформностью. Подростки, не входящие в компании, как правило, отличаются заниженной самооценкой, плохо учатся, испытывают душевные расстройства.
Привлекательность ценностей и установок одного лица.

Реакция имитации.
Дружба как замена родительской опеки.
Насыщенность и эмоциональность дружеских отношений подростков порой приводит к конфликтам, если потребности их участников не находят удовлетворения.

Межгендерное общение:
— предподростковый возраст – обособленность полов, интерес проявляется в неадекватных формах,
— ранний подростковый возраст – появляется скованность, стеснительность, для открытых дружеских отношений приходится преодолевать насмешки сверстников,

— старшие подростки – отношения становятся более открытыми, возникают разнополые компании, желание нравиться, фантазирование (как защита или любит скорее придуманный образ), быстрый переход от дружбы к влюбленности (влияние масс-культуры плюс желание взрослеть).

Подростковая сексуальность:
— вначале может быть недифференцирована,
— повышенная возбудимость (гиперсексуальность).
Устойчивый и сильный интерес к сексуальной сфере может быть результатом а) переживания неполноценности, б) неудовлетворительных отношений со сверстниками, в) интенсивного полового созревания. Требует вмешательства, которое начинается с установления доверительных отношений и направлено на укрепление чувства собственного достоинства.

5. Кризис ранней юности (15 (14-16) лет)
Общество требует профессионального самоопределения. Неопределенность будущего. Распутье. Необходимость принимать серьезные решения с неотвратимой ответственностью.
Решения должны быть приняты самостоятельно (хотя бы и с помощью взрослых): бегство от кризиса задерживает развитие личности, кто достойно принимает кризис, становится способен управлять своей судьбой.

Сензитивный период для изучения английского языка

ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык

ГЛАВА 11. Развитие ребенка: сенситивные периоды и язык

Младенцы просто потрясающе приспособлены для обучения. Наверное, вы слышали о невероятной способности их мозга воспринимать новую информацию. Но, возможно, вы не оценили того, что их возможности весьма специфичны. Младенцы вовсе не похожи на губки, которые впитывают все, что с ними происходит. Они появляются в этом мире с мозгом, готовым искать определенный опыт в определенные периоды развития.

Периоды времени, когда опыт (или его отсутствие) оказывает сильный и долговременный эффект на мозг, называются сенситивными периодами развития. Именно поэтому люди, которые изучают иностранный язык во взрослом возрасте, скорее всего будут говорить с акцентом. Конечно, люди могут учиться и в более пожилом возрасте, но они изучают многие вещи менее тщательно или совсем по-другому. С другой стороны, многие типы обучения одинаково просты на всем протяжении жизни. Нет никакого преимущества в том, что вы молоды, если вы собираетесь заняться юриспруденцией или научиться вязать. Однако, если вы хотите стать классным лыжником или говорить на иностранном языке, как на родном, лучше начать учиться в детском возрасте.

Сенситивные периоды развития можно уподобить строительству дома. Когда вы только собираетесь строить дом, вы решаете, где расположить спальни. По окончании строительства вносить изменения будет гораздо сложнее. Бы можете переставить или поменять мебель, но изменение количества комнат потребует огромной работы.

Точно так же механизмы работы мозга позволяют делать перемены в раннем возрасте с гораздо меньшими усилиями. В сенситивные периоды учиться проще, но это можно делать и позднее. Некоторым людям удается выучить иностранный язык так, что их речь невозможно отличить от речи носителя языка. Но даже в этом случае исследования мозга показывают, что язык, выученный во взрослом состоянии, все равно воспринимается иначе, нежели родной, при этом активизируется другая, соседняя, область мозга. Поэтому дети не только лучше взрослых учат второй язык, но они еще и пользуются единой структурой мозга для владения несколькими языками. Образно говоря, взрослому для второго языка требуется еще одна запасная комната.

Знаете ли вы? Является ли язык врожденным?

Нельзя отрицать, что обучение — важный компонент развития языка. В конце концов, китайские младенцы, усыновленные американцами, разговаривают на английском языке, а не на языке своих предков. Однако одна из теорий предполагает, что мозг не может идеально приспособиться под любой тип языка. Наоборот, у людей в мозгу заложен ряд базовых правил, согласно которым они и стараются строить предложения.

Идея универсальной грамматики была изначально предложена лингвистом Ноамом Чомски, который заявил, что языки мира не так сильно отличаются друг от друга, как это может показаться на первый взгляд. По лексике языки могут отличаться до бесконечности, но количество возможностей построения предложений ограничено. С этой точки зрения грамматика конкретного языка определяется несколькими десятками параметров — например, ставятся ли прилагательные перед существительным, как в английском, или после него — как в испанском. Как будто младенцы просто переключают рычаги в своем мозгу, учитывая различные параметры и осваивая в результате всю сложную грамматическую структуру языка с помощью небольшого количества простых инструкций.

Пытаясь определить эти параметры, лингвисты сравнили многие языки мира. Эта работа заняла много времени, в частности потому, что многие языки являются родственными. Например, французский, испанский и итальянский входят в романскую группу, и их словарный состав похож, поскольку они произошли от одного предка. Поэтому лучшим примером для проверки гипотезы универсальной грамматики являются самые необычные наречия, никак не связанные с основными мировыми языками, и поэтому их сложнее идентифицировать и анализировать.

Более надежная поддержка этой идеи видится в попытках научить людей искусственному языку, который не основывается на правилах универсальной грамматики. Например, некоторые учителя глухих детей пытались изобрести новые языки жестов, приближенные к разговорной речи. Многие из этих языков не следовали правилам универсальной грамматики, и дети не могли их хорошо выучить. Часто случалось, что дети выучивали этот язык «неправильно», меняя его в соответствии с универсальной грамматикой, а не следуя в точности указаниям учителя.

Когда заканчивается сенситивный период для выучивания родного языка, сказать трудно — ведь мы знакомимся с родным языком с самого раннего детства. С этой точки зрения особый интерес исследователей вызывают глухие дети, которые обучаются речи достаточно поздно по общим меркам.

Глухие дети практически всегда рождаются у слышащих родителей, и некоторые из них не начинают изучать язык жестов до поступления в школу. Некоторые глухие дети сталкиваются с людьми, знающими язык жестов, только в подростковом возрасте или даже позже. Основу этого языка составляют не звуки, а жесты, однако в остальном он очень напоминает обычную речь. В нем есть своя грамматика. Например, в американском языке жестов грамматика схожа не с разговорным английским языком, а с языком племени навахо. Подобно разговорной речи, язык жестов не един, а скорее представляет собой целую группу довольно разных языков. Глухие люди из Англии не смогут общаться с глухими жителями Америки, если только кто-то из них не выучит язык жестов другой страны, хотя в обеих странах говорят по-английски.

Язык жестов и разговорная речь основываются на работе аналогичных механизмов мозга. Оба затрагивают одни и те же речевые области, расположенные у 97% людей в левом полушарии. Поле Брока в лобной доле коры головного мозга отвечает за генерирование речи, поле Вернике в височной доле — за ее понимание. В языке жестов также существует эмоциональная интонация — просодия. Просодия создается в областях правого полушария, связанных с полями Брока и Вернике. Два типа языка основываются на схожих грамматических правилах (см. «Знаете ли вы? Является ли язык врожденным?»). В языке жестов есть даже эквивалент акцента, когда плохо владеющие языком люди постоянно путают жесты.

Исследования показали, что дети, изучившие жестовый язык в более раннем возрасте, владеют им более бегло, чем приступившие к занятиям в более взрослом возрасте. До 7—8 лет дети способны выучить иностранные языки, разговорные или жестовые, без каких-либо проблем. А вот после 12 лет почти невозможно изучить язык в совершенстве: оставляет желать лучшего грамматика, для речи характерен акцент (см. выше). В промежутке между этими возрастами существовало множество индивидуальных различий в степени овладения языком жестов.

У некоторых детей, выучивших язык в промежуточном возрасте, оставался акцент, однако речь была построена грамматически правильно. Точно так же слышащие дети в возрасте где-то до начальной школы обладают способностью произносить звуки иностранного языка в точности так, как это делает носитель языка. Способность выучить грамматические правила остается дольше — возможно, до 7_8_го класса. Однако в определенный момент почти каждый человек достигает возраста, в котором второй язык будет уже изучаться как иностранный.

Колебание возраста, в котором различные языковые навыки становятся менее пластичными, иллюстрирует другое важное положение, относящееся к сенситивным периодам: их возрастные рамки различаются для разных типов обучения. Временной промежуток для изучения звуков иностранной речи бывает раньше, чем период для изучения грамматики. Точно так же способность видеть движение возникает раньше, чем способность различать предметы (см. главу 6). Это означает, что не существует такого понятия, как просто сенситивный период, есть только специфические сензитивные периоды для конкретного типа обучения.

Знаете ли вы? Похожа ли музыка на язык?

И музыка, и язык включают в себя определенные элементы последовательностей, которые варьируются, но подчиняются определенным правилам. Это сходство подтолкнуло ученых к мысли о том, что мозг может обрабатывать эти два типа информации аналогичными способами. На настоящий момент имеющиеся данные противоречивы. Сканирование мозга показывает, что задания, включающие в себя музыкальные мелодии, активизируют область Брока, необходимую в процессе понимания речи, а также связанную с ним область в правом полушарии, ответственную за просодию (интонацию, которая сообщает слушателю о вашей иронии или о том, что вы задаете вопрос). Как музыка, так и язык активизируют мозговые области, принимающие участие в определении времени подачи аудиоинформации. Однако люди с повреждением мозга могут потерять способность говорить, хотя у них при этом останется способность различать музыку, и наоборот, поэтому в мозге эти две функции как минимум частично разделены. Трудно дать четкий положительный или отрицательный ответ на этот вопрос. Похоже, регионы мозга, обрабатывающие речь, частично совпадают со структурами, обрабатывающими музыку.

Если эта точка зрения верна, то она может предоставить научную основу для широко распространенного мнения о том, что музыке необходимо учить с детства, чтобы добиться отличных навыков. Некоторые аспекты восприятия звуков действительно с опытом улучшаются. У лабораторных животных схема частот звуков в слуховой коре требует нормального опыта во время сенситивного периода. У людей восприятие тональностей развивается полностью где-то к 12 годам. У глухих людей эти реакции остаются ненормальными и во взрослом возрасте. Научиться различать тон звуков гораздо проще в детстве. Абсолютный слух (способность распознавать тон звука в изоляции, а не сравнивая его с другими тонами) требует как генетической предрасположенности, так и полноценного слухового опыта в возрасте до шести лет. Абсолютный слух встречается гораздо чаще у людей, разговаривающих на тех языках, где очень важна тональность, — например, на китайском, в котором от тона может зависеть значение слова.

Есть ли конкретный сенситивный период для музыкального обучения? Существует анатомическая разница между мозгом взрослого профессионального музыканта и человека, не связанного с музыкой, но это может быть следствием генетической наследственности. Электрические реакции мозга музыканта также специфичны — они особым образом воспринимают звуки, производимые их собственным инструментом, что, по-видимому, является результатом опыта. Некоторые из этих эффектов выражены сильнее у музыкантов, чье обучение началось в детстве, до 10 лет, а гармонические структуры вообще следует изучать в возрасте до 8 лет. Занятия музыкой в детстве, несомненно, дают определенный дополнительный багаж, но более позднее обучение также оказывает значимый эффект. К примеру, Стравинский вообще учился на юриста и начал писать музыку только в 20 лет.

К счастью, в человеческом обществе существуют ограничения на проведение экспериментов с участием младенцев, поэтому ученым приходится ставить опыты над животными, чтобы проникнуть глубже в биологию сенситивных периодов. Певчие птицы, например зебровые амадины, учатся своим песням у других птиц, обычно — у своих отцов. Если у молодого самца нет примера для подражания, то у него в результате появится странно звучащая песня, с помощью которой ему не удастся привлечь самку во взрослом возрасте.

Как и младенцы, певчие птицы не могут бесконечно учиться тому, что они могут выучить. Зебровые амадины, выращенные своими близкими родственниками — японскими амадинами, не смогли правильно выучить их песню. В некоторых случаях зебровая амадина была способна скопировать несколько звуков из песни своего приемного отца, но она вставляла эти звуки в типичную для своего вида мелодию, которая, по-видимому, была врожденной.

Вам может казаться, что вы перегружены информацией в своей повседневной жизни, но представьте себе, каково приходится новорожденному! Не имея возможности отделить существенные стимулы от несущественных, младенцы могли бы направлять свою энергию на попытки выучить звуки птичьей песни, шум посудомоечной машины или фена. Это привело бы их к очень странной социальной жизни во взрослом состоянии. К счастью для всех нас, мозг не появляется на свет в виде чистого листа бумаги и обладает своими собственными твердыми представлениями о том, что нужно учить.

Сензитивный период для изучения английского языка

Раннее развитие вызывает неоднозначные реакции. Его приверженцы утверждают, что «после трех уже поздно», в то время как ООН заявляет об «излишней коммерциализации детства». Ярые адепты этой идеи лишают ребенка детства, игр, свободного времени и вместо полезных прикладных навыков зачастую обучают его ненужным и далеким от жизни вещам.

Развивать или не развивать?

Лично я не отношусь к сторонникам раннего развития, которое подразумевает обязательное посещение «развивашек» чуть ли не с полугодовалого возраста (и это реальные случаи!). Собственно, в самих кружках для младенцев я не вижу ничего плохого: надо же скучающим мамам занять свое время и на что-то потратить мужнины деньги. Но зачем прикрываться детьми и заботой об их гениальном будущем? Можно многое сказать о том, какие комплексы двигают такими родителями, но статья не об этом.

Еще большее недоумение вызывают родители, которые могут дать своему ребенку что-то действительно полезное, а вместо этого с усердием и упорством продолжают перекладывать с ним камешки и лепить куличики.

Люди, знакомые с возрастной психологией, знают: природа сама подсказывает, что и в какой момент нужно ребенку для развития. К примеру, в первые годы жизни просто необходимо своих детишек много обнимать, целовать и принимать их такими, какие они есть, чтобы сформировать у них базовое чувство безопасности и заложить первые кирпичики здоровой самооценки. Благо об этом довольно много пишут, поэтому неосведомленных в этой теме родителей, наверное, уже не осталось.

А вот про изучение иностранного языка наряду с родным, несмотря на бум увлечения ранним развитием, почему-то либо вообще молчат, либо клеймят — «вредно!». Отношение к раннему изучению языков часто настолько негативное, что редко встретишь даже учителя иностранного, чьи дети хорошо знают второй язык, потому что умная мама или умный папа догадались обучить их еще в раннем детстве.

Но есть важный нюанс. Рекомендация раннего старта изучения языков не подходит родителям, которые сами не владеют иностранными языками. Хороший результат в обучении ребенка, возможно, будет, но ценой больших денег и усилий. А вот мамам и папам с хорошим языковым уровнем это дастся бесплатно, несложно и с гарантированным результатом.

Пройдемся по распространенным «почему» и «зачем».

Зачем нужно знать иностранный язык?

Согласитесь, вопрос риторический. Знание иностранного языка (и чаще всего это будет английский) — очень полезная штука в любом возрасте. Для развития, обучения, карьеры.

Зачем родителям этим заниматься?

В свое время вы уже потратили деньги, время и усилия на изучение иностранного языка, и теперь вы можете в свободном режиме передать знания своему ребенку. Таким образом вы сэкономите эти ресурсы своему ребенку и себе, а освободившееся время в будущем сможете применить с большей пользой.

Ну и, собственно, вы же хотите раннего развития для своего ребенка? Овладение другим языком именно им и является: оно дает мощный толчок для общего развития ребенка, развития мозга и интеллектуальных способностей.

А большой бонус — конкурентное преимущество вашего чада в виде свободного владения иностранным языком с малых лет. Ваши усилия — это как подарок на всю жизнь, который будет всегда с вашим ребенком. Даже сложно представить, насколько часто этот навык будет ему помогать.

Почему так рано?

Все из-за сензитивного периода — времени, когда природа заложила в детском мозге возможность максимально легкого усвоения любого языка. В широком смысле временные рамки для легкого усвоения языков — от рождения и до семи лет, а самая активная фаза развития речи приходится на возраст от полутора до трех лет.

После семи лет дети уже воспринимают новый язык по-другому. Обучение все еще желательно проводить в виде игры, но освоение идет ближе к тому, как это происходит у взрослых, чем у детей-дошкольников.

Когда вы обучаете своего ребенка иностранному языку в таком раннем возрасте, вы не изобретаете велосипед, а лишь чуть серьезнее используете возможности, которые природа дала каждому.

Как в спортивную гимнастику берут детей до определенного возраста, пока у них высокая пластичность, так и с языками. Правда, в отличие от спорта, изучение языков не требует от детей усилий и преодоления боли и трудностей. В раннем возрасте ребенок усваивает языки фоном к своим основным занятиям — играм.

С чего начинать?

С одной стороны, это какое-то волшебство, когда видишь, как маленькие дети начинают говорить на нескольких языках. Но с другой — это незатейливый, абсолютно незаметный для ребенка процесс, который состоит из несложных, но регулярных действий со стороны родителей.

Вообще обучение в виде уроков и домашних заданий, как мы привыкли его представлять, в этом случае совсем не подходит. Самая адекватная работающая схема обучения детей языку дома выглядит следующим образом. Все пункты в списке расположены по степени важности.

1. Говорить с ребенком на иностранном языке

Лучше всего будет не смешивать разные языки. Например, полдня общаться на родном языке, другие полдня — на иностранном. Здесь важна регулярность — желательно делать это ежедневно.

Поэтому проще всего разделить обязанности: один родитель говорит с ребенком на родном языке, второй — на иностранном. Это общепринятый подход OPOL — one person, one language (один язык — один человек). Именно так растут билингвы в смешанных браках.

Взрослому с ребенком общаться на иностранном языке будет технически несложно. Все же вам предстоит не выступление на экономическом форуме, а бытовая речь с простой и повторяющейся лексикой. Скорее всего, поначалу вам будет мешать неловкость, но через пару месяцев вы перестроитесь и будете на автомате обращаться к ребенку по-английски (по-немецки и т. д.). А вот когда увидите первые результаты своих усилий, разом позабудете о косых взглядах, мнении окружающих и своих сомнениях.

2. Читать книги ребенку на изучаемом языке

Чтение очень важно для развития речи ребенка, а также для пополнения «детской» лексики родителем. Выбирайте самые лучшие, красочные и интересные книги. Чем больше интереса они вызовут у ребенка, тем легче и быстрее он приобщится к языку.

3. Смотреть мультфильмы, видео и кино на изучаемом языке

Поскольку детям не рекомендуется проводить много времени за просмотром видеоконтента, рекомендую полностью исключить мультфильмы на родном языке и ограничиться просмотром исключительно в иностранной озвучке.

Возьмите это за правило хотя бы в первый год обучения ребенка. Хорошие мультфильмы не хуже книг прививают малышу интерес и любовь к языку. Кроме того, вы почерпнете много полезной лексики, готовые бытовые речевые ситуации, озвученные носителями языка, которые сможете сразу же использовать в общении.

И это все? Да, вот так просто! Никаких сверхъестественных действий от вас не требуется. И чем выше у вас уровень языка, тем проще для вас окажется процесс обучения своего ребенка. Именно поэтому я удивлена, что многие образованные родители, знающие даже больше одного языка, упускают эту возможность. А потом, глядя на свободно изъясняющихся на иностранном чужих детей, спрашивают с выпученными глазами: «А что, так можно было?»

Итак, если вы владеете, например, английским и у вас есть ребенок до пяти лет — вперед! Теперь вы знаете, какой бесценный подарок можете ему преподнести. Главное — просто начать.

Раннее изучение иностранного языка.

Зачем учить иностранный язык? Первое, что приходит в голову – для общения. Ведь общение – важная сторона нашей жизни. Если выучить английский, французский, немецкий, китайский, японский или любой другой — то можно общаться с представителями разных культур на их родном языке. Расширение возможностей общения – одно из главных приятных последствий изучения языка, но далеко не единственное.

Ранее изучение иностранного языка положительно влияет на развитие внимания, памяти, мышления, общее речевое развитие ребенка и усвоение родного языка.

Существует тесная взаимосвязь между культурой и языком. В языке скрыты ценности и взгляды на мир носителей языка. Язык влияет на формирование мышления. Таким образом, изучение иностранных языков способствует более глубокому знакомству с другими культурами, пониманию межкультурных различий, принятию различий в восприятии мира – развитию толерантности, как черты характера, необходимой для формирования гармоничной целостной личности, в современном многокультурном обществе.

Общение является одним из важнейших факторов психического развития ребенка. Необходимо это учитывать, при организации занятий с ребенком. Развитие речи наиболее интенсивно происходит в раннем возрасте. Каждому возрастному периоду развития ребенка соответствует ведущая деятельность. Если включить изучение языка в процесс ведущей деятельности ребенка, то формирование речи, развитие языковых навыков и общения будет происходить с намного большим успехом.

Формирование речи наиболее активно происходит в дошкольном детстве. Во всем мире усвоение родного языка детьми происходит свободно и просто, естественным путем, дети учатся говорить независимо от того учат ли их взрослые специально или нет. Именно дошкольный возраст (от 0 до 6 лет) является сензитивным периодом развития речи, причем начинается он еще во время внутриутробного развития ребенка. Поэтому, если ребенок в билингвистической семье слышит одновременно и постоянно речь на двух языках, то он естественным образом овладеет двумя языками. Обучение иностранному языку в период, когда ребенок еще не до конца освоил родную речь, проходит по тому же механизму, что и усвоение родной речи, и уровень освоение второго языка не будет уступать уровню первого.

Сензитивный период – время наибольшей чувствительности, восприимчивости ребенка к тому или иному виду деятельности, поэтому дошкольное детство – один из самых подходящих периодов для изучения иностранных языков. Советские психологи называли сензитивные периоды «оптимальными сроками обучения». Именно в этот период овладение языком ребенком происходит наиболее быстро и полноценно, с легкостью и радостью.

И все же вопрос – когда ребенку лучше начинать учить иностранный язык, во многом является спорным. Некоторые психологи считают, что наилучший период изучения иностранного языка 5-10 лет, другие, что до 5 лет ребенок должен освоить 50 слов иностранного языка, а последующее обучения продолжать уже в возрасте 5 – 10 лет.

Неизменным остается факт, что мозговая активность трехлетнего ребенка в три с половиной раза выше активности мозга взрослого человека. Мозг ребенка сохраняет повышенную функциональность и активность в течении первых 10 лет жизни.

Не стоит забывать о том, что развитие каждого ребенка индивидуально. Можно выделить основные возрастные закономерности, но каждый ребенок обладает своими особенностями развития, поэтому, чтобы точно узнать – готов ли ребенок к изучению второго языка стоит провести диагностику.

Мозг трехлетнего ребенка еще не готов к обучению чтению, тем более чтению на иностранном языке. В каком возрасте и чему учить ребенка? В 2,5 года ребенок легко усваивает устную речь, это сензитивный период речевого слуха и артикуляции. В 4,5 – 6 лет можно начинать учить ребенка чтению. 8 – 9 лет считается вторым периодом языковых способностей ребенка.

Как учить язык? Важно, чтобы у ребенка была высокая мотивация к изучению языка, сформировалась познавательная потребность. Познавательная деятельность является ведущей у детей начального школьного возраста, поэтому возраст 7 – 9 лет является одним из самых подходящих периодов изучения языка, необходимо, однако учитывать и сензитивные периоды развития речи ребенка (дошкольное детство, особенно 1,5 – 3 лет).

Если взрослые вокруг ребенка разговаривают на незнакомом ему языке, а у ребенка есть желание, чтобы его понимал, есть потребность понять окружающих – то у него появляется внутренняя мотивация для изучения языка, появляется к этому языку интерес. Если же ребенок растет в родной ему языковой среде – то зачем ему знать какой-то чужой непонятный язык? В этом случае изучению языка поможет включение его в совместную со взрослым ведущую деятельность ребенка, например – игру.

Общение со взрослым является неотъемлемым фактором овладения речью. Если вы хотите, чтобы ребенок с рождения начал овладевать двумя языками, то помогут записи сказок на иностранном языке и общение с ребенком. Читайте ему сказку или ставьте в записи, в то же время, разделяйте переживания ребенка, общаясь с ним словами, мимикой и действиями.

С ребенком 1 – 3 лет можно изучать язык в совместной деятельности, игровой, бытовой, художественной, например, через рисование, лепку, занятия музыкой. Когда ребенок проявляет заинтересованность в каком-либо предмете, тянется за чем-то или спрашивает название изображения на картинке – назовите ее на иностранном языке. Главное, чтобы ребенку нравилось учить язык, не стоит приступать к сидениям над учебниками, пока вы не увидите, что ребенку это доставляет удовольствие. Убедитесь, что у ребенка уже сформировалось достаточно устойчивое внимание, память, навыки самоконтроля (готов делать то, что не хочется и проявлять усилие для достижения цели) – 5 – 6 лет.

Можно немножко «подталкивать» способности ребенка, а не идти с ними в ногу. Учить не только то, что ребенку дается без усилий, а то, что с вашей помощью он сейчас способен освоить.

Освоение иностранного языка происходит разными способами – при погружении в языковую среду, когда кто-то из родителей говорит на иностранном языке, или семья переехала в другую страну и ребенку нужен язык для общения со сверстниками. Сейчас во многих детских садах учат иностранный язык. И, конечно же, родители могут самостоятельно обучать ребенка иностранному языку.

Аргументов в пользу раннего обучения иностранному языку достаточно, и теперь инициатива в руках воспитателей, учителей и родителей, осознающих всю важность образования и развития своих детей.

Источники: http://med.wikireading.ru/16319, http://psy.systems/post/rannee-izuchenie-inostrannogo-yazyka, http://chmag.ru/education-preschool-children/inostrann-yaz-obshee/51-rannee-izuchenie-inostrannogo-yazika

Что такое сенситивные периоды по Монтессори и как они влияют на развитие ребенка? | Маналапан Монтессори

Этапы развития детей раннего возраста

Возможно, вы замечали, что ваш ребенок в возрасте от 1 до 3 лет очень расстраивается , когда с ним что-то происходит не так, как надо. Это может выглядеть как окончание подгузника и желание спустить воду в туалете, но упущенная возможность, или неспособность после этого выбросить грязный подгузник в мусорное ведро.Как бы то ни было, у решительного малыша начинается истерика, а все остальное должно подождать. Если большинство основных потребностей удовлетворено, это, вероятно, потому, что они находятся в одном из своих сенситивных периодов, сензитивном периоде для заказа .

            Дети переживают разные стадии сензитивных периодов на протяжении всего детства в определенное время от рождения до шести лет. После прочтения этого короткого блога вы будете точно знать, что такое сенситивные периоды и как они влияют на развитие младенцев и малышей.С помощью цитат Монтессори и примеров чувствительных периодов в развитии ребенка вы также найдете двенадцать стадий чувствительных периодов в виде диаграммы ниже. Давайте копать!

Что такое чувствительный период?

То, что мы ранее определили как беспочвенную истерику, на самом деле является сильной чувствительностью к порядку, врожденным желанием ребенка иметь этот порядок и его реакцией на отсутствие порядка. Вот что Монтессори имеет в виду под сензитивным периодом;

Сенситивный период относится к особой чувствительности, которую существо приобретает в своем младенческом состоянии, пока оно еще находится в процессе эволюции.Это преходящая предрасположенность, ограниченная приобретением определенной черты. Как только эта черта или характеристика приобретена, эта особая чувствительность исчезает»

Монтессори, Тайна детства, с. 38

Сенситивные периоды в развитии ребенка описываются как временные рамки, когда дети очень восприимчивы к определенным раздражителям в их окружающей среде, помогая в процессах развития их мозга, разума и органов.

Как это влияет на развитие младенцев и малышей?

В течение этих переходных и определенных периодов дети могут проявлять феноменальные способности в навыках, физическом развитии и когнитивном развитии, обусловленном чувствительностью.Когда ребенок испытывает эту чувствительность, он повторяет определенное действие или поведение, пока не овладеет навыком. Вот почему в возрасте двух с половиной лет дети начинают говорить без остановки. У них период чувствительности к языку, мышцы вокруг рта укрепляются и прокладывают пути к соответствующим нейронам в мозгу. В это время ребенок способен выучить гораздо больше новой лексики, структуры предложений и стратегий категоризации, чем раньше.Он даже может легко выучить второй язык.

Характеристики чувствительного поведения

Другие характеристики сенситивных периодов включают повторяющееся поведение, такое как открывание и закрывание, сокрытие и нахождение, интенсивная концентрация и сосредоточенность на задаче (нельзя прерывать!), подражание другим и движение ради этого.

Что делать в чувствительные периоды

Предоставление стимулов в чувствительный период позволит ребенку процветать в более поздние годы жизни.И наоборот, обучение ребенка запоминанию сложных понятий до того, как наступит период чувствительности, может оказать сдерживающее воздействие на их склонность к их изучению, когда придет время. Инструктировать их после того, как прошел период чувствительности, может быть слишком поздно для оптимального обучения. Поэтому, как воспитателям, распознавание чувствительных периодов может быть чрезвычайно полезным для дальнейшего развития ребенка, мы, конечно же, не хотим упустить эти важные окна возможностей. (см. таблицу ниже для возрастов и стадий).

Кроме того, Монтессори считает, что люди узнают большую часть того, что они когда-либо узнают, в течение первых двух лет своей жизни, хотя периоды чувствительности длятся от рождения до шестилетнего возраста.

«Приобретения, которые он сделал, таковы, что мы можем сказать, что ребенок, который идет в школу в три года, является стариком. Психологи говорят, что если мы сравним наши способности во взрослом возрасте со способностями ребенка, нам потребуется 60 лет напряженной работы, чтобы достичь того, чего ребенок достиг за первые три года… ребенок в три года уже старик.Монтессори, Впитывающий разум, стр. 5., ДПК глава 1.

Что мы должны сделать, так это обеспечить заботливую, последовательную и поддерживающую среду. Дети учатся на опыте в своем окружении, независимо от того, учим мы их или нет. Внутренний свет каждого ребенка естественным образом подталкивает его к взаимодействию с окружающей средой. Монтессори добавляет;

Наша школа не настоящая школа; это дом детей, т. е. среда, специально подготовленная для детей, где дети впитывают любую культуру, распространенную в среде, без чьего-либо обучения.

Монтессори, Впитывающий разум, стр. 6. электронная книга, ДПК.

Стратегии, которые Монтессорианцы используют для обучения

  1. Наблюдение играет ключевую роль в выявлении чувствительных периодов у детей. Гиды Монтессори знают о признаках готовности и постоянно наблюдают за обстановкой в ​​классе.
  2. Они ждут терпеливо пока дети не проявят интерес или естественную склонность к выполнению определенных навыков, прежде чем знакомить их с новыми понятиями.
  3. Монтессори поощряет создание и модификацию окружающей среды для детей с учетом потребностей, которые они испытывают в течение их текущих сенситивных периодов . Материалы изготавливаются с учетом поглощающего ума ребенка и человеческих тенденций.

Другие деликатные периоды

Двенадцать чувствительных периодов (официально шесть по Марии Монтессори), идентифицированных Монтессорианцами по всему миру сегодня ; порядок, движение, л приобретение языка , письмо, чтение, сенсорные впечатления , музыка, с торговые объекты , грация и вежливость , пространственные отношения, математика и, самое главное, туалет 9.Ниже приведена диаграмма, показывающая, когда эти периоды происходят в детстве.

Чувствительные периоды от рождения до 6 лет

Доктор Мария Монтессори всю жизнь наблюдала, изучала и писала о детях. За время своей работы она обнаружила, что маленькие дети проходят через ряд особых периодов времени, когда их особенно привлекают конкретные потребности и интересы развития. Она назвала эти периоды чувствительными периодами. В сензитивном периоде дети легко осваивают навыки, связанные с сенситивным периодом.Они не устают от этой работы, а ищут ее, жаждут ее и нуждаются в ней. Когда чувствительный период проходит, это сильное желание уходит и никогда больше не вернется.

Это не означает, что навык будет утерян навсегда, как только закончится чувствительный период. Наоборот, это просто означает, что для обучения потребуются более сознательные усилия. Как объясняет доктор Монтессори, 

Этот пост содержит бесплатные партнерские ссылки.

«Ребенок учится приспосабливаться и делать выводы в чувствительные периоды.Они подобны лучу, который освещает внутреннюю часть батареи, которая снабжает энергией. Именно эта чувствительность позволяет ребенку особенно интенсивно соприкасаться с внешним миром. В такое время все легко; все это жизнь и энтузиазм. Каждое усилие означает увеличение силы. Только когда цель достигнута, наступает усталость и тяжесть безразличия. ..

С другой стороны, когда период сенситивности исчез, интеллектуальные победы сообщаются посредством процессов рассуждения, добровольных усилий и тяжелого труда исследование.И из оцепенения безразличия рождается усталость от труда». Мария Монтессори, «Тайна детства»

Понимание сензитивных периодов вашего ребенка — один из ключей к пониманию того, что ему нужно в его окружении и почему он ведет себя определенным образом. . Мария ясно сказала, что сенситивные периоды глубоко влияют на поведение и реакции ребенка. 

Что доктор Монтессори было менее ясно, так это то, когда именно возникают эти сенситивные периоды. Я хотел бы указать вам на одну страницу в одной книге, которая объясняет их все.Но этого просто не существует. В сообществе Монтессори ведутся споры о том, когда возникают эти чувствительные периоды и каков именно полный список чувствительных периодов. Я решил составить небольшую шпаргалку, чтобы помочь всем (включая меня) запомнить основные чувствительные периоды.

«Истерики сензитивных периодов являются внешними проявлениями неудовлетворенной потребности, выражением тревоги по поводу опасности или чего-то неуместного. Они исчезают, как только появляется возможность удовлетворить потребность или устранить опасность.Иногда можно наблюдать у ребенка внезапное спокойствие, следующее за состоянием возбуждения, которое казалось почти патологическим». Мария Монтессори, «Тайна детства»

Для этого я включил наиболее часто упоминаемые сенситивные периоды для этой возрастной группы. Этот список не претендует на то, чтобы быть полностью исчерпывающим, но предназначен для включения наиболее популярных и важных. Возрастные диапазоны взяты из средних значений из многих источников. Вы заметите, что многие чувствительные периоды перекрываются и охватывают длительные периоды времени.

В дополнение к приведенной выше таблице я создал небольшое руководство в формате PDF по чувствительным периодам с некоторыми идеями в поддержку сенситивного периода и некоторыми собственными словами доктора Монтессори для вдохновения. Зарегистрируйтесь ниже, и руководство будет отправлено вам по электронной почте.

Я надеюсь, что это было полезно для того, чтобы увидеть вашего ребенка более глубоко. Понимая эти чувствительные периоды, мы можем глубже видеть своих детей и реагировать соответственно. Именно эти чувствительные периоды будут определять поведение наших детей, их интересы и, как следствие, то, как мы подготавливаем наше окружение и наше собственное отношение к воспитанию детей.

В каком сенситивном периоде сейчас находится ваш ребенок?  

Сенситивный период для приобретения неродной фонологической системы

  • Ajuriaguerra, J. (1966). Комментарий к «Центральным мозговым механизмам речи» Робертса. В Carterette, EC (ed.), Brain Function, Vol. III: Язык речи и общение , University of California Press, Беркли, стр. 117–140.

    Google ученый

  • Ашер, Дж.Дж. и Гарсия Р. (1969). Оптимальный возраст для изучения иностранного языка. Мод. Ланг. Дж. 53 : 334–342.

    Google ученый

  • Бевер, Т.Г., Фодор, Дж.А., и Гарретт, М. (1968). Формальный предел ассоциативности. В Dixon, TR, and Horton, DL (eds.), Verbal Behavior and General Behavior Theory , Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ, стр. 582–585.

    Google ученый

  • Хомский Н.(1959). Обзор книги Б. Ф. Скиннера « Вербальное поведение ». Язык 1 : 26–58.

    Google ученый

  • Хомский, Н. (1970). Лингвистическая теория. В Lester, M. (ed.), Readings in Applied Transformational Grammar , Holt, Rinehart and Winston, New York.

    Google ученый

  • Коул, Л. (1954). Психология подросткового возраста , Райнхарт, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Эрвин-Трипп, С. (1969). Комментарий к сессии «Как и когда люди становятся двуязычными?» В Kelly, LG (ed.), Description and Measurement of Bilingualism , University of Toronto Press, Торонто, стр. 26–35.

    Google ученый

  • Фергюсон, Джорджия (1971). Статистический анализ в психологии и образовании , 3-е изд., Макгроу-Хилл, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Фромкин В., Крашен С., Кертисс С., Риглер Д. и Риглер М. (1974). Развитие языка у Гейни: случай овладения языком после «критического периода». Мозг и язык 1 : 81–107.

    Google ученый

  • Гольдштейн, К. (1948). Язык и нарушение речи , Грюн и Стратон, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Хирш, И. Дж. (1966). Комментарий к книге Леннеберга «Развитие речи». В Carterette, EC (ed.), Brain Function, Vol. III: Речь, язык и общение , University of California Press, Беркли.

    Google ученый

  • Хоррокс, Дж. Э. (1962). Психология подростков , Хоутон-Миффлин, Бостон.

    Google ученый

  • Хьюбенер, Т.(1965). Как эффективно преподавать иностранные языки , New York University Press, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Якобовиц, Л. А. (1970). Изучение иностранных языков: психолингвистический анализ проблем , Newbury House, Rowley, Mass.

    Google ученый

  • Дженкинс, Дж. Дж., и Палермо, Д. С. (1964). Процессы посредничества и приобретение языковой структуры.В Веллуги, У., и Браун, Р. (ред.), Овладение языком , Монографии Общества исследований детского развития, Vol. 29, № 1, стр. 141–168.

  • Йесперсен, О. (1964). Язык, его природа, развитие и происхождение , Нортон, Нью-Йорк (оригинальное издание 1922 г. ).

    Google ученый

  • Джонс, Р. М. (1969). Тема сессии «Как и когда люди становятся билингвами?» В Келли, Л.G. (ред.), Описание и измерение двуязычия , University of Toronto Press, Торонто, стр. 12–25.

    Google ученый

  • Крашен, С. (1973). Латерализация, изучение языка и критический период: некоторые новые данные. Ланг. Обучение 23 : 63–74.

    Google ученый

  • Лабов В. (1966 a ). Гиперкоррекция мелкой буржуазией как фактор языковых изменений.In Bright, W. (ed.), Sociolinguistics , Мутон, Гаага, 84–113.

    Google ученый

  • Лабов В. (1966 б ). Влияние социальной мобильности на языковое поведение. Соц. Запрос 36 : 186–203.

    Google ученый

  • Лабов В. (1966 c ). Социальная стратификация английского языка в Нью-Йорке , Центр прикладной лингвистики, Вашингтон, округ Колумбия.К.

    Google ученый

  • Лабов В. (1972). Социолингвистические паттерны , University of Pennsylvania Press, Филадельфия.

    Google ученый

  • Ламберт, Западная Э. (1963). Об изучении второго языка и двуязычии. мод. Ланг. Дж. 47 : 114–121.

    Google ученый

  • Ламберт, В.Э. и Макнамара Дж. (1969). Некоторые когнитивные последствия следования учебной программе первого класса на втором языке. Дж. Образовательный. Психол. 60 : 86–96.

    Google ученый

  • Ларью, Л. (1961). Оптимальный возраст для начала изучения иностранного языка. Мод. Ланг. Дж. 45 : 203–206.

    Google ученый

  • Леннеберг, Э. (1960).Обзор Пенфилда и Робертса Речевые и мозговые механизмы . Язык 36 : 97–112.

    Google ученый

  • Леннеберг, Э. (1964 a ). Способность к усвоению языка. В Fodor, JA, and Katz, JJ (eds.), The Structure of Language: Readings in the Philosophy of Language , Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ, стр. 579–603.

    Google ученый

  • Леннеберг, Э.(1964 б ). Речь как двигательный навык с особым упором на неафазные расстройства. В Bellugi, U. и Brown, R. (eds.), The Acquisition of Language , Монографии Общества исследований детского развития, Vol. 29, № 1, стр. 115–126.

  • Леннеберг, Э. (1966). Речевое развитие: его анатомо-физиологические сопутствующие. В Carterette, EC (ed.), Brain Function, Vol. III: Речь, язык и общение , University of California Press, Беркли, стр. 37–66.

    Google ученый

  • Леннеберг, Э. (1967). Биологические основы языка , Уайли, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Mackey, WF (1965). Анализ преподавания языка , Издательство Индианского университета, Блумингтон.

    Google ученый

  • Макдэвид, Р.И., младший (1966).Диалектные различия и социальные различия в городском обществе. In Bright, W. (ed.), Sociolinguistics , Mouton, Гаага, стр. 72–83.

    Google ученый

  • Косилка, О. Х. (1960). Теория обучения и символические процессы , Уайли, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Пенфилд, В., и Робертс, Л. (1959). Речь и механизмы мозга , издательство Принстонского университета, Принстон.

    Google ученый

  • Politzer, RL (1970). Изучение иностранных языков , Prentice-Hall, Englewood Cliffs, NJ

    Google ученый

  • Робертс, Л. (1966). Центральные мозговые механизмы речи. В Carterette, EC (ed.), Brain Function, Vol. III: Речь, язык и общение , University of California Press, Беркли, стр. 17–36.

    Google ученый

  • Шиффрин, Р. М. (1970). Поиск памяти. В Norman, DA (ed.), Models of Human Memory , Academic Press, Нью-Йорк, стр. 375–447.

    Google ученый

  • Скиннер, Б.Ф. (1957). Вербальное поведение , Appleton-Century, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Торп, В.Х. (1961). Сенситивные периоды в обучении животных и человека. В Thorpe, WH, and Zangwill, OL (eds.), Current Problems in Animal Behavior , Cambridge University Press, Cambridge, стр. 194–224.

    Google ученый

  • Винер, Б. Дж. (1965). Статистические принципы в планировании экспериментов , McGraw-Hill, Нью-Йорк.

    Google ученый

  • Как меняется эмоциональная чувствительность с возрастом

    Почему с возрастом мы становимся более позитивными? Почему подростки так чувствительны к негативным социальным сигналам?

    Это лишь некоторые из вопросов, рассмотренных в новой статье «Чувствительность к эмоциям на протяжении всей жизни: сопоставление периодов клинического риска с чувствительностью к выраженности эмоций на лице», опубликованной в Journal of Experimental Psychology: General.В статье представлены результаты новаторского исследования, посвященного изучению того, как люди всех возрастов обнаруживают тонкие изменения в социальных сигналах. Лорен А. Раттер из больницы Маклина, доктор философии, Лаура Жермин, доктор философии, Ипсит Вахия, доктор медицины, Брент П. Форестер, доктор медицины, магистр наук, и Керри Дж. Ресслер, доктор медицины, доктор философии, входят в число авторов статьи.

    Для исследования исследователи создали цифровой тест на чувствительность к эмоциям, который был выполнен почти 10 000 мужчин и женщин в возрасте от 10 до 85 лет. Тест позволил исследователям измерить, насколько каждый человек был в состоянии обнаружить тонкие различия в чертах лица. сигналы страха, гнева и счастья.Тест также определил, как люди в разных возрастных группах проявляли изменения в своей чувствительности к этим эмоциям лица.

    Раттер, ведущий автор исследования и научный сотрудник Лаборатории мозга и когнитивных медицинских технологий больницы Маклина, объяснил, что участники были протестированы с использованием веб-платформы TestMyBrain.org. Им показывали изображения лиц, представленных попарно, и спрашивали: «Какое лицо более сердитое?», «Какое лицо более счастливое?» или «Какое лицо более испуганное?» Раттер заявил, что онлайн-платформа помогла исследователям получить «гораздо больший и разнообразный набор образцов», чем в предыдущих исследованиях.Она также сказала, что новый метод тестирования помог повысить точность результатов расшифровки лицевых сигналов.

    Жермин, старший автор исследования, сказал, что новый метод тестирования и большой размер выборки помогли исследователям глубже понять различия в обработке эмоций. «Из исследований и неофициальных данных мы знаем, что повседневный опыт подростка отличается от повседневного опыта человека среднего или старшего возраста, но мы хотели понять, как этот опыт может быть связан с различиями в понимании основных эмоций», — сказал Жермин, который является техническим директором Технологического института Маклина в психиатрии и директором Лаборатории технологий мозга и когнитивного здоровья.Раттер добавил, что «документ вырос из знания о существовании этих различий и желания сравнить эти различия по категориям эмоций».

    В ходе своего исследования ученые также выяснили, как развивается чувствительность к эмоциям в подростковом возрасте. «Мы обнаружили, что чувствительность к сигналам гнева резко улучшается в раннем и среднем подростковом возрасте», — сказал Раттер. «Это именно тот возраст, когда молодые люди наиболее восприимчивы к формам социальной угрозы, таким как издевательства. Нормальное развитие чувствительности к гневу может способствовать некоторым проблемам, возникающим на этом этапе развития.

    На другом конце жизни исследование показало, что чувствительность к признакам страха и гнева на лице снижается с возрастом, но способность обнаруживать признаки счастья остается прежней. «Хорошо известно, что с возрастом происходит снижение способности расшифровывать сигналы эмоций в целом, но здесь мы видим очень незначительное снижение способности обнаруживать различия в счастье», — сказал Жермин. И это несмотря на то, что исследование было разработано с учетом различий в чувствительности к счастью с возрастом, основываясь на принципах психометрии и теории обнаружения сигналов.

    «Примечательно то, что мы наблюдаем снижение многих способностей визуального восприятия по мере взросления, но здесь мы не видели такого снижения восприятия счастья», — сказала она. «Эти результаты хорошо согласуются с другими исследованиями, показывающими, что пожилые люди, как правило, имеют более позитивные эмоции и позитивный взгляд на жизнь».

    Теперь исследователи продолжают это исследование, проводя новую работу, в которой изучается, как эмоциональная чувствительность связана с различиями в аспектах психического здоровья, таких как тревога.Команда также изучает, как чувствительность к сигналам гнева и счастья может быть связана с ухудшением психического здоровья после травмы.

    Эта статья была переиздана на основе материалов, предоставленных больницей Маклина. Примечание: материал мог быть отредактирован по длине и содержанию. За дополнительной информацией обращайтесь к указанному источнику.

    Ссылка
    : Раттер, Л. А., Доделл-Федер, Д., Вахия, И. В., Форестер, Б. П., Ресслер, К. Дж., Уилмер, Дж. Б., и Жермин, Л.(2019). Чувствительность к эмоциям на протяжении всей жизни: сопоставление периодов клинического риска с чувствительностью к интенсивности эмоций на лице. Журнал экспериментальной психологии: Общие. https://doi.org/10.1037/xge0000559

    Помощь с учетом гендерных и возрастных факторов

    В Европейском консенсусе по гуманитарной помощи подчеркивается необходимость учета гендерных соображений. Сюда входят стратегии защиты от сексуального и гендерного насилия (ГН) в рамках гуманитарного реагирования.

    Консенсус считает, что пострадавшие от кризиса женщины, девочки, мальчики и мужчины должны участвовать в разработке, реализации и оценке гуманитарных акций.

    Документ Европейской комиссии «Гендер в гуманитарной помощи: различные потребности, адаптированная помощь» от 2013 года описывает усиленный политический подход к гендеру и гендерному насилию в гуманитарных ситуациях.

    Чтобы обеспечить эффективную реализацию этой политики, в 2014 году Европейская комиссия ввела гендерно-возрастной маркер . Этот инструмент измеряет, насколько финансируемые ЕС гуманитарные акции учитывают гендерные и возрастные аспекты.

    В 2020 году во втором оценочном отчете подчеркивалось, что в 2016 и 2017 годах 89% всей гуманитарной помощи ЕС учитывали гендерные и возрастные факторы «сильно» или «в определенной степени».

    В 2016 году Европейская комиссия выпустила политику с дальнейшими рекомендациями по защите, в том числе от гендерного насилия.

    В ноябре 2020 года ЕС принял свой третий План действий по гендерным вопросам на 2021–2025 годы. В нем изложены рамки действий для всех мероприятий по гендерному равенству и расширению прав и возможностей женщин во внешних отношениях ЕС, а также для государств-членов.

    План действий по гендерным вопросам включает в себя несколько гуманитарных приоритетов, в том числе гендерное насилие, сексуальное и репродуктивное здоровье и гендерно-возрастной маркер.

    В 2013 году был принят «Призыв к действию по защите от гендерного насилия в чрезвычайных ситуациях». Это глобальная инициатива по внесению структурных изменений в гуманитарную систему для борьбы с ГН.

    Инициатива объединяет около 90 партнеров, в том числе 16 стран-членов ЕС, а также другие страны, НПО и международные организации. ЕС был активным участником Призыва к действию и возглавлял эту инициативу в 2017-2018 годах.

    За время своего руководства ЕС установил четкие приоритеты.Они включали адвокацию по предотвращению гендерного насилия и реагированию на него, а также уделение большего внимания предотвращению ГН в чрезвычайных ситуациях.

    Ежегодные отчеты ЕС о ходе работы можно найти на официальном сайте.

    В сентябре 2020 года «Призыв к действию» опубликовал новую дорожную карту на 2021-2025 годы. В январе 2021 года ЕС подтвердил свои обязательства в отношении Призыва к действию, приветствуя новую дорожную карту последнего. Среди прочего, ЕС обязуется:

    • внедрять и распространять свою соответствующую гуманитарную политику в отношении ГН в чрезвычайных ситуациях
    • поддерживать наращивание потенциала своего персонала и партнеров для усиления системной интеграции гендерных соображений в гуманитарную помощь
    • продолжать выступать за :
      • Борьба с ГН в чрезвычайных ситуациях с самого начала кризиса
      • Важность снижения риска ГН и гуманитарной помощи с учетом гендерных аспектов
      • Содействие работе в рамках Призыва к действиям по защите от Государства-члены ЕС
    • реагируют на ГН в чрезвычайных ситуациях в отношении женщин, девочек, мужчин и мальчиков
    • ежегодно отчитываются о выделении средств на гуманитарные мероприятия по реагированию на ГН в соответствии с Европейским консенсусом по гуманитарной помощи (2008 г.)
    • включить стратегии защиты от гендерного насилия во все аспекты гуманитарной помощи
    • способствовать активному участию женщин в гуманитарной помощи
    • внедрить подход Nexus для предотвращения гендерного насилия и реагирования на него, где это возможно.

    Последнее обновление: 19/01/2022
    Фото: Европейский союз, 2020 г.

    Причины, по которым ваши зубы становятся более чувствительными с возрастом ) по мере того, как мы становимся старше. Одна из них – повышенная чувствительность зубов. Есть несколько причин, по которым чувствительность зубов может повышаться с возрастом.

    И есть некоторые вещи, которые вы можете сделать, чтобы защитить свои зубы, чтобы свести чувствительность к минимуму.

    Почему зубы могут стать более чувствительными с возрастом


    Существует несколько причин повышенной чувствительности зубов с возрастом. Это может произойти только из-за нормального износа зубов в течение многих лет. Пожилые люди также более склонны к опущению десен, что является серьезной причиной повышенной чувствительности зубов.

    Кроме того, сухость во рту может повышать чувствительность зубов. Сухость во рту является частым побочным эффектом некоторых лекарств, и пожилым людям чаще требуется прием лекарств.

    Способы предотвращения повышенной чувствительности зубов


    Вы можете предотвратить повышенную чувствительность зубов с помощью регулярных осмотров и помощи стоматолога, а также соблюдения правильных привычек дома. Мы рекомендуем планировать стоматологический осмотр и чистку каждые 6 месяцев, а также любые последующие визиты, если вы испытываете боль или дискомфорт во рту.

    Некоторые стоматологические процедуры могут помочь при повышенной чувствительности зубов. Дома регулярная чистка зубов щеткой и зубной нитью (дважды в день) — лучшая защита от кариеса, эрозии эмали и заболеваний десен.

    Убедитесь, что вы не слишком сильно чистите зубы, и переключитесь на зубную щетку с мягкой щетиной. Возможно, вы захотите перейти на зубную пасту для чувствительных зубов, если вы еще этого не сделали. Если вы скрипите зубами, обязательно сообщите нам об этом, хотя мы, скорее всего, заметим признаки во время вашего осмотра. Вам может понадобиться капа, чтобы не скрежетать зубами ночью, что может значительно повредить зубы и разрушить эмаль.

    Позвольте нам помочь вам снизить чувствительность зубов по мере взросления.Свяжитесь с нами сегодня, чтобы организовать регулярный осмотр и уборку. Расскажите нам о любой боли или дискомфорте, который у вас есть, и мы будем рады ответить на ваши вопросы о вашем здоровье полости рта и разработать план лечения, чтобы ваши зубы снова чувствовали себя прекрасно.

    Чувствительность к шуму с возрастом

    Время идет, и мы замечаем, что повседневные вещи начинают меняться. Мы движемся немного медленнее, нам требуется больше времени для перезарядки, а для некоторых звук по-разному влияет на нас.Это не ваше воображение, что некоторые звуки кажутся громче других и более раздражающими, чем раньше.

    Некоторые проблемы с шумом, особенно потерю слуха, можно и нужно устранять с помощью слуховых аппаратов. Первый шаг к тому, чтобы сохранить слух на должном уровне, — это записаться на проверку слуха в Pacific Northwest Audiology.

    Старение и изменение звука

    Вы начали разговор с пожилым человеком, и он просит вас говорить громче, а затем, очень короткое время спустя, жалуется, что вы говорите слишком громко, и вам не нужно кричать? Они могут страдать от дискомфорта громкости.

    Чувствительность к звуку с возрастом чаще всего встречается у людей с потерей слуха, но может возникать и без потери слуха. Некоторые становятся настолько чувствительными к звуку, что с трудом переносят то, что многие другие считают «нормальным» уровнем звука. Слуховые аппараты могут частично облегчить этот дискомфорт, потому что их обработка настроена так, чтобы не перегружать ухо усилением звука. Новейшие модели могут почти мгновенно приспосабливаться к громкому шуму, например, к хлопнувшей двери.

    Исследование слуховой коры

    По мере того, как мы становимся старше, волосковые клетки и нервные волокна в нашем внутреннем ухе изнашиваются.Некоторые исследования показали, что снижение кровотока, являющееся естественной частью старения, вызывает изменения в наших ушах. Это также может быть связано с длительным воздействием громких звуков или сочетанием факторов. Когда клетки повреждены, они не восстанавливаются. Сначала мы замечаем, что это влияет на различные звуковые диапазоны. Сначала идет верхний диапазон.

    В статье, опубликованной в Journal of Neuroscience, говорится, что исследование изучало слуховую кору людей в возрасте от 20 до 60 лет, и они были разными.По словам исследователей, это может объяснить, почему у некоторых людей развивается повышенная чувствительность к звукам.

    Влияние на фильтрацию шума

    Когда вы становитесь старше, у вас возникают проблемы с отделением фонового шума от звуков, которые вы пытаетесь прослушать и обработать. Ученые наблюдали за мозгом взрослых в возрасте от 18 до 31 года, а также взрослых в возрасте от 60 до 70 лет. Каждой группе давали задание на прослушивание, и младшая группа могла сосредоточиться на определенном шуме, в то время как старшая группа не могла .Взрослые помоложе почти не замечали отвлекающий фоновый шум, обнаруженный пожилыми людьми, и они могли точно определить другие звуки.

    Пожилые люди сообщают о проблемах с пониманием разговора из-за окружающего шума. Частью проблемы является потеря слуха, но новые исследования также показывают способность мозга отфильтровывать изменения фонового шума с возрастом. Одним из объяснений, по словам исследователей, является то, что мозг синхронизируется с определенными ритмами речи. Когда к участникам исследования были подключены мониторы для регистрации мозговых и нейронных сигналов, сигналы в мозгу пожилых людей срабатывали в соответствии с фоновым отвлекающим шумом, что препятствовало их способности оттачивать целевой шум.

    У исследователей было две теории относительно причин проблемы.

    Добавить комментарий

    Ваш адрес email не будет опубликован.