Сказкотерапия в контакте: Прошедшие мероприятия — Семинар-тренинг «Сказкотерапия»

Содержание

Прошедшие мероприятия — Семинар-тренинг «Сказкотерапия»

Семинар-тренинг «Сказкотерапия»

13 14 июля 2019, Новосибирск

Автор и ведущая – Анна Геннадьевна Бердникова

Пояснительная записка

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими… Каким образом, посредством сказкотерапии удаётся достигать таких целей? Во-первых, сказка всегда служила средством встречи её слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, ещё не осознанного внутреннего мира… Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.

Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми. В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребёнок должен иметь чёткое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5 — 4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребёнка.

Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. С каждой из этих функций у слушателей будет возможность детально ознакомиться.

Сказкотерапия – метод, прекрасно себя зарекомендовавший в работе как с детьми, так и со взрослыми.

В результате освоения дисциплины слушатель получает следующие знания, умения и навыки:

Знания: основной категориальный аппарат сказкотерапии, иметь представление о типологии сказок и их психотерапевтическом назначении; диагностические возможности различных видов сказок, иметь представление о приёмах и методах сказкотерапии.

Умения: осуществлять выбор сказок, адекватных проблеме клиента, продумывать и реализовывать структуру сказкотерапевтического занятия и консультации составлять схему размышления над сказками и организовывать их обсуждение.

Навыки: технология психологического анализа сказок клиента, технология проведения сказкотерапевтических занятий и консультаций.

 

Тематическое содержание семинара-тренинга

Тема 1. Введение в теорию сказкотерапии

Понятие сказкотерапии. Этапы развития сказкотерапии в России и за рубежом. Особенности использования сказкотерапии. Направления сказкотерапии. Функции, значение и роль сказок.

Тема 2. Классификация сказок

Классификация Т. Д. Зинкевич-Евстигнеевой, И. В. Вачкова. Художественные сказки. Дидактические сказки. Психотерапевтические сказки. Психокоррекционные сказки. Медитативные сказки. Психосказки.

Тема 3. Приёмы и возможности работы со сказками

Основные приёмы работы со сказками и их особенности: анализ, рассказывание сказок, переписывание, постановка сказок, сочинение сказок. Возможности работы со сказкой (использование как метафоры, рисование по мотивам сказки, обсуждение поведения и мотивов действий персонажа, проигрывание эпизодов, использование как притчи-нравоучения, творческая работа по мотивам сказки).

Тема 4. Структура сказкотерапевтического занятия

Общие принципы работы со сказками: осознанность, множественность, связь с реальностью. Этапы сказкотерапевтического занятия: вхождение в сказку, расширение, закрепление, интеграция, резюмирование, выход из сказки.

Тема 5. Психологический анализ сказок

Особенности психологического анализа. Компоненты анализа сказки: информационное поле, сюжет сказки, линия главного героя, символическое поле сказки, заключение о конфликтном и ресурсном содержании сказки, определение перспективных задач.

Тема 6. Работа с детьми дошкольного и младшего школьного возраста средствами сказкотерапии

Особенности использования сказкотерапии в работе с детьми данного возраста. Требования к организации занятий.

Тема 7. Сказкотерапия в работе с подростками

Особенности использования сказкотерапии в работе с подростками. Требования к организации занятий.

Тема 8. Сказкотерапия в работе с родителями и педагогами

Способы работы по сказкотерапии с родителями и педагогами. Требования к организации занятий.

Тема 9. Решение сказочных задач

Особенности сказочных задач. Требования к составлению. Групповое обсуждение сказочных задач.

 

Предварительная регистрация обязательна.
Запись в группу — по факту оплаты.
Доп. информация — по телефонам:
(383) 214 28 84
+7 913 911 2601

 

«Сказкотерапия»

Тематический план индивидуальных коррекционных занятий (дети с ОВ 3-4 лет)

1. «Мои страхи и страшилки» (анализ эмоционального состояния ребёнка).

2. «Страх темноты» (коррекция страха остаться дома одному).

3. «Сказка про ночные страхи» (коррекция страха темноты).

4. «Жили-были Страшилки» (коррекция страхов).

5. Сказка «Храбрец, боявшийся темноты» (закрепление полученных результатов).

6. Сказка «Белочка-припевочка» (повышение уверенности, самостоятельности).

7. Сказка «Ловкая Лапка» (коррекция скованности, стеснительности).

8. Сказка «Маленький котёнок» (воспитание любви к животным).

9. Терапевтическая сказка «Гномик» (коррекция негативных эмоций).

10. Сказка «Тип и Топ» (коррекция агрессивного поведения).

11. Сказка «Скрипочка» (коррекция неуверенности).

12. Сказка «Маленький гном» (коррекция негативных эмоций по отношению к братьям, сёстрам).

 

Тематическое планирование групповых коррекционных занятий (дети с ОВ 5-6 лет)

1. Сказка «Белочка Нюся» (коррекция страха темноты).

2. Сказка «Птенец» (коррекция поведения).

3. Сказка «Нужная вещь» (коррекция страха трудностей неуспеха).

4. Сказка «Гусеница-крапивница» (коррекция чувства обиды из-за отвержения сверстниками).

5. Сказка «Скрипочка» (коррекция зажатости, скованности).

6. Сказка «Светлячок» (коррекция страха неудач).

7. Сказка «Коряга» (коррекция чувства ненужности).

8. Сказка «Догадливый комарик» (трудности общения).

9. «Сказка о мальчике, который не умел играть» (коррекция вредных привычек).

10. Терапевтическая сказка «Чудо» (соотношение мечты и реальности).

11. «Сказка о том, как зайцы испугали волка» (коррекция страхов).

12. Сказка «Костёрчик» (обучение приёмам снятия усталости, напряжения).

 

Тематическое планирование групповых коррекционных занятий (дети с ОВ 6-7 лет)

1. «Сказка об одинокой рыбке и огромном море» (коррекция трудностей в общении со сверстниками).

2. Терапевтическая сказка «Гадкая морковка» (коррекция негативного отношения к «особенным» детям).

3. Терапевтическая сказка «Хвостик» (повышение самооценки).

4. Терапевтическая сказка «Нужная вещь» (коррекция страха трудностей и неуспеха).

5. Сказка «Ловкая Лапка» (коррекция скованности, стеснительности, неуверенности).

6. Терапевтическая сказка «Фея равнодушия» (коррекция тревоги и беспокойства).

7. «Фламинго или Скала Желаний» (коррекция неуверенности, чувства неполноценности).

8. Терапевтическая сказка «Счастье» (коррекция неуверенности, страхов).

9. «Возвращение жемчужного ожерелья здоровья» (побуждать детей заботиться о своём здоровье).

10. Сказка «Скрипочка» (коррекция зажатости, скованности).

11. Терапевтическая сказка «Заповедное озеро» (равнодушие к окружающему миру).

12. «Сказка о том как лягушонок принял решение (коррекция страха неудач, нерешительности).

Сказкотерапия — Шамова Елена

Однажды заяц спросил лису: «Почему ты такая хитрая и злобная и ловишь нас, зайцев? Стань лучше такой же доброй, робкой, тихой, как мы». Лиса подумала и попыталась стать доброй, робкой и тихой. И у нее стали расти уши.

Вот так – незатейливо, образно и метафорично сказка поведала нам о том, что каждый должен быть самим собой.

«Маленькие детки — маленькие бедки» — гласит народная мудрость. Действительно, чем взрослее становятся наши дети, тем больше появляется у них взрослых проблем. Подрастающего ребёнка часто одолевают всевозможные страхи, печаль, гнев и раздражение. Что является причиной этого беспокойства, порой не понимают ни сами дети, ни их родители. Что же делать в таком случае? Как помочь своему ребёнку? В подобной ситуации, возможно, стоит обратиться к знатокам человеческой души – психологам.

Ведь грамотное психологическое консультирование поможет вам подобрать ключик к внутреннему миру вашего малыша.

Сегодня есть множество методов, помогающих решить проблемы ребёнка. Один из таких способов это сказкотерапия — метод, позволяющий работать с детьми и взрослыми через сказку.

Что такое сказкотерапия?

Сказкотерапия – это направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание и построить особые уровни взаимодействия друг с другом, что создает условия для становления их субъектности.

Основа сказкотерапии — сочинение сказок ребёнком и для ребёнка, через которые можно узнать о таких переживаниях детей, которые они сами не осознают, или стесняются обсуждать их со взрослыми.

Задачи сказкотерапи в работе с ребенком:

  • Развитие творческого (креативного) мышления, то есть способности удивляться и познавать, находить решение в нестандартных ситуациях, нацеленности на открытие нового и способности к глубокому осознанию своего опыта.
  • Совершенствование вербального языка.
  • Развитие фантазии, воображения.
  • Развитие способности к глубокому образному мышлению, установлению причинно-следственных связей.
  • Развитие эмпатии и умения слушать других.
  • Развитие чувства юмора.
  • Стимуляция интереса к творчеству в целом (поэзии, прозе, живописи).

А всем ли полезна сказкотерапия?

Сказкотерапия полезна всем. Есть специальные лечебные сказки не только для маленьких детей, но и для подростков и взрослых.

Сказкотерапия поможет вам в решении таких проблем как:

  1. Трудности, связанные с общением (со сверстниками и родителями).
  2. Чувство неполноценности.
  3. Страхи и тревоги по самым различным поводам.
  4. Проблемы, связанные со спецификой возраста.
  5. Агрессия ребенка.

В результате сказкотерапии, ребенок чувствует поддержку взрослых, которая ему так необходима.

Занятия сказкотерапией дадут ребенку:

  • понимание и поддержку со стороны взрослых; взрослых интересуют его проблемы, что родители на его стороне.
  • осознание своих сил и ресурсов в разрешении проблем,
  • уверенность в том, что выход из любой ситуации есть всегда, надо только его поискать.
Работа со сказкой строится следующим образом:
  1. чтение или рассказ самой сказки; ее обсуждение.
  2. рисунок наиболее значимого для ребенка отрывка;
  3. драматизация, т.е. проигрывание сказки в ролях.

Обсуждение каждого этапа работы.

Сказкотерапия | Москва | Арт-Центр Натальи Мир

Сказкотерапия и Куклотерапия (игровая терапия)

 для детей от 3 лет и взрослых

    Сказкотерапия — это самый древний в человеческой цивилизации метод психологического воздействия на человека.

     Инструментом данного направления являются сказки, притчи, мифы, легенды, в которых можно проследить определенный стиль поведения и варианты решения жизненных ситуаций со стороны.

           Применение сказкотерапии не имеет возрастных ограничений: она 

позволяет повлиять как на ребенка, так и на взрослого человека. Более того, множество разработок этого направления адресовано именно взрослым!

           Особенностью работы в системе сказкотерапии является взаимодействие с человеком на ценностном уровне. Психологические, культурные, педагогические задачи прорабатываются благодаря опоре на нравственные ориентиры, духовные ценности и личностные потенциалы.

Ведущими идеями сказкотерапии являются:

  •  осознание своих потенциалов, возможностей и ценности собственной жизни;

  •  понимание причинно-следственных связей событий и поступков;

  •  познание разных стилей мироощущения;

  •  осмысленное созидательное взаимодействие с окружающим миром;

  •  внутреннее ощущение силы и гармонии.

         Для каждой ситуации, подбираются соответствующие сказки. Разнообразные сказки «подаются» человеку под различными «соусами»: анализ сказки, рассказывание, сочинение, изготовление кукол, драматизации, рисования, игры, медитации и многое другое.

Результаты научных исследований в странах Европы подтверждают эффективность метода

Сказкотерапия и Куклотерапия для детей

  • Ребенок естественным путем формирует способность осознанно действовать, видеть причинно-следственные связи между событиями; размышляет о своем Предназначении, исследуя собственные способности и возможности; осознанно и неосознанно проявляет созидательные ипостаси души.

  • Каждое занятие сказкотерапевт завершает, обсуждая с ребятами ответы на вопрос: чему научила нас сказка и как мы эти знания и опыт будем использовать в ситуациях нашей жизни?

Сказкотерапия для подростков и взрослых

  • Погружаясь в сказку, притчу, миф, легенду, балладу подростки и взрослые могут накопить силы, открыть новые возможности для творческого конструктивного изменения реальной ситуации. И, открыв в себе ресурс, подросток и взрослый переключаются на события своей жизни, немного иначе осмысляют их и приступают к конструктивному социальному моделированию.

  • Анализ сказок позволит изменить или существенно обогатить взгляд на привычные ситуации, соприкоснуться с духовными ценностями.

      Творческий аспект позволит высвободить творческую энергию воображения. Все это силы, которые                     помогут подростку и взрослому конструктивно изменять свою жизнь.

Занятия по Сказкотерапии:

Детская группа:

По Четвергам с 12:00 до 13:00 и в Субботу с 13:00 до 14:00

Взрослые:

По Понедельникам с 20:00 до 21:00

Присоединиться к группе можно в течение всего года!

Индивидуальные занятия в удобное для Вас время по согласованию!

Стоимость занятий Сказкотерапией 

(все необходимые материалы предоставляются):

​Для взрослых (1 час):

Абонемент взрослый        4 занятия в группе                              1 месяц                           

Разовое занятие                1 занятие в группе                                                                          

Абонемент взрослый        4 занятия индивидуально                  1 месяц                           

Разовое занятие               1 занятие-консультация  индивидуально                                      

Для детей (1 час):

Абонемент детский           4 занятия в группе                              1 месяц                                          

Абонемент детский           4 занятия индивидуально                  1 месяц                                                

Разовое занятие               1 занятие-консультация  индивидуально                                 

Центр Сказкотерапии

находится по адресу:

м. Тургеневская, Чистые пруды,

7 мин. пешком

Покровка 31 стр. 1

тел.: 8(905) 750-28-33

Задайте свой вопрос или
запишитесь на занятия
Сказкотерапией!

Сказкотерапия позволяет развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими

Сказкотерапия – метод, использующий сказочную форму для интеграции личности, развития творческих способностей, расширение сознания, совершенствования взаимодействий с окружающим миром. К сказкам обращались в своем творчестве известные зарубежные и отечественные психологи: Э.Фромм, Э. Берн, Э. Гарднер, А. Менегетти, М. Осорина, Е. Лисина, Е. Петрова, Р. Азовцева, Т. Зинкевич-Евстигнеева и т.д.

Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самими собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. ..

Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира…

Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими. Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.

В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь.


Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.

Сказка — зеркало, отражающее реальный мир через призму личного восприятия. И ее возможности безграничны: в сказке случается все, что не может происходить в реальности, там есть говорящие животные, волшебные палочки, чудесные мельницы… И, заметьте, всегда счастливый конец — она оптимистична, добра и надежна! А слушатель всегда сопричастен с событийным рядом и сущностью происходящего. Он может вообразить себя любым из персонажей, он непременно ощущает и проживает перипетии сюжета, отзывается на них своей душой, оценивает, сравнивает… и обретает возможность понять и принять себя и свое творчество, повысить самооценку и измениться в желаемом направлении. Причем происходит все легко и просто, без видимых усилий, сопротивления ума — играючи!

Сказкотерапевтическая работа с ребенком может быть проведена различными способами:

1) Для работы может использоваться существующая авторская или народная сказка.

2) Терапевт и ребенок могут сочинять сказку вместе, одновременно драматизируя ее всю либо отдельные элементы.

3) Ребенок может сочинять сказку самостоятельно.


Однако существуют рекомендации к применению сказкотерапии, которые могут быть  сформулированы следующим образом:

1) Сеанс сказкотерпии необходимо проводить некоторое время спустя после предположительно травмирующей ситуации, когда ребенок успокоился и способен взглянуть на происшедшее со стороны, в нашем случае через призму сказочной реальности. Наиболее подходит для такого общения время перед дневным или ночным сном.

2)  «В некотором царстве, в некотором государстве»…Эти слова как будто дают понять, что такая история могла произойти где угодно: может быть, за тридевять земель, а может быть, и совсем рядом. Это будет зависеть от того, насколько близко к себе захочется принять сказочную историю. Определенное место действия психологически отделяет ребенка от событий, происходящих в сказке. Ребенку сложно перенести себя в конкретное место, особенно если он там никогда не был.

3)  Для того чтобы ребенок лучше воспринимал то, что с ним происходит в сказке, можно придумать ритуал перехода в Волшебную страну. Одним из элементов такого ритуала может стать «превращение» ребенка в любого сказочного героя (по его выбору).

4) Способ подачи сказочного материала и привлечения ребенка к творческому процессу можно выбрать самостоятельно. Например, рассказывать сказку, задавая включающие вопросы ребенку в пиковых ситуациях: например, как ты думаешь, почему герой поступил так, тебе понравился его поступок, как бы ты поступил на его месте? Можно предложить ребенку сочинить сказку вместе, рассказывая ее небольшие фрагменты по очереди. Также возможен вариант, когда взрослый предлагает ребенку сочинить сказку на заданную тему. Еще одним вариантом сказкотерапевтической работы может стать рассказывание известной сказки от лица различных персонажей.

Таким образом, комбинируя различные приемы сказкотерапии, можно помочь каждому ребенку прожить многие ситуации, с аналогами которых он столкнется во взрослой жизни. И значительно расширить его мировосприятие и способы взаимодействия с миром и другими людьми.


Сказкотерапия — это непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость — все, что способствует личностному росту. Особенно заметно это в групповой работе, на тренингах. Все с удовольствием слушают и обсуждают, сочиняют и разыгрывают сказки, рисуют, лепят, играют, придумывают и получают сюрпризы. Группа помогает каждому, создавая необходимый энергетический заряд и эмоциональный фон, вовлекающий в действие. Время летит незаметно, расставаться потом не хочется, в душе бродят новые ощущения, глаза светятся радостью и добротой.

При использовании психотерапевтических сказок важно помнить о трех вещах:

• уместность:

• искренность:

• дозированность

Сказкотерапия наиболее детский метод психотерапии, потому что она обращена к чистому детскому началу каждого человека. Через восприятие сказок мы воспитываем ребенка, развиваем его внутренний мир, лечим душу, даем знания о законах жизни и способах проявления творческой силы и смекалки, а также помогаем ему лучше узнать и понять самого себя.

Татьяна Зюзина,

педагог-психолог яслей-сада №4
Фото носит иллюстративный характер (из открытых источников)

…………

…………

ПСИХОТЕРАПИЯ


Сказкотерапия
Сказкотерапия – направление практической психологии, которое, используя метафорические ресурсы сказки, позволяет людям развить самосознание, стать самим собой, и построить особые доверительные, близкие отношения с окружающими. Каким образом, посредством сказкотерапии удается достигать таких целей?
Во-первых, сказка всегда служила средством встречи ее слушателя или читателя с самим собой, потому что метафора, лежащая в основе сказки выступала не только «волшебным зеркалом» реального мира, но – в первую очередь – его собственного, скрытого, еще не осознанного внутреннего мира. .. Во-вторых, нацеленность сказкотерапии на развитие самосознания человека, определяемая сущностью сказок, обеспечивает как контакт с самим собой, так и контакт с другими.
Сказочная метафора в силу присущих ей особых свойств оказывается способом построения взаимопонимания между людьми.
В-третьих, в сказке отсутствуют прямо выраженные нравоучения или рекомендации, усвоение необходимых моделей поведения и реагирования, новых знаний о себе и мире происходит незаметно, исподволь. Сказкотерапия как психологический метод накладывает свои возрастные ограничения при работе с детьми: ребенок должен иметь четкое представление о том, что существует сказочная действительность, отличная от реально существующей. Обычно навык такого различения формируется у ребенка к 3,5-4 годам, хотя, безусловно, в каждом конкретном случае необходимо учитывать индивидуальные особенности развития ребенка.
Сказка обычно выполняет три функции: диагностическую, терапевтическую (коррекционная) и прогностическую. Диагностическая сказка предполагает выявление уже имеющихся жизненных сценариев и стратегий поведения ребенка. Инструкции, которые предъявляются ребенку в данном случае такие: «Сочини сказку о мальчике пяти лет», «Сочини любую сказку». Затем психолог проводит анализ сказки. Таким образом, может быть выявлен базовый жизненный сценарий, либо ставшие привычными способами реагирования поведенческие стереотипы ребенка. Также диагностическая сказка может способствовать выявлению отношения или состояния ребенка, о которых он не хочет или не может говорить вслух.
Игротерапия
Игротерапия – метод психотерапевтического воздействия на детей и взрослых с использованием игры, так как игра оказывает сильное влияние на развитие личности.
Арттерапия
Арттерапия – это специализированная форма психотерапии, основанная на искусстве, в первую очередь на изобразительном и творческой деятельности.
Основная цель арттерапии состоит в гармонизации развития личности через развитие способности самовыражения и самопознания.
Арттерапия рекомендуется детям с 6 лет, так как в возрасте до 6 лет символическая деятельность ещё только формируется, а дети лишь осваивают материал и способы изображения. Применение артерапевтических методов, в первую очередь рисуночной терапии, незаменимо в случаях тяжёлых эмоциональных нарушений, коммуникативной некомпетентности, а также при низком уровне развития мотивации к деятельности. В случае трудностей общения: замкнутости, низкой заинтересованности в сверстниках или излишней стеснительности, арттерапия позволяет объединить детей в группу при сохранении индивидуального характера их деятельности и облегчить процесс коммуникации, опосредовать её общим творческим процессом и его продуктом.
Музыкотерапия
Музыкотерапия – представляет собой метод, использующий музыку в качестве средства психологической коррекции. Многочисленные методики музыкотерапии предусматривают как целостное и изолированное использование музыки в качестве основного и ведущего фактора воздействия, так и дополнение музыкальным сопровождением других коррекционных приёмов для усиления их воздействия и повышения эффективности.
Музыкотерапия активно используется в коррекции эмоциональных отклонений, страхов, двигательных и речевых расстройств, психосоматических заболеваний, отклонений в поведении, при коммуникативных затруднениях.
Библиотерапия
Библиотерапия – это специальное коррекционное воздействие с помощью специально подобранной литературы в целях нормализации или оптимизации его психического состояния.
Коррекционное чтение от чтения вообще отличается своей направленностью на те, или иные психические процессы, состояния, свойства личности.
Коррекционное воздействие чтения проявляется в том, что те или иные образы и связанные с ними чувства, влечения, желания, мысли, усвоенные с помощью книги, восполняют недостаток собственных образов и представлений, заменяют тревожные мысли и чувства и направляют их по новому руслу, к новым целям.

Сказкотерапия как метод активизации ресурсов, потенциала личности

Сказкотерапия как метод активизации ресурсов, потенциала личности.

Все мероприятия помощи человеку можно привести к одному общему знаменателю – к достижению внутренней гармонии. Ибо гармоничный человек и в сказке, и в жизни выступает как Созидатель, а дисгармоничный – как разрушитель.

Таким образом, метафорически предмет сказкотерапии можно определить как внутреннюю победу Созидателя над Разрушителем. Вечное противостояние Добра и Зла. Шкала «Разрушитель-Созидатель» становится основной внутренней диагностической шкалой сказкотерапевта. Как ведет себя человек, что он чувствует, о чем размышляет – все это можно проанализировать с точки зрения критерия «разрушение – созидание», применяемого по отношению к внешнему и внутреннему миру. Внешний разрушитель причиняет боль и дискомфорт другим людям, предметам и объектам мира. Внешний созидатель старается создать вокруг себя комфортные условия, бережет то, что его окружает. Внутренний разрушитель сознательно и бессознательно вредит своему здоровью и развитию. Внутренний созидатель «очищает» мысли, дисциплинирует чувства, заботится о своем здоровье. Важно отметить, что идея «разрушения – созидания» является одной из главных философских и психологических идей. Достаточно вспомнить учение о мортидо и либидо (2).

Цель метода – активизация в человеке творческого созидающего начала, раскрытие глубин собственного внутреннего мира, развитие его самосознания, знакомство с основными психологическими понятиями.

Привлекательность сказок для психотерапии, психокоррекции и развития личности ребенка, достоинство сказок заключается в следующем:

— Отсутствие в сказках дидактики, нравоучений.

— Неопределенность места действия главного героя.

— Образность языка. Кладезь мудрости. Метафоричность языка.

— Победа Добра. Психологическая защищенность.

— Наличие Тайны и Волшебства.

Метод сказкотерапии, как и многие психотерапевтические методы, можно

использовать как в индивидуальной работе, так и в группе.

В процессе каждого занятия по сказкотерапии мы можем решать широкий круг задач. Например: отработка произвольного внимания, или сплочение группы, развитие чувства взаимопомощи и поддержки, или развитие памяти, коррекции личности, расширение эмоционально-поведенческих реакций и др.

Психолог, педагог – главное лицо, он активно участвует в процессе сказкотерапии, задает темы занятий, внимательно наблюдает за поведением ребенка и интерпретирует его реакции, строя все свое дальнейшее поведение на основе этих наблюдений. Используемые здесь психотерапевтические метафоры подбираются и создаются индивидуально для каждого ребенка в соответствии с его проблемами и целями работы.

Специалисты утверждают, что вообще метафоры обеспечивает контакт между левым и правым полушарием мозга. В процессе восприятие сказки работает левое полушарие, которое извлекает логический смысл из сюжета, в то время, как правое полушарие свободно для мечтаний, фантазий, воображение, творчества. Психологи, работающие с клиентом часто отмечают, что на осознаваемом, вербальном уровне, ребенок может и не принимать сказку, однако, положительный эффект от работы все равно присутствует, т.е. изменения часто происходит на подсознательном уровне. При этом наблюдается замечательный факт. Одна и та же сказка по-разному влияет на каждого ребенка, каждый находит в ней что-то свое, актуальное для него, созвучное с его проблемами.

Подбору персонажей сказки придается особое значение (художественная эта сказка или придуманная самим психологом). В сказку необходимо включать героев в соответствии с реальными участниками конфликта и устанавливать с ними символические отношения, сходные с реальными. Так, И.В. Дубровина отмечает, если в реальности основная проблема заключается в несогласованности методов воспитания между родителями, где папа предъявляет завышенные требования к ребенку, тогда как мама всячески защищает и заступается за сына, то сказочный сюжет может разворачиваться между «членами команды волшебного корабля, состоящего из строго капитана, доброго помощника капитана и молодого неумелого юнги (3).

Для того, чтобы сказка была интересна ребенку, задела его, необходимо в предварительной беседе выяснить его интересы и увлечения, причем, не столько для прояснения проблемы, сколько для выявления позитивных аспектов, на которые можно опереться в процессе создания или подбора истории. Использование темы, близкой и понятной ребенку, позволяет ему легче вжиться в образ сказочного героя, соотнести его и свои проблемы, увидеть эффективность выхода из сложившейся ситуации.

Одним из важных моментов этого направления является то, что в процессе работы психолог следит за всеми изменениями, происходящими с ребенком, включая малейшие изменения мимики, пантомимики, дыхания и строит свою дальнейшую работу в соответствии с его реакцией. Даже движение глаз отражает внутреннее состояние человека, в частности, движение глаз влево и верх означает использование прошлых зрительных воспоминаний, движение вправо и вверх свидетельствует о построении новых или будущих образов, а движение глаз влево и вниз говорит о кинестетических ощущениях.

Кроме того, в процессе рассказывания сказки эффективно использование пауз, смены интонации, громкости произношения текста. Если это сказка придумана психологом, то введение собственного имени клиента или созвучное с его именем, особенно перед тем, как будут сказаны важная фраза, информация, которую хотелось бы запечатлеть на подсознательном уровне, просто необходимо.

Работа в группе включает:

1) Прослушивание сказок и анализ (интерпретация). Цель – осознание, интерпретация того, что стоит за каждой сказочной ситуацией, фразой, появлением новых героев, конструкцией сюжета.

2) Групповое рассказывание сказок. В этом случае рассказчиком является группа детей (подростков или взрослых). Рассказывание известной всей группе сказки. Каждый участник по очереди рассказывает маленький кусочек сказки. Повествование разбивается на отрывки произвольно, в зависимости от того, какую часть рассказа берет на себя предыдущий рассказчик. Если рассказывание проводится в детской группе, ведущий может участвовать в рассказывании.

3) Рассказывание известной сказки и придумывание к ней продолжения. После того, как сказка рассказана, участники группы придумывают к ней продолжение, причем последний рассказчик должен закончить сказку.

4) Групповое придумывание сказки. Кто-то начинает говорить первую фразу, например: «В некотором царстве, в некотором государстве…». Следующий участник группы присоединяет к сказочной фразе одну или две фразы и так далее.

5) Рассказывание сказки от первого лица и от имени различных персонажей сказки. Участники группы выбирают сказку, которую они собираются рассказывать и распределяют персонажи между собой. В группах дошкольного и младшего школьного возраста интересно будет инсценирование сказок.

Весь процесс работы с группой детей можно условно разделить на три стадии. Первая стадия обычно занимает два-три занятия и является подготовительной, в которой ставится задача объединения детей в группу и принятия ими правил и специфики такой работы. На первом занятии обычно оговариваются «правила и права» общения детей в группе. Здесь устанавливается контакт с группой и знакомство детей друг с другом, если группа была набрана.

Чтобы правила работы в группе соблюдались, число их должно быть минимальным, но эффективным.

Игры и сказки, используемые на первой подготовительной стадии, носят, по большей части, непроблемный характер и не направлены сразу на решение серьезных проблем у детей. На данном этапе важно, чтобы дети почувствовали себя комфортно, наладили контакт друг и другом и с психологом (психотерапевтом). На этом этапе возможно использование иных техник: арт-терапии, игровые упражнения.

Когда дети уже привыкли к ситуации и познакомились друг с другом, можно переходить к основной стадии работы, цель которой – помочь ребенку в решении трудных для него ситуаций, проблем и преодолении нежелательных черт характера. На этом этапе используются различные игры, такие как ролевые, связанные с сюжетом сказки, психотерапевтические, направленные на разрешении трудностей и проблем детей, сплочение группы, осознания групповой поддержки. Сказки, используемые на этом этапе, также будут носить проблемный характер и касаться либо таких общечеловеческих тем, как выбор и ответственность за свое поведение, любовь и уважение к другим людям, взаимопомощь, либо более конкретных проблем, например, связанных с неуверенностью, агрессивность., детско-родительскими отношениями, нерешительностью, неумением общаться со сверстниками и т.д. Рисунки на этом этапе могут уже отражать реальные проблемы ребенка.

Заключительная стадия содержит проигрывание трудных ситуаций и способов их разрешения, а также прослушивание сказок с позитивным окрашенным прогнозом на будущее.

Необходимо отметить, что существует ряд детских проблем, для решения которых групповая работа малоэффективна и даже нежелательна на первых порах. Это, прежде всего с детьми крайне агрессивными, эгоцентричными, конкурирующими со своими братьями, сестрами или же с детьми, переживающими сильный стресс, кризис, лучше работать индивидуально и лишь затем, когда большая часть проблем решена, можно включать их в групповую работу. Напротив, для детей замкнутых, малообщительных, пассивных, не владеющих элементарными навыками общения, с заниженной самооценкой, страдающих страхами и фобиями, проведение формы группой работы полезно и дает хорошие результаты.

План проведения занятия может быть произвольным. Удобно, когда сеанс начинается с ритуальной песни и игры. Затем проходит небольшое обсуждение того, что случилось с детьми за время, прошедшее с предыдущего занятия, их успехов и неудач, после чего проводится ряд психотерапевтических игр. Затем дети все вместе слушают сказку, потом рисуют, обсуждают свои рисунки. В конце подводятся итоги того, как прошло занятие, и исполняется ритуальная песня или игра.

Занятия сопровождаются музыкальным оформлением, как при прослушивании сказок, так и при рисовании, что создает более комфортные условия для терапевтического эффекта.

Дети должны почувствовать, что они не просто играют в «сказку» или выполняют упражнения, а исследуют пока незнакомый им Мир. Важно, чтобы ребенок вышел из сказки после окончания занятия тем же способом, что и вошел.

Каждый педагог, воспитатель, психолог, родитель имеет свои ценности, взгляды на мир и на стиль воспитания ребенка. Поэтому, строя свою работу с детьми, каждый будет придумывать свой собственный сценарий путешествия по сказке. При этом нельзя забывать об основных принципах работы со сказками, выделяемые Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой в практикуме по сказкотерапии.

Принципы сказкотерапии

1. Осознанность. Осознание причинно-следственных связей в развитии сюжета; понимание роли каждого персонажа в развивающихся событиях. Общие вопросы: что происходит? Почему это происходит? Кто хотел, чтобы это произошло? Зачем это было ему нужно? Задача: показать воспитанникам и клиентам, что одно событие плавно вытекает из другого, даже, несмотря на то, что на первый взгляд это незаметно. Важно понять место закономерность появления и назначение каждого персонажа сказки.

2. Множественность. Понимание того, что одно и то же событие, ситуация могут иметь несколько значений и смыслов. Задача: показать одну и ту же сказочную ситуацию с нескольких сторон. С одной стороны, это так, с другой стороны, иначе.

3. Связь с реальностью. Осознание того, что каждая сказочная ситуация разворачивает перед нами некий жизненный урок. Задача: кропотливо терпеливо прорабатывать сказочные ситуации с позиции того, как сказочный урок будет нами использован в реальной жизни, в каких конкретно ситуациях.

Этапы сказкотерапии

1.Ритуал «входа» в сказку. Создать настрой на совместную работу. Войти в сказку. Коллективное упражнение. Например: взявшись за руки в кругу, все смотрят на свечу; или передают друг другу сплачивающее действие, мячик; или совершается иное

2. Повторение. Вспомнить то, что в прошлый раз и какие выводы для себя сделали, какой опыт приобрели, чему научились. Ведущий задает детям вопросы о том, что было в прошлый раз, что они помнят; использовали ли они новый опыт в течение тех дней, пока не было занятий; как им помогло в жизни то, чему они научились в прошлый раз пр.

3. Расширение. Расширить представление ребенка, о чем-либо. Ведущий рассказывает или показывает детям новую сказку. Спрашивает, хотят ли они этому научиться, попробовать, помочь какому-либо существу из сказки.

4. Закрепление. Приобретение нового опыта, проявление новых качеств личности ребенка. Ведущий проводит игры, позволяющие детям приобрести новый опыт, совершаются символические путешествия, превращения.

5. Интеграция. Связать новый опыт с реальной жизнью. Ведущий обсуждает и анализирует вместе с детьми, в каких ситуациях их жизни они могут использовать тот опыт, что пробрели сегодня.

6.Резюмирование. Обобщить приобретенный опыт связать его с уже имеющимся опытом. Ведущий подводит итоги занятия. Четко проговаривает последовательность происходившего на занятиях, отмечает отдельных детей за их заслуги, подчеркивает значимость приобретенного опыта, проговаривает конкретные ситуации реальной жизни, в которых дети могут использовать опыт.

7.Ритуал «выхода» из сказки. Закрепить новый опыт, подготовить ребенка к взаимодействию в привычной социальной среде. Повторение ритуала «выхода» в занятие с дополнением. Ведущий говорит: «Мы берем собой все важное, что было сегодня нам, все чему мы научились. Ребят протягивают руки в круг, что-то берут из круга, и прикладывают руки к груди.

Детям 3-5 лет наиболее понятны и близки сказки о животных и сказки

о взаимодействии людей и животных. В этом возрасте дети часто идентифицируют себя с животными, легко перевоплощаются в них, копируя их манеру поведения.

Начиная с 5 лет, ребенок идентифицирует себя преимущественно с человеческими персонажами: Принцами, царевнами, Солдатами и пр. Чем старше становится ребенок, тем с большим удовольствием он читает истории и сказки про людей, потому что в этих историях содержится рассказ о том, как человек познает Мир. Примерно с 5-6 лет ребенок предпочитает волшебные сказки. В подростковом возрасте могут быть интересны сказки-притчи и бытовые сказки.

В развитии сказочного сюжета волшебной сказки есть определенные закономерности. Можно найти семь этапов развития сказочного сюжета, которые перекликаются с этапами формирования личности человека.

— Первый этап – это этап развития в отчем доме. Его проходит не только сказочный герой (царевич, солдат, крестьянин, купец), но и каждый человек. На протяжении этого периода своей жизни человек перенимает, «впитывает», познает родительский опыт и формирует мировоззрение; он накапливает информацию о явлениях Мира; аккумулирует в себе энергию родительской любви, которая в его самостоятельной жизни послужит ему опорой. Этот период длится от рождения и примерно до 11-14 лет. Это период накопления доверия к миру и веры в свои силы.

— В каждой сказке главный герой рано или поздно покидает родительский дом. Задача второго этапа – определение родительского дома, выделение себя как отдельной самостоятельной личности. В период примерно с 11 до 18 лет человеку очень важно психологически отделиться от родителей, выработать свой собственный взгляд на Мир. Часто подростки создают большое количество проблем своим родителям, и это неудивительно – ведь процесс выделения себя из семьи очень болезнен. Однако отделиться – это не значит порвать с родителями, обесценивать их жизненный опыт и метод воспитания. Отделиться – это значит, принять своих родителей такими, какие они есть, и найти свое собственное место в жизни. Сказка учит нас тому, что процесс психологического расставания ребенка с родителями естественен и необходим. Отделяясь от родителей, лишаясь их поддержки, сказочный герой, так же как и человек, может рассчитывать только на самого себя.

— На предыдущем этапе герой принял первое важное решение в своей жизни – действовать самостоятельно. Теперь, когда он один, перед ним встает еще более сложная и глубокая задача, – какой выбрать путь (третий этап). Часто в сказке главный герой выбирает самый трудный (на первый взгляд) путь, но именно он приводит героя к успеху. Здесь происходит проверка на силу духа и искушение. Герой идет по дороге, и здесь он встречается с разными существами, нуждающимися в его помощи. Эти ситуации – проверка на «доброе сердце». Каждое доброе дело, сделанное от чистого сердца, приносит герою новых друзей и помощников. Сказка учит – как ты относишься к Миру, так и он к тебе. Герой выходит из ситуации неопределенности, выбирает свой путь и приобретает себе верных помощников. Они появляются в самый нужный момент – тогда, когда герой не сможет справиться с ситуацией сам. В жизни человека – это этап осознания смысла существования и поиска своего места в жизни. Обычно этот период начинается перед окончанием школы. После окончания школы меняется его окружение. В техникумах, институтах, на работе появляются новые друзья, планы. Меняется его стиль жизни. С этим периодом жизни связаны три важные психологические задачи, которые сознательно или бессознательно решает для себя молодой человек:

1. Принятие самого себя – «я такой, какой я есть».

2. Принятие своего пути – «я совершаю свой собственный путь, который я для себя выбрал».

3. Принятие ответственности за свои выбор и действия – «я несу ответственность за свои действия и за то, что происходит со мной».

На этом этапе развития личности человека встает вопрос о доверии самому себе, доверии тому, что человек считает правильным для себя – вопрос о Совести, о том стержне, внутреннем голосе, индикаторе, который позволяет совершать или не совершать те или иные поступки.

— Борьба и победа – это кульминация сказки (четвертый этап). Герой достигает цели своего пути и вступает в борьбу с персонифицированным злом (Кощей Бессмертный, Баба-Яга, Колдунья, Ворон Воронович и др.). Бывает, что герой не с первого раза побеждает противника; иногда он прибегает к хитрости или к помощи других персонажей сказки. Так или иначе, сказочный герой побеждает зло. Герой, побеждая зло, изменяется внутренне, приобретает новые возможности и опыт. «Борьбу со злом» можно найти в реальной жизни человека (четвертый этап). Борьба со злом может быть и внешней. Нередко человеку приходится противостоять ситуациям, где он оказывается в положении сказочного героя, борющегося с драконом. Побеждая физически или духовно, человек становится сильнее и мудрее.

— Оказывается, что победа над злом не означает полной победы и конца испытаний. На пятом этапе герой сталкивается с задачами, решать которые он должен уже с позиции нового опыта. Сказка учит: будь бдительным – основное зло не открыто, а скрыто; оно появляется тогда, когда ты расслаблен и меньше всего его ожидаешь. Мудрость сказки заключается в том, что на примере главного героя нам дают понять, что достигнутая цель, результат – еще не конец пути, а только указание на то, что мы движемся в правильном направлении. Основной задачей оказывается не победа над злом, не новые знания и опыт, а умение все это правильно и вовремя применить в изменившейся для человека жизни.

— И вот, наконец, все трудности позади (шестой этап), на пригорке показался отчий дом. Герой так давно ждал этого момента. Однако дома многое изменилось: героя, по навету братьев, считают подлецом или погибшим; невеста героя собирается замуж за другого. Но герой уже сталкивался со скрытым злом на предыдущем этапе, теперь он мудр и осторожен. Он, используя весь опыт пройденного пути, проходит, необходимые испытания и восстанавливает справедливость. Так происходит утверждение себя, как зрелой самостоятельной личности в родном доме, где раньше он считался маленьким или ни на что не способным. И самое главное на этом этапе – своевременное применение приобретенных возможностей.

— Нередко в жизни человека бывают ситуации, когда он вынужден доказывать своим родным и близким свое право на самостоятельную жизнь и решения. Человек уже давно имеет свою семью, а родители до сих пор считают его маленьким и не способным к самостоятельным действиям. И в этой ситуации человеку приходится приложить немало душевных сил для того, чтобы самому себе и родным доказать свою зрелость.

— Седьмой этап – это этап, когда та искра, «королевское начало» героя, получает предметное воплощение: он становится «королем». Так же и человек, реализуя себя, становится на ступень выше в своем развитии. Часто сказка заканчивается свадьбой. Свадьба может быть рассмотрена как символ завершенности какого-либо процесса, воссоединения, восстановления целостности. Однако сказка имеет свой конец, а жизнь – нет.

Таким образом, человеку неоднократно приходится проходить эти этапы в течение своей жизни. И если учесть всю эту последовательность, научить ребенка осознавать правильность того или иного выбора на своем пути, найти позитивный смысл в происходящем, то это поможет развить и сохранить в ребенке жизнелюбие, уверенность в своих силах, обеспечит принимать и создавать новое.

Типология сказок

В настоящее время широко известна типология сказок, предложенная Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой. По ее мнению, сказки делятся на художественные (народные и авторские), психотерапевтические, психокоррекционные, дидактические, медитативные.

В понимании Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, сказкотерапия – это не просто направление психотерапии, а синтез многих достижений и психологии, и педагогики, и психотерапии, и философии. Этим исследователем выделяются четыре этапа в развитии сказкотерапии в историческом контексте.

Первый этап – устное народное творчество.

Второй этап – собирание и исследование сказок и мифов (К.-Г. Юнг, М.-Л. фон Франц, Б. Беттельхейм, В. Пропп и др.).

Третий этап – психотехнический (применение сказки как повода для психодиагностики, коррекции и развития личности).

Четвертый этап – интегративный, он связан с формированием концепции комплексной сказкотерапии, с духовным подходом к сказкам, с пониманием сказкотерапии как природосообразной, органичной человеческому восприятию воспитательной системы, проверенной многими поколениями наших предков.

Психосказка

Легко заметить, что мы ввели еще один вид сказок, которого нет в типологии Т.Д. Зинкевич-Евстигнеевой, – психологические сказки (психосказки).

Мы хотим обосновать допустимость рассмотрения нового вида сказки – психологической (психосказки), которая не сводится ни к художественной (авторской), ни к психотерапевтической. Хотя, думается, такая сказка должна быть художественной по форме и содержать в себе психотерапевтический потенциал. Психолог-сказочник, балансируя на грани литературного творчества, дидактической работы и психотерапии, должен своей целью видеть создание особого сказочного психологического мира, понятного ребенку. Примерами могут служить замечательные психологические сказки Д.Ю. Соколова, А.В. Гнездилова.

Сравним психологические сказки с дидактическими, психотерапевтическими, психокоррекционными и медитативными. Такое сравнение поможет практическому психологу понять содержание каждого типа сказок и научиться сочинять сказки любого типа.

Дидактическая.

Сходство:

1. Жанр сказки, который нужен для преподнесения некоторых новых знаний

2. В приеме одушевления абстрактных символов и создания образа сказочно-го мира, в котором они живут.

3. Раскрывают смысл и важность определенных знаний.

Различие:

1. В дидактические сказки «упаковывается» учебный ма-териал, связанный с объектами внешнего мира, психосказки рассказывают о внутреннем мире человека – его душе, пси-хике.

2. В дидактических сказках одушевляются абстрактные символы «внешнего мира» (цифры, звуки, буквы, ариф-метические действия и т.п.).

В психосказках – абстрактные символы, обозначающие «внутренние» психические феномены (мышление, память, способности, переживания и т.д.)

3. Дидактические сказки практически всегда содержат определенное задание учебного характера, которое должен выполнить ребенок; для психосказок это не яв-ляется обязательным.

Психокоррекционная.

Сходство:

1. В том и другом случае события, происходящие с героем (героями), должны быть похожими на реальные ситуации из жизни детей.

2. Ребенок через сказку обретает возможность осознать свои пережи-вания, отдельные психо-логические характеристи-ки

3. Альтернативные моде-ли поведения, понятые благодаря сказке, помо-гают ребенку увидеть разные грани возни-кающих ситуаций и найти в ней новые смыслы.

Различие:

1. В психосказках отсутствует прямая аналогия между жизнью ребенка и жизнью сказочного героя в силу обобщенности сюжета.

2. Психосказка нацелена на личностное развитие ребенка путем сознания им своих особенностей; психокоррек-ционная сказка – на изменение психических структур ребенка в сторону, желательную для психолога.

3. В результате воздействия психосказки происходят более объемные трансформации в личности ребенка: изменяются не только конкретные поведенческие проявления, как в случае применения психо-коррекционных сказок, но и смыслы и ценности.

Психотерапевтическая.

Сходство:

1. И тот, и другой тип сказки обращается к глубинному «Я» ребенка.

2. Такие сказки стремятся помочь человеку осознать отношение к самому себе, к миру, к другим людям, а при необходимости – изменить это отношение.

3. Они оказывают психо-логическую поддержку и избавляют от страданий и негативных переживаний, связанных с какой-либо проблемной жизненной ситуацией или эмоци-ональной травмой.

Различие:

1. Психосказки не являются прямой аналогией инди-видуальных эго-процессов кон-кретного человека (разу-меется, если не брать во вни-мание неизбежные проекции самого автора), а во многих психотерапевтических сказках подобные аналогии присутствуют.

2. Психологические сказки в большей степени, чем психотерапевтические, ориентированы на улучшение обычной жизни ребенка, на разрешение жизненных труд-ностей.

3. Психологические сказки, как правило, пишутся психологом, а психотерапевтические часто создаются клиентом.

Медитативная.

Сходство:

1. И в тех, и в других происходит глубокое погружение слушающего в сказочный процесс через обращение к своим внутренним состояниям и пробуждение личностных потенциалов.

2. Эти сказки необходимо читать и слушать, не походя, не между делом, а в специально созданных условиях.

3. И те, и другие сказки содержат в себе позитив-ные модели внутренних состояний, сообщаемые бессознательному.

Различие

1. В медитативных сказках отсутствуют конфликты и отрицательные персонажи, а в психосказках они вполне возможны.

2. Достижение релаксационно-го состояния при слушании психологических сказок, в от-личие от медитативных, не является обязательным, напро-тив, психосказки могут иметь мобилизующий характер.

3. Медитативные сказки могут обращаться не только к явлениям внутреннего мира человек, как психосказки, но и к внешним для него отно-шениям между людьми.

Таким образом, можно выделить психологические сказки как отдельный самостоятельный тип сказок, применяемый в области сказкотерапии. Их использование возможно при работе с детьми в рамках специальных программ, а также в различных конкретных случаях.

Направления сказкотерапии

Поскольку сказка – многогранный материал, можно применять ее в психологической работе, используя тот ракурс, который наиболее соответствует психокоррекционным и психодиагностическим целям. Можно выделить несколько направлений сказкотерапии.

Природа ребенка уникальна: способность фантазировать и мечтать является одной из специфических характеристик дошкольного возраста. Психолог-практик, учитывая эти особенности в работе с детьми-дошкольниками, использует различные инструменты в коррекции личности ребенка. Одним из эффективных методов работы с детьми разных возрастов является метод сказкотерапии.

И.В. Дубровина отмечает, то метод сказкотерапии позволяет решать ряд проблем, возникающих у детей дошкольного, младшего школьного и других возрастов. В частности, посредством сказкотерапии можно работать с агрессивными, неуверенными, застенчивыми детьми; с проблемами стыда, вины, лжи, принятием своих чувств, а также с различного рода психосоматическими заболеваниями, энурезами и т.д. Кроме того, процесс сказкотерапии позволяет ребенку актуализировать и осознать свои мысли, а также увидеть различные пути их решения (1).

Почему сказка так эффективна особенно с детьми дошкольного возраста?

1) Восприятие сказки в дошкольном возрасте становится специфической деятельностью ребенка, которая созвучна с природной детской фантазией;

2) Сказка для ребенка – это своего род реальность, позволяющая раздвигать рамки обычной жизни, сталкиваться со сложными явлениями и чувствами.

3) Как отмечает Дубровина, «у маленького ребенка сильно развит механизм идентификации, т.е. процесс эмоционального объединения себя с другим человеком, персонажем и присвоение его норм,, образов как своих. Поэтому воспринимая сказку, ребенок, одной стороны, сравнивает себя со сказочным героем (положительным), во-вторых, посредством ненавязчивых сказочных образов предложенные выходы из сложных различных ситуаций дают ребенку пути решения возникших конфликтов, позитивную поддержку его возможностей и веры в себя.

Говоря о сказкотерапии как о новом методе коррекции в работе психолога,

появившегося буквально чуть более дести лет назад, нельзя не отметить, что использование сказок в работе с детьми применялось воспитателями, педагогами, родителями издавна. Однако отличие подхода в использовании сказок для работы с детьми не только как средство воспитания и обучения детей, а и как лечение, у психологов и педагогов различен.

Так, в отечественной педагогике отмечается, что «при ознакомлении со сказкой воспитатель стремится дать детям представления об особенностях жанра, раскрыть идейно-художественный смысл произведения, показать красоту, поэтичность образов, языка». Воспитатель выразительно рассказывает сказку интонацией передает разнообразие описанных в ней ситуаций. Анализируя сказку, обращает внимание на ее смысловую сторону, художественные особенности и композицию (зачин, концовка, повторы), своеобразие языка.

Осмыслению идейно-художественной сущности сказки, оценке персонажей способствует беседа. Воспитателем задаются вопросы, развивающие понимание детьми художественной выразительности произведения: какие яркие, красочные выражения запомнили? Какие повторения в сказке заметили? Отвечая, дети оценивают произведение, вычленяют из общего то, что им больше всего понравилось, учатся соотносить название с ее содержанием. Дети запоминают образные выражения, понимают их уместность в данном контексте (2).

Совсем по-другому обстоит дело в психологической работе со сказками. Самое важное – создать ситуацию, в которой ребенок может задуматься над смыслом и неоднозначностью ситуации. В этот момент ребенок познает философию жизни: нет однозначных событий, даже внешне неприятная ситуация может через некоторое время обернуться благом (3). Некоторые могут сказать, а не рано ли ребенку задумываться над такими вещами, понимает ли он это? Может быть, и не понимает, поэтому нам важно объяснить детям в каких конкретных жизненных ситуациях они могут использовать этот сказочный урок.

Так, Зинкевич-Евстигнеева отмечает, что «сказкотерапия – это процесс образования связи между сказочными событиями и поведением в реальной жизни. Это перенос сказочных смыслов в реальность». Она указывает на основные принципы работы с детьми при использовании сказки: осознанность, множественность, связь с реальностью.

ЛИТЕРАТУРА

1. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева. Практикум по сказкотерпии. С-Пб, 2000.

2. Т.Д. Зинкевич-Евстигнеева, Т.М. Грабенко. Практикум по креативной терапии.С-Пб, 2001.

3. Учебное пособие. Психокоррекционная и развивающая работа с детьми. Под ред. И.В. Дубровиной. Москва, 2001.

4. Г.С. Абрамова. Практическая психология. Москва, 1999.

Мейбл Терапия | Истории детской психиатрической терапии


Как работает использование историй?

Благодаря построению новых историй или воссозданию хорошо известных и любимых сказок работа с метафорой позволяет ребенку исследовать повествование, похожее на его жизненный опыт, с безопасного расстояния. По сути, они работают от третьего лица. Это нормализует их опыт, делая его менее пугающим и менее изолирующим.Ребенок может понять и связать проблемы, с которыми сталкивается персонаж в рассказе, со своими собственными. Это позволяет им смотреть на ситуацию с более широкой точки зрения, тем самым развивая эмпатию и сострадание к себе.

Истории дают детям надежду на то, что они смогут и преодолеют трудности в своей жизни. Они помогают детям обдумывать новые идеи и экспериментировать со своими дилеммами с безопасного расстояния, ориентируясь на решение. Они могут пробовать разные ответы, подходы и концовки, не опасаясь неудачи.Концепция помощи поощряется и поддерживается посредством сотрудничества и участия с терапевтом и персонажами истории.


Использование творческого программного обеспечения для рассказывания историй

До того, как я начал работать в Mable, я думал, что творческая терапия будет намного сложнее при работе в Интернете, чем при личной встрече. Количество физических ресурсов, которые я использовал в своей консультационной комнате, было бы трудно воспроизвести. Как только я начал, я понял, что совместная онлайн-платформа дала нам целый мир творческих возможностей и привлекла детей, используя их любимую среду — технологии! Вот несколько способов использования Mable Canvas:

 

 

1.Использование GIF и фоновых сцен

Некоторым детям младшего возраста трудно использовать традиционные методы терапии, так как им не хватает концентрации, чтобы сосредоточиться или усидеть на месте, поэтому использование движущихся анимированных графических изображений оживляет холст в веселой интерактивной форме. Когда ребенок взволнован и счастлив, высвобождаются дофамин и эндорфины, которые помогают снизить уровень стресса. Это означает, что ребенок расслаблен и готов получить доступ к своим сокровенным мыслям и поделиться ими, в то же время чувствуя себя в безопасности и эмоционально сдержанным.

Дети часто воссоздают общие темы и трудности, через которые они проходят в своей истории, а затем пытаются разобраться в этом с помощью консультанта. Используя ролевую игру, ребенок может воплотить каждого из персонажей по очереди, выражая себя с разных точек зрения. Это помогает им развить новое повествование и более широкую перспективу, одновременно обрабатывая то, что произошло.

Моя юная клиентка недавно воссоздала сцену из «Русалочки».Используя фон морского дна, она воплотила его в жизнь, добавив несколько избранных персонажей GIF, а затем воссоздала собственное повествование с помощью движущегося морского пейзажа. Она стала по очереди каждым из персонажей и была в восторге от своего творения. Мы смогли деликатно изучить некоторые повторяющиеся темы для нее, и ее родитель позже прокомментировал, насколько сильным был для нее сеанс. Более того, на следующем сеансе она попросила вернуться к своей истории, чтобы адаптироваться и внести изменения, демонстрируя, что она продвинулась вперед в своем восприятии мира.

2. Раскадровка и комиксы

Использование раскадровки и комиксов в терапии дает ребенку возможность исследовать и пробовать разные концовки, экспериментировать со своими чувствами и реакциями, а также с чувствами и реакциями других персонажей. Это также позволяет оживить серьезные темы, проработать их и воспроизвести в собственном темпе ребенка. Это позволяет им чувствовать себя в безопасности и контролировать ситуацию, развивая при этом свою автономию.

Используя структуру раскадровки, ребенок может создать свою собственную версию истории или адаптировать ее и импровизировать.Персонажей можно рисовать от руки с помощью программного обеспечения для рисования или путем выбора изображения из библиотеки изображений Canvas. Эти изображения можно изменять в размере и перемещать, а текстовые поля или мысленные пузыри можно использовать для добавления диалогов, и все это дает ребенку власть над историей. Это занятие позволяет ребенку выражать свои чувства, озвучивая то, что могут сказать персонажи, что помогает ему понять, как эти слова будут интерпретироваться и восприниматься.


3. Использование эмодзи и текстового чата

Часто детям не хватает слов, чтобы сказать или объяснить, что они чувствуют, или уверенности, чтобы поделиться своими сокровенными чувствами.Они часто пытаются сменить тему, отвлечь или ответить «я не знаю» или «не сейчас», когда взрослые пытаются обсудить с ними сложные разговоры.

Некоторые из моих молодых клиентов пользуются функцией текстового чата, когда хотят, чтобы я узнал что-то важное, но не могут сказать это вслух. Довольно часто ребенок говорит, что с ним все в порядке, но затем вводит свои настоящие чувства в текстовое поле. Эта функция помогает детям сообщать «невыразимое» тонким, но действенным способом. Использование смайликов дополняет это.Иногда на вопрос «как ты себя чувствуешь?» обычно отвечают «хорошо», но попросите их выбрать смайлик, чтобы выразить свои чувства, и они гораздо лучше смогут выразить то, через что они проходят.

4. Метод шестичастного рассказа Мули Лахад (SPSM)

Созданная психологом Мули Лахадом, эта история из шести частей, ориентированная на решение, побуждает к творческому самовыражению через искусство. Лахад предполагает, что подсознание ребенка передает свои мысли и тревоги через образы, которые они создают.Ребенку предлагается нарисовать: главного героя героя, миссию или цель, которую должен достичь персонаж, ресурсы и людей, которые могут помочь, и препятствия, стоящие на пути. Наконец, просят нарисовать, как герой преодолевает это препятствие и чем заканчивается история.

Обычно ребенок встраивает свой собственный опыт или общие темы в историю, продолжая работать над метафорой. Это открывает путь для терапевтического обсуждения. SPSM позволяет ребенку встречать свои проблемы лицом к лицу, признавать свои сильные стороны, визуализировать свои собственные механизмы преодоления и определять различные стратегии и решения проблемы, которые являются важными жизненными навыками.

На многих очных консультациях с детьми и молодыми людьми используется лоток с песком, где они могут выбирать различные предметы, представляющие людей в их жизни. Эти предметы традиционно представляют собой такие вещи, как ракушки, камешки или игрушки. Какой предмет они выбирают для изображения людей в своей жизни и где они размещают их по отношению друг к другу, имеет огромное значение и становится безопасной метафорой для описания их отношений с другими.

До работы в Mable я никогда не думал, что эту работу можно выполнять онлайн, но теперь у меня есть доступ к онлайн-лотку с песком, который на самом деле имеет больше возможностей.Традиционные предметы, такие как галька и ракушки, подходят для некоторых клиентов, но для других они могут представлять людей в виде разных видов животных или даже в виде разных персонажей покемонов или известных футболистов! Все это можно сделать с помощью функции gifs. Для некоторых молодых людей сравнение членов семьи с покемонами может быть гораздо более увлекательным — и гораздо более подходящим для их опыта — чем то, что обычно происходит в консультационной комнате.

 

Работа с историями и метафорами позволяет детям исследовать свои мысли и чувства психологически безопасным способом, без защитной реакции, которая часто возникает, когда нас просят рассказать о сложных проблемах.Во время пандемии многие детские вожатые не знали, как перенести свое творчество в виртуальный мир. Работая в Mable, я чувствовал себя счастливым, потому что у меня не было этой проблемы, и я мог сделать действительно творческую работу над историей, используя холст, в то время, когда мои клиенты действительно нуждались в этом.

Если вы хотите узнать больше о нашей детской консультационной службе, пожалуйста, свяжитесь с нами.

 

Сказочные темы для дошкольников

Кто ты из сказочных персонажей?

Я, наверное, была бы Рапунцель, потому что за эти годы я отрастила волосы и несколько раз резко их подстригла.Я также довольно находчив в безвыходном положении. Что касается сегодняшнего дня, я надеюсь, что вы с облегчением найдете эти занятия, если вы тоже окажетесь в затруднительном положении. Этот сказочный блок для дошкольной речевой и языковой терапии уже запланирован для вас! Сэкономьте время и рассудок, загрузив эти действия.

Для нашего модуля сказок мы собираемся использовать различные песни из сказок, загружаемые рабочие листы по сказкам, книги со сказками и видеоролики со сказками (для тех учеников, которые еще могут быть виртуальными).

Сказки для чтения

Некоторые книги сказок для детей слишком длинные для моих дошкольников с нарушениями речи. Я стараюсь выбирать книги с простыми картинками и текстом. Книги на этой неделе в основном сосредоточены на персонажах-драконах. Вы можете загрузить копию моего документа Google, который включает ссылки Amazon на книги, а также видео для чтения вслух здесь:

Песни-сказки

Песни, которые я выбрал для включения, работают конкретно над словами действия.Я начинаю занятие с песни, чтобы ученики могли двигаться. Некоторые из моих учеников поставили перед собой цель имитировать действия, так что это отличная возможность собрать данные для этого навыка!

Рабочие листы по сказкам

Этот тематический набор «Сказки для дошкольников» включает в себя простые в использовании рабочие листы, предназначенные для каждого звука и некоторых языковых навыков. Вы также получаете Busy Book for Speech and Language, которую легко стирать и использовать для многих занятий. Занятие «Накорми дракона» — это ХИТ среди дошкольников, особенно когда вы поджигаете сенсорную «яму» с черными бобами! Включены настольные игры с открытым исходом, которые можно использовать для развития любых навыков.Сенсорную корзину огня также интересно использовать с вспомогательными темами сообщества.

Я также включил для вас бесплатную загрузку в эти планы уроков, которые вы можете использовать для работы над артикуляционными навыками. Просто распечатайте дракона на белой бумаге и раскрасьте. Распечатайте «огонь» на оранжевом, желтом или красном картоне или Astrobrights®️ и заполните слова, чтобы попрактиковаться!

Одна из моих любимых сказок, которую я люблю читать вслух и разыгрывать со своими учениками, — «Златовласка и три медведя». Вы можете прочитать все о том, как я использую его в логопедии с дошкольниками, в моем следующем посте в блоге!

Связанные

30 лучших подкастов со сказками, на которые стоит подписаться в 2022 году

1.Story Story Podcast: Истории и сказки для всей семьи, родителей, детей и прекрасных ботаников.

Сказки, сказки и народные сказки из уст сказителей со всего мира. Для родителей, детей, семей, библиотекарей, учителей и людей, которые одержимы «жили-были» и «долго и счастливо». Собирайте сказки со всего мира с принцессами, привидениями, умными Джеками и великанами.