10 правил воспитания самостоятельности у дошкольника
«Вообще ребенку доставляется большое удовольствие, если он сам заметил и выяснил себе какое-то явление, и если его рассуждение оказалось действительно верным, точно так же доставляет ему наибольшее удовольствие то, что он сделал сам и достиг без указания других»
Самостоятельность – это способность личности планировать, осуществлять контроль над своей деятельностью на основе имеющихся знаний автономно. У дошкольника это качество начинает формироваться на втором году жизни. И в этот период главным для родителей и воспитателей является умение правильно реагировать на поведение ребёнка, направлять, поддерживать и создавать все необходимые условия для этого.
Не показывайте, а говорите
С момента, когда ребёнок начинает понимать взрослую речь, у него формируется наглядно-действенное мышление по типу «Вижу-делаю». Малыш полностью копирует поведение и действия взрослых. Однако именно в этот период он уже способен выполнить простые поручения: «Принеси мяч», «Покажи, где собака». С удовольствием выполняя их, ребёнок проявляет первое стремление к самостоятельности.
Формируйте самоконтроль и взаимоконтроль
Учите ребёнка контролировать свои действия. Любое самостоятельное действие не может быть выполнено без самоконтроля. Самоконтроль является составной частью всех видов учебной деятельности и осуществляется на всех этапах её выполнения.
Предлагайте ребёнку в самостоятельной деятельности или в процессе организованного занятия самому отсчитывать определённое количество упражнений, следить за качеством выполнения задания, доводить начатое до конца.
Процесс взаимоконтроля у дошкольников проходит значительно легче, ведь ребёнку проще оценить правильность выполнения задания младшим братом или сверстником, чем самим собой. Однако именно на этом этапе формируется умение наблюдать, анализировать и делать выводы. Такие способности являются важным критерием развития самостоятельности у детей дошкольного возраста.
Учите анализировать
Умение анализировать свои действия, делать выводы – способность, характерная для воспитанников старшего дошкольного возраста. Ребёнок с радостью принимает похвалу за правильно выполненное задание и в большинстве случаев отрицает критику со стороны взрослого или сверстника. Несмотря на это, необходимо давать адекватную оценку действиям старшего дошкольника и способствовать формированию у него умения самому правильно себя оценивать.
Для этого в заключительной части образовательной деятельности можно предложить детям рассказать о том, что у них получилось на занятии, а над чем надо поработать. Подсказывайте каждому ребёнку способы достижения желаемого результата. Впоследствии дети сами будут способны на такой анализ.
Обогащайте жизненный опыт
Детям до двух лет свойственна некоторая «асоциальность», но она связана с отсутствием жизненного опыта и знаний «нормативности» действий. Маленькие шкоды и берутся за такие действия только для того, чтобы порадовать маму новыми успехами. Не удивляйтесь, если обнаружите припасенную к приходу гостей красную рыбу в кошачьей миске: пока вы говорили по телефону, малыш решил покормить кошку. Не ругайте его. Лучше восхититесь его самостоятельностью и покажите, чем он может покормить кошку в следующий раз. Со временем ребенок усвоит главное — самостоятельность должна завершаться таким результатом, который устроит всех. Этот «всеобщий результат» или «всеобщий эффект» — непременное условие становления подлинной самостоятельности.
Чем богаче и разнообразнее уровень знаний дошкольника, тем легче ему принять правильное решение в той или иной ситуации, тем проще разобраться в «можно» и «нельзя».
Отвечайте на бесконечные вопросы ребёнка, организуйте прогулки за пределы детской площадки, берите его в путешествие, читайте и рассматривайте иллюстрации, обсуждайте поступки мультипликационных героев, то есть делайте всё возможное для обогащения жизненного опыта дошкольника.
Поощряйте инициативу
Среди взрослых известно выражение: «Инициатива наказуема». К сожалению, и среди детей она в большинстве случаев не приветствуется. Зачастую инициатива, проявленная дошкольником, заканчивается изрисованными обоями, разбитой посудой или перепачканной одеждой. Это так раздражает взрослых!
Наберитесь терпения, спокойным тоном расскажите, что малыш сделал неправильно, как надо было поступить, чтобы избежать таких последствий. Ведь подавляя инициативу, вы можете подавить её навсегда, и уже в школьном возрасте подростка трудно будет допроситься пропылесосить, приготовить завтрак или помочь младшей сестрёнке изготовить поделку для школьной выставки.
Развивайте творчество и фантазию
Известно, что формируя творческие умения и фантазию ребёнка, мы развиваем у него умение предвидеть результат своей деятельности, предполагать все возможные варианты развития событий. Такая способность особенно необходима, когда мы поручаем дошкольнику ответственное задание или когда он остаётся дома один.
Для этого создавайте проблемные ситуации, предлагайте детям решать их. Особенно актуальна так называемая кейс-технология, которая предполагает проблему и различные способы её решения. При этом выбор остаётся за ребёнком.
Особое значение в формировании творческих способностей уделяется изобразительной деятельности, музицированию, ТРИЗ. Предлагайте дошкольникам дорисовать фигуру, придумать мелодию или новое окончание знакомой сказки, исполнить танец или составить рассказ по картинке.
Давайте право выбора
Ежедневно мы, взрослые, делаем выбор за ребёнка, когда предлагаем то или иное платье на утренник в детский сад, выбирая блюдо на завтрак, покупая продукты или организуя прогулку. Однако для воспитания самостоятельности у дошкольника полезно предоставлять право выбора самому ребёнку.
Предложите дочке выбрать платье, которое она хочет надеть сегодня; спросите у сына, что он хочет на завтрак: омлет или яичницу; куда он хотел бы пойти на прогулку и что купить: яблоки или бананы. Покажите, что для вас важно, чтобы выбрал именно ребёнок, что вы уважаете его мнение. Таким образом, вы формируете у дошкольника умение делать выбор в пользу верного решения проблемы в любой сложившейся ситуации.
Повышайте самооценку и уверенность в себе
Именно развитие самооценки на том или ином уровне позволяет ребенку оценивать себя и окружающих, воспринимать мир и проявлять индивидуальную активность во всех видах деятельности: будь то общение со сверстниками и взрослыми, игра или самообслуживание.
Для дошкольного возраста характерна завышенная дифференцированная самооценка. Такая завышенность самооценки помогает ребенку справляться со сложностями его окружающего мира. К концу дошкольного возраста самооценка ребенка начинается становиться более гармоничной. Дети воспринимают себя более объективно, учитывают и знания о себе и отношение к себе окружающих.
Важно формировать адекватную самооценку у дошкольника, ведь заниженная самооценка не позволит ребёнку достичь желаемого результата, а слишком завышенная – в случае неудачи или проигрыша может привести к эмоциональному срыву малыша.
Доверяйте
В любом случае доверяйте маленькому ребёнку, даже если чувствуете ложь. Нередко взрослые сами провоцируют ребенка на ложь. Дети нуждаются в нашей поддержке и сотрудничестве с нами, им важно чувствовать себя защищенными, знать, что у них есть тыл. Те, кто не обманывает родителей, ощущают такую связь со взрослыми. Напротив, те, кто врет систематически, нередко делают это потому, что атмосфера в семье построена на искаженных и даже манипуляторских отношениях, в ней нет атмосферы доверия.
Доверие – это фундамент, на котором строятся отношения. «Помните о презумпции невиновности, – говорит Анатолий Северный. – Ребенок имеет право на уважение, и априори подвергать его слова сомнению нельзя».
Только доверие и уважительное отношение способно научить ребёнка с уверенностью делать выбор, высказывать своё мнение, принимать решение (даже если оно не совсем верное), поступать так или иначе в различных жизненных ситуациях.
Создавайте условия
Формирование самостоятельности, по мнению Л.С. Выготского, во многом зависит от уровня сформированности памяти, мышления, развития внимания, речи. Благодаря этому ребенок умеет подчинять свои действия той или иной задаче, добиваться цели, преодолевая возникшие трудности. А для этого необходимо создать условия.
Если мы говорим о воспитании самостоятельности, то ребёнок должен находиться в безопасных условиях, в условиях развивающего обучения. Окружите дошкольника игрушками, играми, предметами, книгами безопасными для его физического, умственного, нравственного здоровья. Дайте возможность маленькому почемучке создать своё пространство, отделиться от мира взрослых, мира тотального контроля, замечаний и упрёков.
Воспитание самостоятельности у детей. Мама, можно я сам?! — Вологодская О.П.
Некоторые родители хотят, чтобы ребенок подольше оставался маленьким и зависимым. Другие стараются быстрее сделать его взрослым, ожидая от своего чада того, что он еще не в состоянии сделать. Как же дать подрастающему отпрыску свободу? Как, учитывая возрастные особенности детей, поощрять их самостоятельные действия, где это возможно, и грамотно ограничивать там, где существует опасность…
Предисловие
Воспитатель сам должен быть тем, чем он хочет сделать воспитанника.
В. Даль
Легко ли быть самостоятельным? Не секрет, что многие воспринимают самостоятельность как вседозволенность, забывая о том, что она предполагает не только определенную свободу действий, но и ответственность за принятые решения, поступки, слова.
Принимать независимые, свободные решения хотят многие, но не у всех это получается в силу разных причин. Легко принимать решения, если знаешь, что в любом случае хуже не будет. Если же человек понимает, что, принимая самостоятельные решения, он берет на себя и ответственность за них, он начинает относиться к ним более обдуманно. Все эти проблемы особенно актуальны в наше время, которое требует активных, инициативных и грамотных людей. Для этого необходимо воспитывать у детей самостоятельность и ответственность уже с самого раннего возраста. Ведь очень часто происходит так, что ребенок трактует это понятие так, как ему удобно: он занимает очень удобную для себя позицию, действуя, как ему нравится, но при этом, считая, что за его поступки будут нести ответственность родители. Действительно, тогда не нужно заранее размышлять о том, насколько правилен выбор, — и так помогут, поддержат в трудную минуту, исправят ошибки, все простят.
Поэтому самостоятельности родители должны учиться вместе со своими детьми. Конечно, если папа с мамой учат ребенка самого нести ответственность за принятое им решение, за собственные поступки, это не значит, что они перестают о нем заботиться или бросают его, что называется, в «свободное плавание». Нет, просто они начинают относиться к нему как к человеку, который способен принять самостоятельное решение, но, тем не менее, он всегда может попросить родителей о помощи, если груз ответственности будет для него слишком тяжел. Но и это решение — попросить помощь — он примет тоже самостоятельно.
Итак, давайте попробуем выяснить, как можно воспитать эти качества в ребенке.
Этапы большого пути: начало самостоятельности
Терзают наши семьи ссоры, склоки, Бурлящий их поток неиссякаем, Мы не прощаем детям те пороки, Которые им сами прививаем.
Э. Севрус
И дети, и родители любят друг друга. При этом мама с папой заботятся о своем малыше, стараются воспитать в детях те способности и ценности, которые помогут им быть успешными, при этом каждый родитель хочет, чтобы ребенок был добрым, внимательным к другим, честным. Вот почему очень важно понимать, какие качества родители хотят воспитать у своих детей в первую очередь.
Давайте проверим, идеальный ли вы родитель? Ответьте на вопросы теста и поставьте себе баллы: за каждый ответ «да, это так» — 1, «иногда» — 2, «нет» — 3. Посчитайте, что получилось, и посмотрите результат. Это поможет вам понять, правильно ли вы выстраиваете отношения со своими детьми.
- Вы всегда делаете ребенку подарок, когда он получает хорошую отметку.
- Вы не стесняетесь говорить с ребенком о взаимоотношениях полов.
- Вы никогда не настаиваете на немедленном выполнении своих указаний.
- Вы обязательно целуете и обнимаете своего ребенка хотя бы раз в день.
- Вы способны в присутствии ребенка признать свою ошибку.
- Вы считаете, что ребенок имеет безусловное право на секреты.
- Разговор с ребенком вы никогда не начинаете со следующих фраз: «В мое время…» или «Ребенок всегда должен».
- Вы можете поделиться с детьми своими радостями, горестями и даже попросить у них совета.
- Вы никогда не ругаете своих детей.
- Вы не критикуете своих детей в присутствии посторонних.
Результат:
10-14 баллов. Вы в шаге от того, чтобы стать идеальным родителем. Вы хорошо понимаете свое чадо и всегда отстаиваете его интересы, подчас даже в ущерб своим собственным. Задумайтесь, не слишком ли много вы ему позволяете?
15-20 баллов. Вы безусловно идеальный родитель. Тонко чувствуете детскую душу и умеете уважать личность ребенка. У вас в семье царят близкие и доверительные отношения. А что еще нужно ребенку для счастья!
21-25 баллов. Подумайте, не слишком ли вы закручиваете гайки? Не требуйте от ребенка полного повиновения, позвольте ему время от времени самому принимать решения. Это сделает его более самостоятельным, а ваши отношения — более близкими.
26-30 баллов. Вы весьма суровы со своим ребенком и слишком многого от него требуете. Постарайтесь пореже проявлять родительскую власть и принимать его таким, какой он есть. Тогда вскоре у вас появится шанс стать идеальным родителем.
Родители мечтают, чтобы их ребенок не только прислушивался к их мнению, а также мнению других, но и имел свое собственное. Ребенок должен научиться самостоятельно принимать решения и нести за них ответственность. Он должен уважать себя и окружающих. Именно эти способности и качества могут стать тем необходимым фундаментом, на котором будут строиться ценности ваших детей.
Никогда не поздно!
Все в наших руках, поэтому нельзя их опускать.
Коко Шанель
Наверняка вы слышали историю о том, как к Корнею Ивановичу Чуковскому обратилась за советом молодая мать с вопросом, когда ей надо начать воспитывать своего ребенка. Писатель поинтересовался, каков возраст ребенка. «Ему всего три месяца», — ответила женщина. «Ну что ж, вы опоздали ровно на три месяца», — ответил К. Чуковский. Многие педагоги и психологи идут дальше, утверждая, что воспитывать нужно начинать уже тогда, когда ребенок находится в утробе матери. А что же делать тем, кто проворонил этот момент? Что предпринять, если ребенку уже не год-два, а десять — пятнадцать лет?
Не впадайте в панику, приниматься за воспитание ребенка никогда не поздно. Конечно, чем раньше вы это начнете делать, тем лучше и легче потом будет и вам, и ему. Договориться нетрудно и с ребенком подросткового возраста, главное — искреннее желание это сделать. Все, что для этого нужно — не так уж много, кстати, — любить его и уважать.
Давайте рассмотрим развитие у ребенка самостоятельности в зависимости от возраста.
Как проявляется самостоятельность у дошкольников
Сколько бы ни создавали правильных представлений о том, что нужно делать, но, если вы не воспитываете привычки преодолевать длительные трудности, я имею право сказать, что вы ничего не воспитали.
А. Макаренко
Развитие ребенка в период от года до трех лет специалисты считают очень важным этапом в его жизни. Трехлетний возраст считается серединой на пути «психологического роста человека от момента рождения до зрелого возраста». Всего лишь за два года ребенок совершает огромный скачок в своем развитии. Он овладевает навыками приема пищи, личной гигиены, аккуратности.
Каждый родитель знает, что наступает такое время, когда ребенок непременно хочет все делать сам. Однако пропасть между тем, что ребенок хочет и что он в действительности может, настолько велика, что родители зачастую просто боятся доверить ребенку выполнение какого-либо дела. Он может с энтузиазмом приняться за работу, но уже через минуту будет вести себя как маленький капризный ребенок. Он может в безупречном порядке сложить игрушки в ящик, но упасть со стула только потому, что мама с папой за ним недосмотрели.
Родители должны запомнить важное правило: ребенок не умеет лениться. Если он чего- то не хочет делать в данную минуту, значит, у него есть на это важные причины. Он не хочет надевать свитер? Может быть, он ему не нравится, а может быть, свитер «кусается». Ребенок не хочет есть самостоятельно? Вероятно, он устал и не в состоянии сделать это самостоятельно, а может, ему просто хочется вашего внимания.
Ни в коем случае нельзя силой заставлять ребенка что-то делать. Встаньте на его позицию, попытайтесь понять, в чем дело, и помогите ему. Если он увидит, что вы ему доверяете, он через некоторое время все будет делать сам.
Не бойтесь доверять своему малышу, оставляйте ему поле деятельности для самостоятельности, но постоянно контролируйте, так как безопасность ребенка должна стоять все же на первом месте.
Постепенно малыш привыкнет к тому, что он, как и родители, умеет что-то делать сам, имеет определенные обязанности, например, накрывать на стол, мыть фрукты и овощи, класть грязную одежду в стиральную машину, ставить аккуратно обувь в прихожей и т. д.
Учимся есть
Самостоятельным ребенок начинает быть с самого младенчества. Наблюдательные родители замечают, как их малыш потихоньку, шаг за шагом, постигает азы самостоятельности.
В четыре месяца он уже кладет ручку на бутылочку с молоком, умеет есть пюре с ложки.
В полгода он уже может пить из чашки.
К девяти месяцам он уже умеет держать бутылочку самостоятельно, брать в рот пустышку и вынимать ее, грызть сухарик или сушку.
В этом возрасте ему все больше нравится есть самостоятельно, при этом он берет еду руками, размазывает ее по столу, пачкает одежду и все вокруг. Что ж, такова плата за самостоятельность.
К году у него уже есть свои предпочтения в еде — одни блюда ему нравятся, от других он отказывается.
В 15 месяцев он умеет указывать пальцем на те предметы, которые хочет взять. Уже держит чашку двумя руками, пытается есть ложкой, хоть и держит ее неправильно.
К полутора годам он довольно часто пытается самостоятельно есть, но, когда устает, родители должны ему помочь закончить трапезу.
К двум годам ребенок уже умеет есть самостоятельно, но при этом иногда делает вид, что не может сделать этого сам, и просит, чтобы его покормили. Это происходит в тех случаях, когда малыш по какой-то причине не желает оставаться один. Вы будете тщетно взывать к его сознанию и доказывать, что он уже взрослый и может справиться сам. Не перечьте малышу, помогите ему, тем более что после нескольких ложек он, скорее всего, захочет есть сам, без помощи. Просто он должен иногда убедиться, что родители рядом и всегда придут ему на помощь.
В два с половиной года ребенок уже начинает пользоваться вилкой, может, хотя и неуклюже, положить себе еду в тарелку. Многие мамы противятся этому процессу, понимая, что после этого придется мыть кухню, тем не менее, позвольте ребенку сделать это. Так он быстрее освоит эти навыки.
К трем годам ребенок уже правильно ведет себя за столом, иногда его можно брать даже в общественные места, не опасаясь, что он вас подведет.
Терпение, терпение и еще раз терпение…
Как только ребенок научился держать ложку, ему необходимо давать ее каждый раз, как только он садится за стол. Есть аккуратно малыш сразу не сможет. Сначала он будет опрокидывать ложку, не донося до рта, выливать, промахиваться, пачкать лицо, одежду, стол. Ничего страшного в этом нет. Надо просто запастись терпением. Приобретите фартучек, передник, учите пользоваться ребенка салфетками.
Мамы, как правило, волнуются, что их кроха останется после такого кормления голодным. Чтобы этого не случилось, можно помочь малышу. Одной ложкой его кормите, а другую дайте ему в ручку, и пусть ребенок ест сам. При этом следует комментировать свои действия: «Посмотри, мама кладет кашку на ложечку. Теперь попробуй сам. А теперь ложечку в ротик. Вот умница!» На этом этапе главное — не ругать ребенка за неминуемые оплошности.
Очень часто родители дают малышу ложку в качестве игрушки — не для того, чтобы он ел, а чтобы его отвлечь, пока его кормят. Это ошибка. Позвольте ребенку несколько раз побаловаться таким образом — и потом вам будет очень сложно приучить его есть самостоятельно.
Если родители легкомысленно отнесутся к поведению ребенка за столом, к тому, как он ест, то он решит, что это игра, родители радуются его фокусам, тому, что часть еды оказалась размазанной по столу, на полу. И в следующий раз ребенок обязательно повторит то же самое действие, которое так порадовало маму и папу.
Навыки самостоятельной еды и питья — одни из первых навыков самообслуживания, которые усваивает малыш. Спустя некоторое время он идет дальше: возможно, захочет взять еду из тарелки руками, смешать несколько блюд в тарелке. Не пугайтесь, с помощью таких «дикарских» замашек он познает мир, учится цивилизованному способу принятия пищи. Как только у него появится желание есть ложкой самому, позвольте ему это сделать. Пусть неправильно, пусть через оплошности, но он должен учиться этому навыку, иначе, если вы упустите этот важный момент, будете впоследствии вынуждены кормить малыша с ложечки довольно длительное время. Ребенку уже удобно, что его кормят, поэтому желания переучиваться, осваивать навыки самостоятельной еды у него нет.
Как правило, к концу первого года жизни ребенок уже пытается взять ложку в свои руки. Это не каприз и не шалость, значит, просто настало время позволить ему орудовать ложкой самостоятельно. Отдайте ему ложку, а себе возьмите другую, и пусть малыш осваивается. После нескольких попыток (явно не слишком успешных) он сообразит, что мало иметь ложку в руке, нужно уметь ею воспользоваться. Здесь понадобится ваша помощь. Покажите ему, как правильно обращаться с ложкой, чтобы донести ее до рта и не пролить, не просыпать еду. Не забудьте похвалить, если он правильно все сделает, а также за проявленную инициативу. Вам придется потерпеть какое-то время, потому что поначалу ребенок будет пачкать все вокруг. Но эти неудобства временные. Наберитесь терпения, через какое-то время ребенок усвоит этот навык, и, хотя на еду у вас пока будет уходить больше времени, но с каждым разом малыш будет действовать все увереннее и правильнее.
С другой стороны, некоторые дети (в основном те, родители которых возлагают на них большие надежды) не готовы учиться пользоваться ложкой и после года. Не расстраивайтесь и не подгоняйте события. Нужно отталкиваться от желаний и возможностей ребенка.
Если ребенок уже научился пользоваться ложкой, постарайтесь не кормить его сами. Есть самостоятельно — это довольно нелегко для малыша. Чем лучше ребенок управляется с ложкой, тем дольше ему можно позволить есть самому. Но если вы видите, что он устал, а в тарелке еще много еды, помогите ему, иначе он начнет капризничать и откажется есть.
Несколько советов для мам:
- Выделите малышу его собственную ложку, удобной формы и подходящую ему по величине.
- Поскольку у ребенка на еду уходит много времени, еда может остыть у него в тарелке. Чтобы ему не пришлось есть холодную еду, можно приобрести специальную тарелку с двойным дном, в которое заливается горячая вода, позволяющая еде долго оставаться теплой.
- Малышу пока не удается быть аккуратным, но это не должно быть поводом для расстройства. Надевайте на ребенка передник, фартучек, чтобы защитить одежду.
Если родители делают все правильно, поощряя ребенка в его стремлении к независимости, то к трем годам он уже сможет есть самостоятельно, накладывать себе еду на тарелку, пользоваться ложкой, вилкой, а к четырем даже накрывать на стол.
Учимся одеваться
Навыкам одевания и раздевания ребенок учится в течение нескольких лет. Навыки эти непростые, так как такие действия, как застегивание и расстегивание пуговиц, завязывание шнурков и т. д., требуют определенных усилий и терпения, причем как от детей, так и от родителей, которые, устав ждать, пока их чадо справится с очередной пуговицей или застежкой, начинают делать все за ребенка, тем самым убивая в нем стремление к самостоятельности.
Не подгоняйте малыша во время одевания, комментируйте свои действия, тогда ребено
Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания
Библиографическое описание:
Максимова М. В., Логина Н. В. Особенности формирования самостоятельности у детей дошкольного возраста в процессе самообслуживания // Вопросы дошкольной педагогики. 2018. №6. С. 12-15. URL https://moluch.ru/th/1/archive/103/3665/ (дата обращения: 03.02.2020).
Возраст от 3 до 5 лет справедливо называют «младшим дошкольным». К пяти годам у ребенка начинают проявляться черты, свойственные старшему дошкольному возрасту: произвольность психических процессов, познавательная активность и самостоятельность. Эти черты в свою очередь оказывают благотворное влияние на поведение и психику детей в этом возрасте. [1, с. 192]
Самостоятельность — очень важная черта личности человека. [3, с. 318] Самостоятельность — это не любое стремление ребенка действовать по своей инициативе. Психологи и педагоги считают, что самостоятельность не имеет ничего общего со стихийным поведением. Она проявляется в способности действовать без помощи взрослых, но в соответствии с установленными правилами. При сформированной самостоятельности ребенок действует сам, но так, как его научили взрослые. Лишь на основе соответствующих выработанных привычек, отвечающих требованиям взрослых, может быть воспитана подлинная самостоятельность, как ценная черта личности.
Самостоятельность — важнейшее психологическое новообразование, возникающее на границе раннего дошкольного детства. Центральная характеристика возраста трех лет — кризис трех лет — это кризис «Я сам!», обусловленный разрушением сложившийся и уже не соответствующих возросшим возможностям ребенка этого возраста системы отношений с взрослыми.
Благодаря достижениям в психическом и моторном развитии (главным образом благодаря овладению ходьбой и ручными умениями) уже в начале второго года малыш начинает делать первые попытки проявить самостоятельность. В этих попытках находит выражение стремление ребенка к активному освоению мира, к самоутверждению. Увы, многие родители порой готовы сделать за ребенка все, считая, что они сделают быстрее и лучше. Если постоянно глушить стремление ребенка к самостоятельности, это может привести в дальнейшем к пассивности в деятельности ребёнка, к неспособности самостоятельно принимать решения.
Такой ребенок всегда будет ждать, когда за него все сделают взрослые. Поэтому важно не оставлять без внимания попытки ребенка самостоятельно выполнить то или иное действие.
Каждое достижение ребенка, пусть и небольшое, надо поддержать. Малыш постоянно нуждается в одобрении. Воспитание самостоятельности тесно связано, прежде всего, с привлечением ребенка к участию в одевании, умывании, кормлении.
В воспитании навыков самообслуживания заложен глубокий нравственный смысл, так как они развивают у малыша способность к усилию, которое в будущем явится необходимым условием трудового воспитания ребенка. Поэтому ошибаются те взрослые, которые считают, что, выполняя все за ребенка, таким образом заботятся о нём, «облегчают» его жизнь. Взрослые должны взять за правило никогда не делать за малыша то, что он в состоянии сделать сам.
Самостоятельность — это не только навыки, связанные с самообслуживанием. Это и умение занять себя. Уже на первом году жизни важно приучить ребенка часть времени проводить без участия взрослого, занимаясь предложенными ему игрушками. Эту линию надо продолжать и в дальнейшем. Воспитание самостоятельности не означает, безусловно, устранения взрослого. Напротив, детскую деятельность необходимо направлять, надо разумно руководить ею, оставляя место для проявления самостоятельности и инициативы.
Если взрослый, наблюдая за ребенком, видит, что малыш длительное время играет однообразно надо посоветовать ему, как продолжить игру. Этот совет в следующий раз поможет ему самостоятельно придумать продолжение игры. Развитие подражательности ведет к появлению у ребенка желания делать то же, что делают взрослые, участвовать в их делах. Это стремление надо поддерживать и давать малышу доступные ему поручения: принести что-то, положить в указанном месте и т. д. Так, у ребенка формируется устойчивое желание быть самостоятельным, которое на третьем году перерастает в знаменитое «я сам!».
Третий год жизни — период интенсивного развития самостоятельности. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности. В этом возрасте самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка, совершенствуются навыки самообслуживания.
Самостоятельность формируется и проявляется в процессе приобретения и закрепления умения заниматься (слушать сказку, объяснение, отвечать на вопросы и таким образом передавать несложное содержание, самим осуществлять в рисунках и постройках задуманное и т. д.)
Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: помочь маме накрыть на стол, полить растения, убрать игрушки после игры, покормить домашнего питомца и т. д.
Для своевременного формирования самостоятельности взрослым надо знакомить ребёнка с их маленькими обязанностями: беречь одежду, игрушки, ухаживать за своим питомцем и т. д.
Осознание своей самостоятельности требует самовыражения в деятельности, исключением излишней опеки со стороны взрослых. При этом роль труда по самообслуживанию так велика, что его влияние на личность ребенка не может компенсироваться никаким другим видом деятельности. [4, с. 126]
Таким образом, выполнение задач нарастающей трудности потребует от ребенка волевых усилий, напряжения, но вместе с тем у него появится интерес, настойчивость в достижении поставленной цели.
Самостоятельность, как и другие качества личности, проявляется и воспитывается только в деятельности. Ребенок, лишенный возможности действовать, фактически лишается самого главного условия своего развития. Воспитывать самостоятельность надо в той деятельности, которой ребенок уже овладел. В раннем детстве самостоятельность воспитывается в процессе действия с предметами, так как предметная деятельность — ведущий вид деятельности ребёнка. Дети раннего возраста сами начинают проявлять желание самостоятельно есть, одеваться, так как это связано с удовлетворением насущных потребностей. Однако если детей не обучать действиям и умениям, то ребенок будет не способен проявлять активность. Поэтому воспитание самостоятельности тесно связано с формированием умений и навыков, с овладением деятельностью. [2. С. 13]
По мере взросления ребёнка необходимо больше внимания обращать на воспитание у него культурно-гигиенических навыков: умение мыть руки с мылом, чистить зубы, быть аккуратным и т. д. Выполнение всех этих требований приучает его к самостоятельности, порядку, опрятности, воспитывает уважение к труду взрослых.
У ребенка навыки в самообслуживании, приобретённые ранее, совершенствуются. Более прочной и осознанной становится привычка обслуживать себя. Приучая детей к самообслуживанию, взрослые должны быть едины в своих требованиях, т. к. разногласия затрудняют процесс воспитания.
Постепенно надо развивать у детей самостоятельность и в других видах деятельности. Например, для воспитания у ребенка желания трудиться взрослые должны показывать, как они трудятся сами, поддерживать интерес к наблюдениям за домашним трудом. Дети очень любят наблюдать как, например мама вытирает пыль, готовит пищу и т. д. Наблюдения вызовут потребность подражать. Хорошо, если взрослые создадут условия для более активного участия ребенка в труде.
Дети, которых с ранних лет приучают к труду, обычно легко и охотно занимаются самообслуживанием. Чтобы поднять интерес детей к самообслуживанию, целесообразно использовать поощрения (ребенок начал сам умываться, ему дарят зубную щетку: «Ты научился умываться, почти как большой, теперь можно учиться чистить зубы»). Это вполне допустимый воспитательный прием. Не надо только заранее обещать что-нибудь, как бы покупать труд. Приучая ребенка к труду, необходимо поощрять его успехи, всячески показывать, что труд по самообслуживанию полезен не только для него, но и для всех. При этом надо помнить: аналогичные требования взрослые должны предъявлять и к себе. Тогда ребенку легче будет понять их необходимость.
Приучая ребенка к самообслуживанию и другим видам труда, надо учитывать его индивидуальные особенности. С одним достаточно побеседовать, указать на чей-то пример, напомнить, а с другим надо быть более строгим, решительным, выразить свое недовольство, огорчение, настоять на выполнении поручения или просьбы.
Труд дошкольников носит воспитывающий характер, т. к. удовлетворяет потребность ребенка в самоутверждении, в познании собственных возможностей. Труд дошкольников тесно связан с игрой. В процессе труда дети часто обыгрывают трудовые действия.
Приобщить ребёнка к труду можно различными способами. Это самообслуживание, хозяйственные и бытовые дела, работа на природе, изготовление различных поделок, овладение навыками ремесел. Воспитание у ребенка готовности к труду — одна из основных задач при подготовке детей к школе, ведь успешность обучения во многом зависит от того, насколько ребенок приучен трудиться, воспитаны ли у него необходимые личностные качества, позволяющие ему продуктивно справляться с учебными заданиями.
В формировании у детей навыков самообслуживания, в воспитании у них самостоятельности большую помощь могут оказать художественные произведения: рассказы Л. Ф. Воронковой «Маша-растеряша», Сказки К. И. Чуковского «Мойдодыр», «Федорино горе», «Муха-цокотуха», и другие, а также народный фольклор.
Важно поддерживать у ребёнка стремление к труду и самостоятельности, не дать угаснуть детскому желанию быть независимым от взрослого.
Чем старше становится ребёнок, тем всё больше создаётся возможностей для воспитания самостоятельности. Это не только навыки самообслуживания, элементы хозяйственно-бытового труда, но и умение поставить цель в самостоятельно избранной деятельности, организовать её, проявить настойчивость в достижении результата, оценить его, а в случае ошибки — приложить усилия, заставить себя исправить её.
Переход ребенка от раннего к дошкольному возрасту связан, прежде всего, с кризисным состоянием Я — сам, возникновением Я — сознания, образа Я, что выражается в стремлении к самостоятельности и гордости за свои достижения. В это время ребенок особенно нуждается в принятии со стороны взрослого, в признании его достижений.
Самостоятельность — это постепенно развивающееся качество, высокая степень которого характеризуется стремлением к решению задач деятельности без помощи со стороны других людей, умением поставить цель деятельности, осуществить элементарное планирование, реализовать задуманное и получить результат, адекватный поставленной цели, а также способность к проявлению инициативы и творчества в решении возникающих задач.
В любом виде деятельности надо постепенно переводить ребенка на самостоятельную основу. Уровень самостоятельности должен повышаться в связи с возрастающими возможностями. Пусть вначале ребенок самостоятельно получает только результат, а цель, способы и план деятельности определяются и выполняются с помощью взрослого.
Дошкольный возраст — особый, уникальный по своей значимости период в жизни человека. Это время активного познания окружающего мира, человеческих отношений, осознания себя в системе предметного и социального мира, развития познавательных способностей.
Примеры дидактических игр и упражнений для формирования культурно-гигиенических навыков и навыков самообслуживания. [5]
Мыльные перчатки
Цель. Научить ребенка тщательно мыть руки, правильно намыливая и смывая грязь. Ощутить радость от чистоты своего тела. Активизировать словарь: мыло, мыльница, намыливать, пена, смывать.
Девочка чумазая
Цель: Учить детей купать куклу, запоминать последовательность игровых действий. Побуждать к использованию в игре предметов-заместителей. Обогащать игру новыми сюжетами. Активизировать словарь: купаться, мыть, теплая вода. Воспитывать добрые чувства, заботливое отношение к кукле.
Чистка посуды
Игрушки: средство для чистки посуды, губка, посуда для небольшого количества чистящего средства, металлический предмет (небольшая кастрюля, чайник или ложка).
Процесс сложный и ответственный и тем более интересный маленькому ребенку. Вся процедура чистки кастрюли демонстрируется малышу медленно и с явным интересом к делу. Так ребенку дают возможность узнать ход действий во взаимосвязи, четко осознать отдельные действия и обратить внимание на дело в целом. Ребенку предлагается повторить упражнение с другой вещью. Через некоторое время можно отойти, но непрерывно поддерживать связь с работающим ребенком. Когда игра-занятие закончено, следует показать ребенку, как все убрать. Только после уборки упражнение считается законченным.
Уборка
Игрушки: крупы, ложечка, поднос, губка или щетка, совочек.
Пересыпание крупы из одной банки в другую ложкой, перебирание гречки или пшена, а также уборка рассыпанного, особенно при помощи губки и совочка.
Водичка, водичка
Цель. Вызвать у детей положительный настрой, желание включаться в процесс самообслуживания. Уметь на картинках и в жизни узнавать и правильно называть процесс умывания, предметы, необходимые для его осуществления.
Научим Катю раздеваться
Цель: Помочь детям запомнить последовательность раздевания; учить их аккуратно вешать и складывать одежду.
Одевание куклы после сна
Цель. Научить детей воспроизводить 3–5 последовательных действий. Закрепить знания детей о предметах одежды и порядке их надевания. Формировать умение договариваться в ходе игры.
Мы теперь умеем сами на прогулку одеваться
Цель. Освоение одевания как целостного процесса самообслуживания, закрепление последовательности и способов рационального выполнения действий. Обучение элементарному самоконтролю предметно-схематической модели последовательности одевания на прогулку. Закрепление названия предметов. Умение предложить помощь, поблагодарить.
Рамки сзастежками
Деревянные рамки с различными застежками: большие пуговицы, маленькие пуговицы, кнопки, банты, шнурок, который вдевается в дырку, шнурок, который наматывается на крючки и петли, застежки из ремешков, застежки-«липучки».
Мы встречаем гостей
Цель: Учить детей правильно называть отдельные предметы посуды, формировать представления об их функциях. Закреплять некоторые правила и навыки культуры поведения во время еды. Воспитывать приветливость, заботливость.
Очень важно помнить, что занятия должны создавать у детей хорошее настроение, вызывать радость. Ребенок радуется тому, что узнал новое, радуется своему достижению. Эта радость является залогом успешного развития детей на ступени раннего возраста и
Литература:
- Белкин А. С. Основы возрастной педагогики. — М., 2000. — 192 с.
- Нечаева В. Г. Воспитание дошкольников в труде. — М.: 1983.
- Осницкий А. К. Психология самостоятельности. — М., Нальчик, 1996. — 318 с.
- Задворина Л. Д. Развитие навыков трудовой деятельности у детей. — СПб.: 2004. — 126 с.
- Рылеева Е. В. Вместе веселее! Дидактические игры для развития навыков сотрудничества у детей 4–6 лет. — М.: Айрис-пресс, 2003.
Основные термины (генерируются автоматически): ребенок, самостоятельность, воспитание самостоятельности, взрослый, вид деятельности, навык самообслуживания, стремление ребенка, самообслуживание, умение, труд.
Консультация на тему: «Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
«Формирование самостоятельности у детей дошкольного возраста»
Актуальность проблемы.
Современная начальная школа предъявляет высокие требования к уровню готовности детей к школьному обучению. Детский сад, являясь первой ступенью в системе образования, выполняет важную функцию подготовки детей к школе. Оттого, насколько качественно и своевременно дошкольник будет подготовлен к школе, во многом зависит успешность его дальнейшего обучения. Среди качеств будущего школьника, исследователи особо выделяют самостоятельность ребёнка, т.к. она способствует развитию его личности в целом.
В наше время многие родители мало дают возможностей в развитии самостоятельности своего чада. В виду своей занятости предпочитают сделать за ребёнка сами, лишая его возможности научиться делать самому. Когда трёхлетний ребёнок приходит в детский сад и не может самостоятельно застегнуть сандалии, надеть колготы, пользоваться ложкой и т.д., у него возникает внутренний протест с самим собой, ребёнок капризничает и наотрез отказывается самостоятельно выполнить то или иное действие. К сожалению, таких детей на сегодняшний день становится всё больше. Тогда перед воспитателем встаёт проблема, как творчески и без нанесения вреда психическому здоровью ребёнка и его родителям разрешить этот вопрос.
Встречаясь с этой проблемой в практической деятельности с детьми, понимая важность этого вопроса, решила уделить особое внимание развитию самостоятельности у дошкольников. Определила для себя следующие задачи:
- изучение теоретических подходов к проблеме воспитания самостоятельности в дошкольном возрасте;
- выявление уровней проявления самостоятельности у детей дошкольного возраста;
- формировать у детей навыки самообслуживания;
- развивать у детей самостоятельность в познавательной деятельности, научить их самостоятельно овладевать знаниями, формировать свое мировоззрение;
- научить детей применять имеющиеся знания в жизненных ситуациях;
- воспитывать в детях духовно-нравственные качества.
Уверена, что это поможет моим воспитанникам в успешной социализации. А в дальнейшем – в активной жизненной позиции.
Что такое самостоятельная деятельность?
Для многих взрослых самостоятельный ребёнок – это тот, который быстро и самостоятельно делает то, что ему скажут (переодевается, умывается, ест и т.д.), в общем не мешает жить. Самостоятельность – хитрое слово, основа основ современного образования. Я считаю, что самостоятельная деятельность – это внутренне мотивированная деятельность. Делает ребёнок что-то – вот вам и деятельность. А это не так. Допустим, рисуют дети птичку. Один хочет угодить воспитателю – старается нарисовать аккуратно, но ему это совершенно не интересно. Второму просто нравится рисовать – он не заботится о правильности, наслаждается процессом. Третий всё делает, чтобы поскорее пойти поиграть. Четвёртый очень любит птичек, поэтому не только делает всё тщательно, но и что-то привносит от себя, пытаясь передать движение крыльев, красоту оперенья. Цель у всех одна – нарисовать птичку, а вот мотивы – разные, поэтому и результаты различны.
Как отмечал Л. А. Венгер, взрослые учат детей не деятельности, а только действиям. Чем это плохо? На уровне действия процесс всегда прекращается, а на уровне деятельности продолжается как творческий и самостоятельный. Только тогда мы получаем эффект развития.
Я считаю, что сегодня ребёнок не мотивирован на реализацию разных видов деятельности, не ставит самостоятельных целей, а лишь по итогам проводимой с ним работы овладевает некоторыми способами действия.
Важно понимать, что для формирования самостоятельности значима именно внутренняя, собственная мотивация ребёнка. Когда «надо» меняется на «хочу». Самостоятельность ребёнка в деятельности проявляется при её выборе и осуществлении, при постановке целей, определении и разрешении задач; при обобщении и переносе способов действий, а не при послушном выполнении поставленного кем-то задания. Именно поэтому проблема формирования детской самостоятельности не затрагивает аспекта самообслуживания. Последнее связано с выработкой определённых навыков, которые следует расценивать как проявление организованности, а не самостоятельности. Задачи того, что ребёнок делает, диктуются требованиями социума, а не его потребностями, и выполняются именно как навык, как привычка действовать определённым образом в определённых условиях.
Итак, я придерживаюсь мнения, что самостоятельный ребёнок – тот, который сам ставит себе цели и может их добиваться.
На что похожа самостоятельность?
У нас долгое время бытовало мнение, что ребенок еще не личность. В нем отмечалось лишь то, что отличало его от взрослого. Получалось, что маленький ребенок – это существо неполноценное, которое не может самостоятельно мыслить, действовать, иметь желания, не совпадающие с желаниями взрослых.
На что же похожа самостоятельность?
Чем старше становился ребенок, тем меньше в нем находили “несовершенств”, но сути дела это не меняло. И только в последнее время у нас утвердился “позитивистский” подход к развитию ребенка: за ним наконец-то признали право быть личностью. А самостоятельность – верная спутница личностного развития.
Что же такое самостоятельность? Казалось бы, ответ лежит на поверхности, но все мы немного по-разному его понимаем. Наиболее типичные ответы:
“это действие, которое человек осуществляет сам, без подсказки и помощи окружающих”;
“способность рассчитывать только на свои силы”;
“независимость от мнений окружающих, свобода выражения своих чувств, творчество”;
“умение распоряжаться собой, своим временем и своей жизнью вообще”;
“умение ставить перед собой такие задачи, которые до тебя никто не ставил, и решать их самому”.
Трудно возразить против этих определений. Они точно указывают на самостоятельность человека и, по большому счету, зрелость его личности. Но как применить эти оценки к малышу 3 лет? Практически ни одна из них не может быть использована без существенных оговорок. Значит ли это, что правы были те психологи, которые утверждали, что полная самостоятельность малышам недоступна и посему о личности ребенка говорить преждевременно? И да, и нет.
Самостоятельность ребенка, конечно, относительна, но она зарождается в раннем детстве. Распознать ее у ребенка очень сложно: мы оперируем критериями “зрелой” самостоятельности, а у него она выражена неявно, часто мимикрирует под другие качества или обнаруживается только частично. Угадать ее проявления, помочь первым росткам окрепнуть и развиться – непростая задача. Как переоценка, так и недооценка зарождающейся детской самостоятельности весьма небезразличны для развивающейся личности ребенка и чреваты одним и тем же результатом – беспомощностью наших детей перед лицом жизненных проблем, а то и грубыми задержками в развитии.
Как воспитать в дошкольниках самостоятельность?
Предполагаю, что задача каждого ребенка — стать взрослым, самостоятельным человеком, умеющим принимать решения, отвечать за свои поступки, делать осознанные выборы и строить свою жизнь. Задача взрослых — помочь ему в этом нелегком деле. Главная сложность в формировании детской самостоятельности у педагога заключается в затрате его личностных качеств: терпение, умение осуществить личностно-ориентированный и деятельностный подход. Самостоятельность и ответственность закладывается постепенно, и начинать это дело следует как можно раньше.
Считаю наиболее эффективными следующие методы обучения:
- проблемное обучение;
- методы ТРИЗ;
- игровые технологии;
- здоровьесберегающие технологии
Каждый ребенок – уникальная личность, развивается индивидуально.
Темперамент, его врожденные способности, сфера интересов, даже семейная практика поощрения и наказания – все существенно влияет на темпы становления детской самостоятельности.
Приведу пример из моей практики. В группе были дети, которые чувствовали себя неуверенно, зажато, с трудом выражали свои мысли, некоторые испытывали страх и неуверенность при общении.Я поставила перед собойцель: раскрепостить детей, добиться того, чтобы каждый ребёнок без страха рассказал о своей деятельности не только перед своими товарищами, но иперед незнакомыми взрослыми. Эта работа началась в среднем возрасте. В группе мы часто беседовали на разные темы: о перелётных и зимующих птицах, о животных в нашем зоопарке, о труде, о профессиях, о разных событиях, которые произошли в жизни детей и др. Во время этих бесед дети самостоятельно предлагали свои варианты представлений на эти темы в виде рисунков, поделок, стихов. А в старшей группе я могла гордиться результатом моей работы: дети свободно обменивались информацией, делали выводы, особенно это было показательно в проекте «Все работы хороши». Совместно с детьми мы выбрали профессию строитель. Но эта профессия охватывает ряд других отдельных профессий, без которых нельзя построить дом: кровельщик, каменщик, крановщик и др. Когда мы готовили этот проект, дети самостоятельно сделали выбор того, как они будут участвовать в проекте. Кто–то решил стать проектировщиком, а кто-то представить профессию плотника, штукатура, маляра. И на вопрос — почему именно эта профессия, дети обосновывали свой выбор. А были и такие, кто занял место в зрительном зале. И это тоже был самостоятельный выбор.
Кроме того участие в проекте помогло детям научиться публично выступать, свободно чувствовать себя перед аудиторией взрослых и детей. Теперь могу с уверенностью сказать, что в будущем дети будут способны свободно высказывать свое мнение перед аудиторией, свободно общаться со сверстниками и взрослыми, действовать самостоятельно, без подсказки, свободно выражать свои чувства, ставить перед собой задачи и решать их самому. И я считаю, что в этом есть и моя заслуга.
Какие трудности возникают при реализации самостоятельной деятельности?
В ходе своей работы я выявила ряд трудностей:
- во-первых – недостаточно теоретических знаний по данному вопросу;
- во-вторых – отсутствие у родителей готовности умело направлять, развивать, обогащать самостоятельную деятельность детей;
- в-третьих – недостаточное использование различных ситуаций для формирования детской самостоятельности;
- в-четвёртых – безразличие некоторых родителей к деятельности своего ребёнка. Ребёнок предоставлен самому себе, его инициатива не поддерживается родителями.
Итог работы по формированию самостоятельности у детей дошкольного возраста.
В результате проведенной работы заметила, что дети стали более самостоятельными и активными в доведении работы до конца, понимали значение слова «самостоятельность», свободно оперировали этим понятием применительно к себе и сверстникам. Повысился уровень самоконтроля, более объективной стала оценка детьми своих возможностей.
Подводя итог проделанной работы можно сказать, что такую черту личности ребёнка как самостоятельность необходимо развивать на протяжении всего периода дошкольного возраста.
Я считаю себя творческим воспитателем и стараюсь жить и работать по принципу: «Если хочешь воспитать в детях самостоятельность, смелость ума, вселить в них радость сотворчества, то создай такие условия, чтобы искорки их мыслей образовывали царство мысли, дай им возможность почувствовать себя в нём властелином».
Статья (старшая группа) на тему: Развитие самостоятельности у дошкольников
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
детский сад № 22 общеразвивающего вида с приоритетным осуществлением
деятельности по познавательно-речевому развитию детей Кировского района
Санкт-Петербурга
Статья
Развитие самостоятельности у детей дошкольного возраста
Подготовил: Осипова Тамара Николаевна
Санкт-Петербург
2017 год
Важным качеством, позволяющим ребенку успешно социализироваться и найти свое место в обществе, является самостоятельность. Однако, несмотря на то, что развитие самостоятельности и инициативы у детей дошкольного возраста – одна из первостепенных задач для любого родителя, выполнить ее не так-то просто.
Одной из ключевых проблем, с которой приходится сталкиваться родителям самостоятельного ребенка, зачастую становится то, что взгляды ребенка и взрослого зачастую не совпадают, что влечет за собой немало разногласий.
И воспитание самостоятельности должно осуществляться параллельно с воспитанием ответственности, готовности к разумным ограничениям, следованию тем или иным правилам и нормам.
И несмотря на то, что с точки зрения здравого смысла это абсолютно оправданно, далеко не многие родители могут сразу принять этот факт и следовать этому принципу.
Развитие педагогической науки привело к тому, что статус ребенка был в корне пересмотрен. И если раньше он воспринимался исключительно как зависимый член семьи, которого нужно воспитывать, не спрашивая его желания и мнения. Именно поэтому воспитанию самостоятельности не уделялось должного времени и внимания. По мере взросления ребенка это неизбежно приводило ко многим трудностям. Требуя от ребенка способности к принятию решений, родители не давали ему в полной мере почувствовать свободу и проявить себя. Потому, что опыта принятия решений и поведения во многих ситуациях у него нет.
Воспитание ребенка по заранее, четко определенным инструкциям, может быть, в какой-то мере удобно для родителей, но оно абсолютно неприемлемо для детей. И главным минусом такого подхода является то, что ребенок полностью лишается самостоятельности, на долгие годы оставаясь инфантильным, неуверенным в себе и собственных возможностях.
Воспитывая детей, многие родители также стараются лишить их самостоятельности, маскируя это видимостью заботы, гиперопеки в силу возраста. На самом же деле такие условия не позволяют ребенку принимать самостоятельные решения, а следовательно и нести за них ответственность. И оберегая ребенка от ошибок, родители лишают его возможности приобрести важный для него жизненный опыт. Вот почему развитие самостоятельности и инициативы у дошкольников приобретает особый смысл.
Среда, в которой пребывает ребенок, должна быть максимально доступной и комфортной для его дальнейшего развития.
Несмотря на то, что ребенка с малых лет необходимо приучать к разумным ограничениям и запретам, не стоит забывать о том, что он нуждается в пространстве, в котором он будет чувствовать себя максимально комфортно и уверенно. В каждой из комнат нужно размещать вещи, доступные для детей; в ней желательно выделить хотя бы небольшой уголок, где могли бы храниться вещи, которым они смогут распоряжаться по своему усмотрению.
Детей необходимо постепенно приучать к самостоятельному выполнению тех или иных действий.
- Сначала просто демонстрируя их выполнение, затем – потихоньку вовлекая его в процесс.
- Родители должны разрешить ребенку помогать ему в уборке, приготовлении пищи и т.д.
- Очень нежелательно торопить ребенка, или избавлять его от необходимости самостоятельной работы.
Безусловно: несформированность навыков зачастую заставляет ребенку тратить на выполнение самых элементарных действий гораздо больше времени, чем могут предположить родители. И для того, чтобы дождаться, когда же он наконец-то завяжет шнурки или разложит по местам игрушки, родителю придется проявить немало выдержки и терпения. Но, выполняя простые вещи вместо ребенка, родители рискуют надолго отбить у ребенка охоту проявлять в чем-либо инициативу, воспитывать в себе самостоятельность.
Не стоит сразу требовать от детей совершенства.
Даже самое простое дело может вызвать немало трудностей у ребенка в том случае, если он берется за него в первый раз. Ребенок младшего и дошкольного возраста, хоть и не обладает достаточным опытом, довольно быстро сам понимает, что именно он неправильно делает. И шквал критики в его адрес, особенно от родителей, может надолго выбить почву из-под его ног
Легко приучить ребенка к самостоятельности можно регулярно поручая ему простые домашние дела. Делегировав ребенку часть своих обязательств, родитель не только сможет подарить себе немало свободного времени в будущем, но также приучить ребенка к ответственному отношению к дому, быту. Обычный ребенок дошкольного возраста сможет легко протирать в комнатах пыль, мыть и вытирать посуду и т.д. Поначалу, делать все это ребенок должен под контролем и руководством родителей. Затем ему можно предоставить больше свободы.
Поддержка инициативности детей также должна означать расширение границ их личного пространства и предоставление ему права выбора.
Немаловажную роль в этом играет также развитие навыков самообслуживания. Ребенок, умеющий самостоятельно одеваться, обуваться, быстрее других становится независимым и самостоятельным. Для того, чтобы ему было легче управляться с одеждой и обувью, лучше всего организовать для ребенка специальные шкафчики с низкими полками, вешалками и перекладинами, рассчитанными на его рост. Это позволит ребенку легко управляться с ними. Поскольку у дошкольников еще не очень хорошо сформировано представление о временах года, одежда, которая находится в его личном шкафчике, должна строго соответствовать сезону.
Без чего еще не обойдется развитие самостоятельности и инициативности младших и старших дошкольников? Конечно же, без формирования санитарно-гигиенических навыков детей.
- Ребенка нужно приучить регулярно умываться, держать в порядке одежду, прическу и т.д.
- В ванной комнате должна находиться корзина для белья, куда ребенок мог бы складывать грязные вещи.
- Все предметы гигиены должны быть доступны ребенку.
- Если рост ребенка не позволяет ему дотянуться до раковины или крана, рядом с ними устанавливается небольшой стульчик или подставка.
На кухне желательно выделить полку с детской посудой, столовыми приборами, маленькой тряпкой для уборки. Дети дошкольного возраста могут также попробовать приготовить несколько простых блюд или помогать родителям в этом деле (например, чистке или нарезке овощей и т.д.). Желательно также готовить ребенку такую еду, которую он сможет есть самостоятельно, без помощи взрослых и какого-либо участия с их стороны
Важно, чтобы игровая деятельность дошкольника также приучала его к самостоятельности, инициативности и т.д. Для этого ему нужно организовать специальное место для хранения игрушек; сделать так, чтобы они все время были доступны ему.
Правильно оценивая роль самостоятельности в жизни детей, родители воспитают их готовыми к любым жизненным обстоятельствам.
Консультация: Развитие самостоятельности у дошкольников
Что такое самостоятельность?
Обычно родители начинают задумываться о самостоятельности своего ребенка, когда тот начинает ходить в школу. Однако начинать воспитывать это качество нужно гораздо раньше — и чем раньше, тем больших успехов можно достичь.
Прежде чем говорить о том, как же воспитывать в детях самостоятельность и когда необходимо это делать, нужно определиться с тем, что это такое. Ответ на вопрос, что же такое самостоятельность, будет разным, в зависимости от возраста ребенка. Самостоятельность — ценное качество, необходимое человеку в жизни, и оно должно воспитываться с раннего возраста.
Дети по своей природе активны. Задача взрослых — развивать эту активность, направлять ее в нужное русло, всем нам знакомо стремление ребенка к самостоятельности. «Я сам», — говорит он каждый раз, когда взрослые начинают натягивать на не-го рубашку, колготки, кормить его.
Взрослые торопятся прийти па помощь ребенку, спешат сделать за него сами. Им кажется, что ребенок не может выполнить это самостоятельно: порвет, упадет, уколется, а взрослый сделает все быстрее и лучше.
Но такие действия взрослых членов семьи причиняют только вред. Ребенка лишают самостоятельности, подрывают у него веру в свои силы, приучают надеяться на других.
Все родители стремятся воспитать своего ребенка самостоятельным, мечтают, чтобы он с детства помогал им. Но не всегда удается приучить ребенка к самообслуживанию, к посильному труду, поскольку родителям часто не хватает терпения научить, подождать, пока закрепятся навыки и умения. А потом взрослые удивляются, что ребенок не самостоятельный, не умеет ничего делать, не помогает. Следовательно, эти важные для дальнейшей жизни качества нужно формировать с раннего детства.
Что дети младшего возраста должны научиться делать самостоятельно:
-мыть руки, засучивая рукава; мыть лицо, не разбрызгивая воду; правильно пользоваться мылом;
-не мочить одежду; сухо вытираться полотенцем, без напоминания вешать его на отведенное место
-одеваться и раздеваться в определенной последовательности:
-одежду снимать, надевать, складывать, вешать, — вывертывать на лицевую сторону, пуговицы за-
— стегивать, расстегивать, завязывать шнурки ботинок;
-замечать непорядок, в одежде и самостоятельно устранять его или обращаться за помощью к
взрослому;
-своевременно пользоваться носовым платком, туалетом;
-пить из чашки, есть, хорошо пережевывая пищу с закрытым ртом;
-правильно пользоваться ложкой, вилкой (к концу четвертого года жизни, салфеткой;
-убирать игрушки, книжки, строительный материал на определенное место.
Игра- как ведущая деятельность дошкольников, является отличным средством для развития детей. Самостоятельность в игре развивается непроизвольно. Ведь в игре ребенок предоставлен самому себе, находится в среде таких же малышей.
В творчестве самостоятельность развивается тоже очень эффективно.
На занятиях дети создают новые и оригинальные изделия, рисунки. При этом активизируются воображение.
Хороший эффект развитие детской самостоятельности достигается через похвалу. Если что-то выполнено ребенком хорошо, то было бы правильно похвалить его.
Воспитание самостоятельности начинается с обустройства соответствующей среды в доме.
• Детская мебель должна соответствовать возрасту ребенка,
• Стеллажи с книгами, развивающими играми и конструкторами в пределах досягаемости малыша.
• Гардероб ребенка, полки и штанги для одежды должны быть на доступной высоте.
Самостоятельность у ребенка 4-5 лет должна проявляться в гигиенических процедурах, потому подготовьте к этому ванную комнату.
СОВЕТ РОДИТЕЛЯМ!!!
Делайте все не за ребенка, а вместе с ним. Сообща убирайте игрушки (сначала в форме игры), ходите в магазин, наводите порядок. Показывайте, учите, объясняйте. Давайте возможность пробовать, пусть это и займет все свободное время. Результат стоит усилий.
Самостоятельные действия детей развивают крупную, мелкую моторику, мышление, память, внимание. Развитие крупной, мелкой моторики развивает речь.
Самостоятельные дети – развитые дети! Давайте будем стремиться к развитию наших детей!
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Усадский детский сад
«Волшебный замок» Высокогорского муниципального района Республики Татарстан
ВЫСТУПЛЕНИЕ
ТЕМА: «РАЗВИТИЕ САМОСТОЯТЕЛЬНОСТИ У ДОШКОЛЬНИКОВ»
Воспитатель:
Гилязова А.И.
Статья (младшая группа) на тему: Формирование самостоятельности у дошкольников.
Третий год жизни – период интенсивного развития самостоятельности. Формированию самостоятельности отводится важная роль в организации личностно-ориентированного и деятельностного подхода к развитию, воспитанию и обучению детей. Интерес к данной проблеме обусловлен, прежде всего, тем, что стремление к самостоятельности свойственно маленьким детям. Это внутренняя потребность растущего организма, которую необходимо поддерживать и развивать. Промедление в ее формировании приводит к появлению у детей капризов, упрямства или бездеятельности: дети надеются, что все для них должны делать окружающие.
По мнению С.Н.Теплюк истоки самостоятельности зарождаются в раннем возрасте. Именно здесь берут начало пути формирования самостоятельных действий и умений, постепенно усложняющихся в игре и занятиях, в восприятии окружающего и общении.
С помощью взрослого самостоятельные умения ребенка закрепляются, постепенно приобретая статус свойства личности. Самостоятельность проявляется во всех сферах жизни и деятельности ребенка: в навыках самообслуживания, в сюжетно-ролевой игре, в образовательной деятельности (умение слушать сказку, объяснять, отвечать на вопросы, передавать несложное содержание, и т.д.). Дети учатся самостоятельно выполнять простейшие трудовые поручения: расставить по местам игрушки, убрать конструктор, полить растения, покормить птичек, убрать снег на участке. У ребенка формируется умение по своей инициативе выразить положительное отношение к сверстнику: помочь что-то сделать, вместе понаблюдать за чем-то интересным.
Для формирования самостоятельности взрослые (педагоги и родители) сообщают детям их маленькие обязанности. Назовем некоторые из них: беречь одежду, не разбрасывать игрушки, не шуметь во время занятия и т. д.
Необходимо создавать условия для того, чтобы в самостоятельной деятельности дети могли использовать накопленные знания и опыт. Освоив на занятиях новые предметные действия, дети могут перенести их в самостоятельную деятельность.
Самостоятельная деятельность детей на третьем году жизни разнообразна: сюжетно-ролевые, строительные, дидактические игры, предметная деятельность, движения, ориентировочно-познавательная деятельность, наблюдения, рассматривание книг, картинок, изобразительная деятельность, проявление элементов труда в виде самообслуживания, выполнения практических поручений взрослого.
Для правильной организации самостоятельной детской деятельности, педагогу, прежде всего, необходимо соблюдать ряд общих условий:
- Освободить достаточно времени для деятельности. Это может быть достигнуто только при условии методически правильной организации режимных процессов, если четко соблюдается принцип постепенности. При этом высвобождается больше времени для самостоятельной деятельности ребенка.
- Создать достаточный простор для движений и обстановку для всех остальных видов деятельности.
- Обеспечить подбор материала для детей третьего года жизни по всем видам деятельности. Игровой материал необходимо время от времени менять, что повышает интерес к нему и способствует лучшему использованию.
- Правильно расположить игровой материал в игровой комнате. Для каждого вида деятельности следует обязательно выделить определенное место: дети должны хорошо знать, где хранится тот или иной материал, где взять нужную игрушку и куда положить ее после игры.
- Во время деятельности целесообразно, чтобы на данном возрастном этапе воспитатель использовал индивидуальное общение с ребенком; при этом он может использовать такой прием воздействия, который больше соответствует уровню развития и индивидуальным особенностям малыша.
- Необходимо обеспечить правильное руководство всеми видами деятельности.
Руководя самостоятельной деятельностью детей, воспитатель направляет свое внимание, прежде всего на то, чтобы все малыши были заняты и находились в бодром, спокойном состоянии. В зависимости от их поведения и настроения педагог определяет, с кем из детей и чем именно целесообразно в данный момент заняться. Но, помогая ребенку справиться с задачей, педагог должен учитывать, что в данном возрастном периоде развития ребенка ему не следует давать готовые рецепты к действию, а побудить его выполнить знакомое действие, сообразить, как работать быстрее и качественнее.
Воспитывая самостоятельность, педагог использует приемы объяснение и показ, сочетая их с активной деятельностью детей. В процессе показа и после него детям задают разнообразные вопросы, создают проблемные ситуации, чтобы подвести детей к правильному способу выполнения того или иного действия.
По мере накопления детьми определенных знаний им дается возможность действовать по словесному указанию. Вначале объяснения носят подробный характер, постепенно переходя к общим напоминаниям. Например, когда дети наводят порядок в игровом уголке, им объясняют: « Посуда находится на кухне. Овощи и фрукты на полках магазина. Машины в гараже». В дальнейшем достаточно просто сказать: « Что нужно сделать с игрушками, когда поиграли».
Выделяют следующие условия формирования самостоятельности детей дошкольного возраста:
— целенаправленное формирование самостоятельности в семье с учетом уровня развития этого качества у ребенка;
— сотрудничество ДОО и семьи с целью повышения уровня самостоятельности детей.
Важная роль в формировании самостоятельности отводится родителям. Родители должны целенаправленно ее развивать, не оставляя на потом. При этом родители должны помнить, что при развитии самостоятельности объем самостоятельных действий ребенка постоянно увеличивается, а помощь взрослого сокращается. Показателем самостоятельности ребенка является результативность его действий. Лишь отдав ребенка в детский сад, родители с удивлением обнаруживают, что их «очаровательный зайка» отстает от сверстников. Действительно, одни малыши, оказавшись в детском саду, самостоятельно едят, одеваются, общаются со сверстниками. С другими возникает масса проблем, потому что прежде каждый момент их жизни обеспечивали взрослые. У таких детей нет достаточного опыта самостоятельной деятельности, вот и приходится воспитателям учить их элементарным навыкам самообслуживания и общения.
Проявление инициативы – это первый компонент в развитии самостоятельности. Если помогать ребенку регулярно, в его действиях скоро обнаружится второй компонент – целеустремленность, проявляющаяся в увлеченности делом, желании получить не любой, а именно нужный результат. Целеустремленность проявляется в безудержных инициативах: стирать белье как мама, или забивать гвозди, как папа. Но в начале, нет ни умения, ни настойчивости, и чтобы инициатива не пропала, надо помочь. А родители, к сожалению, не всегда охотно поддерживают детскую самостоятельность: это и обременительно и небезопасно. Овладев вторым компонентом, ребенок все равно остается зависимым от взрослого.
Огромная роль в развитии и воспитании ребенка принадлежит игре – важнейшему виду детской деятельности. Игра – самостоятельная деятельность, в которой дети впервые вступают в общении со сверстниками. Их объединяет единая цель, совместные усилия к ее достижению, общие интересы и переживания. Дети сами выбирают игру, сами ее организуют. При организации игры педагог должен стремиться к тому, чтобы дать возможность детям проявлять самостоятельность и инициативу.
Для воспитания самостоятельности у дошкольников педагог использует такие формы работы с родителями:
— наблюдения, вследствие которых старается выяснить настроение ребенка;
— подбор музыки к играм, спектаклям совместно с родителями;
— выявление дисгармоничных отношений с помощью сюжетно-ролевой игры.
Такая совместная деятельность педагога и родителей способствует обогащению детей знаниями, отражающими труд взрослых, у детей возникает ответственность за свою воображаемую работу. Имея определенные знания дошкольникам легче организовать игру самостоятельно, отражая в игре труд взрослых. Повышается активность детей, их стремление к творчеству. Совместная деятельность педагога и родителей в сюжетно-ролевой игре помогает сформировать у дошкольников самостоятельность, умение принимать решение самому, отвечать за их последствия. Дети становятся уверенными в себе, подготовленными к жизни.
Изобразительная деятельность, и в частности аппликация, заключает в себе большие возможности для развития самостоятельности дошкольников.
Таким образом, педагогом создаются необходимые условия в детском саду, которые требуют от ребенка постоянного проявления самостоятельности в разных видах деятельности. Самостоятельность постоянно «тренируется» в детском саду и «закрепляется» в домашних условиях. Формирование детской самостоятельности способствует умственному развитию и становлению личности ребенка.