Развитие мелкой моторики в 1 год: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Развитие моторики у детей 1-2 года, обучение посредством копирования

Развитие мелкой моторики у детей от 1 до 2 лет.  Удается удерживать ложку и оперировать ею…  Важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа…

Мелкая моторика рук для детей имеет огромное значение для его полноценного развития, определения потенциальных и врожденных заболеваний и выработки верных стереотипов поведения. При развитии этого психофизиологического показателя необходимо уделить максимальное внимание на первоначальном этапе, который большинство педиатров и психотерапевтов связывают с возрастом один-два года. О том, почему это так важно для здоровья ребенка, как развивать мелкую моторику и на что обращать внимание — ниже.

Почему столь важно развивать моторику?

Моторике мелких движений неспроста уделяется так много внимания. Помимо тактильных ощущений и их применимости, в процессе принимают активное участие зрение, обоняние и вкус (дети все несут в рот, пытаясь «опознать» тот или иной предмет), а головной мозг в это время анализирует целый комплекс разнообразных чувств.

Если уйти от теоретических выкладок, то развитие моторики, в чем заинтересован любой родитель, напрямую влияет и на самостоятельность чада.

Приведем пример: ваш карапуз впервые в жизни сам ест ложкой, щедро разбрасывая пищу по лицу, одежде, столу и кухне, становясь героем ролика для Ютуба. Его действия не только не осознанны, но и продиктованы тем, как именно воспринимает ребенок окружающий мир: держит столовый прибор, зачерпывает еду, несет ее ко рту. В случае правильно выработанной моторики, ребенку уже с первых раз удается удерживать ложку и оперировать ею в тарелке. В случае правильного развития, уже к году-полутора он способен самостоятельно есть, при каких-либо отклонениях это будет несложно заметить.

Cпособы развития

Развитие мелкой моторики у детей в 1-2 года вызывает большой научно-практический интерес, только в последние годы блестящие работы защитили Анна Антакова-Фомина, Мария Кольцова, Лидия Савина, Тимофей Ткаченко.

Несмотря на разный взгляд на психосоматические условия развития ребенка, все они сходятся в мысли относительности необходимости дополнительного развития детской мелкой моторики. Способы различны — от лепки до развивающих игрушек.

Развитие психомоторных функций, куда специалисты относят совместную деятельность мышечной, нервной, костной систем, не требует применения каких-то особенных вещей. В самом юном возрасте, еще до года, огромное значение имеют погремушки, соски-пустышки и прочие вещи, до которых ребенок может дотянуться. Ощупывая их, получается первичная информация о габаритах, температуре, жесткости, сопротивлении или податливости.

Практически сразу данная информация находит отражение и ребенок способен «узнать» пустышку как мягкий и приятный объект. И в этом возрасте покупка развивающих игрушек не имеет никакой практической пользы — грудничок куда больше ориентируется на звук, издаваемый предметом, на цвет и вкусовые качества (поэтому все тащится в рот).

С чего начать обучение?

Родителям или опекунам необходимо постоянно обращать внимание на то, что именно и как делает ребенок — это крайне важно для верного развития мелкой моторики у детей в 1 год и чуть старше. Одним из приемов является «перебирание крупы», когда в большую и широкую емкость высыпается любое недорогое зерно и ребенок, погружая руки по запястья, сжимает-разжимает пальчики. Если не хотите видеть рассыпанную крупу по всей квартире, можно сшить или купить тканевые мешочки — иногда они продаются по очень высокой цене с горделивой пометкой «антистресс» — хотя изготавливаются в домашних условиях за считанные минуты.

Девочки ищут в фасоли предметы

Неплохим подспорьем могут служить пальчиковые краски или материалы для лепки, которых весьма много в продаже. Судя по опросу родителей, приобретавших их для чада, ребенок способен проводить целые часы у мольберта или стола, вырабатывая не только мелкую моторику, сколь общую координацию движений. А вот конструкторы, даже самые примитивные, лучше отложить до полутора-двух лет: у годовалых еще не выработано конструктивное мышление и ребенок даже не догадывается, что две детали можно соединить в одну.

Что еще нужно знать о мелкой моторике у детей?

Развитие моторики у детей в 1 год станет эффективным, если приобрести так называемые, мульти-коврики. Формально это напольные или настенные изделия, оснащенные большим количеством защелок, заклепок, молний, прищепок и крепежей, которые ребенок, теоретически, должен открывать и закрывать. На практике они дают некоторый эффект, правда, ребенок не станет долго играть с этим устройством — сказывается психология «Юного Индианы Джонса», утрачивающего интерес к исследованным и логичным вещам. Хоть те же крупы или пластилин, позволяющие ребенку импровизировать, способны занять его на куда больший срок.

В рекламе обучающих игрушек для самых маленьких — вроде электронных пианино или ксилофонов — нередко можно прочесть о том, что данное устройство прекрасно развивает мелкую моторику ребенка. Впрочем, специалисты убеждены, что это весьма спорное утверждение: для правильного формирования навыков необходимы осмысленные действия по извлечению звука, набор аккордов или использование разной силы удара (нажатия). Между тем, ребенок способен осознанно выполнять данные действия в куда старшем возрасте — от трех лет и выше.

Рекомендуем:

Что действительно дает эффект, это рисование: с первых минут юный художник учится правильно брать карандаш или кисточку (захват зовется «пинцетным»), и отдает себе отчет в соотношении силы нажатия и получающейся линии. Также положительным эффектом на моторику рук влияет самостоятельный прием пищи, когда 1-2-летний ребенок способен удерживать ложку не переворачивая и неся ее ко рту. Аналогично, и при получении в руки расчески юный исследователь, видя, как прихорашиваются мама и папа, начинает проводить расческой по волосам.

Обучение посредством копирования

Важно понимать, что развить моторику в 1-2 года можно не только на основе накапливаемого опыта, но и на простом копировании тех или иных действий взрослых.

Привлекая ребенка к каким-то действиям, важно показать ему, как именно выполняется та или иная работа: как мнется пластилин, как перебирается крупа, как удерживается художественный инструмент.

Есть смысл формировать захват детских пальчиков перед началом той или иной работы, совершая нажатие на точки приложения силы.

И еще: по статистике, дети в возрасте полугода прочно удерживают в руке предмет, несут его ко рту, пытаются укусить. В год он уже совершает осознанные хватательные движения и начинает удерживать в руках карандаш, ложку, расческу. Развитие ребенка после 1 года предполагает, что пирамидки, шнуровка или конструкторы уже неинтересны, так как они просты и примитивны. В два года ребенок переходит на самообеспечение, совершая полностью осознанные и оправданные действия. В случае отставания на два-три месяца — ничего страшного, может ему просто лень.

В случае задержки у ребенка необходимых навыков на полгода и более, стоит обратиться к педиатру.

Развитие мелкой моторики у детей

Мелкая моторика подразумевает возможность малыша манипулировать небольшими предметами. Если кроха развивается в соответствии с возрастом, то впервые он начинает выполнять подобные действия еще до достижения одного года. Основной этап совершенствования мелкой моторики приходится на младший и старший дошкольный период. Поэтому в это время уделить внимание соответствующим упражнениям стоит не только воспитателям детского сада, но и родителям.

Развивающие занятия с 1 до 3 лет

В этом возрасте кроха начинает первое знакомство с упражнениями, цель которых — улучшить мелкую моторику. Некоторые родители придерживаются модели раннего развития и начинают занятия с 6-7 месяцев. Тем не менее, именно возраст 1 год считается оптимальным для того, чтобы познакомиться с комплексом специальных упражнений.

В современной практике с самыми маленькими детьми принято использовать методику Монтессори. В плане развития моторики комплекс предлагает следующие упражнения:

  • рисование по песку и манки;
  • пересыпание круп и игра с крупными мешочками;
  • упражнения с распутыванием нитей;
  • перекладывание небольших предметов пинцетом и другими приспособлениями.

Занятия с малышами не должны длиться более 15 минут. Ребенку крайне сложно сосредоточить внимание на длительный срок: он устает, начинает баловаться и капризничать. Лучше всего использовать готовый инвентарь Монтессори (его легко найти в тематических магазинах), однако вполне можно сделать и собственные пособия, следуя советам мастер-классов из интернета.

Как развивать мелкую моторику с 3 до 4 лет

Детям 3-4 лет интересны практически любые упражнения. Они с охотой повторяют действия за взрослыми, поэтому для развития мелкой моторики и прочих навыков можно применять, например, логоритмические упражнения. Для этого подойдут музыкальные комплексы Екатерины Железновой.

В младшем дошкольном возрасте развитие мелкой моторики хорошо сочетается с обучением самостоятельности. Например, дети любят бизиборды, позволяющие открывать замки и щеколды, завязывать шнурки или застегивать пуговицы. Все перечисленные действия научат малыша самому одеваться и пользоваться замками, а параллельно разовьют мелкую моторику до высокого уровня.

Мелкая моторика у старших дошкольников (4-5 лет)

Главная задача данного возраста — постепенная подготовка к школе. Поскольку развитие мелкой моторики напрямую влияет на речь и умение писать, важно, чтобы этот навык у ребенка был хорошо развит. Среди упражнений, рекомендуемым старшим дошкольникам, стоит упомянуть:

  • работу с пластилином и соленым тестом;
  • игры с кинетическим песком;
  • изготовление поделок из природного материала;
  • вырезание и наклеивание аппликации;
  • пальчиковая гимнастика (совместима, например, с языковыми играми при изучении английского).

Важным моментом является развитие навыков использования канцелярских принадлежностей: ручек, карандашей, мелков. Умение правильно держать их во время письма или рисования также относится к сфере мелкой моторики. При этом все перечисленные навыки точно пригодятся ребенку, когда он пойдет в школу.

Занятия на развитие мелкой моторики (Катюше 1 год + 11 месяцев) — 15 ответов

Мелкая моторика - это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной.  Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать, рисовать, застегивать, расстегивать и др). Психологи и неврологи утверждают, что мозговая деятельность соотносится с мелкой моторикой (мелкими движениями пальцев), что она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка. Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики очень тесно связано с развитием речи. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. При выполнении мелких движений пальцами рук происходит давление на кончики работающих пальцев и в кору головного мозга устремляются сигналы, которые активизируют пока незрелые клетки коры головного мозга, отвечающие за формирование речи ребенка. 

Мы конечно тоже уделяем большое внимание развитию мелкой моторики. Сегодня расскажу о нашем любимом на данный момент.

1. Наклейки.

Катюша их очень любит! И их нужно много!!! Я покупаю разнообразные наборы наклеек или журналы с заданиями и наклейками. На данный момент изображения на них не особо важны. Кате интересен сам процесс отклеивания-наклеивания. Вот, например, самая обычная раскраска с наклейками. Раскраской по назначению не пользуемся, а на страницы Катюша наклеивает картинки, в совершенно хаотичном, ей одной известном порядке.

Многоразовые наклейки — не так сейчас интересны. Вероятнее всего потому что их там мало))) Такое занятие увлекает совсем не на долго, но в любом случае присутствует в наших играх.

Геометрические наклейки. Недавно опробовали такой новый вид заданий. Есть картинка с обозначенными разными цветами фигурами (круг, квадрат, треугольник и звезда). Задача ребенка наклеить в определенные места соответствующую фигуру соответствующего цвета. Здесь мы играем вместе, Кате нужна моя помощь. Во-первых, я помогаю найти нужную фигуру, а во-вторых — подцепить наклеечку. Честно говоря, для Катюши они мелковаты (а может быть качество подкачало, потому как даже мне бывает сложно снять наклейку с листа), да и само задание пока сложное для самостоятельного исполнения. Но для развития моторики — хорошо)


2. Пластилин.

Пластилин либо масса для лепки в наших играх присутствует довольно часто. Если это просто лепка — тут полет фантазии просто безграничен, и ребенка такое занятие может увлечь на час, а то и больше. Мы пробуем скатывать шарики и колбаски (пока что не четко получается), тренируемся резать колбаски (задатки для использования в будущем ножа), расплющиваем или раскатываем пластилин в блинчики, строим башенки, лепим пироженки и украшаем их, вырезаем формочками фигурки, сооружаем заборы, втыкаем спички, нанизываем на палочки бусинки и еще много-много-много всего!


Еще одна игра — это аппликация пластилином. Я рисую простенькие картинки, а Катюша украшаем их пластилином. На фото исключительно Катино творение, я нисколько не помогала в выборе правильного цвета или в скатывании шариков. Сама делала всё! Правда чуть-чуть незаконченная картина, но я посчитала не правильным в конце доклеивать кружочки за нее.


Такие картинки можно выполнять и с помощью силовых кнопок. Но мы ими играемся не часто. Всё-таки такой инструмент мне кажется достаточно опасным, учитывая желание всё попробовать на зуб.

3. Мозаика


Тоже одна из недавних новинок в наших играх. Купила на пробу самую обычную и недорогую, просто посмотреть как пойдет. На удивление Катюше игра понравилась. Хотя картинки или узоры пока не выкладывает, всё хаотично. Хотя может это мне так кажется))) Цветочек выкладывала я, дальше Катя сама уже рисунок составляла. Для развития мелкой моторики — просто отлично!

4. Пазлы


О пазлах в наших играх у меня двоякое впечатление. Очень долго Катюша совсем не интересовалась ими, вообще никакими. Я пыталась подсунуть ей разные макси-мега пазлы, и мягкие, и картонные, и магнитные, из 2-3-4-х частей — безрезультатно! Ни пол года назад, ни теперь Катя ими не хочет играть. Каково же было мое удивление, когда заинтересовалась она пазлами классической формы (квадратной) причем сразу из 15-20 элементов. Неожиданно оказалось, что Катюше очень нравится подбирать и соединять замочки. Правда с совпадением рисунка пока дела обстоят не очень. На данный момент примерно 50-60% квадратиков я подсказываю куда поставить. Какой стороной развернуть — подбирает сама. Ну и остальные 40-50% элементов выкладывает самостоятельно, особенно в конце, когда остается 3-4 кусочка — их подобрать ей просто.

Собираем мягкий пазл

Собираем обычный классический картонный пазл


5. Игры, похожие на пазлы

Не знаю как по другому назвать эту категорию) Тут опишу игры, в которых нужно элементы развернуть и разместить определенным образом.

Мягкий алфавит. Покупала на будущее, но стали использовать уже сейчас. Заодно и буквы рассматриваем и озвучиваем, хотя на данный момент это не основное предназначение игры. Выполнен в виде коврика-пазла, все буквы достаются. Задачи ребенка — рассортировать по цветам, подобрать нужную букву, вставить в нужный квадрат, собрать из квадратов дорожку (соединить замочки) соединить между собой длинные дорожки и т.п.

Еще игры с элементами пазла — логические лото, в которых нужно не только подобрать каждой картинке логическую пару, но и соединить их с помощью замочка. У нас таких несколько — мамы и их детеныши, кто что ест, кто где живет и др.

Игры по типу мозаики или танграма — фигуры нужно уложить на свои места, развернув соответствующим образом

Часто используем игры из серии подобрать недостающую (отрезанную) часть. Вот фрагменты наших пасхальных занятий: Катюша подбирает части фигурно разрезанных яичек и формирует фигуру.

6. Рисуем линии.

Занятие одно из новых. Катюша уже достаточно уверено держит ручку или карандаш в руках. В рисунках наравне с каляками-маляками появились плавные линии и круги. Начали рисовать прямые или слегка закругленные линии по пунктиру. Пока что рукой с карандашом вожу я, но вижу, что Катеньке это интересно, она старается, пытается и сама проводить нужные линии.

На сегодня всё)

А как у вас обстоят дела с мелкой моторикой? Что больше нравится? Во что часто играете?

Развитие мелкой моторики у детей, особенности мелкой моторики

Общее понятие и особенности мелкой моторики детей

Мелкая моторика – это способность выполнять мелкие и точные движения кистями и пальцами рук и ног в результате скоординированных действий важнейших систем: нервной, мышечной и костной. Относительно моторики кистей и пальцев рук часто применяют термин ловкость. Область мелкой моторики включает большое количество разнообразных движений: от простых жестов (например, захват игрушки) до очень сложных движений (например, писать и рисовать). Развитие мелкой моторики играет важную роль для общего развития ребенка.

Мелкая моторика развивается уже с новорожденности. Сначала малыш разглядывает свои руки, потом учится ими управлять. Сначала он берет предметы всей ладонью, потом только двумя (большим и указательным) пальчиками. Потом ребенка учат правильно держать ложку, карандаш, кисть. У мелкой моторики есть очень важная особенность. Она связана с нервной системой, зрением, вниманием, памятью и восприятием ребенка.

Также ученые доказали, что развитие мелкой моторики и развитие речи очень тесно связаны. А объясняется это очень просто. В головном мозге речевой и моторный центры расположены очень близко друг к другу. Поэтому при стимуляции моторных навыков пальцев рук речевой центр начинает активизироваться. Именно поэтому для своевременного развития речи ребенка необходимо большое внимание уделить развитию мелкой моторики. Мелкая моторика непосредственно влияет на ловкость рук, на подчерк, который сформируется в дальнейшем, на скорость реакции ребенка. По особенностям развития мелкой моторики ребенка в дальнейшем судят о готовности его к обучению в школьном учреждении. Если все в порядке, то ребенок подготовлен к обучению письму, умеет логически мыслить и рассуждать, имеет хорошую память, концентрацию, внимание и воображение, связную речь.

Мелкая моторика развивается постепенно, это индивидуальный процесс и у каждого ребенка он проходит своими темпами. Сначала движения малыша неловкие, неумелые и негармоничные. Чтобы помочь малышу совершенствовать мелкую моторику, нужно играть с ним в развивающие игры (в интернет-журнале «Развитие» есть статьи про развивающие игры для детей в 1 год, а также игры для развития детей в 2 года). Занятия, игры и упражнения для развития мелкой моторики Существует множество занятий, игр и упражнений для развития мелкой моторики. Их можно разделить на следующие группы:

  • пальчиковые игры,
  • игры с мелкими предметами,
  • лепка и рисование,
  • массаж пальчиков

Рассмотрим наиболее простые и эффективные игры:

  1. Массаж ладошек. Это самый простой и универсальный для любого возраста способ развития мелкой моторики. Своим пальцем водите по ладошкам ребенка, гладьте их и массируйте. Свои действия сопровождайте присказкой «Сорока-ворона».
  2. Ладушки. Все с детства знают потешку «Ладушки-ладушки». Эта игра научит самых маленьких распрямлять пальчики и хлопать в ладоши.
  3. Разрывание бумаги. Это упражнение подходит деткам с 7 месяцев. Дайте малышу несколько листов мягкой цветной бумаги. Он с удовольствием ощупает ее, начнет вертеть в руках и рвать. Это занятие доставит ему несказанное удовольствие.
  4. Перелистывание страниц. После года разрывание бумаги можно заменить перелистыванием страниц какой-нибудь книжки с картинками или журнала.
  5. Бусы. Детям нравится перебирать мелкие предметы, что очень полезно. Поэтому можно надеть на себя какие-нибудь бусы с бусинами различного размера и формы. Ребенок будет с радостью и заинтересованностью перебирать их пальчиками.
  6. Вкладыши-мисочки Из них можно строить башенки, вкладывать их друг в друга. Эта игра формирует у ребёнка понятие о размере предметов.
  7. Крупы. В миску насыпьте любую крупу и дайте её малышу. Он будет трогать крупу рукой или просыпать её сквозь пальчики. Эта игра хорошо развивает мелкую моторику и тактильные ощущения.
  8. Баночки с крупами. Насыпьте в баночки разные крупы и дайте ребенку по очереди опускать руку в каждую из банок. Так он сможет прощупать разные крупинки и брать их пальчиками. Можно усложнить задачу. На глазах ребенка закопайте какой-нибудь маленький предмет в крупу и дайте ему баночку. Пусть попробует найти этот предмет.
  9. Рисование на песке. Насыпьте на поднос песок. Возьмите пальчик ребенка в свою руку и проведите им по песку. Начать можно с простых фигур – линий, прямоугольника, круга, постепенно усложняя задание.
  10. Горошина. Вам понадобятся горошина и баночка со снимающейся крышкой. Покажите ребенку, что сначала надо снять крышку, затем взять горошину пальчиками и положить в баночку, после закрыть крышку. Попросите ребенка проделать те же действия. Не расстраивайтесь, если с первого раза ничего не получится. Покажите малышу всю цепочку действий медленно несколько раз и тогда он обязательно сможет все повторить. Активным деткам эта игра быстро надоедает, в этом случае не нужно их заставлять. Предложите ребенку другую игру.
  11. Завинчивание крышек.  Такое простое занятие, как завинчивание и раскручивание крышек банок, бутылок, пузырьков развивает ловкость пальчиков. Предложите вашему малышу сосуды разного размера и формы, это сделает игру более разнообразной.
  12. Застегивание, расстегивание и шнуровка.  Для этого упражнения не потребуется никаких дополнительных игрушек. Постепенно включайте ребенка в процесс одевания. Пусть сам застегивает и расстегивает себе пуговицы и молнии. Это не только разовьет движения рук, но и приучит ребенка к самостоятельности. Еще дайте ребенку какой-нибудь ненужный ботинок со шнуровкой, который станет прекрасным тренажером для рук.
  13. Лепка.  Лепка подходит для детей разного возраста. Для лепки подходят пластилин, глина, тесто. Когда собираетесь что-то испечь, обязательно позовите с собой ребенка. Ему очень понравится мять и раскатывать тесто. К тому же он будет горд, что помогает маме.
  14. Рисование и раскрашивание. Очень полезно обводить контур картинок, состоящий из пунктирных линий, а также раскрашивать объекты различной формы. Очень полезно рисовать на вертикальных поверхностях: стене, доске, зеркале. Поэтому желательно повесить малышу специальную доску, чтобы он рисовал.
  15. Собирание мозаик и паззлов.  Для детей до 3 лет выбирают паззлы и мозаики с крупными частями. Паззлы также тренируют воображение.
  16. Вырезание.  Купите малышу детские ножницы, клей-карандаш, цветную бумагу и картон. Научите его мастерить. Вырезайте картинки, приклеивайте их, делайте снежинки и т.п. Это не только разовьет мелкую моторику, но и пространственное воображение и творческое мышление.

 

Развитие мелкой моторики дошкольников

Развитие мелкой моторики у детей – один из существенных факторов, отвечающий не только за своевременное формирование навыков связной речи у дошкольников, но и за общий уровень их интеллектуального развития.

Мелкая моторика, как она оказывает влияние на развитие детей?

Мелкая моторика – это совокупность движений пальцев, ладоней и кистей рук ребёнка. Учёными давно установлено, что у детей, которые хорошо координируют движения своих пальчиков, быстро и своевременно развиваются отделы головного мозга, отвечающие за формирование речевых навыков.

Проведём тест

Попросите малыша (возрастом 1,5–3 года) поднять ладошку и по очереди показать сначала один пальчик, потом второй, затем третий. Те детки, которые без особого труда могут поднимать и опускать пальчики изолированно, скорее всего, уже начали говорить и речевой запас их высок. А вот если ребёнок не может двигать каждым пальчиком отдельно, то уровень развития у него мелкой моторики невысок. Скорее всего, такие детки пока не разговаривают и у них возникают проблемы с речевым развитием.

Моторика грудных детей

В первые несколько недель после рождения движения малыша своими конечностями хаотичны и непоследовательны – он ещё не осознаёт власть над собственными ручками и ножками, его мозг недостаточно развит, для того чтобы координировать их движения.

Однако развитие ребёнка идёт стремительно и уже к концу второго месяца жизни он начинает проявлять осознанный интерес к своим рукам – любит сосать большой палец, подолгу может рассматривать ручку, шевелить пальчиками. Именно в этот период необходимо предпринимать первые шаги для обеспечения двигательной активности рук и пальчиков малыша.

Полноценная тренировка пальцев рук должна включать не только массаж кистей рук, но и каждого пальца по отдельности. Особе внимание нужно уделять подушечкам пальцем, ведь именно там находятся нервные окончания, правильная стимуляция которых, отражается благоприятным образом на работе растущего мозга маленького ребёнка.

Массаж рук и пальчиков для самых маленьких (до года)

  • Проводить массаж нужно в период активного бодрствования ребёнка, старайтесь, чтобы в этот моменту у него было хорошее настроение. Если он капризничает, устал или не очень себя хорошо чувствует (лезут зубы, например), тогда массаж лучше перенести на другое время.
  • Возьмите ручку малыша в свою руку, немного согрейте и слегка подвигайте, придерживая за кисть. Нужно добиться, чтобы кисть ладошка и пальчики были расслаблены.
  • Начинаем массаж с большого пальца. Разомнём поглаживающими движениями сначала основание пальчика, затем постепенно поднимемся от его основания к подушечке. Проделаем такую манипуляцию с каждым пальцем по очереди.
  • Чтобы ребёнку нравились такие игры и манипуляции с руками, можно рассказывать ему во время занятий коротенькие стишки, прибаутки, поговорки.

Например:

Этот зайчик в лес пошёл (взяли большой пальчик)

Этот зайка гриб нашёл (перешли к указательному)

Этот зайка чистить стал (массируем средний пальчик)

Этот зайка жарить стал (перешли к безымянному)

Ну, а этот взял – и съел! (закончили массировать мизинчик).

Занятия, которые стимулируют и развивают мелкую моторику дошкольников, очень  разнообразны. Это, прежде всего, игры, специальные творческие задания, задания, стимулирующие физическую активность нужных отделов рук малышей. Важно помнить, что пока ребёнок маленький, нужно уделять как можно больше внимания упражнениям по развитию его мелкой моторики, это поможет избежать проблем, связанных с задержкой речевого и интеллектуального развития в дальнейшем.

Упражнения для развития мелкой моторики

Играем с мелкими частицами и предметами

Эти задания очень просты, их легко организовать, используя подручные материалы: бусины, пуговички, фасоль, горох. Самое элементарное задание – сортировка. Можно смешать несколько видов предметов: горох, фасоль и, например, пуговички, и предложить ребёнку распределить эти предметы в три отдельные группы – фасоль, горошины и пуговички. Помимо развития мелкой моторики эти игры хорошо тренируют терпение и внимание, поэтому они будут нелишним для тех детей, у которых есть проблемы усидчивостью.

Внимание: это задание не подходит совсем маленьким детям до полутора лет, в связи с тем, что выполняя, его они могут проглотить какие-нибудь из маленьких предметов. Если вы все же дали такое задание малышу, не оставляйте его во время выполнения без присмотра.

Задания и упражнения на развитие силы и координации рук дошкольников

  • Разминаем тесто, пластилин, глину. Помимо развития силы во время разминания кусочка пластилина или теста происходит самомассаж ручек и ладошек ребёнка. Покажите, какие ямки остаются в пластилине, когда вы или ребёнок надавите на него разными пальчиками.
  • Вдавливаем отдельные предметы в пластилин. Очень полезное задание, стимулирующее также творческий подход. Продемонстрируйте ребёнку, что получится, если вдавить в слой теста или пластилина бусинки, горошинки, фасоль. Сложите, используя перечисленные предметы, простенький рисунок на кусочке пластилина, например, солнышко с лучиками.
  • Рвём и мнём бумагу. Порвите лист ненужной бумаги следующим образом: возьмите листок в две руки и потяните его руками в разные стороны. Покажите так же, как можно также сминать листы бумаги, потренируйтесь  вместе лепить из сминаемой бумаги «снежки». Перед выполнением этого задания, следует объяснить малышу, что рвать и сминать можно только ту бумагу, которая уже использована и не нужна.
  • Надавливаем на грушу, играемся струёй воздуха. Покажите ребёнку небольшую резиновую грушу. Продемонстрируйте, как из неё выходит воздух, когда вы сжимаете её рукой. Для того чтобы действие было более наглядным, положите перед грушей что-нибудь лёгкое: пёрышко, кусочек бумаги или ткани. Когда вы сожмёте грушу, под действием выходящего из неё воздуха предмет начнёт двигаться, и это обязательно заинтересует малыша. Предложите ему проделать те же манипуляции самостоятельно.
  • Наматываем на катушку (палочку, ручку, карандаш) толстую нитку, пряжу, шнурок.  Задание полезно делать в двух направлениях – не только наматывать нитку, но и разматывать уже намотанное раннее. Занятия с различной текстурой (шнурки, пряжа, нитки) хорошо разнообразят тактильные ощущения ребёнка.

Игры, стимулирующие развитие мелкой моторики у малышей

«Где спряталась игрушка?» — очень простая и полезная игра для детей возрастом от одного года.

Вам понадобятся: небольшой мячик, несколько мелких игрушек. Размеры игрушек и мячика должны быть подобраны так, чтобы они могли свободно помещаться в ручке малыша.

Шаг 1. Возьмите шарик в руку и спрячьте его в ладони. Продемонстрируйте малышу, что шарик, пропал, спрятался. Потом откройте ладонь и покажите, как шарик «нашёлся». Предложите ребёнку «поработать» волшебником – дайте ему шарик, пусть он сожмёт его в ладошке так, чтобы его не было видно, «спрячет его». Используя этот приём можно продолжить игру, отгадывая, в какой руке (у родителя или ребёнка) «спрятался шарик».

Шаг 2. Теперь возьмите игрушку или шарик чуть больше размером, чем предыдущие игрушки. Она не должна полностью «прятаться» в ладошке ребёнка. Попросите его попробовать спрятать предмет самостоятельно, если же у него не будет получаться- помогите ему, показав, как можно устроить «домик» для игрушки используя две ладошки сразу.

Обыграйте ситуацию, рассказав, что идёт голодный волчок, который хочет скушать колобка (мячик), и нужно помочь колобку спрятаться так, чтобы волчок его не нашёл.

Эта игра отлично развивает захват чего-либо кистью, развивает соотносящиеся действия ручек, помогает усвоить представление ребёнка о реальной величине предметов.

«Поиграем в доктора» — такие игры особенно популярны у девочек.

Вам понадобятся: любимая игрушка (мишка, кукла) узкий и длинный бинт или ленточка толщиной 3 см.

Объясните ребёнку, что с мишкой случилось несчастье – он бегал и поранил лапку, и ему необходимо помочь – сделать перевязку. Для большего эффекта, если вы воспользовались куклой, а не мягкой игрушкой можно нарисовать ранку фломастером. Желательно, чтобы место перевязки было обозначено – это поможет развитию координации движений. Сначала замотайте ранку бинтом самостоятельно, пусть малыш посмотрит, как это делается. Затем предложите ему поработать доктором. Закрепите упражнение, повторив его на другой ножке или ручке куклы.

Игры, включающие наматыванием бинтов, лент, шнурок на какую-либо основу отлично развивают движения кистей рук и пальчиков, учат ребёнка координировать движения верхних конечностей.

Дошкольников возраста 3-5 лет заинтересуют более сложные варианты игровых заданий. Это могут быть игры с пазлами (можно использовать деревянные рамки с вкладышами, классические пазлы). Также очень полезными будут задания на конструирование. Желательно использовать конструкторы из разных материалов: деревянные, пластиковые, с разными формами деталей и креплений.

Хорошо развивают мелкую моторику игры и упражнения с палочками для счёта. Давайте ребёнку задания сложить разные геометрические фигуры из счётных палочек, простенькие картинки. Помимо мелкой моторики такие задания отлично развивают пространственное и логическое мышление.

Важно помнить, что упражнения для развития мелкой моторики необходимы для гармоничного роста любого ребёнка, так как они способствуют не только улучшению работы речевого аппарата, но и согласовывают работу понятийных и двигательных центров организма, а также эффективно готовят руку дошкольников к письму.

Преподаватель, специалист детского развивающего центра
Дружинина Елена

Как правильно развивать мелкую моторику рук у ребёнка дошкольника:

Мелкая моторика от 0 до 3-х. развивающие игры от педагога: Образование

Дима Зицер: к компьютеру мы подталкиваем детей сами

Игры от 1,5 до 3-х лет

Игры с банками

Ёмкости разного объёма пригодятся для подбора пар: завинчивания и раскручивания крышек с банок. А ещё можно определить, сколько шишек, желудей и орехов поместится в эти ёмкости.

Игры с веревками

После года малышей привлекают верёвочки с деревянными наконечниками и набор деревянных фигурок к ним. Детки сооружают бусы для мамы из фруктов, овощей или животных. Не менее любопытна для них игра с яблоком или грушей, которые «прогрыз» червячок.

Игры-вкладыши

Дети 1-2-х лет с удовольствием достают из коробочки, миски или мешочка игрушки и вкладывают их обратно. Наборы полых предметов одинаковой формы и разного размера вкладыши — кубики, цилиндры, половинки шара — можно не только вкладывать друг в друга, но и построить башню. А ещё поиграть в «прятки»: накрыть меньший по величине кубик большим.

Плоские вкладыши: от самых простейших — основных геометрических фигур — к фигурам животных с углублениями с соответствующими им фигурами. Полезно обвести пальчиком малыша по краю детали, чтобы он почувствовал углы, округлости, ровные линии разных форм и соотносил детали с нужным «окошком».

Объёмные вкладыши — домики, кубы — с прорезями разной формы и соответствующими деталями. «У этой фигуры есть своя дверца, давай её найдём?» — предлагает мама.

Бизиборд для развития моторики

В 2-3 года непоседам очень нравится открывать запертые на разные замки дверцы и смотреть, кто же обитает в домике. Чтобы не находиться в постоянном поиске новых развивающих игр, сделайте или приобретите ребенку бизиборд. Это безопасная игровая доска с замочками, кнопками, защелками, крючками, которые развивают мелкую моторику малышей.

Игры с прищепками

Если у вас есть разноцветные прищепки, вырежьте из цветного картона круг жёлтого цвета — «солнышко», а малыш прикрепит к нему прищепки — «лучики». Аналогично можно играть с фигурой ёжика, павлином, ёлочкой.

Игры с тактильными коробками

Невероятно забавляют деток тактильные коробочки. Для их создания необходимо взять контейнер, наполнить его любой крупой, спрятать мелкие игрушки. Задача малыша — отыскать «сокровища» с помощью пальчиков, сита или ложки.

Магнитная доска

Доска с любыми магнитами — ещё один увлекательный объект для ребёнка. Переносить из уголка в уголок магнитик, прикреплять рисунки, создавать простейшие сюжеты — занятное мероприятие от года до трёх.

Конечно, разделение игр по возрастам — дело условное. Каждую игру можно усложнить по мере взросления малыша — тут все зависит от вашей фантазии. Старайтесь совмещать занятия с домашними делами (только без фанатизма!). Лучшее место в квартире, где мелкую моторику можно развивать по-полной — это кухня. Перебирайте гречку, нанизывайте сыр и овощи на зубочистки, тренируйтесь резать овощи пластмассовым ножом. Главное — помнить, что развивающая среда — вокруг нас. Совсем не обязательно водить малыша на дополнительные задания. Познавать мир в возрасте от 0 до 3-х гораздо интереснее дома с мамой.

Развитие моторики — Детский клуб «KidsClub»

Уважаемые родители, ДРЦ «Автоbus» уделяет большое внимание на развитие мелкой и крупной моторике рук в игре и так же на занятиях и в режимных моментах. Не большая статья поможет Вам разобраться и понять какое влияние оказывает моторка рук. О том, что мелкую моторику рук ребенка надо развивать, знает каждый «продвинутый» родитель. О том, что мелкая моторика рук влияет непосредственно на развитие речи ребенка, также знает большинство из нас. А вот каким образом происходит эта взаимосвязь? И когда, а главное – как – начинать заниматься развитием мелкой моторики рук своего ребенка? Мелкая моторика рук: немного физиологии… Все началось с того, что ученые пришли к удивительному открытию: треть площади двигательной проекции коры головного мозга принадлежит проекции кисти руки, которая, в свою очередь, находится рядом с речевой зоной. Именно эти два факта: размер проекции кисти руки и ее непосредственная близость к речевой зоне – и дали основание полагать, что кисть руки принимает непосредственное участие в формировании и развитии речевых навыков. Отсюда и возникла идея о том, что различные движения пальцев рук (иначе – мелкая моторика) могут оказать довольно существенное влияние на развитие детской речи. Поэтому тренировка мелкой моторики заняла, наряду с тренировкой артикуляционного аппарата ребенка, почетное место в вопросе обучения ребенка речи. Развитие мелкой моторики рук также напрямую связано с мышлением, вниманием, наблюдательностью, памятью, воображением, координацией. Есть о чем задуматься, не так ли? Когда и с чего начинать? Рекомендуемый возраст, когда нужно начинать активно тренировать мелкую моторику рук – 8 месяцев. Конечно, вы можете начать эти занятия и раньше, делая малышу массаж пальчиков, давая ему в руки различные предметы разного размера и фактуры, используя специальные игрушки, которые можно купить или сделать самому. Как развивать мелкую моторику рук? Выбор средств достаточно широк. Чем больше способов вы задействуете, тем более полноценными будут ваши занятия, а результат – более ощутимым. В первый год жизни это и уже упомянутые массаж и вкладывание в ручку малыша разных предметов, и занятия с мягкими книжками и развивающими ковриками, и пальчиковые игры. Мелкая моторика, в свою очередь, обуславливает способность ребенка управляться с мелкими предметами, справляться с работой, требующей от малыша точных и скоординированных движений. Именно развитию мелкой моторики у детей в детском саду придается очень большое значение. Объясняется это просто: от того, насколько хорошо она будет развита, зависит уровень развития речи ребенка. Следует отметить, что именно в возрасте 2-3 года ребенок наиболее восприимчив для активного развития речи. Поэтому такие, казалось бы, несложные занятия, как лепка, рисование, конструирование – являются очень важными для полноценного развития ребенка. В свою очередь, от того, насколько развита речь ребенка зависит в дальнейшем его интеллектуальное развитие. Посещая наш детский центр, ребенок получает комплексное развитие. И многие занятия в нашем детском центре ориентированы на развитие у ребенка крупной и мелкой моторики. Обе они одинаково важны и значимы в процессе развития маленького человека. Поэтому наш центр принимает деток в возрасте от 1 года, и мы очень ждем вас!

Вехи развития от 12 до 18 месяцев

Дети растут, растут и их навыки. Несмотря на то, что эта таблица образования не относится конкретно к вашему ребенку, она может помочь вам узнать, какие навыки ваш ребенок, скорее всего, разовьет в этом возрасте.

Дети развиваются со своей скоростью, усваивая одни навыки намного быстрее, чем другие. Прогресс также начинается и останавливается. По мере освоения некоторых навыков ваш ребенок может на какое-то время вернуться к более раннему этапу в некоторых других областях.

Крупная моторика

— навыки, задействующие большие мышцы (ноги, руки, туловище и шея)

  • ходить самостоятельно
  • ходить боком и задом
  • ползти по лестнице
  • ходить вверх и вниз по лестнице с помощью
  • играть с игрушками, которые можно тянуть и толкать, например, с тележкой для продуктов для малышей
  • Сидит в детском кресле, начинает залезать в автокресло

Мелкая моторика

— навыки, задействующие мелкие мышцы (кистей рук и пальцев)

  • построить двухблочную башню
  • переворачивать страницы, от 2 до 3 за раз
  • бросать мелкие предметы, например изюм, в бутылку
  • исследует отверстия перфорированной доски
  • каракули, спонтанно
  • помещает большие объекты в форме монеты в прорези

Навыки самопомощи

— навыки, которые помогают детям стать более самостоятельными

  • начинают пользоваться ложкой и вилкой
  • пить из чашки самостоятельно
  • снять носки и обувь (когда шнурки расстегнуты)
  • продеть руки в рукава и ноги в штанины
  • попытаться вымыть лицо и руки
  • помогите убрать игрушки

Когнитивные способности

— умственные способности (мышление, обучение, решение проблем)

  • наслаждайтесь просмотром книжек с картинками
  • идентифицировать себя в зеркале
  • знать некоторые части тела
  • следуйте простым указаниям
  • начинаем сопоставлять и сортировать по форме и цвету
  • начинаем сопоставлять звуки животных с картинками

Речевые навыки

См. учебный лист «Развитие речи и языка: от 12 до 18 месяцев.»

вопросов?

Этот лист не относится конкретно к вашему ребенку, но содержит общую информацию. Если у вас есть какие-либо опасения по поводу развития вашего ребенка, спросите своего врача или терапевта.

Children’s Hospitals and Clinics of Minnesota
Patient/Family Education
2525 Chicago Avenue South
Minneapolis, MN 55404

Reviewed Rehab 6/2015 © Copyright

Наверх

Моторное развитие — День младенца

Моторное развитие происходит с рождения и продолжает развиваться и созревать во взрослом возрасте.Даже совсем маленькие дети много занимаются моторным развитием. Знайте, что многие вещи, которые вы видите, делает ребенок, обычно вызваны каким-то мотивом, чтобы узнать больше. Если вы когда-нибудь наблюдали за ртом ребенка, то это не потому, что он голоден или действительно хочет досадить вам, а потому, что он тренирует свое моторное развитие, исследуя, что он чувствует своим ртом.

* Помните, что не все дети одинаковы, и некоторые из них могут достичь определенных вех в разном возрасте

Общая моторика Способности включают контроль рук, ног, головы и туловища.Эти движения помогают сохранять равновесие, уверенность в себе и координацию и включают в себя поднятие головы, сидение, подтягивание, перекатывание и ходьбу. Родители могут помочь детям развить крупную моторику, создав для детей возможности сидеть, ползать, бегать, прыгать, прыгать, бросать и ловить, карабкаться, кататься на игрушках и т. д. Действия, которые улучшают развитие крупной моторики вашего ребенка, включают ползание, бег трусцой/бег, удары ногами и бросание мяча, использование игрушек для катания, игру в классики, ловлю мячей разных размеров, игру в бросание мешков с фасолью, лазание, вытягивание игрушек, а также наполнение и стук. кастрюли и сковородки.Найдите больше примеров по возрастным группам в разделе мероприятий. Помните, что развитие крупной моторики происходит быстрее с раннего возраста и может происходить внутри и снаружи.

Мелкая моторика Способности включают управление мелкими мышцами рук, ног, пальцев рук и ног. Координация глаз и рук, дотягивание или хватание предметов, манипулирование ими являются примерами мелкой моторики. Родители, вы можете запланировать игровые мероприятия, которые действительно будут способствовать развитию мелкой моторики вашего ребенка (дети учатся, играя, даже не подозревая, что они учатся!) Используйте приведенные ниже примеры и найдите больше в разделе «Активность».Игра с кубиками, головоломки разных текстур и размеров, нанизывание таких предметов, как хлопья или макароны, а также рисование или раскрашивание мелом и мелками. Другие полезные занятия включают чтение (сначала используйте более толстые картонные книги), потому что ваш ребенок может работать над мелкой моторикой, переворачивая отдельные страницы; Или используйте пластилин со скалкой и формочками для печенья. Когда они усвоят эту концепцию, попросите их помочь приготовить настоящее печенье и вырезать его!

Вы можете найти дополнительную информацию о вехах развития, мероприятиях и красных флажках в каждой возрастной группе, щелкнув ссылки. Вы также можете прочитать больше об общих вопросах, связанных с моторным развитием и о том, как это влияет на окружающий мир вашего ребенка по мере его взросления. Наконец, вы также можете щелкнуть ссылку, чтобы посмотреть видео и фотографии, чтобы посмотреть на различные способности крупной и мелкой моторики детей в разном возрасте.

Просто помните, что дети развиваются в своем собственном темпе. Вехи, упомянутые ниже, отражают первый месяц, в течение которого ребенок может их достичь. Узнайте больше о вехах, нажав ЗДЕСЬ

4.5 навыков мелкой моторики | Понимание ребенка в целом: пренатальное развитие в подростковом возрасте

Навыки мелкой моторики

Более точные движения стоп, пальцев ног, рук и пальцев относятся к мелкой моторике (или мелкой моторике). К ним относится способность достигать и схватывать объект в координации со зрением. Новорожденные не могут произвольно брать предметы, но машут руками в сторону интересующих их предметов. Примерно в возрасте 4 месяцев младенец может тянуться к предмету сначала обеими руками, а через несколько недель — только одной рукой.Для захвата объекта используются пальцы и ладонь, но не большие пальцы.

Использование большого пальца начинается примерно в 9-месячном возрасте, когда младенец может брать предмет с помощью указательного и большого пальцев. Он известен как клещевой захват . Эта способность значительно улучшает способность контролировать объект и манипулировать им, и младенцы очень довольны этой вновь обретенной способностью. Они могут часами поднимать мелкие предметы с пола и класть их в контейнеры. И поскольку эти предметы часто затем попадают в рот, лица, осуществляющие уход, должны следить за тем, чтобы предметы были достаточно маленькими, чтобы они не могли удушить мизинцы.К 9 месяцам младенец также может наблюдать за движущимся объектом, тянуться к нему, когда он приближается, и хватать его. Это довольно сложный набор действий, если вспомнить, как это было бы сложно всего несколькими месяцами ранее.

Рисунок 4.14: Младенец кормится самостоятельно.

Физические вехи мелкой моторики

В то время как мелкая моторика развивается медленнее (в соответствии с проксимодистальным развитием), в течение первых двух лет в развитии мелкой моторики наблюдается значительный прогресс.Как указывалось выше, в первые несколько лет жизни дети переходят от отсутствия преднамеренного контроля над мелкой моторикой к способности манипулировать объектами, чтобы играть и учиться, а также начинают заботиться о себе. Ниже приведена таблица основных этапов развития мелкой моторики.

Таблица 4.2: Основные этапы мелкой моторики
Типичный возраст Что делает большинство детей в этом возрасте
2 месяца Хватает рефлекторно
2 месяца Не тянется к предметам
2 месяца Держит руки в кулаке
4 месяца Подносит руки ко рту
4 месяца Использует руки и глаза вместе, например, видит игрушку и тянется к ней.
4 месяца Следит за перемещением предметов глазами из стороны в сторону
4 месяца Может держать игрушку всей рукой (ладонной хваткой), трясти ее и раскачивать висящие игрушки.
6 месяцев Дотягивается обеими руками
6 месяцев Приносит вещи в рот
6 месяцев Начинает передавать вещи из одних рук в другие
9 месяцев кладет вещи в рот
9 месяцев Плавно перекладывает вещи из одной руки в другую
9 месяцев Берет предметы между большим и указательным пальцами (щипцовый захват).
1 год Дотягивается одной рукой
1 год Соединяет две вещи вместе
1 год Кладет вещи в контейнер, достает вещи из контейнера
1 год Пусть все идет без посторонней помощи
1 год Тыкает указательным (указательным) пальцем
18 месяцев каракули самостоятельно
18 месяцев Может помочь раздеться
18 месяцев Напитки из чашки
18 месяцев Ложкой ест с некоторой аккуратностью
18 месяцев Складывает 2-4 объекта
2 года Строит башни из 4 и более блоков
2 года Может использовать одну руку больше, чем другую
2 года Делает копии прямых линий и окружностей
2 года Любит наливать и наполнять
2 года Расстегивает большие пуговицы
2 года Расстегивает большие молнии
2 года Пьет и кормит себя с большей точностью

Развитие вашего ребенка: чего ожидать

Возраст Общий мотор Точный мотор Социальные сети/Язык Познавательный
К концу 3-месячного возраста большинство младенцев могут…
  • перевернуть спереди назад
  • контролировать движения головы и шеи в положении сидя
  • поднять голову и грудь лежа на животе
  • вытягиваться и бить ногами, лежа на животе или на спине
  • отталкиваться ногами, когда ступни стоят на твердой поверхности
  • возьми руки вместе
  • открывать и закрывать руки
  • поднести руки ко рту
  • провести пальцем по висящему объекту
  • улыбайся, когда улыбаешься сам по себе
  • быть выразительным и общаться с их лицом и телом
  • скопировать некоторые движения тела и выражение лица
  • циферблаты близко
  • следить за движущимися объектами
  • узнают предметы и людей, которых они знают
К концу 8 месяцев большинство детей могут…
  • катиться в обе стороны (спереди назад, сзади наперед)
  • сидеть самостоятельно
  • поддерживать весь свой вес на ногах
  • контролировать верхнюю часть тела и руки
  • Игрушка для рук держи и тряси
  • переместить предмет из руки в руку
  • использовать свои руки, чтобы исследовать объект
  • найти человека, которого они знают
  • улыбнись себе в зеркало
  • реагировать, когда другие выражают эмоции
  • копировать звуки речи
  • отследить движущийся объект и найти частично скрытый
  • исследовать руками и ртом
  • бороться за предметы, которые находятся вне досягаемости
  • взгляд с одного объекта на другой
  • наблюдать за падающим предметом
В возрасте от 12 до 14 месяцев большинство детей могут…
  • садиться без посторонней помощи
  • ползать на четвереньках или бегать на заднице
  • перейти из положения сидя в положение ползком или лежа (на животе)
  • подтянуться в положение стоя
  • круиз, держась за мебель
  • кратковременно стоять без опоры
  • идти, держась за руку взрослого, и, возможно, сделать 2 или 3 шага самостоятельно
  • начать подниматься по лестнице с помощью
  • подача пальцем большим и указательным пальцами (щипцовый захват)
  • поместить предметы в контейнер (и снова вынуть их)
  • освобождать объекты добровольно
  • ткнуть указательным пальцем
  • толкать игрушку
  • начать пить из чашки
  • каракули мелками
  • начать пользоваться ложкой
  • быть застенчивым или тревожным с незнакомцами
  • копировать во время игры
  • есть любимые игрушки и люди
  • тестовые пределы действий и поведения
  • протянуть руку или ногу, чтобы помочь одеваться
  • снять носки
  • приходить, когда звонят (отвечать на имя)
  • скажите «мама» или «папа» хотя бы с одним другим словом со значением
  • сообщить о потребности без слез
  • остановить действие, если вы скажете «нет»
  • исследовать объекты разными способами (трясти, стучать, бросать, ронять)
  • знать названия знакомых предметов
  • отвечать на музыку
  • начать исследовать причину и следствие
В 18 месяцев большинство детей могут…
  • забраться на стулья
  • ходить без посторонней помощи
  • подниматься по лестнице по одной с помощью
  • построить 3-блочную башню
  • хорошо используйте ложку
  • переворачивать несколько страниц настольной книги за раз
  • перевернуть контейнер, чтобы вылить содержимое
  • легко пить из чашки
  • произнести 20 или более слов
  • следуйте простой инструкции
  • снять часть одежды самостоятельно
  • указывает на именованную часть тела
  • указывать на знакомые объекты, когда их просят
  • помощь с простыми задачами
  • использовать предметы в качестве инструментов
  • соединять связанные объекты вместе (например,г. , в сортировщике формы)
В 24 месяца большинство малышей могут…
  • тянуть игрушку во время ходьбы
  • носить с собой большую игрушку или более одной игрушки во время ходьбы
  • начать работать
  • пнуть или бросить мяч
  • залезать и слезать со стульев без посторонней помощи
  • ходить вверх и вниз по лестнице с помощью
  • построить башню из 4 блоков и более
  • решить простую головоломку на соответствие фигур
  • легко переворачивать страницы настольной книги по одной
  • начать складывать 2 слова
  • копировать поведение взрослых и других детей
  • быть в восторге от общения с другими детьми
  • играть вместе с другими детьми
  • показать возрастающую независимость
  • показать вызывающее поведение
  • начать игру «понарошку»
В 3 года большинство малышей могут…
  • ходьба вверх и вниз по лестнице, чередуя ноги (один фут на ступеньку)
  • беги легко
  • прыжок на месте
  • бросать мяч над головой
  • рисуйте линии вверх-вниз, из стороны в сторону и круговые линии карандашом или мелком
  • построить башню более чем из 6 блоков
  • держать карандаш в положении для письма
  • завинчивать и отвинчивать крышки банок или большие гайки и болты
  • нитки большие бусины
  • рабочие защелки и крючки
  • ножница с детскими ножницами
  • проявлять спонтанную привязанность к товарищам по играм, которых они знают
  • начинают сменяться
  • понять концепцию «моё» vs. «чужой»
  • возражать против изменений в подпрограмме
  • предвидеть повседневную деятельность
  • говорить предложениями и задавать много вопросов
  • убрать игрушки
  • обратиться за помощью
  • знают свое полное имя
  • сопоставьте предмет в руке или комнату с картинкой в ​​книге
  • включают животных, кукол и людей в придуманных играх
  • легко сортировать по форме и цвету
  • собрать пазл из 3 или 4 частей
  • понять разницу между 1 и 2
  • название частей кузова и цвета
В 4 года большинство дошкольников могут…
  • прыгать и стоять на одной ноге до 4 секунд
  • пнуть мяч вперед
  • поймать прыгающий мяч
  • нарисовать человека с 2-4 частями тела
  • используйте детские ножницы
  • рисовать круги и квадраты
  • поворотные пальцы
  • выполнить последовательность движений пальцами (т. г., Ици-Битси Паук)
  • с нетерпением жду новых впечатлений
  • сотрудничать с другими детьми
  • играть «Мама» или «Папа»
  • будь очень изобретательным
  • одеться и раздеться
  • представьте себе монстров
  • переговоры по разрешению конфликтов
  • понимать счет
  • следуйте инструкции из 3 частей
  • вспомнить части истории
  • придумывай и рассказывай простые истории
  • понимать «одинаковые» и «различные»
  • наслаждайся фэнтезийной игрой
  • знаю их адрес

Что происходит с развитием мелкой моторики?

Статья Марси Гуддеми | сентябрь 2017 г.

Примечание. Детский сад — это американский эквивалент Year 1.

Отсутствие мелкой моторики — это не нормально в детском саду

Новое и тревожное явление появляется на образовательном горизонте. Многие дети приходят в детский сад, не имея элементарных навыков мелкой моторики, необходимых для того, чтобы держать карандаш и писать. Это отсутствие ловкости в их пальцах и руках может быть связано с более частым использованием технологии сенсорного экрана и сокращением использования мелков, красок, карандашей, ножниц, глины и других манипулятивных инструментов в их повседневной жизни.

Наряду с социально-эмоциональными навыками и любознательностью мелкая моторика является одним из приоритетных навыков подготовки к детскому саду. Если дети приходят в школу, не обладая мелкой моторикой и силой пальцев, необходимой для удержания карандаша, им будет трудно освоить другие требования в детском саду. Это огромная проблема, потому что сегодняшний детский сад требует гораздо больше письменной и письменной работы, чем десять лет назад.

Это затруднительное положение невозможно исправить за одну ночь.Как и крупная моторика, мелкая моторика развивается постепенно, с большой практикой и повторением. Возможно, мы лучше осведомлены о более заметных и захватывающих достижениях крупной моторики: ребенок сначала держит голову, переворачивается, затем садится, ползает, встает, ходит, затем бежит. Развитие мелкой моторики начинается с хватания предметов (мамины пальчики, погремушка, игрушка), удерживания бутылочки, взятия еды, манипулирования ложкой, целенаправленного использования рук, таких как сборка кубиков и тесто для лепки, застегивание пуговиц и молний, ​​использование искусства. инструменты для рисования и письма, и только потом карандашом или ручкой писать имя или копировать слова.В то время как эти две прогрессивные последовательности развития являются нормальными для развития ребенка, если эта последовательность будет нарушена, ребенок не будет развиваться так, как должен. Мы наблюдаем это в развитии мелкой моторики у современных пятилетних детей, которые с младенчества проводят слишком много времени, «смахивая и постукивая» по экранам, и не играют с большим набором манипулятивных действий.

Технологии не исчезнут, поэтому взрослые должны ограничить их использование и обеспечить, чтобы у маленьких детей были нормальные детские игровые возможности.Американская академия педиатрии рекомендует абсолютно не проводить время перед экраном для детей младше двух лет и менее часа в день для дошкольников. Родители не должны давать свои смартфоны детям в автокреслах или колясках. Они не должны воспроизводить видео для младенцев и малышей, чтобы занять их. Им не следует брать iPad в рестораны. У дошкольников не должно быть телевизоров в спальне.

Реклама часто убеждает родителей в том, что дети учатся с помощью двухмерных компьютерных игр и приложений, которые они используют.Однако дети живут в трехмерном мире и должны учиться, взаимодействуя с реальными объектами или людьми. Например, дети узнают, что означает «три», это держать три предмета, есть три виноградины, строить из трех кубиков, смотреть, сколько наборов по три штуки в маленькой коробочке с изюмом, составлять треугольник из трех палочек для кренделя. Дети учатся, делая и испытывая, а не пассивно наблюдая.

Классические детские материалы, проверенные временем, развивают мелкую моторику и укрепляют все маленькие мышцы рук.Взрослые должны обеспечить детям доступ к этим материалам как дома, так и в детском саду:

  • мелки, маркеры, мел, краски, карандаши, ножницы
  • блоки, Лего, другие манипуляторы
  • куклы и мягкие игрушки для одевания и раздевания
  • тесто для лепки, пальчиковая краска, глина, грязь

Пальцевые игры, такие как Itsy Bitsy Spider и Где Thumbkin? также отлично улучшают координацию пальцев и рук.Есть так много замечательных и игривых занятий, которые взрослые могут делать с детьми, чтобы помочь развить мелкую моторику.

Оценка Gesell Developmental Observation-Revised (GDO-R) оценивает многие навыки готовности к детскому саду. Однако в последние годы учителя отмечают, что низкие баллы по мелкой моторике снижают общий возраст развития детей. Некоторые учителя спрашивали, могут ли они игнорировать раздел оценки мелкой моторики. Ответ — нет! Навыки мелкой моторики являются очень важной частью общего развития ребенка и необходимы для успеха в учебе.

Домашние занятия для развития мелкой моторики

Попробуйте включить эти занятия в распорядок дня вашего ребенка:

Кухонные проекты: Приготовление домашнего теста для лепки укрепляет мышцы рук и пальцев. Катайте змей и шары всех размеров; построить с шарами и змеями. Ваш ребенок может играть с тестом для лепки за стойкой или за столом, пока вы готовите ужин.

Приготовьте печенье с арахисовым маслом или сахаром, для которого тесто нужно скатать в шарики и размять вилкой.Фрикадельки — это тоже весело и вкусно.

Игра в продуктовый магазин: Храните консервы на нижней полке. Позвольте ребенку поиграть в продуктовый магазин: вынимайте и переставляйте банки, сортируйте их по размеру, цвету или содержимому. Это еще и математический навык.

Сортировка столового серебра или сервировка стола: Раскладывание столового серебра по правильному держателю — математический навык; как и рисунок, который ваш ребенок будет делать, раскладывая салфетку, нож, вилку и ложку по порядку на каждой сервировке стола.

Еда палочками: Это более продвинутый навык мелкой моторики, которому можно научить. Дети в азиатских странах учатся довольно рано. Используйте палочки для еды, чтобы брать ватные шарики, круглые хлопья или другие мелкие предметы.

Складывание одежды: Начните со складывания мочалок или полотенец. Сложите пополам, а затем еще раз, чтобы получилась четверть.

Нанизывание: Делайте браслеты и ожерелья, нанизывая пасту, фруктовые петли или бусы на ершики для труб или толстые нити.Добавьте шаблон, и вы добавите математику!

Игра в переодевания: Надевание пальто и перчаток, застегивание молний, ​​застегивание, застегивание и завязывание шнурков обуви — все это способствует развитию мелкой моторики. Одевать куклу или мягкую игрушку тоже хорошо!

Упражнения с ножницами: Начните с безопасных ножниц и полоски бумаги длиной 10 см, чтобы отрезать, отрезать, отрезать и сделать бахрому. Позже нарисуйте путь на бумаге, чтобы разрезать его. Сделайте конфетти, нарезав маленькие кусочки цветной, текстурной и блестящей оберточной бумаги.Вырежьте картинки из журналов и сделайте коллаж. Тесто для лепки — отличный мягкий материал, на котором новички могут практиковать навыки работы с ножницами. Скатайте змей и нарежьте их на кусочки.

Раскрашивание  и рисование: Поощряйте творчество, предлагая различные художественные средства. Цвет с сильным нажимом, цвет с мягким нажимом. Контур объекта жесткий, цвет внутри мягкий. Вместо того, чтобы раскрашивать, попросите ребенка заполнить пространство маленькими контролируемыми кругами — пуантилизм — увлекательная художественная техника.

Ограничивающая технология: Уберите электронику.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.