Моторика рук для развития: Мелкая моторика — развитие мелкой моторики рук у детей дошкольного возраста

Содержание

Развитие мелкой моторики в быту.

Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики (пальчиковая гимнастика), воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В раннем и младшем дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д.  И, конечно, в старшем дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью подготовки к школе, в частности, к письму.  Почему так важно для детей развитие тонкой моторики рук?

Дело в том, что в головном мозге человека центры, отвечающие за речь и движения пальцев рук расположены очень близко. Стимулируя тонкую моторику и активизируя тем самым соответствующие отделы мозга, мы активизируем и соседние зоны, отвечающие за речь.


Развивать моторику можно в быту, позволяя ребенку выполнять посильную для него домашнюю работу. Конечно, все это сопряжено с некоторыми неудобствами и беспорядком. Но зато, участвуя во взрослых делах, ребенок почувствует свою значимость, нужность и полезность. А также между делом будет тренировать пальчики рук и зрительно-моторную координацию.

Вот примерный перечень дел, выполняя которые ребенок будет тренировать мелкую моторику:
1. Переливание воды
— из стакана в стакан, из заварного чайника в чашку,
— то же, но на одном стакане сделайте метку, до какого уровня можно наливать воду, а в другой стакан налейте заведомо больше воды.
— в бутылку с узким горлышком при помощи воронки.
— из одной емкости в другую при помощи одноразового шприца, пипетки  или губки для мытья посуды.
 Можно использовать подкрашенную воду, чтобы был виден ее уровень в пипетке.

2. Пересыпание, перекладывание.

— круп из одной емкости в другую. Можно для этих целей использовать ложку.
— предметов с помощью щипцов или пинцета.
— вылавливание теннисных шариков или «скорлупок» от киндер-сюрприза из воды. Пусть ребенок вылавливает их при помощи ложки с прорезями, ситечка или сочка и складывает в тарелочку.
        
Для самых маленьких рекомендуем очень простое упражнение: в одну мисочку насыпаете обыкновенный горох, и пусть малыш перекладывает его сначала всей горстью, затем щепоткой и в конце концов — указательным и большим пальцами в другую миску.
3.Подметание пола.  Чтобы движения ребенка при выполнении этого задания не были хаотичными, нарисуйте на полу или разметьте изоляционной лентой небольшой квадрат. Вокруг него рассыпьте что-нибудь, например, косточки абрикоса, и покажите ребенку, как нужно сметать мусор в центр квадрата. После того как все сметете в одну кучку, дайте ребенку совок и ведерко для сбора «мусора». 


4. Стирка белья.
— Не отказывайте своему ребенку, если он хочет помочь вам при стирке белья. Более того, сделайте ему сушилку рядом с батареей, а потом помогите погладить мелкие вещи.

5.  Мытье посуды (не важно, настоящей или игрушечной) тоже поможет развить координацию движений. Научите также ребенка вытирать со стола и отжимать тряпку.

6. Откручивание и закручивание всевозможных крышек и колпачков.
Приготовьте разные по размеру полиэтиленовые бутылки из-под воды, шампуня, духов и др., и пусть ребенок отвинчивает и навинчивает пробки, подбирая по диаметру.
7. Приготовление пищи.
Используя безопасную овощечистку, можно научить ребенка чистить овощи и фрукты. Под вашим присмотром ребенок может попробовать их разрезать на кусочки. Было бы очень хорошо, если бы маленький повар угостил всех присутствующих в доме.

Если вам нужно
— перемешать (салат, тесто),
— выжать апельсиновый сок на механической соковыжималке,
— потолочь пюре или взбить венчиком яйца,
— натереть сыр на терке,
— очистить кожуру у фруктов или скорлупу у яиц,
— снять шкурку с овощей, сваренных в мундире,

то подключите к этой работе ребенка

Составитель педагог – психолог Сарапулова Т. Н. 

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста при помощи пластилина, круп, бобовых и макаронных изделий

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста при помощи пластилина, круп, бобовых и макаронных изделий

Сидоренко Ольга Николаевна МДОУ Детский сад №3 “Сказка” городского округа Власиха Московской области.

Мелкая моторика – это способность выполнять точные и мелкие движения пальцами рук и кистями.

Развитие мелкой моторики рук у детей раннего дошкольного возраста — трудоёмкий, долгий, но очень важный процесс. Он происходит, когда ребёнок активно задействует самые мелкие мышцы рук, особенно мышцы на пальчиках.

Развитие мелких мышц рук включает в себя: хватание, надавливание, удерживание чего-либо между указательным и большим пальцем.

Дети, имеющие высокий уровень развития мелкой моторики, хорошо рассуждают, обладают отличной памятью, вниманием, связной речью.

 

Скачать конспект

Начинать развивать мелкую моторику рук у детей нужно, как можно раньше. Для её развития используют: пальчиковые игры, пальчиковый массаж, рисование пальчиками, аппликации с крупами, бобовыми, макаронными изделиями, пластилин, игры – шнуровки, игры с прищепками, игры с мелкими предметами и др.

Очень хорошо помогает развивать мелкую моторику рук у детей раннего возраста, а также развивают усидчивость и главное такой вид работы сильно нравится самим малышам – работа с пластилином, готовыми пластилиновыми фигурками или пластилиновой основой, крупами, бобовыми, макаронными изделиями.

Пластилин – уникальный материал. Он доступный и очень хорошо развивает мышцы рук и мелкую моторику. Но пока дети маленькие, ранний дошкольный возраст, именно взрослый (педагог или родитель) должен помогать ребёнку.

Что для этого нужно? Необходимо составить программу. Обязательно такие занятия проводить в системе минимум 3 раза в неделю. Если такая работа проводится в ДОУ, то процесс лучше организовывать во 2ю половину дня и работать небольшими группами по 5-6 человек. Если есть в группе очень маленькие дети, с ними занятие проводится индивидуально. В начале занятия – сюрпризный момент. Обязательно перед практической частью нужно интересно и познавательно рассказать о том, что Вы будете делать и зачем. Например, если тема занятия “Ёжик”, то нужно рассказать, зачем ёжику иголки. В теме “Волосатые и безволосые гусеницы” какой гусенице жить легче и зачем волоски. В теме “Многоножки” рассказать детям зачем многоножке так много ножек. После провести пальчиковую гимнастику и только после этого приступать к выполнению творческой работы на развитие мелкой моторики рук.

Пластилин должен быть обязательно мягким. Такая работа требует от взрослого (педагога) подготовки. До занятия, заранее необходимо вылепить одну готовую работу – образец и одинаковые, реалистичные, красивые фигурки для каждого ребёнка по теме занятия – сделать заготовки.

В тарелочки выложить материал, при помощи которого планируется развитие моторики рук: поломанные спагетти одинакового размера, горох, крупы и др., всё, что необходимо для данного занятия. Подготовить рабочее место, объяснить задание, показать, как выполнить, следить за техникой безопасности при выполнении работы, подсказывать и помогать.

Работа увлекает детей, выполняют с удовольствием.

Детки получают заготовку и доделывают работу при помощи круп, макаронных изделий, бобовых. Самостоятельно берут из тарелочек материал для работы, вставляют, нажимают или украшают пластилиновую заготовку.

Работа приносит много радости детям. Чем больше будете заниматься с детками таким видом работы, тем крепче будут пальчики и лучше будет развита мелкая моторика рук.

< Предыдущая   Следующая >

Развитие мелкой моторики рук у детей с ОВЗ

Автор: Доронина Елена Анатольевна

Истоки способностей и дарования детей

находятся на кончиках пальцев.

В.А.Сухомлинский

     С каждым годом жизнь представляет все более высокие требования не только к нам взрослым, но и к детям: неуклонно растет объем знаний, которые нужно им передавать. Мало того, мы педагоги хотим, чтобы усвоение этих знаний было не механическим, а осмысленным.  Для того чтобы помочь детям справиться с ожидающими их сложными задачами, нужно позаботиться о своевременном и полноценном  формировании у них речи. Это – основное условие успешного обучения, ведь посредством речи совершается развитие отвлеченного мышления, с помощью слова мы выражаем свои мысли.

     Сегодня известно, что все функции центральной нервной системы лучше всего поддаются тренировке и воспитанию в период их естественного формирования. Если же в это время создаются неблагоприятные условия, то развитие функций задерживаются, и в более позднем возрасте отставание компенсируется с трудом и не полностью. Для речи таким «критическим» периодом развития являются первые три года жизни ребенка: к этому сроку в основном заканчивается анатомическое созревание речевых областей мозга, ребенок овладевает главными грамматическими формами родного языка, накапливает большой запас слов.

Если же в первые три года речи ребенка не было уделено внимания, то в дальнейшем потребуется масса усилий, чтобы наверстать упущенное. Речевые области головного мозга человека формируются под влиянием импульсов от пальцев рук. Это значит, чем больше ребенок умеет, хочет и стремится делать руками, тем он умнее и изобретательнее. Ведь на кончиках пальцев – неиссякаемый источник творческой мысли, который питает мозг ребенка. Вся история развития человечества доказывает, что движения руки тесно связаны с речью.   По мере совершенствования мелкой моторики идет развитие речевой функции. Функция руки и речь развиваются параллельно.  Естественно, это должно использоваться в работе с детьми – и с теми, у которых развитие речи происходит своевременно, и особенно с теми, у которых имеются различные нарушения развития речи.  Совершенствование мелкой моторики – это совершенствование речи.

     Мелкая моторика- это согласованные движения пальцев рук, умение ребенка «пользоваться» этими движениями. Головной мозг, руки и артикуляционный аппарат связаны между собой теснейшим образом. Ребенок со скованными движениями неумелых пальцев отстает в психомоторном развитии, у него возникают проблемы с речью.

    Пальчиковые игры и упражнения – уникальное средство для развития мелкой моторики и речи в их единстве и взаимосвязи.

    В своей работе я использую разнообразные игры для развития мелкой моторики рук, среди которых ведущее место занимают двигательные упражнения с нетрадиционным использованием различных предметов:

·         массажных мячиков;

·        платочков;

·        крупных бигуди;

·        прищепок;

·        счетных палочек;

·        длинных бигуди;

·        зубных щеток;

·        бус;

·        резинок для волос;

·        щеток;

·        шестигранных карандашей;

·        грецких орех;

·        эспандеров.

Больше всего на свете, ребенок хочет двигаться, для него движение – есть способ познания мира. Значит, чем точнее и четче будут движения ребенка, тем глубже и осмысленнее станет его знакомство с миром.

Почти все игры с использованием нестандартного оборудования, сопровождаются стихотворениями – это та основа, на которой формируется и совершенствуется чувство ритма.

Для детей проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук обладает рядом преимуществ: речь как бы ритмизируется движениями, делается более громкой, четкой и эмоциональной, а наличие рифмы положительно влияет на слуховое восприятие. Использование стихов в играх с предметами позволяет достичь наибольшего обучающего эффекта: стихи привлекают внимание детей и легко запоминаются.

В пальчиковых играх с нестандартным оборудованием содержание стихотворения изображается с помощью движений рук и пальцев. Во время игр с различными предметами так же задействована ориентировка в схеме тела (голова, руки, ноги, туловище). Такие забавы очень увлекательны: они способствуют развитию творческой активности, мышления, речи, мелких мышц рук. Вырабатывается ловкость, умение управлять своими движениями, концентрировать внимание на одном виде деятельности.

Игры с нестандартным оборудованием, требующие тонких движений пальцев, повышают работоспособность головного мозга, дают детям мощный толчок к познавательной и творческой активности, развивают внимание, память, мышление. Кисти рук становятся более подвижными и гибкими, что помогает будущим школьникам успешно овладеть навыками письма.

Нетрадиционное использование предметов стимулирует умственную деятельность, способствует хорошему эмоциональному настрою, повышает общий тонус, снижает психоэмоциональное напряжение, координирует движения пальцев рук, расширяет словарный запас, приучает руку к осознанным, точным, целенаправленным движениям.

Основной целью игр является развитие координации движений мелкой моторики рук  через нетрадиционное использование различных предметов.

Коррекционно-образовательные задачи:

Ø Формировать познавательную  активность и творческое воображение детей.

Ø Закреплять проговаривание стихов одновременно с движениями пальцев рук.

Коррекционно-развивающие задачи:

 

Ø Развивать артикуляционную и мелкую моторику.

Ø Развивать зрительное, слуховое восприятие, творческое воображение.

Ø Развивать тактильную чувствительность рук.

Ø Развивать психические процессы: внимание, память, мышление, воображение.

Ø Развивать восприятие и переключение на разные виды деятельности.

Ø Упражнять  в умении выражать свое эмоциональное состояние, используя мимику и выразительные  движения пальцев рук.

Ø Совершенствовать  двигательную память.

Ø Развивать  речемыслительную деятельность.

Ø Развивать мимическую мускулатуру.

Ø Развивать просодическую  сторону речи: чувство темпа, ритма, сила голоса, дикция, выразительность речи.

Коррекционно-воспитательные задачи:

 

Ø Создать  положительный  эмоциональный фон, радости, ожидания праздника.

Ø Воспитывать  усидчивость, умение доводить начатое дело до конца.

Ø Формировать дружеские взаимоотношения.

Ø Воспитывать внимание к обращенной речи.

Ø Развивать чувство уверенности в себе.

Ø Формировать положительную мотивации на занятии.

Ø Воспитывать самоконтроль за речью, желание заниматься.

Ø Формировать  умение радоваться, достигая цели.

Ø Формировать  коммуникативные навыки.

    Прежде чем показывать ребенку пальчиковую игру с нетрадиционными предметами, сначала я проигрываю ее сюжет сама. Перед игрой с ребенком обсуждаю ее содержание, отрабатываем ключевые движения и комбинации пальцев с предметом. Это не только подготавливает ребенка  к правильному выполнению движений в игре, но и создает благоприятный эмоциональный настрой. Увлечь детей легче всего тем, чем увлечен сам, поэтому при выполнении упражнений вместе с ребенком демонстрирую уму собственную увлеченность игрой. Если у ребенка нет настроения, лучше отложить занятие до более подходящего момента.

   Играя с ребенком, выражаю радость, печаль, удивление, испуг,( по ходу стихотворения) ведь то или иное событие ребенок запомнит лучше, если оно будет эмоционально окрашено.

   Работу провожу регулярно, систематически. Пальчиковые игры с нестандартным оборудованием обладают способностью настраивать детей на концентрацию внимания, что так же мной используется, но по этой же причине ими нельзя злоупотреблять – в течении дня к играм обращаюсь несколько раз, но играю понемногу. Соблюдаю временной регламент, чтобы не вызвать переутомление ребенка. Длительность игр с детьми 5-6 лет 20-25 минут. При проведении игр учитываю индивидуальные особенности ребенка, темп его развития, возможности, настроение. В играх с предметами звучание голоса, громкость произносимого текста должно быть особенно выразительно. Ребенок воспринимает текст лучше, когда взрослый читает его наизусть.

    Сложность предлагаемых ребенку игр возрастает постепенно. Нужно запастись терпением и не ждать мгновенной реакции. Вполне возможно, что поначалу ребенок будет пассивным слушателем и вам придется манипулировать его руками. В дальнейшем, в результате тренировки движения пальцев совершенствуется, и ребенок станет выполнять движения активно. Не надо ставить перед ребенком несколько задач одновременно (например , показывать движения с предметом и произносить стихотворение), так  как объем внимания у него ограничен и сложная задача может сразу отбить интерес к игре.  Если поначалу ребенок делает что-то неправильно, стараюсь не замечать, хвалю за успехи, не занижаю его самооценку, внушаю уверенность в том, что у него все получится. Не сравнивайте детей друг с другом, а принимайте их такими, какие они есть.

 

 

Успехов и приятных минут общения с ребенком!

Ниже приведу некоторые из игр.

 

Ходит ежик без дорожек.

Ходит ежик без дорожек

По лесу, по лесу

И иголками своими

Колется, колется.

(дети катают мячик в руках, делая движения вперед-назад, вправо-влево между ладонями)

 

 

 

 

 

Стираем вместе с мамой.

Мама вечером стирала,     (берут платочек в обе руки и

а я рядышком стояла,         имитируют стирку белья.

Не стирала – охала-             Покачивают головой  вправо, влево.

                                            

ОХ, ох,ох!..                         Голосовое включение.

Да глазами хлопала-       дети разводят в  разные стороны

                                          пальцы обеих рук, подносят их к лицу

                                                 и    имитируют    «моргание глазами»                                  

Хлоп, хлоп, хлоп!                Голосовое включение.

 Да ногами топала —           Дети топают ногами.

Топ, топ, топ!                       Голосовое включение.

Лучше б было не              дети берут платочек в обе руки и

 стоять,                                   имитируют стирку белья.  )                       А взять и маме помогать!                                      

 

Ролик.

   Трудно ролик мне вести

   Прямо по дорожке,                                                                         

  Так и хочется ему                                                                      

 Спрятаться в ладошке.                                                          

                                                                             

     

Дети катают бигуди между ладонями вперед-назад, руки держат перед собой.


                                                                              Гусенок

                                                                     Вот проснулся,     бельевой прищепкой

                                                                              Встал гусенок,        дети прищепляют

                                                                              Пальцы щиплет     ногтевые фаланги                    

                                                                              Он спросонок:              пальцев правой,

                                                                             —Дай, хозяйка,           а затем левой руки

                                                                             Корма мне раньше,  на каждый ударный

                                                                             Чем моей родне.              слог – от большого

                                                                                                                             пальца к мизинцу.

 

 

 

 

 

                                                                                  Ежик

                                         Живет у нас под креслом еж,

                                                                           Колючий тихий ежик.

                                                                            На щетку очень он похож,

                                                                            Когда не видно ножек.

                                                                           ( Дети проводят щеткой круговые движения                    

                                                        по правой, затем по левой руке).

 

 

 

 

 

Массаж

Я возьму зубную щетку,

Чтоб погладить пальчики.

Станьте ловкими скорей,

Пальчики – удальчики!

( растирают щеткой подушечки пальцев правой руки, затем левой руки, начиная с большого пальца и заканчивая мизинцем)

 

 

Волшебный карандаш

Карандаш я покачу

Вправо – влево, как хочу!

( дети прокатывают карандаш по поверхности ладони.  Катают карандаш по обеим ладоням).

 

                 

 

 

 

 


                                                                            «Разложи по цвету»

 

«

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Выложи из шнурков»

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

 

«Крабики»

Ребенок берет палочку и закрепляет на ней «крабики» по одному.

Усложнение игры: ребенок закрепляет на палочку по одному «крабики» под счет.
                                                                                        «Бусы»

                                                     Дома я одна скучала,

                                                    Бусы мамины достала.

                                             Бусы я перебираю,

                                                     Свои пальцы развиваю.

                                                                                         Дети перебирают бусы из одной          

                                                                                                      тарелочки в другую.

 

 

 

 

 

 

 

 

                                                                                                 «Пристегни цветок»  (этот кубик для 

                                                                                                 развития мелкой моторики я

 

                                                                                                 изготовила сама)

Упражнения для развития мелкой моторики

МИНИСТЕРСТВО ОБРАЗОВАНИЯ РЕПУБЛИКИ КОМИ

ГОСУДАРСТВЕННОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РЕСПУБЛИКИ КОМИ

«ДЕТСКИЙ ДОМ № 18 ДЛЯ ДЕТЕЙ-СИРОТ И ДЕТЕЙ, ОСТАВШИХСЯ

БЕЗ ПОПЕЧЕНИЯ РОДИТЕЛЕЙ» Г. ВОРКУТЫ

РАССМОТРЕНО

Методическим объединением

педагогов дополнительного

образования

УТВЕРЖДАЮ

директор ГУ РК «Детский

дом №18» г. Воркуты

протокол № ______________

от «____»____________2015г.

_____________ И.В. Никитина

«____»___________2015г.

Рекомендации для воспитателей

Упражнения для развития мелкой моторики

Составила:

Учитель-логопед : Круглова С.В

.Воркута

2015 г.

Развитие мелкой моторики у дошкольников является основным элементом и необходимым условием подготовки ребёнка к школе. От того как развита моторика рук у ребёнка будет зависеть и уровень развития речи ребёнка.

 Мелкая моторика –словосочетание, о котором уже известно, пожалуй, всем. Мелкая моторика – это развитие мелких мышц пальцев, способность выполнять ими тонкие координированные манипуляции. Важное значение в процессе развития ребенка, имеет развитие мелкой моторики рук. При этом улучшается двигательная координация, преодолевается зажатость, скованность. Развивая мелкую моторику мы развиваем логику, память, внимание, психику, интеллект, подготавливаем детей к письму, развиваем мышечный аппарат, тактильную чувствительность. На протяжении всего дошкольного возраста развитие мелкой моторики имеет огромное значение для развития речи ребенка.

Ведь именно речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее — от пальцев. Чаще всего ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память, внимание, связная речь. Кроме того, развивая мелкую моторику у ребёнка дошкольного возраста, вы готовите его руки к письму.

Пальчиковая гимнастика — это великолепное средство для повышения тонуса коры головного мозга, поэтому, занимаясь с детьми, имеющими судорожную готовность повышенного уровня, нужно быть крайне осторожными.

Можно предложить ребенку выучить стишок наизусть, тем самым, помимо мелкой моторики, вы разовьете еще и память.
Продолжительность занятий зависит от возраста и физического развития детей. Для старших дошкольников — до 15 минут.

Для достижения хорошего результата важно регулярно делать упражнения. Они могут быть частью образовательного процесс, элементами физминутки.

Целью является:

— Развитие мелкой моторики руки ребенка.

Пальчиковая гимнастика выполняется ребенком как повторение того, что делает взрослый, поэтому следует предварительно освоить данные упражнения без ребенка.

Упражнения

  1.  Руки вытягивают вперед, сжимают и разжимают кулачки.

2.  Поочередно пальцы загибаются сначала на левой, а потом на правой руке. В конце упражнения пальцы должны быть сжаты в кулачки.

3. Обе ладони лежат на столе. Одна из ладоней сжимается в кулак, а другая остается лежать неподвижно. Далее та ладонь, что осталась лежать на столе, сжимается в кулак. Одновременно с этим ладонь, что была сжата в кулак, распрямляется. После этого задание воспроизводится подряд 5–6 раз в быстром темпе. Следите, чтобы при выполнении этого упражнения пальцы не растопыривались, а оставались плотно прижатыми друг к другу.

4. Ладони повернуты вниз. Обеими кистями рук одновременно имитируется волнообразное движение в гору (вверх) и с горы (вниз).

 5. Пальцы сплетены в замок. Концы пальцев левой руки нажимают на верхнюю часть тыльной стороны ладони правой руки, прогибая ее так, что пальцы правой руки встают как петушиный гребень. Затем на тыльную сторону левой руки нажимают пальцы правой, и в петушиный гребешок превращаются пальцы левой руки.

6. Поочередно пальчики прижимаются к большому пальцу, образуя с ним кольцо.

Упражнения в стихах

«Колечко» 
Кончик большого пальца правой руки поочередно касается кончиков указательного, среднего, безымянного пальцев и мизинца; 

Медвежонок в гости шел. 
К рыжей белке он зашел, 
И на озеро, к бобру, 
И к ежу зашел в нору, 
Даже к комаришке 
Заходил наш мишка!

«Пчелка» 
Выпрямить указательный палец правой руки и вращать им; 
то же левой рукой; 
то же двумя руками; 

Я пчела, лечу, лечу, 
Меда сладкого хочу! 
Я лечу, я жужжу, 
Я на клевере лежу!

«Ножки» 
указательный и средний пальцы «бегают» по столу; 
те же движения производить пальцами левой руки; 
те же движения одновременно производить одновременно пальцами обеих рук («соревнование») 

Ножки, ножки, 
Топ-топ-топ! 
Ножки, ножки, 
Шлеп, шлеп, шлеп! 
Раз шажок, два шажок, 
Догони меня дружок!

Шел бобер, нес топор, 
Шел бобер через бор.  
Шел бобер через болото, 
Шел бобер искать работу!

«Ручки просыпаются»

Ручки на столе лежат, 
И пока что крепко спят 
А теперь одна проснулась 
И тихонько потянулась. 
(Ладонь остается прижатой к столу, а пальцы приподнимаются).

Это правая рука 
Улеглась она опять, 
Видно, будет отдыхать. 
Вот и левая проснулась 
Тоже сладко потянулась. 
(Вторая ладонь лежит на столе, а пальцы приподнимаются). 

Теперь две руки проснулись — 
Сильно-сильно потянулись. 
(Пальцы на обеих руках приподнимаются).

Большой пальчик подними 
И тихонько постучи. 
(Поднимаются по очереди пальцы на обеих руках по одному и стучат).

Тук-тук-тук,тук-тук-тук 
Раздается снова стук 
На руке твоей другой 
Пальчик постучал большой. 
Мы по очереди всеми 
Будем пальцами стучать. 
И, конечно, отдыхать.

А теперь мы будем киски 
Эй, не подходите близко- 
Поцарапаем немножко- 
Не ребята мы, а кошки.  
(Пальцы обеих рук вместе, а потом каждая рука по очереди легко царапает стол.)

«Червячки»

Солнышко пригревало — 
Червячки уползали. 
Солнышко убежало — 
Червячки выползали. 
(Пальцы медленно сжимаются в кулачки, потои медленно разжимаются.)

Упражнения для развития межполушарного взаимодействия

«Кулак-ребро-ладонь»

Ребенку показывают три положения руки на плоскости пола, последовательно сменяющих друг друга. Ладонь на плоскости, ладонь сжатая в кулак, ладонь ребром на плоскости пола, распрямленная ладонь на плоскости пола. Ребенок выполняет пробу вместе с воспитателем , затем по памяти в течение 8-10 повторений. Проба выполняется сначала правой рукой, потом — левой, затем — двумя руками вместе. При затруднениях в выполнении воспитатель предлагает ребенку помогать себе командами («кулак-ребро-ладонь»), произносимыми вслух или про себя.

«Замок»

 Скрестить руки ладонями друг к другу, сцепить пальцы в замок, вывернуть руки к себе. Двигать пальцем, который укажет ведущий. Палец должен двигаться точно и четко. Прикасаться к пальцу нельзя. Последовательно в упражнении должны участвовать все пальцы обеих рук. В дальнейшем дети могут выполнять упражнение в парах.

«Лезгинка»

 Ребенок складывает левую руку в кулак, большой палец отставляет в сторону, кулак разворачивает пальцами к себе. Правой рукой прямой ладонью в горизонтальном положении прикасается к мизинцу левой. После этого одновременно меняет положение правой и левой рук в течение 6-8 смен позиций. Необходимо добиваться высокой скорости смены положений.

Навыки мелкой моторики, определенные эрготерапевтом

Навыки мелкой моторики — это движения и координация мелких мышц тела, обычно рассматриваемые как движения, в которых задействованы пальцы и руки. Навыки мелкой моторики важны для поддержания самостоятельности при одевании, кормлении, еде и успеваемости в школе. В трудотерапии мы называем разнообразные навыки, на которые способны наши руки: навыки мелкой моторики, определяемые как способность эффективно использовать сложную мускулатуру наших рук с соответствующей силой, ловкостью и координацией, чтобы хватать, манипулировать. и выполнять функциональные задачи.Сегодня я буду говорить о важном подмножестве навыков, таких как сила мелкой моторики и точность мелкой моторики, которые имеют огромное значение для развития наших навыков мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика и почему она важна?

Руки! Не знаю, как вы, ребята, но я определенно считаю само собой разумеющимся то, как я использую свои руки в основном для всего, что я делаю в жизни. Будь то игра на гитаре, использование их в качестве инструмента для работы с детьми, с которыми я работаю, рисование кистью, переворачивание страницы книги или использование их в качестве весла для приведения в движение доски для серфинга, это довольно удивительно, что мы можем сделать. своими руками правильно? Мы можем творить своими руками, мы убираем руками, мы едим руками, мы поощряем прикосновение руками, мы даже балуем себя руками (лично я никогда не делал педикюр, но это определенно на моем ведре список.) Суть в том, что наши руки — это удивительные, универсальные, функциональные и творческие инструменты, используемые в нашей повседневной жизни.

Очень здорово смотреть на эти потрясающие навыки мелкой моторики, которыми мы располагаем, и думать о вещах, которые мы создали своими руками, и о вещах, которые мы сделаем с ними в будущем.

Связанное Чтение: трудотерапия против физиотерапии создать необходимое количество силы в нашей руке для выполнения функциональной задачи.Нам нужно, чтобы наши руки были сильными, чтобы выполнять важные задачи, например, выдавливать зубную пасту из зубной щетки, хвататься за молнию, хвататься за крышку банки, соединять лего, удерживать хватку на инструмент для письма с хорошей выносливостью, в дополнение ко многим другим вещам. Можете ли вы вспомнить различные способы, которыми вы или ребенок в вашей семье ежедневно используете силу рук?

При этом важно генерировать достаточное количество силы для выполнения функциональной задачи, которая определяется как градация силы .Например, если вы выжимаете лимоны для приготовления лимонада, вы, вероятно, захотите максимально использовать силу рук. Однако, если вы что-то рисуете или пишете, вам не следует нажимать слишком сильно, чтобы сохранить свою энергию и обеспечить достаточный контакт с тем, что вы пишете или рисуете.

Вот некоторые занятия, которые ваш ребенок может выполнять дома, чтобы улучшить силу мелкой моторики: 

  • Сдавливание пластилина или пластилина 
  • Изготовление чего-нибудь из теста, например, пиццы или печенья 
  • художественные проекты 
  • Подбирание предметов пинцетом, бельевой веревкой или кухонными щипцами 
  • Использование дырокола для художественной деятельности 
  • Занятия оригами 
  • Поиск листьев снаружи, использование их в качестве трафарета, помещенного под бумагу, и использование соответствующих

Навык мелкой моторики №2: точность

руки способность координировать эффективное и целенаправленное движение рук с четкой целью. Точность мелкой моторики укоренилась в нашей повседневной деятельности, такой как способность застегивать рубашку, надевать серьги, писать слова прямо в строчку, протыкать вилкой небольшой кусочек еды и т. д. компонент времени с ловкостью пальцев, тогда у вас есть еще один важный поднавык ловкости рук , который определяется как способность эффективно выполнять быстрые, точные и скоординированные движения руками. Какими способами вы ежедневно используете мелкую моторику и ловкость рук?

Вот несколько забавных занятий для развития мелкой моторики дома.Добавьте временной компонент или последовательные шаги, чтобы усложнить задачу улучшения ловкости рук.

  • Нанизывание нити для изготовления ожерелья или браслета из хлопьев или бисера 
  • Лабиринты 
  • Бусины Perler 
  • Отрезание линии 
  • Вставка монет в копилку 
  • Использование клея на точной мишени для художественного проекта Втыкание колышков в доску 
  • Разгадывание головоломок 

«Человек с помощью своих рук, так как они питаются энергией разума и воли, может влиять на состояние собственного здоровья.

— Мэри Рейли, EdD, OTR, FAOTA.

Похожие блоги NAPA:

Об авторе

Джонатан всегда знал, что целью его жизни является помощь людям. Джонатан увлекается детским психическим здоровьем, семейной практикой и узнает больше об инновационных методах лечения, основанных на доказательствах. Джонатан называет себя «негабаритным ребенком» и любит, когда семьи работают вместе, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка. В свободное время Джонатан играет в баскетбол и занимается музыкой, танцует, путешествует, смотрит, как играют его команды, и проводит время с друзьями и семьей (особенно с собакой!)

Хотите узнать больше? Просмотреть блог Джонатана: Один день из жизни трудотерапевта

О Центре NAPA

Центр NAPA предоставляет лучшие педиатрические методы лечения со всего мира в наших четырех клиниках в США, расположенных в Лос-Анджелесе, Бостоне, Остине и Денвере. в дополнение к нашим двум клиникам в Австралии, расположенным в Сиднее и Мельбурне. Являясь лидером в области интенсивной педиатрической терапии, Центр NAPA привлекает семьи со всего мира к участию в наших трехнедельных сеансах интенсивной терапии, обеспечивающих беспрецедентный рост детей с различными неврологическими нарушениями и отклонениями в развитии. Чтобы узнать, как NAPA может помочь вашему ребенку, ознакомьтесь с предложениями наших программ и свяжитесь с нашей командой, чтобы узнать больше.

Texas Уход за детьми: предыдущие выпуски

Особенности
Какая рука? Мозг, мелкая моторика и владение карандашом

Правая рука, левая рука или амбидекстр?
Что такое рукость?
Как возникает рукопожатие?
Думают ли левши иначе, чем правши? те?
Когда дети должны начинать отдавать предпочтение руке?
Как рука влияет на то, как мы пользуемся инструментами — ложками, зубными щетками, и карандаши?

При рождении родители и врачи быстро проверяют: 10 пальцев, 10 пальцев — симметричное тело. Обе стороны одинаковы. Так как дети растут, мы ожидаем, что рефлексы, мышцы и движения будут достаточно уравновешен с двух сторон.
Но нередко младенцы держат на одну руку больше кулаком, чем другой, махать одной рукой сильнее или чаще поворачивайте голову набок. Тем не менее, мы не можем сказать что ребенок предпочитает левое или правое.
Хотя это и не точная наука, ручность часто можно предсказать этими ранними инфантильными движениями.Почему?

Ручность: начинается ли она с мозга?
Теоретики предполагают, что рукость связана со специализацией мозга. Различные функции мозга осуществляются в разных частях мозг.
Во время внутриутробного развития, когда головной и спинной мозг формируются, нервы перекрещиваются с одного полушария или стороны головного мозга, по средней линии тела и соединяются с мышцами на противоположной стороне тела. Правое полушарие мозг контролирует мышцы левой стороны тела, а левое полушарие контролирует правое.
У правшей левое полушарие мозга лучше развитая нервная сеть, которая поддерживает развитие моторики и навыков. Для левшей все наоборот.

Как мы развиваем мелкую моторику
Моторные навыки связаны с движением мышц по всему телу.Навыки крупной моторики включают в себя более крупные движения — плавание, ходить и танцевать, например. Мелкая моторика описывает мелкие движения рук, запястий, пальцев, стоп, пальцев ног, губы и язык. Мелкая и крупная моторика развиваются параллельно. Многие виды деятельности зависят от их координации.
Младенцы. Новорожденные плохо контролируют свои руки. Обычно кулак закрыт. Движение рук является рефлекторным, а не преднамеренный контроль.Например, если вы поместите погремушку в руку младенца, младенец может на мгновение схватить ее и затем опустите его, когда мышцы рук расслабятся. Младенец не имеет сознания предмета или его отсутствия. Как правило, дети ударяют по предметам когда им исполнится 1 месяц, они открывают для себя и играют руками в 2 месяца.
В возрасте от 2 до 4 месяцев дети начинают координировать свои глаза и мышцы рук. Младенцы видят объект и пытаются схватить его — часто безуспешно.
К 5 месяцам большинство младенцев могут схватить предмет в пределах досягаемости без глядя на свои руки. Эта важная веха в мелкой моторике развитие допускает более длительные, но неуклюжие захваты. Стремление к обнаруживать и учиться, младенцы не только хватают предметы, но и пробуют на вкус их. Исследование «из рук в рот» является стандартным и ожидаемым этапом развития. прыгнуть.
К 9 месяцам большинство младенцев начинают отдавать предпочтение дотягиванию правой рукой, даже если игрушка находится на левая сторона. Однако они продолжат использовать нежелательные руки большую часть времени.
К концу первого года жизни младенцы обычно способны хватать объект всей рукой, проводить по поверхности и тыкать на предмет одним пальцем. Примечательно, что клещевой захват — способность удерживать предмет между большим и указательным пальцами — обычно появляется примерно в 12 месяцев. Клещевой захват дает младенцам способность манипулировать и хватать объект, а также намеренно брось это.В 12 месяцев дети обычно могут держать предмет в каждой руке. руку, бросить предмет в ведро и выполнить укладку и вложенные задачи.
Малыши. Малыши продолжают укреплять мышцы рук и пальцев. Они развивают способность самостоятельно пользоваться пальцами — скручивание, тянуть, тыкать, толкать — и с большим контролем. Они обычно могут перевернуть страницу в настольной книге. Они есть также способен держать толстый мелок ладонью (все пальцы обернутый вокруг карандаша).
К 15 месяцам большинство малышей могут есть самостоятельно, сначала с пальцами, а затем ложкой. Малыши могут тянуться к предметам плавно и с минимальными усилиями. Они могут держать два объекта в одной рукой соединять предметы (например, пазлы и защелки), и сложите несколько блоков в башню.
К 30 месяцам большинство детей младшего возраста могут рисовать пальцами (удерживая мелок с четырьмя пальцами, противодействующими большому пальцу).Они могут переливать жидкости из одной емкости в другую, снимать носки и обувь независимо друг от друга, а также включать и выключать кран при мытье рук.
Именно в этот период у детей начинают проявляться предпочтение одной стороне, т. е. они используют предпочтительный сторона более последовательно, чем непривилегированная. это ясно не только когда они хватают предметы рукой, держат ложку, и переворачивать страницы в книге, но и когда они пинают мяч, катят превратите пластилин в змею и толкайте игрушку с колесом по дорожке.
Дошкольники. Центральная нервная система ребенка дошкольного возраста все еще развивается и созревает, процесс, который позволяет мозг посылает сложные сообщения пальцам.
К 3 или 4 годам большинство детей могут выполнять сложные двигательные задачи. К ним относятся рисование преднамеренных форм, нанизывание бисер, вырезание ножницами, нанесение краски и пасты указательный палец, одевание и раздевание кукол, открывание и прикрепите прищепку, чтобы повесить произведение искусства, и сложите бумагу пополам и кварталы.Каждое из этих заданий укрепляет предпочтение рук.
Когда эти предпочтения станут очевидными, вы сможете их учесть для увеличения силы рук ребенка. Например, для ребенку, который отдает предпочтение левой руке, вы можете предоставить левшу ножницы.
Потому что дошкольники все еще развивают малую мышечную силу и зрительно-моторной координации, неуместно ожидать от почерка навыки и умения.Дети этого возраста, как правило, не готовы к точной инструкция почерка.
Вместо этого вводите письменные упражнения медленно и осторожно, осознавая что у каждого ребенка будет свой набор навыков и уникальный уровень развития. Например, 4-летний ребенок, который не показывает предпочтение руки, вероятно, будет иметь меньший общий мышечный контроль и координация.
Некоторые инструменты для письма проще в использовании, чем другие.Некоторые учителя нравится начинать с маркеров, потому что они требуют небольшого давления и минимальная мышечная сила. Другие учителя начинают с мелков потому что они требуют больше внимания и мышечной силы. Убедись вы предоставляете множество вариантов инструментов и поощряете детей использовать инструменты для рисования и раскрашивания, прежде чем вы ожидаете, что они напишут.
Когда дети проявляют интерес к написанию букв и слов — и вы заметили и задокументировали готовность — напишите инструменты, доступные для исследования.Как правило, маркеры и фломастеры ручками легче всего управлять неопытным пальцам.
Школа возраст. К 5 годам у детей лучше развита мелкая моторика. развитие и последовательное предпочтение руки для большинства задач. Дети обычно может нарисовать полную человеческую фигуру; вырезаем фигуры с ножницы; следовые формы; манипулировать пуговицами, молниями и кнопками; и копировать письма. Некоторые умеют играть на пианино; строить модели; вязать, и шить; использовать компьютерную клавиатуру и мышь; и помогите с основными домашние дела, такие как подметание, вытирание пыли и мытье посуды.
Эксперимент с детьми школьного возраста (а также подростками и взрослыми) с использованием непривилегированной стороны. И исследователи считают, что такие эксперименты могут быть полезны для поддержания функции мозга и ловкость.

Как мы развиваем рукоять?
Из обзора развития видно, что рукоять дело не только в руках. Подумайте:
Какой ногой вы бьете?
Каким глазом вы смотрите через увеличительное стекло?
Какой рукой вы откручиваете банку, держите зубную щетку, или подписать свое имя?
Многие люди последовательны — все левосторонние функции или все правостороннее.У некоторых есть сочетание левого и правого доминирования, иногда определяется задачей. Например, правша вязальщица может быстрее вязать петли, используя левую рука. Иногда ручность определяется эффективностью. Например, человек может собирать пазлы или срезать цветы с предпочтительной рукой, потому что это менее неприятно.
Рассмотрите это исторические факты и текущие исследования.
Процент доминирующих левшей остался постоянным (от 10 до 12 процентов) в популяции на протяжении поколений.
n В колониальной Америке левши считались ведьмами и были казнены. Совсем недавно доброжелательные учителя использовали суровые методы — шлепки по запястьям или связывание левой руки сзади спину ребенка — для «лечения» леворукости.
Некоторые исследования показывают, что дети-левши чаще быть творческим, с высокими словесными и математическими способностями.Другое исследование не находит разницы между леворукими и праворукими детьми.
Дети с аутизмом и другими отклонениями в развитии, как показывают некоторые исследования, имеют более высокий процент левшей чем население в целом.
Дороти Бишоп (1990) пришла к выводу, что последовательной связи нет между IQ и ловкостью рук.
Консервные ножи, блокноты на спирали, телефонные клавиатуры и автомобильные консоли созданы для удобства правшей.
Левши чаще имеют родственника-левшу, но исследователи не идентифицировали ген левой руки.
Большинство исследователей считают, что предпочтение руки находится на шкала. Немногие люди строго правши или левши. Большинство ссылок руку к конкретной задаче: бросать мяч левой рукой, но размешать кастрюлю с правой, например.
Настоящие амбидекстры — те, кто безразличен к предпочтениям руки — редкий.
В Индии и Индонезии считается, что есть левой рукой невежливый.
При необходимости, например, после травмы ведущей руки или под культурным давлением люди могут научиться использовать нежелательные рука.
Примерно 1 человек из 10 имеет доминантную левую руку — проблема в правостороннем доминирующем классе и мире. Некоторые неврологи попытаться объяснить причины рукости (вероятно, сочетание генетики и факторов окружающей среды).Другие исследуют, левши думают иначе. И учителя и родители стремиться сделать детей-левшей комфортными и успешными в праворуком мире.

Принимайтесь за дело
Когда дети будут готовы писать, убедитесь, что инструменты и материалы поддерживать интенсивные усилия. Почерк — это больше, чем просто форма символы на странице. Эффективное письмо — и действенно — включает в себя выбор пишущих инструментов, захват инструмента, позиционирование инструмент на бумаге, и имея прекрасную мышечную силу, координацию, и контроль в руке, делающей письмо.
Используйте эти советы, чтобы помочь всем детям — левшам и правшам — развиваться мелкая моторика и плавное письмо.
Обратите внимание на ручки детских карандашей. На фотографиях ниже показано типичные ручки для карандашей от малышей до школьников. Карандаш следует свободно держать пальцами над бритым кончиком — примерно на дюйм выше точки — в рукоятке штатива. Указательный палец находится поверх карандаша, большой и средний пальцы держат две стороны.Давление между большими пальцами должно быть одинаковым. сторону среднего пальца и кончик указательного пальца. Безымянный и мизинец расслаблены и находятся на одной линии со средним Палец. См. схему справа.
Следите за чрезмерным давлением на указательный палец и все пальцы сжаты в кулак с согнутыми костяшками пальцев. Когда ребенок держит карандаш слишком туго, усталость и разочарование будут мешать эффективность письма.
Следите за осанкой и механикой тела детей. Когда ребенок держит карандаш, конец ластика должен указывать на плечо. Запястье должно лежать на поверхности стола. Рука от большого пальца локоть должен составлять прямую линию — рука не крюк назад к телу.
Расположите бумагу так, чтобы лист находился под углом — правый угол выше для правшей, а левый угол выше для писатели-левши.Неведущая рука должна держать бумагу. на месте.
Предоставить детские стулья и письменный стол. Убедитесь, что высота стула позволяет ногам ребенка удобно лежать на полу с бедрами и коленями под углом 90 градусов. Таблица должен быть чуть выше локтя и поддерживать руки без напряжение и поднятие или пожимание плечами.
Помогите детям-левшам узнать, что лучшее место в стол не рядом с правшой подругой.Ударяясь локтями во время Писать или есть суп — это грязно и неприятно.
Помогите детям расслабиться. Когда ребенок стиснул зубы и напрягает шею и делает на бумаге глубокие вмятины от давления слишком сложно, было бы разумно закончить сеанс письма и поощрить общее расслабление.
Проверить положение карандаша и запястья.
Запланируйте время для письма всем телом с использованием нетрадиционных материалов. Предложить детям написать буквы в воздухе руками. или ноги.Предложите краску для пальцев, крем для бритья и подносы с песком для письмо пальцем. Предложите детям написать водой на тротуаре. или кирпичная стена.
Исследуйте печать с помощью тактильных инструментов, таких как Wikki-stix® и глина. Наполните пакеты с застежкой-молнией гелем для волос и предложите детям сформировать буквы и фигуры одним пальцем.
Предоставьте цветные маркеры с войлочным наконечником и различной толщины. Часто дети совершенствуют свою хватку и расслабляют мышцы, когда они впитываются в цвет на нелинованной бумаге.
Предлагайте разнообразные письменные принадлежности — карандаши, толстые карандаши, цветные карандаши и маркеры, имеющие треугольную и не круглая форма.
Исследуйте ручки для карандашей. Механические карандаши и гелевые ручки часто имеют встроенные ручки. Поощряйте детей с неловкостью к тесноте ручки для карандашей, чтобы ими пользоваться.
Предоставьте трафареты, алфавитные таблицы и сетки для развлечения писательская практика. Кроссворды помогают детям практиковаться в точный межбуквенный интервал.

Упражнения для левых и правых
Эрик Чудлер, Вашингтонский университет, имеет веб-сайт под названием для детей.» Он включает в себя игры, викторины и ссылки на развитие и функционирование. Следующие мероприятия адаптированы от его работы.
Каждое занятие предлагает школьникам возможности для составления графиков и составление графиков, обследование и оценка доказательств. Иметь много диаграммной бумаги и маркеров под рукой.Побуждать детей делать записи своих наблюдений. Если в вашем классе есть доступ в Интернет, дети могут загружать свои данные и результаты исследований.

Левая или правая рука?
Вместо того, чтобы спрашивать детей, какой рукой они пользуются, настройте наблюдение эксперименты, основанные не только на самоотчетах. Подготовить диаграммы наблюдения с тремя колонками: левая рука, правая рука, Любая рука. Попросите наблюдателей составить список сверстников в таких задачах, как использование вилкой, рисуя на мольберте, поворачивая дверную ручку и бросая мяч.

Левая или правая нога?
Установите ту же систему наблюдения, что и в предыдущем упражнении. Попросите наблюдателей записать своих сверстников в таких задачах, как удар ногой. мяч, ходьба по лестнице (какая нога ступает первой?), потраченное время балансируя на каждой ноге и наступая на изображение таракана.

Левый глаз или правый глаз?
Проверка на дальнозоркость. Наметьте эти задачи: просмотр бумаги трубку, глядя в увеличительное стекло и подмигивая (что глаза подмигивают легче?).
Вы также можете наметить доминирование глаз. Вырежьте в листе отверстие размером с монету из строительной бумаги. Попросите испытуемого подержать бумагу и смотреть через отверстие на удаленный предмет обоими глазами. Просить объект, чтобы подносить бумагу все ближе и ближе к лицу продолжая смотреть на объект. Поскольку бумага приближается к лицо, только один глаз будет смотреть через отверстие. Который один?

Левая еда или правое ухо?
Укажите, какое ухо предпочтительнее в различных тестах.Какое ухо делает предметная чашка, чтобы помочь сделать шепот громче? Какое ухо делает испытуемый упирается в маленькую коробочку при попытке определить что внутри? К какому уху прислоняется испытуемый? дверь, чтобы слышать, что происходит снаружи?

Ссылки
Чудлер, Эрик. Неврология для детей. http://faculty.washington.edu/chudler/experi.html.
Энциклопедия здоровья детей. 2006.»Мелкой моторики навыки и умения.» www.answers.com/topic/мелкая моторика.
Лиддл, Тара Лоскуадро и Лаура Йорк. 2003. Почему двигательные навыки Вопрос: Улучшение физического развития вашего ребенка Повышение уровня обучения и самооценки. Нью-Йорк: Макгроу-Хилл.
Живая наука. 2006. «Что делает левшу? Мифы и тайны Сопротивляться.» www.livescience.com/humanbiology/060321_left_hand.html.
Нидлман, Роберт. 2001.«Что такое «Рукость»?» www.drspock.com/article/0,1510,5812,00.html.
Смит, Джоден Линн. 2003. Занятия по развитию мелкой моторики. Вестминстер, Калифорния: Материалы, созданные учителем.

Навыки мелкой моторики, определенные специалистом по трудотерапии

Навыки мелкой моторики — это движения и координация мелких мышц тела, обычно рассматриваемые как движения, в которых задействованы пальцы и руки. Навыки мелкой моторики важны для поддержания самостоятельности при одевании, кормлении, еде и успеваемости в школе.В трудотерапии мы называем разнообразные навыки, на которые способны наши руки: навыки мелкой моторики, определяемые как способность эффективно использовать сложную мускулатуру наших рук с соответствующей силой, ловкостью и координацией, чтобы хватать, манипулировать. и выполнять функциональные задачи. Сегодня я буду говорить о важном подмножестве навыков, таких как сила мелкой моторики и точность мелкой моторики, которые имеют огромное значение для развития наших навыков мелкой моторики.

Что такое мелкая моторика и почему она важна?

Руки! Не знаю, как вы, ребята, но я определенно считаю само собой разумеющимся то, как я использую свои руки в основном для всего, что я делаю в жизни. Будь то игра на гитаре, использование их в качестве инструмента для работы с детьми, с которыми я работаю, рисование кистью, переворачивание страницы книги или использование их в качестве весла для приведения в движение доски для серфинга, это довольно удивительно, что мы можем сделать. своими руками правильно? Мы можем творить своими руками, мы убираем руками, мы едим руками, мы поощряем прикосновение руками, мы даже балуем себя руками (лично я никогда не делал педикюр, но это определенно на моем ведре список.) Суть в том, что наши руки — это удивительные, универсальные, функциональные и творческие инструменты, используемые в нашей повседневной жизни.

Очень здорово смотреть на эти потрясающие навыки мелкой моторики, которыми мы располагаем, и думать о вещах, которые мы создали своими руками, и о вещах, которые мы сделаем с ними в будущем.

Связанное Чтение: трудотерапия против физиотерапии способность генерировать необходимое количество силы в нашей руке для выполнения функциональной задачи.Нам нужно, чтобы наши руки были сильными, чтобы выполнять важные задачи, например, выдавливать зубную пасту из зубной щетки, хвататься за молнию, хвататься за крышку банки, соединять лего, удерживать хватку на инструмент для письма с хорошей выносливостью, в дополнение ко многим другим вещам. Можете ли вы вспомнить различные способы, которыми вы или ребенок в вашей семье ежедневно используете силу рук?

При этом важно генерировать достаточное количество силы для выполнения функциональной задачи, которая определяется как градация силы .Например, если вы выжимаете лимоны для приготовления лимонада, вы, вероятно, захотите максимально использовать силу рук. Однако, если вы что-то рисуете или пишете, вам не следует нажимать слишком сильно, чтобы сохранить свою энергию и обеспечить достаточный контакт с тем, что вы пишете или рисуете.

Вот некоторые занятия, которые ваш ребенок может выполнять дома, чтобы улучшить силу мелкой моторики: 

  • Сдавливание пластилина или пластилина 
  • Изготовление чего-нибудь из теста, например, пиццы или печенья 
  • художественные проекты 
  • Подбирание предметов пинцетом, бельевой веревкой или кухонными щипцами 
  • Использование дырокола для художественной деятельности 
  • Занятия оригами 
  • Поиск листьев снаружи, использование их в качестве трафарета, помещенного под бумагу, и использование соответствующих

Навык мелкой моторики №2: точность

руки способность координировать эффективное и целенаправленное движение рук с четкой целью.Точность мелкой моторики укоренилась в нашей повседневной деятельности, такой как способность застегивать рубашку, надевать серьги, писать слова прямо в строчку, протыкать вилкой небольшой кусочек еды и т. д. компонент времени с ловкостью пальцев, тогда у вас есть еще один важный поднавык ловкости рук , который определяется как способность эффективно выполнять быстрые, точные и скоординированные движения руками. Какими способами вы ежедневно используете мелкую моторику и ловкость рук?

Вот несколько забавных занятий для развития мелкой моторики дома.Добавьте временной компонент или последовательные шаги, чтобы усложнить задачу улучшения ловкости рук.

  • Нанизывание нити для изготовления ожерелья или браслета из хлопьев или бисера 
  • Лабиринты 
  • Бусины Perler 
  • Отрезание линии 
  • Вставка монет в копилку 
  • Использование клея на точной мишени для художественного проекта Втыкание колышков в доску 
  • Разгадывание головоломок 

«Человек с помощью своих рук, так как они питаются энергией разума и воли, может влиять на состояние собственного здоровья.

— Мэри Рейли, EdD, OTR, FAOTA.

Узнайте больше о способах получения помощи в блоге NAPA: 

Об авторе

Джонатан всегда знал, что целью его жизни является помощь людям. Джонатан увлекается детским психическим здоровьем, семейной практикой и узнает больше об инновационных методах лечения, основанных на доказательствах. Джонатан называет себя «негабаритным ребенком» и любит, когда семьи работают вместе, чтобы максимально раскрыть потенциал ребенка.В свободное время Джонатан играет в баскетбол и занимается музыкой, танцует, путешествует, смотрит, как играют его команды, и проводит время с друзьями и семьей (особенно с собакой!)

Хотите узнать больше? Просмотреть блог Джонатана: Один день из жизни трудотерапевта

О Центре NAPA

Центр NAPA предоставляет лучшие педиатрические методы лечения со всего мира в наших четырех клиниках в США, расположенных в Лос-Анджелесе, Бостоне, Остине и Денвере. в дополнение к нашим двум клиникам в Австралии, расположенным в Сиднее и Мельбурне.Являясь лидером в области интенсивной педиатрической терапии, Центр NAPA привлекает семьи со всего мира к участию в наших трехнедельных сеансах интенсивной терапии, обеспечивающих беспрецедентный рост детей с различными неврологическими нарушениями и отклонениями в развитии. Чтобы узнать, как NAPA может помочь вашему ребенку, ознакомьтесь с предложениями наших программ и свяжитесь с нашей командой, чтобы узнать больше.

Развитие ребенка: мелкая моторика

Развитие ребенка: мелкая моторика


Будучи мамой, вы, вероятно, слышали термин «моторика».На самом деле, на этом этапе жизни вашего ребенка вы, вероятно, уже начали пытаться развивать мелкую моторику. Вы прочитали десятки статей, прикололи миллион значков и сосредоточились на развитии моторики в дошкольном классе. Но каков реальный результат развития мелкой моторики? Как вы можете помочь своему ребенку развиваться до того, как он пойдет в дошкольное учреждение?
Сначала поговорим о том, что такое моторика. Мелкая моторика — это навыки, которые включают координацию мелких мышц рук и ног вашего ребенка с глазами.Развитие мелкой моторики в первую очередь подготовит вашего ребенка к развитию крупной моторики в дальнейшем. Крупная моторика – это движения руками, ногами и всем телом. Ползание, бег и все, что между ними, — это навыки крупной моторики.
У нас есть несколько идей, как помочь вашему ребенку развить зрительно-моторную координацию и мелкую моторику. Попробуйте некоторые из этих простых действий с тем, что есть у вас дома:
Навыки мелкой моторики:

  1. Нарезание резьбы
    • Поставьте перед ребенком тарелку с ершиками и бусинками и покажите ему, как надевать бусины на ершик.Позвольте ему попытаться сделать это самостоятельно с минимальным руководством с вашей стороны. Это может потребовать от него нескольких попыток и большого терпения, но это поможет ему развить зрительно-моторную координацию.
  2. Передача
    • Дайте ребенку две тарелки: одну пустую и другую с помпонами или другим мягким маленьким предметом. Затем дайте ребенку набор щипцов. Попросите его переложить помпоны с одной тарелки на другую с помощью щипцов, все время не сводя глаз с работы.
  3. Ткачество
    • Попросите ребенка помочь вам с этой мелкой моторикой. Нарежьте разноцветную плотную бумагу на толстые полоски и разложите их перед ребенком. Пусть он сплетет полоски между собой, образуя прямоугольник. Вы можете скрепить концы, когда проект будет завершен, и у вас будут салфетки ручной работы для вашего обеденного стола!

Помните, что эти занятия должны быть веселыми и запоминающимися. Вашему ребенку понравится проводить с вами время один на один, а его или ее воспитательница будет рада, что вы начали раньше!

3 способа работы над мелкой моторикой

Об этой статье

В соавторстве:

Сертифицированный педиатр

Эта статья была написана в соавторстве с Джоэлем Уоршем, доктором медицины.Доктор Джоэл Уорш — сертифицированный педиатр, владелец и основатель центра интегративной педиатрии и медицины в Лос-Анджелесе, Калифорния. Обладая более чем десятилетним опытом, доктор Уорш специализируется на холистической и интегративной медицине. Он имеет степень бакалавра в области кинезиологии и медицинских наук, степень магистра в области эпидемиологии и общественного здравоохранения и степень доктора медицины (MD) Медицинского колледжа Томаса Джефферсона, где он был избран президентом Педиатрического общества Джефферсона. Затем доктор Уорш прошел ординатуру по педиатрии в Детской больнице Лос-Анджелеса (CHLA), где он получил научного сотрудника Общества Джорджа Доннелла.Эта статья была просмотрена 192 696 раз.

Соавторы: 14

Обновлено: 9 февраля 2021 г.

Просмотров: 192 696

Краткое содержание статьиX

Чтобы развить мелкую моторику, играйте в видеоигры, которые отлично развивают ловкость пальцев и зрительно-моторную координацию. Если вам нравится быть артистичным, попробуйте сделать альбом для вырезок или рисовать пальцами, так как оба занятия проверяют вашу мелкую моторику.Вы также можете попробовать сжать пластилин или пластилин в разные формы, что укрепит мышцы пальцев. В качестве альтернативы попробуйте оригами, так как изготовление веера или животного из бумаги потребует от вас координации и точности. В качестве более простого варианта натяните 2 или 3 резинки между большим и указательным пальцами, чтобы накачать мышцы рук. Чтобы узнать, как улучшить моторику с помощью головоломок или музыки, читайте дальше!

  • Печать
  • Отправить фанатскую почту авторам
Спасибо всем авторам за создание страницы, которую прочитали 192 696 раз.

Мелкая моторика | Примеры и развитие ребенка — видео и стенограмма урока

Развитие мелкой моторики у детей

Навыки мелкой моторики формируются на основе навыков крупной моторики , которые позволяют человеку совершать более крупные движения, например, ходить или прыгать. Мелкая моторика начинает развиваться в младенчестве и продолжает развиваться по мере взросления детей. Развитие мышц, необходимых для мелкой моторики, происходит постепенно. Это происходит из-за многократного воздействия игрушек, еды и переживаний.Это многократное воздействие также помогает детям развивать мышечную память. Мышечная память — это когда повторение действия позволяет выполнить его автоматически и без долгих размышлений. Мелкая моторика важна, потому что детям необходимо развивать силу и мышечную память, необходимые для выполнения таких задач, как одевание, письмо или чистка зубов.

Набор кубиков помогает детям развивать мелкие мышцы, необходимые для мелкой моторики.

Содействие развитию

Родители или опекуны могут способствовать развитию, поощряя игры и взаимодействие с различными предметами.Родители или опекуны могут искать возможности для детей участвовать в мероприятиях, которые включают небольшие движения, чтобы помочь укрепить их мелкую моторику. Эти типы движений, такие как толкание или вытягивание пальцами и руками, являются первым шагом в развитии координации, необходимой для таких действий, как раскрашивание или использование ножниц.

Некоторые виды деятельности, способствующие развитию мелкой моторики:

  • Рисование пальцами
  • Игра с пуговицами, застежками или молниями на одежде
  • Помощь с соответствующими возрасту задачами на кухне
  • Нанизывание бусин
  • Штабелируемые блоки
  • Задания двумя руками, например, катание шарика из теста
  • Подъем и раскладывание мелких предметов

Хронология развития

0-3 месяца
  • Рефлекторный захват при рождении
  • Добровольный захват
  • Дотянуться до объектов
3-6 месяцев
  • Ладонный захват одной рукой (все пальцы)
  • Соединяет пальцы вместе
  • Контролируемая досягаемость
6-9 месяцев
  • Контролируемый выпуск объектов
  • Передача предмета из одной руки в другую
  • Использует пинцет (большой и указательный пальцы), чтобы брать предметы
9-12 месяцев
  • Используйте указательный палец, чтобы указывать на объекты
  • Подбирайте мелкие предметы и кладите их в контейнер
  • Удаление мелких предметов из контейнера
12-18 месяцев
  • Построить двухблочную башню из блоков
  • Каракули с письменными принадлежностями
  • Поместите простые фигуры-пазлы
18-24 месяца
  • Переворачивание толстых страниц в книге
  • Вытолкнуть, вытащить или выбросить предметы из контейнера
  • Нанижите крупные бусины на пряжу
2-3 года
  • Ножницы для бумаги с безопасными ножницами
  • Горизонтальные штрихи на бумаге
  • снять поворотную или навинчивающуюся крышку с контейнера

Навыки мелкой моторики: примеры навыков и действий

В младенчестве поощряется время, проведенное лежа на животе, чтобы дети могли научиться отжиматься, переворачиваться и в конечном итоге тянуться к предметам.Это способствует развитию мышц, необходимых как для крупной, так и для мелкой моторики. Когда дети становятся достаточно взрослыми, чтобы есть твердую пищу, кормление пальцами позволяет им практиковаться и осваивать щипцовый захват (подбирание предметов большим и указательным пальцами), что является необходимым первым шагом на пути к тому, чтобы в конечном итоге научиться держать карандаш или мелок руками. ладонный захват . Ладонный захват или кулачный захват — это когда дети используют все пальцы руки, чтобы взять или удержать предмет. Малышей также следует знакомить с более мелкими игрушками, такими как кубики, кусочки пазлов или бусины.По мере взросления дети отрабатывают такие действия, как застегивание пуговиц, завязывание шнурков или использование молнии, что помогает им развить ловкость.

Письмо

Мелкая моторика, необходимая для письма, развивается в раннем детстве.

Навыки, необходимые для письма, начинают развиваться задолго до того, как ребенок будет готов держать карандаш. Когда младенец начинает тянуться к игрушкам или предметам, он начинает использовать навыки мелкой моторики, которые помогут ему, когда он начнет писать.Способность держать карандаш и перемещать его в руке требует координации мелких мышц рук и пальцев, которые развиваются благодаря мелкой моторике. Типичное развитие захвата предметов обычно начинается с ладонного захвата и в конечном итоге перерастает в клешневой захват. Как ладонный, так и клещевой захват важны для умения правильно держать карандаш и разборчиво писать. Учащимся, которым сложно держать карандаш или писать буквы, может потребоваться практика для дальнейшего развития определенных навыков мелкой моторики.

Художественное самовыражение

Улучшение мелкой моторики также способствует творчеству у детей. Контроль над движениями мелких пальцев и рук во время игры с пластилином, пластилином и пальчиковыми красками укрепляет те же мышцы, которые необходимы для таких задач, как использование вилки или застегивание одежды. Без развитой мелкой моторики ребенку может быть трудно рисовать, резать ножницами или использовать бутылочку с клеем. Ловкость, возникающая благодаря мелкой моторике, помогает детям выразить себя художественно, чтобы они могли использовать свои руки для работы и игры с различными материалами.Навыки мелкой моторики используются в художественной деятельности, например, при изготовлении скульптуры из глины, рисовании пальцами или кистями, нанизывании бусинок или создании трехмерных проектов.

Другие преимущества мелкой моторики

Развитие сильной мелкой моторики также приносит много других преимуществ. Навыки мелкой моторики помогают детям развивать зрительно-моторную координацию, когда они взаимодействуют с игрушками и играми и видят, к чему они пытаются прикоснуться или подержать. По мере взросления дети становятся более уверенными в использовании технологий, если у них развита продуктивная мелкая моторика.Использование компьютерной мыши, набор текста на клавиатуре или использование игрового контроллера требуют сильных навыков мелкой моторики. Использование компьютеров или планшетов в школе требует зрительно-моторной координации, чтобы использовать их надлежащим образом. Игра с технологиями помогает многим детям общаться и взаимодействовать со сверстниками. По мере того, как дети развивают мелкую моторику, они также развивают большую самооценку и уверенность в себе. Дети будут чувствовать, что они могут заботиться о себе и взаимодействовать с людьми и вещами вокруг них.

Независимость

Мелкая моторика присутствует в нашей повседневной жизни. Когда дети двигаются и взаимодействуют с окружающей средой, они развивают мелкую моторику. Чем больше развита мелкая моторика, тем более самостоятельными становятся дети. Когда дети развивают свои навыки мелкой моторики, они развивают независимость, необходимую для таких задач, как чистка зубов, прием пищи, письмо и одевание. Эта независимость вселяет в детей уверенность, когда они становятся более способными выполнять эти задачи без помощи воспитателей.Отсутствие мелкой моторики может привести к разочарованию и неуверенности в себе, из-за чего дети вряд ли захотят выполнять задания самостоятельно.

Общение

Общение также связано с развитием мелкой моторики. Навыки мелкой моторики необходимы для развития способностей создавать, писать и передавать идеи. Почерк — это форма общения и важный жизненный навык, который следует развивать и практиковать. Умение говорить и передавать идеи с помощью мимики также развивает мелкую моторику лица и губ.Выражение лица — очень важная часть жизни и способ, с помощью которого дети могут невербально общаться и выражать свои эмоции. Дети с развитой мелкой моторикой, скорее всего, будут говорить более четко и более эффективно выражать мысли. Навыки мелкой моторики также позволяют детям передавать идеи и чувства, используя маленькие мышцы рук и пальцев для языка жестов и движений рук.

В чем разница между мелкой и крупной моторикой?

Мелкая моторика — это навыки, требующие использования и точности мелких мышц рук и пальцев.Мелкая моторика используется для более мелких задач, таких как использование вилки или ложки во время еды. Крупная моторика — это навыки, в которых задействованы крупные мышцы. Они используются для таких вещей, как координация, сила и равновесие. Навыки крупной моторики используются в таких задачах, как удары по мячу или прыжки. Навыки мелкой и крупной моторики работают вместе, позволяя нам выполнять движения, которые мы делаем каждый день. Еще несколько примеров навыков мелкой и крупной моторики:

Навыки мелкой моторики

  • Еда, которую едят руками
  • Зачерпывание песка лопатой
  • Поворот дверной ручки
  • Застегивание одежды на пуговицы или молнии

Навыки крупной моторики

  • Ползание
  • Подъем по лестнице
  • Бросание мяча
  • Сидя прямо

Краткое содержание урока

Мелкая моторика развивается по мере того, как дети учатся использовать более мелкие мышцы рук и пальцев.Их можно развивать с помощью различных задач, которые стимулируют мышечную память , что позволяет выполнять действия автоматически и без долгих размышлений. Развитие мелкой моторики у младенцев в основном сосредоточено на двух примечательных навыках, называемых ладонной хваткой (или кулачной хваткой) и клешневым захватом . Вот некоторые задания, которые помогают развить мелкую моторику: рисование пальцами, решение головоломок или игра с пластилином. Мелкая моторика в основном развивается в первые годы жизни ребенка.Они помогают детям в выполнении задач по уходу за собой, таких как чистка зубов, одевание и прием пищи.

Развитие мелкой моторики имеет множество преимуществ, в том числе поощрение детей к творческому самовыражению, умение правильно держать карандаш и писать. Навыки мелкой моторики также помогают детям общаться и становиться более независимыми, поскольку они могут лучше выполнять небольшие задачи самостоятельно. Другими преимуществами развития мелкой моторики являются возможность успешно использовать различные формы технологий и развивать улучшенную зрительно-моторную координацию.Навыки мелкой моторики развиваются вместе с навыками крупной моторики , которые отвечают за движения, требующие больших мышц.

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован.