Минусы монтессори: методика монтессори плюсы и минусы — 25 рекомендаций на Babyblog.ru

Содержание

Вред системы Монтессори. Минусы обучения дошкольников.

Сейчас в России получило широкое распространение обучение дошкольников по системе Марии Монтессори. В великом разнообразии российских и зарубежных авторских методик по раннему развитию детей оно занимает не последнее место, с каждым годом наращивая площади охвата страны. 

Печально, что многие родители, уже отдавшие своих детей в так называемые «монтессори-группы» в детских садах или посещающие вместе с детьми развивающие центры, имеют минимальные знания о методике Монтессори. Проанализируем недостатки этой внедренной в России западной системы. 

Начав работать ассистентом врача в университетской клинике, Мария Монтессори (1870-1952) заинтересовалась методами лечения и реабилитации детей с ограниченными умственными способностями. Она пришла к выводу, что проблемы умственно отсталых детей – это проблемы не столько медицинские, сколько педагогические. 

Основная идея метода Монтессори заключается в стимулировании ребенка к саморазвитию, что достигается помещением его в специально подготовленную среду, имеющую четкую логику построения и соответствующую психологическим потребностям ребенка.

 

А. В. Луначарский способствовал проведению серии экспериментов по внедрению принципов этой прогрессивной педагогики в систему образования. В 1926 г. даже рассматривался вопрос о переходе дошкольных учреждений на новый метод воспитания. Но эти эксперименты вызвали недовольство Сталина, сколько-нибудь широкое распространение метода Монтессори Наркомпросом было запрещено, а самой Монтессори был присвоен ярлык «реакционного педагога». Последняя в СССР детская группа была закрыта в 1930 г. О Монтессори-методе в России не вспоминали более шестидесяти лет – до начала 90-х. 

Сейчас в 68 регионах России создано более 400 групп в детских садах, работающих по системе Монтессори. Только в Москве насчитывается более 50 детских учреждений, где есть подобные группы. В 1997 году в России была организована Ассоциация Монтессори-педагогов, объединяющая сегодня уже более 5.000 педагогов-энтузиастов. Всего же, по данным Ассоциации, идеи Марии Монтессори в России воплощают в жизнь около 530 учебных заведений и отдельных групп, действующих на Урале и Дальнем Востоке, в Ставропольском крае, Ростове-на-Дону, Туапсе и других регионах страны.

 

В настоящее время «просвещенная» Европа повсеместно внедряет эту методику: в Великобритании Монтессори-школы составляют около 20% всех школ для детей 4-12 лет, в Голландии – 40% и т. д. А в США национальные Монтессори-общества объединяют 10 тысяч школ и лицеев для детей от 4 до 12 лет. 

Основа педагогического метода Монтессори заключается в ее безграничной вере в природу ребенка, в ее стремлении исключить какое-либо авторитарное давление на формирующегося человека, а также в ориентации на свободную, самостоятельную, активную личность. 

Ребенок изучает то, что ему интересно. Его никто не заставляет. Понятие «свободное воспитание» в практике Монтессори означает свободу выбора ребенка в своем развитии. 

«Как красиво звучит!», – подумают многие родители, не подозревая, сколько «подводных» камней таит эта «свободная» методика. 

Разберем основные «минусы» данной системы. 


1) Воспитатель-учитель в этой педагогической системе не имеет такого авторитета, как в традиционных.

В нашей стране, имеющей глубоко укоренившиеся традиции авторитарного правления в государстве и семье, учащиеся и на учителей смотрят как на «руководителей», указывающих, что нужно делать. Поэтому педагог-наблюдатель, педагог-помощник не имеет должного уважения у детей. 


2) М. Монтессори недооценивала значение игры в развитии ребёнка. Считая игру деятельностью, оторванной от реальной жизни, она заменяла её практической деятельностью с обучающими пособиями, деятельностью по самообслуживанию. Подвижные и ролевые игры отсутствуют. Вообще Монтессори-система не предполагает наличия ролевых игр, танцев. Работа идёт больше в тишине и уединении. Несмотря на то, что малыши находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, по большей части они работают индивидуально. 

Развивая аналитические способности, логику, мелкую моторику, т. е. сферы деятельности, которые контролируют левое полушарие, её методика не уделяет внимание «творческому» правому – которое отвечает за познание мира целостно.  

В помещениях, где находились дети, не было даже игрушек! Она сравнивала детей с губкой, которая впитывает и хорошее и плохое. И игры становились нежелательными во избежание спонтанного воспроизведения этого «впитанного» плохого в игре. Но для «обычного» ребенка – это необходимые игры, именно в них ребенок развивается творчески, раскрываются его индивидуальные особенности. Развивая логическое мышление головоломками, не стоит забывать о важности ролевых игр и развития фантазии. Значение игры для полноценного и всестороннего развития ребёнка просто переоценить невозможно, настолько оно велико! Игра не зря названа ведущей деятельностью дошкольного возраста.  


3) Непростая ситуация складывается и с чтением. Предметом, которому, казалось бы, в системе Монтессори уделяется столько внимания. М. Монтессори не использовала в своей работе сказки. Также считая их уходом от реальности, заменяла их реалистическими описаниями предметов. 

Но именно в сказках происходит первоначальное формирование всех представлений ребёнка о жизни, в том числе и об отношениях между людьми, а также и об основных нравственных категориях, таких как добро и зло.

Эта методика хоть напрямую и не отрицает художественную литературу для детей, но терпит ее лишь потому, что в «сказках содержится не только огромный словарный запас, но и элементы фольклора, и в этом смысле они полезны для развития ребенка». Любая деятельность, в том числе и чтение, должно приносить ребенку реальную пользу: развивать речь, помогать в познании реального мира, расширять кругозор. Но уметь бойко складывать буквы в слова и быть читателем – это отнюдь не одно и то же. Для чего вообще пишется и читается художественная литература? Она учит умению сопереживать, рефлексии, внутреннему диалогу с автором и героями читаемого текста. В результате же отлучения от художественной литературы, от сказок, ребенок при всем своем уме рискует вырасти эмоционально неразвитым! 


4) М. Монтессори не уделяла внимания развитию воображения и творческих способностей детей. Здесь отрицается творчество как таковое. В нем видится препятствие для умственного развития ребенка. В классическом Монтессори-садике дети не играют в спонтанные творческие игры, здесь их считают бесполезными, не помогающими интеллектуальному развитию ребенка, а наоборот, тормозящими его. Нет игр в кукол, нет пряток… Решительно отвергает Монтессори-педагогика детское художественное творчество, в частности рисование. 

Вот что пишет по этому поводу один из видных идеологов Монтессори-педагогики в России: «Никто не обращает внимание на то, что возможно рука ребенка еще вяла, его ум бесчувственен к прекрасному и безобразному и восхищающие всех «каляки-маляки» всего лишь свидетельство определенного уровня мышечного и духовного хаоса <…> Монтессори считала отклонением в развитии уход ребенка в фантастический мир, рожденный его желанием замкнуться и уйти от проблем, встающих перед малышом в жизни. Если этот мир не связан с реальностью, то он скорее сродни галлюцинациям наркоманов, чем содержательному творчеству. Творческую способность ума Монтессори рассматривает как средство работы над реальностью <…>».

 

Подобный подход не даёт достаточного развития детской фантазии, что ведёт к большим потерям в эмоциональном развитии ребёнка. 

Методика не учитывает важность развития речи у дошкольника. Когда с ребенком много общаешься на отвлеченные темы, когда ребенку читаешь сказки, и т. п. – малыш фантазирует. В результате «обычный» ребенок – развивается, нуждающийся же в лечении – уходит в себя, замыкается (по мнению Монтессори и многих других специалистов), а этого лучше избегать. 


5) Индивидуальный подход к ребёнку, провозглашенный М. Монтессори, оборачивался на практике ещё и нарушениями социальных взаимоотношений: дети работали с материалом поодиночке, помогал им при возникновении сложностей педагог, контакты между детьми искусственно ограничивались. Группа живет в своем микромире – налицо отвлеченность от социальной реальности. К тому же некоторые педагоги считают, что метод Монтессори перенасыщен предметами, называют его искусственным.  

После детского сада Монтессори у ребят в «обычном» детском учреждении могут возникнуть проблемы с поведением (в классах по данной методике учащиеся во время занятий свободно передвигаются по классу, задания могут выполняться и лежа). 

Ребёнок сам решает, будет ли он делать свою работу в течение нескольких минут или на протяжении всего занятия. Будет ли он заниматься с учителем, с другом или самостоятельно. Короткие индивидуальные уроки, которые проводит учитель, длятся, пока ребёнок сохраняет к нему интерес.

Если же ребёнку хочется побыть одному, он может уединиться в отгороженном от общей комнаты «закутке» с мягким креслицем, подушками и множеством книжек.

 

Можно просто побродить по классу, наблюдая за работой других детей, а потом опять приняться за свою. Ребёнок сам выбирает для себя режим работы, и, конечно же, он себя не перегрузит никогда. Свобода выбора во всем: дети сами выбирают материал, с которым будут заниматься, место для занятия и время занятия (надоело – переключились на другое!).

 

Специалисты, исследовавшие деятельность М. Монтессори, говорят, что у её воспитанников отмечалась задержка социального развития. 

ВЫВОД:

Неприемлемо использовать метод М. Монтессори в «чистом виде». Методика Монтессори далека от совершенства, а в некоторых аспектах весьма странна. Часто это просто новый способ вымогания денег с родителей под новой яркой вывеской.

Изначально она создавалась для социальной адаптации отстающих в развитии детей. Позже методика была переделана для развития «обычных» детей, но она ориентирована на развитие логики в ущерб развитию творческих способностей и речи ребенка.

Анита Северная, РВС.

Источник: rvs.su

краткое описание, суть, достоинства и недостатки

Сегодня растет популярность различных развивающих центров, где с детьми занимаются педагоги, формируя разносторонне развитую личность. И родители стараются по мере сил и возможностей водить ребенка на такие занятия. Кто-то ограничивается последним годом перед школой, другие начинают посещать группы начиная с 1 года. И одной из самых популярных на сегодняшний день является методика Монтессори для детей. Сегодня о ней и пойдет речь.

Раннее развитие

Этот термин сегодня становится все популярней, при этом мало кто до конца понимает, что за ним стоит. Большинство молодых родителей уяснили, что для ребенка очень важно и нужно ходить в развивающие центры, причем чем раньше это начать, тем лучше. И постоянно на слуху развитие детей по методике Монтессори. Соответственно, выбор центра тоже будет очевиден.

Конечно, есть и противоположное мнение. Одни из оппонентов заявляют, что до 3 лет все, что нужно малышу, — это его мама. Сложно не признать их правоту. Другие и вовсе говорят, что разрабатывалась методика Монтессори для детей с отклонениями в развитии, а потому совершенно не подходит для обычных. И в том и в другом случае есть доля правды. Вовсе не обязательно каждому родителю водить своего малыша в Монтессори-кабинет, он и без этого может гармонично развиваться. Но часть техники и инструментов можно перенять и для домашнего использования.

История методики

Чтобы хорошо понимать, о чем идет речь, давайте пойдем от самых истоков. Мария Монтессори — это известный педагог. Она была дипломированным врачом-женщиной. Это и позволило ей с успехом работать с особенными детками.

Достижения психологов, педагогов и врачей тех лет были не слишком впечатляющими. Детей с отставанием в развитии просто изолировали от остальных, отдавая в специальные интернаты. Мария, поработав педагогом, изобрела собственную методику для детей. Монтессори хорошо понимала важность работы со всеми органами чувств, что и легло в основу ее метода. Результаты были просто ошеломляющими. Воспитанники не просто догнали своих здоровых сверстников, они сдавали экзамены вместе с обычными выпускниками начальной школы и во многом опережали их. И тогда системой всерьез заинтересовались в научных кругах. Но автору методики не давала покоя мысль о том, что можно заниматься и с обычными детьми, развивая их еще больше. Через несколько лет она начала работать со здоровыми ребятами. Это тоже стало вкладом в педагогическую практику.

Суть и принципы

Занятия с детьми по методике Монтессори должно проходит максимально естественно. Не нужно насильно пытаться вложить в малыша знания. Он впитает в себя то, что ему под силу сегодня. А до чего еще не дорос — освоит завтра. Ваша задача — обеспечить благоприятные условия. А значит, создать безопасную среду, насыщенную различными предметами-стимулами, которыми ребенок может беспрепятственно пользоваться.

То есть педагог должен хорошо понимать, что ребенок — это целостная личность, которая способна к саморазвитию. Основная сложность здесь заключается в том, что развитие у него протекает не так, как у взрослого. А поскольку мы уже забываем себя в детстве, то порой не может понять и правильно оценить его потребности. Задача педагога — не давать готовые решения, и это самое сложное из того, что нужно сделать. Для этого и был разработан специальный материал. Он позволяет ребенку самому изучить материал урока, а также найти ошибки и исправить их. Это одновременно повышает и ответственность, и самостоятельность.

Окружающая среда

Занятия с детьми по методике Монтессори проводятся в специально оборудованном пространстве. Его так и называют — комната Монтессори. Классически она разделяется на 5 зон, каждая из которых ответственна за формирования определенных навыков. При этом нет четкой схемы, чем и когда должен заниматься ребенок. Конечно, даже если дать годовалому ребенку пять алфавитов, он еще не в состоянии самостоятельно научиться читать. Но никто не помешает ему посетить эту зону, потрогать шершавые буквы.

Итак, автор методики выделяет 5 зон:

  • Зона практической жизни. Здесь ребенок получает бесценные навыки самообслуживания. В зависимости от особенностей центра она может быть оборудована кухней, на которой ребята пекут печенье и варят суп. Они сами накрывают на стол и убирают посуду. Здесь есть таз, чтобы постирать платочки, и веревка, на которой развешивают их на просушку. Обязательно приготовлен набор из щетки и совочка.
  • Зона сенсорного развития. Это наши слух и зрение, осязание и обоняние. Здесь располагаются игрушки-стимулы, которые способствуют развитию органов чувств.
  • Зона языковая.
  • Зона космическая.
  • Раздел естественных и точных наук.

Все пособия выполняются из натуральных материалов. Чаще всего это дерево и глина.

Сенситивные периоды

Методика развития детей Монтессори построена на принципах естественного развития. Как уже говорилось выше, ребенок приобретает те навыки, для которых подготовлена база. Еще Л. С. Выготский в своих трудах говорил о том, что существует зона актуального развития и сенситивный период для определенных навыков. То есть именно сейчас ребенок максимально готов освоить тот или иной урок.

Самая важная работа по развитию личности приходится на возраст от рождения и до школы. При этом многие родители считают, что не нужно ничего специально делать. Все выросли, и их малыш вырастет. Кто-то искренне считает, что этим должны заниматься в саду и школе. Но не стоит забывать, что это только ваш ребенок, и больше никому не интересно, станет ли он успешным в этой жизни. Конечно, все родители сильно заняты на работе. Но вам и не потребуется много времени. Можно заниматься каждый день по 10-15 минут, и этого будет более чем достаточно.

Эти сроки не являются окончательными, они усредненные. У некоторых детей это может произойти чуть раньше или позже. Это не говорит о гениальности или, наоборот, об отставании в развитии. Это просто особенности конкретного ребенка, не больше и не меньше.

Как развитие происходит на практике

Методика раннего развития ребенка по Монтессори — это следование за ним, активная помощь и поддержка. Но ведущим является сам малыш. Смотрите сами. У ребенка начинается активное сенсорное развитие. Именно для этого в комнате и нужны различные пособия. Заинтересовался мелкими предметами? Отлично, это необходимо для созревания участков коры головного мозга, которые отвечают за моторику и речь. Пусть пересыпает гречку и рис, переливает воду, рисует пальчиками по песку и складывает бусинки.

Появление в России

Воспитание ребенка по методике Монтессори начали практиковать и в других странах. Ими восхищались, ведь дети, которые были воспитаны по данной системе, отличались самостоятельностью и ответственностью. Они умели принимать решения, что является важным навыком для любого ребенка.

Обучение детей по методике Монтессори также и критиковали. Как и у всех остальных методик, у нее есть свои недостатки. Основные претензии педагогов, которые начали использовать ее на практике, — это недооценка ролевых игр в развитии малышей и недостаток эстетического развития. Противники также считают, что если ребенку дать возможность самому выбирать, что ему интересно, а что нет, то в школе у него могут возникнуть большие проблемы. Ведь программа едина для всех, и никто ее не будет корректировать.

В России, а точнее, в СССР, данная методика появилась в 1913 году. Она не стала ведущей, то есть не была принята на вооружение системы образования. Хотя некоторые элементы были освоены и успешно внедрены. При оформлении игрового зала его тоже разбивают на зоны, каждая из которых содержит определенные игрушки и стимульный материал. Новая волна интереса к методике возникла уже в 90-х годах и с тех пор не спадает.

Три кита — три составляющие успеха

Методика развития детей Монтессори строится на трех важнейших составляющих:

  • Сенситивность. До 6 лет ребенок проходит важнейшие этапы в своем развитии. И очень важно, чтобы он на каждой из этих стадий получил необходимые навыки. Это настолько серьезно сказывается на дальнейшей жизни, что упускать время является настоящим преступлением против крохи. И чаще всего второй возможности уже не будет. Поэтому педагоги и психологи твердят, что после 5-6 лет личность уже сформирована, и ее дальнейший успех или неуспех предопределен.
  • Чтобы развитие было правильным, важна окружающая среда. Это вторая составляющая данного метода. Все вокруг должно соответствовать физическим возможностям ребенка на каждом этапе его развития. Только в подготовленной среде малыш сможет научиться всему необходимому и стать независимым.
  • Третье звено — это педагог. Важная особенность метода заключается в том, что педагог ведет малыша к знанию, а потом устраняется и наблюдает. Главное правило — «помоги мне это сделать самому».

Важнейшие заповеди для педагога

Методика развития детей раннего возраста Монтессори — это огромная работа для взрослых, которые постоянно находятся рядом с малышом. Просто привести его раз в неделю на занятие будет недостаточно, нужно придерживаться принципов каждый день. Это и есть путь к успеху. И первое, что нужно запомнить: детей учит то, что их окружает.

  1. Если малыша критикуют — он начинает осуждать весь мир.
  2. Хвалите ребенка за его достижения, за то, что сейчас он сделал хорошо. Так он учится оценивать.
  3. Враждебности в отношениях с малышом не должно быть, это учит его драться.
  4. Если родители честны с ребенком, он растет справедливым.
  5. Высмеивая кроху, вы учите его быть робким.
  6. Живя с ощущением безопасности, малыш учится доверять.
  7. Нельзя стыдить ребенка даже за серьезные провинности. В противном случае он будет расти с чувством вины.
  8. Одобряйте его действия, и он будет хорошо к себе относиться.
  9. Будьте снисходительны — это научит его быть терпеливым.
  10. Подбадривайте малыша каждый день, по любому поводу. Это придаст ему уверенность в себе.
  11. Ребенок должен расти в атмосфере дружбы и любви и чувствовать себя нужным.

Создаем условия дома

Усвоив суть методики Монтессори для детей, вы можете сделать выбор, насколько она подходит именно вам. И конечно, каждый родитель задумается, сколько стоит минимальный набор развивающих материалов. На самом деле можно обойтись и тем, что есть у вас дома.

Крохе окружающий его мир кажется огромным. Он словно попал в страну великанов, где для него не приспособлены ни столы, ни стулья, ни кровати. Любой будет чувствовать себя беспомощным. И ваша задача — упростить его знакомство с миром. Для этого необходимо оборудовать несколько зон (это могут сделать и мама с папой):

  • Приучаемся к самостоятельности. Для этого должна быть зона повседневной жизни. Здесь должно быть все необходимое, то есть умывальник и полотенце, зубная паста и щетка, таз для стирки и вешалка для вещей.
  • Зона языкового развития. Здесь могут быть собраны яркие книги, кубики с буквами, а также цифры, вырезанные из плотного картона.
  • Зона творчества. Здесь ребенка будут ждать краски и пластилин, музыкальные инструменты, карандаши и бумага.
  • Зона естествознания. Сюда нужно поместить все, что расскажет малышу об окружающем мире. То есть фигуры, картинки, изображающие животных и растений.
  • Зона сенсорного развития. Разные по форме, цвету и текстуре предметы. То есть кубики и цилиндры, вата и железо, различные ткани.
  • Зона активности. То есть любой спортивный уголок для детей.

Методика Марии Монтессори может применяться не только в специализированных центрах. Даже в обычной небольшой квартире можно с успехом разложить игрушки в определенном порядке и тем самым выделить игровые зоны.

Один день по Монтессори

Вы считаете, что это еще одна оторванная от жизни методика? Нет, это и есть сама жизнь. Обучение детей по методике Монтессори происходит каждый день, непосредственно при решении ежедневных задач. Вспомните, как часто мы говорим ребенку, что он еще маленький, и не позволяем ему делать то, что он так хочет попробовать. А ведь задача любого родителя состоит в том, чтобы научить ребенка справляться с поставленными задачами самостоятельно.

Вот как, например, можно организовать день:

  • Утром все просыпаются, а значит, пора переодеваться. Конечно, взрослому это сделать несложно, он откроет большой шкаф и достанет вещи. А для ребенка нужно сложить комплект на стульчик или специальную полочку.
  • Утренние процедуры. У ребенка в ванной комнате должен стоять горшок и висеть низкая полочка с зубной пастой и щеткой, с мылом и зеркальцем.
  • Готовить завтрак тоже лучше всего всей семьей. Кроха может насыпать крупу в кастрюлю, заливать ее молоком. И конечно, он должен потом убрать свое место после завтрака.
  • После еды можно и поиграть. Дайте ему возможность самому выбрать, в какой из зон сегодня лежит сфера его интересов. Но одним из самых важных принципов остается «поиграл — убери за собой». Очень важно, чтобы в игре дети овладевали житейскими навыками. Лепите из пластилина овощи и фрукты, пусть малыш учится резать их пластиковым ножиком.
  • Приближается обед — зовем ребенка с собой на кухню. Пусть достанет овощи из холодильника и поможет их помыть. Можно поручить протереть тарелки или выполнить еще какие-нибудь поручения.
  • Собираемся на прогулку. Не забывайте о том, что ребенок должен иметь возможность сам снять с вешалки свои вещи. А после возвращения домой обязательно нужно развешать их на свои места.
  • Игры после прогулки — важный момент. Ведь полученный опыт выражается в игре.
  • Отход ко сну. Заблаговременно объявите об этом ребенку. Ему нужно убрать за собой игрушки, разложить все на свои места, расстелить постель.
  • На ночь оставьте гореть небольшой светильник. Это позволит ребенку без страха вставать в туалет, когда это будет нужно.

Как видите, нет ничего сложного. В детских центрах методика Монтессори детям подается в привлекательной форме, «блестящей упаковке». Но для ее реализации вовсе не нужны сотни специальных игрушек. Требуется лишь ваше желание помочь ребенку освоить все необходимые навыки самостоятельно.

С рождения до года

Обычно в развивающие центры приглашаются дети от года, а где-то и от двух лет. Неужели до этого возраста малыши не нуждаются в развитии? Или методика Монтессори для детей до 1 года не работает? Нет, она универсальна и использовать ее можно начиная с рождения. Принципы должен усвоить каждый родитель. Это залог того, что у ребенка будут все шансы вырасти счастливым.

Дети обладают «впитывающим разумом». Ум растущего крохи — словно губка. Он поглощает все, что его окружает, и делает это с огромной жадностью. Значит, ему требуется давать пищу. А что происходит чаще всего? Если ребенок не кричит, его укладывают в кроватку, где он лежит и наблюдает белый потолок. То есть методика Монтессори для детей 1 года в первую очередь предполагает обеспечение крохи необходимыми стимулами: цветовыми, звуковыми, образными.

Таким образом, жизнь дает малышу возможность стать таким, как окружающие его взрослые. Он не знает грамматических особенностей языка, но очень скоро станет способен не только понимать речь, но и говорить. Это касается и других сфер жизни. Данная методика естественно вписывается в обычную жизнь, делая ее более разнообразной и красочной, насыщенной возможностями для развития навыков.

Советы психологов и педагогов

Если с детьми постарше можно придумать варианты для игр и построения обучающего процесса, то с крохами до года на первый взгляд все обстоит сложнее. На самом деле развитие детей в 9 месяцев по методике Монтессори мало чем отличается от аналогичного процесса в более старшем возрасте. Просто нужно подбирать формы деятельности, которые сейчас доступны вашему ребенку.

Движение на этом этапе развития и является самым важным аспектом. Нам кажется, что кроха еще ничего не умеет. Мы укутываем его в одеяло, надеваем тесную одежду и кладем в маленькую кроватку. То есть возможностей для спонтанных движений довольно мало. Давайте посмотрим, что можно сделать для того, чтобы исправить ситуацию:

  • Низкая кровать или просто матрас на полу. Это позволяет самостоятельно сползать с него после сна и исследовать мир без привязки ко взрослым.
  • Игровое пространство также обустраивают на полу. Для этого можно постелить коврик, с одного края которого установить зеркало, а по периметру разложить игрушки. Он будет приподниматься и рассматривать отражение. А скоро поймет, что это и есть он сам. Не мешайте ему, пусть он сам выбирает объекты для изучения.
  • Повесьте мобили для стимулирования движения. Вовсе не обязательно покупать дорогие. Достаточно самостоятельно сделать из ткани стрекозу или птичку, а затем прикрепить ее на прочный шнур. Подвесные погремушки, которые можно хватать или толкать, тоже очень радуют детей.
  • По периметру ковра нужно разложить яркие и интересные предметы, которые легко схватить рукой. Это еще один стимул начать движение.
  • Выбирайте одежду, которая не стесняет движений.
  • Избегайте оборудования, которое ограничивает деятельность. Малыш пристегнут в автокресле и в коляске во время движения. Прибавьте к этому манежи, ходунки, прыгунки и качели, которые позволяют совершать действия без собственных усилий, и вы поймете, что лишаете ребенка возможности тренироваться.
  • Когда ребенок начинает вставать, прикрепите к стене деревянный брусок. Это будет дополнительная опора. Можно купить тележку-ходунки, которая используется лишь для поддержания равновесия.

Как видите, занятия по методике Монтессори для детей до года являются очень органичными и естественными. Просто помогайте малышу, следуйте за его потребностью в развитии, которая заложена в каждом. И этого будет достаточно, чтобы раскрыть внутренний потенциал. Наблюдайте, подсказывайте, но не мешайте и не ограничивайте свободу. Это лучшее, что вы можете сделать для своего малыша.

Используемые материалы

За это автора чаще всего и критикуют в отзывах. Методику Монтессори для детей многие считают инструментом для сбора денег с родителей. Но виноват в этом не сам автор, а современные реалии. Спрос рождает предложение, а маркетинг готовит заманчивую рекламу. И раз методикой заинтересовались, значит, в специализированных магазинах будет появляться все новый стимульный материал. Причем родителей будут убеждать, что он не только желателен, но и необходим.

На самом деле большинство из развивающих игрушек можно сделать дома. И от этого они не станут хуже. Что можно сделать для отработки практических навыков:

  • Рамки с застежками. Это деревянные рамки, которые оснащены различными застежками. Это могут быть замки, шнуровки и липучки, крючки и пуговицы. Они учат конкретным навыкам, которые необходимы при раздевании и одевании. Кроме того, они необходимы для развития мелкой моторики.
  • Предметы для пересыпания и переливания. Отличный выбор для координации движения и развития внимания. А ведь это так просто: нужно дать крохе пару стаканов и доступ к воде или тазику с любой крупой.
  • Предметы для приготовления пищи. Необязательно давать крохе нож. Достаточно обойтись безопасным чистящим устройством для моркови и яблок.
  • Доска с замочками. Попросите папу прикрепить разные замочки, щеколды и прочие приспособления на небольшой отрезок ЛДСП или фанеры, после чего его следует повесить на стену.
  • Развивающий коврик. Вот где простор для фантазии! На одном полотне можно пришить и прикрепить различные элементы: шнуровки, бусины, погремушки, кармашки и т. д. Задействуйте разные материалы.

Будьте доброжелательны с ребенком и не упрекайте его за допущенные промахи. Если он пролил сок и плохо вытер за собой, достаточно просто сказать: «Нужно убрать еще одно пятно — и будет идеально чисто». Методика Монтессори для детей от года очень вариативна и легко перекладывается на выполнение ежедневных задач.

Пособия для сенсорного развития

Благодаря этим предметам ребенок научится различать такие понятия, как больше и меньше, тонкий и толстый, длинный и короткий.

Для этого в классическом варианте используется следующий материал:

  • Коричневая лестница — это 10 деревянных призм, каждая длиной 20 см. Боковые стороны — квадраты со стороной от 1 до 10 см.
  • Розовая башня. Она состоит из розовых деревянных кубиков с длиной ребра от 1 до 10 см.
  • Красные штанги. Это набор из десяти штанг, самая маленькая из которых равна в длину 10 см, а самая большая — 1 м.
  • Блоки цилиндров. Это четыре набора с девятью цилиндрами в каждом.
  • Цветные катушки. Первый блок состоит из катушек основных цветов, второй — из одиннадцати пар различных цветов, в третий включены по семь оттенков каждого.
  • Коврик. Методика Монтессори для детей 1-3 лет предполагает самостоятельную работу ребенка. А значит, нужно, чтобы ему было интересно. Для этого можно соорудить коврик, на котором будет много различных деталей. Их можно трогать, тянуть, расстегивать, то есть давать волю своему исследовательскому интересу. Кстати, сделать их можно и самостоятельно. Достаточно просто подготовить лоскутки тканей, различные крупы, кусочки шуршащей бумаги и другие материалы, которые можно пустить в дело.

Пособия для развития речи

Если вы не знаете, чем заняться сегодня, то можно подсмотреть идеи в книге «60 занятий с ребенком по методике Монтессори». Там описываются сами игры, а также методические пособия. Их легко сделать своими руками:

  • Шершавые буквы. Они могут быть выполнены из бархатной бумаги или самой мелкой наждачной, после чего приклеены на обычный картон. Малыш проводит пальчиком по буквам и готовится к письму. Такое упражнение позволяет узнать очертание каждой буквы через прикосновение.
  • Прописи. На фанере нужно сделать прорези, в каждую из которых устанавливается своя «каретка», подобная замочку на молнии. Ребенок проводит замочек по прорези от начала до конца.
  • Рамки-вкладыши.

Методика раннего развития детей Марии Монтессори — это простор для творчества не только родителей, но и детей. Ведь все игрушки можно изготавливать из подручного материала вместе с ребенком.

Плюсы методики

Как и у всех остальных, у этой системы есть свои достоинства и недостатки. Это нужно учитывать при выборе будущих занятий с вашим малышом. В первую очередь рассмотрим ее сильные стороны. Методика воспитания детей Марии Монтессори хороша для групповых и индивидуальных занятий, потому что:

  • Она помогает ребенку самостоятельно обучаться и развиваться.
  • Здесь нет негативных оценок и действий, то есть наказаний и критики.
  • Малыш привыкает к порядку.
  • Занимающиеся по этой методике дети рано начинают читать и писать.
  • К каждому малышу можно подобрать индивидуальный подход, что очень важно в работе с детьми-инвалидами. Актуальность методики Монтессори в этом случае сложно переоценить. Детки, у которых ограничен тот или иной канал получения информации, очень уязвимы, а занятия, проводимые с ними по такой системе, позволяют исправить ситуацию.
  • Группы разбираются по интересам, а не по возрасту.
  • В группах не практикуются соревнования и сравнения с другими детьми.
  • Как, с чем и сколько работать, выбирает сам малыш.

Минусы

Казалось бы, все более чем радужно. Но у этой системы есть и свои недостатки. в первую очередь потому, что подойдет она не каждому ребенку.

  • Гиперактивного малыша будет очень сложно уговорить заняться чем-то из предложенного выше.
  • Методика не подходит под школьные стандарты. Привыкнув свободно перемещаться и подбирать себе задания по интересам, ребенок будет долго адаптироваться в школе.
  • Разновозрастные группы. Это можно воспринимать как минус, но он является скорее плюсом. Ребенок учится жить в обществе.
  • А вот отказ от сказок и стихов является большим минусом. Хотя сегодня педагоги-сторонники системы Монтессори понимают это упущение и самостоятельно дополняют уроки.
  • Группа живет в своем микромире, оторванном от реальности.

Вместо заключения

Несмотря ни на что, многие семьи отдают предпочтение методике Монтессори. Для детей 1-3 лет ее можно назвать самой лояльной из всех имеющихся. Кроме того, вы можете выбирать отдельные ее элементы и комбинировать с чем-то иным. Ведь ваш ребенок уникален, и никто, кроме вас, не знает, что требуется ему в данный момент. Главное — усвоить принцип: у ребенка есть все для развития, ему нужно только немного помочь, подтолкнуть, похвалить. И тогда у него все в этой жизни точно получится!

Монтессори — образовательная методика. Описание, плюсы, минусы |

Среди современных мам имя Марии Монтессори известно практически всем. Она стала основательницей образовательной методики, где в центре главенствующая роль отведена ребенку, ведь только ему известно, что актуальнее для развития в данный этап жизни. А для педагога Монтессори следовать за активностью малыша — самый верный путь. Обывателю, выросшему на привычной системе образования, где педагог имеет непреклонный авторитет, а инструментами воспитания являются кнут и пряник, такой подход может быть не совсем понятен. Разберем общепринятые утверждения и принципы Монтессори подробнее.

«Помоги мне сделать это самому»

В Монтессори важно только помогать ребенку адаптироваться в огромном и неизведанном ему мире, получить о нем достоверную информацию, стать самостоятельным, развить свободу выбора. В каждом малыше с рождения заложена тяга к изучению нового. Задачей педагога, прежде всего, является предоставлять в распоряжение ребенка специальные материалы Монтессори, как средства саморазвития и показывать, как именно с ними взаимодействовать. Малышу позволительно заниматься всем, чем он захочет в рамках класса.

Но любое занятие состоит из строго укомплектованных предметов, которые являются ключами к изучению той или иной сферы мира, базовым пониманием элементарных свойств предметов, обличенных в приятный вид. Разумеется, природное любопытство побуждает брать все это в руки, трогать, изучать. К чему бы ребенок ни притронулся, все настроено на развитие. А педагог только помогает ему в освоении функций выбранных предметов, или предлагает что-то, угадывая его предпочтения, но не принуждая. В таких условиях нет необходимости в строгой образовательной программе. Малышу предоставляется свобода постижения мира в ритме, который он сам выбирает.

Минус: педагог, как учитель, в системе Монтессори не имеет авторитета, как в традиционных, а это значит, он не пользуется должным уважением у детей, что может сказаться на качестве и объеме получаемых знаний. Нет четкого плана занятий, никто не ходит строем, а все надежды возлагаются только на самого малыша и его самодисциплину.

«Монтессори подходит всем детям, но далеко не всем родителям»

Мария Монтессори уделяла много внимания детям, отстающим в развитии. В каждом из них она разглядела личность, формирующую восприятие мира под воздействием, главным образом, окружающей среды. Причиной отставания в развитии Мария Монтессори считала то, что малышам просто нечем насыщать свой мозг. Поэтому созданию благоприятного пространства для обучения детей в её разработках уделено колоссальное внимание. Главная идея этой методики заключена в том, чтобы дать возможность каждому ребенку раскрыть внутренний потенциал за счет самостоятельной деятельности в специально подготовленной среде.

Именно она является обязательным условием развития каждого малыша. Монтессори – средовая методика, и окружающее ребенка пространство является базовой составляющей, которая для достижения положительных результатов требует от родителей огромной вовлеченности в процесс. Недостаточно просто посещать класс Монтессори. Родителям и дома рекомендуется создать ребенку приближенную к стандартам образовательную среду. Определенным образом должна быть организованна комната, где малыш чаще проводит время, и в ней помимо инструментов Монтессори, необходима мебель, отвечающая принципам методики. Порядок в доме также является обязательным условием.

Минусы: не всегда наши квартиры позволяют выделить ребенку отдельную комнату, и правильно организовать пространство для жизни по системе Монтессори. Это не просто набор педагогических приемов, а целая философия воспитания, которую необходимо внедрять в своем доме. Если между классом Монтессори и местом жительства малыша резкий контраст, то он будет сбит с толку – то и другое имеют для него большое значение. В подобной ситуации ребенку гарантирован стресс, проявляющийся нервозностью и беспокойством.

«Упражнения для мелкой моторики благоприятно влияют на развитие речи»

Важно выбирать не просто методику, а квалифицированного, внимательного педагога, который способен следить за безопасностью каждого ребенка в классе, участвующего в процессе работы с мелкими предметами. Родители должны понимать — есть риск, что малыш может проглотить какую-либо маленькую деталь развивающих материалов, отказаться от которых в системе Монтессори недопустимо, ведь они являются незаменимым звеном в развитии ребенка.

«Стоп! Это моя работа!»

Не мешать другим — достойное качество. В методике Монтессори оно развивается, как осознание ребёнком важности личного пространства. Одновременно приходит внутреннее принятие границ других — окружающих малыша людей. Занятия проходят в спокойствии, тишине и чаще в уединении. Независимо от того, что дети находятся в группе и взаимодействуют друг с другом, работает каждый индивидуально. Коллективные ролевые игры в системе Монтессори заменяются практической деятельностью с обучающими материалами исключительно самостоятельно.

Минус: развивая логику, аналитические качества, мелкую моторику, и все сферы деятельности, что контролирует левое полушарие мозга человека, методика Монтессори игнорирует «творческое» правое – отвечающее за познание мира целостно, чему бы поспособствовали коллективные ролевые игры малышей. Именно они имеют огромное значение для полноценного и всестороннего развития детей дошкольного возраста. Важность ролевых игр сложно переоценить – это наиболее доступный метод развития у ребенка творческого мышления, креативности и фантазии. В методике Монтессори проявления творчества рассматриваются, как препятствие для развития логики, и в целом умственной составляющей малыша.

Принять метод Монтессори или отказаться — выбор исключительно родителей ребенка. Важно только помнить, что главное для него — это комфорт, безопасность, любовь и участливость взрослых.

Стоит ли платить за альтернативные системы дошкольного образования

В России представлены три альтернативные системы дошкольного образования: система Монтессори, Реджио-Эмилия и Вальдорфская. Занимаются по ним в частных садиках, чаще всего в крупных городах. Цель — обеспечить всестороннее развитие ребёнка.

В каждом садике воспитатели уверены, что их подход наиболее продуман. Однако создать идеальную систему не удавалось ещё никому.

Система Марии Монтессори

Depositphotos/tan4ikk

Эта образовательная методика была разработана итальянским врачом и педагогом Марией Монтессори в начале XX века. Сначала она применялась среди детей с ограниченными возможностями, но позже была адаптирована для здоровых.  Монтессори-классы можно найти во многих странах, в том числе в России.

Отличительные черты системы дошкольного образования

  1. Система держится на принципе «помоги мне сделать самому». Это значит, что преподаватель должен не учить ребёнка, а помогать ему заниматься самостоятельно тем, что ему интересно.
  2. Для занятий Монтессори разработала специальные предметы и материалы. Они помогают поддерживать второй принцип системы — «обучение через открытия», когда ребёнок развивает себя, самостоятельно играя. При этом в большинстве материалов заложен принцип самокоррекции: ребёнок сам видит и исправляет свои ошибки, а не ждёт взрослого.
  3. Большое внимание уделяется окружающему пространству. Всё должно быть функционально, красиво, доступно для ребёнка и выполнено из натуральных материалов.
  4. Пространство класса делится на тематические зоны: зону реальной жизни, зону сенсорного развития, математическую, языковую и космическую зоны. Каждая оборудована созданными специально для неё монтессори-материалами.
  5. Дети работают там, где им удобно. Они могут сидеть на индивидуальных ковриках или за столиками.
  6. В классах занимаются дети разного возраста. Это сделано для того, чтобы они не соперничали, а помогали друг другу и передавали опыт.

Недостатки системы дошкольного образования

  1. Педагог в системе Монтессори не считается главным, а дети занимаются тем, чем им хочется. Считается, что ребятам, занимавшимся в подобных классах, сложно приспособиться к дисциплине в обычной школе.
  2. В монтессори-классах не уделяют внимания развитию воображения и креативности. Здесь не играют, не читают сказки, не рисуют и не поют. Вместо этого дети развивают те или иные навыки, связанные, к примеру, со счётом, моторикой, языком.
  3. Дети занимаются с материалами индивидуально, изредка требуя помощи преподавателя. Из-за этого ребёнок может отставать в социальном развитии, не уметь общаться с другими детьми.
  4. Нет систем отчёта, показателей развития, тестов.

Система Рудольфа Штайнера (Вальдорфская)

Depositphotos/thirteen

Методика была разработана австрийским философом, педагогом и мистиком Рудольфом Штайнером. Первая школа была открыта в 1919 году. Учились в ней дети рабочих табачной фабрики «Вальдорф Астория». Отсюда и второе название системы.

Современные школы и детские сады, занимающиеся по системе Штайнера, — это сертифицированные учреждения, признанные Международным форумом вальдорф-штайнеровских школ (Гаагским кругом), педагогической секцией Свободной высшей школы гуманитарных наук Гётеанума и «Друзьями вальдорфского образования».

Отличительные черты системы дошкольного образования

  1. Краеугольный камень вальдорфской педагогики — антропософия. Это религиозно-мистическое учение, разработанное Рудольфом Штайнером в 1912 году. Основные положения: гипотеза о триединстве человека (Дух, Душа и Тело), его четырёх сущностях (физическое тело, эфирное тело, астральное тело, Я) и учение о темпераментах (меланхолик, флегматик, холерик, сангвиник).
  2. Вальдорфская система заинтересована в развитии гармоничных детей. Каждый ребёнок — личность и должен расти в соответствии со своими способностями и наклонностями.
  3. Здесь учат эвритмическому танцу. Дети свободно двигаются под музыку, при этом поют или рассказывают стихи.
  4. Огромное внимание уделяют ручному труду и развитию воображения. Дети учатся вышивать, вязать, рисовать, лепить, работать на гончарном круге, иногда на ткацком станке.
  5. В одной группе собраны дети от трёх с половиной до семи лет. Таким образом младшие быстрее обучаются базовым навыкам, а старшие передают опыт.
  6. В вальдорфском детском садике часто и с большим размахом отмечают праздники. Особенно ценятся дни рождения.
  7. Как и в обычном садике, день в вальдорфском саду расписан по минутам.

Недостатки системы дошкольного образования

  1. Вальдорфская система имеет глубокие оккультные и религиозные корни, поэтому некоторые считают её сектантской.
  2. Детей почти не готовят к поступлению в обычную школу. С ними не занимаются чтением, письмом, математикой.
  3. Все игрушки сделаны вручную из натуральных материалов: дерева, тканей, ниток. Обычные куклы, машинки и конструкторы не используются и запрещены. Даже дома.
  4. Первые несколько месяцев ребёнок проходит адаптационный период. В это время он обязан приходить на занятия вместе с сопровождающим — мамой, папой или кем-то ещё.
  5. Никаких систем отчёта, показателей развития. Оценить прогресс развития ребёнка можно лишь глядя на его поделки.

Система Реджио-Эмилия

Эта система была придумана в одноимённом городе на севере Италии в 1940-е годы. После Второй мировой войны здесь открылись детские сады, в которых дошкольников воспитывали по методу, разработанному педагогом Лорисом Малагуцци. Он опирался на идеи Жана Пиаже, Льва Выготского, Марии Монтессори. Реджио-педагогика остаётся популярной во многих странах.

Отличительные черты системы дошкольного образования

Плюсы и минусы образования Монтессори

Детское образование изучалось на протяжении десятилетий, чтобы определить, как лучше всего действовать учителям. Дети учатся иначе, чем взрослые, поэтому и методы, используемые для обучения детей, должны быть другими. Образование Монтессори ориентировано на ребенка, предлагает мероприятия, проводимые детьми, и может начинаться уже в дошкольном возрасте. Вот плюсы и минусы системы, разработанной доктором Монтессори в ходе его исследований.

Плюсы образования Монтессори

1. Это позволяет детям решать, что они хотят изучать.
Дети лучше учатся, когда у них есть выбор, что им изучать. Вот почему в классе Монтессори будут размещены различные виды игровых станций. Дети выбирают то, что они хотят делать, и так они учатся.

2. Учителя помогают детям выполнять задания.
До 90% информации, с которой мы сталкиваемся в течение дня, может быть сохранено для немедленного вызова, если усвоено в процессе деятельности.Запоминание информации, основанной на лекциях, может составлять всего 5%. Когда учителя направляют учащихся через деятельность, а не «учат их», результаты намного лучше.

3. Градация индивидуальна.
Вместо традиционной системы оценок учащиеся с образованием Монтессори оцениваются на основе их индивидуального прогресса. Это усложняет отслеживание результатов, но дает содержательную обратную связь каждому учащемуся.

Минусы образования Монтессори

1.Дети иногда могут испытывать трудности при переходе к этой культуре обучения.
Некоторые ученики лучше других адаптируются к Монтессори-образованию. Это может создать конфликт между двумя группами, который в конечном итоге может привести к издевательствам или другому вредному поведению.

2. Защита торговой марки отсутствует.
Любой может сказать, что он дает Монтессори-образование. Родители должны проявить должную осмотрительность в классе, чтобы убедиться, что стиль обучения действительно структурирован вокруг этой системы.

3. Сильно зависит от способностей учителя.
В тот момент, когда учитель отказывается позволить ученику выполнять учебную деятельность, которую он хочет сделать, система Монтессори дает сбой. Учителя могут изо всех сил пытаться адаптироваться так же, как иногда могут учащиеся.

Плюсы и минусы Монтессори-образования показывают, что оно может быть очень полезным для учащихся, которые испытывают трудности в традиционной структуре классной комнаты. Возможно, это не подходящая образовательная среда для всех, но практические возможности и возможность выбирать то, что они хотят изучать, помогают детям запоминать больше информации.Это делает этот тип школы намного более эффективным в долгосрочной перспективе.

Кристал Ломбардо — пишущий редактор журнала Vision Launch. Кристал — опытный писатель и исследователь с более чем 10-летним опытом. Она была редактором трех популярных блогов, каждый из которых ежемесячно читает более 500 000 человек.

Монтессори дошкольные плюсы и минусы (43 новых курса)

Изучение плюсов и минусов Монтессори-образования

Только сейчас Монтессори сильна в воспитании чувства независимости и самостоятельной работы.Но, как отмечает Монтгомери, ситуации с трудоустройством не всегда такие. Предпринимательский склад ума, который может быть очень ценным, также может мешать учащимся сотрудничать в командах и работать под жестким руководством.