Арп у детей: Республиканская детская клиническая больница г.Сыктывкар

Содержание

Республиканская детская клиническая больница г.Сыктывкар

Аффективно-респираторные приступы (АРП)– это пароксизмы, во время которых ребенок «заходится при плаче» с остановкой дыхания (англ. breath-holding spells — «приступы задержки дыхания»).

Чаще такие пароксизмы встречаются у детей раннего возраста, максимально в возрасте от 6 до 24 месяцев. Частота АРП у детей в возрасте до 5 лет по данным разных авторов составляет от 2 до 10%. В зависимости от изменения цвета кожи во время пароксизма выделяют «цианотический тип» (с посинением кожи, от слова «цианоз» – синюшная окраска кожи), и «бледный тип» АРП (с бледностью кожи, при этом цианоз отсутствует или очень слабо выражен). Особенной пугающе выглядят «цианотичные» приступы.

При АРП всегда есть провоцирующий момент, вызывающий плач ребенка, предшествующий пароксизму. Это может быть обида малыша (что-то не дали, отобрали и т.

п.), испуг, боль (ударился, упал и пр.). Ребенок начинает плакать и во время плача происходит остановка дыхания («апноэ») возникающая преимущественно за счет спазма дыхательных путей, крик обеззвучивается. Кожа носогубного треугольника, лица синеет или бледнеет, малыш утрачивает сознание, выгибается, обмякает, затем быстро приходит в себя. Длительность приступа обычно менее 1 минуты. Возможны варианты более легких проявлений (например, приступ короткий – несколько секунд, нет явной утраты сознания, обмякания), и более тяжелых симптомов (отмечается еще и подергивание конечностей, непроизвольное мочеиспускание, длительность пароксизма несколько минут). После приступа общее состояние ребенка обычно в норме, иногда может быть кратковременная общая вялость, сонливость. Несмотря на пугающий вид данных пароксизмов, они имеют благоприятный прогноз. Как правило, АРП проходят к 3-4 годам, а после 5 лет АРП сохраняются менее чем в 3-5% всех случаев таких приступов при плаче, после 12 лет их уже никогда не бывает.
 

Помощь при АРП

Как правило, приступ можно предотвратить – в самом начале плача, отвлечь ребенка громким звуком (хлопнуть в ладоши или что-то уронить, например), опрыскать его лицо водой, дунуть в лицо. Может быть успешной попытка переключить внимание малыша на какие-то посторонние вещи (посмотреть в окно – «что там делается?», показать новую игрушку и т.п.). Не рекомендуется сразу давать ребенку то, что он хочет и из-за чего начал плакать (машинку, куклу, конфету и т.п.).

Если же приступ уже начался ребенка нужно подстраховать чтобы он не упал и не получил травму, взять на руки. Не следует делать «искусственное дыхание» и пытаться проводить реанимационные мероприятия, выход из приступа всегда происходит самостоятельно и в подавляющем большинстве случаев быстрее, чем за 20-30 секунд.

После пароксизма состояние ребенка в подавляющем большинстве случаев нормальное, он начинает играть и делать то, что и до приступа. Если ребенок вялый, сонливый после АРП, необходимо дать ему отдохнуть, полежать. Такое состояние не типично для «обычного АРП», если оно возникает необходимо внепланово обратиться к врачу. Если приступы повторяются часто, то необходимо обратиться к врачу-неврологу, психотерапевту.

Аффективно-респираторные приступы у детей

Аффективно-респираторные приступы (АРП), в англоязычной литературе — Breath-holding spells, в просторечии — «закатывания» (про ребенка в приступе говорят «закатился») Это состояние, при котором, в ответ на негативные эмоции или боль, у ребенка временно нарушается ритм дыхания, а иногда и сердца — и ребенок перестает дышать на срок от пары секунд до 1 минуты, после чего либо переходит на громкий плач, либо (при более долгих приступах) падает в обморок или даже засыпает.

Посмотрите эти видеоролики с детьми в АРП: https://youtu.be/u_Zw6_52cv4 https://youtu.be/15RX2azZwX8 https://youtu.be/e0640GTjScQ https://youtu.be/2g6tm0sPRJ8 Это весьма распространенное состояние у детей, пугающее родителей и окружающих, но совершенно безобидное. Встречаются АРП чаще всего у детей с года до трех лет, и всегда проходят сами после 6 лет. У некоторых детей они случаются пару раз в месяц, только по очень яркому поводу, у других — несколько раз за день, по самым незначительным поводам. Различают два типа АРП: — цианотичные, вызваны резкой негативной эмоцией ребенка (испуг, гнев, протест и тд) Это самый распространенный тип — бледные, сопровождаются сильным урежением частоты пульса, возникают обычно в ответ на боль. У некоторых детей бывают попеременно то цианотичные, то бледные приступы. Известно, что железодефицитная анемия увеличивает риск развития и тяжесть АРП, и наоборот — ее лечение может их ослабить и ускорить выздоровление от них, однако прямой зависимости от дефицита железа тут нет.
Обычно диагноз АРП очевиден и «лежит на поверхности» — стоит врачу подойти для осмотра к ребенку, как тот пугается и «закатывается» и все становится ясным. И все же иногда существует риск спутать АРП с инфантильными спазмами (разновидностью детской эпилепсии) и некоторыми другими опасными состояниями, поэтому для верности вам стоит снять типичный приступ на видео и показать своему врачу. Что вы можете сделать, чтобы помочь малышу? В момент приступов — беречь его от травм, особенно об острые углы. В целом — стараться избегать ситуаций, которые провоцируют приступы. НИКОГДА не наказывать его за приступ — это не его вина, это происходит непроизвольно. Не нужно брызгать водой, бить по щекам, подкидывать вверх, дуть в лицо, и вообще делать что-либо в момент приступа — просто дождитесь его конца и берегите от травм. Еще раз: с возрастом это проходит само, всегда. В настоящее время фармакологические препараты, ускоряющие выздоровление от АРП, или облегчающие их течение, медицине неизвестны, кроме, разве что, препаратов железа: Кокрэйновский обзор показал, что назначение препарата элементарного железа в дозе 5мг/кг/сут на 16 недель высокоэффективно для коррекции аффективно-респираторных приступов у детей.
Эффект у анемичных детей, разумеется, выше чем у детей с изначально нормальным содержанием железа, но лечение имело неплохой эффект и у детей без анемии (!) В чрезвычайно редких случаях после АРП дыхание не может восстановиться, и если ребенок не дышит более 1-2 минут вам следует вызвать «скорую помощь», начать искусственное дыхание рот-в-рот, и продолжать его до восстановления дыхания или приезда врачей. Подробнее о технике: http://medspecial.ru/for_patients/25/427/ Дополнительная информация по АРП для родителей на русском: http://medspecial.ru/for_patients/7/264/ https://www.msdmanuals.com/ru/профессиональный/педиатрия/поведенческие-нарушения-и-проблемы-у-детей/эпизоды-задержки-дыхания На английском: https://www.webmd.com/parenting/tc/breath-holding-spells-topic-overview#1 https://en.wikipedia.org/wiki/Breath-holding_spell PS АРП до 1 года довольно редки, и если с ребёнком происходит что-то подобное до года, это следует называть brief resolved unexplained event (BRUE), вместо недавно упраздненного термина apparent life-threatening event (ALTE).
И обследовать по этому алгоритму: https://pediatrics.aappublications.org/content/137/5/e20160590 (англ, свежая инфа) https://www.msdmanuals.com/ru/профессиональный/педиатрия/различные-нарушения-у-младенцев-и-детей/очевидный-опасный-для-жизни-случай-alte (рус, отчасти устаревшая инфа) PPS Чем раньше возник первый эпизод BRUE, тем выше риск его повторения и даже риск внезапной младенческой смерти. В целом речь идет о весьма малых рисках, но если тревога и страх повторения BRUE у родителей запредельные (или риск действительно кажется мне существенным), я рекомендую родителям дыхательные мониторы (радионяни с опцией «я разбужу вас и три соседних подъезда, если ваш младенец не вдохнет более 20 секунд»), например вот https://detsky1.ru/catalog/movement-monitors/ac1300/

Автор: Сергей Бутрий

https://vk.com/dr.butriy

Таблица по антиретровирусным препаратам — Национальная ассоциация специалистов в области ВИЧ/СПИДа

Азидотимидин (Биофарма, Россия) капсулы 100мг
Азимитем (Фармасинтез, Россия) таблетки 100мг, 300мг
Виро-Зет (Ranbaxy, Индия) таблетки 300мг
Зидовирин (Верофарм, Россия) капсулы 100мг
Зидовудин (Aurobindo Pharma, Индия) таблетки 300мг
Зидовудин (ФП Оболенское, Россия)
капсулы 100мг
Зидовудин-АЗТ (Технология лекарств, Россия) таблетки 300мг; раствор для инфузий 10 мг/мл
Зидовудин-Ферейн (Брынцалов-А, Россия) капсулы 100мг
Зидовудин (Ауробиндо Фарма Лтд, Китай) таблетки 300мг
Зидо-Эйч (Макиз-Фарма, Россия, производство — Hetero Drugs, Индия) таблетки 300мг
Ретровир (GlaxoSmithKline) раствор для приема внутрь 50 мг / 5 мл ; раствор для инфузий 10 мг/мл ; капсулы 100мг
Тимазид (АЗТ Фарма К. Б., Россия) капсулы 100мг, 200мг

МКОУ «КСОШ им.Героя Советского Союза Н.Ф.Махова»

Наименование программы Форма обучения Срок обучения Срок действия аккредитации Язык на котором осуществляется обучение
АРП для детей с ТНР (вариант 5.2)
АРП по литературному чтению очная     русский
АРП по литературному чтению на родном (русском) языке  очная     русский
АРП по русскому языку очная     русский
АРП по родному (русскому) языку очная     русский
АРП по математике очная     русский
АРП по английскому языку очная     русский
АРП по изобразительному искусству очная     русский
АРП по музыке очная     русский
АРП по окружающему миру очная     русский
АРП по предмету «Подвижные игры» очная     русский
АРП по технологии очная     русский
АРП по физической культуре очная     русский
АРП для детей с ТНР (вариант 5. 1)
АРП по литературному чтению очная     русский
АРП по литературному чтению на родном (русском) языке  очная     русский
АРП по русскому языку очная     русский
АРП по родному (русскому) языку очная     русский
АРП по математике очная     русский
АРП по иностранному языку очная     русский
АРП по изобразительному искусству очная     русский
АРП по музыке очная     русский
АРП по окружающему миру очная     русский
АРП по предмету «Подвижные игры» очная     русский
АРП по технологии очная     русский
АРП по физической культуре очная     русский
АРП по ОРКСЭ (для детей с ОВЗ) очная     русский
Школа 21 века
Рабочая программа по изобразительному искусству  очная     русский
Рабочая программа по литературному чтению очная     русский
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке очная     русский
Рабочая программа по математике очная     русский
Рабочая программа по окружающему миру очная     русский
Рабочая программа по русскому языку очная     русский
Рабочая программа по технологии очная     русский
Рабочая программа по английскому языку очная     русский
Рабочая программа по музыке очная     русский
Рабочая программа по ОРКСЭ очная     русский
Рабочая программа по предмету «Подвижные игры» очная     русский
Рабочая программа по родному (русскому) языку очная     русский
Рабочая программа по физкультуре очная     русский
Школа России
Рабочая программа по литературному чтению на родном (русском) языке очная     русский
Рабочая программа  по русскому языку очная     русский
Рабочая программа по родному (русскому) языку очная     русский
Рабочая программа по изобразительному искусству очная     русский
Рабочая программа по математике очная     русский
Рабочая программа по окружающему миру очная     русский
Рабочая программа по технологии очная     русский
Рабочая программа по английскому языку очная     русский
Рабочая программа по музыке очная     русский
Рабочая программа по ОРКСЭ очная     русский
Рабочая программа по предмету «Подвижные игры» очная     русский
Рабочая программа по технологии очная     русский
Рабочая программа по физкультуре очная     русский
АРП для детей с ЗПР (вариант 7. 2)
АРП «Английский без отметок» очная     русский
АРП по английскому языку очная     русский
АРП по ИЗО очная     русский
АРП по литературному чтению очная     русский
АРП по литературному чтению на родном (русском) языке очная     русский
АРП по математике очная     русский
АРП по музыке очная     русский
АРП по немецкому языку очная     русский
АРП по окружающему миру очная     русский
АРП по ОРКСЭ очная     русский
АРП «Первые шаги» очная     русский
АРП по предмету «Подвижные игры» очная     русский
АРП по родному (русскому) языку очная     русский
АРП по русскому языку очная     русский
АРП по технологии очная     русский
АРП по физической культуре очная     русский
Основная школа
Рабочая программа по русскому языку, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по родному языку (русскому), 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по литературе, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по родной литературе (русской), 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по математике, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по английскому языку, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по немецкому языку (второй иностранный язык), 8-9 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по истории, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по обществознанию, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по информатике, 7-9 классы очная 3 года   русский
Рабочая программа по биологии, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по географии, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по физике, 7-9 классы очная 3 года   русский
Рабочая программа по химии, 8-9 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по музыке, 5-8 классы очная 4 года   русский
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности, 8-9 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по физической культуре, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Рабочая программа по технологии, 5-8 классы очная 5 лет   русский
Средняя школа
Рабочая программа по русскому языку (базовый уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по русскому языку (профильный уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по родному языку (русскому), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по литературе, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по родной литературе (русской), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по математике, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по английскому языку, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по немецкому языку, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по информатике (базовый уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по информатике (профильный уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по истории, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по обществознанию, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по биологии (базовый уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по биологии (углубленный уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по географии, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по физике (базовый уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по физике (углубленный уровень), 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по химии, 10-11 классы (базовый уровень) очная 2 года   русский
Рабочая программа по химии, 10-11 классы (углубленный уровень) очная 2 года   русский
Рабочая программа по астрономии, 11 классы очная 1 год   русский
Рабочая программа по основам безопасности жизнедеятельности, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа по физической культуре, 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа элективного курса «Индивидуальный проект», 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа элективного курса «Математические методы в физике», 10-11 классы очная 2 года   русский
Рабочая программа элективного курса «Избранные вопросы математики, 10 класс очная 2 года   русский
Адаптированные рабочие программы:
Адаптированная рабочая программа по физической культуре, 5-9 классы очная 5 лет   русский
Реализуемые образовательные программы:
Основная образовательная программа начального общего образования (ООП НОО) очная 4 года   русский
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР, вариант 5. очная 4 года   русский
Адаптированная основная образовательная программа начального общего образования обучающихся с ТНР, вариант 5.2 очная 4 года   русский
Адаптированная основная образовательная программа обучающихся с ОВЗ, вариант 7.2 (АООП НОО с ОВЗ 7.2) очная 4 года   русский
Основная образовательная программа основного общего образования (ООП ООО) очная 5 лет   русский
Основная образовательная программа среднего общего образования (ООП СОО) очная 2 года   русский
Адаптированная основная образовательная программа основного общего образования обучающихся с ЗПР (АООП ООО с ЗПР) очная 5 лет   русский
 Дополнительные общеобразовательные общеразвивающие программы:
Будь в движении с РДШ очная 1 год   русский
Волонтерский отряд «Миг» очная 2 года   русский

МБОУ ООШ № 89: Образование

Русский язык (1-4)

Русский язык (5-9)

Родной язык (1-3)

Родной язык (5-8)

Литературное чтение на родном языке (1-3)

Литературное чтение (1-4)

Родная литература (5-8)

Литература (5-9)

Иностранный язык (Английский язык) (2-4)

Иностранный язык (Английский язык) (2-4)

Иностранный язык (Английский язык) (5-9)

Второй иностранный язык (Немецкий язык) (6-9)

Математика (1-4)

Математика (5-6)

Алгебра. Вероятность и статистика. (7-9)

Информатика (2-4)

Информатика (5-9)

Окружающий мир (человек, природа, общество) (1-4)

Основы религиозных культур и светской этики (4)

Основы духовно-нравственной культуры народов России (5)

Изобразительное искусство (1-4)

Изобразительное искусство (5-6)

Изобразительное искусство (Черчение) (8)

Технология (1-4)

Технология (5-7)

Физическая культура (1-4)

Физическая культура (5-9)

Физическая культура (Модуль «Ритмика») (1-4)

Физическая культура (Модуль «Современный эстрадный танец») (5-9)

Физическая культура (Модуль «Шахматы») (1-4)

История России. Всеобщая история (5-9)

Обществознание (6-9)

Основы безопасности жизнедеятельности (8-9)

Спецкурс «Финансовая грамотность» (5)

Русский язык (1)

Русский язык (2)

Русский язык (3)

Русский язык (4)

Русский язык (5-9)

Литературное чтение (1)

Литературное чтение (2)

Литературное чтение (3)

Литературное чтение (4)

Литература (5-9)

Родной язык (1-4)

Литературное чтение на родном языке (1-4)

Родной язык (5-9)

Родная литература (5-9)

Математика (5-9)

Информатика (2)

Информатика (3)

Информатика (4)

Информатика (5-9)

Физическая культура (1-4)

Физическая культура (5-9)

Технология (5-7)

Окружающий мир (1)

Окружающий мир (2)

Окружающий мир (3)

Окружающий мир (4)

Иностранный язык (Английский язык) (2)

Иностранный (Английский язык) (3)

Иностранный язык (Английский язык) (4)

Иностранный язык (Английский язык) (5-9)

Второй иностранный язык (Немецкий язык) (6-9)

История России. Всеобщая история (5-9)

Обществознание (6-9)

Основы безопасности жизнедеятельности (8-9)

Основы религиозных культур и светской этики (4)

Основы духовно-нравственной культуры народов России (5)

Изобразительное искусство (1)

Изобразительное искусство (2)

Изобразительное искусство (3)

Изобразительное искусство (4)

Изобразительное искусство (5-6)

Изобразительное искусство (Черчение) (8-9)

Спецкурс «Финансовая грамотность» (5)

Лингвострановедческий кружок на английском языке «I am an actor» (7)

Кружок «Занимательный английский» (игровой) (3)

Кружок «Занимательный английский» (игровой) (4-5)

Вокально-хоровая студия «Шанс» (1-9)

ИЗО студия «Волшебная палитра» (1-4)

ИЗО студия «Волшебная палитра» (5)

Географический клуб «Юный географ» (5-6)

Секция спортивного ориентирования (7-8)

Патриотический клуб «Факел» (5-9)

Клуб «Отважная пешка» (2-9)

Кружок «Подвижные игры» (1-4)

Кружок «Спортивные игры» (4-5)

Секция «Волейбол» (7-8)

Секция «Баскетбол» (5-9)

Хореографическая студия «Пульсар» (2-9)

Кружок речевого мастерства «Признание» (5-9)

Кружок «Умники и умницы» (1-4)

Кружок «Наглядная геометрия» (1-4)

Кружок «Будь здоров» (1-4)

Кружок «Мир профессий» (3)

Социальный клуб «Юный гражданин» (1-4)

Театральная студия «Маска-Рад» (2-4)

Театр кукол «Петрушка» (1-4)

Кружок «Светофорики» (5-6)

Кружок «Робототехника» (5)

Кружок «Секреты пунктуации» (8)

Кружок «Разберём, поймём, научимся» (4)

Историко-краеведческий клуб «Сибиряк» (5-6)

Исторический дискуссионный клуб «Аргумент» (8-9)

Кружок «Занимательный русский язык» (5 кл. )

Кружок «Занимательный немецкий» (6-9)

Кружок «Настольный теннис» (4-7)

Клуб «Алхимики» (8-9)

Математический клуб 2*2 (6-7)

Проектный математический клуб «Пифагор» (9)

Проектный математический клуб «Пифагор» (8)

Кружок в рамках Word Skils «Юный портной» (7-9)

Спецкурс «Избранные вопросы математики» (9)

причины и лечение, как лечить новорожденных и грудничков

Трудно сохранить родительское самообладание, когда плачущий ребенок начинает падать на пол и биться в судорогах, забывая дышать. Такое явление носит название аффективно-респираторного приступа, и задача родителей – знать, как правильно реагировать в таких ситуациях и что делать.

Что это такое?

В медицине аффективно-респираторные приступы (АРП) имеют несколько названий: их называют приступами задержки дыхания, а также аффективно-респираторным синдромом. По сути это периодические апноэ, которые могут сопровождаться потерей сознания и судорожными проявлениями.

Название состоит из двух частей, в каждой из которых большой смысл происходящего. «Аффективный» – неконтролируемая эмоция, а «респираторный» – дыхательный. На фоне сильной эмоции нарушается дыхание, ребенок «забывает», как делать вдохи и выдохи во время сильного плача, обиды, боли, боязни.

По данным Всемирной организации здравоохранения, такие приступы время от времени случаются как минимум у 5% населения планеты, как у взрослых, так и у детей, но в детском возрасте АРП случаются значительно чаще.

При этом исследования показали, что в большей мере таким приступам подвержены дети в возрасте от полугода до полутора лет, а после достижения ребенком пятилетнего возраста таких приступов практически не случается. У грудничков до полугода и новорожденных такие приступы возможны, но это считается редким явлением.

И мальчики, и девочки подвержены АРП с одинаковой частотой, но медики обратили внимание, что у маленьких мальчиков аффективно-респираторные приступы прекращаются обычно раньше, чем у девочек: в 3 года у мальчуганов и в 4-5 лет у девочек.

Причины возникновения

Все дети более эмоциональны, нежели взрослые. Это факт. Естественно, сила эмоций у малышей всегда более выражена, и злость, и разочарование, и обида, и сильный страх проявляются сильнее. Однако далеко не все малыши страдают по этой причине от аффективно-респираторных приступов с судорогами и задержкой дыхания. Медики и ученые долго пытались найти причины, которые провоцируют приступ в ходе переживания сильной эмоции, и пришли к выводу, что триггером может выступать что-то из данного списка.

  • Особенности нервной системы – неуравновешенные, очень впечатлительные, чувствительные, эмоционально неустойчивые дети легче впадают в состояние аффекта.
  • Наследственность – у четверти маленьких пациентов с АРП выявлены родственники, которые страдали или страдают такими же приступами. При этом дети наследуют, вероятнее всего, не саму склонность к приступам задержки дыхания, а все-таки указанный в предыдущем пункте тип высшей нервной деятельности и особенности нервной системы.
  • Воспитательные ошибки – приступы изначально формируются как реакция ребенка на неверное отношение родителей к его поведению и эмоциям, постепенно пароксизмы становятся нормой поведения для конкретного малыша. Обычно АРП отмечается у детей, которым слишком многое позволяется, которые возведены родителями на семейный «трон» в качестве самого главного члена семьи.
  • Эндогенные и экзогенные факторы – сюда ученые относят физическую боль, усталость, накопившийся эмоциональный стресс, напряжение, голод.

В большинстве случаев установить точную причину аффективно-респираторных приступов у ребенка не удается, поскольку она может носить смешанный характер (при влиянии одновременно нескольких возможных причин).

Разновидности пароксизмов

Для простоты классификации все аффективно-респираторные приступы принято разделять на два вида – «синие приступы» и «бледные приступы» (по типу цвета кожных покровов в момент пароксизма). Но в медицине есть и более детальная классификация, которая описывает целых четыре типа АРП.

  1. Простой – приступ сопровождается задержкой дыхания в самом конце выдоха. Кровообращение не изменяется, дыхание восстанавливается самостоятельно.
  2. Синий – обычно связан с такими эмоциями, как гнев, злоба, боль. Во время плача или истерики ребенок делает быстрый и сильный выдох, мышцы ослабевают, может произойти потеря сознания, возникает цианоз – посинение кожных покровов. После возвращения в сознание ребенок хочет спать и может проспать пару часов. Электроэнцефалограмма не изменена, все в норме.
  3. Бледный – пароксизм сопровождается потерей сознания и бледнеет, но сам эпизод плача почти не имеет места быть либо плач у малыша незначительный. Электроэнцефалограмма также находится в пределах нормы, патологических изменений не регистрируется.
  4. Осложненный – протекает либо по «бледному», либо по «синему» сценарию, но в тяжелой форме, напоминает эпилептический припадок. Электроэнцефалограмма патологична в момент приступа, но вне пароксизма по большей части остается нормальной.

Что происходит?

Поскольку маленькие дети еще не умеют оценивать и воспринимать собственные эмоции, не умеют с ними справляться, контролировать их проявления, развиваются очень яркие аффективные реакции. Сильная эмоция порождает судорожное сокращение мышц в зоне гортани.

То, что происходит дальше, напоминает ларингоспазм – малыш дополнительно пугается нового ощущения невозможности сделать привычный вдох из-за сужения голосовой щели, новый испуг способствует еще более плотному смыканию.

Одновременно могут развиваться судороги, они непроизвольные и тоже связаны с мышечным эмоциональным напряжением. Длится приступ не более минуты, чаще всего от 15 до 25 секунд, потом мышцы начинают расслабляться, ребенок начинает нормально дышать.

Симптомы и признаки

Каждому аффективно-респираторному пароксизму в обязательном порядке предшествует некая сильная эмоция. Просто так, находясь в привычном и спокойном состоянии, ребенок в приступ не впадает. Каждый приступ развивается в точном соответствии с порядком смены этапов, один приступ точно похож на предыдущий.

Пытаясь справиться с эмоцией, малыш начинает неровно дышать, плакать, а потом внезапно замолкает, замирает и на некоторые время остается в таком состоянии, рот обычно открыт. Родители могут услышать хрипы, щелчки. Малыш не может контролировать задержку дыхания и прервать ее по собственной воле. Апноэ воле ребенка не подчиняется.

При простом приступе дыхание восстанавливается примерно через 15 секунд. Малыш выглядит нормально, других проявлений у него нет. При других формах АРП малыш может упасть, потерять сознание, у него становится бледной или синеватой кожа, слизистые оболочки. Во время приступа пульс почти не прощупывается или он очень слаб.

Родители должны знать, что приступы, основанные на обиде, злости, разочаровании более характерны для малышей в возрасте от 1,5 до 2 лет. У таких деток обычно приступы протекают по «синему» или «бледному» типу, сопровождаются либо чрезмерным напряжением мускулатуры тела, либо чрезмерным ее расслаблением.

Тело может выгибаться дугой (доктор Комаровский называет это «истерическим мостиком»), если мышцы сильно напряжены, либо безвольно обмякает, подобно тряпичной кукле, если они расслаблены. Судороги, если они есть, чаще всего проявляются в виде непроизвольных подергиваний, например, конечностями.

Восстановление всегда начинается с нормализации дыхания. Потом кожные покровы и слизистые оболочки приобретают нормальный цвет, в порядок приходит мускулатура. Восстановление после обычного приступа быстрое, ребенок может сразу попросить еды или начать играть. Чем дольше длится приступ, тем больше времени нужно для полного восстановления. При осложненном приступе на выходе ребенок еще некоторое время продолжает тихонечко плакать, ныть, и с этим он обычно засыпает на пару часов.

Опасно ли это?

В медицине аффективно-респираторные пароксизмы опасными не считаются. Обычно дети их «перерастают» и с возрастом АРП проходят и без лечения. Существуют и данные, что косвенно такие приступы могут повлиять на риск развития у ребенка эпилепсии, но прямой связи ученым пока установить не удалось. Единственная статистика, которая говорит в пользу этого утверждения, гласит, что у детей-эпилептиков приступы АРП в прошлом были в 5 раз чаще, чем у остальных детей. Эта статистика ни в коем случае не позволяет утверждать обратного, что дети с АРП начинают страдать эпилепсией.

Конечно, в момент пароксизма головной мозг ребенка на протяжении 10-60 секунд испытывает кислородное голодание ввиду отсутствия дыхания. Это может негативно сказываться на состоянии центральной нервной системы, в частности, у ребенка могут возникать проблемы с вниманием, памятью, мыслительными процессами, обучением, но такие последствия становятся вероятными только в том случае, если приступы задержки дыхания (АРП) случаются с завидной частотой.

Что делать?

В первую очередь родители должны показать ребенка врачу. Это важно для того, чтобы отличить обычные аффективно-респираторные приступы от той же эпилепсии, ведь проявления могут быть очень похожими. К каким специалистам обратиться, догадаться несложно – к неврологу и детскому психиатру.

Этим специалистам родители должны будут подробным образом рассказать, как протекают приступы, как часто они повторяются, какими причинами, по мнению мамы или папы, вызываются. Невролог осматривает ребенка на предмет сохранности рефлексов, чувствительности, координации движений.

Что не перепутать АРП с эпилепсией, рекомендуется проведение электроэнцефалографии. Обычно при аффективно-респираторном синдроме повышенной электрической активности мозга не выявляется. Ребенку делают ЭКГ.

В первую очередь рекомендуется консультация детского психолога или психотерапевта, причем не только для малыша, но и для всей его семьи. Индивидуальная психокоррекционная работа поможет сделать более гармоничными отношения в семье, а также научит ребенка выражать свои сильные эмоции словами.

Ребенку могут быть назначены препараты – ноотропы, растительные успокоительные средства, а также необходимые аминокислоты, например, глицин, витамины. Если приступы осложненные и протекают с сильными судорогами, врач может порекомендовать транквилизаторы, но не для систематического приема, а исключительно с целью купировать пароксизм.

Избежать повторных приступов поможет изменение образа жизни ребенка. Следует придерживаться такого режима, при котором малыш не будет сильно уставать, его день должен быть наполнен физической активностью, питание должно быть полноценным.

А вот игры за компьютерами, как и просмотр телевизора не рекомендованы, их следует максимально ограничить 1-2 часами в сутки.

Известный педиатр доктор Комаровский утверждает, что родители вполне могут предупредить приступы, вовремя замечая их начальные симптомы. Пока спазм не начался, родители могут отвлечь чадо, переключить его внимание на что-то другое.

Запрещать ребенку испытывать сильные эмоции бесполезно, – считают врачи и подтверждают отзывы мам. Поэтому требовать, чтобы чадо перестало орать, реветь, бояться или злиться – дело бессмысленное. А вот вовремя обратить внимание ребенка на что-то вокруг или попросить его что-то принести – вполне возможно.

Подробнее о том, как действовать, если у ребенка аффективно-респираторный приступ, рассказывает доктор Комаровский в следующем видео.